Домой / Баня / Синие законы коннектикута. Смертная казнь в США: нюансы. «Голубые законы Коннектикута»

Синие законы коннектикута. Смертная казнь в США: нюансы. «Голубые законы Коннектикута»

Заключение. Правосудие и возмездие

(Многие слышали об "ужасающих Синих законах Коннектикута" и привыкли набожно содрогаться при любом упоминании о них. Есть люди в Америке - и даже в Англии! - которые воображают, что законы эти являлись выдающимся памятником злобы, безжалостности и бесчеловечности; а между тем в действительности именно в них, впервые в "цивилизованном" мире, проявилось значительное смягчение судебной свирепости. Этот человечный и добрый кодекс Синих законов, созданный двести сорок лет тому назад, стоит особняком между столетиями кровавого законодательства до него и ста семьюдесятью пятью годами английского кровавого законодательства после него.

В Коннектикуте - при Синих законах и при других - не было такого времени, когда бы смертью каралось больше четырнадцати различных преступлений. А в Англии еще на памяти ныне живущих людей сто двадцать три различных преступления карались смертью! 1 Эти факты стоят того, чтобы о них знать, - а также того, чтобы о них поразмыслить.)

1 (Смотри "Синие законы, подлинные и поддельные" - доктора Дж. Хэммонда Трамбула, стр. 11 )

Когда все тайны разъяснились, Гью Гендон признался, что жена его отреклась от Майлса по его приказанию. Сначала он угрожал ей, что, если она не отречется от Майлса Гендона, ей придется расстаться с жизнью; она ответила, что не дорожит своею жизнью и останется верной Майлсу; тогда муж сказал, что ее пощадят, но Майлс будет убит! И она дала слово и сдержала его.

Гью не преследовали за эти угрозы и за присвоение имущества и титула брата, так как Майлс и Эдит не хотели давать показаний против него; да и вообще жене запрещалось давать показания против мужа. Гью бросил жену и уехал на континент, где вскоре умер, а Майлс, граф Кентский, женился на его вдове. Когда они впервые посетили Гендон-холл, вся округа ликовала и праздновала.

Об отце Тома Кенти так больше и не слыхали.

Король отыскал фермера, которого заклеймили и продали в рабство, заставил его бросить преступную шайку и дал ему возможность жить безбедно.

Он также освободил из тюрьмы старого законника и снял с него штраф. Он пристроил дочерей двух баптисток, которых на его глазах сожгли на костре, и строго наказал того чиновника, который незаслуженно велел избить плетьми Майлса Гендона.

Он спас от виселицы подмастерье, который был осужден за то, что поймал заблудившегося сокола; спас женщину, укравшую кусок сукна у ткача; но уже не успел спасти человека, осужденного на смерть за охоту на оленя в королевском парке.

Он оказывал постоянное благоволение судье, сжалившемуся над ним, когда его обвинили в краже поросенка, и с истинным удовольствием видел, как этот судья мало-помалу приобретал всеобщее уважение и сделался известным и почтенным человеком.

До конца дней король любил рассказывать историю своих былых приключений, начиная с той минуты, когда часовой прогнал его от дворцовых ворот, и кончая ночью, когда он искусно вмешался в толпу рабочих, украшавших аббатство, проскользнул в собор, спрятался в гробнице Исповедника 1 и уснул так крепко, что на следующее утро чуть не проспал коронации. Он говорил, что частые повторения этого драгоценного урока укрепляют его в намерении извлечь из него пользу для своего народа и что, пока жив, он будет рассказывать эту историю, оживляя в своей памяти скорбные впечатления и укрепляя в своем сердце ростки сострадания.

1 (...в гробнице Исповедника. - Имеется в виду английский король Эдуард Исповедник (1002 - 1066) )

Майлс Гендон и Том Кенти во все его краткое царствование оставались его любимцами и искренне оплакивали его, когда он умер. Добрый граф Кентский был достаточно благоразумен и не слишком злоупотреблял своей особой привилегией, но все же он воспользовался ею дважды, кроме того случая, который нам известен: один раз - при восшествии на престол королевы Марии, и другой - при восшествии на престол королевы Елизаветы. Один из его потомков воспользовался тою же привилегией при восшествии на престол Иакова I. Прежде чем этой привилегией собрался воспользоваться его сын, прошло около четверти века, и "привилегия Кентов" была забыта большинством придворных, так что когда в один прекрасный день тогдашний Кент позволил себе сесть в присутствии Карла I, поднялся страшный переполох! Но дело скоро объяснилось, и привилегия была подтверждена. Последний из графов Кентов пал в гражданских войнах времен английской революции, сражаясь за короля, и с его смертью кончилась эта странная привилегия.

Том Кенти дожил до глубокой старости; он был красивый седовласый старик величавой и кроткой наружности. Все искренне уважали его и оказывали почет его странной, особой одежде, которая напоминала о том, что "в свое время он сидел на престоле". При его появлении все расступались, давали ему дорогу и шептали друг другу:

Сними шляпу, это королевский воспитанник!

И все кланялись ему, а он в ответ ласково улыбался; и эту улыбку ценили высоко, ибо во время описанных здесь событий он вел себя с таким благородством.

Да, король Эдуард VI жил недолго, бедный мальчик, но он достойно прожил свои годы. Не раз, когда какой-нибудь важный сановник, какой-нибудь раззолоченный вассал короны упрекал его в излишней снисходительности или доказывал, что тот или другой закон, который хотел он смягчить, и без того достаточно мягок и не причиняет никому чрезмерных стеснений и мук, юный король устремлял на него свои большие красноречивые, полные грустного сострадания глаза и говорил:

Что ты знаешь об угнетениях и муках? Об этом знаю я, знает мой народ, но не ты.

По тем жестоким временам царствование Эдуарда VI было на редкость милосердным и кротким. И теперь, расставаясь с ним, попытаемся сохранить о нем добрую память.

В США

В Соединённых Штатах культура вообще и культура казни в частности заимствованы из метрополии. В старое время там были столь же жестокие законы, как в Англии; были драконовские «Синие законы Коннектикута», о которых пишет Марк Твен, полагавшие казнь за многие составы. Позже «ученики» заметно обогнали «учителей». В Англии не было такого огромного бесправного населения, как негры и индейцы; меж тем в США негров вешали, по крайней мере на Юге, повсеместно (суд Линча имеет огромное количество жертв даже в XX веке: в 1901 году было подвергнуто линчеванию 130 человек), индейцев часто казнили каратели, мстившие, впрочем, за вырезание белого населения. 26 декабря 1862 года, во время гражданской войны, в штате Миннесота, принадлежавшем северянам, были на одной виселице повешены тридцать восемь индейцев. На Диком Западе в то же время действовали шерифы, казнившие по своему усмотрению (подчас собственноручно). Смертная казнь применялась в США также по политическим причинам против социалистов, коммунистов, анархистов.

В конце XIX века был изобретён электрический стул, впервые применённый в 1890 году и вскоре вошедший во всеобщее употребление, так что во многих штатах он вытеснил повешение. Леон Чолгош, безумный анархист, убивший президента Мак-Кинли в Буффало, был пятидесятым преступником, которого казнили (29 октября 1901 года) в штате Нью-Йорк на этом приспособлении.

В 1913 году прошло шумное дело Лео Франка: на основании сомнительных доказательств осуждённый был приговорён к смертной казни, затем помилован, похищен и повешен группой видных граждан.

Газовую камеру ввели ещё раньше, чем в Германии, а именно в 1924 году, но она не получила такого широкого распространения.

С 1960-х годов правозащитники повели борьбу со смертной казнью. В 1972 году суд Джорджии, по делу «Фурман против Джорджии», признал смертную казнь мучительной, а следовательно, противоречащей Конституции. Вследствие этого одиннадцать лет (с 1967 по 1979 год) во всех штатах никого не казнили. В 1976 году Верховный суд нашёл казнь, являющуюся «вполне конституционной» (речь об электрическом стуле). Она была возвращена в тех 38 штатах, где не была отменена ранее, а также на федеральном уровне. Первым американцем, казнённым после этого решения, был Джон Спенкелинк (штат Флорида, 25 мая 1979 года).

В настоящее время законы различных штатов предусматривают пять способов смертной казни:

Повешение

Расстрел

Электрический стул

Газовая камера

Смертельная инъекция

Однако в последнее время (с начала XXI века) подавляющее большинство казней осуществляется путём смертельной инъекции. Изредка применяется также электрический стул. 18 июня 2010 года в штате Юта впервые за долгое время был применён расстрел: был расстрелян Ронни Ли Гарднер, выбравший этот способ казни самостоятельно. Прочие методы не применялись с конца XX века. Они сохранились лишь в законах небольшого числа штатов, причём во всех этих штатах применяется и смертельная инъекция, а использование альтернативных методов во многих случаях ограничено различными условиями (например, право выбрать их использование имеют лишь осуждённые, совершившие преступление или получившие смертный приговор до определённой даты). До 8 февраля 2008 года Небраска являлась единственным штатом, применяющим смертную казнь и не использующим инъекцию (единственным методом являлся здесь электрический стул; 8 февраля Верховный суд Небраски постановил, что этот метод является «жестоким и необычным наказанием», запрещённым конституцией США; исполнение смертных приговоров было приостановлено до утверждения нового метода казни).

Традиции смертной казни в штатах США обычно включают право осуждённого на последний ужин (англ. Last meal) -- еду, приготовляемую за несколько часов до казни в соответствии с его просьбой (с определёнными ограничениями) и право на последнее слово непосредственно перед исполнением приговора. При казни обычно присутствуют свидетели. Количество и состав лиц, имеющих право присутствовать при казни, различаются в разных штатах, но, как правило, такое право имеют родственники осуждённого и его жертв, адвокаты, священник.

В 2009 году число приговорённых к смертной казни преступников в США было равно 106. Это самое низкое число со времени восстановления смертной казни как высшей меры наказания в 1976 году. Самое большое число смертных приговоров было в 1994 году: 328.

Понемногу обстановка разрядилась. Канзас был принят в Союз в качестве рабовладельческого штата. Убитых похоронили, сожженные поселки отстроили. Отрадно уточнить, что прохиндей Дуглас, заваривший всю эту кашу, остался ни с чем. Он все-таки выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах (на сей раз изображая горячего сторонника и защитника идеалов Юга), но все уже разобрались, что он собой представляет, и на выборах Дуглас пролетел. В железнодорожные магнаты ему тоже не удалось выбиться.

Точное число жертв второй гражданской войны мне неизвестно – но не подлежит сомнению, что оно велико.

Прецедент был создан опаснейший: южане и северяне, впервые оставив словесные баталии, сошлись лицом к лицу, с оружием в руках. Ни та, ни другая сторона не осталась удовлетворенной, слишком многие затаили злобу, слишком многие мечтали о реванше и мести.

В далеком туманном Лондоне бородатый политический эмигрант Карл Маркс (многие приятели которого, разномастные революционеры из разных стран, воевали в Канзасе против южан) писал вскоре после событий: становится все более очевидным, что война в Канзасе будет прологом гражданской войны в США. Маркс в своих предсказаниях частенько попадал пальцем в небо, но на сей раз он оказался пророком без кавычек.

А всего через год после окончания войны в Канзасе, в 1859 г., вновь загремели выстрелы и пролилась кровь. Это была еще не война, но, без малейших натяжек и преувеличений, первый террористический акт на территории США. Организованный тем самым Джоном Брауном, убийцей из Канзаса, о котором самое время рассказать подробнее. Личность гнусная, да что там, просто омерзительная – но как-никак это первый в истории США террорист, и пройти мимо этой истории невозможно, тем более что она самым тесным образом связана с Гражданской войной в США…

4. Вампир с Библией в руке

Джон Браун родился в Коннектикуте – то есть был пуританином в квадрате. Все его отрицательные черты родом прямехонько из пуританства: фанатизм, убежденность в «богоизбранности», лютая нетерпимость к чужим убеждениям и лютая вера в святую правоту идей собственных. Именно в Коннектикуте печальной памяти «Синие законы» требовали продавать должника в рабство, а в воскресенье запрещали громко говорить и смеяться. Именно в Коннектикуте муж нес наказание, если оказывался уличен в том, что в воскресенье поцеловал собственную жену. «Какие бы то ни было лица, носящие золотые или серебряные шнуры, золотые или серебряные пуговицы, шелковые ленты или другие какие-либо излишние украшения, будут подвергнуты налогу в размере 150 фунтов стерлингов». Это тоже из «Синих законов» Коннектикута…

Биография Джона Брауна вызывает некую тоскливую оторопь – редко случается, чтобы человеку столь роковым образом не везло, чтобы он к зрелым годам оказался настолько никчемным, не способным найти себе применение решительно ни в чем. Патологический неудачник. Судите сами: сначала учился на священника (не сложилось), потом занимался дублением кож (прогорел), служил почтмейстером (не справился, уволен), торговал шерстью и лесом (без особого успеха), был пастухом, попытался стать овцеводом-предпринимателем (с тем же печальным результатом), работал у скотопромышленника, пытался завести собственную ферму, недолго прослужил землемером, недолго был директором банка, земельным спекулянтом, разводил беговых лошадей… О его деловых качествах дает представление унылый нюанс: к началу гражданской войны в Канзасе Брауна, как злостного банкрота, разыскивали в 20 штатах США из тогдашних 34-х. Тут уж попахивает книгой рекордов Гиннесса.

Жена сошла с ума и умерла – что Брауну доброты и душевного спокойствия отнюдь не прибавило.

Что до детей – то тут явственно просматривается некая патология. Как вспоминал впоследствии старший сын Брауна, папаша завел своеобразную счетоводную книгу, куда старательно записывал прегрешения малолетнего сына и причитающееся за это взыскание:

за то, что не послушался матери, – 8 розог, за небрежное исполнение работы, – 3 розги, за то, что соврал мне, – 8 розог».

Когда «долгов» накопилось достаточно, Браун сынишку основательно выпорол, а потом… заставил сына пороть до крови себя самого. Явно попахивает, учено выражаясь, психическими девиациями, хотя за давностью лет и в связи с кончиной пациента точный диагноз поставить невозможно. Кстати, жена и дочери Брауна были обязаны носить платья исключительно «скромных» коричневых оттенков. Что он сделал бы со своими дочками, увидев у них в волосах цветные ленты, предугадать нетрудно.

Все наслышаны о том, что в каждом штате США свои законы. Так же многим известно, что порою эти законы, мягко говоря, глупые и смешные. Так давайте, в наше бурное и невеселое время, немного расслабимся и улыбнемся.

Штат Аризона

Мужчина может законно избивать жену не чаще раза в месяц.
. Любое действие, совершенное в момент, когда у вас на лице красный платок - считается преступлением.
. Это противозаконно играть на улице в карты с индейцами.
. Ослам запрещено спать в ваннах.
. Глендейл: Автомобили нельзя водить на задней скорости.
. Хайден: Если вы побеспокоите американских кроликов или лягушек-быков, то будете оштрафованы.
. Охота на верблюдов в Аризоне запрещена.
. В Аризоне запрещено рассматривать фото с голыми людьми до полудня воскресенья.
. Если вам больше 18 лет, то вам нельзя улыбаться в случае, если у вас при улыбке видно больше одного недостающего зуба
. Незаконно отказывать человеку в стакане воды.
. Округ Марикопа: В одном доме не может жить больше 6 девочек.
. Запрещено курить сигареты ближе 15 футов от общественного места, если у вас нет лицензии на продажу спиртного.
. Округ Мохэйв: Если вас поймали за кражу мыла, то вы обязаны смылить его все на себя. Только тогда вас отпустят
. Ногалез: запрещено ношение подтяжек.
. Оральный секс - один из видов содомии и карается законом.
. Прескотт: Никому не разрешено въезжать на лошади по лестницам зала окружного суда.
. Вас могут посадить на 25 лет за срезанный кактус.
. Тусон: Женщинам запрещено носить штаны.
. Подвергаясь нападению преступника или грабителя, вы можете защитить себя только таким же оружием, которым обладает нападающий на вас.
. У Вас не может быть больше двух фаллоимитаторов в доме.
Штат Аляска

Законы городка Фэрбенкс запрещают американскому лосю заниматься сексом на городских улицах.
. Даже при том, что охота на медведей разрешена, запрещено будить медведя для того, чтобы сфотографировать.
. Фэрбенкс: Запрещено поить лосей водкой.
.На Аляске запрещено шептать кому бы то ни было на ухо во время охоты на лосей.
. Запрещено выкидывать лосей с летящего самолета.
. Кенгуру запрещен вход в парикмахерские в любое время суток.
. Американского лося нельзя рассматривать с летящего самолета.
Штат Арканзас

Учителям со слишком короткой стрижкой запрещено продвигать по службе
. Избирателю запрещено голосовать дольше пяти минут
. Запрещено держать аллигатора в ванной
. Государство обязано обеспечивать рост гормонов у карликов штата Арканзас
. Запрещено в разговорном языке называть Арканзас иначе, как «Арканзаус»
. В Арканзаском государственном университете два человека не могут держаться за руки, стоя в дверях, если они не принадлежат к одному студенческому союзу.
. В Арканзасе запрещено убивать любое живое существо, даже червей и мух.
. Флирт между лицами противоположного пола на улицах Литл-Рок, может привести к 30-дневный тюремному сроку.
. В Арканзасе незаконно покупать или продавать синие лампочки.
. Незаконон неправильно произносить название штата Арканзас в пьяном состоянии.
. Литл-Рок: Собаки не могут лаять после 6 вечера; незаконно водить свою корову по главной улице после 1:00 ночи в воскресенье; Запрещено пользоваться велосипедным звонком в тех местах, где продается еда или прохладительные напитки
. Законодательный орган Арканзаса принял закон, который гласит, что реке запрещено подниматься выше главного моста в столице штата.
Алабама

. Любой показ обнаженных частей тела запрещен. Закон не распространяется лишь на детей.
. Аннистон: Запрещено носить синие джинсы, когда вы идете по Нобл-Стрит.
. Все женщины, уличенные в измене, после 21-00 обязаны сидеть дома.
. Соревнования по борьбе с медведями запрещены.
. Дети от кровосмесительных браков считаются законными.
. Запрещено играть в воскресенье в домино.
. Охота в воскресенье запрещена.
. Браки между родственниками разрешены.
. Слепым людям запрещено управлять автомобилем.
. Запрещено выдавать себя за священника.
. Запрещено наносить себе травмы, чтобы не ходить на общественные работы.
. Запрещено бить самого себя, чтобы тебя пожалели.
. Нельзя носить поддельные усы, вызывающие смех в церкви.
. Разрешено двигаться по встречной полосе на дороге с односторонним движением, если у вас на капоте машины установлен фонарь.
. Запрещено носить туфли с высокими каблуками.
. Запрещено соблазнять женщину, обещая ей впоследствии жениться.
. Запрещено сморкаться на улице в ветреную погоду.
. Джаспер: запрещено избивать жену палкой, если диаметр палки больше, чем палец мужа.
. Округ Ли: В округе запрещено торговать арахисом в среду после заката с олнца.
. Запрещено надевать маску на улице.
. Мужчинам запрещено плеваться в женщин.
. Запрещено открывать на улице зонтик, если есть опасность, что это испугает лошадь.
. Запрещено продавать пустые орехи.
. Бассейны обязаны закрываться с 23:30 до 6:00.
. Если вы рассы п аете соль на рельсы, то вас могут приговорить к смертной казни. . В Декейтере, Алабама до сих пор разрешено рабство.
. Игра в крокет незаконна в Фэрфилде, Алабама.
. Женщины имеют право сохранить всю собственность, которую они имели до брака, в случае развода. Однако, на мужчин закон не распространяется.
. Запрещено приковывать крокодила цепью к пожарному гидранту.
. Запрещено садиться за руль без ботинок.
. Запрещено носить мороженое в заднем кармане брюк.
. Запрещено управлять автомобилем, если в машине нет стеклоочистителя.
Штат Колорадо:

Дилерам запрещено торговать автомобилями в воскресенье
. Колорадо-Спрингс: В праздничные дни, в дни выборов и в воскресенье вам запрещено носить кобуру от пистолета на теле
. Запрещено брать с собой лошадь или мула выше первого этажа любого здания в штате Колорадо
. Денвер:Вы не имеете права водить черный автомобиль в воскресенье
. Дуранго: Незаконно появляться на людях в одежде, неприличной для вашего пола
. В Денвере, штат Колорадо парикмахерам запрещено делать массаж обнаженным клиентам, кроме как в учебных целях
. В Денвере запрещено одалживать соседу ваш пылесос
. Запрещено целовать спящую женщину в Логан Каунти, штат Колорадо
. В штате Колорадо женщинам запрещено появляться на улицах в красном платье после 19-00
. Пьяным запрещено ездить верхом на лошади
. В Денвере запрещено плохо обращаться с дикими и домашними крысами
. Запрещено торговать ликерами по воскресеньям и в дни выборов
. Пуэбло:Одуванчикам запрещено расти в пределах города
. Стерлинг: Кошке в принудительном порядке необходимо надевать на заднюю часть туловища светоотражающие маячки, если вы собираетесь отпустить погулять ее на улицу в темное время суток
. Запрещено срывать бирки с подушек и матрасов.
Штат Коннектикут

Запрещено обсуждать политиков во время карточной игры.
. Воздушные шары с рекламой незаконны в Хартфорде, Коннектикут.
. Блумфилд, Коннектикут: запрещено питаться в собственном автомобиле.
. Запрещено клеймить своих свиней.
. Девон: это абсолютно незаконно - идти задом наперед после захода солнца.
. Аптекари в Коннектикуте должны платить 400,00$ ежегодно за использование в своей рецептуре спирта.
. Гилфорд: Только белые рождественские огни официально разрешены для празднования рождества.
. Хартфорд: Вам запрещено пересекать улицу, идя на руках.
. В колониальные времена в Хартфорде, Коннектикут, было постановление, которое позволяло любому жителю арендовать городскую цепь за 2 пенса.
. В Коннектикуте должны регистрироваться в полиции любые собаки с татуировками.
. В Хартфорде, Коннектикут, незаконно садить дерево на улице.
. В Хартфорде, Коннектикут, противозаконно целовать жену в воскресенье.
. В Симсбери, Коннектикут запрещено проводить свою политическую компанию на городской свалке
.Запрещено стрелять из револьвера в сторону городского шоссе.
. Незаконно избавляться от использованных бритвенных лезвий.
. Незаконно собирать моллюсков ночью в Коннектикуте.
. Нью-Бритен: Пожарным машинам запрещено развивать скорость больше, чем 25 миль в час, даже если они едут на пожар..
.Вам запрещено пользоваться белой тростью, если вы не слепой.
. Браки ненормальных и глупых людей запрещены.
. В Колонии Нью-Хейвена любой молодой человек до 16 лет может быть казнен, если он не повиновался своим родителям, был "упрямым или непослушным."
. Уотербери: незаконно для любого косметолога жужжать, свистеть, или петь во время работы.
. Вы можете быть остановлены полицией за езду на велосипеде со скоростью более чем 65 миль в час.
. Вы не можете купить алкоголь после 20:00 или по воскресеньям.

Спасибо

«Вера недобра» – это как раз пуританство. А вот насчет «папежской» веры московский толмач, плохо знавший английские реалии, немного поднапутал. Папежская, т. е. католическая вера, была давно уже загнана в подполье, уничтожавшиеся на глазах Архипова кресты и иконы принадлежали Высокой англиканской церкви…

Практически в то же время правившие бал пуритане буквально в щепки разнесли (в переносном смысле, правда) английский театр и светскую музыку – как «порождение нечистого». Досталось и живописи. Музыкальная культура, по выражению ученого М. Вебера, впала в «абсолютное ничтожество» – а заодно и драматургия, и поэзия, и даже народные песни, коими, по авторитетному мнению «людей в черном», простонародье «тешило беса»…

Дошло до того, что пуритане не допускали к крещению новорожденных детей «заведомо отвергнутых Богом людей», пьяниц и бедняков: если человек беден – значит, Бог его не любит, а отсюда плавненько вытекает, что и отпрыски «отверженного» крещения недостойны…

Довольно быстро начался процесс, которого в подобных ситуациях не избежать: теперь уже пуритане стали рассыпаться на множество сект, отвергавших прежнюю «генеральную линию». Баптисты, методисты, индепенденты, квакеры, пресвитериане, эрастианцы, конгрегационалисты, «искатели», антиномиане, коммонеры, ковенантеры… Всех перечислить невозможно, потому что образовавшиеся секты, направления и течения, в свою очередь, дробились на еще более мелкие группы, тут же вступавшие со всеми прочими в драку не на жизнь, а на смерть. Даже квакеры, чье название впоследствии стало прямо-таки синонимом пацифизма и непротивления злу, в первые годы своей деятельности поддались общему поветрию: скандалили и буянили, врываясь в молитвенные дома «конкурентов». Потом они эту «детскую болезнь» преодолели, но квакеры – единственный пример. Все остальные «идейные направления» вели себя гораздо более буйно.

Вот, что писал о пуританах Джон Уэсли, основатель секты методистов: «Какой-то здоровенный парень несколько раз замахивался тяжелой дубиной… Два года назад кирпич, брошенный в меня… Год спустя камень угодил в переносицу… нас выгнали… некоторые пытались сбить меня с ног…»

Сплошь и рядом пуритане вывешивали объявления: мол, всякий, кто желает участвовать в погроме домов методистов, должен явиться тогда-то и туда-то…

Нетрудно догадаться, что эта пуританская публика, обосновавшись в Новой Англии, и там развернулась на всю катушку. Вновь слово профессору Коэну: «Нередко утверждалось, что пуритане переселились в Америку якобы с целью сохранения свободы вероисповедания. Но это утверждение, несмотря на то, что оно часто повторяется, не соответствует истине. В Англии пуритан не преследовали за религиозные взгляды; наоборот, они сами пытались изменить форму правления, принятую в англиканской церкви. Когда они переселились в Америку, у них не было намерения мириться с какой-либо иной религией, отличной от их собственной; на деле они даже преследовали квакеров и других сектантов, пытавшихся обосноваться на их территории» (83).

Для начала пуритане в Новой Англии сделали свою церковь государственной . Право голоса имели только принадлежавшие к официальной церкви. Посещать ее богослужения следовало без «прогулов» – под страхом денежного штрафа или даже тюремного заключения. Всякий поселенец обязан был платить налог на содержание церкви, а городские власти получили право по своему усмотрению преследовать «ересь» – что именно понимать под ересью, они должны были решать сами. (В Массачусетсе только в 1833 г. церковь была официально отделена от государства и отменены все перечисленные ограничения.)

Да и чисто светские стороны жизни ощутили на себе давление пуританских фанатиков. За мелкую кражу били кнутом и отдавали в рабство. За супружескую измену приговаривали к смерти. Так называемые «Синие законы» Коннектикута на ночь лучше не читать…

В Бостоне жестокие наказания полагались еще и за курение табака, «злословие», «ношение яркой и броской одежды», несоблюдение воскресного отдыха, когда ничего не полагалось делать. Те, кого в виде наказания всего-навсего окунали в Лягушачий пруд в центре города, могли считать, что легко отделались, – спустя полгода после основания Бостона, в марте 1631 г. некоему Филиппу Ратклифу публично отрезали уши за «отсутствие набожности» (в чем именно это выражалось, хронисты не уточняли…)

1641 год. В Бостоне двое любовников повешены за «прелюбодеяние». Насколько это повлияло на общественную нравственность, опять-таки неизвестно.

1644 год. Из штата Массачусетс изгнаны все баптисты.

1648 год. В Бостоне повешена за «колдовство» некая Маргарет Джонс.

1650 год. Некий Соломон Франко изгнан из Массачусетса – за свое еврейское происхождение.

1651 год. Городские власти Бостона запретили нарядную одежду и танцы.

1662 год. В Бостоне назначены первые официальные цензоры для просмотра всей печатной продукции.

1686 год. Первая попытка осуществить в Бостоне театральную постановку – тут же запрещенную властями.

1690 год. Попытка издавать первую в Америке газету – тут же запрещенную властями.

1700 год. Из Массачусетса высланы все католические священники.

Ничего удивительного, что великий американский поэт и писатель Эдгар По писал впоследствии: «Я искренне стыжусь того, что родился в Бостоне…»

Пуритане Новой Англии в одном были чертовски последовательны: они давили всех подряд, независимо от национальности и вероисповедания. Резали уши и тащили на виселицу своих соотечественников. Прессовали евреев (которые в штате Массачусетс получили все гражданские права только в 1821 г.). И в семнадцатом, и в восемнадцатом столетиях запрещали селиться в Новой Англии шотландцам и ирландцам – за исключением нескольких резерваций вокруг трех городов Нью-Гэмпшира (но не в самих городах, боже упаси!).

Причина на сей раз не в нелюбви к конкретным национальностям, а в религиозной ненависти. Шотландцы и ирландцы были католиками, а католиков пуритане преследовали особенно люто.

Современный американский историк отметил, что у пуритан «быстро развилось необычное сочетание безграничной тяги к блестящим религиозным диспутам и жесткого неприятия других верований» (3).

Насчет «религиозных диспутов» сказано довольно оптимистично: желающим вступать в дискуссии или задавать неудобные вопросы следовало держаться осторожнее: есть масса примеров, когда простодушных, выступивших с «неправильными» замечаниями, преследовали самым жестоким образом. Ну, а уж если кто-то посягал на монополию «официоза»…

В 1634 г. в Массачусетсе некая Энн Хатчинсон организовала нечто вроде кружка по изучению Библии. Никакой такой ереси в ее высказываниях не наблюдалось – но вся беда в том, что колонисты очень быстро принялись утверждать принародно: миссис Хатчинсон проповедует лучше, чем «одетые в черное выпускники университетов». К тому же Энн была категорически против деления верующих на «достойных» быть допущенными к церкви и «недостойных».

Вот тут «люди в черном» за нее и взялись всерьез: больную и беременную несколько раз таскали на церковный суд, пытались объявить сумасшедшей, еретичкой, чуть ли не ведьмой и в конце концов выслали из колонии. Мало похоже на «блестящие религиозные диспуты»…

Ну, а «жесткое неприятие» других верований принимало самые неприглядные формы. Когда в середине семнадцатого столетия католические миссионеры стали вести весьма успешную деятельность среди канадских индейцев, пуритане быстренько их похватали и отправили в кандалах в Англию. Из чистой зависти в том числе – ведь усилия пуритан обратить хотя бы одного-единственного индейца в свою веру не увенчались успехом…

Ну, а когда в начале восемнадцатого столетия на территории нынешнего Мэна объявился католический проповедник Себастьян Расл, массачусетцы моментально отправили в леса вооруженный отряд с поручением убрать опасного конкурента. Вскоре Расла отыскали и убили (по одной из версий, пуритане вдобавок содрали с него скальп и торжественно привезли в Бостон) (133).