Домой / Утепление / Иван крыловлучшие басни для детей. Иван крылов - лучшие басни для детей Басни не из школьной программы

Иван крыловлучшие басни для детей. Иван крылов - лучшие басни для детей Басни не из школьной программы

Лиса, не видя сроду Льва,
С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.
Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,
Но уж не так ей страшен показался.
А третий раз потом
Лиса и в разговор пустилася со Львом.
Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся.

Чиж и Голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, – говорит, – средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.

Волк и Пастухи

Волк, близко обходя пастуший двор
И видя, сквозь забор,
Что, выбрав лучшего себе барана в стаде,
Спокойно Пастухи барашка потрошат,
А псы смирнёхонько лежат,
Сам молвил про себя, прочь уходя в досаде:
«Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья,
Когда бы это сделал я!»

Водопад и Ручей

Кипящий Водопад, свергался со скал,
Целебному ключу с надменностью сказал
(Который под горой едва лишь был приметен,
Но силой славился лечебною своей):
«Не странно ль это? Ты так мал, водой так беден,
А у тебя всегда премножество гостей?
Не мудрено, коль мне приходит кто дивиться;
К тебе зачем идут?» – «Лечиться», –
Смиренно прожурчал Ручей.

Мальчик и Змея

Мальчишка, думая поймать угря,
Схватил Змею и, воззрившись, от страха
Стал бледен, как его рубаха.
Змея, на Мальчика спокойно посмотря:
«Послушай, – говорит, – коль ты умней не будешь,
То дерзость не всегда легко тебе пройдёт.
На сей раз бог простит; но берегись вперёд
И знай, с кем шутишь!»

Овцы и Собаки

В каком-то стаде у Овец,
Чтоб Волки не могли их более тревожить,
Положено число Собак умножить.
Что ж? Развелось их столько, наконец,
Что Овцы от Волков, то правда, уцелели,
Но и Собакам надо ж есть.
Сперва с Овечек сняли шерсть,
А там, по жеребью, с них шкурки полетели,
А там осталося всего Овец пять-шесть,
И тех Собаки съели.

Петух и жемчужное зерно

Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное зерно
И говорит: «Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно.
***
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

Туча

Над изнурённою от зноя стороною
Большая Туча пронеслась;
Ни каплею её не освежа одною,
Она большим дождём над морем пролилась
И щедростью своей хвалилась пред Горою,
«Чтo? сделала добра
Ты щедростью такою? –
Сказала ей Гора. –
И как смотреть на то не больно!
Когда бы на поля свой дождь ты пролила,
Ты б область целую от голоду спасла:
А в море без тебя, мой друг, воды довольно».

Крестьянин и Лисица (Книга восьмая)

Лиса Крестьянину однажды говорила:
«Скажи, кум милый мой,
Чем лошадь от тебя так дружбу заслужила,
Что, вижу я, она всегда с тобой?
В довольстве держишь ты её и в холе;
В дорогу ль – с нею ты, и часто с нею в поле;
А ведь из всех зверей
Едва ль она не всех глупей». –
«Эх, кумушка, не в разуме тут сила! –
Крестьянин отвечал. – Всё это суета.
Цель у меня совсем не та:
Мне нужно, чтоб она меня возила,
Да чтобы слушалась кнута».

Лисица и виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда - висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою:
«Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».

Сокол и Червяк

В вершине дерева, за ветку уцепясь,
Червяк на ней качался.
Над Червяком Сокол, по воздуху носясь,
Так с высоты шутил и издевался:
«Каких ты, бедненький, трудов не перенёс!
Что ж прибыли, что ты высоко так заполз?
Какая у тебя и воля и свобода?
И с веткой гнёшься ты, куда велит погода». –

«Тебе шутить легко, –
Червяк ответствует, – летая высоко,
Затем, что крыльями и силен ты, и крепок;
Но мне судьба дала достоинства не те:
Я здесь, на высоте,
Тем только и держусь, что я, по счастью, цепок!»

Собака и Лошадь

У одного крестьянина служа,
Собака с Лошадью считаться как-то стали.
«Вот, – говорит Барбос, – большая госпожа!
По мне хоть бы тебя совсем с двора согнали.
Велика вещь возить или пахать!
Об удальстве твоём другого не слыхать:
И можно ли тебе равняться в чём со мною?
Ни днём, ни ночью я не ведаю покою:
Днём стадо под моим надзором на лугу,
А ночью дом я стерегу».
«Конечно, – Лошадь отвечала, –
Твоя правдива речь;
Однако же, когда б я не пахала,
То нечего б тебе здесь было и стеречь».

Мышь и Крыса

«Соседка, слышала ль ты добрую молву? –
Вбежавши, Крысе Мышь сказала, –
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!»
«Не радуйся, мой свет, –
Ей Крыса говорит в ответ, –
И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»

Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.

Крестьянин и Разбойник

Крестьянин, заводясь домком,
Купил на ярмарке подойник да корову
И с ними сквозь дуброву
Тихонько брёл домой просёлочным путём,
Как вдруг Разбойнику попался.
Разбойник Мужика как липку ободрал.
«Помилуй, – всплачется Крестьянин, – я пропал,
Меня совсем ты доконал!
Год целый я купить коровушку сбирался:
Насилу этого дождался дня».
«Добро, не плачься на меня, –
Сказал, разжалобясь, Разбойник.
И подлинно, ведь мне коровы не доить;
Уж так и быть,
Возьми себе назад подойник».

Лягушка и вол

Лягушка, на лугу увидевши Вола,
Затеяла сама в дородстве с ним сравняться:
Она завистлива была.
И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться.
«Смотри-ка, квакушка, что, буду ль я с него?»
Подруге говорит. «Нет, кумушка, далеко!» -
«Гляди же, как теперь раздуюсь я широко.
Ну, каково?
Пополнилась ли я?» - «Почти что ничего».-
«Ну, как теперь?» - «Все то ж». Пыхтела да пыхтела
И кончила моя затейница на том,
Что, не сравнявшися с Волом,
С натуги лопнула и - околела.

***
Пример такой на свете не один:
И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая, как знатный дворянин?

В разделе Басни для детей представлены лучшие басни известных баснописцев (короткие басни в прозе, басни в стихах), которые будут интересны для совместного прочтения и обсуждения с детьми.

Поиск басни по названию

Басни по авторам

Звание первого российского баснописца по праву принадлежит Ивану Андреевичу Крылову. Для детей он написал около 200 басен. Только Крылов в шутливой форме, с легкостью умел обличать недостатки людей. Язык басен близок к разговорному, поэтому они легко запоминаются, многие выражения из басен Крылова стали афоризмами и широко используются писателями, журналистами, вошли в разговорную речь. Бытовые живые сценки, персонажи-животные, лаконичная мораль, тонкий юмор делают басни Крылова любимыми произведениями взрослых и детей. А еще детям очень нравится инсценировать басни Крылова.

Басни в прозе Льва Толстого – это обработка автором популярных басен Эзопа. Но талант Толстого-писателя сделал из известных сюжетов маленькие шедевры мудрости, поучительные рассказы, которые преподают юным читателям уроки взаимопомощи и милосердия, предостерегают от высокомерия, невежества, жадности, подлости, лени.

Именно потому, что стихи Сергея Михалкова очень любимы малышами, легко запоминаются, написаны простым, доступным для детей языком, а образы яркие и понятные для детского восприятия, басни Михалкова тоже привлекают детей. Ведь каждая из них – маленький поучительный рассказ, где на весах Добро и Зло. Помогите ребенку с помощью удивительных коротких басен с моралью постигать мудрые жизненные истины. Читайте сами, поощряйте к чтению детей. Пусть много ценных открытий помогут сделать вам и вашим детям лучшие басни известных баснописцев. А их мудрость научит детей не только видеть пороки и добродетели, но и разбираться в людях, находить правильные решения в жизни, отстаивать свою точку зрения.

Легендарные сведения, сборник, насчитывающий 400 басен и художественный язык иносказаний, который назвали «Эзоповым языком» – вот что составляет наследие древнегреческого баснописца Эзопа, который жил в середине VI века до нашей эры. Именно он считается творцом басенного жанра. Ксанф, хозяин строптивого раба, сочинявшего остроумные нравоучительные рассказы, отпустил его на волю. Имя Эзопа закрепилось за басенным жанром. А сюжеты его басен часто встречаются у известных баснописцев, поэтому полезно познакомить детей с его лучшими баснями. Кстати, у Эзопа сюжет его басни «Волк и Ягненок» заимствовали многие баснописцы: Федр, Бабрий, Крылов, Толстой. Басни Эзопа читать можно в любом возрасте.

В своих баснях Лафонтен в образах животных показывает поведение людей в различных жизненных ситуациях, осуждая человеческие недостатки и пороки современного автору общества. В некоторых баснях автора мораль отсутствует, читатель должен сам прийти к истине, спрятанной автором за глубокими философскими рассуждениями, остроумной иронией или тонким юмором. Мудрые басни Лафонтена очень актуальны в наши дни: они научат подростков лучше разбираться в людях. Басни Лафонтена для детей будут полезны еще и тем, что многие сюжеты взяты автором из древнегреческой мифологии, индийских сказаний, французского фольклора.

Детям больше нравятся короткие басни в стихах, они легче воспринимаются из-за их ритмичности. Но с большим удовольствием они будут слушать и басни в прозе. А персонажи-животные, которые являются обобщением человеческих качеств, легко воспринимаются детьми, так как у них уже имеется опыт общения с животными – персонажами сказок.

Подтверждением крылатого выражения «Мудрости никогда не бывает много» служат басни. Они впитали в себя народную мудрость, отточенную и ограненную талантом великих баснописцев многих веков и поколений. Басня – один из древнейших литературных жанров, эпическое произведение, стихотворное или прозаическое, с кратким нравоучением – моралью. Персонажами басни выступают животные, вещи, растения, люди. Зачастую, басни имеют иносказательную форму. В образах животных авторы басен высмеивают людские недостатки и пороки общества. Короткие басни с моралью заставляют читателя задуматься о жизненных ценностях.

Невозможно найти человека, который не любит читать и слушать басни в стихах или прозе, не помнит невежественную Мартышку или хитрую Лисицу из басен Крылова, лентяйку Муху и труженицу Пчелу, Слона-живописца, самовлюбленного Мухомора из басен Михалкова. В детстве, читая басню Крылова «Волк и Ягненок», мы с состраданием относились к беззащитному Ягненку и с возмущением к безнаказанности наглого Волка. Перечитывая забавные непринужденные рассказы, стоит задуматься над тем, какой воспитательный потенциал в них содержится.

Басни читать и слушать любят как дети, так и взрослые. Тексты басен старинны. Появились они очень давно. В Древней Греции, например, были известны басни Эзопа в прозе. Самыми видными и нашумевшими баснями нового времени стали басни Лафонтена. В русской же поэзии проявили себя много авторов-баснописцев, но самыми известными стали басни Крылова, Толстого и Михалкова.

Что же такое басня и чем она отличается от сказки или стихотворения? Основное отличие басни от других литературных жанров – это нравоучительный и чаще даже сатирический характер написания. Хотя главными героями басен являются животные или даже предметы, всё равно рассказ ведется про людей, и высмеиваются их пороки. Ну и конечно неотъемлемой частью басни является её мораль. Чаще ярко выраженная, написанная в конце басни, а иногда завуалированная, но в любом случае понятная.

Что касается происхождения басен, то выделяют всего две концепции. Первая из них – немецкая, а вторая – американская. Немецкая говорит о том, что из мифов рождались сказки про животных, из которых в свою очередь стали отдельно выделяться детские басни, основой которых являлся текст, а уже мораль шла как необычное для сказки дополнение. Американская школа считает, что мораль басни – это основа, а вот сам текст басни для детей – это дополнение, которого могло бы и не существовать.

Сохранившиеся до настоящего времени басни, за редким исключением, главными героями представляют зверей. Например, лиса или волк, ведут себя как люди и разговаривают как люди. При этом каждому животному приписывается один или несколько человеческих пороков, которые и осуждаются. Привычная хитрость лисы, мудрость совы, коварство змеи и другие достоинства или пороки. Часто четко прослеживаются характерные черты людей.

Басни для детей хороши также тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро вне зависимости от того, в стихах они или прозе, поэтому и воспринимаются лучше. Вы не успеете потерять нить, а смысл воспримите налету, часто даже детям сразу понятна мораль и все выводы. За один раз можно прочитать не одну детскую басню, а сразу несколько, но и усердствовать также не стоит – потеряется интерес ребенка и пропадет смысл чтения.

Иногда встречаются уникальные басни для детей, которые всегда на слуху, и герои которых настолько характерные персонажи, что зачастую их имена используют как нарицательные. В этом разделе мы собираем басни лучших авторов, тех, которые действительно привнесли что-то новое в этот жанр и являются признанными баснописцами мировой литературы.

КАРТИНКИ ГУГЛ-->

Басни для детей Владимира Шебзухова Продолжаем знакомство

Если Вы хотите ознакомиться с другими произведениями этого автора, то можно просто забить в строке поиска любого браузера "Стихи Владимира Шебзухова" и Вы найдете их немало. Либо можете связаться с самим автором на этой страничке .

Так называется наш сегодняшний выпуск знакомства с творчеством Владимира Шебзухова.

ЛИСИЦА И ЛЕВ

Лиса попалась в когти льва.
Плутовка вмиг нашла слова,
Высокомерно заявить,
Что ей в лесу - в почёте быть,
Зверей, мол, в страхе всех держать...
И, как вдруг льву, о том не знать?!
Ведь, кто задумает обидеть,
Возмездия не избежать!

Аж волосы на гриве встали -
«Таких болтушек мы видали.
У врушек - плюнь в глаза –- роса!
Хитришь всё, старая лиса!»

-- «Ну, коль не веришь, убедись.
Ты пО лесу со мной пройдись,
Не нужен даже грозный рык,
Все звери разбегутся вмиг!»

И вот по лесу лев с лисицей
(Такое даже не приснится),
Идут, как близкие друзья.
От страха звери разбегались,
А птицам, в стаи что сбивались --
Лететь уж впору за моря!

Лев призадумался, однако.
«Не врёт лиса. И как тут быть,
Ведь разбежались все -- от страха?!
Пожалуй, мне с лисой дружить!»

Но правда в сказке такова --
Боялись не лису, а льва!

КОШКА И ЛЕВ

Чего не встретится в судьбе...
Гуляла сАмо по себе,
Вдруг встретив на лесной дорожке
Котёнка-львёнка, как-то, кошка.

Ещё не научившись злиться,
Поведав, львёнок, что мать-львицу
Охотники убили в драке,
Стал не по-детски горько плакать.

Казалось, вот ещё немножко,
Со львёнком зарыдает кошка.
Прослушав, затаив дыханье --
Взяла дитя на воспитанье…

Стать грозным львом пора настала.
Еды такому зверю – мало!
Не сыт был от того, что есть...
Решил лев мамку-кошку съесть.

Готов, уж было, и напасть,
На древо кошка забралась.
Лев, как взобраться ни старался,
А, злым -- под деревом остался.

«Что же такое вдруг случилось?
Меня ты многому учила.
На дерево, не показала льву --
Ему взбираться самому!»

«Ты – лев, зверей всех повелитель.
Но, сильный -- Ангел мой, Хранитель!
Что может «на груди змея»,
Тому учить не стала я!»

ДВЕ МАКАКИ

Едва познав блаженства миг,
Не торопись учить других,
Спеша советы раздавать,
Узнай, нуждаются ли в них?

Стара как мир мораль, однако.
Напомнит нам о ней рассказ
О том, как первый раз макака
Вкусила спелый ананас…

Восторга не было предела!
Казалось, сбылись все мечты!
Тем удивить решила деда:
«Попробуй, дедушка, и ты!»

Но дед, спросонья, рассердился:
«Кто будит старых поутру?!
Я ж с ананасами родился!..
Я ж с ананасами умру!..

Вот если сладостную юность
Ты сможешь деду принести -
И не сочту я то за глупость,
И ты - буди меня… Буди!»

СОВА, ЛИСА И ЁЖ

Лиса дала совет ежу:
«Послушай, что тебе скажу,
Колючки уж давно не в моде,
Что шуба в зной – не по погоде!
Ты б к парикмахеру сходил,
И попросил его, чтоб сбрил

Твои немодные иголки,
О коих лишь -- дурные толки.
Пусть подстрижёт «под черепаху»...
Увидишь, как вокруг все ахнут!»

Из леса в город ёж помчался,
Стыдясь, что от всего отстал.
Советы слышал он не часто,
Когда ж сову вдруг повстречал,
Спросил её, права ль лиса --
Колючки, мол, его не в моде?
Ответила сова: «Ты сам,
На вид, зверёк не глупый, вроде,
На свете, чай, не мало жил.
Глядишь, и дале поживёшь…
Коль к парикмахеру идёшь,
Уж попроси, чтоб освежил,
Он, после стрижки, всё лосьоном --
Морковным, яблочным, медовым…»

-- «За что же мне такая честь?»

-- «Чтоб всё вкусней... лисе поесть!»

ДВА БАРСУКА

"Если дружба закончилась,
значит её... не было!"
Поговорка

Увидел вдруг с горы барсук -
Из собственной его норы
С поклажей вышел близкий друг
(Считавшийся до сей поры).

И как потом, не чуя ног,
С поклажей быстро побежал.
И углядеть он так же смог,
Как горе-друг в капкан попал…

Воришка громко стал кричать.
Что ж, надо друга выручать!

Простивший друга за подвох,
Тем самым двум друзьям помог!
Коль на друзей таить обиды,
Что мы оставим для врагов?

ВОЛК И ЛИСА

Украла рыжая плутовка
У мужика корзину ловко,
Что рыбкою была полна.
Уж собралась всё съесть одна,
Аж слюнкой истеклась она,
Как вдруг предстал пред нею волк,
(Кой знал не малый в рыбке толк).

«А, как и чем ты наловила?»
«Свой хвост лишь в прорубь опустила,
Уж полная была корзина!»

«Вот это да! -- подумал волк,
Едва совет лисы умолк –
Ей -- своего хвоста не жалко!!!»

Так правды, серый, не узнав,
Хвост у плутовки оторвав,
К пруду помчался… на рыбалку…

Кабы плутовка поделилась,
Глядишь, хвоста бы не лишилась!

ЁЖ И ЛИСА

По Плутарху*

Поспорила лиса с ежом.
Пожалуй, спором не назвать
То хвастовство, что лишь с ужом,
Сравнить уловки, ей под стать!

И, как прилежный ученик,
Раскинув ушки, слушал ёж.
Завидуя, головкой сник…
«Эх, мне бы тоже так!» И что ж:

Хоть удалось лисе суметь
Уловкой миновать капкан,
Охотник, шедший по пятам,
Накинул на плутовку сеть.

Лишь носик углядев зверька,
Предвидя новый свой улов –
«А ну-ка – в сеть!.. А, кто таков,
Уж, разберусь наверняка!»

Свернулся в страхе ёж в клубок,
Что не подвёл «ученика»:
Охотник ухватить не смог
И... проклял кактуса-зверька…

Какой морали быть – не знаю…
Одна уловка, но – КАКА-А-Я!!!

* Плута́рх из Хероне́и (др.-греч. Πλούταρχος) (ок. 45 - ок. 127) -
древнегреческий философ, биограф, моралист.

ЛЕВ И ШАКАЛ

Шакалу быть шакалом – мало!
Ему б, шакалу, быть скромней.
Ан, нет! Хотел, чтобы ходила слава
О нём в пустыне средь зверей.

Решил он льву, ради тщеславья,
(Любому зверю – не приснись),
Сказать, чтоб обратил вниманье:
«А ну, со мной ты подерись!»

Лев посмотрел лениво, сонно.
Никак не мог того понять,
Что беспокоят -- в его лоно!
Закрыв глаза, собрался спать.

Язык же у шакала длинный.
Вновь льва нарушен был покой:
«Всем зверям расскажу в пустыне,
Что струсил драться лев со мной!»

«Мне спать мешают речи эти!
Несёт пусть по пустыне ветер,
Как лев вдруг трусом оказался,
Чем, царь зверей -- с шакалом дрался!»

ЛЕНИВЫЙ УДАВ

Купались в солнце мандарины
Предлинный спал удав под ними…
Пора удаву есть начать.
«Лишь – дотянись!» -- ему кричат.

Была ж у змея цель одна –
Кроить минуточки для сна.
Лениво проглотил он тлю –
«Пожалуй, я ещё посплю!..»

Так родилась о лени шутка,
(Не связана ль она с тобой?) –
Всегда находится минутка,
Чтобы убить часок, другой!

ВОЛК И МУЛ

По Эзопу

Не волк, а -- жалкие лишь «мощи»…
Ещё б чуть-чуть и -- ветер сдул…
Увидел вдруг, как возле рощи
Пасётся на лужайке мул…

«…К какой относишься породе?
Ты – не корова и – не вол!
Пасёшься, как кобыла вроде,
Но вместе с тем –- ты, как осёл!

Ответил мул, вдохнув ноздрями:
«Я сиротина с малых лет…
Кто я по имени – не знаю,
Но имя вовсе не секрет…

Взгляни на задние копыта,
(Тебе, мы с ними, не соврём):
На них, (уже в реке помытых),
Прочтёшь и имя ты моё!»

Так обойдя левее мула,
Голодный волк пошёл читать…(?)
Тут «мощи» -- и без ветра «сдуло»...
На километров, эдак, пять…

«Толи – дурак?! Толь – утомлённый?!
Глупец – и только! Чудеса!!!» --
Воскликнула вдруг удивлённо,
Всё наблюдавшая, лиса…

Дано плутовке было знать,
Что этот волк… НЕ МОГ ЧИТАТЬ!

ХРАБРЫЙ ОХОТНИК


Задумал охотник искать львиный след.
И лишь осветило лучами росу,
Уж ищет охотник след львиный в лесу.

А где-то под вечер, устало присев,
Увидел, как просекой шёл дровосек.
Окликнул: «Не видел ли ты львиный след?
На поиск его вышел в лес я чуть свет».

В ответ донеслось: «След не нужен, поверь.
Тебе я готов указать, где сам зверь!»
Но храбрый охотник, поправив пращу,
Промолвил: «Не льва, а лишь след я ищу!»

Жил храбрый охотник - храбрей его нет!
Решил тот охотник найти львиный след…

СОВА И ВОЛК

По лесу рыскал в поисках зверей,
Хоть сытый, но ужасно злой
Волк-одиночка (свет не видел злей),
Не зная, где найдёт покой.

Едва не откусил у зайца лапку,
А белочку чуть было не загрыз…
Весь муравейник лапами в охапку
Без сожаления с обрыва - вниз.

Чего же сытому, казалось, не хватало?
На сей вопрос волк заявил сове:
«Я злость свою, коли уже достала,
Решил срывать на всём подряд зверье!»

Сова, зевая (так как днём лишь дремлет):
«Я слышу где-то справа, там, в кустах,
Наверняка, живое шевеленье.
Знать кто-то прячет от тебя свой страх!»

Как бросился в кусты - не интересно,
Но из кустов - потрёпанный сам волк…
«Кто поступил со мной так - не известно,
Но злости той как ни бывало… Толк!

В чём был секрет, коль указала, зная?» -
«На слабых зло срывать, поди, не ах!
Секрета нет, а правда лишь такая:
С тебя медведь всю злость сорвал в кустах!»

Мораль не та, где средь овец
Хвост распускает молодец…
В защиту слабых помнить нам,
Что перед кем-то слаб и сам!

(А, коль уж злость кого смогла «достать» –
На сильных, всё надёжнее, срывать!)

ПРИТЧА О ДВУХ ВОЛКАХ

Между Правдою и Ложью,
Ведомо лишь - Одному,
Для чего дана возможность
Сделать выбор – самому!

Индеец с внуком поделился
Старинной истиной одной.
К познаниям внучёк стремился
И... к мудрости, как таковой.

Поведал дед, что в человеке –
Борьба матёрых двух волков.
Один – за доброту на свете,
Другой – за царствие грехов!

Едва, на время, разбегутся,
Как вцепятся друг в друга вновь.
Один – чтоб месть подать на блюдце,
Другой – за мир и за любовь!

Внук, слушая заворожёно,
Нащупывал в сказанье толк.
Задал вопрос непринуждённо –
«Какой же побеждает волк?»

Довольствуясь таким вопросом,
И с мудрой хитростью в глазах,
(Поведал дед, видать, не просто
Историю о двух волках) --

«Уж, коль задал вопрос, так слушай:
Тому непобеждённым быть –
Лишь волки пожелают кушать,
Кого ты – выберешь кормить!»

До новых встреч!

Копирование текста статьи и размещение его на сторонних ресурсах только с добавлением активной ссылки на источник.

ПОЛУЧАЙ НОВЫЕ СТАТЬИ САЙТА НА ПОЧТУ САМЫМ ПЕРВЫМ

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Материалы по теме:


Стихи к 23 февраля Давайте поздравим наших любимых мужчин с праздником - с Днем защитника Отечества! Предлагаю Вашему вниманию стихи к 23 ...

Владимир Шебзухов Стихи о детях и для детей Сейчас очень много таких стихов. А есть ли в наше время авторы, которые...

Владимир Шебзухов Стихи для детей и о детях Здравствуйте, дорогие друзья сайта "Поцелуй ребенка"! Продолжаем знакомить Вас с творчеством современного поэта-баснописца, члена...

ДРАКОНИАДА стихи про драконов Приветствую Вас, читатели сайта "Поцелуй ребенка"! Продолжаем цикл стихов и знакомство с творчеством поэта-баснописца Владимира Шебзухова. Об авторе мы писали >>здесь

Зимняя азбука Здравствуйте, дорогие дети, а так же их родители, бабушки и дедушки, и многочисленные родственники! Приветствуем Вас на сайте "Поцелуй ребенка"! Дорогие родители! А ваши...

Об авторе

Ирина

Мама трёх замечательных деток. О нас вы можете почитать на страничке с одноименным названием. Создала этот сайт в помощь молодым родителям по воспитанию деток. А так же мой сайт будет полезен и самим деткам, и будущим родителям. Заходите к нам почаще, подписывайтесь, чтобы получать новости сайта первыми. Всегда рады видеть Вас у себя в гостях!

  1. Владимир Шебзухов
  2. Владимир Шебзухов

    Лисёнок и сова
    Владимир Шебзухов

    Цепляясь за репейник злостный,
    Когда дорогой проходил,
    Лисёнок злился, знать, непросто,
    Коль лаял из последних сил.

    Лесная птица у лисёнка
    Спросила, нужен ли совет?
    Лай не давал, (а был он громкий)
    Довольно часто, спать сове!

    «Ну, если дать тебе не сложно
    Совиный мудрый свой совет,
    Глядишь, он избежать поможет
    Колючих, каждодневных бед!»

    «Не сможешь ты, себе признайся,
    Колючки эти победить,
    Идя дорогой, постарайся,
    Их стороною обойти!

    Забудешь про колючи беды,
    Коль обойдёшь их раз, другой…
    Сам будешь раздавать советы,
    Когда совет оценишь мой!»

    Права сова, в том убедился
    Лисёнок, ведь совет помог…

    Репейник злостный, как ни злился,
    От злости и тоски… засох!

    Ответил(а):
    Август 8th, 2014 at 23:09

    Приветик! Чего-то уже повторяетесь!? До этого уже опубликован такой стих.

  3. Владимир Шебзухов

    Ириша… не помню.. кажется не присылал.. гляньте какая прелесть (есть потрясные к нему иллюстрации, высылаю)

    ТРУСЛИВЫЙ ОХОТНИК

    Трусливый охотник набрёл на берлогу.
    В глазах (непредвиденно), мигом испуг.
    Сидел медвежонок один у порога,
    Разглядывал всё с интересом вокруг.

    Охотник, со страхом, к нему обратился:
    «А, дома ли, мама?».Вдруг, робкое – «Нет!».
    Приятно, трусливый, опять удивился,
    Услышав, про папу, такой же ответ.

    «Ну, что же, зверюга, не жди уж пощады!
    Давно на медведя я выйти мечтал!
    Любой пожелает такого расклада,
    Когда сам медведь пред тобою предстал!»

    Заплакал малыш, слов он многих не понял,
    Но, запах опасности – наверняка!
    Раздался и крик, по привычке, невольно…
    Весь лес задрожал от него – «Бабушка-а-а-а!!!»

    Не всяк «героем» сможет стать,
    Способный, слабых обижать!

    Ответил(а):
    Декабрь 3rd, 2013 at 21:49

    @Владимир, такого стихотворения не было еще. В этой записи есть про «Храброго охотника» И, кстати, посмотрите к нему картинка какая стоит

    Владимир Шебзухов Ответил(а):
    Декабрь 3rd, 2013 at 21:54

    @Ирина, А..да да да… а как Вам этот охотник?..прикольный да?

    Владимир Шебзухов Ответил(а):
    Декабрь 3rd, 2013 at 22:01

    @Ирина,
    Самое интересное.. Храбрый охотник написан по Эзопу… там у меня и мораль(это же басня)
    Вот так и болтун (коль язык без костей),
    Лишь прав на словах - вовсе он не хвастун!
    А дела коснись, удивить им людей,
    Причину найдёт. Ведь на то и… болтун!
    …………..
    Но когда мораль не была написана.. мы выступали в школе и там среди старшеклассников стояла ржачка, когда я прочёл.. теперь с моралью-взрослая басня.. а без-для детей(смайл улыбка)

    Ответил(а):
    Декабрь 3rd, 2013 at 22:07

    @Владимир, согласна на все 200%. Чуть не договоришь (про мораль) и взрослые могут не понять
    А смайлики в комментарий можно поставить, нажав на один из них внизу поля комментирования

    Владимир Шебзухов Ответил(а):
    Декабрь 3rd, 2013 at 22:13

    @Ирина, У меня есть психологическая хитрость… иногда пишу-умышлено(смайл улыбка)

  4. Анна Коцаба

    Басни очень порадовали, мне вообще стиль написания Владимира нравится! Анна Коцаба приглашает Вас в гости и предлагает прочитать пост Дельфинарий и его артисты

    Владимир Шебзухов Ответил(а):
    Июль 5th, 2013 at 19:46

    @Анна Коцаба, Спасибо, Анечка.. во взрослом сборнике басен у ЛИСИЦА И ЛЕВ такая мораль

    Уснув под шёпот сказки этой,
    От дружбы польза снится детям.
    Полезна взрослым сказка тем,
    Дабы не путать: с шефом… тень!

  5. Iryna

    Ириша! Замечательные иллюстрации к замечательным басням Владимира! Не знала, что у вас еще и такая тоже замечательная крестная мама! Iryna приглашает Вас в гости и предлагает прочитать пост Мороженое из киви – готовим дома

  6. Wladlena

    Замечательные басни и иллюстрации к ним! Это просто кладезь для родителей с детьми. Спасибо вам за труды.
    Wladlena приглашает Вас в гости и предлагает прочитать пост Полезные советы туристам - выбор туроператора ч.1

    Владимир Шебзухов Ответил(а):
    Июль 5th, 2013 at 16:31

    @Wladlena,
    Я даже не знаю кому конкретно отвечать на отзывы, можно в лице автора коммента поблагодарить всех за отзывы…Счастье для пишущего-признание читателей!Потому, что пишем-то для людей.У меня с приобретением инета-напрочь отпало желание издаваться!Остался в Москве один только книжный, где ещё лежат мои Басни и Рубаи.А книжек в фойе для распродажи на моих выступлениях в муз.жизни Москвы-у меня хватает.
    Может будет интересно, как я стал баснописцем…Начинал с четверостиший — перешёл на рубаи, далее написал и издал сборник По Анекдотам разных стран и народов в стихах.За год до ухода Великого Артиста Ю.В.Никулина ему подарил, за что он похвалил меня за столь необычный фольклорный труд(анекдоты сочиняет народ).Далее друзья-литераторы принесли мне труды Эзопа, и сказали, что больше половины его трудов не написаны в стихах..Так вышел сборник Басен по Эзопу.
    А теперь смотрите, что получается…если к анекдоту добавить мораль(а она была уже готова в моих многочисленных рубаи-четверостишиях)то получается-басня (отсюда и улыбка у читателей и в конце серьёзные мысли)а также, если к готовым рубаи придумать сюжет-тоже басня!Далее понесло перекладывать на стихи притчи..
    Меня улыбнуло в комменте-такое слово «кладезь», года два назад на одном сайте тоже так написали=»Неисчерпаемая кладезь мудрости ваше творчество, уважаемый автор, просто зачитываюсь!»Советы летнего макияжа от компании NSP Владимир Шебзухов Ответил(а):
    Июль 5th, 2013 at 16:33

    @Елена Картавцева,
    Ну.. «мамка-Елена», мы сами-то рады и вам благодарны!!!

    Елена Картавцева Ответил(а):
    Июль 5th, 2013 at 20:41

    @Владимир, вы не представляете, как я рада, что вы с Ирочкой в «спелись». У меня золотое правило, не оставлять любой вопрос без ответа, а если есть возможность помочь или оказать содействие — тем более. Когда от вас поступило предложение, я не могла отмахнуться. Тема детских стихов моей тематике сайта не подходила, но у меня есть прекрасный виртуальный друг — Ирина. Она молодец, что приняла ваше предложение, так и «завертелось» ….. Дальнейших вам успехов в творчестве! Елена Картавцева приглашает Вас в гости и предлагает прочитать пост Мужские проблемы: воспаление предстательной железы. Профилактика

    Владимир Шебзухов Ответил(а):
    Июль 5th, 2013 at 23:05

    @Елена Картавцева, Спасиииииииииибо, Леночка.. это очень хорошая человеческая черта-не оставлять просьбы в стороне!Я такой же «неспокойный»!(а вот и.. нескромность )

  7. Владимир Шебзухов

    только привезли меня с выступления.. включаю комп.. и на тебе…Ириша как те пчёлки под»добавить комментарий» Не говоря уже о её изысканном вкусе (иллюстрации и построении стихов) Ирина-низкий Вам поклон от меня-автора!!!Даже слов нет.. ну тоды-мои нежные, братские Челомки!!!

    Басня была ЛЕНИВЫЙ УДАВ…

    Зоя Ответил(а):
    Июль 5th, 2013 at 23:12

    @Владимир Шебзухов,
    Владимир, так это же чудесно. Мне нравятся дети, которые внеурочно читают литературу сверх программы. да еще делятся своими знаниями с одноклассниками.
    Я тоже помню, что читала басню про льва и лисицу очень давно, а где, уже не помню.

Басня - один из древних видов художественных произведений, берущий свое начало с III тысячелетия до н.э. из шумерской и вавилонской литературы. В основе басни всегда заложена мораль и повествование.

Басня изобличает темные стороны человеческого характера, а так как эти пороки не властны над временем, то сказания басен прошлых лет актуальны и поныне. Они помогают развивать у детей моральные и этические качества и несут в себе немалую воспитательную роль, наставляя на путь истинный.

Основателем басни считается Эзоп — античный поэт-баснописец Древней Греции (VI-V века до нашей эры), писавший свои произведения в прозе. Оригинальные сюжеты и мудрость его произведений, прошедшие через многие века, послужили основой для сюжетов других известных авторов-баснописцев Ж. Лафонтена и И.А. Крылова.

Читать Басни онлайн

В данном разделе Вы найдете лучшие подборки басен Крылова, Эзопа, Ж. Лафонтена, для детей любого возраста, которые будут полезны в процессе развития и воспитания ребенка.