Домой / Баня / Религия вайшнавизм. Вишнуизм - религии - самопознание - каталог статей - любовь без условий. Фундамент преданного служения

Религия вайшнавизм. Вишнуизм - религии - самопознание - каталог статей - любовь без условий. Фундамент преданного служения

Религия вайшнавизм - это теистическое философско-религиозное учение или секта. Википедия отмечает, что главная черта учения вайшнавизм это естественно почитание бога Вишну как Верховной Личности Бога. Сам термин вайшнавизм образован соответственно от слова вайшнавы, что в переводе с санскрита обозначает - принадлежащие Вишну или относящиеся к Вишну. Секта вайшнавизм - это одно из самых распространенных направлений в индуизме. Вайшнавизм занимает примерно около 70% от всех индуистов. Существует несколько направлений, таких как гаудия вайшнавизм.
Религия вайшнавизм разделяется как секта на два направления, в одном из которых изначальной Верховной Личностью Бога считается именно Господь Вишну, а в другом, это бенгальский вайшнавизм, центральное место занимает Господь Кришна.
Религия вайшнавизм бенгальский вариант была основана величайшим индийским религиозным проповедником и реформатором Шри Чайтанья Махапрабху, который жил в 1486 -1533 годах. Основоположник религии вайшнавизм провозглашал равенство всех людей перед Богом. Он считал, что универсальным духовным путем для всех людей на земле, независимо от их вероисповедания, происхождения и национальности, является путь непрерывного преданного служения Богу в состоянии любви. Бенгальский вайшнавизм и такой путь называется бхакти-йога.
Можно отметить, что благодаря такому универсализму, а также своеобразной простоте практики бхакти-йоги, бенгальский вайшнавизм получил широкое распространение по всему миру в наши дни.
Религия вайшнавизм, в отличие от других религиозных течений, делает акцент на практике самого преданного служения, показывая его преимущество и привлекательность по сравнению с освобождением или мокшей.
Религия вайшнавизм имеет в своей основе так называемые Итихасы, то есть Махабхарата и Рамаяна, а также Пураны, то есть Брахма, Бхагавата, Вишну, Падма и многие другие. Следует сказать, что популярное учение Бхагават-Гита является лишь частью Махабхараты, написанной мудрецом Вьясой около 5000 лет назад.
В религии вайшнавизм существует помимо всего прочего такое понятие сампрадаи. Это ветви или, можно сказать, направления, по которым Господь Кришна или Господь Вишну передал знание о сути Бога, о всем духовном и материальном мире, а также о законах материального мира. Далее, как описывает религия вайшнавизм, эти знания передавались по цепи ученической преемственности или парампаре, которая уделяла особое внимание тому, чтобы слова Бога передавались точно без любых искажений, и Его послание дошло до людей в своем первоначальном виде.
Религия вайшнавизм и четыре сампрадаи:
Шри-сампрадая - это знание было передано Богине Лакшми, а основателем парампары является духовный учитель Рамануджачарья.
Брахма-сампрадая -это знание было передано Господу Брахме, а основателем парампары является Мадхавачарья. Она получила своё дальнейшее развитие в философии ачинтья-бхеда-абхеда, что в переводе означает непостижимое единство и различие, которую впервые изложил основоположник гаудия-вайшнавизма Чайтанья Махапрабху.
Рудра-сампрадая – это знание, которое было передано Господу Шиве, а основателем парампары стал Валлабхачарья.
Кумара-сампрадая – это знание было передано четырем Кумарам, а основателем парампары стал Нимбаркачарья.
Гаудиа вайшнавизм это наиболее распространенное учение, особенно на Западе, благодаря А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупаде, который возродил и вдохнул новую жизнь в учение Шри Чайтанья Махапрабху. Дело в том, что начиная с 1965 года он начал свою проповедь в Америке. После этого гаудия вайшнавизм известно уж всему миру. В 1966 году в было зарегистрировано Международное Общество Сознания Кришна, что дает понимание как быстро идеи могут захватить людей при должном распространении их истинными учителями. Религия вайшнавизм или его направление гаудия вайшнавизм проникла в Россию в 1971 году. Сейчас гаудия вайшнавизм действует более чем в ста странах.

В своей жизни мне довелось искренне и глубоко практиковать вайшнавизм - пройти путь от обычного бхакты-прихожанина до брахмачари , а позднее и до брахмана , главы вайшнавской миссии в Одессе. В 2000 году Господь призвал меня оставить вайшнавизм и стать учеником Иисуса Христа, кому я следую и поныне. Имея за своими плечами опыт христианской жизни, по времени сопоставимый с опытом вайшнавским, я хочу представить читателю десятку самых существенных причин, почему я не вайшнав и им уже никогда не буду.

Причина 1. Я не вайшнав потому, что так хочет Бог. В свое время мой Господь четко и недвусмысленно явил мне свою волю, в соответствии с которой я должен был отвергнуть вайшнавизм и принять прибежище у стоп божественного Иисуса Христа. Выполнить желание Бога - самое важное в духовной жизни человека по учению любой монотеистической религии, поэтому я надеюсь этот мой мотив понятен даже тем, кто его не разделяет.

Причина 2. Я не вайшнав потому, что моим духовным учителем является Иисус Христос. Однажды последовав Его милостивому призыву, я принял Христа как Альфу и Омегу, как все и вся в своей жизни и, насколько было в моих силах, следовал Его наставлениям и руководству. Бог мне открыл, что другого способа прийти к Нему не существует, что только Иисус является истинным и единственным Спасителем человечества, и воля Бога Всевышнего в том, чтобы все люди всех национальностей, философий и религий приняли Иисуса Христа как своего Учителя и во всем следовали только Ему. Бог мне также показал исключительность пути Христа: нельзя разделять служение Ему со следованием другим религиям, ибо Господь это не приемлет. Быть учеником Иисуса Христа - значит быть учеником только Иисуса Христа. Наличие других гуру в вашем сердце будет означать отказ от Иисуса. Христу нужно быть преданным на сто процентов.

Причина 3. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме я не встретил Бога. Да, я чувствовал некую связь с «высшим», я испытывал определенные переживания во время повторения Харе Кришна мантры и особенно мантры гайятри . Были периоды, когда я испытывал эмоции близкие к экстазу, были моменты, когда мне казалось, что я близок к Богу. Но за все время я так и не встретился с Ним. Мое служение походило на некое заочное общение, общение посредством телеграфа. Я отправлял Богу телеграммы, и получал телеграммы в ответ. Живой встречи со Всевышним в вайшнавизме так и не состоялось, я так и не познакомился с Богом, хотя все шастры пестрели описаниями о деяниях Кришны и его общении с преданными.

Вайшнавы считают, что так как Личность Бога раскрыта в вайшнавским писаниях, она не раскрыта ни в одной религии, что только вайшнавизм дает наиболее полное представление о Всевышнем, Его мире, Его деяниях. На практике же, все ведические повествования остаются картинками, навязанными извне, сам же человек остается вне встречи с Богом, как бы он себе таковую ни воображал.

В вайшнавизме я воображал Бога, в христианстве я встретился с Ним.

Причина 4. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме не раскрывается любовь Бога к человеку. В учении вайшнавов очень глубоко разработана тема любви человека к Богу, нашей преданности Ему, жертвенности, верности. Есть также учение о сострадании Бога к человеку, сочувствии, милосердии. Но нет ни слова в шастрах о Его к нам любви. Даже столь любимая вайшнавами фраза «Бог есть любовь» позаимствована на самом деле из Библии, в то время как шастры говорят о равном отношении Кришны ко всем живым существам, отношении равнодушно-благосклонном, но не исполненном любви. В христианском же богословии тема любви Бога к падшему человечеству - сильной, пламенной отцовской любви - является одной из центральных. С этого, собственно, и начинается христианское благовестие, все остальные концепции уже вторичны. И дело тут даже не просто в учении о любви Бога, но в переживании ее, живом непосредственном ощущении. Говорить о любви, рассуждать о ней, воспевать ее и «поклоняться на расстоянии» можно много и долго, но гораздо важнее пребывать в ней. В христианстве я это нашел, а в вайшнавизме - нет.

Причина 5. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме не раскрывается любовь человека к человеку. Опять же - это логично, ведь если Кришна не любит человека, почему я должен любить? Сострадание и помощь ближнему вайшнавские шастры поощряют, правда, не советуют увлекаться материальной помощью, ибо это запутывает помогающего в сетях «хорошей кармы », которую также потом придется «отрабатывать». Сердечная привязанность к другим людям прямо порицается под страхом того, что в своей будущей жизни вновь доведется рождаться в человеческом теле вместо того, чтобы уйти к Кришне в духовный мир. Мужьям не желательно сильно любить своих жен, детям - родителей, родителям - детей, потому что по вайшнавскому учению эта привязанность может лишить вас встречи с Богом в посмертии.

Неудивительно, что на практике такое учение делает людей равнодушными, жестокосердными, непривязанными к ближним, чему следствие - частые разводы, семейные ссоры, уходы детей из дому и из религии вообще и просто даже прямые грехи против ближних (ложь, воровство, оскорбления, прелюбодеяния и т.д.). Подобные грехи встречаются и в среде христиан, но здесь есть существенное отличие: если христианин является практикующим верующим, т.е. регулярно участвует в богослужениях и пребывает в церковном общении, тяжелые грехи у него либо вообще не случаются, либо случаются крайне редко; христианин признает нелюбовь к ближнему грехом, тогда как вайшнавы в этом греха вообще не усматривают.

Причина 6. Я не вайшнав потому, что не хочу быть обманутым своим гуру. В вайшнавизме духовному учителю приписываются качества Самого Бога, к гуру взывают как к спасителю, ему молятся, доедают за ним пищу и как величайшую святыню почитают чаранамриту - воду, которой ему помыли ноги. Эту воду вайшнавы пьют и поклоняются ей.

Безусловно, духовный человек нуждается в наставниках, и нередко наставники играют ключевую роль в нашем спасении. Однако Бог постоянно напоминает нам о бренности и ограниченности человека, о том, что нет человека, свободного от недостатков и несовершенств и никто не является совершенным наставником, кроме единственного Богочеловека Иисуса Христа. Только Иисус из всех людей ни разу не согрешил - не потому что был трансцендентным, но потому, что не нарушил ни одной заповеди Господней - не солгал, не обманул, не ошибся. Все остальные люди, в том числе даже великие святые, оставались несовершенными ограниченными созданиями, не свободными от греха. А поэтому никто из людей не заслуживает нашей абсолютной преданности и обожания, никому нельзя целиком и полностью, слепо доверяться. Святые не являются для нас источниками Света, но только зеркалами, отражающими Свет Всевышнего.

Вайшнавы же обожествляют обыкновенных грешных людей, которые нередко не брезгуют махинациями, нарушением человеческих и божьих законов - обманом, ложью, исповедуют двойные стандарты - милостивы к богатым и требовательны к рядовым последователям. На личных банковских счетах многих вайшнавских гуру - миллионы долларов. Но даже если вайшнавский учитель и ведет строгую подвижническую жизнь, он все равно, как и все люди, не застрахован от ошибок, и обожествлять такого человека нельзя. Ошибившись сам, он и вас погубит. В христианстве же роль наставника не абсолютизируется, и все сознают, что в мире есть только один полностью совершенный человек - Бог воплотившийся, Иисус Христос.

Причина 7. Я не вайшнав потому, что не хочу быть обманутым своим Господом. Кришна воспевается в вайшнавской поэзии как вор, обманщик, даже развратник (лампатах ). В Ведах он предписывает один путь спасения, в Упанишадах другой, в Пуранах третий, да и то во всех Пуранах по-разному. Причем многие из им самими же предписанных духовных практик он не стесняется потом называть ложными, а людей им следующих - тупицами (муддха). Таким образом, львиная доля ведической литературы самим же автором признается вводящей в заблуждение и приводящей к погибели (самсаре ). Но ведь солгавший в одном, вполне может обмануть и в другом, куда более важном. Доверять обманщику на сто процентов уже нельзя никогда. Кришна - мастер обмана и иллюзий, в то время как Христос никого никогда не обманывал. Христу я могу довериться, Кришне - нет.

Причина 8. Я не вайшнав потому, что не хочу обмануться в религии. Христианство исторично и реалистично, библейские книги, и в особенности Новый Завет, дошли до нас во множестве древних рукописей, тогда как многое, почитаемое вайшнавами за древние шастры, было написано совсем недавно, потому-то и другие школы индуизма об этой литературе и не ведают, иначе все давно уже были бы вайшнавами. Так, вайшнавская традиция учит о том, что Веды, Упанишады, Пураны и Махабхарата были записаны Вьясой 5000 лет назад, а потому-де заслуживают большего почтения, нежели Библия в силу большей древности. Соответственно, вайшнавское учение объявляется «старшим братом» библейского. При этом никого из последователей вайшнавизма почему-то не настораживает тот факт, что все четыре вайшнавские сампрадаи имеют своими основателями средневековых учителей: основатель Рудра-сампрадаи Вишнусвами жил в XIII веке, основатель Шри-сампрадаи Рамануджа - в XI-XII веках, Кумара-сампрадаи Нимбарка - в XI веке, а основатель Брахма-сампрадаи Мадхва - в XII-XIII веках. Никто из них не жил 5000 лет назад, соответственно отсчитывать историю вайшнавизма как самостоятельного доктринального течения в индуизме можно только со средневековья. Каким же было вайшнавское учение до этих ачарьев ? Достоверных данных ничтожно мало. Скорее всего, поклонение Вишну было лишь частью системы почитания всех индийских богов, многобожия. А в этом случае говорить о сугубой древности вайшнавской трактовки шастр можно только в сослагательном наклонении.

Да и с датировкой самих шастр ситуация ничуть не лучше. Любой современный ученый-индолог скажет, что Бхагавад-гита в известной нам сегодня версии сложилась не ранее I века до н.э., а ключевое гаудия-вайшнавское писание Бхагавата Пурана датируется VIII-IX вв. нашей эры. Даже такой авторитетный вайшнавский учитель как Бхактивинода Тхакур признавал в этом вопросе правоту современных ученых. Проведя собственное исследование, он датировал Бхагавата Пурану X веком нашей эры, а Махабхарату не считал произведением одного автора, но многовековой компиляцией, завершенной к началу нашей эры, к созданию которой приложили руку самые разные писатели и поэты. Последующие за Бхактивинодой проповедники обо всем этом тактично умолчали, выдавая вайшнавские писания за самые древние и авторитетные священные книги мира.

Кроме того, многие ученые сходятся еще и на том, что сам по себе образ Кришны - собирательный, что в историях о нем слились воедино сказки и мифы разных времен и народов, причем героями этих мифов были на самом деле разные личности, как исторические, так и неисторические. К Средним векам образ Кришны принял уже более четкую форму, с которой, собственно, вайшнавы сегодня и знакомы. Можно ли в него безоговорочно верить? Я верил. Но теперь уже не верю. И поражаюсь своей былой слепоте и доверчивости.

Причина 9. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме нет Церкви. В Церкви хранятся и живут все духовные богатства, которые были когда-либо переданы человечеству Богом. В Церкви присутствует Божественная Любовь в столь великой мере, что покрывает все наши пороки и несовершенства. Приобщаясь к Церкви, мы становимся частью Тела трансцендентного Бога, и нет на земле большего блаженства, чем переживание такого единения с любимым Господом. Таким образом, царство Божие, Его духовный мир, реализуется уже здесь, на земле, и человек - всегда слабый и несовершенный человек - приглашается и приобщается к божественной жизни уже здесь и сейчас. Церковь являет на земле Бога, будучи в некотором смысле Его всегда пребывающей с нами аватарой . Тот, кто однажды вкусил нектар сопричастия Церкви, не променяет его ни на что другое. Я был найден Церковью, спасен и очищен. Здесь я вижу Христа.

Причина 10. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме нет Христа. В данном случае я имею ввиду не только личную привязанность к Нему как к моему Учителю. Безусловно, такая привязанность и личные отношения дорогого стоят. Но и в вайшнавизме люди часто преданны и послушны своим учителям. Здесь же я хочу сказать о Христе, как о милостивом и любящем Боге, который пришел на землю 2000 лет назад и поныне пребывает с нами.

Все христианство зиждется на непосредственном общении с Богом-Христом, как Он сказал «се, Я с вами во все дни до скончания века». Христианство начинается со встречи со Христом и никогда уже не заканчивается. То, чем вайшнавизм обещает закончиться - встреча с Богом, в христианстве является всего лишь первым шагом, поскольку Сам Бог уже пришел к нам, спустился с небес и стал человеком, освободил нас из рабства греху и назвал Своими друзьями. Поэтому христиане не ищут Бога - Он найден с самого начала, но служат Ему, уже здесь и сейчас развивают личные с Ним отношения. Наша парадигма - не поиск, наша парадигма - исправление себя в соответствие с идеалами Иисуса. И, конечно, позитивное преданное служение Ему, вдохновленное Его присутствием, помощью и любовью. Наше служение - ответ на любовь Бога, а вовсе не попытка таковую призвать.

Бог любит нас, и нигде и ни в ком любовь Господа так ни проявляется так полно, как в Иисусе Христе - Его ипостаси, сделавшейся воспринимаемой человеческими чувствами.

В вайшнавизме же, несмотря на все заверения о «принятии Христа», о признании Его мировым гуру, Самого Иисуса не было и нет. Где нет Христа, там нет Бога. Именно поэтому я не вайшнав.

1. Вайшнавизм - течение в индуизме, почитающее верховным богом Вишну или Кришну.

2. Бхакта - то же, что верный; почитатель и поклонник того или иного божества.

3. Брахмачари - кришнаитский монах.

4. Брахман - индуистский священнослужитель, уполномоченный проповедовать, совершать жертвоприношения и служить в храмах.

5. Гуру - духовный учитель.

6. Харе Кришна мантра - основная молитва вайшнавов, состоящая из имен Кришны. Ее поют, повторяют на четках, на нее медитируют.

7. Мантра гайятри - особенная молитва, которую повторяют только мужчины-брахманы.

8. Шастры - санскритское название священных писаний.

9. Карма - последствия деятельности человека, определяющие его судьбу.

10. Термин встречается у Кришны Чайтаньи в Шикшаштаке.

11. Веды - наиболее древние писания индуизма, содержащие предписания поклонения различным богам, а также заклинания, магические ритуалы и славословия.

12. Упанишады - более поздние по сравнению с Ведами произведения. В них содержатся размышления о природе высшей Истины, о духовном мире и человеческой душе.

13. Пураны - самые поздние по времени написания индуистские тексты, представляющие собой эпические истории из жизни различных мудрецов, святых, богов. Также Пураны содержат наставления касательно поклонения богам и философские поучения. Вайшнавы признают правильными только три Пураны из 18-ти.

14. Самсара - круговорот повторяющихся рождений и смертей, в который, по учению вайшнавов, ввергаются непреданные Богу души.

15. Сампрадая - цепь преемственности, по которой от учителя к ученику передаются духовные знания и мантры.

16. Ачарья - букв. тот, кто учит собственным примером; авторитетный наставник в вайшнавизме.

17. Аватара - нисшествие Всевышнего на землю и воплощение в земном образе.

Михаил Шелудько

Вайшнавизм, представленный в древней ведической литературе, географически проявился в области, известной в наши дни как Индия. Ведическая литература утверждает, что знание о (временном творении), а также о духовных мирах зиждется на вечных принципах, т. е. не имеет ни начала, ни конца. Бренные миры также являются частью , но, поскольку они функционируют в качестве «временных проявлений духовной субстанции», они зовутся «материальными».

Поскольку Индия была той географической областью, где имели место быть сохранение традиции и практика учения, содержащегося в , то принято считать, что Веды «принадлежат» Индии. Однако нигде в Ведах не фигурируют такие термины, как «Индия» или «индуизм», поэтому считать, что Веды принадлежат определённой стране или религиозной группе значит противоречить самим Ведам.

Веды объясняют, каким образом происходит творение бренного или временного мира. Они описывают трёх главных существ, которые отвечают за временное творение, сохранение и уничтожение бренных миров. – это титул, данный возвышенному живому существу, которое заслужило право быть личностью, осуществляющей временное творение бренных миров. – вечное проявление Высшего Начала, которое постоянно соприкасается с сферой бренного мира, и которое в должный срок осуществляет его разрушение или временное уничтожение. Наконец, – тот, кто сохраняет всё бренное проявление и отождествляется с .

Термины «Вайшнава» и «Вайшнавизм» стали использоваться в узком, ограниченном смысле, которого они не заслуживают. Строго говоря, «Вайшнава» – это тот, кто выражает почтение «Вишну», что означает «Имманентное Начало, пронизывающее Собой мироздание».

«Вишну» – это «Пребыващий внутри Дух», Начало, сохраняющее космос. Это Начало лежит в основании всего сущего и направляет все происходящее в мире действия. То, что зовут Ноуменом или Сущностью, есть Вишну. Его также именуют Провидением. Он есть мудрый хранитель, который заботится об исправном функционировании и благоденствии всей вселенной.

Таким образом, все люди, верящие во Всеведущее, Вездесущее, Всемогущее Существо, в Котором всё пребывает, Которым всё сохраняется и для Которого всё предназначено, могут быть отнесены к разряду Вайшнавов. Вайшнавизм отводит всем подобным людям место в рамках процесса постепенной эволюции .

Какой здравомыслящий человек не усвоит этот рациональный взгляд на природу Бога? Какая философия, какая религия не примет фундаментальные принципы, которые одни могут разрешить великие вопросы и ?

Вайшнавизм включает четыре классические школы мысли (). Каждая из них обладает своей уникальной теологической идентичностью и сохраняет преемственность, идущую от ранней традиции. Хотя философские взгляды этих школ во многом отличаются, все эти сампрадайи считают, что Вишну или есть Верховная Личность Бога.

Период расцвета Вайшнавизма в Индии имел место быть с 12 по 16 столетие. В тот период жили многие великие цари-Вайшнавы и существовали многие Вайшнавские царства с развитыми социополитическими и образовательными институтами. Хотя Вайшнавизм приобрёл особую популярность в вышеуказанный период, его история (если исходить из письменных свидетельств) насчитывает несколько тысяч лет.

Все школы Вайшнавизма пропагандируют (единение с Высшим Началом в преданности Ему) согласно и . Их философские взгляды расходятся в том, как они представляют природу личности Бога и Его взаимоотношений с бренным миром и безграничным множеством индивидуальных душ; однако, даже если подобные различия существуют, они не должны рассматриваться как поверхностные интеллектуальные противоречия.

Скорее, эти различия суть проявления духовного разнообразия, в рамках которого люди, преданные живой традиции, связаны определёнными взаимоотношениями с Верховной Личностью. Они проявляют естественное и спонтанное желание утвердить свою или взаимоотношения в качестве высочайших; подобная позиция есть характерный симптом Бхакти. Тем не менее, свойственная им всем приверженность их возлюбленному Господу гораздо более существенна, нежели незначительные расхождения между ними.

Смотри также страницу в Wikipedia: Вайшнавизм

Основные положения Вайшнавизма

Что такое вайшнавизм? Можно ли познать Бога? Познание за гранью чувственного опыта. Почему и зачем вайшнавы ищут Бога? Какие отношения с Богом возможны? Что значит близкие отношения с Богом? Абсолютные качества Бога. К чему стремится человек в материальном мире? История о том как Александр познакомился с учением вайшнавов. Человек создан по образу Бога, но в чем отличия? Ахимса - принцип ненасилия. Пара слов о смерти. Что происходит после смерти? Реинкарнация. Милостивый ли Бог? Зачем Бог создал мир и человека? Из чего образуется тело? Сон подлинного Я. Нужны ли мы Богу?

Вайшнавы – хранители духовного сокровища

Вайшнавы начинают день в настроении служения Господу. Все существует в сознании. Необычайная красота Господа. Господь являет чудеса, чтобы прославить вайшнавов. Экадаши нужно проводить в служении. Постепенное накопление духовных заслуг. Богатство нищих. Что останется с нами после смерти? Следование Вайшнавам превыше следования заповедям. Внутренняя красота вайшнавов. Три великих лекарства. Преданность гопи Вриндавана. Молитва Рупы Госвами. Отсутствие вкуса к Сознанию Кришны. Бхакти доступно даже для животных. Вечные игры Кришны. Почему люди привлекаются разными религиями? Корыстное и бескорыстное поклонение. Проповедь мучеников за веру. Теоретическое и практическое принятие Бога. Необходимость самопосвящения. Самая великая разлука. Критерий оценки разных духовных традиций. Господь свободен от ложного эго. Писания предназначены для преданных Господа.

Многогранность учения вайшнавов

Что такое любовь? О многообразии течений Сознания Кришны. Почему Бхарати Махарадж не читает книги Шрилы Прабхупады? Как и чем могут отличаться души по духовному опыту? Можно ли служить непосредственно Кришне? Как формировалась парампара Бхактивинода Тхакура? Почему все имена учителей начинаются со слова «бхакти»? Что такое «индивидуальность» души? О милосердии Шри Чайтаньи Прабху и Нитьянанды Прабху. Две трактовки акармы. Кого при погребении не принято предавать огню? Как внешне проявляется счастье вайшнава? О высшей расе.

Сердце и ум

Почему «стремление к наслаждению низвергает нас вниз»? Что сильнее – оскверняющая сила греха или очищающая сила Святого Имени? Лучше быть материалистом, чем имперсоналистом-гьяни. Кшара и акшара. Как отличить ум от сердца? Мы зависим от гуру, вайшнавов, садху и шастр. Гьяна не способна породить бхакти. Пропуск в духовный мир. Оценка вайшнава. «У меня нет таких богатств, которыми Я смог бы отплатить тебе». Просто посмотрите на Кришну, и вы поймёте этот мир. Духовное сияние.

Концепция Махапрабху

Концепция Махабрабху. Подлинная жизнь – та жизнь, в которой мы связаны с Кришной. Кришна - Защитник и Хранитель. Оскорбляющий вайшнава принимает на себя эту скверну. Иллюзорность понятий хорошего и плохого. Все наши интересы за рамками этого мира. Различные подходы к проповеди, возможные конфликты. О терпении в проповеди. Конфликт – это не очень высокий уровень. Разрушение Божества Кришны возможно только с Его позволения. Сравнительный теизм Бхактивинода Тхакура. Бхагавад Гита приводит к преданности

Как лучше проповедовать?

Наш долг - делиться своим осознанием. Преданные Кришны подобны цветам. Пытайтесь передать другим то, что вы приняли в своём сердце. Когда человек освобождается от гун природы? Как избавиться от забывчивости. О проповеди вегетарианства. Женщина в шафрановых одеждах. «Я почувствовала, что я, наконец, нашла своего духовного отца». Секрет молодости. О добре и зле. Вайшнавизм и гаудия-вайшнавизм. Об индуизме.

О Сарасвати Тхакуре

Почему Сарасватми Тхакур никогда не ел манго? Новый взгляд на Шрилу Сарасвати Тхакура. Шрила Сарасвати Тхакур - божество Хари-киртана. Почему лекции Сарасвати Тхакура требовали наиболее интенсивного внимания? Борьба Сарасвати Тхакура с сахаджией. Проповедь Сарасвати Тхакура была революцией сознания. Высочайшая степень самоотдания и преданности. «Радостный стиль» поэзии Шридхара Махараджа. Божественное вдохновение на создание Гаудия Матха. Презентация книги «Поиск Шри Кришны - Прекрасной Реальности». Почему Сарасвати Тхакур ослабил принцип вайкунтха-вритти? Божественное руководство Сарасвати Тхакура. Бхагаван Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

Ключ к высшей реальности

Ключ к постижению божественной реальности. Деньги - это разновидность жизненной энергии. Цель вайшнавов - показать истинное величие любви и нежности. Сословия общества. Варнашрама. Дайва-варнашрама. Как научиться слушать Параматму? Высшая форма бахти. В чем состоит великая удача жить в обществе преданных? Правильное отношение к сбору пожертвований. Как отличить голос души от голоса ума? Как произошла революция в сознании студента-атеиста.

Первые семь лет развития – уровень муладхара чакры

Краткий обзор философии Чакравидьи. Кризис средних лет, по пятой чакре «Вишудхе». Здравый смысл и проповедь. Разум очень важен в Сознании Кришны. Запаздывание в развитии. Притча о Леонардо Да Винчи и фреске «Тайная вечеря». Помощь должна быть разумной. Профессионализм и профанация в проповеди. Тонкое и грубое тело связано посредством чакр. Ведические методы разрешения проблем в семье. Развитие по чакрам. Нужно ли преданным менять работу? Четыре типа личностей. Разный подход к выкапыванию ямы у четырех типов личности. Не важно что вы делаете, важно как вы к этому подходите. Этапы развития сознания по чакрам. Расписание деятельности чакр. Как сделать счастливыми других? Развитие преданного по чакрам: о чьем счастье он сейчас думает? Разумный подход решения проблем. Вопросы по таблице «Чакравидья». Два варианта развития после 49 лет. Быстрое развитие в сознании Кришны. Первые семь лет – уровень муладхара чакры. Страх – это признак майи. Первые семь лет Сознания Кришны. 8-год Сознания Кришны – проверка чувствами. Признаки кризиса в духовной организации. Быстрый способ определить свою доша-конституцию? Движение Сознания Кришны – движение вкуса. Кришна - Всепривлекающий. Садовники Бхакти. Обзор семинаров.

Высочайшее положение Шримати Радхарани

Кришна - единственная важная цель жизни. Каким должно быть отношение к Радхарани? Глупцы рвутся туда, где ангелы ступить не смеют. Смысл вайшнавского принципа «тринад апи суничена». Сладостный, привлекательный звук имени Кришны. Главный принцип духовной практики бхакти «Я для Него». История, связанная с Лордом Зэтлэндом. Наставления Махапрабху вайшнавам. Особая милость Вриндавана Даса Тхакура. История о Шринивас Ачарье и царе бандитов Бирхамбхире. Высочайшее положение Шримати Радхарани. Что важнее написание или распространение книг о бхакти?

Царство любви

Рупа Госвами - ачарья абхидеи. Богатство, которое дал нам Махапрабху. Ачар и прачар: проповедь и поведение проповедника. Беседа Шридхара Махараджа с учениками из ИСККОНа о публикации духовных книг. Как Шридхар Махарадж помог достичь компромиса ИСККОНу с Джи-Би-Си? Участие Шридхара Махараджа в судьбе санньяси из ИСККОНа - Джая Тиртхи Махараджа. Преданный - это солдат Кришны в борьбе с майей. Критерии выбора преемника в Ачарии. Последние наставления Шрила Сарасвати Тхакура перед уходом. Каково истинное видение ачарьи? Почему Сарасвати Тхакур считал, что «Во Вриндаване нет ни одного вайшнава»? Вашнав всегда выше брамина. Противоречия в философии сахаджиев. Брамин означает – тот, кто отстранен от мира грубой материи. Вайшнав – это всегда парамахамса. Как Бхактивинод Тхакур убедил проповедовать Сарасвати Тхакура. Специфическая природа Шрилы Сарасвати Тхакура.

Черно-белое мышление

Черно-белое мышление. Максимализм на первых этапах духовной практики. Признак двойственности. Выход только один, через любовь к Богу. Исключительная значимость выбранного пути. Насколько важна атмосфера выбранного пути? Что такое миссия? Секрет исполнения желаний. Проблема фанатизма в миссии. Наша задача - помогать. Ответы на вопросы. Меняются интересы -меняются друзья. Что-то желать - значит нести ответственность за это. Баланс между фанатичной духовностью и личностной духовностью.

Совершенный Гуру

Проповедь в Калькутте. Проповедь Бхактиведанты Свами Махараджа. Встреча с Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. Проповедь Гуру Махараджа. Возвращение Бхактиведанты Свами Махараджа из Америки. Предсказание Сарасвати Тхакура. Последние желания Бхактиведанты Свами Махараджа. Письма великих вайшнавов. Полная преданность Гуру. В чем состоит наш долг? История об одном преданном. Что есть сева? История о Шривасе Пандите.

Фундамент преданного служения

Правильное умонастроение преданного. Телескоп, позволяющий видеть Вайкунтху. Служение – это не бремя, это истинная помощь. Духовное знание не является предметом купли-продажи. Почему мы присоединились к Миссии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура? Прогресс подразумевает принятие и отвержение. Ниргуна - тончайшее и наиболее фундаментальное измерение бытия. Измерение, где единственный мотив – это любовь. Высочайший дар Бхагаватам. Абсолют приводит в гармонию противоположности. Нужно научиться жить.

Становление на духовный путь

Абсолютное проявление мужской и женской природы. Одновременное проявление мужской и женской природы в одном существе. О мужчинах Кали-юги. Женщины отличный от мужчин вид существ. Кто есть человек с точки зрения Вед? Что такое молитва в страхе? Почему не стоит стремиться угождать людям? Почему вайшнавы не проповедуют заповедь «возлюби ближнего»? Кому не стоит проповедовать и почему? Что такое плохое и хорошее? Какой правитель является «Террористом» для живых существ? По какому принципу распределяется карма, космос и хаос? Кто получает реакции от пищи? Хаос происходит по воле Бога. Служение хаосу создаёт карму. Что такое убийство, ахимса - ненасилие. О неизбежном. Для чего приходят трудности? Быть таким, каким человека хочет видеть Бог. Как не идти на поводу у материальных желаний? С чего начинается путь души к Богу? Можно ли молиться о благополучии своих близких? Почему люди перестают верить в сказку? Почему влечение к преданным может пререрасти в антипатию? Почему кажется, что пропала вера?

Мир сознания

Разное понимание свободы. Почему власть это несвобода? О дилемме Арджуны перед битвой на Курукшетре. Откуда у Брахмы возникли представления о материальном мире? Что мы называем «Божественными законами»? О законах в материальном мире. Какие виды отношений возможны с Вечным? О деятельности и карме. Для чего человеку нужен духовный учитель? К чему приводит процесс самоутверждения? О старении. О запрете на мясоедение. Деградация общества начинается с нарушения закона. Про смерть. Разум и чувства - плохое и хорошее. О неправильном поведении в разных обществах. О взаимности. Как выйти из состояния критицизма? Тот, кто больше бесконечности.

Три Плана бытия

Умонастроение вайшнавов. Положение учителя в вайшнавизме. Позитивное видение. Сознание раба Божьего. Этапы духовного прогресса. Поиск хороших качеств личности. Практика Сознания Кришны. Субъективная эволюция сознания. Религия «гуманизма». Ценность человеческой жизни. Различие понятий «сравнение» и «приравнивание». Уважение чужого поиска счастья. Спасет ли Красота мир? Эволюция взаимоотношений со Всевышним. Принцип прощения. Какова ценность жизни? Цена рассуждений или логики. Почему Бог прячется? Что нужно просить у Бога?

Что такое реальность?

Относительная и абсолютная реальность. Признаки иллюзии и истины. Стоит ли жить ради самой жизни? Важность общения с близкими по духу вайшнавами. Как отдаваться игре? Чем отличается игра от работы? Кришна - существительное, все остальное - прилагательные. Чем души занимаются в материальном мире? Обмен менее ценного на более ценное. Можно ли отдаться игре без Бога? Можно ли заключить идеал вайшнавизма в рамках атеизма и материализма? Можно ли изменить идею? Почему Всевышний не судья и не надзиратель? Лила Господа. Исполнитель и действующие лица. Документальный и художественный фильм жизни. Мысленное представление однажды прожитой жизни. Что такое сила сознания, чит-шакти? Материя не может существовать без сознания. Правда ли, что любое сознание ищет счастье? Никчемность материальных ценностей. Служение Харе Кришна мантре. Эффективность воспевания различных мантр. Какова задача маха-мантры?

Подлинная свобода

Описание Сатья Юги. Трета Юга. Двапара Юга. Кали Юга - век деградации и варварства. Преимущество Кали юги над другими югами. Величайший дар Махапрабху. Для чего нужны негативные обстоятельства? Как мы можем помочь страдающим людям? Материальный мир - мир страданий и боли. Истинная благотворительность. Определение мукти (освобождения) с точки зрения вайшнавов. Духовное богатство преданного. Единство - это высочайшая концепция. Все ли пути ведут к истине? Что значит подлинный вайшнав?

Вайшнавизм — это теистическое философско-религиозное учение, главная черта которого — почитание Вишну как Верховной Личности Бога. Термин "вайшнавизм " образован от слова вайшнавы (санскрит "принадлежащие Вишну ", "относящиеся к Вишну "). Это одно из самых распространенных направлений в индуизме , занимающее около 70%.

В вайшнавизме существует два направления, в одном из которых изначальной Верховной Личностью Бога считается Господь Вишну , в другом (бенгальский вайшнавизм ) — Господь Кришна .

Основоположником бенгальского вайшнавизма был величайший индийский религиозный проповедник и реформатор Шри Чайтанья Махапрабху (1486-1533 гг.), который провозглашал равенство всех людей перед Богом и считал, что универсальным духовным путем для всех людей, независимо от их вероисповедания, происхождения и национальности, является путь непрерывного любовного преданного служения Богу (бхакти-йога ).

Благодаря такому универсализму, а также простоте практики бхакти-йоги , вайшнавизм получил широкое распространение по всему миру.

В отличие от других религиозных течений, вайшнавизм делает акцент на практике преданного служения , показывая его преимущество и привлекательность по сравнению с освобождением (мокшей).

В основе данного учения лежат Итихасы (Махабхарата и Рамаяна ) и Пураны (Брахма -, Бхагавата -, Вишну -, Падма- и другие). Учение "Бхагават-Гиты " является частью Махабхараты , написанной мудрецом Вьясой около 5000 лет назад.

В вайшнавизме существует понятие сампрадаи . Это ветви, направления, по которым Господь Кришна (Господь Вишну ) передал знание о Боге, о духовном и материальном мире и законам материального мира. Далее эти знания передавались по цепи ученической преемственности (парампаре ), которая уделяла особое внимание тому, чтобы слова Бога передавались без искажений, и Его послание дошло до людей в своем первоначальном виде.

Всего существует четыре сампрадаи :

  1. Шри-сампрадая . Знание было передано Богине Лакшми. Основателем парампары является духовный учитель Рамануджачарья .
  2. Брахма-сампрадая . Знание было передано Господу Брахме. Основателем парампары является Мадхавачарья . Позднее получила своё дальнейшее развитие в философии ачинтья-бхеда-абхеда "непостижимое единство и различие", которую впервые изложил основоположник гаудия-вайшнавизма Чайтанья Махапрабху .
  3. Рудра-сампрадая . Знание было передано Господу Шиве. Основатель парампары — Валлабхачарья.
  4. Кумара-сампрадая . Знание было передано четырем Кумарам. Основатель парампары — Нимбаркачарья .

Гаудиа-вайшнавизм является более распространенным, особенно на Западе, благодаря А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупаде , который возродил и вдохнул новую жизнь в учение Шри Чайтанья Махапрабху . С 1965 года он начал свою проповедь в Америке и теперь данное направление вайшнавизма известно всему миру. В 1966 году в было зарегистрировано Международное Общество Сознания Кришна (ИСККОН ). В 1971 году данной практикой стали заниматься в России. Сейчас это общество действует более чем в 100 странах.