Домой / Отопление  / Что дают в самолетах. Какое есть питание в самолете? Вегетарианское меню эконом-класса

Что дают в самолетах. Какое есть питание в самолете? Вегетарианское меню эконом-класса

Авиакомпании сокращают расходы на еду для пассажиров. Горячее питание на рейсах, которые длятся меньше двух часов, больше не предоставляется.

Некоторые перевозчики перестали кормить путешественников даже бутербродами. Уменьшился также ассортимент напитков. Не проник "пищевой аскетизм" пока лишь в бизнес-класс и на международные рейсы, на которых авиакомпании по-прежнему стараются не ударить в грязь лицом.

Еще три года назад, чтобы побаловать пассажиров, перевозчики заказывали на борт французские пирожные и красную рыбу. Некоторые даже в экономклассе наливали красное и белое вино. Сейчас этого нет и в помине. В этом году часть тех немногих перевозчиков, которые еще кормили пассажиров коротких рейсов бутербродами, отказались и от этого. Так же, как отказались от кофе и соков, ограничившись чаем и водой.

С началом зимнего расписания (с середины октября), пассажирам придется, возможно, еще более плотно закусывать на земле: по традиции к новому сезону авиакомпании пересматривают бортовое меню. Вряд ли, учитывая ситуацию, в нем будут какие-то изменения к лучшему. Тем более, что все больше перевозчиков стремятся перевести питание в сферу дополнительных услуг, которые предоставляются за отдельную плату.

"Сейчас "бюджетными" авиакомпаниями стали многие перевозчики, что сказалось и на количестве, и качестве питания на борту", - констатирует исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. По сравнению с 2012-2013 годами порции, по его словам, уже сейчас заметно сократились, и стало довольно много маршрутов без питания вообще.

За примерами далеко ходить не надо. Если брать наиболее популярное короткое авианаправление Москва - Санкт-Петербург, то там пассажирам ранее предлагали булочки, бутерброды, у ряда перевозчиков были тортильи, сэндвичи. Сейчас многие предлагают лишь воду.

Правила при этом они, оказываются, не нарушают. "В России уже два года действует норма, по которой питание и горячие напитки могут не предоставляться в полете на короткие дистанции, если пассажира уведомили об этом до покупки билета", - напоминает представитель Росавиации Сергей Извольский.

Кормить пассажиров во время длительных перелетов должны каждые четыре часа днем и каждые шесть часов ночью

На практике, правда, не все авиакомпании акцентируют на этом внимание клиентов при продаже билетов. Общую информация о питании на борту можно найти на официальных сайтах перевозчиков. При покупке билетов онлайн для обозначения того, что в стоимость включено питание, могут быть использованы пиктограммы ножа, вилки и тарелки. Но их замечают лишь особо внимательные. В результате, случается так, что пассажиры, приобретая наиболее выгодные по цене билеты и рассчитывая перекусить на борту, получают только холодные напитки, то есть воду с газом и без.

Что касается рейсов, которые длятся более трех часов, то на них перевозчик обязан обеспечить горячее питание, говорит Сергей Извольский. На этот счет также есть четкие правила: кормить пассажиров должны каждые четыре часа в дневное время и каждые шесть часов ночью. Продавать обеды авиакомпания в данном случае не может. Все входит в цену билета.

Именно на рейсах длительносью больше трех часов появляется такая опция, как спецпитание, когда пассажир может выбрать еду с учетом медицинских показаний, возраста или религиозных убеждений.

Но и здесь без экономии не обходится. Фабрики бортового питания (такие есть в каждом крупном российском аэропорту, в столичном авиаузле их не менее 10) сейчас разрабатывают для пассажиров более доступный по цене рацион. А это значит, что в котлетах, образно говоря, появляется больше хлеба и меньше мяса, в гарнирах - меньше дорогих продуктов, хотя вес и калорийность горячих блюд стараются сохранять. Для того, чтобы у пассажира сложилось хорошее впечатление о полете, внешне наборы с едой по-прежнему привлекательны.

Тенденция экономии на питании пассажиров наблюдается не только на регулярных, но и на чартерных рейсах. Здесь тоже произошло упрощение рациона, замечает Олег Пантелеев. Конечно, на длительных рейсах все еще есть горячие блюда. Но раньше можно было встретить в экономклассе мясную и сырную нарезки, хлеб двух сортов. Сейчас мясная нарезка может включать недорогую ветчину и вареную колбасу, сыр же заменяют более дешевым плавленым сырным продуктом.

Что касается спиртного, то его уже не предлагают бесплатно. У некоторых перевозчиков можно купить на борту вино и пиво. Этим "винная карта" ограничивается. Хотя ранее в меню был и коньяк, и виски.

Если говорить о питании в бизнес-классе, то здесь радикального ухудшения меню не произошло. Но некоторые авиакомпании просто отказались от бизнес-класса на внутренних линиях. Они перекомпоновали свои салоны для перевозки пассажиров только экономкласса. Таких перевозчиков в России не менее трех. Но на международных регулярных линиях даже в экономклассе кормят по-прежнему неплохо. Зачастую там разнообразнее набор продуктов. И даже иногда лучше, чем у иностранных перевозчиков. Так, на рейсах российских авиакомпаний в Нью-Йорк путешественникам, к примеру, могут предложить закуски, омлет, как минимум, два вида мяса под разными соусами с гарниром и овощами, рыбу, два вида хлеба, сыр и сливочное масло, а также пирожные или блинчики к чаю или кофе.

Инфографика РГ / Антон Переплетчиков / Юлия Кривошапко

Исследование

Не делаем из еды культа

Россияне предпочитают летать с комфортом, однако питание на борту у них далеко не на первом месте. Об этом свидетельствуют данные исследования международного туристического метапоиска Momondo.

Оказалось, что больше всего российским пассажирам важно комфортабельное размещение во время перелета. К примеру, возможность отрегулировать спинку кресла под себя. Об этом заявили 30 процентов опрошенных. А 9 процентов респондентов из России предпочитают в самолетах места с большим пространством для ног.

А вот вкусная еда и бесплатные напитки на борту волнуют только 8 и 3 процента россиян соответственно.

Сейчас для комфорта туристов авиакомпании предлагают разнообразные наборы платных и бесплатных услуг, о наличии которых можно узнавать непосредственно на сайтах перевозчиков, говорит Ирина Рябовол, представитель Momondo в России. О некоторых удобствах можно позаботиться еще на этапе бронирования. Например, можно указать нужное расположение кресла: у окна или у прохода, а при онлайн-регистрации, которая в зависимости от авиакомпании начинается за сутки или даже за неделю до рейса, зарезервировать конкретное место.

Также, если заблаговременно оповестить компанию, путешественники могут бесплатно получить тот вариант питания, который им предпочтителен: диетическое, вегетарианское, кошерное, фруктовое, детское.

Самолетный обед зависит от сезона, длительности полета, класса обслуживания, бюджета авиакомпании, правил здорового питания, национальных особенностей, время вылета, конкретных вкусов и возраста пассажира.

Бортовое питание может быть стандартным, диетическим, вегетарианским, религиозным, детским и т.д.

На кротких перелетах менее 3-х часов пассажира кормят холодными закусками, сендвичами, бутербродами, пирожными с горячими или холодными напитками;

На рейсах длительностью более 3-х часов предложат горячий обед из трех блюд, алкоголь;

При перелетах более 6 часов пассажирам дважды предложат горячее питание, легкий перекус, вино, ликер и пиво.

На регулярных рейсах питание плотное, вкусное и бесплатное.

Достойные яства для рентабельных авиалиний - на борту самолета, пассажир почувствует себя желанным гостем

На чартерных рейсах и на рейсах бюджетных авиакомпаний более скромное, а иногда только платное.

Чем выше класс обслуживания, тем более эксклюзивные и изысканные блюда предлагают пассажирам во время полета на фарфоровой посуде с металлическими столовыми приборами (стоимость билета в бизнес классе как минимум в три раза дороже, чем в эконом).

Пассажирам первого класса на рейсахMalaysia Airlines предлагают меню из 25 блюд, приготовленных прямо на борту во время полета,

Полноценная кухня на борту самолёта - большая редкость

а уAustrian Airlines готовят кофе по любому из 11 способов приготовления этого божественного напитка.

Во всех вариантах зимой и осенью обед содержит больше мясных блюд, он более калорийный;

а весной и летом преобладают овощи и фрукты, рыба.

Блюда приготовлены из мяса, рыбы, морепродуктов, курицы, овощей, фруктов, круп и хлебобулочных изделий, шоколада.

Из напитков пассажирам предлагают соки, воду, чай, кофе, фруктовые напитки, вино или пиво.

Вы можете заказать все, чего душа желает, причём платить за стандартные напитки не доводится - если вы пассажир бизнес-класса

При приготовлении блюд стандартного питания запрещено использовать мясной фарш, грибы, крем для пирожных, вареные колбасы, лечебные минеральные воды.

Вкусное и сытное блюдо готовится заранее службой кетеринга, после тепловой обработки мгновенно охлаждается, а во время полета только разогревается в специальных печах.

Только две компании в РФ готовят блюда для своих пассажиров сами - этоАэрофлот (ежедневно на 90 тысяч пассажиров) иЮтейр .

Стандартное меню обновляется два раза в год.

Многие авиакомпании полноценный обед в эконом классе дополняют мини бутылочкой вина или баночкой пива.

Спиртное на борту можно прикупить в баре. Кулинарные изыски гурманы могут заказать за дополнительную плату.

Специальное питание обозначается специальным кодом из 4 букв, и заказать его можно только на маршрутах, где предусмотрено горячее питание во время перелета.

Не все авиакомпании имеют полный ассортимент всех типов питания.
Пассажиры ТРАНСАЭРО, Аэрофлот,Qatar,Luftgansa, S7,Finar, Utair, Alitalia,Air Astana,Чешских авиалиний могут заказатьвегетарианское питание прямо при бронировании билета.

Аэрофлот на регулярных рейсах своим пассажирам кроме стандартного, предлагает еще 14 видов спец питания: постное, индуистско невегетарианское, кошерное, мусульманское, фруктовое, строго вегетарианское, азиатско- вегетарианское, для диабетиков, с низким содержанием соли или холестирина, молочного белка, без содержания клейковины, низкокалорийное, для грудных детей и специальное детское питание.

Любой вид спецпитания заказывается заранее по телефону и более чем за 36 часов до вылета и без дополнительной оплаты, для заказа нужно позвонить, назвать номер билета и рейса.

Трансаэро предлагает более 25 видов специального питания, среди них облегченное, восточное, только из грубой пищи, диабетическое, из морепродуктов, любое из них можно заказать, позвонив в круглосуточный сервисный центр более чем за 24 часа.

Детское питание в самолете предлагают на рейсах почти всех авиакомпаний. В зависимости от дальности перелета оно может включать горячее блюдо или состоять только из легких закусок с напитками.

Всегда детские блюда приготовлены без острых специй из диетического мяса, овощей, фруктов, мюсли, молочных продуктов, часто используется готовое в баночках, выпечка.

Плата за детское питание включена в стоимость билета. Заказывать его нужно не менее чем за 24-48 часов до вылета и вновь подтверждать заказ, если рейс задержался. Детское питание на борту двух типов - младенческое BBML (для детей младше 2-х лет) или детское CHML для всех детей старше 2-х лет. Питание детям на борту самолета выдают в первую очередь и только после взлета.

Кошерное питание в самолете можно заказать на любом рейсе по РФ, международном, межконтинентальном рейсе бесплатно или за отдельную плату.

Кошерную еду для авиакомпаний в Москве готовят в компанииPinhas .

За соблюдением рациона и качеством продуктов следит Департамент кашрута. Компания ежегодно подтверждает свой сертификат кошерности.

Рацион для блюд утвержден главным раввином России. Каждое блюдо имеет знак кошера, а набор питания заверяется штампом главного раввината России. Очень часто кошерное питание пассажиры заказывают чисто из желания получить качественные, тщательно запакованные и полезные продукты. У Аэрофлота и Трансаэра кошерное питание заказывается бесплатно. На рейсах S7 кошерное питание в эконом классе заказывается за дополнительную плату в 500 рублей. На рейсах а/к EI-AI пассажиров кормят только кошерной едой.

Очень даже любопытно, что для экипажа готовят блюда по отдельному меню.
Всем пассажирам приятного и вкусного полета.

Мы решили выяснить особенности питания на борту самолёта российских авиакомпаний у бортпроводника на рейсах «Аэрофлота» и «Трансаэро».

Самолёт — огромная машина, которая с комфортом мчит нас из одной точки планеты в другую. Вне зависимости от того, на какое время ты поднимаешься на борт самолёта, на час или на половину суток, тебе всегда предложат еду и напитки.

Мы решили выяснить особенности питания на борту самолёта российских авиакомпаний у Григорьевой Анастасии, работавшей бортпроводником на рейсах «Аэрофлота» и «Трансаэро».

Григорьева Анастасия
Бортпроводник на рейсах "Аэрофлота" и "Трансаэро"

Как еда попадает на борт самолёта?

В каждом аэропорту есть собственный цех питания, который работает без остановки и днем, и ночью. Чаще всего он один на аэропорт, но бывают исключения. У «Аэрофлота» в Шереметьево — свой цех, например. Питание готовится примерно за два-три часа до вылета каждого самолёта по количеству пассажиров, купивших билеты. В случае, если пассажиров по каким-то причинам оказывается больше, питание досылается с рейса, вылетающего позже. Организация процесса питания — это отлаженный механизм, огромный конвейер продуктов и рабочих рук. В итоге, на борт самолёта придёт ровно столько порций, сколько пассажиров летит определённым рейсом.

Если рейс короткий (менее трёх часов полёта в одну сторону), то сразу же грузят питание на обратную дорогу, которое сильно замораживают, чтобы оно не испортилось.

Доставляют питание к самолёту на специальных машинах примерно за полчаса до посадки пассажиров. Крайне редко случаются сбои и питание могут грузить во время посадки. Иногда досыл может происходить и за пять минут до взлёта, но пока вся еда не будет на борту, двери самолёта не закроют. Так что часто задержки рейсов бывают из-за того, что кто-то в последний момент купил билет, и ему довозят питание.

На борту самолёта что-то готовят?

На бортовой кухне всю еду просто разогревают. Готовая порционная пища поставляется сразу в тележках и на решётках, которые вставляются в специальные печки. В зависимости от типа самолёта и расположения кухонных стоек, количество печек на борту может быть от четырёх до шестнадцати.

На каждый рейс загружаются чай в пакетиках и кофе (зависит от компании — растворимый или в специальных пакетах, которые вставляются в кофемашины). На борту есть кипятильники, которые используются для заваривания напитков.

Меню — на каждом рейсе разное?

Одно меню устанавливается у авиакомпании на срок в три-четыре месяца, после этого меняется, но незначительно. К примеру, три месяца в меню на выбор курица с рисом или рыба с картошкой на прямой пролёт, говядина с макаронами или рыба с рисом — на обратный, а в следующие месяцы меняются способ приготовления, гарниры, вид мяса и рыбы.

В разных странах, как и городах, меню отличается по видам продуктов, которые в данной стране наиболее доступны. К примеру, в городах с доступом к морю будет более вкусная рыба, в Испании к холодному питанию приложат хамон.

Чем отличается еда в бизнес- и эконом-классах?

В бизнес-классе больше порции и более разнообразное меню, сами этапы обслуживания более трудоёмкие и максимально приближены к ресторанному. Пассажирам предлагается бумажное меню из трёх блюд с возможностью выбора. В «Аэрофлоте» на длительных перелётах (от шести часов) предлагают ещё супы. Все блюда подают отдельно и застилают столик салфеткой типа скатерти.

Еда для бизнес- и эконом-классов готовится на одной кухне при аэропорту, но, к примеру, в «Аэрофлоте» всё меню бизнес-класса готовится по стандартам московского ресторана «Пушкин».

Кормить пассажиров обоих классов начинают одновременно, делают это разные люди. В бизнесе работают старший бортпроводник и бортпроводник, специально обученный работе с бизнес-классом.

Интересно, но те, кто заплатил за бизнес-класс изначально, а не по апгреду на борту (повышение в классе обслуживания), гораздо более лояльные адекватные пассажиры. Чаще отказываются от еды и не истерят, когда чего-то не хватило.

Что такое «особый тип питания» в билете?

Особый тип питания не сильно отличается от обычного (причем даже в «бизнесе»). Оно не лучше и не вкуснее, оно просто более подходящее для особых категорий пассажиров. Оно заказывается при бронировании билетов, но не позднее, чем за сутки до вылета, поскольку в цехе питания должны знать, что таким-то рейсом точно полетит пассажир с таким-то питанием.

Чаще всего у бортпроводников есть специальный лист с ФИО и номером кресла такого пассажира. Если такого листа нет, то старший объявит по громкой связи, чтобы такие пассажиры обратились к бортпроводникам. Также об этом стоит предупредить, если пассажир пересел. Сверяют по ФИО и номеру кресла, причем ФИО называет пассажир, а не бортпроводник.

Еще почти всегда на борту есть гречка, фрукты и овощи для тех, кто не заказал специальное питание, но, допустим, является вегетарианцем. Гречка — уже в готовом виде, фрукты и овощи — свежие.

Каких пассажиров накормят в первую очередь?

Кормить начинают с носа, но есть определённый порядок в каждой компании для каждого типа самолёта и для времени полёта, как кормить пассажиров. На маленьких судах, чаще всего, идут только с носа. На более крупных — с носа, середины и хвоста. И всегда стараются оставить несколько порций на выбор для особо недовольных.

Сколько порций напитков и еды я могу попросить?

Напитки можно просить в неограниченном количестве, но стоит помнить о том, что они грузятся сразу на два пролёта. Это значит, что та бригада, которая полетит обратным рейсом, может остаться без напитков вообще. Кроме того, какой-то вид напитка может закончиться в полёте (чаще всего обратный пролет). Напитки, как правило, следующие: апельсиновый, яблочный, томатный соки, вода газированная и негазированная, кола, спрайт, чай, кофе. Можно попросить хоть все напитки, какие есть в тележке, но стоит помнить, что мы не одни, а самолёт не ресторан «all inclusive». Алкоголь в российских авиакомпаниях сейчас запрещен, а вообще положена одна порция на человека, если не считать тот алкоголь, который идёт на продажу.

Что касается питания, то на одного пассажира рассчитана одна порция питания на каждый рацион обслуживания. В исключительных случаях, если кто-то из пассажиров отказался от еды, его порцию могут отдать страждущему.

Кстати, посуда в экономе не одноразовая. По прилёту экипаж сдает её борт-питанию, за каждую недостачу вычитают из заработной платы того, кто отвечал за питание на рейсе.

Если я проспал обед, меня накормят?

Если пассажир проспал обед, он сам должен сообщить бортпроводнику, что проснулся и хочет покушать. Поскольку таких может быть много, и за всеми бортпроводники не могут уследить. При этом пассажир должен осознавать, что в этом случае выбора питания может уже не остаться, поскольку порции на выбор грузят 50 на 50. То есть, если летит сто человек, то половина порций будут с мясом, половина — с рыбой.

Чем питается экипаж самолёта?

Экипаж самолёта кушает то же самое, что и бизнес-класс. Исключение — командир корабля, для него пищу готовят отдельно. Пилоты вообще должны есть разную еду, поскольку если у одного из них случится недомогание из-за принятой пищи, то второй должен быть в состоянии заменить его. Пилоты едят в любое время, когда самолёт находится в режиме автопилота, но строго по очереди. Бортпроводники прерываются на перекус, чаще всего, после обслуживания пассажиров, тоже по очереди, но, по факту, — когда придётся. Иногда удаётся поесть только на посадке, а иногда вообще не удаётся.

Некоторые пилоты и бортпроводники носят с собой еду — самолётная быстро приедается, некоторые едят только овощи или фрукты.

Что лучше всего есть на борту самолёта?

Мой совет — по возможности отказываться от еды на коротких рейсах и как можно меньше есть на длительных, а из жидкости пить только простую воду. Необходимо учитывать, что полёт - это все-таки стресс для организма. Из-за давления обмен веществ ухудшается, из-за чего пища может плохо усваиваться и вызывать дискомфорт. Именно поэтому порции еды в самолётах такие маленькие, а вовсе не потому, что компания решила сэкономить на пассажирах.

Отрицательный ответ на вопрос «Кормят ли на борту в самолете Победа?» уже никого не удивляет, хотя многие пассажиры проявляют недовольство в связи с этим. Дело в том, что специфика работы авиакомпаний лоукостеров направлена на снижение цен авиабилетов за счет отсутствия множества стандартных для других авиалиний услуг. В том числе и отсутствия питания на борту.

К сожалению, сервис платного питания на рейсах Победы также еще не реализован, хотя компания обещает в ближайшем будущем рассмотреть этот вопрос в положительную сторону. На борту самолета Победа не кормят. Напитков, кстати, тоже не предлагают. Максимум можно попросить чистую питьевую воду, в этом бортпроводники вам не откажут.

Однако отсутствие питания на борту для многих пассажиров не является минусом. Скорее даже наоборот. Во время перелета продолжительностью в 2 – 3 часа можно и потерпеть, если подкрепиться заранее. А лишняя возня с тележками, суета, забивание проходов к туалету во время кормления иногда раздражают, нарушают покой и доставляют некоторый дискомфорт. Да и качество питания при перелетах на короткие расстояния, чаще всего не радует, поэтому многие пассажиры сходятся во мнении, что лучше уж лететь вообще без питания.

ВАЖНО: учитывайте время, которое потребуется, чтобы добраться до аэропорта, пройти регистрацию и так далее. Вместе со временем перелета это может занять достаточно много часов. Поэтому рекомендуется хорошо поесть дома, взять с собой перекус, и при возможности подкрепиться в аэропорту перед вылетом.

Можно ли брать еду на борт

Поскольку на борту самолета Победа не кормят, по правилам авиакомпании разрешается брать с собой еду на борт. Однако здесь есть свои нюансы и тонкости.


На рейсах Победы иногда пассажиры в отзывах жалуются на «доносящиеся» от соседей запах колбасы, пирожков и так далее. Поэтому, старайтесь брать на борт еду без лишних крепких и стойких запахов.

Таким образом, в авиакомпании Победа на борту самолета не предусмотрено бесплатное или платное питание. Из предлагаемых напитков – только вода. Поэтому, перед вылетом позаботьтесь о своем питании: можно поесть заранее дома или в аэропорту, взять перекус с собой на борт или купить еду непосредственно перед выходом на посадку в специально отведенном для этого месте.

После вопросов безопасности, точности расписания и комфорта в полете на четвертое место пассажиры авиакомпаний ставят питание. Как меняется бортовое меню в кризис и как не покинуть самолет голодным, узнали у экспертов.

Двоякий свод правил

Для российских авиакомпании разработаны «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Этот документ обязует предоставлять пассажирам при полете свыше трех часов питание и прохладительные или горячие напитки. Но он же допускает не кормить пассажиров вовсе, если компания проинформирует об этом на этапе приобретения билетов.

Вероятность остаться голодным при перелете иностранным авиарейсом весьма высока.

Большинство американских и европейских перевозчиков не включают полноценное питание в цену билетов. Для внутренних перелетов «экономом» по США средней продолжительностью 5–6 часов считается нормой стакан воды/сока и небольшая упаковка чипсов или арахиса. Европейские перевозчики могут ограничиться лишь шоколадкой или пачкой чипсов. Но нарастающая конкуренция заставляет некоторые зарубежные компании пересматривать устоявшиеся принципы подхода к питанию пассажиров: перекусы заменяются полноценными горячими обедами.

К слову, как правило, не кормят пассажиров бесплатно, предоставляя возможность лететь недорого, но без дополнительных услуг.

Очередные коррективы в бортовое меню внес кризис. Российские пассажиры, привыкшие плотно питаться на внутренних авиарейсах, отмечают тенденцию снижения количества еды, особенно в экономическом классе популярных российских авиалиний.

Чем кормят российские авиаперевозчики

Меню «Аэрофлота» для экономического класса все больше включает сэндвичи. Сперва с коротких рейсов продолжительностью до двух часов убрали снэк-боксы с десертом, бутербродом и соком. Позже холодных обедов и ужинов лишились пассажиры, летящие до трех часов, взамен им предложили те самые снэк-боксы.

S7 Airlines сменили меню еще осенью 2014 года. Новое блюдо тортилья предлагают пассажирам рейсов продолжительностью до 2–2,5 часов. Раньше, в зависимости от направления, пассажирам либо не предлагали перекусить вовсе, либо предоставляли коробку еды.

Что касается Utair, некогда предлагавшей пассажирам экономического класса даже при коротких перелетах полноценный горячий обед с мясной нарезкой, салатом и десертом - это осталось в прошлом. При перелете до трех часов остается довольствоваться стаканом воды, свыше этого времени - сэндвичем и горячим напитком. Пресс-служба UTair подчеркивает, что «решение сократить рационы питания для пассажиров принято с целью сохранения существующих цен на авиабилеты».

Директор по коммуникациям Andgo.travel Константин Парфененок отметил две тенденции: упрощение питания на коротких рейсах и планомерное введение платного. «Если раньше самолет был в воздухе 2–3 часа, и можно было рассчитывать на поднос с холодными закусками, десертом и напитками, то теперь только сэндвич и вода (примеры - Аэрофлот и S7 Airlines). А на длительных рейсах более восьми часов второй рацион питания - чаще всего завтрак - стал менее разнообразным. Авиакомпания „Россия“ продолжает кормить своих пассажиров бесплатно, но при этом предлагает приобрести на борту за дополнительные деньги шоколадки, снэки и напитки».

Эксперт по маркетингу и бизнес-тренер Александр Левитас, которому приходится совершать до 100 полетов в год, обращает внимание, что выбирать следует ту авиакомпанию, где не экономят на еде. «Я перестал летать с задолго до того, как о кризисе в компании написали газеты. Обнаружил, что знакомые стюардессы из этой авиакомпании предпочитают брать с собой бутерброды, а не питаться тем, что подают пассажирам».

Как не остаться голодным?

На набор блюд на борту влияют сезон, бюджет авиакомпании, класс обслуживания, национальные особенности и длительность перелета.

Поскольку полноценное питание изначально включено в стоимость билетов пассажиров, предпочитающих первый и бизнес-класс, экономить на них авиаперевозчики станут в последнюю очередь. Кроме того, потеря клиента бизнес-уровня может обойтись дороже пассажира из «эконома». Летать первым классом - верный способ полноценно питаться на борту.

Что касается сезонности, стоит знать, что «зимнее» питание более калорийное, чем летнее. Весна же в некотором смысле, сезон рыбы.

Есть и известная уже многим «хитрость» - заказ спецпитания за 24–36 часов до вылета на сайте или по телефону авиакомпании.

К слову, не у всех авиаперевозчиков оно бесплатное. И в большинстве случаев доступно лишь при длительных перелетах от трех часов. Зато многие пассажиры отмечают куда большее разнообразие и объем спецблюд в сравнении с обычной порцией. Кстати, детское меню по предзаказу доступно на каждом рейсе всех авиакомпаний.

«Я обычно заказываю кошерное питание, поскольку это не только самая большая порция среди всех вариантов спецпитания, но еще и самая качественная, на мой взгляд, по составу», - делится опытом Александр Левитас.

Книга вместо обеда

К питанию на борту при коротких перелетах полезно отнестись как к способу отвлечься от полета, нежели жизненной необходимости.

«Замечала, что есть в самолете хочется от скуки. Поэтому интересная книга или фильм в полете скрашивают неудобства. И мой личный рецепт - заняться в полете работой. Кода я „по уши“ включаюсь в любимое дело, забываю о еде напрочь», - соглашается трансформационный тренер, коуч, целитель Ева Ефремова.

При условии, что скромный «перекус» предоставляется за отдельную плату, лучше иногда организовать его себе самостоятельно.

Юлия Курец, PR-менеджер Kupibilet.ru, отмечает, что главное - знать, какие продукты и в каком количестве можно принести на борт. Все они должны быть упакованы в герметичные пакеты или контейнеры. Это требование службы безопасности. «В качестве перекуса лучше выбрать продукты, насыщенные белком: говядина, мясо птицы, твердый сыр, орехи. Избегайте скоропортящихся продуктов, ингредиентов с резким запахом (лук, чеснок, рыба) или повышающих газообразование (бобы, яйца, капуста). Идеальным вариантом будут орешки, салат или сэндвич, упакованные в герметичный контейнер. Не берите в самолет жидкие продукты - джемы и варенье, мед, йогурты, творог, желе, суп, паштет, арахисовую пасту и т. д. Если летите с ребенком до двух лет, можете взять для него детское питание - пюре или паштет - в объеме более 100 мл, но при условии, что эта порция рассчитана только на время перелета - не больше».

«В ручной клади у меня обычно лежит пакетик смеси орехов и сухофруктов. Легкая по весу, питательная и при этом не вредит здоровью, в отличие от шоколадок или снэков», - соглашается Александр Левитас.

Если вам предстоит перелет с лоукостером, и вы предполагаете, что к моменту посадки на рейс проголодаетесь, лучше заказать еду заранее через сайт. Это выйдет примерно вдвое дешевле, чем покупка непосредственно в самолете.

На углеводах

Многим известна история, как авиакомпании American Airlines удалось сэкономить $40 000 за год на одной оливке, «исчезнувшей» из каждого салата у пассажиров первого класса.

Российские авиаперевозчики уверяют, что изменения в меню не позволяют существенно экономить. При этом сокращается питание с завидной регулярностью.

Вероятно изменения в бортовом питании российских авиалиний на этом не закончатся - кризис. Предпочтение будет отдаваться картофелю, макаронам и крупам, а мясных и рыбных блюд и овощей не прибавится.

Средняя стоимость порции пассажира в самолете с учетом упаковки, как и прежде, достигает 200–300 руб. Но при росте цен на продукты попытки оставаться в рамках заявленного бюджета вынуждают либо переигрывать набор предлагаемых блюд, либо заменять ингредиенты и уменьшать объем порций.

«Как я понимаю, цифра осталась в том же диапазоне, что и раньше: 200 - 500 - 700 руб. Другое дело, что на данную сумму теперь можно позволить совсем иной ассортимент продуктов», - подтверждает Константин Парфененок.

Формально еду на борт пассажирам проносить нельзя, хотя бортпроводники и не проявляют строгости с этим. В любом случае, о питании во время перелета лучше позаботиться заранее: подойти основательно к выбору авиакомпании или класса перелета, оформить спецпитание. И, как вариант, подкрепиться непосредственно в терминале аэропорта.