Домой / Отопление  / Завершение реконкисты. Реконкиста — гром победы. Причины успеха Реконкисты

Завершение реконкисты. Реконкиста — гром победы. Причины успеха Реконкисты

Завоевание Испании арабами и Реконкиста

Много ли мы знаем об этом драматическом периоде в истории Европы? очень мало. А сегодня можно прочесть в сети версии, которые отражают не христианский, а мусульманский взгляд -- мол, арабское завоевание было благом для отсталого Пиринейского полуострова. Кое-кто даже договорился до того, что просвещенному халифату следовало завоевать и всю Европу...
Считаем принципиально важным дать трезвую оценку многовековой тяжелейшей борьбе европейских народов с мусульманскими захватчиками.
-------------

К 40—60-м годам V в. после падения Римской империи вся Испания оказалась занятой «варварскими» племенами вестготов, свевов и вандалов, перешедшими через Пиренеи. Вандалы переправились далее в Северную Африку, вестготы и свевы остались в Испании, которая была в конце V в. при вестготском короле Эйрихе (466-—485) включена в состав обширного Вестготского государства (Вестготская марка). Оно занимало, кроме Испании, всю Южную Галлию до Луары на севере, Бискайского залива на западе, Средиземного моря и реки Роны на юго-востоке. Память о Вестготской марке осталась в названии провинции Каталония (Готолония).

В VIII веке, в перод раздоров и ослабления Вестготского государства на Пиренейским полуострове началось мусульманское завоевание. Мусульмане продвигались в общем, успешно, хотя и встречая местами очень упорное сопротивление.
Хотя некоторые графы и покорились, другие продолжали доблестно сражаться. Астуры и готы укрылись в неприступных горах Пикос де Эуропа и, спустя некоторое время, покинув свое убежище, нанесли арабам жестокий удар. Известна такая характерстика, данная испанцам врагами: «Они как львы обороняют свои крепости и подобно орлам кидаются в сечу на боевых конях. Они не упускают ни малейшей возможности, если она для них благоприятна, и, будучи разбиты и рассеяны, они скрываются под защиту неприступных теснин и лесов, чтобы затем еще с большей отвагой ринуться в бой».
Правитель Аль-хурр считал, что завоевание полуострова уже закончено и что сопротивление испанцев преодолено в ходе семилетних боев (712—718 гг.). Поэтому он перешел Пиренеи и вторгся в Галлию. Однако Аль-хурр заблуждался. Именно в это время против арабских завоевателей началась новая и при этом не оборонительная, а наступательная война.
Арабы не очень торопились обращать испанцев в свою веру. Они обложили христиан тяжелыми налогами, им было выгодно грабить местное население.
Но уже в середине IX в. имели место вспышки мусульманского фанатизма, участившиеся с XI в.
Развивавшийся в Кордовском эмирате процесс феодализации приводил к тому, что арабские и берберские феодалы всё сильнее эксплуатировали побеждённое население (крестьян и горожан), даже те его группы, которые приняли ислам. Тяжёлый гнёт завоевателей и их религиозный фанатизм приводили к неоднократным восстаниям покорённого населения. Особенно значительным было восстание испано-римского крестьянства в горной области Ронды, начавшееся в 880 г.
Борьба между арабскими феодалами и местным крестьянством продолжалась и после подавления этого восстания. В результате происходил постоянный отлив местного населения из деревень и городов на север, где сохранились независимые от арабов испано-христианские области.
Реконкиста началась сразу же после завоевания большей части Пиренейского полуострова арабами в первой половине VIII века.
Летом 718 года знатный вестгот Пелайо, предположительно бывший телохранитель короля Родериха, находившийся в заложниках в Кордове, вернулся в Астурию и был избран первым королём Астурии. В 722 году в Астурию эмиром Андалусии был направлен карательный отряд под командованием Алькамы. С карателями находился и епископ Севильи или Толедо Оппа (брат Витицы), призванный убедить Пелайо сдаться. Алькама, двигаясь через Тарну по берегам реки Налин, прибыл в Лукус Астурум. Оттуда арабы проникли в долину Ковадонга в поисках христиан. Однако отряд Алькамы был встречен христианами в ущелье и разбит, а сам Алькама погиб.
Когда известие о гибели отряда Алькамы достигло Мунусы, он оставил Хихон со своим отрядом и двинулся навстречу Пелайо. Сражение произошло у деревни Олалья (около современного Овьедо), где отряд Мунусы был полностью уничтожен, а сам Мунуса убит. С этого момента историки отсчитывают начало Реконкисты.
В 721 году армия аль-Самха двинулась к Тулузе и осадила её. Освобождать её пришлось герцогу Аквитанскому Эду. Герцог не располагал достаточными силами, чтобы встретиться с арабской армией в открытом сражении, однако ему удалось застать арабскую армию врасплох. 9 июня 721 года он разбил противника, причём вали был смертельно ранен, после чего остатки его армии бежали, сняв осаду с города. Остатки арабского войска, осаждавшего Тулузу, укрылись в Нарбонне.
Но уже через несколько лет арабы начали новую наступательную кампанию в Аквитании. В 725 и 726 годах герцог Аквитанский дважды разбивал армию нового вали(наместника) — Анбасы ибн Сухайм аль-Калби, — причём сам вали в 725 году был убит стрелой при переправе через Рону.
В это время у берегов Испании появились корабли североевропейского народа — норманнов. Норманны, нападая на прибрежные районы, столкнулись с маврами. В конце VIII в. норманны выступают в войне против мавров в качестве вспомогательных войск Альфонса Целомудренного.

Драматичным был захват арабами Пиренееев.
Вали Абд ар-Рахман смог собрать огромную армию, он рассчитывал продолжить завоевания, начатые его предшественниками. Он разделил армию на две группировки. Одна армия Абд а ар-Рахмана вторглась из Септимании и дошла до Роны, захватив и разграбив Альбижуа, Руэрг, Жеводан и Веле. Легенды и хроники говорят также о разрушении маврами Отёна и осаде Санса. Но в отличие от своих предшественников, которые нападали на Франкское государство с востока, Абд ар-Рахман нанёс основной удар с запада.
Пройдя Пиренеи через Ронсевальский перевал, он вначале подавил сопротивление баскских горцев, застав их врасплох. Далее он двинулся по старой римской дороге в направлении на Бордо. По дороге он опустошил провинции Бигорр, Комменж и Лабур, разрушил епископские города Олорон и Лескар, а также захватил Байону. Затем были разрушены Ош, Дакс и Эр-сюр-Адур, сожжены аббатства Сен-Север и Сен-Савен.
Армия Абд-аль-Рахмана задержалась возле Бордо, чтобы разграбить близлежащую местность. Сам город был захвачен и разорён, его окрестности полностью опустошены. По франкским хроникам, церкви были сожжены и большая часть жителей истреблена. «Хроника Муассака», «Мосарабская хроника» и арабские историки не говорят ничего подобного, но некоторые из них дают понять, что штурм Бордо был одним из самых кровавых. Неизвестно, какое значительное лицо, неясно обозначенное графом, было убито в числе других, вероятно, бургграф города.

Прибыв в Пуатье, мавры нашли ворота запертыми, а горожан на стенах, в полном вооружении и с решимостью смело защищаться. Взяв город в осаду, Абд эль-Рахман взял одно из его предместий, где находилась знаменитая церковь святого Гилария, и разграбил её вместе с близлежавшими домами и в заключение поджег, так что от всего предместья осталась куча пепла. Но этим и ограничился его успех. Храбрые жители Пуатье, заключённые в своём городе, продолжали мужественно держаться.
Между тем Эд и Карл Мартелл смогли объединиться и собрать армию. Противники встретились между Туром и Пуатье. Ни точное место, ни дата сражения до сих пор историками однозначно не установлены, по превалирующей в настоящий момент версии битву относят именно к октябрю 732 года. Эта битва вошла в историю как битва при Пуатье (или битва при Туре).
Итогом этой битвы стал разгром арабской армии и гибель Абд ар-Рахмана. Остатки арабской армии воспользовались наступившей ночью и бежали.
Армия арабов откатилась на юг за Пиренеи. В последующие годы Мартелл продолжил их изгнание из Франции.

Первый этап реконкисты (VIII—XI вв.) закончился при кастильском короле Альфонсе VI завоеванием города Толедо, который до арабского вторжения был столицей вестготского королевства. К этому времени (1085 г.) Леон и Кастилия объединились под властью одного короля и это единое королевство сильно расширило свою территорию, особенно после овладения бассейном реки Тахо. За арабами осталась лишь часть Пиренейского полуострова к югу от течения рек Тахо и Гвадианы. На северо-востоке владения арабов в конце XI в. простирались до границ Арагона.

Немного хронологии:
759 г. — Пипин Короткий берет Нарбонну. Династия Омейядов изгоняется из Франции в аль-Андалус.
791—842 гг. — царствование Альфонсо II Астурийского. Многочисленные стычки христиан и мусульман идут с переменным успехом, однако в конце концов христианам удается закрепиться на берегу реки Дуэро.
874 г. — Вифредо Мохнатый, граф Барселонский, добивается фактической независимости от франков и приступает к активному противодействию маврам, чьи владения располагаются к югу и юго-западу от современной Каталонии. Так возникает новый очаг Реконкисты.
905—925 гг. — баскский король Санчо Гарсéс укрепляет Королевство Памплонское. Это ещё один форпост Реконкисты на северо-востоке полуострова.
1000—1035 гг. — консолидация другой части христианской Иберии. Санчо III Великий, король Наварры, расширяет границы своих владений на юг. Правда, после его смерти многие его достижения вновь утрачены. Начинаются регулярные паломничества христиан к мощам в Сантьяго-де-Компостела.
1031 г. — распад Кóрдовского халифата.
Около 1030 по 1099 г. — жизнь и подвиги графа Руя Ди́аса де Бивара по прозвищу Сид Кампеадор, легендарного воина Реконкисты, героя эпической «Песни о моём Сиде», а также многочисленных позднейших произведений Корнеля, Гердера и других.
Около 1140 г. — появление испанского национального эпоса «Песнь о моём Сиде».
1151 г. — третья и последняя волна мусульманского вторжения в Испанию. На сей раз пришли Альмохады («объединенные») — приверженцы особого учения внутри ислама, известного как «унитаризм». Проявления крайнего исламского фанатизма. Гонения на христиан.
1162 г. — Альфонсо II Арагонский становится одновременно графом Барселонским. Таким образом, северо-восточный «угол» Испании также объединен в мощное государство.
1195 г. — последнее тяжелое поражение христиан в ходе Реконкисты — сражение при Аларкосе. Альмохадские войска напали на спящий кастильский лагерь.
16 июля 1212 г. — кульминационный момент Отвоевания. Знаменитая битва при Лас-Нáвас-де-Толóсе. Объединённые кастильско-леонские, наваррские, арагонские, португальские войска громят мусульманскую армию. В бою также принимали участие многие рыцари, прибывшие со всех концов христианского мира.
Во время Крестовых походов борьба против мавров воспринималась как борьба за весь христианский мир. Рыцарские ордены, такие как тамплиеры, были созданы для борьбы с маврами, а Папство призывало европейских рыцарей к борьбе с сарацинами — так в то время в Европе называли арабов — на Пиренейском полуострове.
1309 г. — Фернандо IV Кастильский (1295—1312 гг.) водружает христианское знамя на мысе Гибралтар.
1469 г. — Изабелла I Кастильская и Фернандо (Фердинанд) II Арагонский заключают брачный союз. Фактическое основание Королевства Испании, установление абсолютной монархии.
2 января 1492 г. — падение Гранады и бегство последнего эмира Гранады Боабдиля. Фердинанд и Изабелла отказываются от титула монархов трех религий и провозглашают себя Католическими королями. Мусульмане и евреи, не желающие обращаться в христианскую веру, изгоняются из Испании, a остальным вменяется принять католичество.
------

Во время реконкисты небольшие раннефеодальные государства северо-западной и северо-восточной части Пиренейского полуострова (Астурия, Галисия, Леон, графство Португальское, Кастилия, Арагон, графство Барселонское, княжество Наваррское и др.) стали сливаться и расширяться. В результате этого процесса выросли такие большие государства средневековой Испании, как Кастилия, Арагон и Каталония. В ходе реконкисты закладывались и основы будущих народностей — испанской и португальской.
В реконкисте участвовали все классы складывавшегося феодального общества, существенной движущей силой этой освободительной борьбы было крестьянство. При продвижении на юг крестьяне Северной Испании заселяли вновь отвоёванные земли, которые были опустошены постоянными войнами, и, таким образом, реконкиста приобретала одновременно характер колонизационного движения. Переселяясь в пограничные области, многие крестьяне добивались личного освобождения от крепостной зависимости.
Легендарныи героем той эпохи испанцами почтается непобедмый полководец Эль Сид Кампеадор - Родриго Диас де Вивар.
Меч Сида, обладающий, согласно преданиям, мистическй силой, именовался Тисона. После смерти Сида в 1099 году он попал к предкам короля Фердинанда II Арагонского. В 1516 году Фердинанд II пожаловал меч маркизу де Фальсес за преданную службу испанской короне. По легенде, маркиз мог сам выбрать себе дар, однако предпочёл меч землям и дворцам. Считается, что меч являлся в роду маркизов де Фальсес самой ценной семейной реликвией и поэтому сохранился до наших дней. В 1944 году с разрешения владельцев меч был выставлен для экспозиции в Королевском военном музее Мадрида и находился там следующие 63 года. В 2007 году юридический обладатель меча, маркиз Хосе Рамон Суарес продал меч в собственность региона Кастилия и Леон. Власти региона передали меч в собор города Бургос, где он в настоящий момент экспонируется рядом с могилой Сида.

В середине VIII века арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в Кордове. С X века правитель мусульманских владений в Испании - Андалусии - носил ти-тул халифа. Арабов и берберов, проживавших в Испании, христиане именовали маврами: ведь завоеватели пришли из области в Северной Аф-рике - Мавритании. На сегодняшнем занятии вы узнаете об эпохе отвоевания (реконкисте) территории Испании, занятой мусульманами, христианскими правителями.

Рис. 1. Реконкиста в Испании ()

Реконкиста (рис. 1) началась сразу после завоевания маврами Испании и длилась около восьми столетий. Господа в ходе Реконкисты получали новые земли и должности на отвоеванной территории. Крестьяне, участвуя в войнах, приобретали не только землю, но и личную свободу. Города, вновь основанные или отвоеванные у мавров, добивались самоуправления и различных прав. Все участники войн с маврами мечтали захватить богатую добычу. Кроме ко-ренных жителей полуострова, в Реконкисте временами участво-вали французские и итальянс-кие рыцари. Папы не раз призы-вали христиан к Крестовым по-ходам против мусульман в Испа-нии. В ходе Реконкисты на севере Пиренейского полуострова обра-зовались королевства Кастилия (в переводе - «Страна замков»), Арагон, а в Пиренейских горах - Наварра. На западе полуострова из Кастилии выделилось королевство Португалия.

Около 1030 года Кордовский халифат рас-пался на десятки независимых княжеств. С середины XI и до середины XIII века в Рекон-кисте были достигнуты самые крупные успехи. Ослабленные междоусобными войнами, мусуль-манские княжества стали легкой добычей для христианских правителей. В конце XI века хри-стиане заняли город Толедо и вскоре перенесли в него столицу Кастильского королевства. По-зднее Арагон завладел крупным мусульман-ским центром Сарагосой, а португальцы взяли Лиссабон и сделали его своей столицей. Давление христи-ан на юг нарастало.

В 1212 году объединенные силы Кастилии и других христианских государств полуострова сокрушили мавританские войска в сражении у селения Лас Навас де Толоса. Силы мавров в Испании были окончательно подорваны. В сле-дующие десятилетия Кастилия заняла крупней-шие мусульманские княжества с центрами в Кордове, Севилье и другие. Арагон утверждал свою власть на Балеарских островах, островах Сицилия и Сардиния, а позднее - в Южной Ита-лии. У мавров осталась лишь богатая область на юге - Гранадский эмират.

На Пиренеях еще с римских времен проживало много евреев. В мусульманской Испании возник один из цент-ров еврейской культуры Средневековья. Евреи были земледельцами, ремесленниками, торгов-цами, а наиболее образованные участвовали в управлении страной: выполняли торговые и дипломатические поручения, служили врачами, послами, ведали сбором налогов. Но с XII века, после вторжений фанатичных берберов, ев-реев начали принуждать переходить в ислам. Многие евреи, не желая отказываться от веры своих предков, бежали на север к христианам. Отношение к евреям в христианской Испа-нии долгое время было намного лучше, чем в других странах. Но с конца XIV века, когда Ре-конкиста близилась к завершению, начались преследования и травля евреев. Их поставили перед выбором: крещение или смерть. Многие приняли мученическую смерть ради своей ве-ры, другие предпочли переход в христианство, надеясь переждать грозу и в будущем вернуть-ся к своей вере. Крестившиеся евреи не были признаны, однако, равноправными с христиа-нами.

Возникшие на Пиренейском полуострове госу-дарства были сословными монархиями. Сначала в Кастилии короли созывали на совет высшую светскую и церковную знать. Позднее на заседания стали приглашать представителей го-рожан и даже свободных крестьян. Так возник-ло собрание представителей сословий - корте-сы (от слова «корт» - королевский двор). Кортесы в Кастилии, как и Генеральные штаты во Франции, делились на три палаты. Кортесы утверждали новые налоги и участвовали в изда-нии законов. Сословные учреждения возникли и в других королевствах на Пиренейском полу-острове. Но кастильские кортесы были первым в Европе парламентом с участием крестьян.

В конце XV века наступил последний этап в объедине-нии страны. В 1479 году под властью супружес-кой пары Изабеллы Кастильской и Фердинан-да Арагонского (рис. 2) произошло объединение двух государств в единое Испанское королевство. Наварра была поделена между Арагоном и Фран-цией. Теперь настало время полного изгнания мавров из Испании. В 1492 году после 10-летней войны войска Фердинанда и Изабеллы взяли Гранаду. На территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства - Испания и Португалия.

Рис. 2. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский ()

Рекон-киста проводилась под лозунгом борьбы христи-ан против ислама. Мавры сдали Гранаду при условии, что за ними и евреями сохраняются их имущество и вера. Но эти обещания не были выполнены. Многим мусульманам и евреям при-шлось переселиться в Северную Африку. Испа-нию покинула значительная часть торговцев и ремесленников, что оказалось для страны тяже-лой потерей. Фердинанд и Изабелла недаром называли себя «католическими королями»: они пожела-ли сделать Испанию чисто христианской стра-ной. За оставшимися в Испании маврами и евреями, вынужденно принявшими крещение, велась постоянная слежка: церковь стремилась уличить их в отступлении от истинной веры, обвинить в ереси и колдовстве. Для искоренения еретиков в Испании была учреждена инквизиция. Ее возглавил свирепый и беспощадный Томас Торквемада, облеченный званием «великого инквизитора» (рис. 3). За 10 лет, по-ка Торквемада стоял во главе инквизиции, ты-сячи людей были сожжены на кострах, еще больше подверглись пыткам и содержались в тюрьмах. Казнь еретиков в Испании получила название аутодафе («дело веры»).

Рис. 3. Томас Торквемада ()

Сразу после взятия Гранады король и коро-лева издали указ об изгнании всех евреев из Испанского королевства. 120 тысяч человек должны были в течение трех месяцев покинуть страну. Оставив дома и имущество, изгнанники направились в мусульманские страны, в испан-ские колонии в Америке или в Нидерланды.

Список литературы

  1. Агибалова Е.В., Г.М. Донской. История Средних веков. - М., 2012
  2. Атлас Средневековья: История. Традиции. - М., 2000
  3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. - М., 1999
  4. История Средних веков: кн. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой. - М., 1999
  5. Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. - М., 2002
  6. Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. М., 1996
  1. Historic.ru ().
  2. Wholehistory.ru ().
  3. Edengarden.ru ().

Домашнее задание

  1. Какие слои населения Пиренейского полуострова участвовали в Реконкисте?
  2. Какие христианские государства возникли на Пиренейском полуострове?
  3. Чем и когда завершилась Реконкиста?
  4. Почему изгнание евреев и мавров имело негативные последствия для развития страны?

РЕКОНКИСТА (от исп. reconquistar – отвоевывать) – освободительная борьба христианских народов Пиренейского полуострова против мусульманских мавританских (арабских и берберских) завоевателей в 8–15 вв.

После падения Западной Римской империи в середине 5 в. вся Испания оказалась занятой варварскими германскими племенами вестготов, свевов и вандалов. Вестготский правитель Эйрих (466–485) основал обширное Вестготское королевство, в состав которого помимо Испании входила вся Южная Галлия до реки Луары на севере, Бискайского залива (Средиземное море) на западе и бассейна Роны на юго-востоке. См . ВЕСТГОТЫ.

В 7 в. началась экспансия арабов под властью династии Омейадов, которая распространилась на все северное побережье Африканского материка. Переправившись через Гибралтар, арабские завоеватели высадились в Испании и в течение трех лет (711–714) покорили Вестготское королевство. Лишь небольшая северная территория Пиренеев в горах Астурии осталась под властью вестготов-испанцев, которые в 718 образовали там христианское королевство. См . ОМЕЙАДОВ ДИНАСТИЯ.

В 750 династия Омейадов пала, а на смену ей к власти пришли Аббасиды. Абд-ар-Рахман – один из уцелевших Омейадов – бежал в Испанию, где ему удалось склонить на свою сторону арабских и берберских феодалов. В 756 Абд-ар-Рахман Омейа основал эмират, независимый от арабского халифата Аббасидов. См . АББАСИДОВ ДИНАСТИЯ.

Арабские завоеватели привнесли на завоеванные территории много новшеств: было внедрено орошение полей; выращивался рис, финики, гранаты, сахарный тростник; развивалось виноградарство и виноделие; широкое распространение получило овцеводство; развивался ткацкий промысел, производился качественный шелк. Совершенствовались добыча руды и обработка металлов. Начался бурный рост городов как центров ремесла и торговли – Толедо, Валенсия, Кордова, Севилья, Гранада.

Население эмирата было разношерстным. Здесь проживали испано-римляне, вестготы, арабы, берберы и представители других народов.

В Кордовском эмирате (с 929 – халифате) местное население было обложено непомерными налогами и податями, выполняло различные повинности в пользу арабских феодалов. В начале 11 в. в Кордовском халифате начались междоусобные противостояния между крупными арабскими и берберскими землевладельцами. Все это привело к падению Кордовского халифата в 1031. На его обломках образовались новые эмираты и княжества (Валенсия, Барселона, Гранада, Малага, Севилья и др.) под властью арабских и берберских князей.

К 8 в. из Астурии – уцелевшего христианского королевства на Пиренейском п-ве – началось освободительное движение для отвоевания занятых арабами и берберами территорий Испании и Португалии – Реконкиста.

В Реконкисте принимали участие практически все слои христианского населения Пиренейского полуострова – крестьяне, ремесленники, купцы, мелкое рыцарство. Огромную роль во время Реконкисты стала играть усилившаяся католическая церковь, сыгравшая главную идеологическую роль на протяжении всей Реконкисты. Помимо национально-освободительного движения против арабского владычества, заинтересованность христианского населения в продвижении на юг объясняется еще и тем, что южная Испания была в экономическом отношении более развитой, чем северные территории Пиренеев.

В 1085 кастильский король Альфонсо VI отбил у арабов крупный город Толедо, который до арабской экспансии был столицей королевства вестготов. В дальнейшем Толедо стал важным опорным пунктом в борьбе против мусульман, а в начале 12 в. – столицей Кастильского королевства.

После падения Толедо мусульманские эмиры обратились за помощью к Альморавидам – мавританским правителям в Северной Африке. В битве при Заллаке основатель династии Альморавидов Юсуф ибн Ташфин нанес крупное поражение объединенной армии христиан. Освобождение Пиренеев было на время задержано.

Легендарным героем Реконкисты второй половины 11 в. является знатный испанский кабальеро Родриго Диас де Бивар, известный как Эль Сид Компеадор, который в разные годы был командующим кастильской армии. Эль Сид нанес решительное поражение Альморавидам, и в 1094 кастильцы взяли хорошо укрепленный мусульманский город Валенсию.

После смерти Эль Сида в 1099 Альморавидам удалось отбить у Кастилии Валенсию, но кастильцы отразили набеги мавров и удержали Толедо, а в 1118 арагонские войска взяли Сарагосу.

В это время в Северной Африке власть захватила новая династия Альмохадов, и во второй половине 12 в. они завоевали все мусульманские территории Альморавидов на Пиренейском полуострове. К концу 12 в. Альмохады потеснили кастильцев на север.

В начале 13 в. объединенные вооруженные силы четырех христианских королевств Пиренеев – Кастилии, Леона, Наварры и Арагона (объединенного в 1137 с Каталонией), при поддержке французских и других европейских крестоносцев, в 1212 при Лас-Навас-де-Толоса нанесли Альмохадам сокрушительное поражение в решающей битве всей испанской Реконкисты.

В 1230 Кастилия и Леон объединились в единое королевство, и уже в 1236 Кастилия захватила столицу Кордовского халифата Кордову, а в 1248 – Севилью, и к концу 13 в. дошла до самого юга Пиренеев, освободив Херес и Кадис.

Арагонское королевство отвоевало Балеарские острова (1236), Валенсию (1238), Мурсию (1266).

Арабы были оттеснены к югу Пиренейского полуострова и сохраняли за собой лишь небольшие территории вокруг Гранады.

Таким образом, к 14 в. Испания была разъединенной на Кастильско-Леонское и Арагоно-Каталонское королевства. В 1479 король Арагона Фердинанд вступил в брак с Изабеллой Кастильской, что привело к объединению и созданию крупнейшего позднесредневекового европейского королевства Испании, включавшего в себя бóльшую часть Пиренейского полуострова (исключая Португалию) и захваченные ранее Арагонским королевством Балеарские острова, Сардинию, Сицилию и южную часть Апеннинского полуострова.

На западе Пиренеев еще в 1143 образовалось самостоятельное христианское королевство Португалия.

Фердинанд и Изабелла, укрепив свою власть в испанском королевстве, в 1482 начали войну с последним оплотом арабо-берберских завоевателей – Гранадским эмиратом. 2 января 1492 Гранада капитулировала перед осаждавшими город испанскими войсками.

Окончание длительного освободительного движения народов Пиренейского полуострова – Реконкисты – ознаменовало собой начало новой эры могущества крупнейшего государства Европы той эпохи, католической Испании.

Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская завершили 700-летнюю вооруженную борьбу христианского мира с мусульманским владычеством в Европе.

Завершение Реконкисты в 1492 совпало с открытием Колумбом Нового Света при содействии и финансировании его экспедиции испанской королевской четой Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской.

Что такое реконкиста? Данным термином называют долгое отвоевание христианами своих территорий на захваченных маврами-мусульманами. Значение слова «Реконкиста» весьма простое, сам термин переводится с испанского как отвоевание.

Реконкиста: причины

Реконкиста началась сразу после завоевания Пиренеев племенами арабов (первая половина 8 века) и шла с разной степенью успешности. Феодальные распри провоцировали христианских монархов на войны друг с другом и своими вассалами, а также на заключение временных союзов с исламскими завоевателями.

Во время крестовых походов война против мавров-мусульман была сродни борьбе за все Христианство в целом. (тамплиеры и др.) изначально создавались для борьбы с маврами, а Римские Папы призывали рыцарей Европы к борьбе за освобождение Пиренейского полуострова.

Начало Реконкисты

После завоевания маврами большей части Пиренеев, большинство вестготских аристократов предпочло остаться на завоеванных землях. В качестве примера можно привести сыновей правителя Витицы. Они получили от арабских властей в личную собственность плодородные земли вестготской короны. Однако верные части армии вестготов, значительная часть аристократов и духовенства, не согласившихся остаться на оккупированной территории, отступили в Астурию. Там они впоследствии создали одноименное королевство. Летом 718-го влиятельный вестгот Пелайо (вероятно, бывший охранник короля Родериха), который находился в заложниках в г. Кордова, возвратился в Астурию и был избран первым королем новоиспеченного королевства. Избрание состоялось на Поле Фура. После получения известия о собраниях на Поле Фура Наместник Мунуса отправил весть об этом эмиру Андалусии.

Однако лишь в 722 году в Астурию прибыл отряд во главе с Алькамо. С карателями был и севильский епископ Оппа. Он должен был спровоцировать Пейло показаться Алькамо, двигаясь в Лукус Астурум. Из этого места арабы ворвались в долину Ковадонга, ища христиан. Но в ущелье отряд Алькамо попал в засаду и был разгромлен. Сам предводитель был убит.

Когда весть о гибели отряда Алькамо достигло берберского наместника Мунусы, он оставил город Хихон и со своим отрядом выдвинулся навстречу Пелайо. Битва случилась возле села Олалья. Войска Мунусы были полностью уничтожены, а сам он убит. Отвечая на вопрос о том, что такое Реконкиста, каковы её причины, невозможно не упомянуть об этом событии, ибо именно оно послужило её началом.

Образование пиренейских государств

После успешного старта Реконкисты Астурия в начале 10 в. раздвинула свои границы и стала королевством Леон. В том же веке из него выделилось другое государство - королевство Кастилия. Немного позже они объединились. На рубеже VIII-IX веков успешные походы франков позволили создать на северо-востоке Пиренеев Испанскую марку со столицей в г. Барселона. В IX в. из неё выделилась Наварра, а немного позже - страны Арагон и Каталония. В 1137-м они объединились в На западе Пиренеев было создано графство Португальское, позднее ставшее также королевством.

Политическая ситуация на рубеже XII—XIII веков

На данный период христианские державы смогли отвоевать у арабов серьезную часть Пиренеев. Их победу над Халифатом, который был более развитым с экономической точки зрения, отчасти можно объяснить тем, что Арабское государство в начале 11 века превратилось в почти два десятка враждовавших между собой провинций (эмиратов). Но не это стало главной причиной успеха. Христианские страны на Пиренеях тоже враждовали между собой, причем привлекая на свою сторону мавров. Однако христиане оказались более сплочёнными, а также сильными в военном плане.

Положение христиан под властью арабов

Для арабов христианское население стало объектом нещадной эксплуатации. Побежденные оставались в положении полурабов. Даже принявшие ислам или усвоившие арабские обычаи христиане считались людьми низшего сорта. Первоначальная веротерпимость мавров исчезла без следа. Постепенно её заменил ярый стало причиной множества христианских восстаний, подрывавших силы Халифата.

Причины успеха Реконкисты

Что такое Реконкиста? На этот вопрос теперь можно ответить более полно. Общий враг и угнетатель сплотил христиан. Поэтому Реконкиста приняла характер освободительного движения, несмотря на военно-колонизационные планы христианских королей и вражду между Арагоном и Кастилией, а также феодалов друг с другом. В решающий момент христиане сплотились. У крестьянства был свой стимул победить в этой войне. На отвоеванных территориях они могли получить не только землю, но и свободу от феодалов, зафиксированную в грамотах и хартиях (фуэрос). Поэтому христиане выступили против мавров как единое целое. Кроме испанцев, в освобождении Пиренеев от мавров принимали участие европейские рыцари (преимущественно, итальянские и французские). Поэтому на вопрос "что такое Реконкиста" можно ответить так: это международное христианское освободительное движение. много раз объявлял эти освободительные походы «крестовыми».

Продолжение Реконкисты

В 1085-м испанцы взяли приступом Толедо. Эта победа была очень важной. В то же время обессиленные междоусобной войной арабы попросили помощи у африканских берберов. Объединенное мавританское войско смогло нанести поражение испанцам, что на время замедлило Реконкисту. Вскоре (середина XII века) на смену североафриканским берберам пришли другие завоеватели - марокканские альмохады. Однако и они не смогли объединить эмираты Пиренеев. Спросите у любого испанца, что такое Реконкиста? Определение этого термина знает и стар, и млад. Это борьба угнетённых против угнетателей, одной веры против другой - война правителей и культур.

Победа Реконкисты

В 1212-м объединенные войска Наварры, Арагона, Португалии и Кастилии разгромили мавров при Лас-Навас-де-Толоса. После этого поражения арабы уже оправиться не смогли. В 1236-м кастильцы взяли Кордову, в 1248-м - Севилью. Арагон захватил Балеарские острова. Кастилия отвоевала Кадис в 1262-м и вышла к Атлантическому океану. В 1238-м пала Валенсия. К рубежу XIV в. мавры владели лишь - богатой провинцией на юге Пиренеев. На данной территории арабы продержались до 1492 г.

Заключение

Выше было рассказано, что такое Реконкиста. По истории, отвоевание земель сопровождалось закреплением их за победителем и заселением. В Реконкисте большую роль сыграли горожане и мелкие рыцари. Однако основные выгоды от войны получили крупные феодалы. Они создали на присоединенных землях крупные владения.


Реконкиста (исп. Reconquista, от reconquistar - отвоевывать) - отвоевание коренным населением Пиренейского полуострова в VIII - XV веках территорий, захваченных арабами (точнее - маврами). Мавры - в Средние века в Западной Европе название мусульманского населения Пиренейского полуострова и западной части Северной Африки.

Реконкиста началась в 718 году битвой в долине Кавадонга в Астурии. Решающее значение имело сражение в 1212 году при Лас-Навас-де-Толоса. К середине XIII века в руках арабов остался лишь Гранадский эмират (пал в 1492 году).

Отвоевание сопровождалось заселением и экономическим освоением опустошенных войной землей. Реконкиста оказала большое влияние на экономическое и политическое развитие государств Пиренейского полуострова.

В XI веке мусульманская Испания раскололась на ряд независимых государств, что облегчило предпринятое христианами освобождение Испании от мавров. Начавшееся в 1212 году наступление на мавров (Реконкиста) привело к образованию Арагона, Кастилии и других испанских королевств. Христианские королевства Леон, Кастилия, Наварра, Арагон и Графство Барселонское. Альфонсо VI отвоевывает у мавров Толедо, а Сид - Валенсию.

Кастильцы подчиинили своей власти большую часть Андалусии

После длительной борьбы за освобождение Испании от мавританско-арабского владычества (Реконкиста), на территории Испании оставалось последнее мавританское государство - Гранадский эмират, образовавшийся в 1238 году.

К 1250 году христиане оттеснили мавров. Мавританская Испания стала лишь ограничиваться одним эмиратом - Гранадой.

Кастилья и Арагон, объединившись в 1469 году в одно королевство, завершили освобождение страны от мавров в 1492 году (освобождение Гранады).

Реконкиста мусульманской Испании была окончательно завершена со сдачей Гранады католическим монархам в 1492 году.

Пелайо - первый король (умер около 737 года), избранный знатью и духовенством, которые укрылись в горах Астурии от нашествия арабов. В 718 году одержал победу в знаменитой битве при Ковадонге, что явилось началом отвоевания полуострова.

Король Маурегато (VIII век) - незаконный сын испанского короля Альфонса I.

Бернардо дель Карпио - легендарный эпический герой, изображаемый как победитель Роланда в битве при Ронсевале.

Сид Кампеадор (Cid Campeador) Сид, Родриго Диас, прозванный Воителем (1043 - 1099) - полулегендарный освободитель Испании от мавров; воплощение рыцарской доблести.

Настоящее имя Родриго Диас де Бивар (Díaz de Bivar) (между 1026 и 1043-1099 гг.) - испанский рыцарь, прославившийся подвигами в Реконкисте. Воспет в "Песне о моём Сиде" (XII век), в трагедии Пьера Корнеля "Сид".

Родриго Руис де Бивар (1030 - 1099) - народный испанский герой. Подвиги, совершенные им в борьбе с маврами, воспеты в поэму "Песнь о моем Сиде" и в многочисленных романах.

Сид (от арабского "господин") - прозвище Родриго Диаса де Бивара (1030 - 1099), храброго испанского воителя, проявлявшего чудеса героизма в борьбе с маврами, героя бесчисленных хроник и легенд.

В 1072 году в селении Санта-Гадеа в провинции Бургос Сид потребовал у короля Альфонса VI клятвы о том, что он не участвовал в убийстве предыдущего короля. Альфонс дал ему эту клятву, и Сид согласился ему служить.

Гусман Добрый - Альфонс Перес де Гусман, прозванный Добрым или Храбрым (1258 - 1309) - знаменитый испанский воитель, прославившийся в боях с маврами и отказавшийся сдать им крепость Тарифу, несмотря на то, что они за это убили его семилетнего сына. Кастильский капитан, защитник осажденной арабами в 1293 году крепости Тарифа. Перешедший на сторону врага инфант дон Хуан пленил сына Гусмана и потребовал, угрожая убить ребенка, сдачи крепости. Ответом вероломному инфанту был кинжал, брошенный ему под ноги несчастным отцом.

Гонсаль Эрнандес-и-Агилар Гонсало де Кордова (1443 - 1515) - испанский полководец, овладевший в 1492 году Гранадой, последней опорой мавров на Иберийском полуострове.

Альфонс I (Alfonso) Воитель (? - 1134) - король Арагона и Наварры. С 1104 года отвоевал у арабов Сарагосу (1118), разгромил войска Альморавидов у крепости Кутанда (1120), потерпел от них поражение у крепости Фрага (1134).

Альфонс III Великий (838 - 910 или 912) - король Астурии с 866 года. Отвоевал у арабов ряд районов к северу от реки Тахо. Аристократия, возглавленная сыновьями Альфонса I, вынудила его отречься от престола (910 г.).

Альфонс VI Храбрый (1030 - 1109) - король Леона с 1065 года и Кастилии с 1072 года. Отвоевал у арабов Толедо, Валенсия, Альмерию. Потерпев поражение а 1086 году при Салаке, в 1108 году при Уклесе, утратил ряд отвоеванных ранее земель.

Альфонс VII (1104 - 1157) - король Кастилии и Леона с 1126 года. сюзереном Арагона, Наварры, Португалии и ряда французских территорий (Фуа, Коменж, Монпелье). Успешно участвовал в Реконкисте.

Альфонс X Мудрый (1221 - 1284) - король Кастилии и Леона с 1252 года. Отвоевал у арабов Херес, Кадис и др. Централизаторская политика Альфонс X натолкнулась на сопротивление знати. В 1282 году фактически был лишен власти. Править стал его сын Санчо.

Альфонс XI Мудрый (1311 - 1350) - король Кастилии и Леона с 1312 года. Самостоятельно правил с 1325 года. Вел централизаторскую политику. В 1348 году издал устав, фиксировавший личную свободу крестьян. Успешно воевал с арабами. Умер при осаде г. Гибралтар.

Король Фернандо III "Святой" (1199 - 1242) осуществил ряд успешных походов против мавров и овладел почти всеми мусульманскими территориями на юге Принейского полуострова. Севилья была им завоевана в 1248 году.

Победа франков над арабами при Пуатье

Завоевание кастильцами Толедо

Образование Португальского государства

Битва при Лас Навас де Толоса

Завоевание кастильцами Кордовы

Завоевание Арагоном Неаполитанского королевства

1462 - 1472 гг.

Крестьянская война в Каталонии

Объединение Арагона и Кастилии в Испанское королевство

Учреждение инквизиции в Испании

1482 - 1484 гг.

Крестьянское восстание в Каталонии

Завоевание Испанией Гранады

Христианская Реконкиста (в переводе - «отвоевание», «возвращение») - это непрерывная многовековая война против мавров, начатая частью вестготской знати под предводительством Пелайо. В 718 г. было остановлено продвижение экспедиционного корпуса мавров при Ковадонга.

Mусульмане заняли территорию на тысячу миль к северу от Гибралтара, захватив полностью Испанию и южную часть Франции до берегов Луары. В октябре 732 года армия мавров во главе с Абд-аль-Рахманом (Abd al-Rahman), конечно, стояла не у ворот Парижа, но всего в двух сотнях миль от него, подойдя с юга к одной из крупнейших святынь франкского государства - монастырю св. Мартина в Туре. Однако на пути из Тура в Пуатье они встретились с войском франков, которые, в отличие от всех других армий христианских государств, как свидетельствует в своей "Хронике" Исидор Севильский, "стояли как стена. . . словно непробиваемая глыба льда". Через неделю Рахмана уже не было в живых, мавры откатывались на юг, а предводитель франков Карл с того дня стал именоваться "Карл Мартелл" - "молот".

Так город Пуатье стал верхней точкой арабской волны, прокатившейся по Европе. Со стороны мавров, конечно, бой с Мартеллом был совершенно безрассудным предприятием, но, если бы они победили, им было бы очень трудно удержаться от искушения пойти дальше - на Париж, к Рейну и еще дальше, и, как пишет Эдвард Гиббон (Edward Gibbon) в "Истории упадка и разрушения Римской империи" (The Decline And Fall Of The Roman Empire), "возможно, теперь в колледжах Оксфорда занимались бы толкованием Корана, а с его кафедр поголовно обрезанному населению доказывали бы святость и истинность откровений Магомета".

Христианской Европы не было бы и в помине. Англы и кельты, заселившие в конце концов Америку, были бы мусульманами. Пуатье, пишет Гиббон, стало "событием, изменившим судьбу всего мира".

В середине VIII в. астурийские христиане под руководством короля Альфонсо I, воспользовавшись восстанием берберов, заняли соседнюю Галисию. В Галисии, как утверждали, был обнаружен гроб святого Иакова (Сантьяго), и Сантьяго-де-Компостела становится центром паломничества, а Реконкиста – чем-то вроде нового крестового похода в защиту христианства и христиан.

В конце VIII – середине IX вв. во время правления Карла Великого франки остановили продвижение мусульман в Европу и создали на северо-востоке полуострова Испанскую марку (пограничную территорию между владениями франков и арабов), существовавшую до распада в IX – XI вв. на графства Наварра, Арагон и Барселону (в 1137 г. Арагон и Барселона объединились в королевство Арагон).

К 914 г. королевство Астурия включало в себя Леон и большую часть Галисии и северной Португалии. Испанские христиане расширили свои владения в горные области между Астурией и Каталонией, построив множество пограничных крепостей. Название провинции «Кастилия» происходит от испанского слова «castillo», обозначающего «замок», «крепость».

Реконкиста привела к тому, что испанские крестьяне и жители городов, воевавшие вместе с рыцарями, получили значительные льготы. Большая часть крестьян не испытала крепостной зависимости, на освобожденных землях Кастилии возникали вольные крестьянские общины, а города (особенно в XII – XIII вв.) получили большие права.

В середине XI в. под правлением Фердинада I графство Леон-Астурия получило статус королевства и стало главным оплотом Реконкисты. На севере в это же время баски основали Наварру, а Арагон слился с Каталонией в результате династического брака. В 1085 г. христиане захватили Толедо.

Альморавиды (1090-1145) ненадолго остановили распространение Реконкисты. К периоду их правления относятся подвиги легендарного рыцаря Сида, отвоевавшего земли в Валенсии в 1095 г. и ставшего национальным героем Испании.

Следующие успехи Реконкисты относятся уже к концу XII – началу XIII вв. Самую внушительную победу над Альмохадами одержали в 1212 г. объединившиеся короли Леона, Кастилии, Арагона и Наварры. В 1236 г. кастильский король Фердинанд III (Святой) повел свое войско в Кордову, а еще через двенадцать лет - в Севилью. Португальское королевство расширилось почти до своих современных размеров, а король Арагона завоевал Валенсию, Аликанте и Балеарские острова. К концу XIII в. на полуострове остался лишь Кордовский халифат, вынужденный платить дань К XIV в. временные союзы христианских королевств распались, и каждое стало преследовать свои личные интересы. Кастилия попыталась присоединить Португалию, однако двухлетняя война закончилась поражением кастильской армии при Алжубаротте в 1385 г. Арагон уступил Генуе контроль над торговлей в Средиземноморье. Только Кастилия в этот период полностью обеспечивает себя и получает прибыли на торговле шерстью с Нидерландами.

Начало Реконкисты

Мусульмане фактически не смогли установить господства на крайнем севере Пиренейского п-ова. В 718 отряд воинов-христиан под началом легендарного вестготского предводителя Пелайо разбил мусульманскую армию в горной долине Ковадонга.

Постепенно продвигаясь к р. Дуэро, христиане занимали свободные земли, на которые не претендовали мусульмане. В то время образовалась пограничная область Кастилия (territorium castelle – в переводе «земля зáмков»); уместно заметить, что еще в конце 8 в. мусульманские летописцы называли ее Аль-Кила (зáмки). На ранних этапах Реконкисты возникли христианские политические образования двух типов, различавшиеся по географическому положению. Ядром западного типа было королевство Астурия, которое после перевода двора в Леон в 10 в. стало называться королевством Леон. Графство Кастилия превратилось в независимое королевство в 1035. Два года спустя Кастилия объединилась с королевством Леон и тем самым приобрела ведущую политическую роль, а вместе с ней и приоритетные права на земли, отвоеванные у мусульман.

В более восточных районах существовали христианские государства – королевство Наварра, графство Арагон, ставшее королевством в 1035, и различные графства, связанные с королевством франков. Изначально некоторые из этих графств были воплощением каталонской этно-лингвистической общности, центральное место среди них занимало Барселонское графство. Затем возникло графство Каталония, имевшее выход к Средиземному морю и ведшее оживленную морскую торговлю, в частности рабами. В 1137 Каталония присоединилась к королевству Арагон. Это государство в 13 в. значительно расширило свою территорию к югу (до Мурсии), присоединив также Балеарские о-ва.

В 1085 Альфонс VI, король Леона и Кастилии, захватил Толедо, и граница с мусульманским миром переместилась от р.Дуэро до р.Тахо. В 1094 кастильский национальный герой Родриго Диас де Бивар, известный под именем Сид, вошел в Валенсию. Однако эти крупные достижения были не столько результатом рвения крестоносцев, сколько следствием слабости и разобщенности правителей тайф (эмиратов на территории Кордовского халифата). В ходе Реконкисты случалось, что христиане объединялись с мусульманскими правителями или, получив от последних большую мзду (parias), нанимались защищать их от крестоносцев.

В этом смысле показательна судьба Сида. Он родился ок. 1040 в Биваре (близ Бургоса). В 1079 король Альфонс VI послал его в Севилью для сбора дани у мусульманского правителя. Однако вскоре после этого он не поладил с Альфонсом и был изгнан. В восточной Испании он вступил на путь искателя приключений, и именно тогда получил имя Сид (производное от араб. «сеид», т.е. «господин»). Сид служил таким мусульманским правителям, как эмир Сарагосы аль-Моктадир, и властителям христианских государств. С 1094 Сид стал править Валенсией. Скончался он в 1099.

Кастильский эпос Песнь о моем Сиде , написанный ок. 1140, восходит к более ранним устным преданиям и достоверно передает многие исторические события. Песнь не является хроникой крестовых походов. Хотя Сид сражается с мусульманами, в этом эпосе злодеями изображены вовсе не они, а христианские князья Карриона, придворные Альфонса VI, тогда как мусульманский друг и союзник Сида, Абенгальвон, превосходит их благородством.

Завершение Реконкисты

Мусульманские эмиры оказались перед выбором: либо постоянно платить дань христианам, либо обратиться за помощью к единоверцам в Северной Африке. В конце концов эмир Севильи аль-Мутамид обратился за помощью к Альморавидам, создавшим мощное государство в Северной Африке. Альфонсу VI удалось удержать Толедо, но его армия была разбита при Салаке (1086); а в 1102, спустя три года после смерти Сида, пала и Валенсия.

Альморавиды отстранили от власти правителей тайф и на первых порах смогли объединить Аль-Андалуз. Но их власть ослабела в 1140-е годы, и к концу 12 в. их вытеснили Альмохады – мавры из марокканского Атласа. После того, как Альмохады потерпели тяжелое поражение от христиан в битве при Лас-Навас-де-Толоса (1212), их власть пошатнулась.

К этому времени сформировался менталитет крестоносцев, о чем свидетельствует жизненный путь Альфонса I Воителя, который правил Арагоном и Наваррой с 1102 по 1134. Во время его правления, когда еще были свежи воспоминания о первом крестовом походе, у мавров была отвоевана бóльшая часть долины p. Эбро, а французские крестоносцы вторглись в Испанию и взяли такие важные города, как Сарагоса (1118), Тарасона (1110) и Калатаюд (1120). Хотя Альфонс так и не смог осуществить свою мечту о походе в Иерусалим, он дожил до того момента, когда в Арагоне был учрежден духовно-рыцарский орден Тамплиеров, а вскоре в других районах Испании начали свою деятельность ордена Алькантара, Калатрава и Сантьяго. Эти могущественные ордена оказали большую помощь в борьбе с Альмохадами, удерживая стратегически важные пункты и налаживая хозяйство в ряде пограничных районов.

На протяжении 13 в. христиане добились значительных успехов и подорвали политическую власть мусульман почти на всем Пиренейском п-ове. Король Арагона Хайме I (годы правления 1213–1276) завоевал Балеарские о-ва, а в 1238 Валенсию. В 1236 король Кастилии и Леона Фердинанд III взял Кордову, Мурсия сдалась кастильцам в 1243, а в 1247 Фердинанд захватил Севилью. Сохранил независимость только мусульманский Гранадский эмират, просуществовавший до 1492. Реконкиста была обязана своими успехами не только военным действиям христиан. Большую роль сыграла также готовность христиан идти на переговоры с мусульманами и предоставлять им право проживания в христианских государствах, сохраняя свои веру, язык и обычаи. Например, в Валенсии северные территории были почти полностью очищены от мусульман, центральные и южные районы, кроме самого города Валенсия, населяли в основном мудехары (мусульмане, которым было разрешено остаться). Зато в Андалусии после крупного мусульманского восстания в 1264 политика кастильцев полностью изменилась, и почти все мусульмане были выселены.

Из испанского эпоса «Песнь о моем Сиде» (XII в.)

Испанский героический эпос о Сиде посвящен подлинным событиям и подлинным людям. Его главный герой - испанский рыцарь Родриго (Руй Диас) (ок. 1040-1099), прозванный арабами Сидом (Господином). Руй Диас во главе отряда отчаянных воинов успешно воевал с маврами то как вассал испанского короля, а то и на собственный страх и риск. Порой переходил он на службу и к кому-нибудь из знатных и богатых мавров. В результате его походов и набегов значительная часть Испании оказалась снова под властью христиан.

До моря известно стало о Сиде. С вассалами он в веселье великом: Победу ему ниспослал Всевышний. Ночами с ним ходит в набеги дружина, В Гухеру с Хативой с боем вступила, В Денью ворвалась, к югу спустившись. До моря разграбил он край сарацинский, Пенья-Кадьелья ему покорилась. Покорилась Сиду Пенья-Кадьелья. Хатива стонет, скорбит Гухера, Валенсия тоже в горе безмерном. Так, грабя врагов, разоряя всю область, Днем отсыпаясь, в набегах ночью, Беря города, он прожил три года. Валенсийцам урок преподал мой Сид: Не выйти им из ворот городских. Сады он их вырубил, вред им чинит. Мешает в город хлеб подвозить. Валенсийцы в горе: что делать им? Не подводят хлеб ни с какой стороны. Ни сына отец, ни родителя сын, Ни друга друг не научат, как быть. Плохо дело, сеньоры, коль нет еды, Коль мрут от голода жены с детьми. Валенсийцы не знают, как им спастись. Королю Марокко шлют весть они, Но им пособить у него нет сил - Войну за Атласом он должен вести. Рад Кампеадор* этой веста был... Велел, чтоб в Касгилье кликнули клич: Тот, кто быть хочет богат, а не нищ, Пусть к Кампеадору примкнуть поспешит - Валенсией он овладеть решил. «Кто хочет идти на Валенсию с нами По доброй воле - других мне не надо,- Тех в Сельфском ущелье три дня ожидаю». Промолвил это Кампеадор, Вернулся в Мурвьедро, что им покорен. Везде его клич разнесен молвой. Прослышав, как щедр и удачлив он, Валят к нему христиане валом. Повсюду молва шумит про него. Кто примкнул к нему, тот уже не уйдет. Мой Сид де Бивар* все богаче казной. Рад он, что рать у него растет, Не медлит, в поле выводит ее. Валенсию взял биварец в кольцо, Подступы занял со всех сторон, Маврам отрезал и выход, и вход, Давали ему валенсийцы отпор Девять месяцев ровно - немалый срок. Настал десятый - их войско сдалось. Большое веселье царило кругом, Когда в Валенсию Сид вошел. Стал конным тот, кто был пеш до сих пор. Разжились все золотом и серебром. Сделался там богачом любой. Взял пятую часть мой Сид от всего - Тридцать тысяч марок ему пришлось, А прочей добыче кто знает счет? Ликует мой Сид, что в час добрый рожден: Взвилось над алысасаром* знамя его... Богаты изгнанники*, всеми довольны, Все щедро взысканы Кампеадором, Даны дома и земли любому. Платит мой Сид, не скупясь нисколько, Даже тем, кто пришел в Валенсию позже. Но видит мой Сид: всем уйти охота И добычу свою увезти с собою. По совету Минайи* приказ он отдал: Коль, руки не целуя, домой без спросу Уйдет кто-нибудь и окажется пойман, Пусть отберут все добро у такого, На кол посадят нещадно и тотчас. Мой Сид все дела устроил как должно, Призвал Минайю, так ему молвил: «Коль вы согласны, узнать мне угодно, Скольким богатство дано было мною. Пусть всех людей перепишут по счету, И если кто убежать захочет, Пусть отберут у него нажитое И тем отдадут, кто не бросил город». «Вот мудрый приказ» - Минайя одобрил. Мой Сид созвал дружину на сбор, Велел сосчитать пришедших бойцов. Тридцать шесть сотен их было всего. Улыбнулся мой Сид - и рад он, и горд. «Славен Господь наш во веки веков! Не столько нас из Бивара ушло. Мы богаты, а станем богаче еще. Я вас, Минайя, коль вы не прочь, Пошлю в Кастилью: там у нас дом, Там наш сеньор, король дон Альфонс. Из того, что добыть нам здесь удалось, В дар ему сто коней возьмите с собой. За меня поцелуйте руки его, Просите, чтобы дозволил мне он Супругу с детьми увезти оттоль. Скажите, что я пришлю за семьей, Что доний Химену, Эльвиру и Соль С почетом великим и честью большой Доставят в край, что мной покорен». Ответил Минайя: «Исполню все». И стал собираться без лишних слов. С собой сто воинов взял посол, Чтоб не знать в пути ни забот, ни тревог... Покуда мой Сид веселился с дружиной, Пришел к ним с востока достойный клирик, Епископ Жером, господний служитель, Разумный и сведущий в мудрости книжной, Отважный и в пешей, и в конной стычке. Наслышался он про подвиги Сида И с маврами жаждал помериться силой: Позволь ему только схватиться с ними - Вовек бы слез христиане не лили. Был рад ему очень мой Сид Руй Диас. «Мне, Бога ради, Минайя, внемлите. В благодарность Творцу за великую милость Епархию здесь на земле валенсийской Для дона Жерома решил учредить я, А вы эту весть доставьте в Кастилью». Речь Сида пришлась Минайе по нраву. Епископский стол Жеромом был занят. Получил он землю, зажил в достатке. О Боже, как все христиане рады, Что епископ в Валенсию к ним назначен!

(Кампеадор («воитель») - прозвище Сида. )

( Бивар - название замка Сида. )

( Алькасар - в Испании название городской цитадели, кремля. )

( Сид и его вассалы были изгнаны королем Альфонсом VI из Кастилии, но позже за победы над маврами прощены. )