Домой / Стены / О чем произведение щелкунчик и мышиный король. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король. Гофман Э. сказка "Щелкунчик и мышиный король"

О чем произведение щелкунчик и мышиный король. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король. Гофман Э. сказка "Щелкунчик и мышиный король"

Предварительный просмотр:

Эрнст Те́одор Амаде́й Го́фман - немецкий писатель-романтик, композитор, художник и юрист. Первоначально Эрнст Теодор Вильгельм, но, как поклонник Вольфганга Амадея Моцарта, изменил имя в 1805 г.

Гофман родился в семье прусского адвоката Кристофа Людвига Гофмана (1736-1797). Когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Именно он воспитал в мальчике творческую личность и обратил внимание на его склонности к музыке и рисованию, хотя и настоял на том, чтобы Гофман получил юридическое образование и работал в юриспруденции для обеспечения приемлемого уровня жизни. Последующую жизнь Эрнст был благодарен ему, так как не всегда удавалось заработать на хлеб при помощи искусства, и бывало так, что приходилось голодать.

В 1813 году Гофман получил наследство, оно хоть и было небольшим, но всё же позволило ему стать на ноги. Как раз в то время, он уже получил работу в Берлине, которая пришлась как нельзя, кстати, ведь оставалось время для посвящения себя искусству. Именно тогда Гофман впервые задумался над сказочными идеями, витавшими в его голове.

Своё мировоззрение Гофман проводит в длинном ряде бесподобных в своём роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-весёлым и насмешливым. «Я похож на детей, родившихся в воскресенье: они видят то, что не видно другим людям». Сказки и новеллы Гофмана могли быть смешными и страшными, светлыми и зловещими, но фантастическое в них возникало неожиданно, из самых обыденных вещей, из самой жизни. В этом и был великий секрет, о котором первым догадался Гофман.

Ненависть ко всяким светским встречам и вечеринкам привели к тому, что Гофман стал пить в одиночестве и по ночам писать свои первые произведения, которые были настоль ужасны, что приводили в отчаяние его самого.

В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане; там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке; в России Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.

К огромному сожалению, Гофман окончательно извел свой организм нездоровым образом жизни и скончался в 46 лет, а сказки Гофмана, как он и мечтал, стали бессмертны.

Сказки Гофмана – это не совсем сказки, а скорее прозаические произведения мистического и романтического толка. Иногда в них встречаются фантастические элементы. А иногда готического романа.

Если бы нам захотелось как-то охарактеризовать в каком направлении писал Гофман, мы бы назвали его романтическим реалистом. Что самое важное в творчестве Гофмана? Одной линией через все его произведения проходит осознание глубокой разницы между реальностью и идеалом и понимание того, что оторваться от земли невозможно, как он сам это и говорил.

Вся жизнь Гофмана – это непрерывная борьба. За хлеб, за возможность творить, за уважение к себе и своим произведениям. Сказки Гофмана, читать которые советуется и детям и их родителям, покажут эту борьбу, силу принимать тяжелые решения и ещё большую силу не опускать руки в случае неудачи.

Первой сказкой Гофмана стала сказка Золотой горшок. Уже по ней стало ясно, что писатель из обыкновенной обыденной жизни способен создать сказочное чудо. Там и люди и предметы – настоящие волшебства. Как и все романтики того времени, Гофман увлекается всем мистическим, всем, что обычно случается по ночам. Одним из лучших произведений стал Песочный человек. В продолжение темы оживания механизмов автор создал настоящий шедевр - сказку Щелкунчик и мышиный король (некоторые источники называют её также Щелкунчик и крысиный король). Сказки Гофмана написаны для детей, но темы и проблемы, которые в них затрагиваются, не совсем детские.

«Щелкунчик и Мышиный Король» – одна из знаменитых волшебных историй, написанных Гофманом.

Сюжет сказки родился у него в общении с детьми его друга Хитцига. Он всегда был желанным гостем в этой семье, а дети ждали его восхитительных подарков, сказок, игрушек, которые он делал своими руками. Подобно умельцу-крестному Дроссельмейеру, Гофман смастерил для своих маленьких друзей искусный макет замка. Имена детей он запечатлел в «Щелкунчике». Мари Штальбаум – нежная девочка с отважным и любящим сердцем, сумевшая вернуть Щелкунчику его настоящий облик, – тезка дочери Хитцига, прожившей недолго. Зато ее брат Фриц, доблестный командир игрушечных солдатиков в сказке, вырос, стал архитектором, а затем даже занял пост президента Берлинской академии художеств.

"Щелкунчик и Мышиный король" представляет собой сказку в сказке, ведь здесь раскрывается и другая история - история семьи Штальбаумов. Эта сказка наполнена невероятным и незабываемым волшебством, которым читатель проникается буквально с первой страницы.

Удивительная рождественская сказка Т. Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" является самой по себе загадочной - то ли история с Щелкунчиком всего лишь приснилась маленькой Мари, то ли произошла на самом деле.

В истории Щелкунчика соприкасаются и взаимодействуют три различных мира – мир людей, мир мышей и мир кукол. События сказки происходят в особо предназначенное для этого время. Сказка начинается словами: «Двадцать четвертого декабря...». Сочельник, канун Рождества, ассоциируется со временем ожидания чуда в христианской традиции, а само Рождество – со временем совершения чуда. С первой же главы погружаешься в таинственный, загадочный, фантастический мир. Читаешь сказку, и воображение рисует рождественский стол, весь заставленный чудесными подарками, праздничную ёлку, маленькую девочку Мари, сказочное озеро с прекрасными лебедями. С тревогой листаешь страницы, на которых описывается битва Мышиного короля и Щелкунчика.

Главные герои произведения - Мари, Щелкунчик, Дроссельмейер и Мышиный король. Мари - маленькая девочка лет семи, смышлёная, добрая, смелая и решительная. Она - единственная, кто понимал и любил Щелкунчика, кто разглядел за неказистой внешностью честное и благородное сердце.

Описания внешности Мари в ходе сказки, почти до самого её конца, совсем не дается, ибо это неважно. Красота Мари и молодого Дроссельмейера – внутренняя, красота сердца, которая спасительна и способна творить чудеса. Щелкинчик же описан в тексте» Большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на Щелкунчике был узкий и смешной, торчал, будто деревянный, а на голове красовалась шапочка рудокопа». Но в Щелкунчике главное не его уродство,а внутренний мир и его душа.

Мари всячески помогает своему любимцу – ради друга она готова на все. Девочка бесстрашно вступает в сражение с мышиным королем, отдает ему все свои лакомства, лишь бы тот не трогал человечка: «Мари нисколько не жалела о сластях: в глубине души она радовалась, так как думала, что спасла Щелкунчика».

В «Щелкунчике» первая сюжетная линия строится вокруг Мари, её крёстного-советника Дроссельмейера и Щелкунчика, заколдованного молодого Дроссельмейера. Во второй сюжетной линии – сказке об орехе Кракатук – действуют принцесса Пирлипат, её отец-король (из-за которого завязывается вся история и который перекладывает её развитие на придворного чудодея Дроссельмейера), Дроссельмейер (вовлеченный в историю, занимающий далее позицию отца и, в свою очередь, вовлекающий в историю своего племянника, молодого Дроссельмейера из Нюрнберга) и молодой Дроссельмейер.

Есть в сказке Гофмана и волшебные предметы: туфелька Мари и сабля Щелкунчика. Гофман распоряжается ими по-своему. Героиня связана с волшебными предметами. В трагический момент боя Мари, чтобы спасти Щелкунчика, швыряет свою туфельку в самую гущу мышей, прямо в короля, и это решает исход боя. На вопрос Фрица, брата Мари, о том, почему у Щелкунчика, которого Дроссельмейер починил, нет сабли, он сердито проворчал: «Сабля Щелкунчика меня не касается. Я вылечил его – пусть сам раздобывает себе саблю где хочет». Щелкунчик попросит о сабле Мари, и она найдёт ему саблю, которой он затем и убьет Мышиного короля.

Гофман, как и его персонаж Дроссельмейер, явно наслаждался разговором о красоте мнимой и настоящей, о том, как сущая ерунда (как, например, брошенная в мышей туфелька) может иметь большие последствия, и о том, как совсем рядом сосуществуют и взаимо-пересекаются миры и времена. Соответственно этому в гофмановском тексте переплелись романтика и пародия, создавая историю, предназначенную для тех, у кого «есть глаза», и кто в состоянии увидеть «...всякие чудеса и диковинки».

Сказка заканчивается победой добра нал злом, надежды над безверием, терпения над равнодушием. В награду за все Мари не только становится другом Щелкунчика, но и в реальной жизни встречает племянника советника Дроссельмейера – свою любовь. Таким образом, Гофман говорит нам, что добро, терпение, забота, чуткость, храбрость, вера могут победить любое зло и сделать человека по-настоящему счастливым.

По мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Мариус Петипа создает либретто и хореографию, а П.И.Чайковский - музыку и в 1892 г. на сцене Мариинского театра появляется балет «Щелкунчик». Кажется, что сказка написана не просто словами, а в ней уже есть звук, ритм, мелодия. Гофман не писал ее как либретто балета, но выглядит она именно так. Есть и тайна, и любовь, и борьба добра и зла, и чудесный дивертисмент в конце. Музыка изначально живет в этой сказке и превращает ее в особенное волшебное произведение искусства. Эта сказка привлекла внимание, поскольку она стала культовым явлением и неизменным атрибутом зимних праздников в западной культуре ХХ века, в первую очередь благодаря одноименному балету П. И. Чайковского.


Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик». Многие из нас знакомы с этой сказкой с раннего детства, другие узнали о ней благодаря мультфильмам или посещению балета. Так или иначе, история принца, превращенного в игрушку, известна практически всем. Давайте же поговорим об этом произведении подробнее.

О произведении

Сказку-повесть «Щелкунчик» Гофман опубликовал в 1816 году в сборнике «Детские сказки». При создании произведения на писателя большое влияние оказали дети его друга, которые носили имена Мари и Фриц. Именно так Гофман назвал своих главных героев.

«Щелкунчик»: краткое содержание. Завязка

На дворе 25 декабря, дети Штальбаума, советника медицины, Мари и Фриц сидят в своей спальне и ждут подарков, которые стоят под елкой в гостиной. Девочка с нетерпением хочет узнать, что же в этом году придумает для нее крестный - он мастерил своими руками для Мари на каждое Рождество игрушку. Однако девочка понимает, что подарки родителей намного лучше, так как их не забирают сразу после праздника.

Под елкой дети находят множество подарков. Среди прочего Мари замечает игрушку, предназначенную для разгрызания орехов, которая была выполнена в виде щегольски одетого человека. В этот момент мы знакомимся с главным героем сказки «Щелкунчик». Краткое содержание, к сожалению, не может передать радость девочки при виде этой игрушки. Мари взяла его под свою опеку и давала разгрызать только самые мелкие орехи. Однако Фриц специально подбирал самые большие и твердые, что привело к повреждению игрушки. Тогда девочка спрятала Щелкунчика от Фрица и постоянно носила с собой.

Появление Мышиного короля

Продолжаем описывать краткое содержание «Щелкунчика». Однажды вечером Мари слишком долго играет в куклы. Ее брат уходит спать, девочка остается в комнате одна. Когда часы бьют полночь, в гостиной начинается приглушенное шуршание, отовсюду появляются мыши. Из-под пола выбирается огромная семиглавая мышь в коронах - Мышиный король. Мари в испуге прижимается к стене. На нее начинает наступать мышиное войско.

Мари разбивает дверцу шкафа, чем пугает грызунов. Но разбитый шкаф тут же начинает светиться. Игрушки оживают. Щелкунчик собирает войско и ведет его в бой с мышами.

Начинается сражение. Поначалу армия игрушек продвигается успешно вперед. Но постепенно мыши начинают одерживать победу. Игрушки несут большие потери, а их генералы отступают. Щелкунчик оказывается в лапах противника. Мышиный король бросается на него, но Мари, желая спасти любимую игрушку, кидает туфлей прямо в предводителя грызунов.

После этого девочка теряет сознание.

Сказка

Рассказывает историю о маленькой девочке произведение «Щелкунчик» (краткое содержание представлено в этой статье).

Итак, Мари приходит в сознание в своей постели. Рядом с ней находится доктор Вендельштерн. Появляется мама, которая ругает девочку за своеволие. Мари узнает, что ее нашли в крови посреди разбросанных игрушек, а в руке она сжимала Щелкунчика. Взрослые, услышав рассказ девочки о произошедшем ночью, подумали, что ей все привиделось.

Мари проводит несколько дней в постели. К девочке приходит крестный и приносит «вылеченного» Щелкунчика. Он просит Мари забыть про мышей и рассказать сказку.

«Щелкунчик и Мышиный король» имеет интересное строение. По сути, это сказка в сказке. Подобный прием свойственен только для литературного произведения и невозможен в народном творчестве.

Начинается история маленькой принцессы Пирлипат. В королевстве готовился праздник, но мыши залезли в кладовые и съели сало для колбас. Придворный часовщик Дроссельмейер поставил мышеловки, в которых погибло множество грызунов. Тогда Мышильда, мышиная королева, превратила принцессу в уродину. Тогда придворный звездочет высчитал, что вернуть красоту Пирлипат может только орех Кракатук, который сможет расколоть только один-единственный юноша.

Дроссельмейер вместе со звездочетом вскоре нашли орех. Но разгрызть его так и не удалось ни одному принцу. Тогда за дело взялся племянник Дроссельмейера. Юноша помог принцессе вернуть красоту, но окончанию обряда помешала Мышильда. Старая мышь умерла, но превратила юношу в Щелкунчика. Звездочет предсказал, что проклятие юноши окончится в тот момент, когда его полюбит красивая девушка, и он победит Мышиного короля.

Мучения Мари

Мари считает, что эта история произошла на самом деле. Теперь она понимает, почему Щелкунчик и Мышиный король должны были сразиться. К девочке приходит Мышиный король и начинает ее шантажировать, требуя сахарных куколок и марципаны. Тогда Фриц предлагает сестре одолжить на время кота у булочника, а отец просит просто расставить мышеловки.

Мышиный король снова мучает Мари. Он просит, чтобы она отдала ему красивое рождественское платье и книжку с картинками. Тогда девочка жалуется Щелкунчику - скоро ничего у нее не останется, и тогда ей придется отдать себя саму. После этого игрушка оживает и просит ни о чем не волноваться и достать для него саблю. Следующей ночью Щелкунчик вызывает Мышиного короля на бой, одерживает победу и приносит Мари его семь корон.

Развязка

Подходит к концу сказка «Щелкунчик». Главный герой в обличии куклы ведет Мари к платяному шкафу, откуда они попадают в волшебную страну. Щелкунчик приводит девочку к Розовому озеру и знакомит со своими прекрасными сестрами, которым она помогает толочь золотые орехи в ступке.

Мари просыпается, родители смеются над ее причудливыми снами. Как-то раз, разговаривая с крестным, девочка признается, что никогда бы не бросила Щелкунчика из-за уродства. После этих слов раздается треск. В испуге девочка падает со своего стула. Проклятие разрушается. Перед Мари появляется прекрасный юноша, который делает ей предложение, а через год они уезжают в Кукольное королевство.

Героиня сказки «Щелкунчик»

Мари - маленькая девочка, которая полна сострадания, доброты, решимости и смелости. Она единственная, кому удается разгадать истинную сущность Щелкунчика. Именно поэтому Мари берет игрушку под свою защиту. Искренние чувства девушки спасают главного героя.

Цель:

  • Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана,
  • Подготовить учащихся к восприятию главной идеи сказки: в жизни должно торжествовать добро, справедливость, верность, а зло должно быть наказано;
  • Закрепить представление о сказке как о сокровищнице мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки;
  • Пробудить интерес к созданию собственной сказки.

Задачи:

  • Образовательные:
    – развивать навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали;
    – активизировать образные средства языка (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения), словарь учащихся: лексику разнообразной тематики;
    – заложить основу умения сравнивать художественные произведения одного и того же жанра на разные темы;
    – формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.
  • Воспитательные:
    – подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;
    – развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
    – воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке;
    – продолжить формирование интереса к предмету.
  • Развивающие:
    – развивать творческое видение учащихся, воображение, память;
    – формировать умение грамотно работать с книгой.

Оборудование:

  • Гофман Э.Т.А. “Щелкунчик и мышиный король”. – В кн.: Гофман Э.Т.А. “Золотой горшок и другие истории”. М.: “Детская литература”, 1976, с.5-60;
  • Чайковский П.И. “Щелкунчик”, балет-феерия в 2-х действиях (грамзапись);
  • Акварельная копия автопортрета Гофмана;
  • “Обстановка” дома Штальбаумов (нарядная ёлка, подарки под ней, горящие свечи);
  • Карта Вообразилии.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Вводное слово учителя (сообщение цели, установка на восприятие).

Здравствуйте! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем не совсем обычном уроке, на котором нам предстоит… впрочем, раз он необычный, начнём с того, что на секундочку закроем глаза, мысленно перенесёмся в нашу полную чудес Вообразилию. Совершить путешествие в волшебный мир сказки нам поможет прекрасная музыка Петра Ильича Чайковского (начинает тихо звучать музыка). Её сладкие звуки на своих крыльях уносят нас далеко-далеко… (включить ёлку, выключить свет). Но скорее откройте глаза, сказка ведь уже началась, скорее открывайте их, чтобы встретиться с чудом.

– Ребята, вам известно что-нибудь о человеке по имени Эрнст Теодор Амадей Гофман?

– Это известнейший немецкий писатель и сказочник, живший более ста восьмидесяти лет назад.

Может быть, вы читали какие-нибудь произведения этого писателя?

– Признаться честно, я вам немного завидую, потому что ваша встреча с его незабываемыми сказками ещё впереди, потому что вам ещё только предстоит знакомство с его героями-чудаками, не понятыми окружающими, которые живут в придуманном им мире, выдумывают, творят чудеса. С такими героями мы встретимся в самой, на мой взгляд, доброй сказке Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”.

Приготовьтесь очень внимательно слушать и помните, что: “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”. Вот мы и попробуем понять намёк, который содержится в этой сказке.

3. Беседа по тексту.

– Кстати, какое сегодня число?

– Чем знаменателен этот день?

– Ночь с 24 на 25 декабря – Рождественская у католиков и по старому, дореволюционному, календарю.

– Известно, что именно под Рождество всегда случаются волшебные истории, творятся чудеса и совершается нечто такое… Хочу напомнить вам, что именно 24 декабря и происходят события в доме советника медицины Штальбаума, которые самым неожиданным образом изменили жизнь девочки Мари.

Перед вами лежат книги, раскрытые на самой первой странице сказки. Назовите героев 1-й главы.

– Отец Штальбаум, дети: Фриц и Мари, крёстный Дроссельмейер.

– Причём (обратите внимание) девочке только что минуло 7 лет. Видимо, Гофман не случайно указывает на эту деталь. Кого из героев автор описывает подробнее всех?

– Крёстного Дроссельмейера.

– Прочтите это описание. Привлекателен ли этот портрет?

– Почему же Дроссельмейера так любили и ценили взрослые и дети? Свои ответы прошу подтвердить текстом.

– У него добрая душа, любит приносить радость людям, он умел творить чудеса, необычный мастер.

– Что можно сказать о человеке, который об обычных часах может сказать, что они весело тик-такают, капризничают, звонят, поют?

– Этот человек – фантазёр, мечтатель, обладает богатым воображением, поэт, сказочник.

– Всё, что вы отметили, верно. Очень важно уметь за некрасивой внешностью разглядеть прекрасную душу и сердце. Нужны, особенно в наше сложное время, добрые, порой совсем не заметные люди, которые своими руками могут сделать чудо. А ведь и дети тоже слышали в тишине что-то такое, что не каждому дано расслышать. Что же они услышали?

– Звуки музыки.

– (Включить грамзапись). Нас тоже обнимает своими крыльями музыка Чайковского. Значит…

– Значит, и дети тоже могут разглядеть, услышать в обычном чудо, сказку. Теперь понятно, почему Фрицу не понравился искусно сделанный замок: если в обычном он мог видеть сказку, то в подаренном замке, где всё действует автоматически, он был просто разочарован.

– Почему дети не любят такие игрушки?

– В них нет жизни, они запрограммированы, они всё делают по строго установленному порядку.

– А какая игрушка больше всего заинтересовала Мари? Почему?

– Выразительное чтение или пересказ отрывка из главы “Любимец”.

– Почему Гофман показывает своего некрасивого героя после прекрасных подарков?

– Щелкунчик некрасив, на фоне ярких подарков он не может сразу броситься в глаза; сказочник хочет посмотреть, добрые ли у детей сердца, смогут ли они полюбить маленького уродца; крёстный тоже был некрасив, но дети сумели понять, что у него доброе сердце.

– Как Мари вела себя по отношению к Щелкунчику? А Фриц? Что случилось?

– Пересказ.

– Как Мари лечила Щелкунчика и заботилась о нём?

– Долго Мари устраивала Щелкунчика на ночлег, вплоть до того момента, когда часы начали бить полночь. 12 часов… да ещё в Рождественскую ночь… Самое время для чудес! Что же произошло?

– Чтение фрагмента из главы “Чудеса”.

– Что особенно поразило Мари?

– Страшный мышиный король.

– Нет, она совсем не боялась мышей, просто у него было 7 голов (снова число 7), а это уже по-настоящему страшно.

– Обратимся к главе “Битва”. Как ведут себя мыши, куклы? А Щелкунчик? Его резервы – пряничные человечки. Разве это армия? Кто спасает его?

– Ребята, представьте себе весь тот ужас, который могла испытать Мари, видя это сражение. Теперь понятен и её обморок, и её долгая болезнь.

Выздоравливающей Мари крёстный рассказывает “Сказку о твёрдом орехе”. В чём смысл этой сказки?

– Как вводится сказка о Кракатуке в текст истории семьи Штальбаум?

– Какие сказочные мотивы мы видим здесь?

– Праздник по случаю рождения красавицы-дочери; появление Мышильды и её окружения; угроза Мышильды; попытки короля перехитрить судьбу; месть Мышильды; поиски средств избавления принцессы от заклятия; спасение принцессы.

– Но какой ценой даётся спасение принцессы? Как поступает Пирлипат? Может ли так закончиться сказка? А как?

Много вопросов ставит перед читателями сказка Гофмана, о многом она заставляет размышлять. Если хотите узнать, как сложится судьба Щелкунчика дальше, прочитайте сказку до конца. Пока же можно твёрдо сказать одно: Рождественская ночь подарила Мари встречу с чудом, с прекрасной сказкой.

Хотелось бы, чтобы сегодняшняя сказочная ночь принесла чудо и вам.

(“С неба” (заранее привязанный к люстре ниткой) падает конверт).

4. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

– Ой, ребятки, до полуночи ещё далеко, но, по-моему, чудеса уже начали совершаться. Неизвестно откуда…с неба, что ли… упал конверт. Что в нём? Давайте посмотрим! О, это домашнее задание-сюрприз. (Дети, не глядя, вытаскивают из конверта карточки с заданиями).

Карточки № 1, 3, 5

  • Сделайте рисунок к сказке “Щелкунчик и мышиный король”.

Карточки № 2, 6

  • Чем либретто балета Чайковского “Щелкунчик” отличается от сказки Гофмана? (Либретто прилагается).

Карточки № 4, 7

  • Объясните, почему Гофман использует такую композицию: сказка в сказке?

Хочется закончить урок словами известного русского поэта Николая Гумилёва:

Милый ангел, приходи скорее,
Защити от крысы и помилуй.

Спасибо всем за работу

ВОЛШЕБСТВО РОЖДЕСТВЕНСКОЙ СКАЗКИ

Рождественская сказка – это всегда чудо, волшебство, магия, удивление, это множество радостных эмоций и сердечных обмираний!
Знаменитая сказочная повесть немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Щелкунчик" необыкновенно тонко и красочно передаёт атмосферу любимого праздника старой Европы – Рождества, когда сияет в гостиной пушистая ёлка, украшенная сотнями маленьких свечек, когда детям дарятся чудесные подарки, а на ветвях лесной красавицы развешиваются не только игрушки, но и сласти – обсахаренные орехи, пёстрые конфеты, золотые и серебряные яблоки. Разве не чудо? Все добрые люди и послушные дети любят этот праздник. Но есть в нашем мире, как и повсюду, злые силы, которые не признают веру, красоту, гармонию и доброту, пытаются разрушить идеальный, волшебный мир детских фантазий. Какая же сказка без борьбы добра и зла?
Есть в сказочной повести и заколдованный принц, и принцесса, на которую обрушились злые чары (почему и выросла она недоброй), и милая девочка, которой предстоит многое испытать и найти своё счастье. С самого начала очень обаятельным кажется читателю оживший смешной человечек Щелкунчик, который совершает подвиг за подвигом и становится настоящим героем. Но милее всех детскому сердцу – главная героиня – прелестная семилетняя Мари. Её доброта и самоотверженность творят настоящие чудеса. А вот её братец Фриц - совсем другой: он думает только о своих военных играх и развлечениях, он никого не может пожалеть и приласкать. Он ломает Щелкунчику три зуба, бьёт своих игрушечных лошадей и позволяет оловянным солдатикам убивать друг друга. Ну как тут не вспомнить современные компьютерные игры-стрелялки, в которых наши дети без жалости и сожалений «мочат» врагов или обдумывают агрессивно-военные планы и стратегии…
А вот Мари любит и жалеет своего игрушечного Щелкунчика, и он в награду открывает ей дорогу в сказочный мир.
Вообще, любая сказка, даже самая сусально-рождественская, была бы скучна, если бы на горизонте не появлялись коварные враги со злыми умыслами и кознями, и с ними, конечно же, нужно было бороться и обязательно побеждать. Вот и здесь возникли вдруг в богатом доме невесть откуда появившиеся несметные полчища противных, шуршащих и пищащих мышей под предводительством Мышиного короля о семи головах. Серое войско разворачивает нешуточные военные действия против игрушек. А ожившими куклами, вступившими в бой, командует отважный Щелкунчик. То ли снится всё это девочке, то ли вправду сказка посетила её дом, только и самой Мари приходится участвовать во всех удивительных событиях.
Мальчишек явно заинтригует описание битвы, кипящей в этом игрушечном мире, искусно сконструированном автором, а юным читательницам, наверняка, будет интересно узнать, как вели себя нарядные куклы при виде нешуточных баталий. А Щелкунчик в бою, конечно же, лучше всех, хоть и не одерживает победу…
Но главное-то заключается в том, что Мари проявила себя очень бесстрашной девочкой, готовой прийти на помощь другу и пожертвовать ради его спасения своими любимыми подарками, сладостями и даже своим здоровьем. Недаром дядя предупреждал её: «Много придётся тебе вытерпеть, если ты возьмёшь под свою защиту бедного уродца Щелкунчика… Ты одна можешь спасти его. Будь стойкой и преданной». Добрую, ласковую, нежную Мари в благодарность за её преданность и мужество ожидает достойная награда.
Вставная «Сказка о твёрдом орехе» как бы соединяет игрушечный мир с миром реальным. И вот Мари в сопровождении Щелкунчика переступает эту грань и попадает в чудесную страну фантазии, в кукольное царство, где её друг Щелкунчик является королём. О такой стране, наверняка, мечтают все маленькие дети. Здесь всё причудливо, нарядно, волшебно, всё сияет и искрится. Здесь текут лимонадные реки и цветёт на лугах миндаль в сахаре, в ветвях благоухают апельсины, а столица царства-государства носит имя Конфетенбург! Столько радостей и удовольствий сразу! Но автор всё время подчёркивает, что чудесная награда не даётся даром. Ведь надо было заслужить благосклонность и любовь правителя кукольного царства, проявив смелость, верность, доброту и великодушие. Идеальная страна счастья, где всем хорошо, доступна только идеальным героям.
Юный читатель, конечно же, понимает, что деревянный Щелкунчик заколдован злыми чарами и неминуемо превратится в прекрасного юношу, принца. Но герой и в смешном своём обличье ведёт себя как рыцарь без страха и упрёка: готов совершать подвиги ради прекрасной дамы. Мари это чувствует и говорит ему в ответ: «Рассчитывайте на мою помощь, когда она вам понадобится».
И, как в сказках многих народов мира, уродство героя исчезнет, если его полюбит прекрасная девушка (вспомним хотя бы «Аленький цветочек» Аксакова). Ведь в сознании любого народа испокон веков лелеется мысль о том, что истинная красота человека – не в наружности, а в его прекрасных внутренних качествах, в достойных делах и, конечно же, в способности к высокой, преданной любви – главном человеческом даре и вечном счастье!

Название произведения: Щелкунчик и мышиный король

Год написания: 1816

Жанр произведения: рассказ

Главные герои: Щелкунчик - заколдованный принц, Мари - девочка, которой крестный подарил Щелкунчика, Фриц - брат девочки, Дроссельмейер - крестный детей, мышиный король .

Погрузиться в волшебный мир детской фантазии поможет краткое содержание сказки «Щелкунчик и мышиный король» для читательского дневника, на основе которой был создан один из самый известных балетов и множество мультипликационных фильмов.

Сюжет

Мари и Фриц получают подарки в новогоднюю ночь. Среди них девочка замечает Щелкунчика, некрасивую куклу. Забавляясь с ним, Фриц ломает ему челюсть. Мари перевязывает кукле голову платком. Ночью она видит, как игрушки ведут бой с мышиным королем и его армией. Дроссельмейер рассказывает девочке сказку про принца Щелкунчика. Мари помогает ему победить в схватке с королем мышей. Утром она понимает, что видела сон. К ним домой приходит племянник Дроссельмейера - Щелкунчик - и просит руки Мари.

Вывод (моё мнение)

Внутренняя красота важнее внешней, и доброта делает человека красивым. Мари заметила некрасивую куклу среди прочих и испытала симпатию к заколдованному принцу из-за его доброй души. Любовь помогла ей быть храброй и решительной и не бояться мышиного короля. Благородство, искренность и смелость Мари позволили Щелкунчику влюбиться в нее и забрать в свое королевство кукол.