Домой / Баня / История педагогики и образования пискунов скачать pdf. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. Задания для самостоятельной работы

История педагогики и образования пискунов скачать pdf. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. Задания для самостоятельной работы

История педагогики. Джуринский А.Н.

М.: 2000 . - 432 с.

В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.

Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.

Формат: doc

Размер: 3 ,6 Мб

Скачать: drive.google

Содержание
Предисловие 3
Раздел I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ 4
Глава 1. Возникновение воспитания 4
К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания 4
Концепции происхождения воспитания 4
Зарождение воспитания как особого вида деятельности 4
Возникновение семьи. Воспитание детей в семье 5
Появление организованных форм воспитания 5
Вопросы и задания 6
Литература 6
Раздел II. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ 6
Глава 2. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока 6
Общий взгляд 6
"Дома табличек" 8
Школа в Древнем Египте 10
Воспитание и обучение в Древней Индии 12
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае 15
Вопросы и задания 17
Литература 17
Глава 3. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья 18
Воспитание и школа в Древней Греции 18
Философы Древней Греции о воспитании 21
Воспитание и образование в эпоху Эллинизма 25
Воспитание и школа в Древнем Риме 26
Педагогические идеи Древнего Рима 27
Воспитание и обучение у ранних христиан 29
Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира 30
Вопросы и задания 30
Литература 31
Глава 4. Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. 31
Общий взгляд 31
Воспитание у восточных славян 32
Вопросы и задания 33
Литература 33
Раздел III. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 33
Глава 5. Воспитание и школа в Византии 33
Общий взгляд 33
Педагогическая мысль 34
Система воспитания и образования 35
Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение 37
Вопросы и задания 38
Литература 38
Глава 6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке 38
Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-XVII вв.) 38
Воспитание и обучение в Средневековой Индии 42
Воспитание и школа в Средневековом Китае 44
Вопросы и задания 46
Литература 46
Глава 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья 46
Общий взгляд 46
Философско-педагогическая мысль 47
Воспитание и обучение 48
Вопросы и задания 56
Литература 56
Глава 8. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации 56
Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации 56
Школа в XV – начале XVII в. 62
Вопросы и здания 68
Литература 68
Глава 9. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X - конец XVII в.) 68
Общий взгляд 68
Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.) 69
Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.) 72
Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-XVII вв.) 77
Вопросы и задания 79
Литература 79
Раздел IV. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ 79
Глава 10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (середина XVII - конец XVIII вв.) 79
Общий взгляд 79
Педагогическая мысль начала Нового времени 80
Педагогическая мысль эпохи Просвещения 84
Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции 92
Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений 93
Вопросы и задания 97
Литература 98
Глава 11. Школа и педагогика в России XVIII в. 98
Общий взгляд 98
Школьные реформы первой половины XVIII в. 99
Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в. 102
Вопросы и задания 105
Литература 106
Глава 12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в. 106
Общий взгляд 106
Педагогические идеи в философии 107
Классики педагогики ХIХв. 109
Полемика вокруг школы 112
Главные направления развития школы 115
Вопросы и задания 123
Литература 124
Глава 13. Школа и педагогика России первой половины XIX в. 124
Общий взгляд 124
Развитие школьного дела в первой четверти XIX в. 124
Школьная политика второй четверти ХIХв. 126
Педагогическая мысль в первой половине XIX в. 128
Вопросы и задания 130
Литература 130
Глава 14. Школа и педагогика России во второй половине XIX в. 130
Общий взгляд 130
Школьные реформы 1860-х гг. 131
Период реакции в школьной политике 132
Педагогическая мысль во второй половине ХIХ в. 133
Вопросы и задания 143
Литература 143
Раздел V. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 143
Глава 15. Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в. 143
Общий взгляд 144
Основные педагогические течения 144
Итоги школьных реформ к середине ХХв. 150
Попытки модернизации общеобразовательной школы 151
Вопросы и задания 154
Литература 154
Глава 16. Современная школа и педагогика за рубежом 155
Общий взгляд 155
Основные направления развития педагогической мысли 155
Приоритеты и проблемы воспитания и образования 156
Школьные системы 157
Практика школьного обучения и воспитания 158
Реформирование обучения и воспитания 161
Вопросы и задания 163
Литература 163
Глава 17. Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX вв. 164
Общий взгляд 164
Школьные реформы 164
Педагогические направления и идеи 169
Вопросы и задания 172
Литература 173
Глава 18. Отечественные школа и педагогика советского периода 173
Общий взгляд 173
Школа и школьная политика 173
Развитие педагогической науки 177
Вопросы и задания 183
Литература 183
Глава 19. Школа и педагогика России в конце XX в. 184
Общий взгляд 184
Школьная система 184
Полемика о путях образования и воспитания 187
Практика образования и воспитания 189
Вопросы и задания 198
Литература 198

(Документ)

  • Кудаев М.Р., Апиш Ф.Н. История систем образования и воспитания: от древнейших цивилизаций до нового времени (Документ)
  • Никандров н.д. История педагогики (Документ)
  • Пискунов А.И. История педагогики. Часть 2 (Документ)
  • История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний (Документ)
  • Пискунов А.И. История педагогики. Часть 1 (Документ)
  • Батурина Т.В. История отечественной педагогики (Документ)
  • История педагогики (Документ)
  • Хрестоматия по Истории педагогики, д пед н, проф Юдина Н.П., 2004 г (Документ)
  • Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли (Документ)
  • Гришин В.А, Зятева Л.А., Петрова И.Л., Прядехо А.А., Сосин И.Я. История педагогики (Документ)
  • n1.doc

    ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
    От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.

    Учебное пособие для педагогических учебных заведений

    Под редакцией академика РАО А.И. ПИСКУНОВА

    2-е издание, исправленное и дополненное

    академик РАО А.И. Пискунов (руководитель); чл.-кор. РАО, проф. Р.Б. Вендровская; проф. В.М. Кларин; проф. М.Г. Плохова; доц. В.И. Блинов; доц. В.М. Петров; доц. Л.В. Рогаленкова; проф. С.Л. Савина; доц. Т.С. Стецкая. Под общей редакцией академика РАОА.И. Пискунова.

    Рецензенты:

    зав. каф. педагогики ТГПУ д-р пед. наук, проф.А.А. Ор­лов, зав. каф. педагогики НГПУ, канд. пед. наук, доц. Т.Л. Павлова; зав. лаб. этнопедагогики РАО, акад. РАО, д-р пед. наук, профессор Г.Н. Волков; зав. каф. эстетич. воспит. МГОПУ, засл. деят. науки РФ, д-р пед. наук, проф. Т.С. Комарова; президент МАПН, д-р пед. наук, проф.Б.К. Тебиев.

    И90 История педагогики и образования. От зарождения вос­питания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб­ное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

    ISBN 5-89144-142-Х

    В предлагаемом издании впервые представлено целостное рассмотрение истории зарубежной и отечественной педаго­гики в едином потоке мирового педагогического процесса. Содержание учебника позволяет получить целостное пред­ставление о глубинной связи педагогических явлений и про­цессов в истории мировой цивилизации и о значении миро­вого педагогического опыта.

    Учебник адресован студентам, преподавателям и аспиран­там высших педагогических учебных заведений, учащимся пе­дагогических колледжей и лицеев, а также всем, кто интере­суется историей педагогической мысли, развитием практики обучения и воспитания.

    ББК 74.03(0)
    ISBN 5-89144-142-Х © 000 «ТЦ Сфера», 2001

    Введение

    Ведущиеся ныне поиски путей усовершенствования про­фессионально-педагогической подготовки будущих учителей характеризуются усилением внимания к развитию индиви­дуальности студентов, расширению сферы их профессиональ­ного мышления и творчества. В конечном счете это невоз­можно без осознания ими глубинных связей педагогических идей, явлений и фактов в их целостности и взаимодействии в рамках общекультурного процесса применительно к раз­личным цивилизациям, в том числе и за пределами евро­пейской.

    На практике эта являющаяся основополагающей идея при обсуждении проблем современного педагогического образо­вания зачастую мало принимается во внимание. Следствием же этого является далеко не адекватное понимание значения изучения истории педагогики будущими учителями и други­ми специалистами в области образования и воспитания.

    Педагогика и ее история как отрасли научного знания о человеке начали формироваться только в XIX в. в общем кон­тексте развития науки. Уже с самого начала стало принятым расширенное понимание предмета педагогики: не только рассмотрение воззрений на сущность, задачи, содержание и методы воспитания («философия воспитания»), но и самой практики воспитания, образования и обучения. С этим в зна­чительной степени связаны и различные трактовки фунда­ментальных понятий педагогики – «воспитание» и «образо­вание». Данное обстоятельство приводит к сложностям при разработке теоретических проблем педагогики и, следова­тельно, ее истории.

    К сожалению, необходимо признать, что в ходе обсужде­ния фундаментальных проблем педагогической науки соб­ственно научная аргументация зачастую уступает точке зре­ния «авторитетных» лиц. Отсутствие же единого подхода к трактовке понятий «образование» и «воспитание», характер­ного для всех стран мира, вызывает много недоразумений. Так, в англоязычных странах, например, фактически отсут­ствует даже понятие «педагогика», которое отождествляется с понятиями «воспитание» и «образование», а они, в свою очередь, не отдифференцированы друг от друга.

    Такая понятийная неопределенность отражается и в на­званиях трудов по истории педагогики, издаваемых в разных странах: история педагогики, история воспитания, история образования.

    Однако, как бы ни назывались труды и учебные пособия по истории педагогики, предмет их остается одним и тем же: историческое развитие взглядов на воспитание, а потом и собственно педагогики как науки; эволюция практики вос­питания в различных формах: семейное воспитание, специ­ально организованная воспитательно-образовательная рабо­та различного рода учебных заведений; деятельность разно­образных общественных организаций, имеющая своей целью содействие умственному, нравственному, физическому и эс­тетическому развитию молодежи.

    В конце XIX – началеXX в.и на Западе, и в России истори­ки педагогики, ранее ограничивавшиеся в основном описани­ем прошлого, начали предпринимать попытки объяснения при­чин изменений в развитии взглядов на воспитание и его прак­тику. Это было связано как с развитием собственно педагогики, так и с обострением социальных конфликтов в обществе.

    Представители так называемого исторического материализ­ма – К. Маркс, Ф. Энгельс в Германии,В.И. Ленин, Н.К. Круп­ская, А.В. Луначарский в России – выдвинули идею превра­щения школы и всего воспитания в орудие борьбы пролета­риата за свое господство, которая нашла воплощение в жизнь после Октябрьского переворота 1917 г. в России в теории со­ветской школы и педагогики, сущность и историческое зна­чение которых еще предстоит подвергнуть критическому ос­мыслению и оценке. Под этим же углом зрения сначала в Со­ветском Союзе, а позднее и во всех странах социалистического содружества стало рассматриваться все историческое разви­тие мировой педагогической мысли и школьной практики. В итоге педагогика и ее история, подобно другим наукам об обществе, были жестко ориентированы на обслуживание со­ветской партийно-государственной системы.

    Идеологически предопределенное стремление к изоляции нашей страны от всего остального мира приводило в конеч­ном счете к противопоставлению истории и современного состояния школы и педагогики «загнивающего» Запада «са­мой передовой» социалистической школе и педагогической мысли Советского Союза и его сателлитов, что неизбежно отражалось и на характере историко-педагогических трудов и учебных пособий для педагогических учебных заведений.

    Данное обстоятельство и поныне осложняет работу как исто­риков педагогики старшего поколения, которым трудно пере­смотреть свои взгляды, так и молодых историков педагогики, опирающихся на труды своих предшественников и учителей.

    Однако при любом подходе к истории педагогики можно утверждать, что ее основные функции остаются неизменны­ми: это осмысление причин возникновения воспитания как социального явления и закономерностей его развития; рас­крытие разносторонних связей цели, конкретных задач орга­низации и содержания воспитания и образования с особен­ностями отдельных исторических периодов.

    История педагогики тесно связана с историей многих дру­гих наук о человеке, особенно таких, как философия, пси­хология, физиология. Учет этого обстоятельства помогает правильному пониманию эволюции и трансформации педа­гогических идей и разнообразных форм организации воспи­тания, образования и обучения, избегая при этом вульгарно-социологизаторского подхода к их трактовке.

    В нашей стране по сложившейся традиции уже с XIX в. было принято рассматривать отдельно друг от друга историю педагогики на Западе и в России. С одной стороны, это по­нятно, поскольку развитие культуры, в том числе и педаго­гической, тесно связано со спецификой развития отдельных стран и народов, с другой – это приводило к рассмотрению развития культуры России в отрыве от культурного развития народов Европы, хотя здесь на самом деле существует изве­стная общность эволюции общеевропейской цивилизации, по крайней мере с момента христианизации Руси.

    После 1918 г. периодизация истории педагогики в новой России неоднократно пересматривалась: сначала за ее основу принималась марксистская концепция деления истории че­ловечества по признаку так называемых общественно-эконо­мических формаций; потом ее начали делить на историю все­общей (зарубежной) педагогики, историю педагогики доре­волюционной России и историю советской педагогики и т.п.

    В итоге все это приводило к одному результату: жесткому привязыванию оценок явлений и фактов развития педагоги­ки и школы к заданным идеологическим установкам, что с собственно научным подходом нельзя считать совместимым.

    В предлагаемом пособии предпринята попытка параллель­ного рассмотрения исторического развития педагогической мысли и практики воспитания у разных народов в одни и те же хронологические периоды: в первобытном мире; в эпоху циви­лизаций Древнего Востока и античного мира; в период средне­вековья и Возрождения; в эпоху так называемого Нового и Новейшего времени с XVII в. до конца XX в. в странах европей­ской цивилизации.

    Нужно особо подчеркнуть, что вторая половина XX в., по существу, сливается с современностью. Более или менее объективное рассмотрение, а тем более оценка развития пе­дагогической науки и школьной практики этого периода, весьма затруднено тем, что большинство исследователей яв­ляются в большей или меньшей степени участниками дан­ного процесса, все они – ученики школы этого периода, ученики и последователи тех, кто длительное время входил в число непререкаемых авторитетов. Историческое рассмот­рение прошлого требует отстраненности во времени, и поэтому оценка развития школы и педагогики второй полови­ныXX в. пусть будет задачей исследователей уже в XXI в.

    Рассматривая историю педагогики в качестве учебного предмета для будущих педагогов, необходимо учитывать фун­кцию учителя в школе, который, независимо от своего же­лания, является не только транслятором знаний, но и об­разцом для учащихся. Он персонифицирует в своей личнос­ти, в своем поведении и общении с окружающими духовные и нравственные ценности.

    Осмысление исторического опыта человечества в области воспитания, образования и обучения подрастающего поко­ления помогает студенту-педагогу осознать значимость ин­дивидуального стиля работы учителя с учащимися, понять, что его деятельность не может ограничиваться простым сле­дованием набору рецептурных рекомендаций, от кого бы они ни исходили.

    Есть основания утверждать, что именно историко-педагогическая образованность позволяет современному педаго­гу лучше ориентироваться в разнообразии идей и подходов, которые существовали и существуют в педагогической науке и воспитательно-образовательной практике. Историко-педагогические знания помогают и будущему учителю, и учите­лю-практику в осмыслении профессионально-педагогичес­кой деятельности как таковой и своих взглядов на нее.

    Вместе со всем обществом педагогическая наука и педа­гогическая практика участвуют в переоценке прошлого и попытках прогнозировать с его учетом будущее. В такой слож­ной обстановке историко-педагогические знания позволяют мыслящему педагогу разумно действовать в современных ус­ловиях, учитывая будущее.

    Осмысление студентами высшей педагогической школы содержащегося в данном учебнике, по необходимости весь­ма краткого обзора развития практики воспитания и посте­пенного преобразования неупорядоченных размышлений о воспитании в педагогическую науку должно помочь им ра­зумно подходить не только к оценке фактов и явлений про­шлого, но и к деятельности многих, недавно весьма попу­лярных «педагогов-новаторов», к оценке разнообразных пе­дагогических «инноваций», большинство из которых при внимательном рассмотрении оказываются далеко не новы­ми, а повторяющими в своей сущности ранее высказывав­шиеся мысли или попытки внесения в школьную практику каких-то изменений, пусть в иных исторических условиях. В этом, конечно, нет ничего предосудительного, но авторы различных новаций обязаны помнить о своих предшествен­никах, учитывать их опыт, давая ему оценку с точки зрения и того времени и современности.

    Насколько предложенный подход к рассмотрению исто­рии педагогики продуктивен, предстоит судить студентам педагогических учебных заведений и преподавателям исто­рии педагогики. Любые замечания будут восприняты автора­ми с благодарностью.

    Введение – А. И. Пискунов; глава первая – В. М. Кларин, В.М. Петров; глава вторая – В.М. Петров, В.И. Блинов; глава третья – В.М. Кларин, В.М. Петров; глава четвертая – В.М. Кларин, В.М. Петров; глава пятая – С.Л. Савина; глава шестая – С.Л. Савина, В.И. Блинов, С.Н. Васильева, В.З. Кле­пиков, с частичным использованием материалов Лю Сяоянь, преподавателя Гилинского университета (КНР); глава седь­мая – В. М. Петров, Т. С. Стецкая, с частичным использова­нием материалов Н.Н. Барковой; глава восьмая – В.М. Кла­рин, А. И. Пискунов, Л. В. Рогаленкова, С.Л. Савина; глава девя­тая – В.М. Петров, Т. С. Стецкая; глава десятая – В.М. Кларин, С.Л. Савина, А. И. Пискунов; глава одиннадцатая – В.М. Пет­ров, Т.С. Стецкая; глава двенадцатая – С.Л. Савина; глава тринадцатая – М.Г. Плохова; глава четырнадцатая – С.Л. Са­вина; глава пятнадцатая – М.Г. Плохова, Р.Б. Вендровская, В.М. Петров; глава шестнадцатая – В. И. Блинов.

    Подбор иллюстраций осуществлен Н.Н. Барковой и В. И. Блиновым под руководством А. И. Пискунова.

    В учебнике дано целостное рассмотрение истории зарубежного и российского образования на фоне становления и развития педагогической мысли. Предпринята попытка параллельного рассмотрения исторического развития педагогической мысли и практики воспитания у разных народов в одни и те же хронологические периоды: в первобытном обществе, в эпоху цивилизаций Древнего Востока и античного мира, в период Средневековья и Возрождения, в эпоху Нового и Новейшего времени с XVII до конца XX в. в странах европейской цивилизации. После каждой главы приведены списки основной и дополнительной литературы для самостоятельного изучения.

    Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

    Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

    Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

    Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

    На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

    Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

    Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

    1. Безналичный способ:
      • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
      • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
        Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
      • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
    2. В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
      Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.

      Появление организованных форм воспитания.
      Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение.
      Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.

      В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

      Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.
      В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.

      Содержание
      Предисловие 3
      Раздел I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ 4
      Глава 1. Возникновение воспитания 4

      К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания 4
      Концепции происхождения воспитания 4
      Зарождение воспитания как особого вида деятельности 4
      Возникновение семьи. Воспитание детей в семье 5
      Появление организованных форм воспитания 5
      Вопросы и задания 6
      Литература 6
      Раздел II. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ 6
      Глава 2. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока 6

      Общий взгляд 6
      "Дома табличек" 8
      Школа в Древнем Египте 10
      Воспитание и обучение в Древней Индии 12
      Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае 15
      Вопросы и задания 17
      Литература 17
      Глава 3. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья 18
      Воспитание и школа в Древней Греции 18
      Философы Древней Греции о воспитании 21
      Воспитание и образование в эпоху Эллинизма 25
      Воспитание и школа в Древнем Риме 26
      Педагогические идеи Древнего Рима 27
      Воспитание и обучение у ранних христиан 29
      Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира 30
      Вопросы и задания 30
      Литература 31
      Глава 4. Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. 31
      Общий взгляд 31
      Воспитание у восточных славян 32
      Вопросы и задания 33
      Литература 33
      Раздел III. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 33
      Глава 5. Воспитание и школа в Византии 33

      Общий взгляд 33
      Педагогическая мысль 34
      Система воспитания и образования 35
      Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение 37
      Вопросы и задания 38
      Литература 38
      Глава 6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке 38
      Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-XVII вв.) 38
      Воспитание и обучение в Средневековой Индии 42
      Воспитание и школа в Средневековом Китае 44
      Вопросы и задания 46
      Литература 46
      Глава 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья 46
      Общий взгляд 46
      Философско-педагогическая мысль 47
      Воспитание и обучение 48
      Вопросы и задания 56
      Литература 56
      Глава 8. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации 56
      Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации 56
      Школа в XV – начале XVII в. 62
      Вопросы и здания 68
      Литература 68
      Глава 9. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X - конец XVII в.) 68
      Общий взгляд 68
      Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.) 69
      Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.) 72
      Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-XVII вв.) 77
      Вопросы и задания 79
      Литература 79
      Раздел IV. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ 79
      Глава 10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (середина XVII - конец XVIII вв.) 79

      Общий взгляд 79
      Педагогическая мысль начала Нового времени 80
      Педагогическая мысль эпохи Просвещения 84
      Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции 92
      Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений 93
      Вопросы и задания 97
      Литература 98
      Глава 11. Школа и педагогика в России XVIII в. 98
      Общий взгляд 98
      Школьные реформы первой половины XVIII в. 99
      Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в. 102
      Вопросы и задания 105
      Литература 106
      Глава 12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в. 106
      Общий взгляд 106
      Педагогические идеи в философии 107
      Классики педагогики ХIХв. 109
      Полемика вокруг школы 112
      Главные направления развития школы 115
      Вопросы и задания 123
      Литература 124
      Глава 13. Школа и педагогика России первой половины XIX в. 124
      Общий взгляд 124
      Развитие школьного дела в первой четверти XIX в. 124
      Школьная политика второй четверти ХIХв. 126
      Педагогическая мысль в первой половине XIX в. 128
      Вопросы и задания 130
      Литература 130
      Глава 14. Школа и педагогика России во второй половине XIX в. 130
      Общий взгляд 130
      Школьные реформы 1860-х гг. 131
      Период реакции в школьной политике 132
      Педагогическая мысль во второй половине ХIХ в. 133
      Вопросы и задания 143
      Литература 143
      Раздел V. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 143
      Глава 15. Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в. 143

      Общий взгляд 144
      Основные педагогические течения 144
      Итоги школьных реформ к середине ХХв. 150
      Попытки модернизации общеобразовательной школы 151
      Вопросы и задания 154
      Литература 154
      Глава 16. Современная школа и педагогика за рубежом 155
      Общий взгляд 155
      Основные направления развития педагогической мысли 155
      Приоритеты и проблемы воспитания и образования 156
      Школьные системы 157
      Практика школьного обучения и воспитания 158
      Реформирование обучения и воспитания 161
      Вопросы и задания 163
      Литература 163
      Глава 17. Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX вв. 164
      Общий взгляд 164
      Школьные реформы 164
      Педагогические направления и идеи 169
      Вопросы и задания 172
      Литература 173
      Глава 18. Отечественные школа и педагогика советского периода 173
      Общий взгляд 173
      Школа и школьная политика 173
      Развитие педагогической науки 177
      Вопросы и задания 183
      Литература 183
      Глава 19. Школа и педагогика России в конце XX в. 184
      Общий взгляд 184
      Школьная система 184
      Полемика о путях образования и воспитания 187
      Практика образования и воспитания 189
      Вопросы и задания 198
      Литература 198.


      Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
      - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

      Скачать doc
      Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


      Скачать книгу История педагогики, Джуринский А.Н., 2000 - Яндекс Народ Диск.

      Излагаются содержание и особенности воспитания и образования в зарубежных странах и в России. Освещается просветительская деятельность выдающихся зарубежных и отечественных педагогов. Впервые в отечественной учебной литературе показано влияние быта и обычаев народа на воспитание детей. Сравнительный анализ педагогических теорий и практики учебных заведений различных типов дает возможность работающим и будущим учителям выявить то ценное в них, что может быть использовано и в настоящее время.
      Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям "Педагогика", "Педагогика и психология", "Социальная педагогика".

      ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В АНТИЧНОМ МИРЕ.
      Древняя Греция в VII-IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-государств - полисов, с культурой которых связано развитие воспитания, школы, педагогической мысли. Здесь развивалась философия, включавшая в себя различные отрасли знания, имелась обширная литература, сложились воспитательные системы, получила развитие педагогическая мысль. Наиболее влиятельными государствами были Лакония с главным городом Спартой и Аттика во главе с Афинами. В них определились различные педагогические системы: спартанская и афинская.

      Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных войн, обладавшего огромным количеством рабов.
      Спарта (VII-III вв. до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Спарта отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы.

      Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины. В Спарте «...почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну», - писал Аристотель в «Политике».

      ОГЛАВЛЕНИЕ
      Предисловие. 5
      Часть I. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ (до XXв.) 7
      Раздел I. Школьное образование и педагогическая мысль в Древнем мире и в эпоху Средневековья 9
      Глава 1. Школа и педагогическая мысль в Древнем мире. 9
      Глава 2. Воспитание и образование в странах Западной Европы (V-XVII вв.) 14
      Раздел II. Школа и педагогические теории в Новое время 22
      Глава 3. Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского 22
      Глава4. Педагогические идеи Джона Локка 35
      Глава 5. Жан Жак Руссо о воспитании и образовании 41
      Глава 6. Педагогическая деятельность и теория Иоганна Генриха Песталоцци 57
      Глава 7. Педагогические идеи Иоганна Фридриха Гербарта 63
      Глава 8. Школа и педагогика конца XIX в. 67
      Часть II. ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ (до XX в.) 75
      Раздел I. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.) 77
      Глава 1. Воспитание - результат многофакторных воздействий 78
      Глава 2 Традиционные основы народной педагогики 103
      Глава 3. Педагогические средства народного воспитания 158
      Глава 4. Начало развития образования 199
      Раздел II. Школа и педагогика в XVIII в. 217
      Глава 5. Начало развития светской государственной школы 217
      Глава 6. Теоретическая педагогика и известные деятели образования 230
      Глава 7. Воспитание детей в дворянских семьях 248
      Глава 8. Государственные воспитательно-образовательные заведения 258
      Глава 9. Простонародное воспитание и народная школа 272
      Раздел III. Развитие образования в XIX в. 290
      Глава 10. Общее направление государственной просветительной политики 290
      Глава 11. Закрытые учебно-воспитательные заведения 304
      Глава 12. Средняя и начальная школа 329
      Глава 13. Женское и педагогическое образование. 363
      Раздел IV. Педагогические теории и их воплощение в практике воспитания и образования 399
      Глава 14. КД. Ушинский - основоположник научной педагогики И реформатор школы 399
      Глава 15. НА Корф -организатор земских училищ. 431
      Глава 16. Н.Ф. Бунаков-деятель народной школы 438
      Глава 17. СА. Рачинский и сельская школа 451
      Глава 18. АН. ТОЛСТОЙ-народный учитель. 461
      Часть III. РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ В МИРЕ ВXXв. 497
      Раздел I. Теория и практика образования и воспитания в России 499
      Глава 1. Особенности развития образования в начале XX в. 499
      Глава 2. СТ. Шацкий 511
      Глава 3. Школа и педагогика в 30-90-егг. 524
      Глава 4. А.С. Макаренко 527
      Глава 5. В А. Сухомлинский 547
      Глава 6. Образование в конце XX в. 561
      Раздел II. Развитие школы и педагогики за рубежом 565
      Глава 7. Педагогические теории и практика школьного образования в начале XX в 565
      Глава 8. Ведущие тенденции развития мирового образовательного процесса во второй половине XX в. 571
      Вопросы, задания, темы рефератов, литература 590.


      Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
      Скачать книгу История педагогики, Латышина Д.И., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.