Домой / Кровля / Диагностика взаимоотношений в семье подростка. Специализированные психологические методики диагностики внутрисемейных отношений. I. Методики, предлагаемые ребенку могут включать в себя

Диагностика взаимоотношений в семье подростка. Специализированные психологические методики диагностики внутрисемейных отношений. I. Методики, предлагаемые ребенку могут включать в себя

Исходя из понимания семьи как системы, как поля взаимовлияний, можно утверждать, что любые изменения, происходящие в функционировании семьи, будут оказывать влияние на существование всех ее членов и, прежде всего, на

развитие ребенка. Дети остро реагируют на любые изменения в семье. Они осо­бенно сензитивны к оценке со стороны взрослых, их позиции по отношению к ним, к состояниям матери и отца и обычно быстро реагируют на изменения стереотипов повседневной жизни. Как правило, при переживании семьей кри­зиса развития, как нормативного, так и ненормативного, самыми уязвимыми членами семьи оказываются именно дети.

Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в ре­зультате длительных отлучек одного из них или их обоих, отсутствия тепла и заботы со стороны родителей, развода, отказа от ребенка, а также при наличии выраженного внутрисемейного конфликта, влияющего на характер детско-родительских отношений и пр. Таким образом, позитивное общение с родите­лями - важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

Исследование детско-родительских отношений свидится к решению двух основных задач, в соответствии с которыми осуществляется выбор методик (Марковская И. М., 2002):

1. Исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с точки зрения родителя.

Важнейшей сферой деятельности семейного психолога является работа с родителями, ибо взрослые, находящиеся рядом с ребенком, определяют фор­мирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития. Изучая межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» с точки зре­ния родителей, семейный психолог-практик обращает внимание на особен­ности семейного воспитания: отношение родителей к ребенку и жизни в се­мье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уро­вень родительской компетентности.

Эти аспекты взаимоотношений родителей и детей исследуются с помощью следующих методик:

□ методика измерения родительских установок и реакций (PART) (E. Ше-фер, Р. Белл; в адаптации Т. Н. Нещерет);

□ опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (В. В. Юстиц-кис, Э. Г. Эйдемиллер);

□ тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Сто-лин);

□ опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (вариант для взрослых) (И. М. Марковская).

2. Исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» глазами ребенка:

П проективный графический тест «Рисунок семьи»;

□ проективная методика Р. Жиля;

□ опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (вариант для детей) (И. М. Марковская);

□ опросник «Родителей оценивают дети» - модификация опросника «Ана­лиз семейных отношений» (АСВ), выполненная И. А. Фурмановым и А. А. Аладьиным.

4.5.1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)

Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эй-демиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2000) существует в двух вариантах - детском и подростковом.

Методика предназначена для изучения опыта родителей в воспитании ре­бенка (подростка) и поиска ошибок в родительском воспитании. Она позволя­ет диагностировать дисфункции в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи и в меха­низме ее интеграции.

По средствам диагностики детско-родительских отношений педагог может получить обширный материал для изучения и выстраивания своей дальнейшей работы как с детьми, так и с их родителями.

Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений он может получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель – ребенок» глазами родителя, другие – глазами ребенка.

Изучая межличностные отношения в системе «родитель–ребенок» глазами родителя, практический семейный психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания:

Родительские установки и реакции;

Отношение родителей к ребенку и жизни в семье;

Нарушения воспитательного процесса в семье;

Причины отклонений в семейном воспитании;

Типы воспитания;

Уровень родительской компетентности и т.п.

Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью специальных методик:

    Тест «Родительско-детские отношения» (PARI) (Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет).

Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше и Чехословакии. В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т.В. Нещерет (Приложение 1).

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 - оптимальный эмоциональный контакт, 2 - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 - излишняя концентрация на ребенке.

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

    Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин; Приложение 2).

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 5 шкал:

«Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

«Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.

«Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

«Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

«Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

    Методика «Стратегии семейного воспитания» (Приложение 3).

Исследование межличностных отношений в системе «родитель – ребенок» глазами ребенка возможно с помощью следующих методик:

    Графический тест «Рисунок семьи» (Приложение 4), который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.

Основные критерии оценки особенностей внутрисемейных отношений разработали Лосева В. К. Техника «Рисунка семьи» в отечественной психологии нашла применение и в клинических исследованиях А.И.Захаровым.

Методика «Рисунoк семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью, с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога и ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Особенно продуктивно применение методики «Рисунок семьи» в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

2) Методика идентификации детей с родителями А.И. Зарова (Приложение 5) .

Данный список диагностических методик для изучения детско-родительских отношений не является исчерпывающим.

2.1. Диагностика детско – родительских отношений в семье

Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье

1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.

2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.

3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.

Методику исследования составили две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.

При работе с детьми мы использовали следующие методы:

рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи” (Р. Бернс и С. Коуфман);

методика “Неоконченные предложения”.

Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о ребёнке и изучение родительских отношений с детьми. При работе с родителями нами были использованы следующие методы:

Анкетирование;

Тестирование: “Родительское отношение к детям” (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Исследование проводилось на базе ДОУ № 23 г. Майкопа. Нами было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.

Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали тест Р. Бернса и С. Коуфмана “Кинетический рисунок семьи”.

Цель: - исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка);

Выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.

Методика проведения:

Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты

Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.

Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:

1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.

2.Эмоциональное напряжение и дистанция.

3.Дискомфорт.

4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.

На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.

К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %).

В качестве примера разберём несколько рисунков. Настя С. помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.

На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно.

К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей (50 %). В качестве примера рассмотрим рисунок Артёма С. Ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.

К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей (20 %). Рассмотрим в качестве примера рисунок Игоря Р. Мальчик изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: пуки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.

После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов, ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений:

Физическое наказание;

Отсутствие общения с родителями;

Неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);

Общение с ребёнком на повышенных тонах.

Результаты теста представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1.


Условные обозначения:

Высокий уровень детско-родительских отношений (9 детей)

Средний уровень детско-родительских отношений (15 детей)

Низкий уровень детско-родительских отношений (6 детей)

По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.

Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.

В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей не устраивают взаимоотношения с родителями.

Методика “Неоконченные предложения”.

Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей.

Методика проведения:

Детям предлагается закончить ряд предложений без предварительного обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы первое, что придёт в голову (Приложение 1).

Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей (30 %).

Так, Света В. ответила: “Мой папа очень весёлый”, “Моя мама и я любим стряпать”; Серёжа А.: “Моя мама добрая”, “Мой папа и я играем в конструктор”; Стас В.: “Моя мама целует меня”.

Негативные отношения испытывают 6 детей (20 %).

Так, Вадим К. ответил: “Думаю, что моя мама редко обнимает меня; Игорь Р.:

“Моя мама ругается”; Артём А.: “Я чувствую себя счастливым, когда мой папа уезжает”.

В 50 % случаях дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в семье. Так, Аня С. пояснила: “Мой папа и я никогда не играем”, “Мы с мамой любим гулять”.

Хорошие взаимоотношения сложились в 9 семьях (30 %): Настя С., Денис П., Алёша К., Полина К., Света В., Серёжа А., Стас В., Катя П., Наташа Б.

Так, Денис П. сказал: “Когда уходят из дома мама и папа, я скучаю”; Катя П.: “Я играю дома с мамой и папой. Они меня любят”.

В 21 семье (70 %) детей не устраивают отношения с обоими родителями или с одним из них. Руслан М.: “Когда я шумно играю, папа кричит на меня”; Аня К.: “Меня мама часто наказывает за то, что я не играю с братиком”; Игорь Р.: “Когда уходят из дома мама и папа, я боюсь оставаться один”.

По результатам нашего исследования нами были выявлены причины, вызывающие тревожность у ребёнка:

Боязнь физического наказания;

Страх остаться дома одному;

Отсутствие родительской ласки;

Крики родителей за проступки.

Данные проявления наблюдались в ответах у 21 ребёнка (70 %). Из них у 15 (50 %) – наблюдалось наличие некоторых причин, вызывающих тревожность. У 6 детей (20 %) были отмечены все эти причины и лишь в 9 (30 %) случаях тревожность не наблюдалась.

По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих семьях дети испытывают тревожность в отношениях с родителями, между ними нет взаимопонимания.

Для обследования родителей была разработана анкета из 10 вопросов (Приложение № 1).

Цель: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании ребёнка шестилетнего возраста.

Методика проведения:

Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить уровень их знаний. Обработка результатов показала, что из 30 родителей только четверо (13 %) имеют достаточно полные знания о воспитании детей шестого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как надо правильно воспитывать ребёнка, что для этого нужно сделать, как строить отношения с ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение и поведение.

Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют ту или иную сторону в его воспитании.

У троих родителей (10 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его воспитании. А трое родителей (10 %) совсем отказались от ответов, что говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.

Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не обладают достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о формах, способах, методах воспитания.

Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

Цель: изучить выявление родительского отношения к детям.

Методика проведения:

Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.

Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.

На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу “симбиоз” и “маленький неудачник”. Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и “авторитарная гиперсоциализа-ция”. Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям: Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 10 семьях (33 %). К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %).Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в шести семьях (20 %).

По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей.

Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности.

Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас явились:

· детские отношения к родителям;

· знания родителей о воспитании ребенка;

· родительские отношения к детям.

Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.

Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.

Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.


Результаты обследований представлены в диаграмме 2.аграмма 2.

Условные обозначения:

Высокий уровень (9 детей)

Средний уровень (15 детей)

Низкий уровень (6 детей)

Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.

На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:

у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;

ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);

дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;

в семье – неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.

Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях, нами была составлена программа, направленная на их коррекцию.

Базовых качеств личности старших дошкольников с нарушениями слуха. 2. Экспериментальное исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в сравнительном аспекте с нормально слышащими детьми 2.1 Исследование стилей семейного воспитания С целью исследования стилей семейного...


Применение данных методик в работе с учащимися школы и при работе с учителями было достаточно диагностичным и конструктивным для последующей коррекционной работы. 3.2 Исследование влияния семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков Объектом исследования являются ученики 8 класса МОУ СОШ №1 с. Канглы Минераловодского района и их родители. В ходе диагностики было опрошено...

1. Методики исследования детско-родительских отношений

1.1 Методика «Цветовая социометрия»

Целью данной методики является исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.

Для проведения методики необходимо подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем порядке:

1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;

2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;

3-й: синий, белый, красный, белый, синий;

4-й: как второй;

5-й: как первый.

А также нужно подготовить цветные фишки красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов. Каждого - по 3.

Инструкция дается по ходу выполнения задания.

При проведении методики должны выполняться следующие требования:

Не все квадраты могут быть заполнены.

Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же
цветом могут быть обозначены несколько человек.

Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем
четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные
фишки размещаются на белых квадратах.

Во время работы испытуемого, исследователь должен вести протокол (см. Приложение 1)

Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»

В таблице (см. Приложение 2) рассматриваются следующие типы отношений:

1 - отношение ребенка к самому себе, самовосприятие;

2- явно предпочтительные, характеризующиеся согласованностью;

3- предпочтительные, но несколько противоречивые, нестабильные;

4- ребенок испытывает антипатию, конфликтные отношения.

1.2 Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия

Прежде чем перейти к исследованию особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия, Е. И. Захарова предлагает изучить содержание блоков.

В первый (воспринимающий) входят характеристики, отражающие особенности восприятия - распознавания эмоционального состояния партнера взаимодействия.

Характер реагирования родителя на то или иное состояние определяется его отношением к ребенку. Характеристики, раскрывающие это отношение, также могут быть объединены в самостоятельную группу и составить второй (отношенческий) содержательный блок.

Внешние особенности поведения ребенка и родителей - такие поведенческие проявления, являющиеся интегративными характеристиками эмоциональной стороны взаимодействия, - составляют третий содержательный блок.

Диагностический инструмент: опросник для родителей, позволяющий опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде (ОДРЭВ). Опросник содержит 66 утверждений, касающихся особенностей материнской чувствительности, отношений к ребенку и характера детско-родительского взаимодействия.

Протокол проведения и инструкцию (см. Приложение 3).

Вопросы (см. Приложение 4)

Интерпретация (см. Приложение 5).

1.3 Методика «Рисунок семьи»

Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.

Целью выявление особенностей внутрисемейных отношений.

На основе выполнения изображения, ответов на вопросы необходимо оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Для исследования необходимы: лист белой бумаги формата А4, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).

При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После того, как ребенок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задают следующие вопросы:

Скажи, кто тут нарисован?

1. Где они находятся?

2. Что они делают? Кто это придумал?

3. Им весело или скучно? Почему?

4. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

5. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что склонен делать не каждый ребенок. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:

Чувства к отдельным членам семьи;

Почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло);

Что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.) При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы, например:

Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?

Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?

Кого мама позовет идти с собой?

Схема обработки теста (см. Приложение 6).

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест и т.д.


1.4 Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 5 шкал:

1. «Принятие-отвержение».

2. «Кооперация».

5. «Маленький неудачник».

Текст опросника состоит из 61 утверждения, с которыми родитель может либо согласиться (поставить «верно» или «+»), либо не согласиться (поставить «неверно» или «-»).

Утверждения (см. Приложение 7)

Ключи к опроснику.

1. «Принятие-отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2. «Кооперация»: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

3. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов.

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

Отвержение;

Социальная желательность;

Симбиоз;

Гиперсоциализация;

Инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам=160

Таблица шкал (см. Приложение 8)

... : потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, гипопротекция. Глава 2. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и личностных качеств дошкольника 2.1. Методы и организация исследования В нашем исследовании мы использовали ряд психодиагностических методик: методику «Родительское...

Выше можно заключить, что как положительное, так и отрицательное влияние семьи на личность превышает влияние всех других факторов. 1.2 Влияние детско-родительских отношений на наличие у ребенка психосоматических заболеваний Появление термина "психосоматический", согласно литературе, относится к 1818 г. по Хайнроту, а термина "соматопсихический" - к 1822 г. - Якоби, но сами вопросы...

  • Владимирова И.А., Туманова Л.В. Защита семейных прав в Европейском Суде по правам человека (Документ)
  • Сценарии родительских собраний. Работа психолога с родителями в логике сопровождения (Документ)
  • Дипломная - Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте (Дипломная работа)
  • Лекция №10. Семьеведение. Схема психологического анализа семьи как системы (Лекция)
  • Методы диагностики мышления и внимания (Документ)
  • Лабораторная работа - Диагностика семейных отношений с помощью рисуночного теста Рисунок семьи (Лабораторная работа)
  • Скоркина Н.М. Методические разработки родительских собраний. 5-11 классы (Документ)
  • Захаров А.А. Велосипедный спорт (гонки на шоссе) (Документ)
  • n1.doc

    Комплект методик для диагностики семейных и детско-родительских отношений

    А. Опросники

    1. Детско-родительские отношения подростков.

    Б. Проективные методики

    1. Тест Рисунок семьи

    2.Семья Животных.

    3.Интервью Волшебный мир

    4.Завершение предложения Методика детская (Вариант В. Михала.)

    5.Метод незаконченные предложения (Сакс и Леви)

    6.Методика Рене жиля.

    II.Методики для диагностики родителей

    А.Тесты, Опрсоники

    1.Опросник «Сознательное родительство»

    2.Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР)

    3.Тест Родительского отношения (Варга, Столин)

    4.Методика PARI.

    5.Анализ семейных отношений (АСВ)

    Б. Проективные методики

    1.Модифицированная методика «Родительское сочинение» О. А. Карабановой

    III.Диагностика семейных отношений

    А. Тесты, Опросники:

    1.Опросник установок к сексу Айзенка.

    2.Тест на удовлетворенность браком

    3.Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии.

    4.Семейная срциограмма.

    Диагностика Детско-Родительских отношений.

    Диагностика детей и подростков

    МЕТОДИКА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» - РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА

    Назначение: Позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения подростка

    Инструкция:


    • 1 никогда ;

    • 2 редко ;

    • 3 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда ;

    • 4 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто ;

    • 5 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда .
    В вопросах №№ 109-116

    Необходимые замечания :


    • При групповом проведении опросника баллы ответов и слова пояснения (1 - никогда, … , 5 - всегда) лучше выписать на доске.

    • При групповом проведении опросника психолог говорит подросткам, что те, кто не живет с тем или иным родителем , могут не заполнять на него опросник.

    • Психологу нужно обратить внимание подростка на то, что вопросы 109 - 116 касаются не его личных пристрастий («мне нравится кататься на велосипеде»), а его отношений с родителем («мне нравится, когда она …» «мне нравится, что ею характер « и т.д.)

    • Иногда подросткам бывает грамматически сложно выбрать ответ. «Вот если «Я ни в чем не хочу изменять наши отношения» и я согласен, то это «всегда» или «никогда»?» Можно предложить следующий способ выбора верного ответа: подставляем ко всему вопросу фразу «так бывает всегда, никогда, иногда…» При такой формулировке вопроса проще понять грамматическую логику происходящего.

    • Заполнение опросника на двух родителей в среднем темпе занимает около 45-50 минут. Для младших подростков время немного увеличивается. При наличии ограничения по времени (например, проведение во время школьного урока) целесообразно ориентировать подростков во времени заполнения: «чтобы не спешить в конце урока сейчас надо заполнять примерно четвертую колонку», «по времени сейчас нужно переходить ко второму бланку».

    • Часть вопросов носит неконкретный характер (например, «по-разному реагирует на одни и те же события»). Периодически подростки просят прокомментировать какой-то вопрос («Например , ты принес из школы «двойку». Если она в хорошем настроении, то скажет: «Ничего, бывает», а если в плохом - будет ругаться. Событие одно и то же, а ведет она себя по-разному»). Перед проведением методики психологу стоит просмотреть вопросы и продумать возможные примеры-объяснения.
    Инструкция:

    «Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.

    Просим вас оценить, насколько поведение Ваших родителей соответствует приведенным описаниям. Для этого в качестве ответа поставьте на бланке для ответов рядом с номерами вопроса соответствующий балл.


    • 1 - если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда ;

    • 2 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко ;

    • 3 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда ;

    • 4 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто ;

    • 5 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда .
    В вопросах №№ 109-116 необходимо закончить фразы, для чего на бланке отведено особое место.

    Мы просим Вас оценить эти утверждения сначала в отношении матери, а потом, на другом бланке, в отношении отца».

    ОПРОСНИК ДРОП

    1. Приветлив (а) и доброжелателен(а) со мной.

    2. Понимает, какое у меня настроение.

    3. Если у него (нее) плохое настроение, мое тоже портится.

    4. Помогает мне, если я его прошу.

    5. При споре заставляет меня соглашаться с его (ее) доводами.

    6. Затевает ссоры по пустякам.

    7. Уважает мое мнение.

    8. Поручает мне ответственные дела.

    9. Знает о моих интересах и увлечениях.

    10. Проверяет, как я выполнил(а) поручение.

    11. Я должен получить разрешение на любое свое действие.

    12. Благодарит меня за помощь.

    13. Реагирует на одни и те же события по-разному, в зависимости от настроения.

    14. Сомневается в правильности своих действий и решений.

    15. Находит для меня время, если это мне нужно.

    16. Относится ко мне так, как будто я старше или младше, чем на самом деле.

    17. Обижается на мужа/жену, даже если проблема уже разрешена.

    18. Мне нравятся наши отношения.

    19. Я уверен(а), что он(а) любит меня.

    20. Угадывает мои желания.

    21. Если он(а) чем-то расстроена, я чувствую себя так, как будто это происходит со мной.

    22. У нас есть общие дела и интересы.

    23. Не выслушивает мое мнение при споре.

    24. Сердится и кричит.

    25. Позволяет мне самому решать, как проводить свое свободное время.

    26. Считает, что я должен(а) выполнять все его (ее) требования.

    27. Знает моих друзей.

    28. Проверяет мой школьный дневник.

    29. Требует моего подчинения во всем.

    30. Умеет проявлять свою благодарность.

    31. По-разному ведет себя в похожих ситуациях.

    32. Сменяет свою точку зрения, если я на этом настаиваю.

    33. Прислушивается к моим просьбам и пожеланиям.

    34. Ведет себя так, как будто совсем не понимает меня.

    35. Строит свои планы, независимые от планов мужа/жены.

    36. Я ни в чем не хочу изменять наши отношения.

    37. Я нравлюсь ему (ей) таким(ой), какой(ая) есть.

    38. Может развеселить меня, когда мне грустно.

    39. Мое отношение к делу зависит от того, как он(а) к нему относится.

    40. Выслушивает мои пожелания и предложения, когда мы делаем что-то вместе.

    41. При обсуждении проблемы навязывает готовое решение.

    42. Вовлекает в наш конфликт других членов семьи.

    43 Передает мне ответственность за то, что я делаю.

    44. Требует большего, чем я способен(а) сделать.

    45. Знает, где я провожу свободное время.

    46. Пристально следит за моими успехами и неудачами.

    47. Прерывает меня на полуслове.

    48. Обращает внимание на мои хорошие поступки.

    49. Тяжело заранее определить, как поступит в ответ на то или иное действие.

    50. Долго откладывает принятие решения, предоставляя событиям идти своим чередом.

    51. Заботится о том, чтобы у меня было все необходимое.

    52. Я не понимаю его слова и поступки.

    53. Ссорится с мужем/женой из-за мелочей.

    54. Когда я вырасту, я хотел(а) бы иметь такие же отношения со своим ребенком.

    55. Интересуется тем, что меня волнует.

    56. Умеет поддержать меня в трудную минуту.

    57. Дома я веду себя по-разному, в зависимости от того, какое у него (нее) настроение.

    58. Могу обратиться к нему (ней) за помощью.

    59. Учитывает мое мнение при принятии семейных решений

    60. При решении конфликта всегда старается быть победителем.

    61. Если я заработаю деньги, позволит мне самому ими распорядиться.

    62. Напоминает мне о моих обязанностях.

    63. Знает, на что я трачу свои деньги.

    64. Оценивает мои поступки как «плохие» и «хорошие».

    65. Требует отчета о том, где я был(а) и что делал(а).

    66. Наказывая, может применить силу.

    67. Его (ее) требования противоречат друг другу.

    68. Предпочитает, чтобы важные решения принимал кто-то другой.

    69. Покупает мне те вещи, о которых я прошу.

    70. Приписывает мне те чувства и мысли, которых у меня нет.

    71. Заботится о муже/жене.

    72. Я горжусь тем, какие у нас отношения.

    73. Рад(а) меня видеть.

    74. Сочувствует мне.

    75. Мы испытываем схожие чувства.

    76. Для меня важно его (ее) мнение по интересующей меня проблеме.

    77. Соглашается со мной не только на словах, но и на деле.

    78. При решении конфликта старается найти решение, которое устраивало бы обоих.

    79. Поддерживает мое стремление самому принять решение.

    80. Учит меня, как надо себя вести.

    81. Знает, во сколько я приду домой.

    82. Хочет знать, где я был(а) и что делал(а).

    83. Отвергает мои предложения без объяснения причин.

    84. Считает, что хорошие дела и так видно, а на проступки надо обратить внимание.

    85. Его (ее) легко переубедить.

    86. Советуется с кем-нибудь о том, как лучше поступить в той или иной ситуации.

    87. Охотно отвечает на мои вопросы.

    88. Неверно понимает причины моих поступков.

    89. Приходит на помощь мужу/жене, даже если это требует жертв.

    90. Наши с ним (ней) отношения лучше, чем в большинстве семей моих сверстников.

    91. Прощает мне мелкие проступки.

    92. С уважением относится к моим мыслям и чувствам.

    93. Я чувствую себя неуютно, если долго не вижу его (ее).

    94. Участвует в тех делах, которые придумываю я.

    95. При принятии решения у нас равные права.

    96. При решении конфликта уступает мне.

    97. Уважает мои решения.

    98. Обращает мое внимание на существующие правила.

    99. Знает о моих успехах и неудачах в школе.

    100. Если я задерживаюсь, проверяет, где я.

    101. Ведет себя так, как будто лучше меня знает, что мне нужно.

    102. Несправедливо меня наказывает.

    103. На его (ее) отношение ко мне влияют дела на работе.

    104. Боится дать мне неправильный совет.

    105. Выполняет свои обещания.

    106. Своими действиями или словами ставит меня в тупик.

    107. Прислушивается ко мнению мужа/жены в различных ситуациях.

    Закончите фразу:

    109. Мне нравится …

    110. Мне не нравится …

    111. Мне хотелось бы …

    112. Он(а) хочет видеть меня …

    113. Ему (ей) нравился во мне …

    114. Ему (ей) не нравится во мне …

    115. Он(а) гордится тем, что я …

    116. Он(а) терпеть не может …

    Обработка результатов опросника

    «Детско-родительские отношения подростков»

    Для удобства обработки и интерпретации результатов необходимо использование бланка ответов (образец см. ниже), в котором ответы на вопросы каждой шкалы расположены на отдельной строке. Для нахождения общего балла для большинства шкал нужно просто сложить все значения по строке.

    В четырех шкалах схема подсчета немного отличается:

    Шкала № 5, «Принятие решений» (начинается с вопроса № 5): в первых трех вопросах (№№ 5, 23, 41) значения заменяются: 1 на 5, 2 на 4, 4 на 2, 5 на 1. Общий балл вычисляется путем сложения новых значений и значений трех остальных вопросов.

    Шкала № 6, «Конфликтность» (начинается с вопроса № 6): общий балл вычисляется путем сложения значений трех первых вопросов. Остальные три вопроса описывают характер конфликтов и победителя в конфликте, их значения в общей сумме не учитывается.

    Шкала № 12, «Особенности оказания поощрений и наказаний» (начинается с вопроса № 12). Эта шкала состоит из двух подшкал: «Поощрения» (вопросы № 12, 30, 48) и «Наказания» (вопросы №№ 66, 84, 102). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы.

    Шкала № 17, «Отношения с супругом» (начинается с вопроса № 17). Эта шкала также состоит из двух подшкал: «Враждебность» (вопросы №№ 17, 35, 53) и «Доброжелательность» (вопросы №№ 71, 89, 107). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы.

    В шкале «Неадекватность образа ребенка» балл считается суммарно по всем вопросам. Помимо этого возможно проведение анализа ответов на отдельные вопросы с целью выявления зон неадекватности.

    Возрастные нормы

    В приведенных ниже таблицах представлены возрастные нормы значений по шкалам для старших подростков (14-16 лет). Данные собраны на выборке подростков города Москвы, общее количество испытуемых 130 человек.


    Шкала

    Мать

    Отец

    1. Принятие

    24-28

    22-27

    2. Эмпатия

    21-25

    19-24

    3.Эмоциональная дистанция (высокие значения соответствуют малой эм. дистанции)

    17-23

    18-22

    4. Сотрудничество

    22-27

    21-26

    5. Принятие решений (высокие значения соответствуют демократичной схеме, низкие – давлению со стороны родителя)

    18-22

    16-21

    6. Конфликтность

    6-9

    6-10

    7. Поощрение автономности

    21-26

    21-26

    8. Требовательность

    18-22

    17-22

    9. Мониторинг

    19-25

    15-21

    10. Контроль

    16-23

    12-19

    11. Авторитарность

    12-18

    11-18

    12. Оказание поощрений

    9-13

    9-12

    13. Реализация наказаний

    4-8

    4-9

    14. Непоследовательность родителя

    13-19

    13-19

    15. Неуверенность родителя

    12-17

    11-19

    16. Удовлетворение потребностей ребенка

    21-27

    19-23

    17. Неадекватность образа ребенка

    13-17

    14-19

    18. Враждебность по отношению к супругу

    5-9

    6-11

    19. Доброжелательность к супругу

    9-14

    9-13

    20 Удовлетворенность отношениями

    20-27

    18-26

    Бланк опросника ДРОП

    БЛАНК (МАТЬ/ОТЕЦ)

    Фамилия, Имя ___________________ Возраст _______ Пол _____

    Класс_________Школа____________Дата___________














    1

    19

    37

    55

    73

    91

    2

    20

    38

    56

    74

    92

    3

    21

    39

    57

    75

    93

    4

    22

    40

    58

    76

    94

    5

    23

    41

    59

    77

    95

    6

    24

    42

    60

    78

    96

    7

    25

    43

    61

    79

    97

    8

    26

    44

    62

    80

    98

    9

    27

    45

    63

    81

    99

    10

    28

    46

    64

    82

    100

    11

    29

    47

    65

    83

    101

    12

    30

    48

    66

    84

    102

    13

    31

    49

    67

    85

    103

    14

    32

    50

    68

    86

    104

    15

    33

    51

    69

    87

    105

    16

    34

    52

    70

    88

    106

    17

    35

    53

    71

    89

    107

    18

    36

    54

    72

    90

    108

    109.____________________________________________________

    110.____________________________________________________

    111.____________________________________________________

    112.____________________________________________________

    113.____________________________________________________

    114.____________________________________________________

    115.____________________________________________________

    116.____________________________________________________

    Тест “Рисунок семьи”

    Назначение : Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

    Описание теста

    Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

    Инструкция к тесту

    Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

    Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как "Кого надо рисовать, а кого не надо?", "Надо нарисовать всех?", "А дедушку рисовать надо?" и т.д., отвечать следует уклончиво, например: "Рисуй так, как тебе хочется".

    Пока ребенок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:

    Порядок заполнения свободного пространства.

    Порядок появления персонажей рисунка.

    Время начала и окончания работы.

    Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).

    Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей.

    Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

    По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка.

    После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования - беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения. Вот вопросы, которые следует задать:

    Чья семья изображена на рисунке, - семья ребенка, его друга или вымышленного лица?

    Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?

    Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?

    Кто в семье самый хороший и почему?

    Кто самый счастливый и почему?

    Кто самый грустный и почему?

    Кто больше всех нравится ребенку и почему?

    Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?

    Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

    Интерпретация результатов теста

    Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

    1. Оценка общей структуры

    Что мы видим на рисунке: действительно, семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Следует иметь в виду, что то или иное изображение семейной ситуации может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему.

    Если, например, члены семьи изображены держащимися за руки, то это может соответствовать реальной ситуации в семье, а может быть отражением желаемого.

    Если два человека изображены близко друг к другу, то, возможно, это отражение того, как ребенок воспринимает их взаимоотношения, но при этом оно не отвечает действительности.

    Если какой-то персонаж отдален от других фигур, это может говорить о "дистанции", которую ребенок замечает в жизни и выделяет ее.

    Помещая одного из членов семьи выше остальных, ребенок тем самым придает ему исключительный статус. Этот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье, даже если он рисует его самым маленьким по сравнению с размерами остальных.

    Ниже остальных ребенок склонен помещать того, чье влияние в семье минимально.

    Если ребенок выше всех помешает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными.

    2. Определение наиболее привлекательного персонажа

    Его можно выявить по следующим признакам:

    Он изображается первым и помещается на переднем плане;

    Он выше и крупнее остальных персонажей;

    Выполнен с большей любовью и тщательностью;

    Остальные персонажи сгруппированы вокруг, повернуты в его сторону, смотрят на него.

    Ребенок может выделить одного из членов семьи тем, что изображает его в какой-то особенной одежде, наделяет его какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя, таким образом, себя с этим персонажем.

    Размер того или иного члена семьи говорит о том значении, которое имеет этот персонаж для ребенка. Например, если бабушка нарисована большего размера, чем отец с матерью, то скорее всего в настоящее время отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане. Наоборот, наименее значимый персонаж на рисунке изображается самым маленьким, рисуется в последнюю очередь и помещается в стороне от остальных. С таким персонажем ребенок может обойтись более категорично: перечеркнуть несколькими штрихами или стереть резинкой.

    Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, которое испытывает ребенок по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии.

    Предпочтение того или иного родителя выражается в том, ближе к кому из родителей нарисовал себя ребенок, какое выражение лица прочитывается в фигурах родителей.

    Дистанция между членами семьи - один из основных факторов, отражающих предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции. Таким образом, наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребенка. Это же касается и других персонажей: те, кого ребенок помешает на рисунке рядом, близки, по его мнению, и в жизни.

    3. Ребенок о себе

    Если ребенок больше всех выделяет на рисунке свою фигуру, рисует себя более тщательно, прорисовывая все детали, изображая более ярко, так что бросается в глаза, а остальные фигуры составляют просто фон, то тем самым он выражает важность собственной личности. Он считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье, самым значимым, уникальным. Подобное ощущение возникает на основе родительского отношения к ребенку. Стремясь воплотить в ребенке все то, чего не смогли добиться сами, дать ему все, чего были лишены, родители признают его приоритет, первостепенность его желаний и интересов и свою вспомогательную, второстепенную роль.

    Маленькая, слабая фигурка, изображенная в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.

    Ребенок может нарисовать себя вблизи родителей, оттеснив остальных членов семьи. Таким образом, он подчеркивает свой исключительный статус среди других детей.

    Если ребенок рисует себя рядом с отцом и при этом преувеличивает размеры собственной фигуры, то, вероятно, это указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец.

    4. Дополнительные персонажи

    Рисуя семью, ребенок может добавить людей, не относящихся к семейному кругу, или животных. Такое поведение трактуется как попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей и т.д. Так, например, мальчик, будучи единственным ребенком в семье, может включить в свой рисунок двоюродных сестер или братьев, самых дальних родственников и разных животных - кошек, собак и прочих, выражая тем самым недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.

    На рисунке могут присутствовать и вымышленные персонажи, которые также символизируют неудовлетворенные потребности ребенка. Не получив их удовлетворения в реальной жизни, ребенок удовлетворяет эти потребности в своей фантазии, в воображаемых отношениях. В таком случае вам следует попросить ребенка рассказать побольше об этом персонаже. В его ответах вы найдете то, чего ему не хватает в действительности.

    Ребенок может изобразить вблизи одного из членов семьи домашнее животное, в действительности отсутствующее. Это может говорить о потребности ребенка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека.

    5. Родительская пара

    Обычно родители изображаются вместе, отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Как уже отмечено, следует учитывать, что рисунок не всегда отражает действительность, иногда это лишь отражение желаемого. Ребенок, который воспитывается одним из родителей, может тем не менее изобразить их обоих, выражая тем самым свое желание того, чтобы их союз восстановился.

    Если же ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался.

    Один из родителей может оказаться на рисунке в изолированном положении. Если фигура родителя одного с ребенком пола изображена в стороне от остальных, то это можно интерпретировать как желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребенка до достижения им полового созревания (в среднем 12 лет).

    Тот случай, когда фигура ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга, может, по-видимому, рассматриваться как незначительное нарушение естественного порядка взаимоотношений с родителем другого пола.

    Если на рисунке родители контактируют друг с другом, например держатся за руки, то, значит, в жизни между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если контакта на рисунке нет, то скорее всего его нет и в реальности.

    Иногда ребенок, игнорируя реальную ситуацию, изображает одного из родителей неестественно большого размера, часто это касается материнской фигуры. Это говорит о том, что в его глазах этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, враждебного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, не учитывая их реальных физических размеров. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властное, диктаторское отношение.

    Противоположным образом родитель, которого ребенок не воспринимает всерьез, игнорирует, не уважает, изображается небольшим по размерам, с маленькими руками или вообще без них.

    6. Идентификация

    В рисунке семьи имеет место и такой показательный фактор, как идентификация. Ребенок легко отождествляет себя с тем или иным персонажем своего рисунка. Он может отождествлять себя с отцом, матерью, сиблингом.

    Идентификация с родителем своего пола соответствует нормальному положению вещей. Она отражает его желание иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола.

    Идентификация со старшим сиблингом, независимо от пола, также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте.

    Иногда ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи. В чем выражается идентификация? Фигура, с которой идентифицирует себя ребенок, изображается наиболее привлекательной, законченной; ей уделяется больше времени. Кроме того, предостаточно информации об этом обычно дают результаты беседы. В беседе, на которую следует полагаться более всего, часто открываются совершенно противоположные вещи. Оказывается, что ребенок может идентифицировать себя с самым невзрачным персонажем на рисунке, который имеет нечеткие очертания, помещается в стороне от всех остальных и т.д. Такой случай говорит о том, что ребенок испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.

    7. Отказ от изображения того или иного члена семьи

    Если ребенок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи, то, вероятно, он испытывает чувство одиночества и изолированности.

    Если же ребенок вообще отсутствует на рисунке, то речь может идти о том же самом, но в гораздо более сильном проявлении. Такие переживания, как чувство неполноценности или ощущение отсутствия общности, отчужденность, также заставляют ребенка исключать себя из рисунка семьи. Подобные примеры часто можно наблюдать в рисунках семьи, выполненных приемными детьми. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнения с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют формированию заниженного самоуважения и подавлению в ребенке мотивации к достижениям. В более мягкой форме это проявляется, когда ребенок рисует себя в последнюю очередь.

    Частое явление в детских рисунках - отказ рисовать младшего сиблинга. Объяснения, такие, как "Брата я забыл нарисовать" или "Для младшего брата места не хватило" не должны вводить вас в заблуждение. Ничего случайного в рисунке семьи нет. Все имеет свое значение, выражает те или иные чувства и переживания ребенка по отношению к близким ему людям.

    Довольно распространена ситуация, когда ребенок постарше ревнует родителей к младшему ребенку, поскольку тому достается большая часть любви и внимания родителей. Поскольку в реальности он сдерживает проявление чувства недовольства и агрессии, в рисунке семьи эти чувства находят свой выход. Младший сиблинг просто не изображается на рисунке. Отрицая его существование, ребенок снимает существующую проблему.

    Может иметь место и другая реакция: ребенок может изобразить на рисунке младшего сиблинга, но исключить самого себя из состава семьи, таким образом идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Отсутствие на рисунке взрослых может свидетельствовать о негативном отношении ребенка к этому человеку, отсутствии какой-либо эмоциональной связи с ним.