Домой / Отопление / Оформление протокола заседания. Распоряжение, его характеристика и реквизиты Протокол документооборот

Оформление протокола заседания. Распоряжение, его характеристика и реквизиты Протокол документооборот

Протокол — это своего рода отчет, содержащий записи процесса обсуждения вопросов и решений по ним, принятых на заседаниях, деловых встречах и собраниях. Данный документ имеет важное место в системе документооборота организационно-распорядительного типа.

Что такое протокол

Протокол — это отчетный документ, в котором четко зафиксирован ход обсуждения вопросов и принятых решений на официальных мероприятиях. Более полное толкование слова предоставляют словари, определяющие это понятие как документ с записью всего происходящего на определенном мероприятии.

Общая информация

Протоколом можно назвать документ, содержащий определенную информацию. Он включает в себя сведения о течении обсуждения конкретных вопросов. Кроме этого, протокол заседания включает в себя постановления, что дает возможность отнести его к распорядительным документам.

Во время заседания удается сделать лишь черновой вариант протокола. В течение 5 дней составление протокола должно быть завершено полностью.

Оформление

Протокол — это документ, оформленный на базе черновых заготовок. Если в процессе заседания велась стенограмма, то затем она поддается расшифровке, оформляется нужным образом и добавляется к готовому протоколу.

Секретарь несет полную ответственность за процесс подготовки и ведения всего протокола, а также за верность вносимых в него данных. Некоторые виды протоколов необходимо дополнительно утвердить у руководителя компании.

Формы ведения протокола

Применяется 3 формы ведения протокола:

  • стенографическая;
  • полная;
  • краткая.

В кратком протоколе фиксируются вопросы, которые были обсуждены. Также вносятся фамилии участников и решения, которые были вынесены. Протокол мероприятия такого типа рекомендовано вести тогда, когда собрание стенографируется, а тексты выступлений и доклады предоставляются ответственному секретарю.

Полный протокол фиксирует не только вышеперечисленные моменты, но и содержит более подробные записи. Полный протокол должен позволять отразить подробную картину мероприятия полностью.

Стенографический протокол проводится ответственным секретарем на основании сделанного стенографического отчета о совещании.

Руководящий состав компании решает то, какая форма протокола будет предпочтительнее для каждого заседания. Все виды такого рода документов должны быть оформлены на фирменном бланке предприятия (компании) с указанием наименования типа документа – Протокол. Либо на специально оформленном готовом бланке протокола. Обязательные реквизиты любого документа подобного типа — это регистрационный номер, дата, заголовок, текст и подписи ответственных лиц.

Кто ведет протокол

Протокол — это документ, который ведется во время мероприятия. Составлять его должен профессионально подготовленный секретарь. От его уровня квалификации и профессиональных навыков будет зависеть качественность записи выступлений. Поэтому выбор человека, составляющего протокол заседания, является ответственной задачей в подготовке мероприятия.

Как вести протокол: образец протокола

Пример ведения протокола можно посмотреть на фото ниже. Там представлен образец протокола. Если заседание будет проходить в течение нескольких дней, то должна быть указана дата начала заседания и после дефиса дата его окончания. К примеру, 12.03.2016-14.03.16.

В графе «Место заседания» указывается город или населенный пункт, где проходило мероприятие.

Заголовок протокола пишется в родительном падеже и содержит в себе расшифровку вида мероприятия (заседание, собрание, совещание) и название коллегиального органа. Название вида заседания должно согласовываться с названием коллегиального органа. К примеру, «Собрание комитета».

Само текстовое наполнение протокола разделяется на две части:

1. Вводная часть, где указываются фамилия и инициалы председателя, ответственного секретаря, всех присутствующих и тема повестки дня.

2. Основная часть, где описывается сам процесс заседания.

Непосредственно со слова «председатель» начинается протокол, после дефиса указываетя фамилия председателя и инициалы. Точно так же оформляется и слово «секретарь». При проведении срочных и быстрых совещаний эта часть протокола не производится.

Затем оформляется список всех присутствующих. После данного перечня записываются фамилии приглашенных, где указываются и занимаемые ими должности. На длительных конференциях и заседаниях с большим количеством присутствующих их состав должен указываться исключительно количественно, а список с указанием фамилий прилагается к протоколу, о чем делается соответствующего рода запись в самом протоколе. Например: «Присутствовали 42 человека (список прилагается)».

На мероприятиях, где для принятия решения требуется определенное количество человек, в разделе «Присутствовали» указывается количество человек, которое должно было быть, и число пришедших участников.

Затем следует повестка дня. В данной части протокола перечисляются рассмотренные вопросы. Каждый имеет свой номер и начинается с предлога «О» («Об»).

Основополагающая часть текста протокола составляется по разделам, соответствующим пунктам на повестке дня.

По каждому из пунктов могут быть выделены такие части, как:

  • Слушали.
  • Выступили.
  • Решили (постановили).

Каждое из этих слов пишется с новой строчки.

Данные докладчика (ФИО) и всех выступающих пишутся с новой строки.

Заключительная часть раздела по каждому пункту повестки дня — это запись утвержденного по поставленному вопросу решения (постановления). Решения, имеющие несколько разделов, делятся на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. Постановляющая часть решений должна быть конкретной и содержать составные части: кому что нужно сделать и к какому числу.

При выборе должностных лиц в протоколе отмечаются итоги голосования по каждой из кандидатур отдельно.

Административный протокол имеет в себе информацию об административных правонарушениях.

syl.ru

Слово протокол у всех на слуху. Работники офисов регулярно слышат его во время собраний, полицейские используют в своей профессиональной деятельности, а главы государств и дипломаты вынуждены придерживаться диктуемых им правил. Что же такое протокол? Это мы выясним ниже.

Значение понятия протокол

Как немалое количество иных терминов, данное слово имеет несколько значений. Все зависит от сферы деятельности, в которой применяется искомое понятие. Итак, рассмотрим самые распространенные ситуации, когда принято говорить о протоколе.

Если речь идет о деловой среде, то протокол – это документ, описывающий происходящее событие (собрание, совещание, совет директоров и т.д.).

Мы уже упоминали выше о полицейских, которые также часто составляют подобный документ. В данном случае подразумевается установление факта преступления или правонарушения.

В международном формате протокол — это свод правил, которых следует придерживаться при официальных встречах между представителями власти, а также дипломатическими деятелями. Например, существует протокол встреч глав государств или нанесения визита президенту.

Однако в данной статье остановимся именно на понятии деловых протоколов.

Протокол встречи

Бизнес-встречи – это неотъемлемая часть всех процессов в деловой среде. Проходить они могут официально, с учетом назначенного времени и только в помещении офиса. Также весьма популярны и неформальные деловые свидания. Во втором случае можно обойтись без протокольных подтверждений разговора. Если же встреча официальная, то она должна быть письменно оформлена по всем правилам.

Протокол ведет секретарь или другое лицо, обладающее такими полномочиями. Чтобы не отставать от хода беседы, постарайтесь выяснить примерный список вопросов, которые будут обсуждаться на встрече. Не лишним будет также наличие диктофона, чтобы не упустить детали, ведь протокол – это очень подробное описание делового мероприятия.

Следует записать имена тех, кто присутствует, а также отсутствующих. Для себя можно сделать пометки относительно месторасположения всех, кто пришел на встречу, чтобы без ошибок указать авторство тех или иных слов.

В начале каждого собрания определяется порядок рассмотрения вопросов, обязательно запишите его дословно.

Если на встрече было голосование, то укажите его итоги (сколько человек проголосовали «за», а сколько – «против»). В случае, когда на собрании было небольшое количество присутствующих, вы имеете возможность также отметить фамилии и имена всех проголосовавших.

Не откладывайте оформление протокола в долгий ящик, ведь за это время вы можете забыть детали встречи.

Протокол переговоров

Переговоры отличаются от обычной деловой встречи тем, что на них обычно обсуждается один или пара вопросов, которые играют большую роль для обеих сторон. В данном случае протокол – это возможность зафиксировать все нюансы разговора и требования сторон. Не всегда рассматриваемый вопрос решается сразу же после первых переговоров, поэтому директорам или прочим сотрудникам необходимы время и полная информация о встрече.

Протокол переговоров оформляется по тому же принципу, что и любой деловой документ.

В нем необходимо указать дату описываемого события, номер документа и полный вариант названия. Далее идет введение, в котором обязательно указывается список присутствующих и главные вопросы для обсуждения.

В основной части информация обычно делится на три части: «Слушали», «Выступили», «Постановили». В полной версии протокола дословно цитируются слова всех выступавших.Также в некоторых случаях оформляется выписка из протокола, дублирующая определенную его часть.

fb.ru

Протокол - документ, в котором фиксируют ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях, конференциях.

Протоколы документируют деятельность постоянно действующих коллегиальных органов, таких как коллегии комитетов и министерств, муниципальных органов управления, а также ученых, технических, методических советов. Кроме того, совещания, проводимые руководителями структурных подразделений, заместителями генерального директора, директора, также могут протоколироваться.

Распространено составление протоколов для документирования деятельности временных коллегиальных органов (конференций» собраний, семинаров и т. д.).

Протокол оформляется секретарем на основе записей, которые он вел на заседании. Это могут быть краткие записи, стенограмма или диктофонные записи. Для подготовки протокола секретарь собирает до заседания тезисы докладов и выступлений, проекты решений.

Протокол оформляется на общем бланке .

Заголовок, дата и номер протокола

Заголовком протокола будет название коллегиального органа или вида заседания . Например, Протокол (чего?) заседания педагогического совета; совещания начальников структурных подразделений и т.д.

Датой протокола является дата заседания (протоколы, как правило, оформляются после заседания). Если совещание продолжалось несколько дней, то дата протокола включает даты начала и окончания.

Например: 21 - 24.07.2009 .

Номером (индексом) протокола является порядковый номер заседания в пределах календарного года или срока полномочий коллегиального органа.

Текст протокола включает следующие части:

  • вводную;
  • основную.

Вводная часть

Во вводной части протокола после заголовка приводятся фамилии и инициалы председателя и секретаря заседания. С новой строки после слова «Присутствовали » в алфавитном порядке перечисляют фамилии, инициалы должностных лиц, присутствовавших на заседании.

Если на заседании были лица из других организаций, то после слова «Присутствовали» с новой строки печатают слово «Приглашенные » и указывается список приглашенных лиц, в этом случае перед каждой фамилией указывается должность и название организации.

Во вводной части протокола указывается повестка дня .

Она состоит из перечисления вопросов, которые обсуждаются на заседании, и закрепляет последовательность их обсуждения и фамилии выступающих (докладчиков). Каждый вопрос повестки дня нумеруется арабской цифрой, его формулируют с использованием предлогов «О» или «Об». Например: «Об утверждении учебных программ»; «О подведении итогов учебного года».

По каждому пункту указывается докладчик (должностное лицо, готовившее данный вопрос).

Основная часть

В соответствии с последовательностью вопросов в повестке дня оформляется текст основной части протокола - он должен содержать столько разделов, сколько пунктов включено в повестку дня.

Таким образом, заголовочная часть протокола оформляется всегда одинаково. Но текст протокола может быть изложен в разных формах: краткой или полной.

Краткий протокол - фиксирует обсуждавшиеся на заседании вопросы, фамилии докладчиков и принятые решения. Такой протокол ведут чаше всего в тех случаях, когда заседание носит оперативный характер (см. рис. 3.3.).

Полный протокол - содержит сведения не только об обсуждавшихся вопросах, принятых решениях и фамилиях выступавших, но и достаточно подробные записи, передающие содержание докладов и выступлений участников заседания, все высказанные мнения, прозвучавшие вопросы и реплики, замечания, позиции. Полный протокол позволяет документировать подробную картину заседания (см. рис. 3.4).

Рис. 3.3. Пример оформления краткого протокола

Рис. 3.4. Пример оформления полного протокола

При использовании любой формы протокола его текст будет делиться на столько разделов, сколько пунктов содержит повестка дня.

Каждый раздел состоит из трех частей : «СЛУШАЛИ», «ВЫСТУПИЛИ», «ПОСТАНОВИЛИ» («РЕШИЛИ»), которые печатаются от левого поля прописными буквами. Такое оформление позволяет выделить в тексте речь основного докладчика, участников обсуждения вопроса и постановляющую часть, в которой сформулировано решение.

В части «СЛУШАЛИ » излагается текст выступления. В начале текста с новой строки в именительном падеже указывают фамилию выступающего. Запись выступления отделяют от фамилии тире. Выступление излагается от третьего лица единственного числа. Допускается вместо записи выступления после фамилии указать («Запись выступления прилагается», «Текст доклада прилагается»).

В последнем случае доклады становятся приложением к протоколу.

В части «ВЫСТУПИЛИ » с новой строки в именительном падеже указывают фамилию выступающего и после тире, текст выступления или вопрос (если в ходе выступления он был задан докладчику).

В части «ПОСТАНОВИЛИ » («РЕШИЛИ») отражают принятое решение по обсуждаемому вопросу. Текст постановляющей части печатается полностью в любой форме протокола.

Текст всего протокола печатают через 1,5 межстрочных интервала.

Протокол оформляет секретарь заседания. Протокол подписывает секретарь и представляет на подпись председателю в течение 3 (трех) рабочих дней после заседания.

Подписи отделяют от текста 3 межстрочными интервалами. Наименование должности печатается от границы левого поля, последняя буква в фамилии ограничивается правым полем.

В день подписания протокола председателем он должен быть зарегистрирован.

Выписка из протокола

Выписка из протокола представляет собой точную копию части текста подлинного протокола, относящегося к тому вопросу повестки дня, по которому готовят выписку. Выписка воспроизводит все реквизиты бланка, вводную часть текста, вопрос повестки дня, по которому готовится выписка, и текст, отражавший обсуждение вопроса и принятое решение. Выписку из протокола подписывает только секретарь, он же ее заверяет. Заверительная надпись пишется от руки, состоит из слова «Верно», указания должности лица, заверяющего копию (выписку), личной подписи, фамилии, инициалов и даты (см. рис. 3.5).

Рис. 3.5. Пример оформления выписки из протокола

Выписки из протоколов иногда заменяют собой такой распорядительный документ, как решение. В этом случае выписка служит инструментом доведения до исполнителей принятых решений. В таком случае секретарь, например, Правления акционерного общества, не позднее 2 (двух) дней после подписания протокола заседания производит рассылку выписок из протокола по отдельным вопросам ответственным исполнителям. Выписки подписывает секретарь.

Обязательному заверению печатью подлежат выписки из протоколов, направляемые в другую организацию.

Подлинные экземпляры протоколов формируются секретарем в дела по виду заседаний. Например, «Протоколы общих собраний», «Протоколы заседаний Совета директоров», «Протоколы совещаний у директора» и т.д. Внутри дела протоколы систематизируют по номерам и хронологии. Дела формируются в течение календарного года.

Протокол занимает особое место в системе организационно-распорядительных документов. С одной стороны, его можно отнести к информационным документам (так как он содержит информацию о ходе обсуждения каких-то управленческих вопросов), а с другой - протоколы содержат постановляющую часть и, таким образом, могут рассматриваться как распорядительные документы.

Протокол - документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях, конференциях. Протоколы документируют деятельность постоянно действующих коллегиальных органов, таких, как коллегии комитетов и министерств, муниципальных органов управления, а также ученых, технических, методических советов.

Обязательному протоколированию подлежат собрания акционеров, заседания советов директоров.

Протоколы представляются в органы государственной власти для регистрации (например, при регистрации коммерческих банков, торгово-промышленных палат и др.). Протоколы составляют и для документирования деятельности временных коллегиальных органов (конференций, собраний, совещаний, семинаров и т.д.).

Протокол оформляется на основе записей, которые велись на заседании секретарем вручную или с использованием диктофона.

В зависимости от вида заседания и статуса коллегиального органа выбирается форма протокола: краткая, полная или стенографическая.

Краткий протокол - фиксирует обсуждавшиеся на заседании вопросы, фамилии докладчиков и принятые решения (см. Приложение 1). Такой протокол рекомендуется вести только в тех случаях, когда заседание стенографируется, доклады и тексты выступлений будут представлены секретарю или когда заседание носит оперативный характер.

Полный протокол фиксирует не только обсуждавшиеся вопросы, принятые решения и фамилии выступавших, но и достаточно подробные записи, передающие содержание докладов и выступлений участников заседания, все высказанные мнения, прозвучавшие вопросы и реплики, замечания, позиции. Полный протокол позволяет документировать подробную картину заседания (см. Приложение 2).

Стенографический протокол составляется на основе стенографического отчета о заседании (стенограммы) и дословно передает процесс обсуждения каждого вопроса и выработку решения по нему Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов / Кузнецова Т.В., Санкина Л.В., Быкова Т.А. и др.; Под ред. проф. Т.В. Кузнецовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С. 166..

Полный и стенографический протоколы составляют на основе рукописных стенографических или магнитофонных записей, которые ведутся во время заседания.

Все виды протоколов оформляются на общем бланке, который включает следующие реквизиты: наименование учреждения (организации, предприятия), вид документа (протокол), место для проставления даты, индекса документа, место составления протокола, место для заголовка к тексту. Датой протокола является дата заседания (протоколы, как правило, оформляются после заседания). Если оно продолжалось несколько дней, то дата протокола включает даты начала и окончания.

Например: 21 - 24.01.2000.

Номером (индексом) протокола является порядковый номер заседания. Нумерация протоколов ведется в пределах календарного года или срока полномочий коллегиального органа.

Заголовок к тексту протокола, как правило, отражает вид заседания или коллегиальной деятельности и согласуется с названием вида документа. Например: Протокол - заседания коллегии; - собрания трудового коллектива; - совещания начальников структурных подразделений.

Текст протокола включает вводную и основную части.

В вводной части протокола после заголовка приводятся фамилии и инициалы председателя и секретаря заседания (в краткой форме протокола эти сведения опускают). С новой строки после слова «Присутствовали» перечисляют фамилии, инициалы постоянных членов коллегиального органа (в алфавитном порядке), фамилии, инициалы и должности приглашенных на заседание. При оформлении протокола расширенного заседания фамилии участников не перечисляются, а указывается цифрой их общее количество. Подсчет участников проводится по спискам регистрации, которые передаются секретарю собрания и становятся одним из приложений к протоколу.

В вводную часть протокола включается повестка дня. В ней перечислены обсуждаемые на заседании вопросы с фамилиями выступающих (докладчиков) и закреплена последовательность их обсуждения. Повестка дня заседания, как правило, составляется заранее и должна включать оптимальное количество вопросов, которые можно рассмотреть и обсудить на заседании Ларьков Н.С. Документоведение: Уч. пос. - Томск: Томск. гос. ун-т, 2005. - С. 106..

Текст основной части протокола составляется в соответствии с последовательностью вопросов, установленных повесткой дня.

Основная часть текста протокола содержит столько разделов, сколько пунктов включено в повестку дня. В соответствии с ней разделы нумеруются. Каждый раздел состоит из трех частей: «СЛУШАЛИ», «ВЫСТУПИЛИ», «ПОСТАНОВИЛИ», которые печатаются с абзаца, для того чтобы выделить в тексте протокола записи речи основного докладчика, участников обсуждения вопроса и постановляющей части, формулирующей решение собрания.

С этой же целью в тексте протокола каждую фамилию и инициалы выступающего печатают с новой строки в именительном падеже. Изложение записи выступления отделяют от фамилии дефисом, оно излагается от третьего лица единственного числа.

Протокол оформляет секретарь заседания. Подписывают председатель и секретарь.

Выписка из протокола представляет собой точную копию части текста подлинного протокола, относящегося к тому вопросу повестки дня, по которому готовят выписку. При этом воспроизводят все реквизиты бланка, вводную часть текста, вопрос повестки дня, по которому готовится выписка, и текст, отражающий обсуждение вопроса и принятое решение. Выписку из протокола подписывает только секретарь, он же составляет заверительную надпись. Она состоит из слова «Верно», указания должности лица, заверяющего копию (выписку), личной подписи, фамилии, инициалов и даты. Если выписка дается для представления в другую организацию, то она заверяется печатью.

Таким образом, самая крупная административная реформа Петра I была связана с заменой многочисленных и громоздких приказов коллегиями. Создание коллегий сначала не было сопряжено с разработкой каких-либо новых правил по организации делопроизводства в центральных учреждениях страны. Издание 28 февраля 1720 г. Генерального регламента в законодательном порядке определило структуру, штат, права и обязанности должностных лиц, порядок работы коллегий и других новых центральных учреждений.. Однако Генеральной регламент, определяя общую структуру и принципы деятельности, коллегий, не учреждал новые виды (разновидности) делопроизводственных, законодательных документов, а лишь содержал общие рекомендации по их составлению. Скорее, это была генеральная модернизация документной формы. А.А. Лукашевич, анализируя текст Генерального регламента и его первоначальной редакции, установил, что его составители так и не определили окончательно номенклатуру исходящих из коллегий документов и ограничились лишь общими пожеланиями Лукашевич А.А. Виды документов в Российском государстве первой четверти XVIII в. (на материале Генерального регламента) // Советские архивы. 1991. № 4. С. 64..

Переход к "управлению дел" в новых центральных учреждениях "по новому манеру" не мог произойти одномоментно, несмотря на правительственные угрозы жестоких наказаний. Упраздненные приказы за многие десятилетия своей работы накопили огромный опыт в составлении разного рода служебных документов, поэтому введение законодательным путем новых видов документов не привело к быстрому и окончательному вытеснению прежних. Да и в самом Генеральном регламенте не было жесткого закрепления за документом одного названия. Отсюда полисемия делопроизводственных терминов, которая видна на всех стадиях его разработки. Даже в опубликованном тексте Регламента допускалось двойственное употребление терминов: "журнал" - "повседневная записка", "указ" - "грамота", "концепты" - "сочинения черные", "сочинения всяких указов и доношений", "патенты" - "жалованная грамота на чин", "мемориалы" - "доношения" и т.д. Таким образом. Генеральный регламент законодательно закрепил функционирование равнозначных слов-синонимов, что, конечно, не способствовало улучшению делопроизводства не только в коллегиях, но и в других учреждениях страны. Текст Регламента настолько перенасыщен иностранными словами, что оказался необходим словарь ("Толкование иностранных речей"), составленный как приложение к нему.

Ответьте, пожалуйста, на два вопроса относительно оформления -протокола заседания / собрания:
  • Если в повестку дня включается вопрос информативного характера, например, «О ходе строительства…», то:
    • Необходимо ли выносить какое-либо решение типа: «Принять -к сведению». Или можно вопрос оставить без постановляющей части?
    • Нужно ли такие вопросы вообще включать в повестку дня?
  • Всегда ли в протоколе необходимо хотя бы кратко приводить содержание выступлений в ходе обсуждения вопроса, требующего принятия решения, или можно просто указать: «Проведено обсуждение…» и далее -«Постановили (решили)»?
  • На вопрос отвечает Брызгалова К.М., эксперт журнала

    Ответ на первый вопрос читателя содержится в самом определении протокола как вида документа: протокол - документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов, т.е. процесс принятия управленческих решений и сами решения.

    Итак, протокол содержит запись хода обсуждения вопросов и принятия решений по ним. Если делается обычный доклад информационного характера, который не подлежит обсуждению и по нему не принимается никаких решений,то нет смысла включать его в виде отдельного пункта в повестку дня. Тогда и решение типа «Принять к сведению» записывать в протоколе не потребуется.

    Если вопрос читателя следует понимать как вопрос о том, допустимо ли в принципе писать формулировку «Принять к сведению» в качестве принятого решения, то ответ на него будет утвердительным. Да, допустимо. Ведь даже в образце оформления краткого протокола, который приведен в приложении № 10 к Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, такая формулировка принятого решения присутствует (см. Пример 2).

    Но в реальной практике управленческой деятельности «голое информирование» встречается крайне редко. Да и ход строительства требует постоянного контроля. Как минимум по итогам такого доклада может быть принято решение о назначении следующей даты информирования о ходе строительст-ва, например, через месяц на следующем заседании или в виде письменного отчета, предоставленного конкретным должностным лицам.

    Итак, вопрос «О ходе строительства…» может носить не только информативный характер. В зависимости от хода строительства присутствующие на заседании / собрании могут:

    • либо одобрить его (если все идет по заранее намеченному плану),
    • либо принять решение о необходимости экстренных мер для выправления ситуации, о сдвиге сроков, об изменении плана работ и т.д.,
    • а также назначить дату и форму следующей «контрольной точки».

    Получается, что по итогам доклада о ходе строительства коллегиальное решение все-таки принимается. Тогда его формулировку и нужно -зафиксировать в протоколе в части «ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)».

    Ответить на второй вопрос читателя нам помогут правила оформления протокола, которые содержатся в Типовой инструкции по делопроизводст-ву в федеральных органах исполнительной власти (утверждена приказом Минкультуры России от 08.11.2005 г. № 536).

    Текст протокола состоит из двух частей:

    • вводной и
    • основной.

    Образец полного протоколам. в Примере 1.

    Во вводной части указываются председатель, секретарь и присутствующие (приглашенные). Вводная часть протокола заканчивается повесткой дня - перечнем рассматриваемых вопросов, перечисленных в порядке их значимости с указанием докладчика по каждому пункту повестки дня. Каждый вопрос нумеруется арабской цифрой, и его наименование -начинается с предлога «О» («Об»), которое печатается от границы левого поля.

    Основная часть протокола состоит из разделов в соответствии с пунктами повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме: «СЛУШАЛИ - ВЫСТУПИЛИ - ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)».

    В части «ВЫСТУПИЛИ» указываются фамилии и инициалы всех выступивших по данному вопросу и краткое содержание их выступлений. Содержание выступления может быть оформлено отдельно, тогда в протоколе делается сноска «текст выступления прилагается» (см. раздел 2 протокола из Примера 1).

    Если выступлений и обсуждений не было, то часть «ВЫСТУПИЛИ» просто не включается; тогда этот раздел протокола будет состоять только из двух частей: «СЛУШАЛИ» и «ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)» (см. раздел 1 протокола из Примера 1).

    В практике делопроизводства применяется также краткий протокол, когда не требуется подробная запись хода обсуждения вопросов. Его форму мы привели в Примере 2.

    В таком протоколе указывают только:

    • список присутствующих,
    • рассматриваемые вопросы и
    • принятые решения.

    Для начала посмотрим, как Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти предписывает оформлять краткую форму протокола. При этом напомним, что положения данного документа являются обязательными лишь для федеральных органов исполнительной власти. Остальные организации могут по собственному желанию заимствовать для себя формы документов и технологии работы, описанные в Типовой инструкции.

    Фрагмент документа

    Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденная приказом Минкультуры России от 08.11.2005 г. № 536

    2.7.3.4. Текст краткого протокола также состоит из двух частей. Во вводной части указываются инициалы и фамилии председательствующего (председателя), а также должности, инициалы, фамилии лиц, присутствовавших на заседании.

    Слово «Присутствовали» печатается от границы левого поля, подчеркивается, в конце слова ставится двоеточие. Ниже указываются наименования должностей, инициалы и фамилии присутствующих. Наименования должностей могут указываться обобщенно, например:

    • Заместитель Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
    • заместители Руководителя Федерального архивного агентства Российской Федерации.

    Многострочные наименования должностей присутствующих указываются через 1 межстрочный интервал.

    Список отделяется от основной части протокола сплошной чертой.

    Основная часть протокола включает рассматриваемые вопросы и принятые по ним решения. Наименование вопроса нумеруется римской цифрой и начинается с предлога «О» («Об»), печатается центрованно размером шрифта № 15 и подчеркивается одной чертой ниже последней строки. Под чертой указываются фамилии должностных лиц, выступивших при обсуждении данного вопроса. Фамилии -печатаются через 1 межстрочный интервал.

    Затем указывается принятое по вопросу решение.

    Отметим, что в предыдущей Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Рос-архива от 27.11.2000 г. № 68 и в настоящее время утратившей силу, не было положений, посвященных краткому протоколу. Т.е. раньше оформление кратких протоколов не регламентировалось на федеральном уровне, поэтому они оформлялись в соответствии с инструкцией по делопроизводству конкретной организации. А инструкции по делопроизводству организаций в свою очередь составлялись на основе практического опыта, который был изложен в любом учебнике по делопроизводству.

    В Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, действующей сейчас (утв. приказом Минкультуры России от 08.11.2005 г. № 536), появился пункт 2.7.3.4, посвященный краткому протоколу. Поэтому инструкции по делопроизводству, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти, должны содержать такие же требования к оформлению краткого протокола. При этом отметим, что в требованиях, изложенных в пункте 2.7.3.4 Типовой инструкции, существуют «инновации в оформлении», которые не характерны для общепринятой практики оформления кратких протоколов. К ним в первую очередь можно отнести:

    • исключение из вводной части повестки дня;
    • центрирование наименования вопроса и подчеркивание его одной чертой ниже последней строки;
    • оформление информации о присутствующих;
    • правила оформления основной части.

    Для наглядности покажем приложение № 10 к действующей Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, которое содержит образец оформления краткого протокола.

    Протокол – документ, содержащий последовательную запись обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях коллегиальных или совещательных органов. Протокол заседания отражает деятельность по совместной выработке и принятию управленческих решений. Протоколы могут вестись на деловых встречах, переговорах для фиксации достигнутых сторонами договоренностей.

    • Как составить протокол?
    • Из каких разделов состоит текст этого документа?
    • Какие реквизиты обязательны для оформления протокола?

    Оформление протокола

    Протоколы, как виды документов в делопроизводстве , составляются на основании рукописных или диктофонных записей, произведенных во время заседания (совещания), представленных тезисов докладов и выступлений, справок, проектов решений и других материалов.

    С точки зрения полноты отражения хода заседания, различаются полные и краткие протоколы. Текст полного протокола состоит из двух частей: вводной и основной.

    В вводной части указываются: инициалы, фамилии председателя (председательствующего), секретаря, присутствовавших на заседании и, при необходимости, лиц, приглашенных на заседание (совещание).

    Вводная часть протокола заканчивается повесткой дня, содержащей перечень рассматриваемых вопросов, перечисленных в порядке их рассмотрения, с указанием докладчика по каждому рассматриваемому вопросу.

    Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме:

    ВЫСТУПИЛИ:

    ПОСТАНОВИЛИ: (или РЕШИЛИ:).

    Пункты раздела «СЛУШАЛИ» нумеруются в соответствии с повесткой дня.

    В полном протоколе после раздела «СЛУШАЛИ» могут записываться вопросы, заданные докладчику, и его ответы по схеме:

    Королев А.И. (вопрос):

    Ответ:

    Для удобства работы с протоколом фамилия лица, задавшего вопрос, и слово «Ответ» могут подчеркиваться.

    В основной части протокола указывается номер и содержание вопроса в соответствии с повесткой дня, излагается выступление докладчика и записывается принятое решение (решения).

    Текст выступления прилагается.

    Постановление (решение) в текст протокола вносится полностью в той формулировке, которая была принята на заседании; при необходимости приводятся результаты голосования:

    Против - …,

    Воздержалось - ….

    Текст краткого протокола также состоит из двух частей. Вводная часть оформляется по тем же правилам, что и в полном протоколе. В основной части краткого протокола опускается ход обсуждения вопроса и фиксируется только принятое по нему решение.

    В органах власти протоколы оформляются на бланках, например:

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ АГЕНТСТВО

    (РОСАРХИВ)

    ПРОТОКОЛ

    заседания Научного совета

    __________________ № ____________

    В других организациях протоколы оформляются на стандартных листах бумаги. Для оформления протоколов удобно использовать шаблоны бланков (унифицированные формы) протоколов.

    При оформлении протоколов используются следующие реквизиты:

    • наименование организации – автора документа;
    • вид документа – ПРОТОКОЛ – с указанием вида заседания, совещания (например: ПРОТОКОЛ совещания у руководителя Федерального архивного агентства);
    • место проведения заседания, совещания;
    • дата протокола;
    • номер протокола.

    Протокол подписывается председателем (председательствующим) на заседании и секретарем (сначала подпись председателя, затем – ниже – секретаря). Подписывается один экземпляр протокола.

    Датой протокола является дата заседания.

    Протоколы регистрируются, им присваиваются порядковые номера в пределах календарного года отдельно по каждой группе протоколов: протоколы заседаний координационных, экспертных, методических и др. органов. Протоколы совместных заседаний имеют составные номера, включающие порядковые номера протоколов организаций, принимавших участие в заседании.

    В органах власти, действующих на основе коллегиальности, на основании протоколов издаются распорядительные документы: постановления (решения) (по каждому вопросу отдельно).

    Принятые решения доводятся до исполнителей в виде копий протоколов (выписок из протоколов), которые рассылаются заинтересованным организациям и должностным лицам в соответствии с указателем (списком) рассылки. Копии протоколов (выписки из протоколов) заверяются печатью службы делопроизводства (протокольного отдела).

    Правила оформления протоколов устанавливаются в инструкции по делопроизводству (ДОУ) организации.

    В.Ф. Янковая, канд. ист. наук, доц., зам. директора ВНИИДАД

    Распоряжение - вид подзаконного акта управления, изданный органом власти или управления в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц.

    Распоряжения могут быть рассчитаны на длительный срок действия и кратковременные, касающиеся быстрого решения конкретного вопроса.

    Текст распоряжения состоит из констатирующей и распорядительной части. В первой указывают цель или причину распоряжения, во второй, начинающейся словом ОБЯЗЫВАЮ, - предписываемые действия. В констатирующей части целесообразно использовать такие устойчивые формулировки, как «в соответствии», «в связи», «в целях» и т.п.

    Формуляр-образец РАСПОРЯЖЕНИЯ состоит из реквизитов:

    • - наименование организации - автора документа;
    • - наименование вида документа - РАСПОРЯЖЕНИЕ;
    • - дата, номер (в пределах календарного года);
    • - место издания;
    • - заголовок;
    • - подпись;
    • - текст;
    • - гриф согласования;

    Распоряжение оформляют на бланках формата А4.

    Проект распоряжения должен быть согласован с организациями или должностными лицами, которые заинтересованы в данном документе.

    Исполнителями распоряжений могут быть учреждения, структурные подразделения или должностные лица. В последнем пункте указывают лиц, на которых возлагают контроль за исполнением распоряжения.

    Протокол, его характеристика и реквизиты

    Протокол - документ, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях коллегиальных органов, конференциях, совещаниях.

    Протоколы оформляют на специальных бланках, где название документа заранее напечатано в типографии или на обычных листах бумаги формата А4.

    Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной.

    Вводная часть протокола содержит постоянную и переменную информацию.

    Постоянная информация связана с употреблением устойчивой терминологии - «Председатель», «Секретарь», «Присутствовали». Эти слова пишут с большой буквы от начала левого поля.

    К переменной информации относятся инициалы и фамилии председателя, секретаря и присутствующих. Их пишут со 2-го положения табулятора (29 деление на линейке п./машины или после 16 ударов от левого поля на ПК).

    Фамилии членов коллегиального органа располагают в алфавитном порядке, через запятую, в строчку. Строки разделяет 1 интервал. Если членов коллегиального органа больше 15 человек, то указывают общее количество и рядом в скобках - регистрационный лист прилагается.

    К фамилиям приглашенных добавляют название должности и наименование организации, которую они представляют. Порядок их оформления такой же, как и членов коллегиального органа.

    Вводная часть протокола заканчивается повесткой дня. Выражение «Повестка дня» пишется от начала левого поля (0-го положения табулятора п/машины). С красной строки начинают запись пунктов повестки дня. Нумеруют их арабскими цифрами. Вопросы располагают по степени важности и сложности. Не допускается формулировка пункта со словом «разное». Каждый вопрос должен быть конкретизирован.

    Основная часть протокола строится по схеме: слушали - выступили - становили (решили), причем для каждого вопроса по отдельности. Слова - СЛУШАЛИ, ВЫСТУПИЛИ, ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ) пишут описными буквами, от начального (левого) поля, без знаков препинания открытая пунктуация).

    Перед словом СЛУШАЛИ ставят порядковый номер вопроса в повестке дня, если обсуждают несколько вопросов.

    С красной строки пишут инициалы и фамилию докладчика (в именительном падеже). Ставят тире и с большой буквы излагают краткое содержание доклада, сообщения. Если текст доклада представлен докладчиком или застенографирован, то вместо краткого изложения доклада пишут: Доклад прилагается».

    После слова ВЫСТУПИЛИ с красной строки пишут инициалы и фамилии выступающих в именительном падеже (в скобках можно указать звание должности), после тире с большой буквы пишут содержание выступления. Выступления могут излагаться от первого лица - «я осуществляю…», от третьего лица - «Петров сказал, что…», безотносительно к лицу говорящего - «Учет и хранение в учреждении поставлены хорошо», в безличной форме - «Ивановым было предложено…».

    Если выступающий предоставляет текст выступления, то после тире указывают - «Выступление прилагается».

    Вопросы и ответы фиксируют в разделе ВЫСТУПИЛИ. Слова - вопрос и ответ, не пишут. Записывают инициалы и фамилию выступающего, тире, краткое содержание вопроса или

    Завершающей частью протокола является постановление (решение). Начинают эту часть словом ПОСТАНОВИЛИ или РЕШИЛИ (от 0-го положения табулятора - левое поле).

    Постановляющую часть строят по схеме: действие - исполнитель - срок. Исполнителем может быть организация, структурное подразделение или конкретное должностное лицо. Если постановление содержит различные вопросы, то его делят на пункты, пронумерованные арабскими цифрами. Каждый пункт начинают с красной строки.

    Протокол может фиксировать решение об утверждении какого-либо документа. В этом случае протокол должен иметь ссылку на дату и номер документа, а сам документ следует приложить к протоколу.

    При выборах в протоколе указывают результаты голосования по каждой кандидатуре.

    Если к протоколу прилагают стенограмму; то об этом делают запись после первой части протокола - Заседание… стенографируется. Стенограмма прилагается.

    Протокол подписывает председатель и секретарь. Секретарь редактирует текст, знакомит каждого выступавшего с записью его выступления и получает подпись выступающего, согласного с записью своего выступления. Протокол собраний, для ведения которых избирают президиум, подписывает председатель, секретарь и члены президиума.

    Датой протокола является дата проведения заседания (12.03.93.). Если заседание продолжается несколько дней, то указывают дату начала и через тире - окончания заседания (12 -14.03.93.).

    Номер протокола - порядковый номер, который проставляют в течение календарного года.

    Реквизиты формуляра - образца ПРОТОКОЛА:

    • - наименование организации (наименование структурного подразделения) - автора документа;
    • - наименование вида документа - ПРОТОКОЛ;
    • - дата заседания, номер (в течение календарного года);
    • - место составления (город);
    • - заглавие (отражает вид коллегиальной работы и наименование коллегиального органа);
    • - текст вводной и основной части;
    • - подпись;
    • - гриф согласования (если нужно);
    • - гриф утверждения (если нужно);
    • - отметка об исполнении документа и направлении его в дело.