Домой / Отопление / Последствия признания крупнейшим налогоплательщиком. Исследование РБК: крупнейшие налогоплательщики России К налогоплательщикам организациям относятся

Последствия признания крупнейшим налогоплательщиком. Исследование РБК: крупнейшие налогоплательщики России К налогоплательщикам организациям относятся

Можно смело утверждать, что крупнейшие налогоплательщики функционируют по своим отдельным правилам, которые прописаны в налоговом законодательстве. И, конечно, спрос и контроль за ними больше, чем с обычных ИП и ООО. Рассмотрим, где проходит водораздел.

Чем руководствоваться

Действующим законодательством критерии крупнейших налогоплательщиков в 2019 году очерчены довольно чётко. Для этого надо обратить взор на приказ ФНС России от 16 мая 2007 года № ММ-3-06/308. Именно он определяет круг компаний, которые подлежат налоговому администрированию не ИФНС или МИФНС, а на федеральном и региональном уровнях.

Заметим, что ФНС периодически обновляет и дополняет критерии крупнейших налогоплательщиков. Например, такую роль выполнил приказ от 26 октября 2016 года № ММВ-7-2/582.

Виды

Основные критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам таковы:

  1. Экономические показатели деятельности за отчетный год по бухгалтерской и налоговой отчетности.
  2. Признаки взаимозависимости и влияния фирмы на финансовые итоги деятельности взаимозависимых лиц.
  3. Есть специальное разрешение (лицензии) на право вести определённый вид деятельности.
  4. Проведение налогового мониторинга.

Для отнесения к крупнейшим берут показатели деятельности за любой год из предшествующих 3-х лет. При этом последний отчетный год во внимание не принимают. Этот статус сохраняется в течение 2-х лет, которые идут за годом, в котором компания перестала соответствовать установленным критериям.

Администрировать компанию будет непосредственно ФНС, если один из показателей за отчетный год имеет следующее значение:

  • общий объем начислений федеральных налогов согласно отчетности – от 1 млрд рублей;
  • для организаций связи или транспорта – от 300 млн рублей;
  • общий размер доходов согласно годовой форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) – от 20 млрд рублей;
  • активы – от 20 млрд рублей.

Почти то же самое касается предприятий «оборонки» (хотя бы один из критериев):

  • сумма по экспортным контрактам на поставку стратегической продукции – от 27 млн рублей в год;
  • выручка по экспортным поставкам стратегической продукции – от 20% общей суммы выручки;
  • среднесписочная численность персонала – свыше 100 человек;
  • доля государства – от 50%.

Надзор со стороны ФНС будет и за организациями из перечня стратегических предприятий, у которых один показателей имеет значение:

  • сумма по экспортным контрактам на поставку стратегической продукции – от 27 000 000 млн рублей в год;
  • выручка по аналогичным сделкам – от 20% общего размера выручки;
  • среднесписочная численность персонала – от 100 человек;
  • доля государства – от 50%.

Кредитное учреждение, страховая/перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, НПФ при наличии:

  • лицензии на банковские операции;
  • лицензии на страхование, перестрахование, взаимное страхование, посредническую деятельность в качестве страхового брокера;
  • лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг и/или лицензию на ведение реестра;
  • лицензию на пенсионное обеспечение и страхование.

Если компания подала запрос на налоговый мониторинг, при соблюдении следующих условий:

  • представление всех сведений согласно п. 2 ст. 105.27 НК РФ;
  • соответствие критериям п. 3 ст. 105.26 НК РФ;
  • соответствие регламента информационного взаимодействия его форме и требованиям к нему;
  • соответствие системы внутреннего контроля в компании статье 105.26 НК РФ.

На уровне Управлений ФНС администрирование будет при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. Общий объем доходов согласно годовому отчету о прибылях и убытках (коды 2110, 2310, 2320, 2340) – от 2 до 20 млрд рублей включительно.
  2. Среднесписочная численность персонала – от 50 человек.
  3. Активы – от 100 млн до 20 млрд рублей включительно либо общий объем начислений федеральных налогов и сборов согласно отчетности – от 75 млн до 1 млрд рублей.

Спецрежимники по закону не могут быть отнесены к крупнейшим налогоплательщикам.

В отношении взаимозависимости налоговики руководствуются правилами статьи 105.1 НК РФ. Это когда отношения с юрлицами могут оказывать влияние на условия или экономические итоги основного вида деятельности компании с показатели, которые соответствуют категории крупнейших плательщиков.

Особые ситуации

  1. НКО могут быть отнесены к крупнейшим плательщикам, если общий доход от реализации и внереализационных поступлений согласно годовой отчетности по налогу на прибыль – от 20 млрд рублей.
  2. При реорганизации крупнейшего плательщика правопреемник(и) сохраняет такой статус в течение 3-х лет, включая год реорганизации.
  3. Если есть решение суда о признании банкротом и введено конкурсное производство, статус крупнейшего прекращается (кроме банков).
  4. Банки, переданные для администрирования в качестве крупнейших к ФНС, при отзыве у них лицензии до решения суда о завершении принудительной ликвидации или банкротства сохраняют статус крупнейшего налогоплательщика.

Самое важное про крупнейших налогоплательщиков в 2019 году

Организацию отнесут к крупнейшим налогоплательщикам в следующих случаях (Критерии ФНС).

  1. Годовой доход от 10 млрд руб. Налоговые органы суммируют четыре строки отчета о финансовых результатах: 2110, 2310, 2320 и 2340.
  2. Взаимозависимость с крупнейшим налогоплательщиком.
  3. Организация подала заявление о проведении налогового мониторинга.
  4. По решению ФНС.

Крупнейших налогоплательщиков ставят на учет без каких-либо заявлений. Из межрайонной или межрегиональной ИФНС придет уведомление с новым КПП (5-я и 6-я цифры – 50).
Всю налоговую отчетность, кроме расчета по страховым взносам, 6-НДФЛ и 2-НДФЛ, крупнейшие налогоплательщики сдают в межрегиональную или межрайонную ИФНС (п. 3 ст. 80 НК РФ).

В случае признания организации крупнейшим налогоплательщиком (КН), что может сделать только налоговый орган, ее поставят на учет в ИФНС в качестве КН. При каких обстоятельствах организация признается крупнейшим налогоплательщиком? Каким образом она узнает о том, что поставлена на учет в качестве КН? Ответы на вопросы актуальны в связи с тем, что изменены среди прочего критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам.

Нормативные акты по КН

Понятно, что в первую очередь – это Налоговый кодекс, в котором указано, что Минфин вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков (п. 1 ст. 83). И таковые (Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков) утверждены Приказом Минфина РФ от 11.07.2005 № 85н. В целях единообразия процедуры учета КН в налоговых органах с учетом положений приведенных документов Приказом ФНС РФ от 27.09.2007 № ММ-3-09/553@ утверждены Методические указания для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков – российских организаций.

Следующий важный документ – это Приказ МНС РФ от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@, которым утвержден порядок организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков. Данным приказом также утверждены критерии отнесения юридических лиц к КН, но необходимо учитывать, что Приказом ФНС РФ от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@ утверждены новые критерии (далее – Критерии). Оба этих документа изменены Приказом ФНС РФ от 25.12.2017 № ММВ-7-7/1083@. И еще, приказы ФНС РФ № ММ-3-06/308@ и № ММВ-7-7/1083@ скорректированы Приказом ФНС РФ от 06.02.2018 № ММВ-7-7/80@.

Нововведения вступили в силу 02.04.2018, но в отношении отдельных организаций применяются с 12.02.2018, речь идет:

– об организациях, состоящих на учете в Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 8 (осуществляющих деятельность в сфере производства машин, транспортных средств, оборудования, техники, аппаратуры и оборонно-промышленного комплекса);

– об организациях, у которых по обновленным критериям изменяется уровень налогового администрирования.

Критерии отнесения организации связи к КН и выбор налоговой инспекции

Признавая организацию крупнейшим налогоплательщиком, налоговые органы ориентируются:

1) на показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год по данным бухгалтерской и налоговой отчетности организации. Организация относится к категории КН по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года (п. 8 Критериев);

2) на наличие признаков взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц. Организацию, отношения с которой могут оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности компании, признанной КН, могут также отнести к категории крупнейших налогоплательщиков и поставить на учет на уровне, соответствующем уровню администрирования указанной компании;

3) на наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности. Это касается кредитной организации, страховой, перестраховочной организации, общества взаимного страхования, страхового брокера, профессионального участника рынка ценных бумаг, негосударственного пенсионного фонда;

4) на проведение налогового мониторинга. К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, при соблюдении следующих условий:

– в налоговый орган вместе с указанным заявлением в полном объеме представлены соответствующие документы (информация), это регламент информационного взаимодействия, информация об организациях, физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации (если доля такого участия превышает 25 %), учетная политика для целей налогообложения, внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации;

– соблюдены условия, позволяющие организации обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга (перечислены в п. 3 ст. 105.26 НК РФ);

– представленный регламент информационного взаимодействия соответствует установленным форме и требованиям к регламенту (утверждены Приказом ФНС РФ от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ (см. приложения 3 и 4 соответственно));

– применяемая организацией система внутреннего контроля соответствует требованиям, утвержденным Приказом ФНС РФ от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ (приложение 1).

Выясним, какие показатели финансово-экономической деятельности организации связи свидетельствуют о том, что налоговые органы признают ее КН и каким образом выбирается уровень администрирования (это может быть федеральный или региональный уровень, когда организация ставится на учет в межрегиональной или межрайонной соответственно ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам).

Федеральный уровень

По новым правилам, действующим с 02.04.2018, к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, относятся организации, у которых суммарный объем полученных доходов по данным отчета о финансовых результатах, входящего в состав годовой бухгалтерской отчетности, превышает 35 млрд руб. Он получается путем сложения доходов, отраженных в отчете по кодам строк 2110 «Выручка», 2310 «Доходы от участия в других организациях», 2320 «Проценты к получению» и 2340 «Прочие доходы».

Ранее организация подлежала налоговому администрированию на федеральном уровне, если (достаточно было выполнения одного из перечисленных условий за отчетный год):

    суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности превышал 1 млрд руб. Для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, показатель был иной – свыше 300 млн руб.;

    суммарный объем полученных доходов за год превышал 20 млрд руб.;

    активы (сумма внеоборотных и оборотных активов по данным строки «Баланс (актив)» (код 1600) годового бухгалтерского баланса) составляли более 20 млрд руб.

И важное нововведение: в состав организаций, подлежащих налоговому администрированию на федеральном уровне, могут попасть юридические лица, не отвечающие установленным критериям, если ФНС приняла решение об их отнесении к категории КН (новый п. 5.1 Критериев).

По поводу того, кто занимается администрированием организаций – крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне… Это специализированные по отраслевому принципу межрегиональные ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам. Теперь их 8 вместо 9 (см. Приказ ФНС РФ от 21.02.2018 № ММВ-7-4/106@), обратим внимание на три из них.

Инспекция, занимающаяся налоговым администрированием КН

Основные виды деятельности организаций

Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 7 (при постановке на учет не учитывается показатель размера суммарного объема полученных доходов)

Деятельность в области информации и связи, осуществляемая операторами мобильной связи и организациями, осуществляющими деятельность в сфере интернет-технологий, научные исследования и разработки

Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 6

Обеспечение электрической энергией и газом, водоснабжение, оказание транспортных услуг и иных услуг, оказываемых организацией, не администрируемой иной межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам

Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 1

Вышеперечисленные виды деятельности, если в уставном капитале организации доля участия иностранных лиц (иностранного лица) прямо или косвенно превышает 50 % и (или) контролирующим лицом такой организации не являются резиденты РФ

Региональный уровень

Налоговому администрированию на региональном уровне подлежат организации, у которых выполняются одновременно следующие условия:

    суммарный объем полученных доходов по данным отчета о финансовых результатах находится в пределах от 2 млрд до 35 млрд руб. включительно (ранее предельная величина составляла 20 млрд руб.);

    среднесписочная численность работников превышает 50 человек;

    активы превышают 100 млн руб. либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности составляет более 75 млн руб. Верхнего предела теперь нет (составлял 20 млрд руб. по активам и 1 млрд руб. по федеральным налогам).

Здесь также есть новшество, касающееся свободы выбора со стороны ФНС. В отношении организации, не подпадающей под установленные критерии для отнесения ее к категории КН на региональном уровне, ФНС все равно может принять решение об отнесении организации к категории КН и территориальных особенностях администрирования (п. 6.1 Критериев).

Скорее всего, именно поэтому из Критериев исключено положение о том, что организация, отнесенная к категории КН, сохраняет данный статус в течение двух лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям. То же самое касается нормы сохранения статуса КН в течение трех лет после реорганизации.

Как и прежде, не относятся к категории КН организации, применяющие специальные налоговые режимы (в части соответствующих видов деятельности) (п. 6 Критериев). В то же время Налоговым кодексом установлен запрет на применение системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ). Исходя из юридической силы НК РФ и приоритета его норм над положениями, закрепленными в приказе ФНС, п. 6 Критериев в части указания, что не относятся к категории КН организации, применяющие специальные налоговые режимы, не используется в отношении налогоплательщиков, применяющих специальный режим в виде уплаты ЕНВД. Следовательно, если организацию признают КН, она не может применять «вмененку» .

Администрирование организаций – КН на региональном уровне осуществляется в межрайонных ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, если таковые созданы в структуре управлений ФНС по субъектам РФ (создаются при наличии на территории региона как минимум 10 претендентов на звание КН). Если межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам на территории субъекта отсутствует, организацию ставят на учет в качестве КН в налоговом органе по месту ее нахождения, а контроль за налоговым администрированием возлагается на управление ФНС по субъекту РФ.

Про постановку на учет в качестве КН

При постановке на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляются следующие действия:

    присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого – код налогового органа, осуществившего постановку организации в качестве КН (то есть межрегиональной (межрайонной) ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам), пятый и шестой знаки – значение 50 (признак отнесения организации к КН). ИНН, присвоенный в налоговом органе по месту нахождения организации, не изменяется;

    вносятся сведения в ЕГРЮЛ о постановке на учет в качестве КН;

    организации выдается (направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) уведомление по форме 9‑КНУ, утвержденной Приказом ФНС РФ от 26.04.2005 № САЭ-3-09/178@. В уведомлении фиксируются ИНН, код причины постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика и код ОКАТО.

Таким образом, организация связи узнает о том, что она поставлена на учет в качестве КН, из полученного уведомления. ФНС в Письме от 14.02.2018 № АС-4-2/2865@ подчеркнула: организация получает статус крупнейшего налогоплательщика с момента постановки на учет в соответствующей инспекции – межрегиональной или межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Последствия постановки на учет в качестве КН

В первую очередь это означает, что организация связи как налогоплательщик должна представлять все налоговые декларации и расчеты, в том числе по обособленным подразделениям, в налоговый орган по месту учета в качестве КН (п. 3 ст. 80 НК РФ). То же самое касается иных документов, представляемых в налоговый орган по тем или иным причинам, например:

– уведомления о контролируемых сделках;

– уведомления об участии в иностранных организациях;

– уведомления о контролируемых иностранных компаниях;

– заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения;

– заявления о проведении налогового мониторинга.

Декларации, представленные организацией по обособленным подразделениям, перенаправляются налоговым органом по месту учета в качестве КН в соответствующие налоговые органы по месту нахождения ОП. Кроме того, по отдельным налогоплательщикам ФНС принято решение о закрытии карточек «РСБ» по месту нахождения обособленных подразделений и о передаче пакета документов, необходимого для администрирования ОП, в налоговый орган по месту учета в качестве КН (Письмо ФНС РФ от 21.02.2018 № ЕД-4-15/3540@).

Обратите внимание

Пункт 3 ст. 80 НК РФ не распространяется на плательщиков страховых взносов. При этом гл. 34 «Страховые взносы» НК РФ для организаций, относящихся к категории КН, каких‑либо особенностей по представлению расчетов по страховым взносам не предусмотрено. Поэтому организация, относящаяся к категории КН, должна представлять расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту своего нахождения (Письмо Минфина РФ от 28.02.2017 № 03‑15‑06/11252).

Следующий момент, на который обратим внимание, касается выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории КН. Решение о проведении такой проверки выносит налоговый орган, осуществивший постановку названной организации на учет в качестве КН (п. 2 ст. 89 НК РФ). Срок проведения проверки может быть продлен с двух до четырех месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ, Основания и порядок продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки ).

И еще: налоговые органы в соответствии с регламентом , утвержденным Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@, проводят сверку расчетов с КН ежеквартально.

Основанием для постановки организации связи на учет в качестве КН является соответствие организации специальным критериям, утвержденным ФНС. Например, по новым правилам налогоплательщик с доходами более 35 млрд руб. признается КН и администрируется на федеральном уровне (то есть ставится на учет в соответствующей межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам). Доходы в пределах от 2 млрд до 35 млрд руб., среднесписочная численность работников более 50 человек, стоимость активов более 100 млн руб. (либо сумма начисленных федеральных налогов и сборов более 75 млн руб.) – основание для постановки на учет в качестве КН на региональном уровне. Кроме того, теперь ФНС может включить в состав КН и те организации, которые не отвечают установленным критериям. О присвоенном статусе КН организацию связи налоговый орган известит путем выдачи (направления) уведомления, которое выглядит так.

Критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях.

См. Постановление АС ДВО от 28.02.2017 № Ф03-425/2017 по делу № А73-8343/2016, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 26.06.2017 № 303‑КГ17-7128.

Утверждены Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (приложение 4).

Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами.

Приказом ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483 скорректированы критерии отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших. Проанализируем положительные и отрицательные стороны внесенных изменений.

Фискальное ведомство (Письмо ФНС РФ от 23.08.2012 г. №АС-4-2/13912) отмечало, что установленные «крупнейшие» критерии подлежат регулярному уточнению в зависимости от экономической ситуации. И Приказом ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483 (далее по тексту – Приказ ФНС РФ) такие изменения внесены сразу в два документа:

1) в приказ МНС РФ от 16.04.2004 г. №САЭ-3-30/290@ «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях»;

2) в критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утвержденные приказом ФНС РФ от 16.05.2007 г. №ММВ-3-06/308@ «О внесении изменений в приказ МНС РФ от 16.04.2004 г. №САЭ-3-30/290@» (далее по тексту - Критерии).

Налоговым законодательством понятие крупнейшего налогоплательщика не раскрывается

Пунктом 1 ст.83 НК РФ лишь установлено, что финансовое ведомство вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщик приобретает статус крупнейшего налогоплательщика с момента постановки на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика (Письмо Минфина РФ от 25.10.2010 г. №03-02-07/1-493).

Налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков осуществляется (Методические указания для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков, утв. Приказом Минфина РФ и ФНС от 27.09.2007 г. №ММ-3-09/553@):

  • на федеральном уровне - в межрегиональных инспекциях ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам;
  • на региональном уровне - в межрайонных инспекциях ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам, создаваемых по субъектам РФ.

Приказом ФНС РФ внесены изменения в Критерии для крупнейших налогоплательщиков федерального и регионального уровней.

«Федеральные» изменения

Приказом ФНС РФ сохранена особая категория налогоплательщиков (организации оборонно-промышленного комплекса) с отличными от общеустановленных критериев финансово-экономической деятельности. Однако для признания стратегических предприятий в качестве крупнейших налогоплательщиков предприятие должно соответствовать всем установленным критериям. Как отмечено в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.07.2012 г. №Ф03-3038/2012. «…при разрешении вопроса об отнесении организации к крупнейшим налогоплательщикам, налоговый орган должен исходить из оценки совокупности обстоятельств, характеризующих деятельность конкретного налогоплательщика, и влияющих на возможное отнесение организации к категории крупнейших налогоплательщиков». То есть если у налогоплательщика отсутствовали экспортные поставки при соблюдении остальных критериев, то предприятию оборонно-промышленного комплекса нельзя присваивать статус крупнейшего налогоплательщика.

Напомним, что ранее (п.4 Приказа ФНС РФ в редакции от 27.06.2012 г. №ММВ-7-2/428@) были выделены в отдельную группу налогоплательщики в сфере финансового сектора (кредитные и страховые компании), подлежащие учету в качестве крупнейших налогоплательщиков в зависимости от следующих финансово-экономических показателей:

  • суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов по данным налоговой отчетности - свыше 300 миллионов рублей;
  • объем чистых активов на конец года - не менее 25 миллионов рублей;
  • сумма страховых премий за отчетный период - не менее 2 миллиардов рублей.

Теперь расширена данная категория налогоплательщиков и сняты ограничения в части финансово-экономических показателей. Кроме того, для отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне для организаций финансового сектора добавился еще один критерий - наличие лицензии на право осуществления конкретного вида деятельности:

Перечень организаций, осуществляющих финансовую деятельность

Наименование лицензии

Кредитная организация.

На осуществление банковских операций

Страховая организация.

На осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве брокера

Перестраховочная организация.

Общество взаимного страхования.

Страховой брокер.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг.

На осуществление деятельности в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг и по ведению реестра

Негосударственный пенсионный фонд.

На осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию

К каким последствиям приведет перевод данной группы налогоплательщиков в статус крупнейших?

Главный минус наличия статуса крупнейшего налогоплательщика заключается в пристальном внимании со стороны налоговых органов. Периодичность проведения выездных налоговых проверок, как правило, составляет 1 раз в 2 года.

Помимо выездных (как правило, длительностью полгода, а при наличии нескольких обособленных подразделений - более шести месяцев) налоговых проверок, налоговые инспекции истребуют дополнительные сведения о предстоящем размере налоговых поступлений в бюджет, о плановых показателях выручки и прочих показателей (для прогноза бюджетных поступлений).

В отношении крупнейших налогоплательщиков проводятся так называемые «углубленные» камеральные налоговые проверки с истребованием дополнительных сведений и документов.

То есть таким организациям будет уделяться особое внимание в части мероприятий налогового контроля.

Согласно п.6 Приказа МНС РФ №САЭ-3-30/290@ налоговое администрирование организаций финансово-кредитной сферы будет осуществляться Межрегиональной инспекцией ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам №9.

Таким образом, если организация осуществляет финансовую деятельность, например, в Уральском регионе и получит статус крупнейшего налогоплательщика, то она будет поставлена на учет в МИ ФНС РФ №9 в г. Москве и, соответственно, будет представлять отчетность в инспекцию по учету крупнейших налогоплательщиков (региональные и местные налоги уплачиваются по месту нахождения организации). На практике это приводит к увеличению затрат организации на отправку документации из региона в Москву, на телефонные переговоры и командировочные расходы. Нельзя не учитывать возможные проблемы, связанные с передачей лицевых счетов из одной инспекции (в которой состоял налогоплательщик на учете) в другую по учету крупнейших налогоплательщиков (в которой налогоплательщик будет поставлен на учет).

«Региональные» изменения

Приказом ФНС РФ уточнены финансово-экономические показатели и на региональном уровне:

Наименование показателя

Региональный уровень

Было (в ред. Приказа ФНС РФ от 27.06.2012 г. №ММВ-7-2/428@)

Стало (в ред. Приказа ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483)

Суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности.

Свыше 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей

Суммарный объем полученных доходов (форма «Отчет о прибылях и убытках», коды строк 2110 «Выручка», 2310 «Доходы от участия в других организациях», 2320 «Проценты к получению»,2340 «Прочие доходы»).

От 1 миллиарда рублей до 20 миллиардов рублей

От 2 миллиарда рублей до 20 миллиарда рублей

Суммарная величина внеоборотных и оборотных активов (форма «Бухгалтерский баланс»).

Свыше 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей

Среднесписочная численность работников.

Критерий отсутствовал

Превышает 50 человек

Таким образом, для региональных крупнейших налогоплательщиков увеличен нижний порог суммарного объема полученных доходов и введен дополнительный критерий - среднесписочная численность работников.

Чтобы стать крупнейшим налогоплательщиком должны единовременно выполняться вышеприведенные условия. Внесенные Приказом ФНС РФ изменения приведут к уменьшению числа крупнейших налогоплательщиков на региональном уровне.

Так, при подведении итогов администрирования крупнейших налогоплательщиков в одном из регионов (Челябинская область) отмечено, что по состоянию на 1 июля 2014 года количество крупнейших налогоплательщиков составило 264 организации, что на 12 меньше, чем в 2013 году.

То есть уже сейчас в регионе сокращается количество крупнейших налогоплательщиков, а с учетом новых критериев при нестабильной экономической ситуации, их численность будет еще меньше. А учитывая, что платежи крупнейших налогоплательщиков составляют большой удельный вес в бюджете области (до 80-90%), «выпадение» доходной части бюджета скажется и на социальных программах региона.

Кроме того, п. 5 Приказа ФНС РФ прямо закреплено, что к крупнейшим региональным налогоплательщикам по показателям финансово-экономической деятельности не относятся организации, находящиеся на специальных режимах.

Но уже сейчас в соответствующих главах НК РФ, посвященных применению специальных налоговых режимов, установлены ограничительные барьеры. Так, например, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков не вправе применять ЕНВД (п.2.1 ст.346.26 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.08.2009 г. №03-11-06/3/204).

Организации, применяющие УСН, по финансово-экономическим показателям не подпадают под критерии, установленные для крупнейших налогоплательщиков. Введение специального налогового режима в виде УСН уже предполагает ограничения по размеру выручки, численности работников, стоимости основных средств (ст.346.12 НК РФ).

И только при установлении факта взаимозависимости и способности влиять на экономические результаты другой крупнейшей организации (раздел II Критериев, впервые введен Приказом ФНС РФ от 24.04.2012 г. №ММВ-7-2/274@), такие налогоплательщики могут быть отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Взаимозависимость между организациями определяется в соответствии с правилами ст.105.1 НК РФ. Напомним, что с 01.01.2012 г. статьей 105.1 НК РФ установлено 11 оснований для признания организаций взаимозависимыми.

Наиболее сложным представляется расчет прямого и (или) косвенного участия организации в другой организации (пп.1, пп.3 п.2 ст.105.1 НК РФ). Проиллюстрируем расчет на конкретном примере.

ПРИМЕР №1

Организация А заключила договор с организацией С. При этом организация А владеет 50% уставного капитала организации B, которой принадлежит 50% акций организации С. Организация А владеет 10% уставного капитала организации D, которой принадлежит 5% акций организации С.


Доля косвенного участия организации A в организации С через организацию D будет равна 0,5% (0,1 х 0,05 х 100%). Таким образом, суммарное произведение долей будет равно 25,5%, следовательно, организации А и С являются взаимозависимыми. Организация А является частью того же холдинга, что и организация С. При этом организация А оказывает влияние на финансовые результаты организации С (через ценовой механизм). Организация С является крупнейшим налогоплательщиком федерального уровня по финансово-экономическим показателям. Исходя из этого, организация А может быть отнесена к категории крупнейшего налогоплательщика по федеральному уровню и при этом не имеют значения ее финансово-экономические показатели.

Таким образом, перечень федеральных крупнейших налогоплательщиков существенно расширится при сокращении числа крупнейших налогоплательщиков регионального уровня.

Кроме отрицательных моментов (повышенное внимание со стороны фискальных органов), наличие статуса крупнейшего налогоплательщика имеет ряд преимуществ в части использования региональных налоговых льгот. Например, Закон Челябинской области «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» (№154-ЗО от 23.06.2011 г.) устанавливает пониженную ставку налога на прибыль организаций (но не ниже 13,5%) для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты с суммарным объемом инвестиций по проекту не менее 300 миллионов рублей. При этом пониженная ставка будет рассчитываться по формуле, и льгота по налогу будет распространяться только на ту часть прибыли, которая получена от реализации инвестиционного проекта, а не от деятельности всего предприятия.

Правительство г. Москвы внесло в Мосгордуму проект закона об установлении пониженной ставки налога на прибыль в размере 13,5% для нефтяных компаний, а также консолидированных групп налогоплательщиков. Принятие закона позволит закрепить присутствие и дополнительно привлечь в город крупнейших налогоплательщиков нефтяной отрасли. Согласно прогнозам столичных властей, начиная с 2015 года реализация законопроекта обеспечит прирост доходов бюджета г. Москва в размере не менее 2 миллиардов рублей в год (на сайте правительства Москвы - mos.ru). Также положительным моментом внесенных Приказом ФНС РФ изменений является сокращение срока сохранение статуса крупнейшего налогоплательщика. В том случае если налогоплательщик в отчетном году уже не удовлетворяет установленным критериям, то по новым правилам сохраняется статус крупнейшего налогоплательщика в течение двух лет, а не трех лет (как это было ранее).

Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 6 Обеспечение электрической энергией и газом, водоснабжение, оказание транспортных услуг и иных услуг, оказываемых организацией, не администрируемой иной межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 1 Вышеперечисленные виды деятельности, если в уставном капитале организации доля участия иностранных лиц (иностранного лица) прямо или косвенно превышает 50 % и (или) контролирующим лицом такой организации не являются резиденты РФ Региональный уровень Налоговому администрированию на региональном уровне подлежат организации, у которых выполняются одновременно следующие условия:

  • суммарный объем полученных доходов по данным отчета о финансовых результатах находится в пределах от 2 млрд до 35 млрд руб.

Новые критерии для крупнейших налогоплательщиков

К примеру, постановке на учет в МРИ по КН подлежат организации, применяющие ОСНО, в отношении которых одновременно выполняются следующие условия: – суммарный объем доходов, отраженных в отчете о финансовых результатах (форма 2), находится в пределах от 2 до 20 млрд руб. включительно; – среднесписочная численность работников превышает 50 человек; – стоимость активов варьирует в диапазоне от 100 млн до 20 млрд руб. включительно, либо сумма начисленных федеральных налогов и сборов составляет от 75 млн до 1 млрд руб. ----------– Перечень федеральных налогов и сборов приведен в ст. 13 НК РФ. Согласия на причисление налогоплательщика к крупнейшим не требуется.


Вся процедура постановки на учет в МИ (МРИ) по КН осуществляется без его участия и не влечет неблагоприятных имущественных последствий или нарушения прав данного лица (см. Определение КС РФ от 08.11.2005 N 438-О, п.

Присвоение организации статуса крупнейшего налогоплательщика

Какие показатели являются сигналом для признания промышленника КН? Критерии, при наличии которых организация может быть признана КН, утверждены Приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/ Они сгруппированы по двум признакам:- показатели финансово-экономической деятельности организации за отчетный год по данным бухгалтерской и налоговой отчетности.


От этих показателей зависит отнесение предприятия промышленности к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном или региональном уровне. Обратите внимание, одновременное администрирование предприятия на двух уровнях невозможно;- взаимозависимость между организациями.

Изменились критерии определения крупнейшего налогоплательщика

N 2 Добыча (предоставление услуг по добыче) газа природного горючего, переработка, транспортировка, оптовая торговля газом природным горючим и общестроительные работы по прокладке магистральных и газораспределительных трубопроводов N 3 Основные виды обрабатывающих производств, строительство, торговля и другие виды деятельности N 4 Производство и реализация продукции металлургической промышленности, добыча металлических руд N 5 Производство машин, транспортных средств, оборудования, техники, аппаратуры и оборонно-промышленного комплекса 2) в межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам (создаются в структуре управлений ФНС по субъектам РФ), если организация подлежит налоговому администрированию на региональном уровне.

Когда промышленник становится крупнейшим налогоплательщиком? (столяров д.а.)

Если отношения с предприятием промышленности могут оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, имеющей вышеперечисленные показатели (то есть если эти лица являются взаимозависимыми для целей налогообложения в соответствии со ст. 105.1 НК РФ), данное предприятие могут отнести к категории крупнейших налогоплательщиков. В обозначенном случае предприятие промышленности подлежит администрированию на том же уровне, что и взаимозависимый налогоплательщик.


* * * Если предприятие промышленности достигает в своей деятельности финансово-экономических показателей, позволяющих отнести его к крупнейшим налогоплательщикам, либо является взаимозависимым лицом по отношению к КН, оно может быть поставлено на налоговый учет в качестве КН.

Когда организация связи – крупнейший налогоплательщик по новым правилам

Кроме того, Приказ поднял и пороговые значения финансово-экономических показателей за отчетный год. Так, теперь чтобы стать крупнейшим региональным налогоплательщиком должны выполняться одновременно все следующие условия:

  • суммарный объем полученных доходов (по данным, отраженным в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности в строках с кодами показателей 2110, 2310, 2320, 2340) находится в пределах от 2 до 20 млрд руб.
    включительно;
  • среднесписочная численность работников превышает 50 человек;
  • активы находятся в пределах от 100 млн руб. до 20 млрд руб. включительно либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 млн руб. до 1 млрд руб. (п.

Онлайн журнал для бухгалтера

Критериев в части указания, что не относятся к категории КН организации, применяющие специальные налоговые режимы, не используется в отношении налогоплательщиков, применяющих специальный режим в виде уплаты ЕНВД. Следовательно, если организацию признают КН, она не может применять «вмененку».
Администрирование организаций – КН на региональном уровне осуществляется в межрайонных ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, если таковые созданы в структуре управлений ФНС по субъектам РФ (создаются при наличии на территории региона как минимум 10 претендентов на звание КН). Если межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам на территории субъекта отсутствует, организацию ставят на учет в качестве КН в налоговом органе по месту ее нахождения, а контроль за налоговым администрированием возлагается на управление ФНС по субъекту РФ.
Про постановку на учет в качестве КН.

Кто такие крупнейшие налогоплательщики?

Для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, показатель был иной – свыше 300 млн руб.;

  • суммарный объем полученных доходов за год превышал 20 млрд руб.;
  • активы (сумма внеоборотных и оборотных активов по данным строки «Баланс (актив)» (код 1600) годового бухгалтерского баланса) составляли более 20 млрд руб.

И важное нововведение: в состав организаций, подлежащих налоговому администрированию на федеральном уровне, могут попасть юридические лица, не отвечающие установленным критериям, если ФНС приняла решение об их отнесении к категории КН (новый п. 5.1 Критериев).

Критерии для крупнейших налогоплательщиков в 2017 год

Внимание

Дата размещения статьи: 07.08.2014 Как известно, в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Одним из этих оснований является признание организации крупнейшим налогоплательщиком (КН).

В какой именно налоговой инспекции предприятие промышленности может быть поставлено на учет в качестве КН? Зависит ли от его действий такая постановка на учет? Наличие каких критериев является основанием для признания предприятия крупнейшим налогоплательщиком? В какой налоговой инспекции производится постановка на учет в качестве КН? В п. 1 ст. 83 НК РФ сказано, что Минфин вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков. Данные Особенности утверждены Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н.

К сведению.

Федеральный уровень По новым правилам, действующим с 02.04.2018, к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, относятся организации, у которых суммарный объем полученных доходов по данным отчета о финансовых результатах, входящего в состав годовой бухгалтерской отчетности, превышает 35 млрд руб. Он получается путем сложения доходов, отраженных в отчете по кодам строк 2110 «Выручка», 2310 «Доходы от участия в других организациях», 2320 «Проценты к получению» и 2340 «Прочие доходы».

Ранее организация подлежала налоговому администрированию на федеральном уровне, если (достаточно было выполнения одного из перечисленных условий за отчетный год):

  • суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности превышал 1 млрд руб.

Последствия признания крупнейшим налогоплательщиком

Важно

Администрирование на федеральном уровне по показателям финансово-экономической деятельности Предприятие промышленности подлежит налоговому администрированию на федеральном уровне, если за отчетный год получен хотя бы один из следующих показателей:- суммарный объем начислений по федеральным налогам составляет более 1 млрд руб. (источник информации — налоговая отчетность);- суммарный объем полученных доходов превышает 20 млрд руб. Данный показатель определяется на основе годового отчета о финансовых результатах путем сложения данных по кодам строк 2110 «Выручка», 2310 «Доходы от участия в других организациях», 2320 «Проценты к получению», 2340 «Прочие доходы»;- активы превышают 20 млрд руб.

Последствия признания крупнейшим налогоплательщикам

Есть и отдельные категории налогоплательщиков, для которых предусмотрены свои значения критериев. Так, например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, включенных в перечень стратегических предприятий должно выполняться одно из следующих условий (п. 2-3 Критериев):

  • сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции должна быть более 27 млн руб. в год;
  • сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20% от общей суммы выручки;
  • среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;
  • доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.

Региональный уровень С организациями, администрируемыми на региональном уровне все гораздо проще, – показатели для них не делятся в зависимости от вида деятельности компании.

Какие в 2018 году критерии отнесения предприятия к категории крупнейшего налогоплательщика? Какие показатели для налогового администрирования на региональном уровне?

Вопрос: Организация на ОСНО. В 2016г. товарооборот не превышал 2 млрд. руб, а среднесписочная численность превышала 50 чел. Активы превышали 100 млн.руб. В 2017г. сохранялись те же показатели. В 2018г. товарооборот превысит 2 млрд. руб., среднесписочная численность свыше 50 чел. активы свыше 100 млн. руб. В каком году организация будет отнесена к категории крупнейших налогоплательщиков и подлежать налоговому администрированию на региональном уровне? (согласно пункта 7 критериев отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам).

Ответ: По итогам ФХД организации за 2016 и 2017 год, данная организация не может быть отнесена к категории крупнейших налогоплательщиков, администрирование которых осуществляется на региональном уровне так, как суммарный объем полученных доходов ( годовой бухгалтерской отчетности, менее 2 млр рублей.

Достижение необходимых показателей ФХД для перевода налогоплательщика в категорию крупнейших планируется в 2018 году. При этом следует иметь ввиду и такой критерий: суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 миллионов рублей.

Для отнесения к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности может быть по показателям ФХД за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года (2019 года). Таким образом, только на 01.01.2020 года можно будет рассматривать для установления признака крупнейшего налогоплательщика 3 предшествующих года, не учитывая последний отчетный год: 2016, 2017 и 2018 годы. В 2016 и 2017 годах показатели ФХД не соответствуют критериям, а вот в 2018 году требования будут выполнены. Таки образом, организация может быть отнесена к категории крупнейших не ранее 2020 года.

Обоснование

Приказ ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@Скопировать О внесении изменений в приказ МНС России от 16 апреля 2004 года № САЭ-3-30/290@

Приложение. КРИТЕРИИ отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях

В целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии:
- показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
- признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
- наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности;
- проведение налогового мониторинга.

6. К организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых выполняются одновременно следующие условия:
суммарный объем полученных доходов (форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) находится в пределах от 2 до 35 миллиардов рублей включительно;
среднесписочная численность работников превышает 50 человек;
активы находятся в пределах от 100 миллионов рублей либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 миллионов рублей.

8. Организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года.