Домой / Отопление / Георгий коссов. Житие священноисповедника Георгия Коссова. (начало). Кондак священноисповеднику Георгию Коссову

Георгий коссов. Житие священноисповедника Георгия Коссова. (начало). Кондак священноисповеднику Георгию Коссову


Священноисповедник протоиерей Георгий Алексеевич Коссов родился 4 апреля 1855 г. в селе Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии в семье священника и получил имя в честь Великомученика Георгия Победоносца, весьма почитаемого на Руси. Дети Коссовых были крещены в церкви Рождества Пресвятой Богородицы (не сохранилась). Константин Алексеевич Коссов, ве­роятно, младший брат о. Георгия (он родился в с. Андросово в 1872 г.) впоследствии служил свя­щенником в Волхове. Рядом с церковью, на самом высоком и красивом месте села, стоял дом Коссо­вых. Святыней храма была Казанская икона Божией Матери, явленная 300 лет назад в лесу при колодце. В память явления этой иконы на крест­ный ход собирались ежегодно более тысячи паломников, перед ней служили молебен. Казанский образ о. Георгий особо чтил всю жизнь.

Стремление к праведности, которое Георгий наблюдал в родной семье, сформировало его харак­тер. С ранних лет он полюбил храм Божий и служ­бу, чтение житий Святых. Родители стремились дать Георгию духовное образование: после сельской школы он поступил в Орловскую семинарию, где выделялся душевной чистотой, смирением, любовью к ближним. Георгий внимательно изучал Священное Писание и труды Святых Отцов.

По окончании семинарии Георгий Коссов 5 лет учительствовал на своей родине, водной из земс­ких школ Дмитровского уезда. К своей работе молодой учитель относился как к порученной ему Богом миссии просвещать и наставлять юные сер­дца к исполнению заповедей Господних. Уроки, к которым Георгий Алексеевич готовился с особой тщательностью, были как бы малыми проповедя­ми. На экзаменах он получал награды за своих учеников, в которых замечались богобоязненность, примерная дисциплина и развитые практические навыки. Особенно ярко проявился его педагоги­ческий талант, когда Георгий Коссов стал заведо­вать школой.

Свободное время Георгий проводил в храме. Настало время готовиться к принятию священно­го сана, еще более обратила его к такому реше­нию серьезная болезнь. Георгий Алексеевич соче­тался браком с благочестивой дочерью священника Елецкого уезда Александрой Моисеевной Зерно­вой. С детства Александра с матерью часто ходи­ла пешком на поклонение мощам Свят. Тихона Задонского. Еще во время учебы в Орловском епар­хиальном училище она потеряла отца и, оставшись без средств, поступила учительницей в село.

В 1884 г. Георгий Коссов был рукоположен во священника и назначен на беднейший приход Ор­ловской епархии - село Спас-Чекряк Болховского уезда. Оно располагается к северу от древнего града Болхова, в ту пору украшенного 28 храмами, на стыке Орловской, Калужской и Тульской гу­берний - говорили, что в Чекряке «три земли схо­дятся» и петух на три губернии кричит.

Название «Спас-Чекряк» соединяет татарское слово, означающее «непроходимое урочище», и по­священие сельского храма Преображению Господ ню. По древнему преданию, там находилось язычес­кое капище, а первая христианская церковь, построенная на его месте, ушла под землю. Самое раннее упоминание о селе встречается в 1647 г., когда Русь только преодолела разорение Смуты. Тогда уже была здесь Спасо-Преображенская церковь.

Собираясь к месту служения, о. Георгий пред­ставлял свою скромную жизнь в труде и молитве, в стороне от суеты мира. Помолившись усердно Спасителю и Пречистой Божией Матери, о. Геор­гий, хотя и изнуренный недугом, отправился в Спас-Чекряк, памятуя Евангельские слова «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Марк. 8, 34).

Бедственное положение прихода из 14 дворов ужаснуло нового священника, ему стало понятно, почему здесь не держался причт. В двух верстах от деревни стояла ветхая деревянная церковь, по­строенная в XVIII веке помещиком приходской деревни Сиголаево Спесивцевым, с приделом Св. Архангела Михаила. Во время службы зимой в ней даже замерзали Святые Дары. Сердца сельчан были далеки от Церкви и от Бога. И молодой свя­щенник решил обратиться к великому Оптинскому подвижнику благочестия, известному всей Рос­сии - о. Амвросию, с надеждой, что тот благословит его перейти на другой приход.

У кельи старца толпился народ, ожидавший его выхода. О. Георгий стоял в толпе, далеко от дверей. Когда наконец старец появился, то внима­тельно взглянул на собравшихся и внезапно при­звал к себе о. Георгия, незнакомого ему. О. Амв­росий заговорил: - Ты, иерей, что там такое задумал? Приход бросать? А ты знаешь, кто иереев-то ставит? А ты бросать?! Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты строй новый, да большой, каменный, да теплый, да полы в нем чтоб были деревянные: больных привозить будут, так им чтоб тепло было. Сту­пай, иерей, домой, ступай, да дурь-то из головы выкинь! Помни: храм-то, храм-то строй, как я тебе сказываю. Ступай, иерей, Бог тебя благословит!

Хотя и недоумевал о. Георгий, но повеление прозорливого старца воспринял как указание свы­ше и продолжил свое служение на прежнем мес­те. Ему пришлось преодолеть сильные искушения: одолевала беспросветная тоска, являлись во сне бесы и угрожали сжить со света, если он не поки­нет приход. В ужасе о. Георгий кинулся вновь к о. Амвросию. Ничего не расспрашивал старец, а сразу, как увидел, сказал:

Ну, чего испугался, иерей? Он один, а вас
двое!

Как же это так, батюшка?

Христос Бог, да ты - вот и выходит двое!
А враг-то - он один. Ступай домой, ничего вперед
не бойся.

И еще Преподобный старец повторил:

Да храм-то, храм-то большой каменный, да
чтоб теплый, не забудь строить! Бог тебя благо­
словит.

Устами старца вещал сам Господь. Проявилась сила молитвы Преп. Амвросия. О. Георгию пока­залось, что у него гора свалилась с плеч. Свое служение в церкви продолжил он с радостью. Си­яние его веры, необыкновенное усердие священника стали привлекать в храм прихожан. Угодник Божий быстро стал известен за пределами Болховского края, по словам Писания: «Тако да про­светится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят отца вашего, иже на небесах» (Матф. 5, 16).

Народ во множестве стекался в Спас-Чекряк, благоговейно внимал словам пастыря, который благодетельствовал и малым, и великим, всех прини­мал с радостью, как родных. Толпы сопровождали о. Георгия. Люди ловили его участливые улыбки, заботливый взор. Они ощущали, что здесь их объе­диняет искренняя любовь и отеческое попечение пастыря. Многих дивный пастырь обратил на путь добра. Его слово ярко напоминало о часе смертном, и человек не мог не проникнуться упованием на вечное блаженство и страхом погибели нерас­каянных грешников.

Литургия в храме совершалась в воскресные и праздничные дни. 22 октября, в день Казанской иконы Божией Матери, о. Георгий служил особенно долго и усердно. Навсегда оставалась в сер­дце людей, побывавших на богослужениях в Спас-Чекряке, память о духовной радости, которую даровала Царица Небесная через Свою чудотвор­ную икону. Службы здесь отличались не только торжественностью. Было видно, что благодатный мир и невозмутимая тишина наполняли его душу. Слезно молил он простить все прегрешения каю­щихся, с душевным трепетом и особенно ясно чи­тал слова благовестия Христова, ревностным ис­полнителем которых был сам.

В будни отец Георгии привык обходиться без помощников: сам подметал сор, наливал масло в лампады, ставил и зажигал свечи. Служил каждый день молебны - обычно от девяти до часу; около десяти часов, по примеру Оптиной пусты­ни, читал канон Богородице.

О. Георгий молился так проникновенно, с такой верой, что из глаз прихожан текли слезы. Ка­нон о. Георгий прерывал трижды, брал лампаду от образа Божией Матери, затем от икон Спасителя, Св. Николая Чудотворца и крестообразно помазы­вал у молящихся чело и руки.

«- Молитва терпкая, - говорит о. Георгий перед иконой Божией Матери. - Стена неколебимая... -И только заносит руку, чтобы перекреститься, - все уж в церкви, как один человек, крестятся. Склонит голову - все склоняют. Он подходит к каждому в церкви («Никого не пропустит, никого два раза не помажет!» - удивляются потом) и каждого спраши­вает, как его звать. Так обойдет он во время службы много раз - то, чтобы помазать, то с Евангелием, то с крестом. И так с ходом службы все больше и больше сживается народ со священником», - так описывал службу в Чекряке М.М. Пришвин. И дома, и в церкви у о. Георгия он отмечал «простоту и отсутствие вся­ких традиционных благолепных приемов», отсутствие кликушества и юродства.

О. Георгий любил каждого богомольца благо­словлять Евангелием, давая его целовать и затем возлагал на голову. Восходил на амвон и разма­шисто крестом осенял всю церковь. Во время во­досвятия ту воду, что приносили люди, выливал в общую медную посудину, погружал в нее копие, используемое при совершении литургии, делал им в воде троекратное крестное знамение, и раздавал людям воду, стоя против отверстых царских врат. После службы сам подходил к каждому моляще­муся, давал целовать крест. Благословлял: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. В час добрый!». На просьбу помолиться священник отвечал:

Помолюсь, Бог поможет, у Него милости много.
Люди благодарили за Святую воду. Некоторых

батюшка поправлял:

Что воду моей зовешь? Не моя она, а Святая. Самим Богом через меня, грешного, освященная. Господь через нее по вере помогает людям в болезнях.

После, тут же, не выходя из церкви, иногда часов до семи-восьми вечера давал советы. Час отдыхал и вечером принимал у себя - двери дома священника были в любое время открыты. «Священник Коссов ни днем, ни ночью не знает покоя. Изо дня в день, с раннего утра до глубокой ночи он подвигом добрым подвизается», - писал один из инспекторов.

Молитва чудеса творит, - говорил о. Георгий. - Она и день растягивает. 24 часа в сутках - это общее время для всех, но у каждого оно течет по-разному. У кого медленно, и он все успевает, а у кого так летит, что он дня не замечает. Возьми­ те себе за правило, чтобы молитва была важнее всех ваших дел, и молитесь. Тогда и будете все и везде успевать.

Со всех сторон шли к батюшке за советом люди разных званий и состояния, пола и возраста. Приезжие не только получали кров: батюшка приходил к ним, отвечал на множество вопросов, вмес­те они вкушали трапезу. Те, кто не находили мес­та в странноприимном доме, ночевали прямо на телегах или под ними, и здесь о. Георгий проведы­вал их. Кто искал духовного утешения, кто - наставления, как вести жизнь, кто просил благосло­вения для устройства домашних дел. Замечательны были его практические советы по хозяйству. При этом о. Георгий напоминал, чтобы в земных временных заботах не забыли настоящую цель жизни человека.

Сомневающейся в вере молодой женщине-дворянке о. Георгий говорил: «Ты не Достоевский, не Соловьев, не Мережковский. Ходи в церковь, при­слушивайся к словам священника, а главное - к Евангельскому чтению, да было бы хорошо, если бы вы оба с мужем хотя бы по одной главе прочи­тывали ежедневно. Ведь в нем звучат слова наше­го Господа. Приобщайся Святых Тайн - и все твои душевные муки и страдания сами собой отойдут от тебя и жизнь потечет более радостно и спокой­но. Сначала все будешь делать очень механичес­ки, как школьник выполняет уроки, а там все это войдет в глубину души, и ты станешь верующим человеком. Встретясь с тяжелым и плохим, надей­ся на Господа Бога, на Его заботу о нас, и все это «плохое» оставит тебя. За «хорошее» благодари Бога. В Евангелии все есть - и как жить, и как поступать, и у тебя глаза откроются».

Попечительность и любовь его изумляли всех. Бывало, люди не понимали, зачем к священнику обращаются по пустякам, к примеру, о болезнях и пропажах скотины, кур. А он подсказывал, как избавиться от напасти - например, покурить ладаном, возжечь свечу, и потом пояснял, что у это­го человека и такие заботы не мелочные - все в мире имеет свою цену и свои последствия. Не было вопроса, на который бы он не отвечал с добротой и сердечным участием. В народе считали - если батюшка помолится, Господь обязательно исполнит его прошение. В газетах того времени писали, что в Волхове «без совета, благословения батюш­ки редко кто женится, выходит замуж, или откры­вает какое-либо предприятие. Его посредничества ищут люди, у которых расстроилась или разбита семейная жизнь, к нему обращаются больные, одер­жимые различными недугами, как-то: припадками, алкоголизмом и т.п.».

О. Георгий ничего не приписывал себе, а толь­ко вразумившему его Господу, отличался истин­ным христианским смирением, всегда называл себя многогрешным: «Господь и через недостойных священников помогает по вере». Он умел показать немощи человеческие, научить, как избавляться от вражеских искушений. Бывало, заговорит с человеком о. Георгий и после нескольких слов разрешит все недоумения, умиротворит и утешит. За богоугодные дела, смирение, чистое сердце Гос­подь наградил о. Георгия даром прозорливости. Господь внимал молитвам праведника, открывал ему сердца людей, и тот как бы читал в них все сокровенные мысли и желания.

Дар прозрения проявлялся в нем дивным об­разом: например, о. Георгий открывал многие под­робности жизни приходящих к нему, знал содер­жание нераспечатанных писем. Сергею Нилусу о. Георгий не дал благословенияна продажу име­ния бельгийской акционерной компании, которая хотела на этом месте устроить кирпичный завод. Как показало время, сделка оказалась авантюрой, что провидел о. Георгий. «Тайна моей души чита­лась им, как в открытой книге, и речь простая, ис­полненная теплоты и ласковой задушевности, лилась целительным бальзамом, врачуя незажившие раны, бодря мою усталую душу», - свидетельствовал писатель. В духовных беседах облегчая горе, о. Геор­гий наставлял выбрать спасительный путь. И трепетно благодарил Всеблагого за то, что Он спо­добил утереть слезы на глазах несчастных.

Одной Болховской мещанке, оставшейся вдовой с малыми детьми, он- вручил 20 рублей и наказал: «Купи корову - молоком детишек корми, а осталь­ное продавай - вот и сыта будешь». Корова стоила до ста рублей, и женщина отошла в печали. Но, когда она подходила к Болхову, навстречу ей попал­ся мужик с коровой, продававший ее за те самые 20 рублей. Прознав об этом, завистливая соседка, имевшая корову, ринулась к батюшке с той же мольбой и получила 18 рублей. Вернулась домой - а корова издохла. Бросилась она назад, покаялась и батюшка простил ее: «Ступай, говорит, да вперед людям не завидуй, а на деньги, которые тебе дал, купишь себе новую корову». Так и случилось.

Своим любящим сердцем он видел грехи приходящих к нему и, случалось, употреблял сильное врачевание. Так, одной женщине вручил яйцо с наказом съесть его, а когда она вновь приехала пожаловаться, что яйцо тухлое, он обличил ее в продаже людям несвежего мяса. Другой женщине о. Георгий истолковал причину немоты ее детей: отправил послушать в рощу пение птиц. И там женщина вспомнила свой детский грех, когда она вырывала язычки у птенцов.

Батюшка говорил, что дети болеют за грехи родителей и призывал каяться в сокрытых прегре­шениях. Иных оставлял на исповедь после служ­бы, неустанно напоминая: «Не льстите себе, ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни пьяницы Царствия Божия не наследуют» (I Кор. 6, 9-10). Доводя до каждого особые советы, ба­тюшка преподавал и общее правило:

Не живите умом, а живите сердцем. Ум наш лукавый куда угодно нас заведет. Не ищите выго­ду в жизни и не мечтайте о легкой и красивой жизни - это все уловки лукавого врага. Всегда помните, что все наслаждения и удовольствия, коими враг прельщает нас, быстротечны и губят нашу душу. Не отвергайте жизнь вечную ради сиюминутного благополучия и благоденствия. Не стремитесь к славе и почестям, все это проходит бесследно, как дым. А стремитесь молитвами и своими делами расположить к себе Бога. Всегда помните о Нем во всех своих делах, намерениях и поступках.

По данной благодати Божией о. Георгий возложил на себя тяжелый подвиг исцелений душ и телес страждущих, умолял Господа изменить суд над грешниками за их раскаяние. Почти каждый день к нему привозили больных, в том числе бес­новатых, которые ужасно мучились, неистовство­вали, кричали, особенно во время Херувимской, иногда повергались к ногам священника, иной раз их не могли занести в церковь. И батюшка молил­ся, окроплял Святой водой, благодатной силой усмирял беса и помогал завести человека в храм.

Иногда он прямо на улице, на телегах причащал и исцелял больных. Сам о. Георгий особенно благо­говейно относился к причастию, строго соблюдал посты. Он исцелял кровоточивых и страдающих пьян­ством, по его молитвам исчезали опухоли, спадала лихорадка. Были случаи, когда люди поднимались буквально со смертного ложа. Не раз к батюшке подносили расслабленных, а из Спас-Чекряка они шли бодро, на своих ногах. Для тяжко страждущих подвижник открыл в Спас-Чекряке больницу. Ежед­невно он в ней совершал «обходы», излечивал тех, кого родные уже не чаяли увидеть здоровыми. В Спас-Чекряке помогала больным и вода из святого колод­ца, которой обязательно запасались все паломники. Колодец под деревянной крышей находился в «ровочке» - неглубокой балке, где протекал ручей. Одну женщину о. Георгий вылечил от «трясучей болезни» и благословил каждый день читать покаянные мо­литвы и пить святую воду. О. Георгий призывал не отказываться и от врачебной помощи - верить док­торам, соглашаться на операции.

Случалось так, что иные поступали вопреки бла­гословению батюшки или обращались к самозван­ным «целителям». Так, одна женщина из любопыт­ства пошла на встречу со «знаменитым» колдуном. И хотя она отказалась принимать наговоренную им воду, но несчастия стали преследовать и ее, и ее семью. И освободиться от искушения они смогли только с помощью молитв батюшки, который стро­го увещевал: - Будешь знать, как смотреть на нечестивого!

Всегда оказывались удачны благословленные им браки. Пару вдовцов о. Георгий наставил же­ниться не текущим, а следующим мясоедом. Те же поторопились со свадьбой и, приехав с венча­ния, застали вместо своего дома одни головешки. Некая женщина из Омска не получила благосло­вения на предстоявший, казалось бы, счастливый брак. Не послушав о. Георгия, она обвенчалась, и муж через два месяца утонул. Другая же пара - Василий и Анна Фокины - прожили счастливую жизнь по благословению батюшки, при том, что Анна имела двоих детей от первого брака и была старше на 17 лет. Заботясь о чистоте нравов, о. Георгий стремился рассказать о святости брач­ного союза, необходимости перед таким серьез­нейшим шагом получше узнать жениху и невесте будущих родственников, состояние их хозяйства.

Люди приходили, чтобы удостовериться в под­линности происходящих в Спас-Чекряке чудес. Так же чудно было и зримое преображение тамошнего края усилиями великого благоустроителя Орловс­кой земли, который из нищеты воздвиг рукотвор­ные памятники славы Господней, не имея на то ни средств, ни надлежащих условий. И здесь руково­дила им горячая любовь к дому Божию. «Сила Божия в немощи нашей совершается, - говорил батюшка. - Пока человек рассчитывает на свои силы, до тех пор нет проявления споспешествую­щей силы Божией. А вот оставили тебя твои силы, ближние твои отступили от тебя, нет спасающе­го: тут-то и возопи с верой и смирением!

Протоиерей. Родился в селе Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии в 1855 году в семье священника. Имя при Крещении было дано младенцу в честь Георгия Победоносца. Родители стремились дать Георгию хорошее образование. Вначале он учился в сельской школе, затем в семинарии, после семинарии он пошел учительствовать к себе на родину, в Дмитровский уезд, в земскую школу. Когда Георгий Косов стал заведовать школой, ярко проявился его педагогический талант. А в свободное время Георгия неудержимо тянуло в храм. Он любил службы так, словно храм был родной его дом. И это был зов Божий к осознанному подвижничеству. Серьезная болезнь не удержала Георгия от подвига во имя Христово. И по мере того, как усиливались его молитвенные прошения, укреплялась у него надежда на Всевышнее милосердие. Георгий сочетался браком с девицей простого звания, сиротой, бесприданницей, но благочестивой. В 1884 году Георгий Косов был рукоположен во священника и назначен на беднейший приход в Орловской епархии – село Спас-Чекряк Болховского уезда. На этом месте Господь прославил его имя. Бедственное положение прихода, процветающее язычество, ветхая и пустая церковь в двух верстах от деревни, где во время службы даже Святые Дары замерзали, — вот где он должен был служить. Когда же стало невмоготу от безысходности, молодой священник решил пойти в Оптину пустынь, к старцу Амвросию. Отец Георгий стоял в толпе, далеко от входа. Когда наконец старец появился, он внимательно взглянул в толпу. И как же велико было удивление о. Георгия, когда старец стал манить его через толпу к себе: «Ты, иерей, что там такое задумал? Приход бросать?! Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты строй новый, да большой, каменный, да теплый, да полы в нем были чтоб деревянные: больных привозить будут, так им чтоб тепло было. Ступай, иерей, домой, ступай, да дурь-то из головы выкинь! Помни: храм-то строй, как я тебе сказываю. Ступай, иерей. Бог тебя благословит!» Многих трудов и терпения стоило отцу Георгию исполнение благословения Оптинского старца. За это Господь не оставил его, а наделил щедрыми дарами прозорливости, чудотворения, исцеления. В 1896 году началось строительство храма во исполнение повеления отца Амвросия. А в 1905 году уже красовался замечательный трехпрестольный храм во имя Преображения Господня, знаменующий в самом деле преображение всей жизни в этом, недавно еще захолустном, селе, где текла серая, скучная, голодная жизнь, в месте, которое не называли иначе, как Богом забытое. И обратилось оно в место Божией славы. О. Георгий построил кирпичный завод, второклассную школу, больницу, странноприимный дом, открыл приют для девочек-сирот. В приходе о. Георгия было построено еще несколько школ, в которых о. Георгий был попечителем и законоучителем. Его почитали благодетелем и Болховского уезда, и всей земли Орловской. Без благословения о. Георгия в уезде не начиналось никакое дело, за советом, за помощью обязательно ехали к нему. Высоко чтил подвижника святой Иоанн Кронштадский. На другой день после октябрьского переворота отца Георгия в Спас-Чекряке посетил Орловско-Севский епископ Серафим (Остроумов), будущий новомученик. После беседы с прозорливцем он покинул его дом со слезами на глазах. Осенью 1918 года красноармейцы приехали и за батюшкой в Спас-Чекряк, чтобы забрать его в тюрьму. Но, увидев его необыкновенную кротость, смирение и любвеобильность, несколько даже растерялись: как такого человека арестовать? В уездной тюрьме не ведали, что делать с новым знаменитым арестантом, как же записывать его во враги народа. Люди его любили и стеной были за него. Власти освободили его из тюрьмы, опасаясь гнева народного. Но в начале двадцатых годов в Спас-Чекряк прибыла специальная комиссия по изъятию церковных ценностей и потребовала сдать все изделия из серебра и золота. Ценностей у священника не оказалось, его обвинили в укрывательстве, арестовали, отправили уже не в уездную тюрьму, где могли к нему проявить какое-либо снисхождение, а в губернскую. И на этот раз не смогли батюшке предъявить улик его виновности, и снова вынуждены были отпустить. Бог продолжал оберегать своего угодника. Перед смертью о. Георгия обвалился святой колодец в Спас-Чекряке, а неподалеку забил новый родник. Батюшке принесли из него воды. Он помолился над нею, попросил вылить воду в родник, который, как заповедовал, станет священным колодцем, будет теперь исцелять верующих. Отошел ко Господу батюшка семидесяти трех лет, 26 августа 1928 года. Властям не удалось запретить поклонения усопшему. Плач стоял по нему великий. Духовные дети его поставили памятник и оградку на могиле. К ней шли чада о. Георгия как к нему самому. Люди испытывали на себе помощь от молитв о. Георгия, оказывались свидетелями чудес по его предстательству. И по сей день люди исцеляются, купаясь в купели от святого батюшкина колодца. Священноисповедник. Память 26 августа и 26 ноября (обретение мощей). Новомуч.

Среди почитаемых икон в нашем храме есть образ священноисповедника Георгия Косова – орловского святого Угодника Божия. Эта икона располагается в нескольких шагах от Святого Распятия, на аналое.
Истинный исповедник веры Христовой протоиерей Георгий Алексеевич Косов родился в 1855г. В Дмитровском уезде Орловской губернии в благочестивой семье сельского священника. Крещен был в честь святого великомученика Георгия Победоносца. С раннего детства образ Небесного покровителя был примером искренней веры и победы над силами зла.
Получив первоначальное домашнее образование, Георгий поступил в Орловскую духовную семинарию. Несколько лет преподавал в земской школе. В 1884г. Сочетался браком с благочестивой девицей простого звания, сиротой. Был рукоположен во священника и назначен на беднейший приход – село Спас-Чекряк Болховского уезда. Бедственное положение и отсутствие веры у прихожан испугали молодого батюшку. От безысходности он хотел даже покинуть приход и за духовным советом обратился к старцу Амвросию Оптинскому. Слова старца были грозными и требовательными: «Ты, иерей, задумал приход бросить?! Храм, вишь, у него стар, заваливается. А ты строй новый, да большой и теплый, да полы чтоб в нем были деревянными: больных привозить будут. Ступай, иерей, домой, да дурь-то из головы выкинь!»
С великим недоумением были восприняты эти слова. Но силой послушания заставил себя повиноваться данному совету, и сомнения отступили. С великим усердием совершал батюшка Богослужения в стареньком храме. К нему стали стремиться не только жители приходского села, но приходить и из других мест. Как-то сразу получалось у о.Георгия понять духовное состояние человека, распознать болезнь, подобрать необходимые средства к исцелению. Люди стали проявлять к нему благодарность и почитание. Особо торжественные богослужения проходили в день празднования Казанской иконы Божией Матери. В никому не известное ранее село стекались сотни богомольцев. Для паломников был выстроен страннический дом. Устроен свой кирпичный завод. И, наконец, началось строительство церкви.
В 1905г. был освящен красавец трехпрестольный храм с главным престолом во имя Преображения Господня. Не имея средств и уповая только на милость Господа, о.Георгий превратил ранее захудалое селение в место Божией Славы.
22 октября (4 ноября по новому стилю) 1903г. в день празднования Казанской иконы Божией Матери состоялось открытие второклассной школы, таковой не было еще даже в уезде. Устроены были больница для бедных, приют для девочек-сирот на 150 мест, несколько школ. О.Георгия стали почитать благодетелем всего Болховского уезда. За благословением и помощью к нему ехали со всех концов Орловской губернии.
Высоко чтил подвижника святой Иоанн Кронштадский. События революции 1917г. круто изменили жизнь всего народа. Батюшка себя поручил Промыслу Божиему, а свою паству как мог поддерживал и утешал. Его не раз арестовывали и помещали в тюрьму. Но всенародная любовь останавливала представителей власти от немедленной расправы. Милость Божия хранила угодника среди разбушевавшегося мятежа. Но жизненные невзгоды и неустанные пасторские труды ухудшали здоровье священника. Незадолго до кончины батюшка говорил: «Все. Оставляю вас. Надейтесь теперь на Бога. А ко мне с вашими бедами приходите на могилку, как к живому. Как и прежде буду за вас молиться и помогать». Умер подвижник 26 августа 1928г. Нескончаемым потоком шли люди проститься с любимым пастырем.
Похоронен он был у алтаря выстроенной им церкви. На его могилу и к явленному незадолго до смерти источнику «не зарастала тропа» даже в годы самых лютых гонений. Люди испытывали помощь от молитв к о.Георгию, оказывались свидетелями чудес по его предстательству.
В августе 2000г. на юбилейном Архиерейском Соборе Георгий Косов был канонизирован в чине священноисповедника. Орловское духовенство обрело святые мощи Георгия Косова в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца 9 декабря и день этот стал днем памяти священноисповедника Георгия Косова.

После посещения Троицкого Оптина монастыря, мы посетили места, связанные с молитвой и подвигом подвижника благочестия этих краев отца Георгия Косова. Здесь на беднейшем приходе Орловской епархии – селении Спас-Чекряк Болховского уезда служил этот подвижник.

На могиле священноисповедника Георгия Коссова

Название «Спас-Чекряк» соединяет татарское имя означающее «непроходимое урочище», и посвящение сельского храма Преображению Господню. По древнему преданию, стояло там языческое капище, а первая христианская церковь, построенная на его месте, ушла под землю. Самое раннее упоминание о селе встречается в 1647 году, когда Русь только преодолела разорение Смуты. Тогда уже здесь была Спасо-Преображенская церковь.

Отец Георгий, попав в полузаброшенные село с 14 дворами, был глубоко опечален и решил обратиться за советом с старцу Амвросию из Оптиной пустыни, на что старец ответил отцу Георгию: «Ты иерей, что такое задумал? Приход бросать? А ты знаешь, кто иереев то ставит? А ты бросать?! Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты строй новый, да большой, да каменный, да теплый, да полы в нем чтобы были деревянные: больных привозить будут, так чтоб тепло было. Ступай, иерей, домой, ступай, да дурь-то из головы выкинь! Помни: храм-то, храм-то строй, как я тебе сказываю Ступай, иерей, Бог тебя благословит!»

Икона священноисповедника Георгия Коссова

Устами старца вещал сам Господь. Проявилась сила молитвы Преп. Амвросия. О. Георгию показалось, что у него гора свалилась с плеч. Свое служение в церкви продолжил он с радостью. Сияние его веры, необыкновенное усердие священника стали привлекать в храм прихожан. Угодник Божий быстро стал известен за пределами Болховского края, по словам Писания: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят отца вашего, иже на небесах» (Матф. 5, 16).

Один из домиков, которые обустраивал отец Георгий

Народ во множестве стекался в Спас-Чекряк, благоговейно внимал словам пастыря, который благодетельствовал и малым, и великим, всех принимал с радостью, как родных. Толпы сопровождали о. Георгия. Люди ловили его участливые улыбки, заботливый взор. Они ощущали, что здесь их объединяет искренняя любовь и отеческое попечение пастыря. Многих дивный пастырь обратил на путь добра. Его слово ярко напоминало о часе смертном, и человек не мог не проникнуться упованием на вечное блаженство и страхом погибели нераскаянных грешников .

Со всех сторон шли к батюшке за советом люди разных званий и состояния, пола и возраста. Приезжие не только получали кров: батюшка приходил к ним, отвечал на множество вопросов, вместе они вкушали трапезу. Те, кто не находили места в странноприимном доме, ночевали прямо на телегах или под ними, и здесь о. Георгий проведывал их. Кто искал духовного утешения, кто – наставления, как вести жизнь, кто просил благословения для устройства домашних дел. Замечательны были его практические советы по хозяйству. При этом о. Георгий напоминал, чтобы в земных временных заботах не забыли настоящую цель жизни человека.

Источник свящисп. Георгия Коссова в Спас-Чекряке

Попечительность и любовь его изумляли всех. Бывало, люди не понимали, зачем к священнику обращаются по пустякам, к примеру, о болезнях и пропажах скотины, кур. А он подсказывал, как избавиться от напасти – например, покурить ладаном, возжечь свечу, и потом пояснял, что у этого человека и такие заботы не мелочные – все в мире имеет свою цену и свои последствия. Не было вопроса, на который бы он не отвечал с добротой и сердечным участием. В народе считали – если батюшка помолится, Господь обязательно исполнит его прошение. В газетах того времени писали, что в Болхове «без совета, благословения батюшки редко кто женится, выходит замуж, или открывает какое-либо предприятие. Его посредничества ищут люди, у которых расстроилась или разбита семейная жизнь, к нему обращаются больные, одержимые различными недугами, как-то: припадками, алкоголизмом и т.п.».

У святого источника в Спас-Чекряка

О. Георгий ничего не приписывал себе, а только вразумившему его Господу, отличался истинным христианским смирением, всегда называл себя многогрешным: «Господь и через недостойных священников помогает по вере». Он умел показать немощи человеческие, научить, как избавляться от вражеских искушений. Бывало, заговорит с человеком о. Георгий и после нескольких слов разрешит все недоумения, умиротворит и утешит. За богоугодные дела, смирение, чистое сердце Господь наградил о. Георгия даром прозорливости. Господь внимал молитвам праведника, открывал ему сердца людей, и тот как бы читал в них все сокровенные мысли и желания.

У святого источника

Дар прозрения проявлялся в нем дивным образом: например, о. Георгий открывал многие подробности жизни приходящих к нему, знал содержание нераспечатанных писем. Сергею Нилусу о. Георгий не дал благословения на продажу имения бельгийской акционерной компании, которая хотела на этом месте устроить кирпичный завод. Как показало время, сделка оказалась авантюрой, что провидел о. Георгий. «Тайна моей души читалась им, как в открытой книге, и речь простая, исполненная теплоты и ласковой задушевности, лилась целительным бальзамом, врачуя незажившие раны, бодря мою усталую душу», – свидетельствовал писатель. В духовных беседах облегчая горе, о. Георгий наставлял выбрать спасительный путь. И трепетно благодарил Всеблагого за то, что Он сподобил утереть слезы на глазах несчастных.

По данной благодати Божией о. Георгий возложил на себя тяжелый подвиг исцелений душ и телес страждущих, умолял Господа изменить суд над грешниками за их раскаяние. Почти каждый день к нему привозили больных, в том числе бесноватых, которые ужасно мучились, неистовствовали, кричали, особенно во время Херувимской, иногда повергались к ногам священника, иной раз их не могли занести в церковь. И батюшка молился, окроплял Святой водой, благодатной силой усмирял беса и помогал завести человека в храм.

Святой источник отца Георгия Коссова

Иногда он прямо на улице, на телегах причащал и исцелял больных. Сам о. Георгий особенно благоговейно относился к причастию, строго соблюдал посты. Он исцелял кровоточивых и страдающих пьянством, по его молитвам исчезали опухоли, спадала лихорадка. Были случаи, когда люди поднимались буквально со смертного ложа. Не раз к батюшке подносили расслабленных, а из Спас-Чекряка они шли бодро, на своих ногах. Для тяжко страждущих подвижник открыл в Спас-Чекряке больницу. Ежедневно он в ней совершал «обходы», излечивал тех, кого родные уже не чаяли увидеть здоровыми. В Спас-Чекряке помогала больным и вода из святого колодца, которой обязательно запасались все паломники. Колодец под деревянной крышей находился в «ровочке» – неглубокой балке, где протекал ручей. Одну женщину о. Георгий вылечил от «трясучей болезни» и благословил каждый день читать покаянные молитвы и пить святую воду. О. Георгий призывал не отказываться и от врачебной помощи – верить докторам, соглашаться на операции.

После омовения в святом источнике

Чудные плоды благоустроения появились в Спас-Чекряке с первого же года служения о. Георгия. Хозяйственную деятельность батюшка начал с того, что устроил небольшой кирпичный завод. На нем работали прихожане. Для приезжих был выстроен из собственного кирпича страннический дом – подобие гостиницы.

Еще в 1885 г., при отсутствии подходящего здания, о. Георгий обучал 50 мальчиков в доме, снимаемом им под школу. Затем священник приобрел этот дом и устроил в нем школу грамотности, преподавал в ней Закон Божий и светские дисциплины. В 1894 г. в Спас-Чекряке была построена кирпичная одноклассная церковно-приходская школа на участке земли, пожертвованном им же и госпожой Всеволожской. На следующий год Орловский епархиальный училищный совет решил открыть в селе первую в епархии второклассную церковно-приходскую школу, по его ходатайству из средств Училищного совета при Святейшем Синоде было выделено 1600 руб. Основные расходы - 5500 руб., взял на себя о. Георгий, выделивший также десятину земли. Кирпич использовался с собственного завода, лес – со специально приобретенной лесной дачи. В дальнейшем батюшка постоянно жертвовал значительные деньги на ремонт и оборудование (в 1901 г. - 2600 руб., Училищный совет выделил 400 руб.).

Цветы Спас-Чекряковского леса

22 октября 1896 г., в день празднования Казанской иконы Божией Матери, Болховский соборный протоиерей о. Димитрий Руднев освятил новое здание второклассной школы, равной которой не было даже в уезде. Один из инспекторов писал: «Чарующее впечатление произвела на меня эта школа своим устройством, расположением и обстановкой». Кирпичное здание длиной около 26 м. и высотой более 3,5 м. имело пять больших комнат: два класса для младших и старших детей, комнаты для двух учительниц, мастерскую и раздевальню. На всенародный праздник приехали духовенство, представители губернских и уездных властей, духовные дети о. Георгия. Гости и новые питомцы школы молились перед школьными иконами Св. Александра Невского, Св. Владимира, покровителей славянской письменности святых Кирилла и Мефодия. Крестьянские дети, закончившие одноклассные школы, поступали в новую второклассную, чтобы стать кандидатами на звание сельского учителя. В первый год их записалось 20 человек, в образцовую школу грамоты – 129 человек.

Сбор земляники в Спас-Чекряковском лесу

Букет только что собранной земляники

О. Георгий в школе для мальчиков устроил интернат на 80 человек (всего училось примерно 130), библиотеку на 500 книг, две мастерские: слесарно-токарную и столярную, образцовую пасеку на 30 ульев (на пчеловодческой выставке в Болхове была получена почетная грамота); купил землю при школе и развел на ней огороды и фруктовый сад из 400 деревьев. Для обучения батюшка, следивший за достижениями науки, купил даже электрическую машину.

Поляна с земляникой

Второклассная школа в Близне, рядом со Спас-Чекряком, которой заведовал батюшка Георгий, стала образцовой. В дальних деревнях прихода им были организованы еще несколько церковно-приходских школ: в деревнях Сиголаево (1898). Шпилево (1898) и Меркулове, в которых о. Георгий был попечителем и законоучителем. На обучение крестьян шли доходы двух-трех имений. В 1902 г. были возведены новые кирпичные школьные здания.

Сбор земляники в Спас-Чекряковском лесу закончен

К 1903 г. был построен приют для девочек – невиданное дотоле место спасения сироток со всей России. Когда отец Георгий приступал к его устройству, люди сомневались, что может осуществиться затея религиозно-нравственного просвещения сирот. На это о. Георгий отвечал:

У меня вся надежда только на Бога: когда хочешь сделать что-либо доброе и просишь помощи Божией, то всегда ее получаешь: если Бог поможет выстроить приют, то поможет и устроить его по-христиански; Господь пошлет добрых людей и для заведования, и для служения сиротам, и для пожертвований; все в руках Божиих, надо только молиться и просить Его. Он все пошлет и все устроит.

О. Георгий так объяснял богоугодность этого нового для русского села дела:

Мое мнение, что все приюты и воспитательные дома следовало бы непременно устраивать в деревнях, а не в городах, здесь воздух чище, простору больше, содержание дешевле, словом, те же самые средства на приют принесли бы большую пользу детям, а устройство таковых обогатило бы села и деревни, давая хороший заработок соседним крестьянам, кому работой, кому доставкой провизии, не говоря уже о нравственном влиянии на них.

Когда я был сельским учителем, мне всегда приходила мысль, что 30-40 лет назад, когда впервые начали обучать крестьян грамоте и не ввели всеобщего обучения, тогда следовало начать обучение с девочек, а не с мальчиков. Выйдя замуж, они сами стали бы учить грамоте своих детей, особенно мальчиков. И дети, побыв два-три года в школе, встретили бы дома грамотную мать, появились бы и книжки в избе, и они не забывали бы так скоро то, чему учили их в школе, скорей бы поняли пользу школ; тогда крестьяне сами бы содействовали открытию школ, и быть может, теперь вся Россия была бы уже грамотная. Точно такого же я мнения относительно воспитания. Надо воспитывать девочек - будущих женщин - в религии и доброй нравственности, чтобы они, сделавшись матерями, могли бы сами в таком же духе вести детей.

Случалось так, что иные поступали вопреки благословению батюшки или обращались к самозванным «целителям». Так, одна женщина из любопытства пошла на встречу со «знаменитым» колдуном. И хотя она отказалась принимать наговоренную им воду, но несчастия стали преследовать и ее, и ее семью. И освободиться от искушения они смогли только с помощью молитв батюшки, который строго увещевал: «Будешь знать, как смотреть на нечестивого!»

В комнате у батюшки отца Василия в Болхове

Всегда оказывались удачны благословленные им браки. Пару вдовцов о. Георгий наставил жениться не текущим, а следующим мясоедом. Те же поторопились со свадьбой и, приехав с венчания, застали вместо своего дома одни головешки. Некая женщина из Омска не получила благословения на предстоявший, казалось бы, счастливый брак. Не послушав о. Георгия, она обвенчалась, и муж через два месяца утонул. Другая же пара – Василий и Анна Фокины – прожили счастливую жизнь по благословению батюшки, при том, что Анна имела двоих детей от первого брака и была старше на 17 лет. Заботясь о чистоте нравов, о. Георгий стремился рассказать о святости брачного союза, необходимости перед таким серьезнейшим шагом получше узнать жениху и невесте будущих родственников, состояние их хозяйства.

В комнате у батюшки

Люди приходили, чтобы удостовериться в подлинности происходящих в Спас-Чекряке чудес. Так же чудно было и зримое преображение тамошнего края усилиями великого благоустроителя Орловской земли, который из нищеты воздвиг рукотворные памятники славы Господней, не имея на то ни средств, ни надлежащих условий. И здесь руководила им горячая любовь к дому Божию. «Сила Божия в немощи нашей совершается, – говорил батюшка. Пока человек рассчитывает на свои силы, до тех пор нет проявления споспешествующей силы Божией. А вот оставили тебя твои силы, ближние твои отступили от тебя, нет спасающего: тут-то и возопи с верой и смирением!»

Молитвенный уголок отца Василия Ермакова

Осенью 1918 г. красноармейцы приехали за батюшкой в Спас-Чекряк, чтобы забрать его в тюрьму. Но увидев его необыкновенную кротость, смирение и любвеобильность, даже растерялись. А отец Георгий благодушно дал им наказ: выполнить то, за чем пришли, испугавшуюся матушку успокоил: «Я вернусь». В уездной тюрьме не ведали, что делать с новым знаменитым арестантом, как записать его во враги народа? На свои средства содержал сиротский дом, несколько школ, кирпичный завод, больницу, всегда помогал крестьянам. Люди его любили, стеной были за него. В заключении о. Георгий не переставал всем являть ласку и приветливость. Своих утеснителей видел он не ведающими, что они творят, и жалел их, зная, что иные не смогут оправдаться на Божием суде.

Одна из комнат Болховского домика отца Василия Ермакова

Промысл Божий продолжал хранить угодника среди разбушевавшегося мятежа. Власти выпустили его из тюрьмы, опасаясь народного гнева. В эти годы о. Георгия посетил со своими близкими 10-летний паломник – будущий старец-архимандрит, о. Иоанн (Крестьянкин). «Это счастье продолжалось всего несколько дней, но память о нем согревает меня всю жизнь», - писал впоследствии о. Иоанн.

На этой скамейке так часто любил сидеть отец Василий

Угодник Божий продолжал воспитывать паству словом и делом. Он постоянно служил, стоял на страже церковных интересов. Но сатана разжигал своих слуг на более лукавые нападки против пастыря стада Христова. Безбожные власти различными путями стремились разрушить дело жизни о. Георгия. В Спас-Чекряк стали посылать разного рода уполномоченных. Они устраивали обыски, ставили на особый учет активных прихожан. Его хозяйство было преобразовано в сельхозартель. Из губернского Орла пришло распоряжение не брать новых сироток в приют, а тем, которым исполнилось 18 лет, искать себе другое пристанище. Любовь святого, как дар, забрали воспитанницы с собою в наследие. Так, они помогали оставшейся нищей и голодной сиротой Евгении Николаевне Коссовой (Потаповой), внучке о. Георгия.

Домик отца Василия Ермакова в Болхове

Жизненные невзгоды и неустанные труды ухудшили здоровье священника. Начались боли в желудке, печени. Болезнь – рак желудка, сковывала так, что не было сил встать на ноги. По откровению от Бога о. Георгий знал свой смертный час, ожидал его спокойно, вспоминая с благодарностью явленные ему великие благодеяния Божии.

И на смертном ложе не оставлял батюшка своего попечительства о ближних, принимал людей и говорил им: «Все. Оставляю вас. Надейтесь теперь на Бога. А ко мне с вашими бедами приходите на могилку, как к живому. Как и прежде, буду за вас молиться и вам помогать». Перед смертью о. Георгия обвалился святой колодец в Спас-Чекряке. а неподалеку забил новый родник. Батюшке принесли из него воды. Он помолился над нею. попросил вылить воду в родник, который, как заповедал, стал чтимым колодцем, вода из которого обладает целебными свойствами.

Р.Б. Мария у груши, посаженной лично батюшкой

Подвижник умер 26 августа 1928 г. (по старому стилю), 73-х лет. Весть о его кончине разнеслась по окрестностям. Множество народа спешило в Спас-Чекряк. Властям не удалось запретить поклонения усопшему. Отпевали его в Спасо-Преображенском храме, рукотворном памятнике святости о.Георгия. Благообразно, с просветленным ликом, лежал Святой в гробу. Стоял великий плач, подойти к усопшему и даже войти в церковь было невозможно, передавали платок, или цветок, чтобы коснуться гроба. Гроб с телом обнесли вокруг церкви и захоронили у алтаря. Могила была залита ливнем и грунтовыми водами. Тут припомнили предсмертные слова батюшки: «Вода, кругом вода...».

Напасти от врага рода человеческого не прекращались и после. «Умрешь в бане», – с горечью сказал перед смертью о. Георгий своей матушке. Действительно, Александру Моисеевну, ее брата, учителя школы в Чекряке Михаила Зернова и дочь Елену с тремя детьми и мужем изгнали из Чекряка и сослали на север. Там в чьей-то бане матушка нашла свой смертный час. Сын о. Георгия – Николай (1888-1929), по окончании Орловской духовной семинарии учительствовал, затем принял священный сан, служил в Спасской церкви с. Шумово (частично сохранилась), с 1920 г. – в Георгиевской церкви г. Болхова, где у него бывал и о. Георгий. Такой же, как и его отец, пастырь-бессребреник, о. Николай не пережил его и на год, скончался на Троицу от пневмонии. Когда его хоронили, «весь Болхов звонил». Могила его и матушки Глафиры, которая была репрессирована, восстановлена на Архангельском кладбище г. Болхова. Нелегкая судьба была уготована и трем младшим сыновьям батюшки – художнику Тихону, учителю Александру и артисту Алексею (две дочери батюшки, Мария и Анастасия, рано умерли). В 1930 г. был арестован и приговорен к 5 годам заключения в концлагере о. Константин Коссов.

В 1936-1940 гг. была разобрана на кирпич Преображенская церковь, после войны такая же участь постигла школьные здания (сохранились только больничный корпус, используемый под жилье, развалины амбара и погреба). Но продолжали совершаться благодатные знамения по молитвам у могилы или колодца, которые власти приписывали невежеству народа. Последовало запрещение служить панихиды на могиле. Ее не раз срывали и заравнивали вокруг землю. Но паломничество не иссякало. В 1959 г., несмотря на запрещение, православные люди насыпали могильный холм, на котором в начале 1980-х гг. установили памятник и оградку.

Множество свидетельств благодатной помощи о. Георгия собрано разными людьми, в том числе орловским жителем Николаем Усовым, который пришел к вере посредством знакомства с жизнеописанием священника из Спас-Чекряка. Сравнительно недавно по молитвам к святому исцелились две дочери болховского жителя И. Тишина. И потому семья Тишиных возымела особое усердие к благоустройству святого места.

13-16 августа 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе о. Георгий Коссов за свое святое житие был канонизирован в чине священноисповедника. К торжественному открытию мощей из-под спуда священнослужители из храмов Орловской епархии – протоиерей Иоанн Троицкий из Орла, Болховские священники отцы Василий, Петр и Александр и о. Владимир из Мценска, при множестве богомольцев приступили 6 декабря, к день памяти Св. Митрофана Воронежского, чтимого о Георгием: Св. Митрофан также был в начале своего служения приходским священником в селе. неустанно создавал школы и храмы во времена перемен в России. Четыре дня велись раскопки, пока не был найден гроб в дубовом саркофаге, а в нем – останки батюшки, митра (ранее не было известно, что он был награжден ею), крест в правой руке, Евангелие в латунном окладе. Это произошло в день памяти освящения в Киеве церкви Великомученика Георгия Победоносца – небесного покровителя батюшки.

Отныне 9 декабря – день обретения святых мощей священноисповедника Георгия Коссова. Мощи были внесены в алтарь Спасо-Преображенского собора г. Болхова, где и покоятся ныне в деревянной раке на правом клиросе. Великое достоинство приходского священника показал Господь в Своем угоднике, явив его в трудные для нашего Отечества времена. Не иссякает поток христиан, поминающих угодника Божия словами величания:

«Величаем тя, священноисповедниче Георгие и чтим честную память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего»!

Сначала мы посетили могилу священ. Георгия Коссова, затем отправились к святому источнику отца Георгия, где совершили омовение. Я всё время ощущал в этих живописных местах необыкновенную благодать и Пасхальную радость. Источник сейчас покрывается новой красивой деревянной постройкой с красивой черепичной кровлей усилиями духовных чад отца Василия Ермаков – Вячеслава Борисовича Воробьева и настоятеля Троицкого собора Болховской церкви отца Александра Кузнецова.

Сфотографировавшись на память, мы совершили омовение в святом источнике отца Георгия Коссова, после чего ощутили необыкновенную благодать. Я получил новые творческие силы, вдохновение, особую духовную радость от невидимой явно, но так глубоко ощутимой в душе встречи с подвижником благочестия, которого так почитал мой духовный отец – Василий Ермаков. Здесь я как бы по-настоящему почувствовал, что Иерусалим и Болхов находятся на одном меридиане.

Я помню как мне рассказывал мой духовный отец Василий Ермаков об этих благословенных местах, о подвиге отца Георгия Коссова, о его делах любви и милосердия. Отец Василий говорил мне: «Приедешь Паша, обязательно ко мне в Болхов и в Спас-Чекряк к отцу Георгию Косову». Теперь эти слова отца Василия сбылись.

Возвращаясь назад в Болхов, мы остановились у лесной полосы – собирать землянику. И были поражены обилием ее на полянах лесной чащи. Мы все, как малые дети, увлеченные особо интересной игрой стали собирать землянику и вскоре в руках собрались целые букетики земляники – Спасчекряковской. Слава Тебе Господи, за то, что сподобил меня грешного посетить эти благословенные места, освященные молитвой таких подвижников благочестия как отец Георгий Косов, архм. Иоанн (Крестьянкин), отец Василий Ермаков!

Вечером того же дня мы все собрались на ужин в домике у батюшки, куда пришли чада отца Василия. Одна из них Юлия Ломакина – совершила в декабре 2006 года паломничество на Святую Землю вместе с другими паломниками из Санкт-Петербурга прикоснулась к евангельским святыням на Святой Земле. Вместе с Вячеславом Воробьевым и его семьей, Юлей, Марией, живущих в домике и следящих за ним по благословению батюшки мы сделали фотографии, пили чай, вспоминали как мы все вместе общались с дорогим сердцу батюшкой и казалось как будто батюшка незримо был с нами в эти минуты. Необыкновенные ощущения. Радость встречи. Батюшка помню еще говорил: «Ты ко мне еще много раз в Болхов приедешь, я тебе всё покажу». Вот получилось батюшка мне всё показал, через своих любящих духовных чад. Сердце радовалось.

Генерал казачьих войск Вячеслав Борисович Воробьев и Павел Викторович Платонов

Павел Викторович Платонов

Примечания

«Болхов – город церквей. Исторические очерки и святыни». Авторы-составители: диакон Александр Берташ, Наталия Живолуп, Екатерина Казакова. Издательство «Агат» Санкт-Петербург. 2005 г. Стр. 273

Свяшенноисповедник Георгий Косов. Житие и акафист. Издательство «Агат». Санкт-Петербург. 2004 г.

Святые источники Орловской области
Источник Святого Георгия Коссова
в д. Чекряк Болховского района

Георгий Коссов является одним из самых почитаемых болховских святых. В 1884 году он был рукоположен в священника и назначен на беднейший приход Орловской епархии - село Спас-Чекряк Болховского уезда.
Название «Спас-Чекряк» соединяет татарское слово, означающее «непроходимое урочище», и посвящение сельского храма Преображению Господню. По древнему преданию, там находилось языческое капище, а первая христианская церковь, построенная на его месте, ушла под землю. Самое раннее упоминание о селе встречается в 1647 году, когда Русь только преодолела разорение Смуты. Тогда уже была здесь Спасо-Преображенская церковь.

Увидев крайнее запустение села и покосившейся деревянной церкви, иерей поехал к оптинскому старцу отцу Амвросию в надежде на благословение переехать. Старец же, выйдя из кельи перед толпой собравшихся паломников, вдруг обратился к отцу Георгию со словами: «Ты, иерей, что там такое задумал? Приход бросать? А ты знаешь, кто иереев-то ставит? А ты бросать?! Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты строй новый, да большой, каменный, да теплый, да полы в нем чтоб были деревянные: больных привозить будут, так им чтоб тепло было. Ступай, иерей, домой, ступай, да дурь-то из головы выкинь! Помни: храм-то, храм-то строй, как я тебе сказываю. Ступай, иерей, Бог тебя благословит!»
С радостью вернулся отец Георгий в приход и продолжил искреннее служение. Скоро слава о новом священнике разнеслась далеко вокруг, и многие толпы прихожан собирались на службы отца Георгия. Батюшка построил и окормлял шесть школ, больницу, странноприимный дом, приют и храм. К батюшке Егору Чекряковскому, как его называли, со своими бедами ехали люди со всей России. О нем писали С. А. Нилус, М. М. Пришвин.
Восстановление Спасо-Преображенского храма в. c. Чекряк,
За послушание и великие труды Господь наградил его даром прозорливости и целительства. По его молитвам исцелялись больные и бесноватые. К нему посылали страждущих Иоанн Кронштадтский и Оптинские старцы. А когда начались гонения на Церковь, и Оптина Пустынь была закрыта, тысячи богомольцев устремились к отцу Георгию. Так глухой деревенский приход стал всероссийской духовной лечебницей.
Большевики не долго это терпели. Церковь и здание приюта были уничтожены, отец Георгий арестован. Осенью 1918 г. красноармейцы приехали за батюшкой в Спас-Чекряк, чтобы забрать его в тюрьму. Но, увидев его необыкновенную кротость, смирение и любвеобильность, даже растерялись. А отец Георгий благодушно дал им наказ: выполнить то, за чем пришли, испугавшуюся матушку успокоил: «Я вернусь». В уездной тюрьме не ведали, что делать с новым знаменитым арестантом, как записать его во враги народа? На свои средства содержал сиротский дом, несколько школ, кирпичный завод, больницу, всегда помогал крестьянам. Люди его любили, стеной были за него.
Промысл Божий продолжал хранить угодника среди разбушевавшегося мятежа. Власти выпустили его из тюрьмы, опасаясь народного гнева. В эти годы о. Георгия посетил со своими близкими 10-летний паломник - будущий старец-архимандрит, о. Иоанн (Крестьянкин). «Это счастье продолжалось всего несколько дней, но память о нем согревает меня всю жизнь», - писал впоследствии о. Иоанн.

Угодник Божий продолжал воспитывать паству, словом и делом. Он постоянно служил, стоял на страже церковных интересов. Но сатана разжигал своих слуг на более лукавые нападки против пастыря стада Христова.
Жизненные невзгоды и неустанные труды ухудшили здоровье священника. Начались боли в желудке, печени. Болезнь - рак желудка, сковывала так, что не было сил встать на ноги. По откровению от Бога о. Георгий знал свой смертный час, ожидал его спокойно, вспоминая с благодарностью явленные ему великие благодеяния Божии.
И на смертном ложе не оставлял батюшка своего попечительства о ближних, принимал людей и говорил им: «Все. Оставляю вас. Надейтесь теперь на Бога. А ко мне с вашими бедами приходите на могилку, как к живому. Как и прежде, буду за вас молиться и вам помогать».

Перед смертью о. Георгия обвалился святой колодец в Спас-Чекряке. а неподалеку забил новый родник. Батюшке принесли из него воды. Он помолился над нею. Попросил вылить воду в родник, который, как заповедал, стал чтимым колодцем, вода из которого обладает целебными свойствами.

Подвижник умер 26 августа 1928 г. (по старому стилю), 73-х лет. Весть о его кончине разнеслась по окрестностям. Множество народа спешило в Спас-Чекряк. Властям не удалось запретить поклонения усопшему. Отпевали его в Спасо-Преображенском храме, рукотворном памятнике святости о. Георгия. Благообразно, с просветленным ликом, лежал Святой в гробу. Стоял великий плач, подойти к усопшему и даже войти в церковь, было невозможно, передавали платок, или цветок, чтобы коснуться гроба. Гроб с телом обнесли вокруг церкви и захоронили у алтаря. Могила была залита ливнем и грунтовыми водами. Тут припомнили предсмертные слова батюшки: «Вода, кругом вода...».
13-16 августа 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе о. Георгий Коссов за свое святое житие был канонизирован в чине священноисповедника. А 9 декабря отныне - день обретения святых мощей священноисповедника Георгия Коссова. Мощи были внесены в алтарь Спасо-Преображенского собора г. Болхова, где и покоятся ныне в деревянной раке на правом клиросе. Великое достоинство приходского священника показал Господь в Своем угоднике, явив его в трудные для нашего Отечества времена. Не иссякает поток христиан, поминающих угодника Божия словами величания: «Величаем тя, священноисповедниче Георгие и чтим честную память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего»!

Даже в самые лютые годы гонений не переставали приходить люди на колодец о. Георгия. Часты были случаи исцеления. И сегодня день ото дня увеличивается поток паломников, которые едут не только в Болхов к мощам святого Георгия Коссова, но и в маленькое село Спас-Чекряк за целебной водой «батюшки Егора Чекряковского».

Координаты источника:
Широта: N 53° 35.007"
Долгота: E 35° 56.969"

Описание проезда:
Из Орла едем в Болхов (51 км.). Там двигаемся по главной дороге (по указателям на Белёв), въезжаем по ул. Маяковского, она плавно переходит в Первомайскую, затем поворот (по главной) на переулок Василия Ермакова, через одну улицу поворот налево на Свердлова, через 450 метров направо на ул. Земляная Гора в сторону Спасо-Преображенского собора (здесь покоятся мощи Святого Георгия Коссова), затем от собора по ул. Ленина едем 1,7 км. до развилки, где будет указатель на Спас-Чекряк, берём левее. После развилки через 400 метров на перекрёстке направо и прямо 900 метров (асфальт переходит в бетонные плиты) до поворота направо (есть указатель на Спас-Чекряк и дальше асфальт), поворачиваем и едем 15 км. до указателя "Герасимово", где сразу за ним слева есть указатель на Спас-Чекряк и съезд на грунтовку налево. По грунтовке 850 метров, затем правее (мимо часовенки) и вниз на полянку, дальше тропинка к колодцу и купели.