Домой / Отопление / Ultima general civil war кнопки не работают. Прохождение Ultimate General: Civil War. Какие битвы лучше всего подходят

Ultima general civil war кнопки не работают. Прохождение Ultimate General: Civil War. Какие битвы лучше всего подходят

Изучаем интерфейс хардкорного тактического варгейма

Другие гайды:

  • Ultimate General: Civil War - гайд по родам войск и их структуре
  • Ultimate General: Civil War - гайд по стратегии и тактике

Введение

14 июля 2017 года свет увидел официальный релиз хардкорной тактической стратегии Ultimate General: Civil War . Жанр RTS, да еще и с приставкой «варгейм не для всех», практически исчез с наших мониторов. Поэтому для поклонников жанра каждый выход такой игры - как вспышка сверхновой на небосводе. Даже если продукт глубоко вторичен. Не стал исключением и наш пациент.

Тем более что предыдущий опыт производства варгеймов «с человеческим лицом» у компании Game-Labs уже был - Ultimate General: Gettysburg . А теперь тех же щей, только больше и лучше - не одно из сражений Гражданской войны в США, а полностью весь конфликт с 1861 по 1865 гг. Игра просто обязана была стать культовой в среде фанатов военных стратегий.

В России продукт тоже завоевал определенную популярность, хотя касался достаточно чужой для нас темы противостояния Юга и Севера, плантаторов и промышленников США. Низкий порог вхождения, увлекательный геймплей и детальность проработки эпохи позволили приобщиться максимальному количеству игроков. А военные стратегии, да еще и в историческом антураже, у нас любят! К тому же очень скоро поползли слухи об использовании движка для реконструкции наполеоновских войн.

Историческая справка

Гражданская война 1861-65 гг. в США являла собой конфликт переходного типа, когда стремительно набравшая силу индустриальная революция начала глобально менять мир, что отразилось и на поле боя. Поэтому архаика в виде дульнозарядных фермерских ружей там соседствовала с казематными пушками, парусные фрегаты бодались с броненосцами, а железные дороги и бронепоезда стали решающим фактором в логистике сражений. Пулеметы Гатлинга скоро поставят под сомнение целесообразность плотных пехотных построений, а золотой век кавалерии уже минул…

Политическая предыстория противостояния слишком запутана для граждан нашей страны, поэтому ее можно выразить одной фразой: «Миром правят деньги». Так получилось, что основной поток прибылей в нарождающееся государство обеспечивали хлопковые плантации юга. А где финансы, там власть и амбиции. Для стремительно модернизировавшихся северных штатов это был вызов, и столкновения было не избежать. Причем рабство в этой истории никогда не стояло даже на десятом месте, в списке причин, побудивших начать войну. Более того - его отменили много после начала собственно конфликта, а некоторые плантации под руководством северян работали вплоть до победного конца.

Эта война стала первым наглядным пособием, что сражения теперь ведутся не столько людьми, сколько экономиками. Южане, обладавшие хорошим офицерским корпусом и мотивированными рекрутами, хорошо начали, но уже ближе к середине сдулись под превосходящим натиском федералов. Морская блокада окончательно поставила крест на процветании Конфедерации. Мораль сей басни такова - индустриально развитое государство всегда победит аграрное.

Настройка кампании

В главном меню вас ждет выбор из трех пунктов:

  • «Кампания» . Здесь вы сможете пройти сюжетные миссии в хронологическом порядке, начиная от первого Булл-Рана и заканчивая штурмом Вашингтона, в рамках динамической кампании. Выиграть за Конфедерацию вам не дадут - историзм соблюден.
  • «Исторические битвы» . Для тех, кто не хочет заморачиваться микро и макроменеджментом, предпочитая сразу окунуться в исторически реконструированные бои. Тут на выбор представлены все значимые и крупные сражения той эпохи.
  • «Пользовательские сражения» . Коммьюнити игры небольшое, но очень активное. Активисты уже наклепали кучу годных карт и сценариев на все мало-мальски известные эпизоды войны.

Нас, понятное дело, интересует кампания. Для начала вам предложат создать свое генеральское альтер-эго, где вы последовательно ответите на вопросы, по какой специальности вы закончили главную военную академию страны Уэст-Поинт, какими родами войск командовали в мексиканской войне и какую карьеру сделали после войны. Все это даст вам определенный стартовый набор умений, который можно отсортировать по следующим пунктам:

  • Политика - определяет сколько золота и рекрутов вы получите за проведенные сражения.
  • Экономика - влияет на цены в магазине.
  • Медицина - определяет, сколько будет погибших и какое количество раненых солдат смогут вернутся в строй сразу после боя.
  • Обучение - чем выше значение, тем дешевле пополнение ветеранами.
  • Организация армии - увеличивает максимальную численность армии.
  • Тыл - увеличивает количество боеприпасов.
  • Рекогносцировка - показывает информацию о количестве, качестве и даже планах противника (объем данных растет с каждым уровнем).

Карта кампании, на которой появляются миссии

Новичкам рекомендую выбрать в самом начале «Стратег» (+1 к организации армии, +1 обучение), затем «Артиллерия» (+2 тыл, +2 медицина) и «Политик» (+3 политика, +1 экономика). В такой комплектации можно неспешно развернуть армию в стартовых сражениях. По мере прохождения кампании вы будете получать очки карьеры, которыми продолжите улучшать свои умения. Первым делом качайте «Политику» и «Медицину», чтобы получать максимум рекрутов и золота. Ведь именно их не будет хватать всю игру, чтобы сформировать полноценные соединения. Следующими на очереди идут «Обучение» и «Организация армии» - первое умение нужно для создания опытных отрядов, второе - для увеличения численности бригад, дивизий и корпусов. Остальное уже не особо нужно, а на рекогносцировку можете вообще забить - save & load вам в помощь.

Затем от вас потребуют определиться со стороной. Для новичка легче играть за Союз, так как тут дают больше ресурсов и сражения в основном оборонительного плана. За Конфедерацию зато бьются культовые генералы, бригады стартуют сразу с одной звездой опыта, правда сражаться труднее. Выбирать конечно вам, но первая миссия за янки с бронепоездом чересчур сложная, в отличие от дикси с их штурмом Потомакского форта.

В магазине можно закупиться новинками оружейного мира

Интермиссия

После прохождения первой миссии вы попадаете на межмиссионный экран, где происходит основная подготовка к предстоящим боям, реорганизация армии и трата заработанных ресурсов. Внизу расположены закладки:

  • «Армия» . Основная закладка. Здесь формируются, пополняются и прокачиваются бригады, создаются новые дивизии и корпуса, назначаются офицеры.
  • «Арсенал» . Военный магазин, где можно закупить новое вооружение и продать трофейное.
  • «Казармы» . Тут происходит наем и содержание офицеров. Можно узнать кто в резерве, а кто ранен и находится на отдыхе.
  • «Карьера» . Получаемые после прохождения миссий очки карьеры распределяются по таблице умений (см. выше).

В правом верхнем углу находятся цифры в лавровом венке. Это ваша репутация, которая зарабатывается в успешных боях. Чем ее больше, тем более воодушевлены солдаты под вашим началом. Правда, после достижения 100 очков она перестает копиться. Но это только один пласт применения своей известности. Рядом с венком находится значок Капитолия, нажав на который можно за очки своей репутации попросить помощи от властей. Прислать, допустим, дополнительных рекрутов, или какое-нибудь экзотическое оружие, ну или подсобить выдающимся генералом.

В самом верху присутствует гигантская плашка «Карта сражений», где вы выбираете доступные миссии. Выполнять задания лучше согласно исторических дат - каждый этап подразделяется на два небольших сражения и одно крупное. Причем если вы прошли масштабную битву, то маленькие запустить уже будет нельзя. Поэтому лучше выполнить сначала их, получить всю причитающуюся плату, прокачать войска, а затем только ввязываться в решающее сражение. Отличить небольшое столкновение от крупного довольно просто - за последнее больше дают (деньги, рекруты) и оно, как правило, историческое.

Полная диспозиция при прокаченной рекогносцировке

Тактический интерфейс

После распределения ресурсов и обмундирования вас перебрасывает на тактическую карту, где и будет происходить само сражение. Изначально вам дается диспозиция и боевые задачи, которые необходимо выполнить. Но особо доверять этим данным не стоит - в ходе битвы все может поменяться по сто раз, поэтому просто держите цели миссии в голове и реагируйте на ситуацию исходя из потребностей. В фазе расстановки вам предложат выбрать и расположить бригады. Если корпус не влезает в стек миссии, то можно пощелкать по иконкам внизу и выбрать нужный состав войск на текущую операцию.

Управление войсками достаточно интуитивное и простое. Основные принципы взяты из классических RTS - ЛКМ выделяем, ПКМ отправляем в бой. Добавились интересные возможности: если выделить бригаду и зажать ЛКМ, можно прочертить линию маршрута, что очень удобно для заковыристых маневров; если зажать ПКМ, то можно задать разворот полка в точке прибытия. А когда выбрано несколько подразделений, то по зажатию можно прочертить линию фронта, которую солдаты займут без промедления, например - для обороны. И да - пользуйтесь тактической паузой, чтобы успеть раздать приказы. Здесь не мышекликер, а довольно вдумчивая стратегия.

Снизу расположены основные кнопки. Там выставлены режимы передвижения (держать позицию, бег, отступление), стрельбы, «в атаку!» (рукопашный бой), спешивания для конников и выделения из строя застрельщиков. Все это довольно просто и разобраться не сложно. Периодически поглядывайте на миникарту в углу - там можно ухватить суть всего, что происходит в бою вне зоны вашего зрения. В правом верхнем углу отображены ваши цели и таймер их выполнения. Помните, что бой может продолжаться и после завершения отсчета времени, если компьютер думает, что не все силы потрачены.

Сбоку слева находится информационная панель, где всегда можно узнать как общий, так и детальный обзор ваших юнитов. Если никто не выделен, то окошко сообщает общекорпусную инфу: общее количество солдат, снабжение, моральное и физическое состояние, процент потерь в бою. При клике на бригаду высвечивается командир, количество потерь и убийств, снабжение и перезарядка, помимо шкалы духа и кондиции присутствует параметр «укрытие», который дает понять, насколько ваши солдаты прикрыты от вражеского огня. Нажав «i» на этой панели, вы погружаетесь в более подробные характеристики, в том числе тип вооружения и его ТТХ. При наведении курсора на подразделение можно по всплывающей иконке узнать краткую информацию, в том числе процент заметности на местности.

Итог

По началу интерфейс игры пугает и завораживает. Но на самом деле все просто, доступно и наглядно. Даже когда я осваивал дорелизную версию, в которой не было русского языка, то уже через несколько часов довольно бодро руководил среднего масштаба операциями. Сложность и глубина здесь приходит со временем и это несомненный плюс продукта. В следующем гайде мы расскажем вам о типах и родах войск, а также поведаем - как их правильно формировать и комплектовать.

Начало кампании за Конфедератов

Американская гражданская война никогда не была особо популярной у российских игроков. Данный жанр вообще имеет тенденцию страдать от того, что подобные игры не рассчитаны на тех, кто не особо интересуется американской историей или как минимум не является американцем. Но если игроку действительно интересна военная история, то попытки Game-Labs вдохнуть жизнь в этот жанр с помощью Ultimate General: Civil War и ее предшественника – это очень желанные дополнения для любой личной коллекции в библиотеке Steam.

Основа игры проста и понятна: вы играете либо за Конфедератов, либо за Союз во время множества битв, которые исторически происходили во время Гражданской войны в Америке.

«Это хорошо, что война так ужасна, иначе мы бы полюбили её». (Генерал Роберт Ли – Лонгстриту, битва при Фредериксберге, 13 декабря 1862 г.).

Стартовая система создания вашего командующего позволяет выбрать из трех доступных направлений и типажей, которые влияют на ваши стартовые скиллы. Интересное решение, которое многие стратегические игры часто игнорируют, сосредоточившись на создании только армий.

Во время построения военной карьеры вы можете потратить игровые поинты на прокачку таких общих скиллов, как вербовка, пополнение юнитов или снабжение. Ultimate General: Civil War также позволяет вам создать более продвинутую структуру армии, чем даже популярные игры серии Total War. Вы получаете полный контроль над каждым типом войск, который содержится в составе ваших корпусов и можете управлять их размером, вооружением и офицерами, которые ими командуют.

Чем больше подразделение, тем сложнее эффективно перемещать его по полю или сохранять боевую готовность под шквалом огня. Крупные части требуют и пристального внимания со стороны командиров, чтоб в критический момент их боевой дух совсем не упал. Это ведет к интересному балансированию вне стычек, и вам придется крепко подумать о функциях, которые выполняет каждый корпус или отдельная бригада в бою.

Будут ли ваши части силой, сфокусированной на перестрелках со стрелками или артиллерийской бригадой, или это будет мощная сила в виде кавалерии, которая окажется способна отбрасывать врага назад? Такой же вопрос возникает, когда вы решаете каким видом оружия экипировать ваши бригады. Некоторые юниты в результате смогут стрелять не особо эффективно, но будут хороши в ближнем бою, в то время, как другие получат больший радиус стрельбы, но становятся беспомощными наседками, когда враг начинает колоть их штыком.

«Я начал относиться к смертям и страданиям тысяч человек, как к безделушке, нечто вроде обычного начала утра, — и это закаляет нас». (Генерал армии Уильям Т. Шерман, июль 1865 г., в письме своей жене).

Визуально Ultimate General: Civil War очень похожа на настольную игру с игрушечными солдатиками, которые передвигаются по красивой, ландшафтной карте. Несмотря на то, что игра не достигает такой визуальной глубины, которую демонстрирует тот же Total War, спрайты с грамотной анимацией делают правдоподобными большие полки и их передвижения по полю, что вполне типично для того периода.

Карта кампании также представляет собой интересную и правдоподобную географическую репрезентацию восточной части США, привнося художественный флер в действительный бой.

Перспектива карты сражения также позволяет нам легко просматривать выпуклости ландшафта и не полагаться только на топографические перекрытия, которые были представлены в Ultimate General: Gettysburg, что более реалистично, когда мы продумываем нашу стратегию.

Что касается реального боя, то механики, задействованные в Ultimate General: Civil War, достаточно незатейливые, но мастерски освоить их в бою не так уж и просто. Разные типы ландшафта присутствуют на каждой карте, и в их число входят леса, кукурузные поля, реки и прочее.

В зависимости от ваших нужд, они предлагают не только разные привычные преимущества, но и ловушки. Река может помочь замедлить передвижение врага, но в тоже время и обернуться сущим кошмаром, если вы решите предпринять контратаку. Моральный дух также играет гораздо более важную роль, чем в любой другой подобной игре.

Подразделение может легко впасть в неконтролируемое отступление, если его внезапно атаковали с фланга, или он участвует в рукопашной схватке слишком продолжительное время, и ему часто нужно тактически отступить, или они не были поддержаны бонусами морального духа от всей армии.

«Я был слишком слаб, чтобы обороняться — поэтому я атаковал». (Приписывается Роберту Ли (1807-1870).

Не смотря на то, что поведение юнитов показано вполне реалистичным, есть некоторые проблемы баланса, когда дело доходит до схватки с AI-врагом, который кажется иногда способен ввязаться в рукопашную схватку с большого расстояния, не жертвуя при этом уровнем морального духа (часто не смотря на продолжительную стрельбу по ним). Это простительно на ранних стадиях игры, но позже эта ситуация становится недопустимой, чтоб не вводить игрока в постоянное расстройство.

Проблемы с построением войск также не позволяют назвать эту игру совершенной. Есть еще одна повторяющаяся проблема, которая заключается в том, что поскольку вам приходится сохранять собственных солдат (соответственно, с потерями морального духа и жертвами, понесенными в бою), то враг часто появляется со свежими подразделениями, которых война как бы и не касалась. Более продолжительные битвы часто поделены на отдельные стадии, в течении которых тактическую важность поочередно приобретают разные части поля сражения. Как бы то ни было, игрок часто вынужден вести уже потрепанные в бою юниты к новым стратегическим точкам.

Нередко AI-силы привносят свежие войстка, которые часто изменяют баланс битвы, оставляю игроку совсем малый шанс противостоять новой атаке. Механика глобальной войны также оставляет желать лучшего, так как в независимости от исхода прошлого сражения, войска врага всегда будут равны вашим или даже превосходить их.

Ultimate General: Civil War может похвастаться динамичной исторической кампанией. Не считая опциональных миссий, которые добавляют скиллы и финансы, не особо заметно, чтоб ваши победы особо влияли на исход войны. Это также становится камнем преткновения, когда дело доходит до главных сражений, так как исторический исход битвы важнее того, что сейчас происходит на поле брани.

Учитывая исторические реалии, любая ваша стратегия может потерпеть крах. Противник может выиграть, просто установив контроль над исторически важной областью. Это значит, что либо вы должны повторять ход Гражданской войны, либо соображать просто невероятно быстро.

В целом, Ultimate General: Civil War – это игра, на которую стоит обязательно взглянуть любому геймеру, который интересуется данным историческим периодом. Графика в ней попроще, чем в других, подобных стратегических играх и тактическая система позволяет новичкам быстро настроиться, но благодаря детализированному управлению юнитами и стратегическими функциями, она строит довольно крутую кривую обучаемости и кидает не слабый вызов, подразумевающий долговременное и вдумчивое планирование.

Изучаем основные приемы на поле боя, делимся секретами

Другие гайды:

    Ultimate General: Civil War - гайд по интерфейсу Ultimate General: Civil War - гайд по родам войск и их структуре

Введение

Приветствую! Вот и настала очередь святая святых - стратегии и тактики. Можно долго выстраивать корпуса и дивизии, устраивать кадровую чехарду из офицеров, вооружать и разоружать солдатиков. Это все лишь предваряет тот момент, когда войсковые массы сойдутся в решающем сражении. И здесь будет рулить не столько ваши организаторские способности и теоретическая подкованность, сколько, извиняюсь, прямота рук и ясное мышление. А они вытекают из серого вещества без прямых извилин - такой вот парадокс.

Самое интересное в том, что даже стратегия и тактика отвечают за разные участки мозга. Стратегия - это возможность видеть картину комплексно, охватывать всю суть сражения посредством анализа. А тактика - умение быстро реагировать на кризисы нестандартными решениями. Соответственно, можно быть хорошим стратегом, но плохим тактиком, и наоборот. В самой игре придется совмещать эти две ипостаси, потому что одно вытекает из другого. Ведь расписывая всю битву по пунктам стоит помнить, что еще ни один план не пережил столкновения с реальным противником, и импровизации - залог успеха.

Исторический контекст

В эпоху, предшествующую Гражданской войне в США, в мире шло активное развитие теории военного дела. Двумя мощными теоретиками, Клаузевицем и Жомини , были предложены свои рецепты «как добиться успеха в ратном деле». Жомини полагал, что основой победы является математический расчет, концентрация превосходящих сил как в наступлении, так и в обороне, а также последовательное улучшения качества войск. Клаузевиц не соглашался, упирая на дух и мораль, которые не поддаются вычислениям, а также ставил во главу угла энергичные маневры. Сразу оговорюсь, что я больше сторонник Клаузевица.

Обороняться лучше в укреплениях

Несмотря на распространенное предубеждение - обороняться порой сложнее, чем наступать. Отчасти это происходит из-за того, что оборона - вынужденный вид действий против превосходящего противника. При таких раскладах она требует очень грамотного микроконтроля и жесткого контроля расхода ресурсов. Основная задача - нанести врагу максимальный ущерб при минимуме затрат.

Главным элементом обороны является выбор позиции. Она должна быть максимально защищенной от огня противника. Если есть возможность - располагайте войска на возвышенной местности, в лесу или среди домов. В идеале все подступы к позиции должны быть простреливаемыми и на открытой местности. А лучше всего занимать узкие дефиле, вроде мостов, где оппонент не сможет маневрировать и использовать свое численное преимущество.

Не стоит растягивать линии обороны на всю карту. Лучше собраться компактно для защиты ключевых мест, а за счет сокращения фронта выделить резервы, которые будут парировать кризисы. При этом конечно не стоит строить фестунги (круговые оборонительные позиции) в отдалении друг от друга. Атакующий просто выбьет их по очереди концентрацией сил. Оптимальным будет расстояние нескольких ружейных выстрелов, для своевременного оказания помощи, а также взятия наступающих вражеских колонн в огневой мешок.

Опирайтесь на заранее созданные огневые контуры и схемы. Ваша задача держать войска оппонента на расстоянии, навязывая дистанционные перестрелки с выгодных позиций. Ни в коем случае не сваливайтесь в хаос рукопашного боя, где рулит тупая численность. Лучше проявить тактическую гибкость и отойти на запасные позиции. Для этого лучше всего подходит троллинг застрельщиками. Сосредоточенным огнем выщелкивайте бригаду за бригадой, сокращая количество активных штыков.

Сокращайте пространство для маневра

Основой вашей линии обороны станут пехотные бригады, с приданной им артиллерией. В случае чего линейные солдаты могут отбить даже массированный штурм, если сзади их поддержат картечницы. Главное вовремя подвозить боеприпасы. При этом рядом должен стоять резервный полк, который должен быстро заткнуть брешь, если бригада побежит. Да и просто стоит периодически менять людей на передовой, чтобы бойцы отдохнули и восстановили мораль.

Застрельщики в обороне просто неоценимые юниты, особенно если вооружены нарезными охотничьими ружьями. Они могут вести огонь с дистанций, недоступных большинству штуцеров. Один батальон застрельщиков может успешно перестреливаться с целой пехотной бригадой, пока та не догадается пойти на штурм. Да и тогда они загоняют их до изнеможения из-за большей скорости передвижения. Их также не жалко выдвигать под массированный огонь, за счет разреженного построения, чтобы вести фланкирующий обстрел.

Кавалерия в обороне редко используется и зря. Именно этот род войск может быстро выдвинутся на место прорыва и надежно его запечатать. Необходимо иметь парочку полков, чтобы контрить действия вражеской конницы, которая норовит зайти с тыла. При этом необязательно ждать развития наступления противника, но и самому организовать стремительную контратаку, разгромив отбившийся от основных сил авангард. Периодические рейды по тылам приносят дивиденды в виде захваченных обозов и вырезанной артиллерии.

Маневр и напор!

Наступление

Атака - решающее действие, с целью разгрома противника. Суть ее можно передать несколькими фразами «сосредоточение» и «напор». Соотношение наступающих должно быть минимум 3 к 1. Атака проводится всеми имеющимися силами против самого слабого места обороны, за максимально короткие сроки, чтобы не успели вмешаться резервы. Остальные силы должны изображать активную деятельность на всем остальном фронте, отвлекая внимания от основных событий.

Для начала выделяете из бригад застрельщиков и отправляете их вперед, для рекогносцировки и выявления засад. Затем, после установления огневых контактов, определяете конфигурацию войск противника и нащупываете «ахиллесову пяту». Далее начинается выдвижения штурмовых пехотных бригад. Не стесняйтесь пользоваться рельефом для скрытности и дорогами для более быстрого перемещения. Кавалерию не отрывайте от основных сил, чтобы она не потеряла силы и личный состав раньше времени.

Фаза штурма должна быть яркой и короткой. После артподготовки самые подготовленные бригады устремляются на штурм редутов. В этот момент кавалерия огибает сражение и либо бьет в тыл, чтобы привести к панике, либо устремляется дальше, чтобы парировать контратаку резервов. После прорыва фронта начинается фаза сворачивания линии, когда дивизии второй линии просто идут и сметают во фланг все, что видят. С этим справится кто угодно.

Очень большой проблемой даже после разгрома врага является преследование бегущих подразделений. Если задача стоит отбить позиции, то догонять паникеров не стоит - закрепляетесь на отвоеванных точках и пусть уже они вас штурмуют. Если цель - разбить врага, то здесь стоит подумать об успешном окружении в котел. Только так можно большую часть пленить или рассеять. Прорвавшихся сквозь кольцо пораженцев преследуйте застрельщиками и кавалерией, чтобы не сбавлять накала паники.

Концентрация огня - залог успеха

Тактические советы и хинты

    «Грабеж обозов» . Первым делом отправляйте самые маневренные подразделения в тыл противника, дабы захватить все фургончики, какие видите. Вы увидите эффект, когда их пушки замолкнут, а пехота начнет вяло отстреливаться без снабжения.«Голову долой!» . К черту благородство - уничтожайте вражеских командиров и офицеров. Причем неважно чем - либо снайперскими винтовками, либо нарезными пушками «пэрротами». Это сразу ударит по морали и эффективности всей армии.«Троллинг кавалерии» . Компьютер довольно умело пользуется конницей для обходных маневров, поэтому нужно первым делом выбить из его рук этот опасный инструмент. Высылайте застрельщиков или драгун, агрите вражеских кавалеристов и спешно отступаете под прикрытие пехоты и пушек. Иногда развод получается и цвет лошадников гибнет под ружейными и орудийными залпами, после чего уже не оказывает никакого оперативного влияния на обстановку.«Не торопись» . Не гоняйте пехоту и кавалерию почем зря. Кондиция быстро тратится и медленно восстанавливается. Особо напряжными в этом смысле являются форсированные марши и рукопашный бой. Руководствуйтесь принципом «Тише едешь - дальше будешь». Исключение - форс-мажорные обстоятельства.«Бей в спину!» . Стрельба во фронт развернутой пехотной бригады почти не влияет на мораль. Старайтесь пощекотать фланги или тыл, и тогда даже закаленные ветераны побегут сломя голову. Лучше всего для этого подходят застрельщики и кавалерия. Стрельба по походным колоннам тоже приветствуется, так как пехоте наносятся дополнительные повреждения.«Контрбатарейная борьба» . Стрелять ядрами по пехотным массам, в надежде убить сотню другую, бессмысленно, в контексте многотысячных потерь в сражениях. Поэтому сосредоточьте огонь на вражеской артиллерии, особенно если ее не достать другим способом. Лучше всего для этого подходят нарезные «ордансы» и «пэрроты».«Рывок» . Если ведете перестрелку между двумя пехотными бригадами, то используйте время перезарядки вражеских мушкетов, чтобы придвинуться чуть поближе. Несколько таких сближений и можно идти на штурм, дав залп в качестве последнего аргумента. Мораль врага к этому времени уже серьезно пошатнется.«Револьверы, сэр!» . Сабельная конница имеет в своем арсенале револьверы, но вы никогда не видели, как они ими пользуются? Просто вы атакуете врага через ПКМ, и конница перестраивается в атакующую лаву. Нужно врезаться в противника походной колонной, прочертив маршрут через боевые порядки врага. Это не относится к драгунам, которые сначала стреляют, а потом отходят. Хотя и их можно использовать в рукопашной схватке.«Как взять в плен?» . Четкой формулы не существует, тем более, что подразделения всегда отличаются по качеству и подготовке. Однако всегда есть вероятность услышать песню группы «Руки вверх», если вы сковываете бегущих вражеских солдат рукопашный боем, и еще стреляете по ним изо всех стволов. Кавалерия тоже вносит свой дестабилизирующий фактор. Оружие пленных автоматически переносится в трофеи, да и сами они могут присоединиться к вашим победоносным войскам. Правда, не более 1000 за бой - ибо чит и дисбаланс.«Читы? Нет - хинт» . Этот прием могут скоро закрыть патчами, так что пользуйтесь. Если хотите пополнить боезапасы у пехотной бригады, то выделите из нее застрельщиков и отправьте их к фургончику. Патроны чудесным образом телепортируются к коллегам!

Будем надеяться, что весь этот свод правил по стратегии и тактики в Ultimate General: Civil War хоть немного отложился в вашей памяти. Но даже если не особо - не спешите огорчаться. Это всего лишь благие пожелания, которыми, как известно, вымощена дорога сами знаете куда. Ничто не даст вам лучшей подготовки, нежели постоянная практика. В военном деле выработанная интуиция порой значит больше, нежели многочасовые размышления над картой. Как сказал Марк Антоний в битве при Филиппах: «Если не знаешь, что происходит, и тебя одолевают сомнения - атакуй!».

Маневр и окружение

Изучаем интерфейс хардкорного тактического варгейма

Другие гайды:

    Ultimate General: Civil War - гайд по родам войск и их структуре Ultimate General: Civil War - гайд по стратегии и тактике

Введение

14 июля 2017 года свет увидел официальный релиз хардкорной тактической стратегии Ultimate General: Civil War . Жанр RTS, да еще и с приставкой «варгейм не для всех», практически исчез с наших мониторов. Поэтому для поклонников жанра каждый выход такой игры - как вспышка сверхновой на небосводе. Даже если продукт глубоко вторичен. Не стал исключением и наш пациент.

Тем более что предыдущий опыт производства варгеймов «с человеческим лицом» у компании Game-Labs уже был - Ultimate General: Gettysburg . А теперь тех же щей, только больше и лучше - не одно из сражений Гражданской войны в США, а полностью весь конфликт с 1861 по 1865 гг. Игра просто обязана была стать культовой в среде фанатов военных стратегий.

В России продукт тоже завоевал определенную популярность, хотя касался достаточно чужой для нас темы противостояния Юга и Севера, плантаторов и промышленников США. Низкий порог вхождения, увлекательный геймплей и детальность проработки эпохи позволили приобщиться максимальному количеству игроков. А военные стратегии, да еще и в историческом антураже, у нас любят! К тому же очень скоро поползли слухи об использовании движка для реконструкции наполеоновских войн.

Историческая справка

Гражданская война 1861-65 гг. в США являла собой конфликт переходного типа, когда стремительно набравшая силу индустриальная революция начала глобально менять мир, что отразилось и на поле боя. Поэтому архаика в виде дульнозарядных фермерских ружей там соседствовала с казематными пушками, парусные фрегаты бодались с броненосцами, а железные дороги и бронепоезда стали решающим фактором в логистике сражений. Пулеметы Гатлинга скоро поставят под сомнение целесообразность плотных пехотных построений, а золотой век кавалерии уже минул…

Политическая предыстория противостояния слишком запутана для граждан нашей страны, поэтому ее можно выразить одной фразой: «Миром правят деньги». Так получилось, что основной поток прибылей в нарождающееся государство обеспечивали хлопковые плантации юга. А где финансы, там власть и амбиции. Для стремительно модернизировавшихся северных штатов это был вызов, и столкновения было не избежать. Причем рабство в этой истории никогда не стояло даже на десятом месте, в списке причин, побудивших начать войну. Более того - его отменили много после начала собственно конфликта, а некоторые плантации под руководством северян работали вплоть до победного конца.

Эта война стала первым наглядным пособием, что сражения теперь ведутся не столько людьми, сколько экономиками. Южане, обладавшие хорошим офицерским корпусом и мотивированными рекрутами, хорошо начали, но уже ближе к середине сдулись под превосходящим натиском федералов. Морская блокада окончательно поставила крест на процветании Конфедерации. Мораль сей басни такова - индустриально развитое государство всегда победит аграрное.

Это был довольно кровопролитный конфликт, который унес жизни более 500 тысяч человек

Настройка кампании

В главном меню вас ждет выбор из трех пунктов:

    «Кампания» . Здесь вы сможете пройти сюжетные миссии в хронологическом порядке, начиная от первого Булл-Рана и заканчивая штурмом Вашингтона, в рамках динамической кампании. Выиграть за Конфедерацию вам не дадут - историзм соблюден.«Исторические битвы» . Для тех, кто не хочет заморачиваться микро и макроменеджментом, предпочитая сразу окунуться в исторически реконструированные бои. Тут на выбор представлены все значимые и крупные сражения той эпохи.«Пользовательские сражения» . Коммьюнити игры небольшое, но очень активное. Активисты уже наклепали кучу годных карт и сценариев на все мало-мальски известные эпизоды войны.

Нас, понятное дело, интересует кампания. Для начала вам предложат создать свое генеральское альтер-эго, где вы последовательно ответите на вопросы, по какой специальности вы закончили главную военную академию страны Уэст-Поинт, какими родами войск командовали в мексиканской войне и какую карьеру сделали после войны. Все это даст вам определенный стартовый набор умений, который можно отсортировать по следующим пунктам:

    Политика - определяет сколько золота и рекрутов вы получите за проведенные сражения.Экономика - влияет на цены в магазине.Медицина - определяет, сколько будет погибших и какое количество раненых солдат смогут вернутся в строй сразу после боя.Обучение - чем выше значение, тем дешевле пополнение ветеранами.Организация армии - увеличивает максимальную численность армии.Тыл - увеличивает количество боеприпасов.Рекогносцировка - показывает информацию о количестве, качестве и даже планах противника (объем данных растет с каждым уровнем).

Карта кампании, на которой появляются миссии

Новичкам рекомендую выбрать в самом начале «Стратег» (+1 к организации армии, +1 обучение), затем «Артиллерия» (+2 тыл, +2 медицина) и «Политик» (+3 политика, +1 экономика). В такой комплектации можно неспешно развернуть армию в стартовых сражениях. По мере прохождения кампании вы будете получать очки карьеры, которыми продолжите улучшать свои умения. Первым делом качайте «Политику» и «Медицину», чтобы получать максимум рекрутов и золота. Ведь именно их не будет хватать всю игру, чтобы сформировать полноценные соединения. Следующими на очереди идут «Обучение» и «Организация армии» - первое умение нужно для создания опытных отрядов, второе - для увеличения численности бригад, дивизий и корпусов. Остальное уже не особо нужно, а на рекогносцировку можете вообще забить - save & load вам в помощь.

Затем от вас потребуют определиться со стороной. Для новичка легче играть за Союз, так как тут дают больше ресурсов и сражения в основном оборонительного плана. За Конфедерацию зато бьются культовые генералы, бригады стартуют сразу с одной звездой опыта, правда сражаться труднее. Выбирать конечно вам, но первая миссия за янки с бронепоездом чересчур сложная, в отличие от дикси с их штурмом Потомакского форта.

В магазине можно закупиться новинками оружейного мира

Интермиссия

После прохождения первой миссии вы попадаете на межмиссионный экран, где происходит основная подготовка к предстоящим боям, реорганизация армии и трата заработанных ресурсов. Внизу расположены закладки:

    «Армия» . Основная закладка. Здесь формируются, пополняются и прокачиваются бригады, создаются новые дивизии и корпуса, назначаются офицеры.«Арсенал» . Военный магазин, где можно закупить новое вооружение и продать трофейное.«Казармы» . Тут происходит наем и содержание офицеров. Можно узнать кто в резерве, а кто ранен и находится на отдыхе.«Карьера» . Получаемые после прохождения миссий очки карьеры распределяются по таблице умений (см. выше).

В правом верхнем углу находятся цифры в лавровом венке. Это ваша репутация, которая зарабатывается в успешных боях. Чем ее больше, тем более воодушевлены солдаты под вашим началом. Правда, после достижения 100 очков она перестает копиться. Но это только один пласт применения своей известности. Рядом с венком находится значок Капитолия, нажав на который можно за очки своей репутации попросить помощи от властей. Прислать, допустим, дополнительных рекрутов, или какое-нибудь экзотическое оружие, ну или подсобить выдающимся генералом.

В самом верху присутствует гигантская плашка «Карта сражений», где вы выбираете доступные миссии. Выполнять задания лучше согласно исторических дат - каждый этап подразделяется на два небольших сражения и одно крупное. Причем если вы прошли масштабную битву, то маленькие запустить уже будет нельзя. Поэтому лучше выполнить сначала их, получить всю причитающуюся плату, прокачать войска, а затем только ввязываться в решающее сражение. Отличить небольшое столкновение от крупного довольно просто - за последнее больше дают (деньги, рекруты) и оно, как правило, историческое.

Полная диспозиция при прокаченной рекогносцировке

Тактический интерфейс

После распределения ресурсов и обмундирования вас перебрасывает на тактическую карту, где и будет происходить само сражение. Изначально вам дается диспозиция и боевые задачи, которые необходимо выполнить. Но особо доверять этим данным не стоит - в ходе битвы все может поменяться по сто раз, поэтому просто держите цели миссии в голове и реагируйте на ситуацию исходя из потребностей. В фазе расстановки вам предложат выбрать и расположить бригады. Если корпус не влезает в стек миссии, то можно пощелкать по иконкам внизу и выбрать нужный состав войск на текущую операцию.

Управление войсками достаточно интуитивное и простое. Основные принципы взяты из классических RTS - ЛКМ выделяем, ПКМ отправляем в бой. Добавились интересные возможности: если выделить бригаду и зажать ЛКМ, можно прочертить линию маршрута, что очень удобно для заковыристых маневров; если зажать ПКМ, то можно задать разворот полка в точке прибытия. А когда выбрано несколько подразделений, то по зажатию можно прочертить линию фронта, которую солдаты займут без промедления, например - для обороны. И да - пользуйтесь тактической паузой, чтобы успеть раздать приказы. Здесь не мышекликер, а довольно вдумчивая стратегия.

Снизу расположены основные кнопки. Там выставлены режимы передвижения (держать позицию, бег, отступление), стрельбы, «в атаку!» (рукопашный бой), спешивания для конников и выделения из строя застрельщиков. Все это довольно просто и разобраться не сложно. Периодически поглядывайте на миникарту в углу - там можно ухватить суть всего, что происходит в бою вне зоны вашего зрения. В правом верхнем углу отображены ваши цели и таймер их выполнения. Помните, что бой может продолжаться и после завершения отсчета времени, если компьютер думает, что не все силы потрачены.

Сбоку слева находится информационная панель, где всегда можно узнать как общий, так и детальный обзор ваших юнитов. Если никто не выделен, то окошко сообщает общекорпусную инфу: общее количество солдат, снабжение, моральное и физическое состояние, процент потерь в бою. При клике на бригаду высвечивается командир, количество потерь и убийств, снабжение и перезарядка, помимо шкалы духа и кондиции присутствует параметр «укрытие», который дает понять, насколько ваши солдаты прикрыты от вражеского огня. Нажав «i» на этой панели, вы погружаетесь в более подробные характеристики, в том числе тип вооружения и его ТТХ. При наведении курсора на подразделение можно по всплывающей иконке узнать краткую информацию, в том числе процент заметности на местности.

По началу интерфейс игры пугает и завораживает. Но на самом деле все просто, доступно и наглядно. Даже когда я осваивал дорелизную версию, в которой не было русского языка, то уже через несколько часов довольно бодро руководил среднего масштаба операциями. Сложность и глубина здесь приходит со временем и это несомненный плюс продукта. В следующем гайде мы расскажем вам о типах и родах войск, а также поведаем - как их правильно формировать и комплектовать.

Начало кампании за Конфедератов

Так как мы говорим о представителе жанра стратегии, прохождение Ultimate General: Civil War не имеет четкого единого алгоритма, который бы подошел всем игрокам. Более того, для каждого отдельно взятого геймера это самое прохождение будет разительно отличаться в прямой зависимости от его стиля, решений и действий при тех или иных обстоятельствах. Потому, дабы упростить вам ваш путь к победе здесь, мы приготовили ряд рекомендаций, следование которым приблизит ту самую победу.

Первое, на что мы рекомендуем обратить внимание - не стоит гнаться за победой в абсолютно каждом бою, бросая в топку ради достижения этой цели все имеющиеся ресурсы. Игра довольно точно моделирует условия реальной войны, а в таковой важно выиграть не битвы, а всю войну. Возможно, этими самыми битвами кое-где и поступившись ради сохранения ресурсов, как человеческих, так и материальных. Так что если видите, что дела складываются плохо - не стесняйтесь отступать. Потеря контролируемой территории - гораздо менее критично, чем потеря целой армии.

В бою при штурме вражеских позиций используйте всевозможные укрытия, за которыми ваши солдаты бы могли прятаться. Грубо говоря, выполнять прохождение Ultimate General: Civil War, пытаясь продавить врага в лобовой атаке на открытой местности - заведомо плохая идея, так вас просто разобьют. А вот если у вас на пути есть различная растительность, здания и тому подобные преграды - активно ими пользуйтесь, чтобы минимизировать количество жертв.

Еще одна вещь, за которой стоит здесь всегда следить - это репутация. Она влияет на моральный дух вашей армии, позволяет заполучать дополнительные ресурсы в виде солдат, денег, оружия, но ключевое значение ее в том, что она является определяющим фактором вас как генерала, а потому, если у вас будет плохая репутация, вам могут и не дать довести войну до конца.

При организации армии, осуществляя прохождение Ultimate General: Civil War, старайтесь развивать ее постепенно: пока численность войск небольшая, целесообразно сделать так, чтобы она состояла преимущественно из пехоты, являющейся ключевой основой как при обороне, так и при атаке. Остальные аспекты наращивайте по мере увеличения материальной базы, та же кавалерия, например, окажется полезной при разведке местности, но не сможет остановить вражеское наступление. В отличие от пехоты.

Захваченное в бою оружие можно как оставить для вооружения своих сил, так и продать. Однако мы рекомендуем вооружать свои войска именно трофейным оружием, так как покупное обходится уж больно дорого. Следите за тем, каких офицеров назначаете на какие должности, чем больше подчиненных у такого юнита, тем выше ранг у него должен быть, чтобы тот нормально с этой работой справлялся.