Домой / Утепления / Контрольная работа «Размножение и индивидуальное развитие организма. Контрольная работа «Размножение и индивидуальное развитие организма Общее понятие роста и развития

Контрольная работа «Размножение и индивидуальное развитие организма. Контрольная работа «Размножение и индивидуальное развитие организма Общее понятие роста и развития

Тест по биологии Деление клетки для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов в каждом по 9 заданий.

1 вариант

1. В основе роста и развития многоклеточного организма ле­жит важнейшее свойство клетки —

1) деление
2) выделение
3) движение
4) раздражимость

2. Митоз представляет собой процесс клеточного

1) деления
2) выделения
3) питания
4) дыхания

3. Важную роль в процессе деления клетки выполняет

1) хлоропласт
2) ядро
3) цитоплазма
4) вакуоль

4. В результате митоза из одной материнской клетки образуется дочерних клеток

1) одна
2) две
3) три
4) четыре

5. Образование четырёх клеток из одной материнской происходит в результате

1) раздражимости организма
2) движения организма
3) митотического деления
4) мейотического деления

6. Какой процесс изображён на рисунке?

1) питание растения
2) дыхание животного
3) деление клетки
4) выделение веществ

7.

А. В ходе митоза различают четыре последовательные фазы.
Б. Главную роль в делении клеток играет цитоплазма.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

8. Верны ли следующие утверждения?

А. Митоз завершается образованием четырёх дочерних клеток.
Б. В расхождении хромосом в ходе деления клетки прини­мают участие веретёна деления.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

9. Установите верную последовательность процессов, проис­ходящих в ходе митоза.

1) Хромосомы располагаются по экватору клетки.
2) Образуются ядерные оболочки, оформляются дочерние клетки.
3) Хромосомы становятся хорошо заметными, к ним при­крепляются нити веретена деления.
4) Дочерние хромосомы (хроматиды) расходятся к полю­сам клетки.

2 вариант

1. Замена и восстановление тканей и некоторых частей в мно­гоклеточном организме происходит благодаря

1) кристаллизации веществ
2) движению организма
3) раздражимости организма
4) делению клеток

2. Сущность процесса мейоза заключается в клеточном

1) выделении
2) питании
3) дыхании
4) делении

3. В ходе клеточного деления передачу наследственной информации осуществляет

1) хлоропласт
2) набор хромосом
3) плазматическая мембрана
4) вакуоль с клеточным соком

4. Образование из одной материнской клетки двух дочерних происходит в результате

1) раздражимости организма
2) движения организма
3) митотического деления
4) мейотического деления

5. В результате мейоза из одной материнской клетки образуется дочерних клеток

1) одна
2) две
3) три
4) четыре

6. На рисунке изображено деление клетки. Какие струк­туры обозначены вопроси­тельным знаком?

1) хромосомы
2) хлоропласты
3) цитоплазма
4) вакуоли

7. Верны ли следующие утверждения?

А. В результате митоза образуется две дочерние клетки, которые являются точной копией материнской клетки.
Б. Перед митозом в клетке происходит образование и запа­сание веществ и энергии.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

8. Верны ли следующие утверждения?

А. В ходе митоза нити веретена деления прикрепляются к хромосомам.
Б. В заключительной фазе митоза вокруг хромосом фор­мируется ядерная оболочка.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

9. Установите верную последовательность процессов, происходящих в ходе митоза.

1) К полюсам материнской клетки расходятся дочерние хромосомы (хроматиды).
2) Ядерная оболочка растворяется, к хромосомам прикре­пляются нити веретена деления.
3) Оформляются дочерние клетки с собственными ядрами.
4) Хромосомы располагаются на экваторе клетки.

Ответ на тест по биологии Деление клетки
1 вариант
1-1
2-1
3-2
4-2
5-4
6-3
7-1
8-2
9-3142
2 вариант
1-4
2-4
3-2
4-3
5-4
6-1
7-3
8-3
9-2413

11-й класс

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 120 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.

А1. В основе роста многоклеточных организмов лежат процессы деления клеток путем митоза, что позволяет рассматривать клетку как:

1) единицу развития организмов;
2) структурную единицу живого;
3) генетическую единицу живого;
4) функциональную единицу живого.

А2. Из указанного перечня элементов в клетке меньше всего содержится:

I) кислорода;
2) углерода;
3) водорода;
4) железа.

A3. Перемещение веществ в клетке обеспечивается наличием в ней:

1) крахмала;
2) воды;
3) ДНК;
4) глюкозы.

А4. Целлюлоза, входящая в состав растительной клетки, выполняет функцию:

1) запасающую;
2) каталитическую;
3) энергетическую;
4) структурную.

А5. Денатурация – это нарушение естественной структуры молекул:

1) полисахаридов;
2) белков;
3) липидов;
4) моносахаридов.

А6. Белки, вызывающие сокращение мышечных волокон, выполняют функцию:

1) структурную;
2) энергетическую;
3) двигательную;
4) каталитическую.

А7. Ген – это участок молекулы:

1) АТФ;
2) рибозы;
3) тРНК;
4) ДНК.

А8. Запасные питательные вещества в клетке накапливаются в:

1) цитоплазме и вакуолях;
2) ядре и ядрышках;
3) митохондриях и рибосомах;
4) лизосомах и хромосомах.

А9. Клеточная оболочка у растений в отличие от плазматической мембраны образована молекулами:

1) нуклеиновых кислот;
2) клетчатки;
3) белков и липидов;
4) хитиноподобного вещества.

А10. В формировании веретена деления в клетках эукариот принимает участие:

1) ядро;
2) клеточный центр;
3) цитоплазма;
4) комплекс Гольджи.

A11. О связи пластического и энергетического обмена свидетельствует использование в ходе пластического обмена синтезированных в результате энергетического обмена молекул:

1) АТФ;
2) белков;
3) липидов;
4) углеводов.

А12. В клетках анаэробов различают стадии энергетического обмена:

1) подготовительную и кислородную;
2) бескислородную и кислородную;
3) подготовительную и бескислородную;
4) подготовительную, бескислородную и кислородную.

А13. Процесс транскрипции осуществляется в:

1) ядре;
2) митохондриях;
3) цитоплазме;
4) лизосомах.

А14. В процессе фотосинтеза световая энергия используется для синтеза молекул:

1) липидов;
2) воды;
3) углекислого газа;
4) АТФ.

А15. Вирусы проявляют активность в:

1) почве;
2) клетках других организмов;
3) воде;
4) полости тела многоклеточных животных.

А16. Бактерии, в отличие от растений, животных и грибов, считаются наиболее древними организмами, так как:

1) у них нет оформленного ядра;
2) они не имеют рибосом;
3) они очень мелкие;
4) они передвигаются при помощи жгутиков.

А17. Половые клетки мыши содержат 20 хромосом, а соматические:

1) 60;
2) 15;
3) 40;
4) 10.

А18. Прямым делением клетки размножаются:

1) нитчатые водоросли;
2) шляпочные грибы;
3) цветковые растения;
4) бактерии.

А19. Восстановление диплоидного набора хромосом в зиготе происходит в результате:

1) оплодотворения;
2) мейоза;
3) кроссинговера;
4) митоза.

А20. Начальную стадию развития зародыша называют дроблением, так как в ее ходе:

1) клетки делятся, но не растут;
2) клетки делятся и растут;
3) образуется много гаплоидных клеток;
4) клетки делятся путем мейоза.

А21. Основу как полового, так и бесполого размножения организмов составляет процесс:

1) митоза;
2) дробления;
3) передачи генетической информации;
4) мейоза.

А22. Разные формы одного и того же гена, определяющие различное проявление одного и того же признака, например, высокий рост и низкий рост, называют:

1) аллелями;
2) гомозиготами;
3) гетерозиготами;
4) генотипом.

А23. Растение гороха с генотипом ааВВ (А – семена желтые, В – гладкие) имеет семена:

1) желтые морщинистые;
2) зеленые гладкие;
3) желтые гладкие;
4) зеленые морщинистые.

А24. В потомстве от первого поколения гибридов, в соответствии с законом расщепления, растения с желтыми семенами составляют от всего их числа:

1) 3/4;
2) 1/2;
3) 2/5;
4) 2/3.

А25. Пример наследственной изменчивости:

1) появление загара;
2) увеличение массы тела при обильном питании;
3) появление у сирени цветка с пятью лепестками;
4) появление седых волос от переживания.

А26. Мутации могут быть обусловлены:

1) новым сочетанием хромосом в результате слияния гамет;
2) перекрестом хромосом в ходе мейоза;
3) новыми сочетаниями генов при оплодотворении;
4) изменениями генов и хромосом.

А27. Н.И. Вавилов высказал мысль о том, что:

1) популяция, как «губка», насыщена рецессивными мутациями;
2) клетки всех организмов имеют ядро и органоиды;
3) генофонд диких видов богаче генофонда культурных пород и сортов;
4) естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

А28. В селекции для получения новых штаммов микроорганизмов используется метод:

1) экспериментального мутаганеза;
2) получения гетерозиса;
3) получения полиплоидов;
4) отдаленной гибридизации.

А29. Комбинативная изменчивость, в отличие от мутационной, обусловлена:

1) изменением числа хромосом;
2) изменением наборов хромосом;
3) изменениями генов;
4) новым сочетанием генов в генотипе дочернего организма.

А30. Алкоголь, употребляемый матерью, отрицательно влияет на развитие зародыша, так как вызывает мутации в:

1) соматических клетках;
2) клетках мозга;
3) половых клетках;
4) клетках крови.

A31. Экосистему, созданную человеком для выращивания культурных растений, называют:

1) биогеоценозом;
2) агроценозом;
3) биосферой;
4) опытной станцией.

А32. В большинстве экосистем первоначальным источником органического вещества и энергии являются:

1) животные;
2) грибы;
3) бактерии;
4) растения.

А33. Источником энергии для фотосинтеза у растений служит свет, который относят к факторам:

1) непериодическим;
2) антропогенным;
3) абиотическим;
4) ограничивающим.

А34. Сложную разветвленную систему пищевых связей между разными видами в экосистеме называют:

1) пищевой сетью;
2) пирамидой численности;
3) экологической пирамидой массы;
4) экологической пирамидой энергии.

А35. От соотношения рождаемости и смертности особей в популяциях зависит:

1) их связь с неживой природой;
2) их численность;
3) разнообразие популяций вида;
4) их связь с другими популяциями.

А36. Живые организмы за время существования биосферы многократно использовали одни и те же химические элементы благодаря:

1) синтезу веществ организмами;
2) расщеплению веществ организмами;
3) круговороту веществ;
4) постоянному поступлению веществ из Космоса.

А37. Небольшое число видов, короткие цепи питания в экосистеме – причина:

1) ее стабильности;
2) колебания численности популяций в ней;
3) саморегуляции;
4) ее нестабильности.

А38. По сравнению с агроценозом биогеоценоз характеризуется:

1) сбалансированным круговоротом веществ;
2) несбалансированным круговоротом веществ;
3) небольшим числом видов с высокой численностью;
4) короткими, несформированными цепями питания.

А39. Под влиянием антропогенного фактора с лица Земли исчез вид животного:

1) бурый медведь;
2) африканский слон;
3) северный олень;
4) тур.

А40. Структурно-функциональной единицей биосферы является:

1) тип животного;
2) биогеоценоз;
3) отдел растения;
4) царство.

А41. Причиной отрицательного воздействия человека на биосферу, проявляющейся в нарушении круговорота кислорода, является:

1) создание искусственных водоемов;
2) орошение земель;
3) сокращение площади лесов;
4) осушение болот.

А42. Производство продуктов питания с помощью биотехнологии наиболее эффективно, потому что этот способ:

1) не требует сложной технологии;
2) доступен каждому человеку;
3) не требует создания специальных условий;
4) не способствует сильному загрязнению окружающей среды.

А43. Все виды растений и животных и их природная среда охраняется в:

1) заповедниках;
2) заказниках;
3) биогеоценозах;
4) национальных парках.

А44. Из всех факторов эволюции направляющий характер носит:

1) наследственная изменчивость;
2) внутривидовая борьба;
3) естественный отбор;
4) межвидовая борьба.

А45. Генетическая неоднородность особей в популяциях увеличивается за счет:

1) естественного отбора;
2) комбинативной изменчивости;
3) приспособленности;
4) борьбы с неблагоприятными условиями.

А46. Ярусное расположение растений – это приспособленность их к жизни в биогеоценозе, которая сформировалась под воздействием:

1) модификационной изменчивости;
2) антропогенных факторов;
3) искусственного отбора;
4) движущих сил эволюции.

А47. К ароморфным изменениям, позволившим папоротникам освоить наземную среду обитания, относят:

1) появление корневой системы;
2) развитие стебля;
3) появление полового размножения;
4) размножение с помощью спор.

А48. Органы, хорошо развитые у ряда позвоночных животных и не функционирующие у человека, называются:

1) видоизмененными;
2) рудиментарными;
3) атавизмами;
4) адаптивными.

А49. На ранних этапах эволюции человека, в эпоху жизни питекантропов, главную роль играли факторы:

1) социальные;
2) преимущественно социальные;
3) биологические;
4) в равной мере биологические и социальные.

А50. При определении вида растений надо учитывать:

1) его роль в круговороте веществ, модификационную изменчивость;
2) только особенности строения и число хромосом;
3) экологические условия, в которых растение обитает, его связи в экосистеме;
4) его генотип, фенотип, процессы жизнедеятельности, ареал, среду обитания.

Часть В

Прочтите предложения и вставьте пропущенные слова.

В1. В митохондриях происходят процессы... органических веществ с участием ферментов.

В2. В процессе полового размножения животных участвуют мужские и женские гаметы, которые образуются в результате деления клеток путем...

В3. Пару генов, расположенных в гомологичных хромосомах и контролирующих формирование альтернативных признаков, называют...

В4. Возвращение в окружающую среду неорганических веществ, используемых растениями на синтез органических веществ, осуществляется организмами...

B5. В соответствии с биогенетическим законом каждая особь в процессе индивидуального развития повторяет историю развития своего...

Ответы

А1. 1. А2. 4. A3. 2. А4. 4. А5. 2. А6. 3. А7. 4. А8. 1. А9. 2. A10. 2. A11. 1. A12. 3. A13. 1. A14. 4. A15. 2. A16. 1. A17. 3. A18. 4. A19. 1. A20. 1. A21. 3. A22. 1. A23. 2. A24. 1. A25. 3. А26. 4. А27. 3. А28. 1. А29. 4. А30. 3. А31. 2. А32. 4. А33. 3. А34. 1. А35. 2. А36. 3. А37. 4. А38. 1. А39. 4. А40. 2. А41. 3. А42. 4. А43. 1. А44. 3. А45. 2. А46. 4. А47. 1. А48. 2. А49. 3. А50. 4. В1 – расщепления/окисления. В2 – мейоза. В3 – аллельными. В4 – редуцентами. В5 – вида.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Baon». Посетив сайт компании, расположенный по адресу http://www.baon.ru/dealer/index/franchising/, Вы узнаете все о том, как оформить франчайзинг верхней одежды . Давно мечтали открыть свой бизнес по продаже модной одежды? «Baon» предоставляет Вам эту возможность! Совместно со Сбербанком «Baon» предлагает воспользоваться удобным кредитом для начинающих предпринимателей – «Бизнес-Старт».

Биологический смысл жизни сводится к воспроизводству видов. Здесь размножение рассматривается как барьерный процесс, ведущий от взрослого организма к только что образовавшемуся. При этом только малая часть организмов способна размножаться почти сразу, как появилась сама. Это самые простые бактерии, которые способны делиться уже через 20 минут от начала жизни. Другим же, чтобы начать размножаться, нужно расти и развиваться.

Общее понятие роста и развития

Итак, живые существа заселяют планету и проживают на ней. Огромное их количество, не поддающееся счету, воспроизводится в течение суток, недель, месяцев и лет. Многим для размножения не нужно приобретать новых функций, то есть дополнительных к тем, которые они получили после своего появления. Но большинству других это необходимо. Им как раз и нужно вырасти, то есть увеличиться в размерах, и развиться, то есть приобрести новые функции.

Рост называется процессом увеличения морфологического размера организма. Только что образовавшееся живое существо должно вырасти, чтобы запустить свои процессы метаболизма на максимально активном уровне. И только с увеличением размера тела возможно появление новых структур, гарантирующих развитие некоторых функций. Потому рост организма и развитие организма - это связанные процессы, каждый из которых является следствием друг друга: рост обеспечивает развитие, а дальнейшее развитие увеличивает способность к росту.

Частное понимание развития

Рост и развитие организма связаны тем, что протекают параллельно друг другу. Ранее понимали, что существо должно сначала подрасти, а новые органы, гарантирующие появление новых функций, расположатся на якобы освобожденном месте во внутренней среде тела. Примерно 150 лет назад существовало мнение, что сначала происходит рост, затем развитие, затем снова рост и так далее по циклу. Сегодня понимание совершенно другое: понятие роста и развития организма обозначает процессы, которые пусть не тождественны, но протекают вместе.

Примечательно, что в биологии выделяется два вида роста: линейный и объемный. Линейным называется увеличение длины тела и его участков, а объемным - расширение полости тела. Развитие также имеет свою дифференцировку. Выделяют индивидуальное и видовое развитие. Индивидуальное подразумевает накопление определенных функций и навыков одним организмом вида. А видовое развитие - это совершенствование нового вида, способного, к примеру, чуть лучше адаптироваться к условиям проживания или заселить ранее необжитые зоны.

Соотношение роста и развития у одноклеточных организмов

Продолжительность жизни одноклеточных организмов составляет срок, который способна прожить клетка. У многоклеточных этот период значительно больше, и именно потому они развиваются активнее. Но одноклеточные (бактерии и протисты) являются чересчур изменчивыми существами. Они активно мутируют и могут обмениваться генетическим материалом с представителями различных штаммов вида. Потому процесс развития (в случае с обменом генами) не требует увеличения размеров бактериальной клетки, то есть ее роста.

Однако как только клетка получает новую наследственную информацию путем обмена плазмидами, требуется синтез белка. Наследственность есть информация о его первичной структуре. Именно эти вещества являются выражением наследственности, так как новый белок гарантирует новую функцию. Если функция ведет к увеличению жизнеспособности, то эта наследственная информация воспроизводится в дальнейших поколениях. Если же никакой ценности она не несет или вообще вредит, то клетки с такой информацией погибают, потому как являются менее жизнеспособными, чем прочие.

Биологическое значение роста человека

Любой более жизнеспособен, чем одноклеточный. Кроме того, у него гораздо больше функций, нежели у одной изолированной клетки. Потому рост организма и развитие организма - это понятия наиболее специфичные для многоклеточных. Поскольку для приобретения определенной функции требуется появление некой структуры, то процессы роста и развития максимально сбалансированы и являются взаимными "двигателями" друг друга.

Вся информация о способностях, до которых возможно развитие, заложена в геноме. В каждой клетке многоклеточного существа содержится одинаковый генетический набор. На ранних стадиях роста и развития одна клетка многократно делится. Таким образом происходит рост, то есть увеличение размеров, необходимое для развития (появления новых функций).

Рост и развитие многоклеточных разных классов

Как только организм человека появляется на свет, процессы роста и развития балансируются между собой до определенного периода. Он называется остановкой линейного роста. Размеры тела заложены в генном материале, как и цвет кожи и прочее. Это пример полигенного наследования, закономерности которого пока недостаточно изучены. Тем не менее нормальная физиология такова, что рост тела не может продолжаться бесконечно.

Однако это характерно в основном для млекопитающих, птиц, земноводных и некоторых рептилий. К примеру, крокодил способен расти всю жизнь, а его размеры тела ограничены лишь сроком жизни и некоторыми опасностями, которые могут поджидать его в ее течении. Растения и вовсе растут всю жизнь, хотя, разумеется, есть искусственно выращенные виды, у которых эта способность некоторым образом угнетается.

Особенности роста и развития в биологическом плане

Рост организма и развитие организма направлены на решение нескольких проблем, которые имеют отношение к фундаментальным свойствам всего живого. Во-первых, эти процессы нужны для реализации наследственного материала: организмы рождаются неполовозрелыми, растут, приобретают функцию размножения в течение жизни. Затем они дают потомство, а сам цикл воспроизведения повторяется.

Второй смысл роста и развития - это заселение новых территорий. Как бы не неприятно было это осознавать, но природой в каждом виде заложена склонность к экспансии, то есть заселению как можно большего количества территорий и зон. Это порождает конкуренцию, которая и является двигателем видового развития. Организм человека также постоянно конкурирует за свои территории обитания, хотя это сейчас не так заметно. В основном ему приходится бороться с естественными недостатками его тела и с мельчайшими возбудителями заболеваний.

Основы роста

Понятия "рост организма" и "развитие организма" можно рассматривать и намного глубже. Например, рост - это не только лишь увеличение размеров, но и умножение количества клеток. Каждое тело многоклеточного организма состоит из множества элементарных составляющих. И в биологии элементарными единицами живого являются клетки. И хотя вирусы не имеют клеток, но все равно считаются живыми, должна быть пересмотрена.

Пусть так, но клетка по-прежнему - наименьшая из всех сбалансированных систем, способных жить и функционировать. При этом увеличение размеров клетки и надклеточных структур, а также увеличение их числа является основой роста. Это относится как к линейному, так и к объемному росту. Развитие также зависит от их числа, потому как чем больше клеток, тем больше размер тела, значит, тем более просторные территории организм может заселить.

Социальное значение роста человека

Если рассматривать процессы роста и развития только лишь на примере человека, то здесь появляется некая парадоксальность. Рост важен, потому как физическое развитие человека является основным движущим фактором воспроизводства. Личности, физически неразвитые, зачастую не в состоянии дать жизнеспособное потомство. И это позитивный смысл эволюции, хотя, как факт, он негативно воспринимается обществом.

Именно наличие социума - это парадокс, потому как под защитой его даже физически неразвитый человек из-за завидных интеллектуальных способностей или прочих достижений способен вступить в брак и дать потомство. Разумеется, нормальная физиология не меняет своих принципов у людей, не имеющих заболеваний, но физически менее развитых, чем другие. Но очевидно, что размеры тела - это генетическая доминанта. Раз они меньше, значит, личность менее других способна приспосабливаться к меняющимся условиям обитания.

Развитие человека в социуме

Хотя человек приспособил условия обитания под себя, он все равно сталкивается с неблагоприятными факторами. Выживание в них - это вопрос приспособленности. Но здесь существует еще один биологический парадокс: сегодня человек выживает в обществе. Это конгломерат людей, который уравнивает шансы всех на выживание в определенных ситуациях.

Здесь также работают и биологические инстинкты сохранения вида, потому в самых ужасающих ситуациях мало кто из личностей заботится лишь о себе. Потому, раз нам выгодно пребывать в социуме, значит, развитие организма человека без него невозможно. Человеком даже разработан язык для коммуникаций в обществе, а потому одним из этапов личного и видового развития является его изучение.

С рождения человек не способен говорить: он лишь издает звуки, демонстрирующие его страх и раздражение. Затем, по мере развития и нахождения в языковой среде, он приспосабливается, говорит первое слово, потом вступает в полноценный речевой контакт с другими людьми. И это чрезвычайно важный период его развития, ведь без социума и без адаптации к проживанию в нем человек менее всего приспособлен к жизни в сложившихся условиях.

Периоды развития организма человека

Каждый организм, особенно многоклеточный, в своем развитии проходит ряд этапов. Их можно рассмотреть на примере человека. От момента зачатия и образования зиготы он проходит и фетогенеза. Весь процесс роста и развития от одноклеточной зиготы до организма занимает 9 месяцев. После рождения начинается первый этап жизни организма вне материнской утробы. Он называется который длится 10 дней. Следующий за ним - грудной возраст (от 10 дней до 12 месяцев).

После начинается раннее детство, которое длится до 3 лет, а от 4 до 7 лет начинается ранний детский период. С 8 до 12 лет у мальчиков, а у девочек до 11 лет длится период позднего (второго) детства. А с 11 лет до 15 у девочек и с 12 лет до 16 у мальчиков длится подростковый период. Юношами мальчики становятся с 17 лет и до 21 года, а девочки - с 16 до 20 лет. Это время, когда дети становятся взрослыми.

Подростковый и взрослый период

К слову, уже с называть наследников детьми неправильно. Они юноши, которые с 22 до 35 лет переживают первый зрелый возраст. Второй зрелый у мужчин начинается от 35 и заканчивается в 60 лет, а у женщин с 35 до 55 лет. А с 60 лет по 74 года начинается Возрастная физиология очень показательно отражает изменения, наступающие в теле человека с течением жизни, а вот болезнями и особенностями жизнедеятельности людей пожилого возраста занимается гериатрия.

Несмотря на медицинские мероприятия, смертность в этот период наиболее высокая. Поскольку физическое развитие человека здесь прекращается и стремится к инволюции, то телесных проблем становится все больше. Но развитие, то есть приобретение новых функций, практически не останавливается, если рассматривать в ментальном плане. В плане физиологии развитие, несомненно, тоже стремится к инволюции. Оно достигает максимума в период от 75 до 90 лет (старческий) и продолжается у долгожителей, преодолевших возрастной барьер в 90 лет.

Особенности роста и развития в периодах жизни

Возрастная физиология отражает особенности развития и роста в различные периоды жизни. Она акцентирует внимание на биохимических процессах и важных механизмах старения. К сожалению, пока нет возможности действенно повлиять на старение, поэтому люди до сих пор умирают из-за накопленных в течение жизни повреждений. Рост организма заканчивается уже после 30 лет, а, по данным многих физиологов, уже в 25 лет. Тогда же останавливается и физическое развитие, которое может вновь запускаться при усердной работе над собой. В разные периоды развития следует работать над собой, потому как это является наиболее действенным эволюционным механизмом. Ведь даже сильные генетические задатки не могут быть реализованы без тренировок и практики.


Основой любого роста является рост клеток. Рост клеток состоит из следующих последовательных процессов: деления, роста протоплазмы, роста растяжением и дифференцировки. Деление клеток и рост протоплазмы происходит в меристеме (эмбриональной зоне) и поэтому могут быть объединены под названием эмбриональный рост.

Эмбриональный рост начинается с деления эмбриональной (способной к делению) материнской клетки.

Рост протоплазмы – это увеличение количества протоплазмы в клетке, и таким образом, новообразование живой материи при небольшом увеличении объема. Рост протоплазмы состоит из процессов репликации ДНК и последовательности реакций: ДНК → РНК → фермент (белки) → продукт; процесс включает в себя транспирацию и многочисленные ферментативные реакции. В конусе нарастания рост протоплазмы одной клетки длится в среднем 15–20 час. По причине роста протоплазмы она вырастает приблизительно до размеров материнской клетки.

После окончания роста протоплазмы клетка может переходить к делению, и таким образом, оставаться эмбриональной или она может перейти в фазу растяжения для того, чтобы последовательно превратиться в клетку постоянной ткани. В том случае, если эмбриональная клетка вновь делится, период роста ее протоплазмы ограничен двумя митозами и называется интерфазой.

Рост растяжением представляет собой последующее увеличение объема клетки при сильном поступлении воды и образовании вакуолей, но при незначительном увеличении массы протоплазмы.

Рост клетки растяжением происходит очень быстро и включает несколько этапов. За 1 час клетка может увеличиваться в 2 раза. Кроме того, что идет быстрое поступление воды, происходит и новообразование специальных белков.

На первом этапе в клетке, способной к растяжению, происходит два процесса – замедление синтеза компонентов цитоплазмы и медленное образование компонентов клеточной оболочки. На этом этапе также увеличивается интенсивность дыхания, наблюдается активное новообразование фосфолипидов (для этапа характерно отсутствие вакуолей).

На втором этапе под воздействием ИУК происходит размягчение оболочек. Этот процесс связан с активацией деятельности ряда целлюлозо- и пекталитических ферментов, благодаря которым повышается эластичность клеточных оболочек. Одновременно в клетке происходит активное образование вакуолей, повышается активность гидролитических ферментов, вакуоли наполняются сахарами, аминокислотами и другими смотически активными соединениями. Таким образом, вода активно поступает в клетку в результате размягчения клеточной стенки, и формируется большая центральная вакуоль.

Второй этап растяжения клетки обусловлен рядом биохимических реакций, среди которых ведущую роль играет ИУК, запускающая выделение Н + -ионов из цитоплазмы (Н + -помпа). В итоге происходит подкисление клеточных стенок, в которых активируются ферменты типа кислых гидролаз и происходит разрыв кислотолабильных связей. В результате таких разрушений происходит два типа изменений в оболочке – образование просветов и сдвиги углеводных слоев, т. е. своеобразное растяжение углеводного матрикса.

Последний этап клеточного растяжения – остановка этого процесса. Почему клетка растягивается до определенных пределов? Существуют три гипотезы, каждая из которых с одинаковой вероятностью объясняет процесс растяжения.

1. Ауксин активирует не только разрыхление оболочки и разрыв ковалентных связей, но и активирует синтез элементов вторичной клеточной стенки; последняя тормозит растяжение клетки.

2. В клетке происходит синтез предшественников лигнина, которые участвуют в разрушении ауксина и торможении клеточного растяжения.

3. В клетке на последнем этапе растяжения синтезируется в большом количестве этилен – антагонист ауксина и ингибитор клеточного растяжения.

Растянутая клетка с большой центральной вакуолью переходит к следующему этапу жизнедеятельности – дифференцировке . Дифференцировкой называют превращение эмбриональной клетки в специализированную. После окончания роста растяжением отдельные клетки начинают развиваться разными путями. Первый шаг дифференцировки состоит из того, что в одной эмбриональной клетке начинается растяжение, тогда как в это время другая вновь делится, и остается эмбриональной.

Каждое состояние дифференцировки клетки как эмбриональной, так и специализированной характеризуется определенной генной моделью, которая вызывает эту дифференцировку через индукцию специфических ферментов. Дифференцировка – это, другими словами, появление качественных различий между клетками, тканями и органами в процессе развития.

Когда дифференцировку клеток изучают по морфологическим признакам, тогда говорят о структурной дифференцировке. Когда разговор идет о формировании в клетках отличий в составе белков-ферментов, в способности к синтезу запасных или других веществ и других биохимических изменениях, дифференцировку называют биохимической.

Дифференцировка клеток приводит к возникновению как специфической формы, так и специализации выполняемых функций. Различают и физиологическую дифференцировку. К явлениям физиологической дифференцировки относят формирование разницы между корнями и побегом, между вегетативными и репродуктивными фазами жизненного цикла.

Как правило, дифференцированные клетки объединены в ткани, т. е. образуют группы клеток, которые выполняют определенную физиологическую функцию и имеют схожее морфологическое строение, которое обеспечивает реализацию этой функции.

Нужно отметить, что существуют и разные классификации типов дифференцированных клеток, одну из них можно представить в следующем виде:

– паренхимные, которые характеризуются большими размерами, тонкими оболочками, содержанием хлоропластов или запасных веществ;

– проводящие и поддерживающие – все клетки этой группы вытянуты, часть из них сильно лигнифицирована, представлена трахеидами, сосудами и волокнами. Живое содержимое в них почти отсутствует;

– покровные – обычно находятся на поверхности и покрыты водонепроницаемыми веществами (воском, кутином, суберином). К ним относится эпидермис и перидерма;

– репродуктивные, образующиеся в определенные периоды жизненного цикла растений, из которых потом формируются гаметы, необходимые для полового размножения высших растений.

Очень важным вопросом клеточной дифференцировки является вопрос о механизмах, которые лежат в основе этого явления. Начальным этапом дифференцировки является образование физиологической оси с двумя полюсами. Дальнейшая дифференцировка многоклеточного организма определяется дифференцированной реализацией генетической информации во времени и пространстве, которая содержится в генотипе клетки.

Таким образом, в индукции дифференцировки первыми шагами служит возникновение полярности. Полярность индуцируется градиентом какого-либо фактора окружающей среды. Фактор может иметь физическую (свет, сила тяжести, электрическое поле, температура) или химическую (фитогормоны, ионы Са 2+ и др.) природу.

Возникшая полярная ось является необходимой предпосылкой для поддержания внутриклеточных градиентов.

В многоклеточном организме значительную роль в дифференцировке играет передача информации между клетками. У растений наиболее изучена гормональная передача информации и в значительно меньшей мере электрофизиологический способ передачи информации. Начавши дифференцироваться, клетки не только изменяются по своей структуре, но и занимают определенное место в ассоциации себе подобных, образуют протканевую структуру.

Соседство клеток одна с другой обеспечивает программу дифференцировки и рост клеточной ассоциации. Контакты растущих клеток в протканевых фрагментах происходят не только за счет поверхностных агентов, но и при участии внутриклеточных компонентов. Большую роль при этом, вероятно, играют микротрубочки, которые состоят из подобного актину белка тубулина.

Сформировав протканевую структуру, клетки начинают свое кооперативное движение: пласт клеток перемещается один относительно другого, образуя первичную ткань.

Дифференцировка клеток во вновь образованной ткани происходит в два этапа. Сначала формируется одна из специализированных клеток, затем возникают ей подобные. Большую роль в процессе тканевой дифференцировки играют фитогормоны.

В растущем органе, каким является, например лист, формирование тканей происходит неодновременно. Прежде всего, клеточное деление заканчивается в эпитеальной и проводящей тканях, затем наступает процесс активного клеточного растяжения и дифференцировки. После этого подобные процессы происходят в мезофилле листа.

Формирование органа, таким образом, происходит за счет последовательной дифференцировки отдельных тканей. Однако, конечный размер органа – это комплексный результат роста его отдельных тканей и клеток, т. е. размер и форма органа предопределяются в меристеме.

Будущая дифференцировка зависит от того, в какой части меристемы находится инициальная клетка. Так, когда меристематическая клетка локализована в органогенной зоне, то из нее образуется группа клеток, которая составляет лист, клетки субапикальной зоны формируют стебель и т. д.

Следовательно, уже в меристематической зоне происходит своеобразный процесс детерминации , в результате которого клеточная система выбирает один из многих возможных путей развития.

Если коротко отметить, то дифференцировка растительных клеток включает в себя индукцию полярности и дифференциальной активности генов, в результате которых клетка детерминируется и приобретает черты специализации. В качестве индукторов дифференцировки, как отмечалось, выступают как физические, так и химические факторы внутренней и внешней среды. Причем каждая клетка непрерывно получает информацию о своем окружении и развивается в соответствии с этой информацией.

Детерминация – это определение пути дифференцировки клетки. При детерминации делается выбор из большого количества потенций (генов, информации) в определенном направлении. Детерминация клетки может быть запрограммирована или возникает под воздействием разных внешних факторов: соседних клеток, гормонов и т. д.

Важную роль в детерминации будущей дифференцировки играет клеточное окружение. Пересадка одной клетки из группы эмбриональных клеток в область со специфическими функциями может полностью изменить будущую программу развития этих клеток. Особенно хорошо эти опыты удаются с зародышами насекомых. Так клетки будущего глаза превращаются в клетки крыла насекомых и т. д.

Растениям принадлежат интенсивные регенерирующие способности. Черенок в определенных условиях способен давать целое растение, но такой же регенерирующей способностью обладает лист (листовой черенок), и, наконец, часть клетки – протопласт. Проходя через ряд промежуточных фаз, протопласты становятся клетками, регенерируя оболочку.

Это связано с уникальной способностью растительной клетки – под влиянием воздействий реализовать принадлежащую ей тотипотентность и давать начало целому организму. Тотипотентной является любая клетка растения, так как она владеет полным генофондом, т. е. всеми возможностями будущего организма. Тотипотентные клетки – это генетически однородные клетки.

Далее следует отметить, что все органы растительного организма взаимосвязаны и влияют на рост друг друга. Влияние одних частей организма на скорость и характер роста других, часто на большие расстояния, называют корреляцией. Корреляция обуславливает упорядоченную взаимозависимость отдельных частей растения. Корреляции можно сравнить с отношениями между клетками, перенесенными на уровень тканей и органов.

Включая в себя дальний транспорт, корреляции связаны с действием гормонов (хотя не каждая корреляция имеет гормональный характер). Когда место образования гормона не совпадает с местом действия, то мы имеем дело с иным типом корреляции. В принципе ускорение роста в зоне растяжения колеоптиля ауксином, который поступает с его верхушки, является простейшим примером корреляции.

Только в редких случаях один гормон имеет решающее значение для корреляции, а чаще всего, необходимо количественное соотношение нескольких гормонов. В полярных, однонаправленных, воздействиях почти всегда участвуют полярно транспортируемый ауксин.

Имеет место как коррелятивная стимуляция так и коррелятивное торможение. В первом случае, растение с более мощной корневой системой благодаря большему поступлению питательных веществ имеет и лучший рост побегов; побег влияет на корень, поставляя ему ауксин, а корень действует на побег при помощи цитокининов и гиббереллинов. Во втором, размер плодов уменьшается с увеличением их количества; апикальное доминирование – верхушечный побег тормозит развитие боковых; удаление верхушечного побега приводит к развитию боковой почки, т. е. происходит разветвление стебля.