Домой / Утепления / Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы). Учет поступления материальных запасов Что относится к стройматериалам 105.34

Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы). Учет поступления материальных запасов Что относится к стройматериалам 105.34

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 8

БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ

Как известно, приобретение материальных запасов бюджетными учреждениями может осуществляться за счет бюджетных и внебюджетных средств. При этом в зависимости от источника финансирования применяются как бюджетный, так и налоговый учет материальных запасов. Бюджетный учет осуществляется на основании Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н), налоговый - на основании Налогового кодекса. Объекты материальных запасов являются неотъемлемой частью финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, в том числе и силовых ведомств.

В целях сокращения времени бухгалтеров, отводимого на изучение нормативных материалов, разберем в статье основные вопросы организации бюджетного учета материальных запасов и операций, связанных с их использованием.

Перечень объектов, относимых к материальным запасам, приведен в п. 51 Инструкции N 148н. При этом стоит отметить, что по сравнению с перечнем, представленным в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция N 25н), новый перечень более масштабный за счет детализации предметов, используемых в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящихся к основным средствам в соответствии с ОКОФ. К таким предметам отнесены:

Орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и прочие) независимо от их стоимости и срока службы;

Бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и прочее) независимо от их стоимости;

Специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа) независимо от их стоимости; сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства - изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п. независимо от их стоимости и срока службы;

Специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;

Форменная одежда, вещевое имущество, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;

Временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на стоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;

Тара для хранения товарно-материальных ценностей;

Предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;

Молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, подопытные животные;

Многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.

Кроме того, как и ранее, в Инструкции N 25н к материальным запасам относятся также:

Предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;

Готовая продукция.

В соответствии с п. 50 Инструкции N 148н учет материальных запасов ведется на счете 105 00 000 "Материальные запасы" в разрезе счетов:

105 01 000 "Медикаменты и перевязочные средства";

105 02 000 "Продукты питания":

105 03 000 "Горюче-смазочные материалы";

105 04 000 "Строительные материалы";

105 05 000 "Мягкий инвентарь";

105 06 000 "Прочие материальные запасы";

105 07 000 "Готовая продукция".

Принятие материальных запасов к учету

Как и ранее, материальные запасы принимаются к бюджетному учету по фактической стоимости с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).

При этом фактическая стоимость отлична от условий приобретения материальных запасов. Так, если материальные запасы приобретаются за плату, фактической стоимостью признаются суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей; таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора; суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку (транспортные услуги) материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки; суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием), и иные платежи (п. 52 Инструкции N 148н).

Если оплата осуществляется в валюте РФ в сумме, эквивалентной иностранной валюте, то фактическая стоимость определяется с учетом суммовой разницы, под которой понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте, кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бюджетному учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

Никто не запрещает учреждению изготавливать материальные запасы самому. В таком случае фактическая стоимость будет определена исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.

В случае получения бюджетным учреждением материальных запасов в виде дарения, излишков при инвентаризации фактическая стоимость будет определяться исходя из рыночных цен на дату принятия к бюджетному учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Фактическая стоимость материальных запасов при их приобретении, изготовлении хозяйственным способом, безвозмездном получении в рамках нескольких договоров формируется на счете 106 04 440 "Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)" и лишь потом приходуется по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 105 00 340 "Материальные запасы".

Рассмотрим на примере приобретение учреждением силового ведомства канцтоваров за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Пример 1. Учреждение исполнения наказаний за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, приобрело 472 пары обуви по цене 300 руб. на общую сумму 141 600 руб. (в том числе НДС - 21 600 руб.). Транспортная доставка оплачена по отдельному договору и составила 3000 руб. (без НДС). Произведена предоплата за обувь в размере 30% (42 480 руб.).

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены таким образом:

Сумма, руб.

Оплачен аванс поставщику обуви

Поступила в учреждение обувь

Выделен НДС

Зачтен ранее оплаченный аванс

Предъявлен к вычету НДС по приобретенной обуви

Оплачена транспортная доставка

Обувь поставлена на учет

Произведен окончательный расчет с поставщиком

Если учреждение приобретает материальные запасы без дополнительных расходов, их приобретение отражается проводкой:

Дебет счета 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Кредит счета 302 22 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов".

При приобретении материальных запасов бухгалтерам бюджетных учреждений в целях недопущения нецелевого использования средств следует принимать во внимание перечень активов, учитываемых в составе прочих материальных запасов. Так, например, приобретая монитор для компьютера взамен вышедшего из строя, расходы следует производить не по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, а по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ, как запасные части, предназначенные для ремонта.

Аналогичным образом следует проводить расходы при приобретении книжной продукции, а именно - учитывать дальнейшее ее использование в деятельности учреждения. Если она приобретается для библиотечного фонда, расходы следует производить по статье 310 КОСГУ, если нет - по статье 340 КОСГУ.

В случае установления фактов нецелевого использования бюджетных средств к нарушителям могут применяться меры бюджетного, административного и уголовного законодательства РФ (ст. 289 БК РФ).

К мерам бюджетного законодательства относятся изъятие в бесспорном порядке средств, используемых не по целевому назначению, а также блокировка расходов. Под блокировкой расходов понимаются сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъекту РФ, муниципальному образованию или другому получателю бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными (ст. 231 БК РФ).

К мерам административного воздействия относится наложение административного штрафа как на должностных, так и на юридических лиц (ст. 15.14 КоАП РФ):

На должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.;

На юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

К уголовной ответственности привлекают при нецелевом расходовании средств, совершенном в крупном и особо крупном размере (от 1 500 000 до 7 500 000 руб.), и наказывают штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 285.1 УК РФ).

В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, совершенного группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (свыше 7 500 000 руб.), наказание назначается в виде штрафа в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Также много вопросов у бухгалтеров бюджетных учреждений вызывает принятие на учет материальных запасов, остающихся после выбытия основных средств, а также по договору дарения.

Как было указано выше, такие материальные запасы стоит учитывать по рыночной стоимости. Согласно п. 13 Инструкции N 148н под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету. Из каких источников можно определить рыночные цены? Для решения данного вопроса можно воспользоваться положениями ст. 40 НК РФ. Согласно п. 11 этой статьи при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

Пример 2. Военное образовательное учреждение получило по договору дарения мониторы для компьютеров. Текущая рыночная стоимость мониторов составляет 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб. С передающей стороной был заключен договор дарения, согласно которому мониторы должны использоваться для ремонта компьютеров. За доставку мониторов транспортной организации уплачено 3540 руб., в том числе НДС - 540 руб.

В бюджетном учете операции по приему дара отразятся следующим образом:

Фактическая стоимость материалов (запасных частей), полученных от ликвидации основных средств, также определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия материалов к учету.

Стоит обратить внимание бухгалтеров на новое положение, отраженное в Инструкции N 148н, касающееся правил принятия к бюджетному учету материальных запасов (материалов, комплектующих, запасных частей, ветоши, дров и т.п.), остающихся в распоряжении учреждения по результатам проведения демонтажных и (или) ремонтных работ, в том числе работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов. В Инструкции N 25н об этом не говорилось. В новой Инструкции указанные операции отражаются проводкой (п. 60 Инструкции N 148н):

Дебет счетов 105 04 340 "Увеличение стоимости строительных материалов", 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Кредит счета 401 01 180 "Прочие доходы".

Еще одно нововведение касается отражения в бюджетном учете поступления материальных запасов в натуральной форме при возмещении ущерба, причиненного виновным лицом. В этом случае в бухгалтерском учете возмещение ущерба будет отражено проводкой:

Дебет счетов аналитического учета счета 105 00 000 "Материальные запасы"

Кредит счета 401 01 172 "Доходы от реализации активов".

Аналитический учет материальных запасов ведется на карточках количественно-суммового учета материальных ценностей.

Аналитический учет продуктов питания ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам. Записи в оборотную ведомость по нефинансовым активам производятся на основании данных накопительной ведомости по приходу продуктов питания и накопительной ведомости по расходу продуктов питания. Ежемесячно в оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца.

Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в книге (карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Оприходование материальных запасов отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т.п.).

В тех случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется акт о приемке материалов (ф. 0315004).

Перемещение материальных запасов

Как определено п. 61 Инструкции N 148н, отражение в учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании таких первичных документов, как:

Требование-накладная (ф. 0315006);

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Внутреннее перемещение материальных запасов между материально ответственными лицами в учреждении отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 105 00 000 "Материальные запасы".

Списание материальных запасов

Списание материалов производится одним из следующих способов (п. 58 Инструкции N 148н):

По фактической стоимости каждой единицы;

По средней фактической стоимости.

Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости осуществляется по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающееся соответственно из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, а также поступивших запасов в текущем месяце на дату списания (отпуска). При этом Инструкция N 148н не обязывает применять только один способ списания. Отсюда следует, что учреждение вправе выбрать наиболее приемлемый для той или иной группы материалов вариант списания и отразить его в учетной политике.

Списание израсходованных материальных запасов, потерь в объеме норм естественной убыли материальных запасов, а также пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря и посуды на основании оправдательных документов отражается по дебету счетов 401 01 272 "Расходование материальных запасов", 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материальных запасов" и кредиту счетов аналитического учета счета 0 105 00 440.

Списание материальных запасов при их реализации, выявленных недостач, хищений отражается по дебету счета 401 01 172 "Доходы от реализации активов" и кредиту счетов аналитического учета счета 105 00 440 "Материальные запасы".

Списание материалов и продуктов питания производится на основании таких документов, как:

Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);

Ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);

Путевой лист (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007) применяется для списания в расход всех видов топлива;

Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230);

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Применяется для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом списание посуды производится на основании данных книги регистрации боя посуды (ф. 0504044).

Рассмотрим для начала списание мягкого инвентаря.

Как установлено п. 68 Инструкции N 148н, объекты мягкого инвентаря учитываются в составе материальных запасов на счете 105 05 000 "Мягкий инвентарь". На данном счете учитываются следующие виды мягкого инвентаря:

Белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);

Постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.);

Одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.);

Обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.);

Спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.);

Прочий мягкий инвентарь.

Их списание производится на основании акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Он составляется материально ответственным лицом и подписывается комиссией, назначаемой руководителем учреждения. Указанный документ оформляется в двух экземплярах: один экземпляр сдается в бухгалтерию, а другой остается у материально ответственного лица.

Пример 3. Военный госпиталь за счет средств федерального бюджета приобрел 100 комплектов медицинских халатов по цене 300 руб. за комплект. Халаты были доставлены на склад. В этом же месяце в количестве 20 шт. они были переданы материально-ответственному лицу для дальнейшей выдачи медицинских халатов в отделении.

На возвращенные, пришедшие в негодность халаты составлен акт на списание.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

Поступили на склад госпиталя медицинские халаты

Оплачены поставщику медицинские халаты

Переданы халаты материально- ответственному лицу

Списаны медицинские халаты по истечении срока их полезного использования

Эта операция характерна для бюджетных учреждений, имеющих на балансе или в аренде транспортные средства. Основными документами, подтверждающими расход ГСМ, являются путевой лист, контрольно-кассовый чек с заправочной станции, талоны или топливные карты. В путевом листе указываются данные о пробеге автомобиля на момент выезда из гаража и на момент приезда обратно, место отправления и место назначения, пройденный за день километраж, марка автомобиля, Ф.И.О. водителя, норма расхода топлива.

Списание ГСМ осуществляется по нормам, утвержденным Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте". В этом Распоряжении приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава общего назначения, нормы расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок их применения, формулы и методы расчета нормативного расхода топлива при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и другая информация.

Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые), вида используемого топлива. При расчете базовой нормы учитывают массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах правил дорожного движения. Нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля определены в литрах бензина или дизтоплива для бензиновых и дизельных автомобилей. Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза. Эксплуатационная норма устанавливается на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок). Базовая норма также зависит от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от массы перевозимого груза.

Нормы расхода топлива могут повышаться или понижаться в зависимости от условий, при которых эксплуатируется транспортное средство. В случае применения нескольких надбавок норма расхода топлива определяется с учетом их суммы или разности. В частности, нормы могут увеличиваться с учетом следующих обстоятельств:

1) времени года. Норма расхода топлива и смазочных материалов в зимнее время (в зависимости от климатических районов страны) увеличивается с 5 до 20%;

2) работы автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом, вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (то есть на 100 км пути не менее 500 м), надбавка может составлять до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%;

3) работы автотранспорта в городах с определенной плотностью населения. Чем выше плотность населения, тем больше надбавка к норме расхода топлива. Так, если плотность населения превышает 3 млн человек, размер надбавки, которую может установить организация, составляет до 25%, от 1 до 3 млн человек - до 20% и т.д.;

4) обкатки новых автомобилей. При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями (обкатке) и автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии предполагается надбавка в размере до 10%; при перегоне автомобилей в спаренном состоянии - до 15%, в строенном - до 20%.

С 1 января 2011 года казенные учреждения в части учета материальных запасов применяют соответствующие положения инструкций N 157н(1) и 162н(2). В Инструкции N 157н приведены общие правила учета указанных активов (состав, формирование фактической стоимости, правила выбытия, поступления, внутреннего перемещения, группировки и аналитического учета материальных запасов). В Инструкции N 162н приведен конкретный перечень счетов учета материальных запасов и методология отражения операций с материальными запасами. Все эти вопросы мы рассмотрим в 1-ом задании данной работы.

Материальные ценности, учитываемые в составе материальных запасов

В соответствии с п. 99 Инструкции N 157н материальные запасы можно разделить на четыре группы:

  • - предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;
  • - готовая продукция;
  • - товары, предназначенные для продажи;
  • - материальные ценности независимо от их стоимости и срока службы по закрытому перечню, приведенному в п. 99 Инструкции N 157н.

Примечательно, что часть перечня материальных ценностей, относимых к материальным запасам независимо от их стоимости и срока службы, знакома бухгалтерам казенных учреждений, поскольку она была приведена в п. 51 Инструкции N 148н. Остановимся на позициях, впервые поименованных как материальные запасы:

  • - лесные дороги, подлежащие рекультивации;
  • - спортивная одежда и обувь;
  • - готовые к установке строительные конструкции и детали;
  • - оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки;
  • - инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов;
  • - драгоценные и другие металлы для протезирования;
  • - спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до передачи его в научное подразделение;
  • - материальные ценности специального назначения.

Счета учета материальных запасов

Объекты материальных запасов на счете 105 00 "Материальные запасы" по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

  • - 30 "Иное движимое имущество учреждения";
  • - 40 "Имущество - предметы лизинга".

При этом объекты материальных запасов - иного движимого имущества учреждения учитываются на счетах, содержащих аналитический код вида синтетического счета объектов учета (23-й разряд счета) с 1 по 9. Объекты материальных запасов - предметы лизинга учитываются на счетах, содержащих в 23-м разряде счета коды 4, 6. Счета учета материальных запасов, применяемые казенными учреждениями:

Номер счета

Название счета

Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения

Медикаменты и перевязочные средства - иное движимое имущество учреждения

Продукты питания - иное движимое имущество учреждения

Горюче-смазочные материалы - иное движимое имущество учреждения

Строительные материалы - иное движимое имущество учреждения

Мягкий инвентарь - иное движимое имущество учреждения

Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения

Готовая продукция - иное движимое имущество учреждения

Товары - иное движимое имущество учреждения

Наценка на товары - иное движимое имущество учреждения

Материальные запасы - предметы лизинга

Строительные материалы - предметы лизинга

Прочие материальные запасы - предметы лизинга

Для учета операций по изменению стоимости материальных запасов применяются счета, в 24-26-м разрядах которых, соответственно, указывается код:

  • - 340 - увеличение стоимости материалов;
  • - 440 - уменьшение стоимости материалов.

При этом счет 0 105 39 000 имеет только один аналитический счет 0 105 39 340 "Увеличение за счет наценки стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения". По мнению автора, в Плане счетов бюджетного учета, утвержденном Инструкцией N 162н, допущена опечатка. Номер счета по изменению стоимости товаров за счет наценки должен быть 0 105 39 440, поскольку операции по увеличению стоимости товаров должны теоретически сопровождаться уменьшением стоимости наценки. Списание наценки также производится по кредиту счета 105 39 000 методом "Красное сторно".

На счете 0 105 31 000 "Медикаменты и перевязочные средства - иное движимое имущество учреждения" учитываются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь, перевязочные средства.

Счет 0 105 32 000 "Продукты питания - иное движимое имущество учреждения" предназначен для учета продуктов питания, продовольственных пайков, молочных смесей, лечебно-профилактического питания.

Счет 0 105 33 000 "Горюче-смазочные материалы - иное движимое имущество учреждения" предназначен для учета всех видов топлива, горючего и смазочных материалов: дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол.

На счете 0 105 34 000 "Строительные материалы - иное движимое имущество учреждения" учитываются:

  • - все виды строительных материалов: силикатные материалы (цемент, песок, гравий, известь, камень, кирпич, черепица), лесные материалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера), строительный металл (железо, жесть, сталь, цинк листовой), металлоизделия (гвозди, гайки, болты, скобяные изделия), санитарно-технические материалы (краны, муфты, тройники), электротехнические материалы (кабель, лампы, патроны, ролики, шнур, провод, предохранители, изоляторы), химико-москательные (краска, олифа, толь) и другие аналогичные материалы;
  • - готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы, оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем (отопительные котлы, радиаторы));
  • - оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки (оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, комплекты запасных частей, а также контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и иные материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ).

На счете 0 105 35 000 "Мягкий инвентарь - иное движимое имущество учреждения" собирается информация о следующих объектах:

  • - белье: рубашки, сорочки, халаты;
  • - постельное белье и принадлежности: матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные;
  • - одежда и обмундирование: костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки;
  • - обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.);
  • - спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.);
  • - прочий мягкий инвентарь;
  • - специальная одежда: специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды).

Предметы маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии. Маркировочные штампы хранятся у руководителя учреждения или его заместителя (п. 118 Инструкции N 157н).

На счете 0 105 36 000 "Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" учитываются: - спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для выполнения работ по договорам до передачи его в научное подразделение;

  • - молодняк всех видов животных и животные на откорме, птицы, кролики, пушные звери, семьи пчел;
  • - приплод молодняка при наличии в учреждениях рабочего скота;
  • - посадочный материал;
  • - реактивы и химикаты, стекло и химпосуда, металлы, электроматериалы, радиоматериалы и радиодетали, фотопринадлежности, подопытные животные и прочие материалы для учебных целей и научно-исследовательских работ, драгоценные и другие металлы для протезирования, а также инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов;
  • - хозяйственные материалы (электрические лампочки, мыло, щетки), канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, ручки, стержни);
  • - посуда;
  • - возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, банки стеклянные, бутылки и т.п.), как свободная (порожняя), так и с материальными ценностями;
  • - корма и фураж (сено, овес и другие виды кормов и фуража для животных), семена, удобрения;
  • - книжная, иная печатная продукция, кроме печатной продукции, предназначенной для продажи, а также библиотечного фонда и бланков строгой отчетности. К бланкам строгой отчетности относятся бланки ценных бумаг, квитанционных книжек, голограмм, аттестатов, дипломов, бланков удостоверений, бланков трудовых книжек (вкладышей к ним) и других бланков;
  • - запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в машинах и оборудовании, транспортных средствах, объектах производственного и хозяйственного инвентаря;
  • - материалы специального назначения;
  • - иные материальные запасы.

На счете 0105 37 000 "Готовая продукция-иное движимое имущество учреждения" учитывается продукция, изготовленная в учреждении для целей продажи. В соответствии с п. 27 Инструкции N 162н казенные учреждения принимают готовую продукцию к учету по окончании месяца по фактической себестоимости. То есть в учете казенных учреждений не отражается плановая (нормативно-плановая) себестоимость готовой продукции, как это происходит, например, в бюджетных и автономных учреждениях.

На счете 0105 38000 "Товары - иное движимое имущество учреждения" учитываются товары, предназначенные для перепродажи. Товары принимаются к учету по фактической стоимости. При передаче товаров на реализацию их стоимость доводится до продажной (розничной) цены за счет наценки, которая учитывается на счете 0 105 39 000 "Наценка на товары - иное движимое имущество учреждения".

На счетах 0 105 44 000 "Строительные материалы - предметы лизинга", 0 105 46 000 "Прочие материальные запасы предметы лизинга" учитываются объекты, поименованные на подобных счетах по учету иного движимого имущества учреждения (счета 0 105 34 000, 0 105 36 000), взятые в лизинг.

При формировании учетной политики учреждения выбирается единица бухгалтерского учета материальных запасов, которая должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о материальных запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа (п. 101 Инструкции N 157н).

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 3

В статье будет рассмотрен порядок бюджетного учета материальных запасов бюджетными учреждениями, не являющимися получателями субсидий в рамках выполнения государственного (муниципального) задания в 2011 г.

Общие положения

Порядок бюджетного учета материальных запасов регулируется Приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н) и от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н).

Напомним, что Инструкция N 157н содержит общие положения по ведению бухгалтерского учета бюджетными, казенными и автономными учреждениями, в том числе учета материальных запасов. В развитие указанного нормативного акта разработана Инструкция N 162н, предназначенная для применения:

  • органами государственной власти (государственными органами);
  • органами местного самоуправления;
  • органами управления государственными и территориальными внебюджетными фондами;
  • государственными (муниципальными) казенными учреждениями;
  • государственными академиями наук;
  • иными юридическими лицами, согласно законодательству РФ осуществляющими бюджетные полномочия получателей бюджетных средств;
  • бюджетными учреждениями до принятия федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ, органами местного самоуправления решения о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

Объект учета

Условия отнесения товарно-материальных ценностей к материальным запасам не претерпели значительных изменений по сравнению с правилами, действовавшими в 2010 г. Как и ранее, к ним относятся предметы, используемые в деятельности бюджетного учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, готовая продукция, товары для продажи. Кроме того, с 01.01.2011 к материальным запасам относятся следующие материальные ценности независимо от их стоимости и срока службы (п. 99 Инструкции N 157н):

  • лесные дороги, подлежащие рекультивации;
  • постельное белье и постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, спальные мешки и т.п.) и иной мягкий инвентарь;
  • готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем (отопительные котлы, радиаторы и т.п.);
  • оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включаются и контрольно-измерительная аппаратура или иные приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ;
  • инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов;
  • драгоценные и другие металлы для протезирования;
  • спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение;
  • материальные ценности специального назначения.

В соответствии с п. 21 Инструкции N 162н для учета операций с материальными запасами применяются следующие группировочные счета:

  • 0 105 30 000 "Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения";
  • 0 105 40 000 "Материальные запасы - предметы лизинга".

Учет операций с материальными запасами ведется на следующих счетах:

Наименование счета Объект учета
0 105 31 000
"Медикаменты и
перевязочные средства -
иное движимое имущество
учреждения"
Медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные
препараты, сыворотки, вакцины, кровь,
перевязочные средства и т.д.
0 105 32 000 "Продукты
питания - иное движимое
имущество учреждения"
Продукты питания, продовольственные пайки,
молочные смеси, лечебно-профилактическое питание
и т.д.
0 105 33 000
"Горюче-смазочные
материалы - иное
движимое имущество
учреждения"
Все виды топлива, горючих и смазочных материалов:
дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут,
автол и т.д.
0 105 34 000
"Строительные материалы
- иное движимое
имущество учреждения"
Все виды строительных материалов:
- силикатные материалы (цемент, песок, гравий,
известь, камень, кирпич, черепица), лесные
материалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера и
т.п.), строительный металл (железо, жесть, сталь,
цинк листовой и т.п.), металлоизделия (гвозди,
гайки, болты, скобяные изделия и т.п.),
санитарно- технические материалы (краны, муфты,
тройники и т.п.), электротехнические материалы
(кабели, лампы, патроны, ролики, шнуры, провода,
предохранители, изоляторы и т.п.), химико-
москательные (краска, олифа, толь и т.п.)
и другие аналогичные материалы;
- готовые к установке строительные конструкции
и детали (металлические, железобетонные и
деревянные конструкции, блоки и сборные части
зданий и сооружений, сборные элементы);
оборудование для отопительной, вентиляционной,
санитарно-технической и иных систем (отопительные
котлы, радиаторы и т.п.);
- оборудование, требующее монтажа и
предназначенное для установки. К оборудованию,
требующему монтажа, относится оборудование,
которое может быть введено в действие только
после сборки его частей и прикрепления
к фундаменту или опорам зданий и сооружений,
а также комплекты запасных частей такого
оборудования. В состав оборудования включаются
и контрольно-измерительная аппаратура или другие
приборы, предназначенные для монтажа в составе
установленного оборудования, и другие
материальные ценности, необходимые для
строительно-монтажных работ
0 105 35 000 "Мягкий
инвентарь - иное
движимое имущество
учреждения"
Белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);
постельное белье и принадлежности (матрацы,
подушки, одеяла, простыни, пододеяльники,
наволочки, покрывала, спальные мешки и т.п.);
одежда и обмундирование, включая спецодежду
(костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья,
кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.); обувь,
включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии,
валенки и т.п.); спортивная одежда и обувь
(костюмы, ботинки и т.п.); прочий мягкий
инвентарь.
В состав специальной одежды входят специальная
одежда, специальная обувь и предохранительные
приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки,
брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная
обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы,
респираторы, другие виды специальной одежды).
Предметы мягкого инвентаря маркируются
материально ответственным лицом в присутствии
руководителя учреждения или его заместителя и
работника бухгалтерии специальным штампом
несмываемой краской без порчи внешнего вида
предмета с указанием наименования учреждения,
а при выдаче предметов в эксплуатацию
производится дополнительная маркировка
с указанием года и месяца выдачи их со склада.
Маркировочные штампы должны храниться
у руководителя учреждения или его заместителя
0 105 36 000 "Прочие
материальные запасы -
иное движимое имущество
учреждения"
- спецоборудование для научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, приобретенное
по договорам с заказчиками для обеспечения
выполнения условий договоров до передачи его
в научное подразделение;
- молодняк всех видов животных и животные на
откорме, птицы, кролики, пушные звери, семьи пчел
независимо от их стоимости;
- приплод молодняка при наличии в учреждениях
рабочего скота;
- посадочный материал;
- реактивы и химикаты, стекло и химпосуда,
металлы, электроматериалы, радиоматериалы
и радиодетали, фотопринадлежности, подопытные
животные и прочие материалы для учебных целей
и научно-исследовательских работ, драгоценные
и другие металлы для протезирования, а также
инвалидная техника и средства передвижения для
инвалидов;
- хозяйственные материалы (электрические
лампочки, мыло, щетки и др.), канцелярские
принадлежности (бумага, карандаши, ручки, стержни
и др.);
- посуда;
- возвратная или обменная тара (бочки, бидоны,
ящики, банки стеклянные, бутылки и т.п.), как
свободная (порожняя), так и с материальными
ценностями;
- корма и фураж (сено, овес и др.), семена,
удобрения;
- книжная, иная печатная продукция, кроме
печатной продукции, предназначенной для продажи,
а также библиотечного фонда и бланочной продукции
строгой отчетности (бланков ценных бумаг,
квитанционных книжек, голограмм, аттестатов,
дипломов, удостоверений, трудовых книжек
(вкладышей к ним) и др., изготовленных
типографским способом по форме, утвержденной
правовым актом органа власти, содержащей номер,
серию, имеющих степень защиты и специальные
требования по их хранению, выдаче и уничтожению
(далее - бланки строгой отчетности));
- запасные части, предназначенные для ремонта
и замены изношенных частей в машинах
и оборудовании, транспортных средствах, объектах
производственного и хозяйственного инвентаря;
- материалы специального назначения;
- иные материальные запасы
0 105 37 000 "Готовая
продукция - иное
движимое имущество
учреждения"
Продукция, изготовленная в учреждении для целей
продажи
0 105 38 000 "Товары -
иное движимое имущество
учреждения"
Материальные ценности, приобретенные учреждением
для продажи
0 105 39 000 "Наценка
на товары - иное
движимое имущество
учреждения"
Торговая надбавка (скидка)
0 105 44 000
"Строительные материалы
- предметы лизинга"
Строительные материалы, являющиеся предметом
0 105 46 000 "Прочие
материальные запасы -
предметы лизинга"
Прочие материальные запасы, являющиеся предметом
договора финансовой аренды (лизинга)

В Письме Минфина России от 29.12.2010 N 02-06-07/5396 приведена таблица соответствия Плана счетов бюджетного учета, утвержденного Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (далее - Инструкция N 148н), Плану счетов бюджетного учета, утвержденному Приказом Минфина России N 162н. На с. 47 представлена таблица соответствия Планов счетов бюджетного учета по учету материальных запасов, применяемых в 2010 и 2011 гг.

Таблица соответствия Планов счетов бюджетного учета по учету материальных запасов, применяемых в 2010 и 2011 годах

План счетов 2010 г. План счетов 2011 г.
Инструкция N 148н Инструкции N 157н и N 162н
Наименование
счета
Номер счета Номер счета Номер счета
Материальные
запасы
0 105 00 000 Материальные
запасы
0 105 00 000
0 105 30 000
Материальные
запасы -
иное
движимое
имущество
учреждения
0 105 40 000
Материальные
запасы -
предметы
лизинга
Медикаменты и
перевязочные
средства
0 105 01 000 Медикаменты и
перевязочные
средства
0 105 31 000
Продукты питания 0 105 02 000 Продукты питания 0 105 32 000
Горюче-смазочные
материалы
0 105 03 000 Горюче-смазочные
материалы
0 105 33 000
Строительные
материалы
0 105 04 000 Строительные
материалы
0 105 34 000 0 105 44 000
Мягкий инвентарь 0 105 05 000 Мягкий инвентарь 0 105 35 000
Прочие
материальные
запасы
0 105 06 000 Прочие
материальные
запасы
0 105 36 000 0 105 46 000
Материальные
запасы (в части
ценностей,
предназначенных
для реализации)
0 105 01 000,
0 105 02 000,
0 105 05 000,
0 105 06 000
Товары 0 105 38 000
Аналога нет Наценка на
товары
0 105 39 000
Готовая
продукция
0 105 07 000 Готовая
продукция
0 105 37 000

Принятие материальных запасов к учету

Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. При этом определение фактической стоимости материальных запасов зависит от условия их получения. Так, фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату , признаются (п. 102 Инструкции N 157н):

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
  • таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;
  • суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки. Если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований материальных запасов, то расходы по их доставке (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования материального запаса в их общей стоимости;
  • суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанных с их использованием);
  • иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Обратите внимание! Согласно п. 103 Инструкции N 157н если бюджетное учреждение осуществляет централизованные закупки материальных запасов и (или) торговую (производственную) деятельность, то затраты, произведенные по заготовке и доставке материальных запасов до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей, включая страхование доставки, могут не включаться в фактическую стоимость приобретаемых материальных запасов, а относиться к расходам на финансовый результат текущего финансового года при условии отражения указанного порядка в своей учетной политике. Необходимо отметить, что Инструкцией N 148н указанное право предусмотрено не было.

Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов (в порядке, определенном в учетной политике учреждения). В указанную стоимость не включается сумма общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (изготовлением) материальных запасов.

Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества , определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Оприходование материальных запасов отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т.п.) (п. 22 Инструкции N 162н). В тех случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется Акт о приемке материалов (ф. 0315004).

Учет операций по поступлению материальных запасов ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции:

  • в журнале операций по выбытию и перемещению материальных активов - в части операций принятия к учету материалов, товаров по сформированной фактической стоимости (в сумме фактических вложений) и операций по увеличению фактической (балансовой) стоимости материалов (оборудования, учитываемого в составе материалов, и т.п.) на сумму фактических затрат по их дооборудованию, модернизации;
  • в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо в журнале операций расчетов с подотчетными лицами - в части операций поступления материальных запасов по фактической стоимости их приобретения (изготовления);
  • в журнале по прочим операциям - по иным операциям поступления объектов материальных запасов.

Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения.

Аналитический учет материальных запасов, продуктов питания, молодняка животных и животных на откорме ведется на карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041).

Аналитический учет продуктов питания ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Записи в оборотной ведомости по нефинансовым активам производятся на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания (0504038). Ежемесячно в Оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца.

Учет разбитой посуды ведется материально ответственными лицами в Книге регистрации боя посуды (ф. 0504044).

Аналитический учет молодняка животных и животных на откорме ведется по видам и возрастным группам (животных на откорме - только по видам) в Книге учета животных (ф. 0504039).

Аналитический учет готовой продукции, товаров, переданных на реализацию, ведется обособленно.

Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042, 0504043) по наименованиям, сортам и количеству.

Формы указанных регистров бюджетного учета утверждены Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".

Перемещение и списание материальных запасов

Учет операций по выбытию и перемещению материальных запасов ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Отражение в учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании следующих первичных документов:

  • Требование-накладная (ф. 0315006);
  • Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
  • Ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);
  • Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Списание материалов и продуктов питания производится на основании:

  • Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
  • Ведомости на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);
  • Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
  • Путевого листа (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), применяющегося для списания в расход всех видов топлива;
  • Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230);
  • Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143), применяющегося для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом списание посуды производится на основании данных Книги регистрации боя посуды (ф. 0504044).

Выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике и применять в течение финансового года непрерывно.

Обратите внимание! Единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением (п. 101 Инструкции N 157н). Выбранный способ определения единицы материальных запасов необходимо закрепить в учетной политике бюджетного учреждения. В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. Необходимо отметить, что Инструкцией N 148н указанное право предусмотрено не было.

Выбытие материальных запасов в размере естественной убыли производится на основании актов с отражением в расходах текущего финансового года, а выбытие материальных запасов в результате хищений, недостач, потерь - на основании надлежаще оформленных актов с отражением стоимости материальных ценностей на уменьшение финансового результата текущего финансового года с одновременным предъявлением к виновным лицам сумм причиненного ущерба.

Корреспонденция счетов по поступлению и выбытию материальных запасов

Приведем корреспонденцию счетов по учету материальных запасов, опираясь на Приложение 1 к Инструкции N 162н.

Содержание операции Номер счета
по дебету по кредиту
Принятие к бухгалтерскому учету объектов
материальных запасов, поступивших в
натуральной форме при возмещении ущерба,
причиненного виновным лицом
0 105 31 340 -
0 105 36 340
0 401 101 72
Оприходование материалов, полученных от
ликвидации основных средств и остающихся
в распоряжении учреждения
0 105 32 340 -
0 105 36 340
0 401 101 72
Формирование первоначальной стоимости
материальных запасов на основании
нескольких договоров с поставщиками,
распоряжений (извещений)
0 106 34 340 0 302 21 730,
0 302 22 730,
0 302 26 730,
0 302 91 730,
0 302 34 730,
0 208 21 660,
0 208 22 660,
0 208 26 660,
0 208 34 660,
0 107 33 440,
1 304 04 340,
1 401 10 151,
0 401 10 180
Принятие к учету материальных запасов
(за исключением готовой продукции) на
основании сформированной фактической
стоимости
0 105 31 340 -
0 105 36 340
0 106 34 440
Оприходование материальных запасов
(за исключением готовой продукции) по
сформированной стоимости согласно договору
с поставщиком, распоряжению (извещению)
0 105 31 340 -
0 105 36 340
0 208 34 660,
0 302 34 730,
0 107 33 440,
1 304 04 340,
1 401 10 151,
0 401 10 180
Оприходование по рыночной стоимости
излишков материальных запасов,
выявленных при инвентаризации
0 105 31 340 -
0 105 36 340
0 401 10 180
Принятие к учету безвозмездно полученных
материальных запасов
0 105 31 340 -
0 105 36 340
1 304 34 340,
1 401 10 151,
0 401 10 180
Принятие к учету материальных запасов,
остающихся в распоряжении учреждения по
результатам проведения демонтажных работ
в ходе ремонта объекта основных средств
0 105 34 340,
0 105 36 340
0 401 10 180
Передача готовой продукции для
использования в деятельности учреждения
(для собственных нужд)
0 105 31 340,
0 105 32 340,
0 105 34 340,
0 105 35 340,
0 105 36 340
0 105 37 440
Внутреннее перемещение материальных
запасов между материально ответственными
лицами в учреждении
0 105 31 340 -
0 105 36 340
0 105 31 340 -
0 105 36 340
Оприходование материальных запасов в сумме
их фактической стоимости, сформированной
хозяйственным способом (не для продажи)
0 105 31 340,
0 105 36 340
0 106 34 440
Принятие к учету готовой продукции по
себестоимости
0 105 37 340 0 109 61 000
Безвозмездная передача материальных
запасов
1 304 04 340,
0 401 20 241,
0 401 20 242,
1 401 20 251,
1 401 20 252,
1 401 20 253
0 105 31 440 -
0 105 36 440
Внесение в уставный капитал материальных
запасов
0 302 73 830 0 105 31 440 -
0 105 36 440
Списание израсходованных материальных
запасов, естественной убыли материальных
запасов в пределах установленных норм
на основании оправдательных документов
0 401 20 272,
0 106 34 340,
0 109 61 272,
0 109 71 272,
0 109 81 272,
0 109 91 272
0 105 31 440 -
0 105 36 440
Передача материальных запасов на
изготовление (создание) объектов
основных средств, нематериальных или
непроизведенных активов, других
материальных запасов при выполнении
работ, оказании услуг
0 106 11 310,
0 106 13 330,
0 106 31 310,
0 106 32 320,
0 106 34 340,
0 109 61 272,
0 109 71 272,
0 109 81 272,
0 109 91 272
0 105 31 440 -
0 105 36 440
Реализация излишних и неиспользуемых
материальных запасов (за исключением
готовой продукции):
- начисление доходов от реализации по цене
реализации (в том числе НДС)
0 205 74 560 0 401 10 172
- начисление задолженности покупателя
материалов по налогам, подлежащим
перечислению бюджетными учреждениями
в бюджет в случаях, установленных
налоговым законодательством РФ
2 205 81 560 2 401 10 180

реализуемого материального запаса
0 401 10 172 0 105 31 440 -
0 105 36 440
- списание расходов по реализации
материальных запасов (по видам расходов)
0 401 10 172 0 401 20 200
Списание потерь материальных запасов,
пришедших в негодность вследствие
стихийных и иных бедствий, опасного
природного явления, катастрофы
0 401 20 273 0 105 31 440 -
0 105 36 440
Списание материальных запасов вследствие
выявленных недостач, хищений, иных
потерь, отнесенных за счет виновных лиц:
- начисление задолженности по выявленным
недостачам, хищениям, иным потерям,
отнесенным за счет виновных лиц
(отражается по рыночной стоимости)
0 209 74 560 0 401 10 172
- списание с баланса стоимости
материальных запасов (отражается
по балансовой стоимости)
0 401 10 172 0 105 31 440 -
0 105 36 440
Принятие к учету готовой продукции 0 105 37 340 0 109 61 000
Реализация готовой продукции, выполненных
работ (оказанных услуг) по фактической
стоимости
0 401 10 130 0 105 37 440
Списание естественной убыли готовой
продукции
0 109 61 272,
0 109 71 272,
0 109 81 272
0 105 37 440

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

В связи с проводимой в Российской Федерации бюджетной реформой с 2011 года все государственные (муниципальные) учреждения (независимо от их правового статуса) должны организовывать бухгалтерский (бюджетный) учет в соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, утвердившим Единый план счетов и Инструкцию по его применению (далее — Инструкция N 157н). При этом бюджетный учет казенными учреждениями ведется на основании Инструкции N 162н*(1).

Счет 101: какие объекты учреждение может отразить в 2018 году по кадастровой стоимости

В статье рассмотрены установленные этими документами особенности организации и ведения бюджетного учета основных средств казенными учреждениями.

Учет операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам, осуществляется на счете 101 00 "Основные средства", который включен в состав счетов раздела II "Нефинансовые активы" Инструкции N 157н. Следовательно, положения указанного раздела применимы при организации учета объектов основных средств. Рассмотрим некоторые из них в части, касающейся основных средств.

Счет 101 00 предназначен для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии объектов основных средств, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением) (п. 22 Инструкции N 157н). Причем под объектами основных средств следует понимать материальные объекты имущества со сроком полезного использования более 12 месяцев (независимо от их стоимости), предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ (оказании услуг), для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), а также объекты библиотечного фонда учреждения (за исключением периодических изданий) (п. 38 Инструкции N 157н).

Обратите внимание! В составе объектов основных средств не учитываются предметы, служащие менее 12 месяцев (независимо от их стоимости), а также материальные объекты имущества, относящиеся к материальным запасам*(2), находящиеся в пути, числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений или готовой продукции (изделий), товаров (п. 39 Инструкции N 157н).

Переоценку стоимости объектов основных средств и капитальных вложений в них (за исключением имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну) учреждения проводят в соответствии с требованиями п. 28 Инструкции N 157н — по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Порядок переоценки устанавливается Правительством РФ. При этом переоценка основных средств, составляющих казну Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, осуществляется на дату совершения операции, а также на отчетную дату составления бюджетной отчетности в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией.

Результаты переоценки подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно: по состоянию на первое число текущего года результаты переоценки в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года не включаются, а принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Согласно п. 4, 5 Инструкции N 162н для учета операций с основными средствами применяются 3 группировочных счета, подразделенных на несколько аналитических счетов. Приведем их в таблице.

Номер счета Наименование аналитического счета
Счет 101 10 000 "Основные средства — недвижимое имущество"
101 11 000 Жилые помещения — недвижимое имущество учреждения
101 12 000 Нежилые помещения — недвижимое имущество учреждения
101 13 000 Сооружения — недвижимое имущество учреждения
101 15 000 Транспортные средства — недвижимое имущество учреждения
101 18 000 Прочие основные средства — недвижимое имущество учреждения
Счет 101 30 000 "Основные средства — иное движимое имущество"
101 31 000 Жилые помещения — иное движимое имущество учреждения
101 32 000 Нежилые помещения — иное движимое имущество учреждения
101 33 000 Сооружения — иное движимое имущество учреждения
101 34 000 Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения
101 35 000 Транспортные средства — иное движимое имущество учреждения
101 36 000 Производственный и хозяйственный инвентарь — иное движимое имущество учреждения
101 37 000 Библиотечный фонд — иное движимое имущество учреждения
101 38 000 Прочие основные средства — иное движимое имущество учреждения
Счет 101 40 000 "Основные средства — предметы лизинга"
101 41 000 Жилые помещения — предметы лизинга
101 42 000 Нежилые помещения — предметы лизинга
101 43 000 Сооружения — предметы лизинга
101 44 000 Машины и оборудование — предметы лизинга
101 45 000 Транспортные средства — предметы лизинга
101 46 000 Производственный и хозяйственный инвентарь — предметы лизинга
101 47 000 Библиотечный фонд — предметы лизинга
101 48 000 Прочие основные средства — предметы лизинга

Читайте также:

Уважаемые пользователи программных продуктов 1С: Бухгалтерия государственного учреждения, редакция 2.0, редакция 1.0!

В связи с применением с 1 января 2018 г. Федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:

  • Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 256н);
  • Основные средства (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 257н);
  • Аренда (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 258н);
  • Обесценение активов (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 259н)

31.03.2018 утверждены приказы Минфина России:

  • № 64н — о внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Приказ № 64н;
  • № 65н — о внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 06.12.2010 N 162н;
  • № 66н — о внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 16.12.2010 N 174н;
  • № 67н — о внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Указанные приказы зарегистрированы Минюстом России 26 апреля 2018 г. По общему правилу, приказы вступают в силу с 8 мая 2018 г. Согласно пункту 2 указанных приказов приказы применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2018 года.

Приказом Минфина России от 27.12.2017 № 255н внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации – детализированы статьи КОСГУ по доходам и расходам.

Перечисленными выше документами в Единый план счетов бухгалтерского учета внесены существенные изменения. Изменения, в том числе, предполагают упразднение ряда синтетических счетов, применение новых синтетических счетов, изменение назначения счетов, что влечет перенос входящих остатков на новые счета.

В связи с поздним вступлением приказов в силу, помимо переноса входящих остатков, на новые счета необходим также перенос оборотов 2018 г.

В состав Плана счетов (ЕПСБУ) включены новые счета согласно приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н в редакции от 30.03.2018 № 64н, у счетов указана дата начала действия "01.01.2018". У счетов установлены признаки применения казенными, бюджетными и автономными учреждениями в соответствии с приказами № 65н, 66н, 67н.

У исключенных счетов указана дата окончания действия "31.12.2017".

Внимание!

Все операции по переносу остатков и оборотов 2018 г. следует осуществлять после завершения всех операций за период трансформации данных – с 1 января 2018 г. до даты перехода.

Существует 2 способа перехода:

1. Если дата перехода 01.06.2018, то перенос можно осуществлять только после ввода всех документов и завершения всех операций с января по май включительно:

  • после окончания ввода первичных и регламентных документов за май и предшествующие ему месяцы – переносятся обороты (по НФА и счетам расчетов), проверяются результаты переноса и ставится дата запрета редактирования – 31.05.18.
  • операции за июнь вводятся в программу уже по новым счетам и КОСГУ, в случае если на дату установки нового релиза за июнь уже были введены операции – их необходимо исправить вручную.

2. Если установить дату перехода 01.01.2018, то будут сформированы только входящие остатки на начало 2018г.

Всероссийский муниципальный форум

Следует учитывать, что перепроведению подлежат также регламентные документы по закрытию месяца, а также документы, в которые вошли результаты измененных проводок, например, Принятие к учету ОС и НМА, Принятие к учету материалов и аналогичные.

Важно!

Дату перехода на применение новой редакции плана счетов и, как следствие, способ трансформации оборотов 2018 г. – изменение существующих документов в хронологическом порядке с начала года или сторнирование и ввод новых датой перехода следует согласовать с учредителем.

С уважением, отдел консультационной поддержки

ООО «Компас бухгалтера»

Страница не найдена

Непроизведенные активы представляют собой объекты, используемые в процессе деятельности учреждения, не являющиеся продуктами производства.

К непроизведенным активам относятся:

— водные ресурсы,

— ресурсы недр,

— лесные ресурсы,

— биологические ресурсы,

— радиочастотный спектр,

— прочие.

Для отражения в бюджетном учете не произведенных активов предназначен счет 00 103 00 000 «Непроизведенные активы».

Обратите внимание!

Для того, чтобы бюджетные учреждения могли отразить в учете используемые в их деятельности непроизведенные ресурсы, они (учреждения) должны иметь установленные и законодательно утвержденные права собственности на указанные объекты.

Применение классификации к счетам 101, 105 и 40110180

На это указывает абзац 1 пункта 29 Инструкции №25н. Минфин Российской Федерации в Письме от 26 мая 2006 года №02-14-10а/1406 дает следующие разъяснения по вопросу:

«В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 года №25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» непроизведенные активы (земля, ресурсы недр и прочее) становятся объектом бюджетного учета в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот и учитываются на счете 010300000 «Непроизведенные активы».

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (статья 20) государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. При этом юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что земельные участки входят в состав недвижимого имущества.

При этом государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не является основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету.

Таким образом, учитывая изложенное, отмечаем, что постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации имеется право распоряжения».

Непроизведенные активы отражаются в учете по их первоначальной стоимости.

В соответствии с положениями Инструкции №25н, первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение.

Исключением являются объекты непроизведенных активов, впервые вовлекаемые в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Под текущей рыночной стоимостью (по определению, приведенному в пункте 29 Инструкции №25н) понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Каждому объекту непроизведенных активов, поставленному на баланс бюджетного учреждения, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный порядковый инвентарный номер. Инвентарные номера непроизведенных активов используется в регистрах бюджетного учета, но не обозначается на самих объектах.

Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведется в Инвентарной карточке учета основных средств.

Учет операций по выбытию и перемещению объектов непроизведенных активов ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Поступление объектов непроизведенных активов оформляется

— Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001),

— Актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306031).

Пример 1.

Медицинское учреждение приобрело земельный участок для строительства нового лечебного корпуса стоимостью 500 000 рублей (Цифры в примере приведены условные, поскольку в зависимости от регионов и других условий, стоимость земли колеблется).

Операции по поступлению объектов непроизведенных активов оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Окончание примера.

Выбытие объектов непроизведенных активов, находящихся на учете в учреждении, производится на основании

— Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003),

— Акта о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306033).

Пример 2.

Государственное образовательное учреждение в качестве вклада в уставный капитал организации передало земельный участок стоимостью 700 000 рублей.

Эта операция будет отражаться в учете следующей записью:

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов

Изменения в план счетов бухгалтерского учета

Приказом Минфина России от 07.05.2003 N 38н были внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Действует настоящий Приказ начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 г. Необходимость внесения изменений в План счетов вызвана прежде всего тем, что были приняты несколько Положений по бухгалтерскому учету:

ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические работы";

ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль";

ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений".

Кроме того, разработаны Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н. Данные ПБУ и Методические указания предусматривают новые счета и субсчета, которых в Плане счетов не было.

С выходом ПБУ 17/02 в разд.I "Внеоборотные активы" Плана счетов введены новые субсчета: к счету 04 "Нематериальные активы" — "По видам нематериальных активов и по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы", к счету 08 — субсчет 8 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ". Те расходы, которые подлежат применению в производстве продукции или используются для управленческих нужд, списывают со счета 08 в дебет счета 04, субсчет "Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические работы", а затем равномерно списывают со счета 04 в дебет счетов учета затрат (счет 20 или 26).

Если же результаты работ по НИОКР невозможно использовать в производстве продукции или для управления (не дали результатов), то такие расходы списывают сразу с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

В связи с изменением порядка учета расходов по НИОКР в разд.III "Затраты на производство" из счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" исключен субсчет "Научно-исследовательские и конструкторские подразделения".

Финансовые вложения

С выходом ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" в разд.V "Денежные средства" счет 58 "Финансовые вложения" дополнен субсчетами по учету долговых ценных бумаг. По долговым ценным бумагам (векселя, облигации), по которым не определяется текущая рыночная стоимость, организации следует разницу между первоначальной и номинальной стоимостью относить на финансовые результаты равномерно в течение всего срока их обращения по мере причитающегося по ним дохода.

Приобретенные векселя, ценные бумаги учитываются на счете 58 "Финансовые вложения" и отражаются на счетах бухгалтерского учета записями:

Дебет 58, Кредит 76 — приобретение векселя и облигации;

Дебет 76, Кредит 51 — оплачены векселя.

Разница между ценой приобретения и номинальной ценой отражается записями:

Дебет 58, Кредит 91-1 "Прочие доходы" — превышение номинальной стоимости над покупной;

Дебет 91, Кредит 58 — вексель списан по номинальной стоимости.

Проценты по векселю отражаются записью:

Дебет 76, Кредит 91 — погашение процентов по векселю.

Что касается счета 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги", то его название изменено: "Резервы под обесценение финансовых вложений". При создании резерва под обесценение финансовых вложений бухгалтер должен производить запись:

Дебет 91, Кредит 59.

При выбытии финансовых вложений или уменьшении резерва делают запись:

Дебет 59, Кредит 91.

Спецодежда и спецоснастка

Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н, предусмотрены новые субсчета к счету 10 "Материалы": 10 "Специальная оснастка и спецодежда на складе", 11 "Специальная оснастка и спецодежда в эксплуатации". Приобретение спецодежды бухгалтеру теперь следует отражать на субсчете 10 счета 10, а при передаче ее в эксплуатацию делать запись:

Дебет 10, субсчет 11, Кредит 10, субсчет 10.

Стоимость спецодежды по истечении срока службы списывается на себестоимость продукции:

Дебет 20, Кредит 10, субсчет 11.

Изменения по налогу на прибыль (отложенные налоговые активы)

С выходом ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" возникла необходимость дополнить План счетов новыми счетами. В разд.I "Внеоборотные активы" включен счет 09 "Отложенные налоговые активы". Отложенные налоговые активы включаются в расчет чистых активов (Приказ Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н, 03-6/пз). Сумма чистых активов по окончании финансового года сравнивается с уставным капиталом организации, и в случае превышения уставного капитала над суммой чистых активов акционерные общества обязаны уменьшить уставный капитал. Кроме того, согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в том случае, если сумма чистых активов превышает 200 МРОТ, организация полежит обязательному аудиту. Неотражение отложенных налоговых обязательств по счетам бухгалтерского учета ведет к искажению данных баланса, а за искажение бухгалтерской отчетности предусмотрен штраф согласно КоАП РФ в размере 2 — 3 тыс.

Учет основных средств в бюджетных и автономных учреждениях

Отложенные налоговые активы должны найти отражение при получении не только прибыли, но и убытка. Ведь по правилам налогового учета убыток, полученный организацией в текущем году, переносится на будущее и учитывается при определении налога на прибыль в течение 10 лет. А значит, в течение этого срока организация должна вести аналитический учет и отражать по счетам бухгалтерского учета отложенные налоговые активы.

Продажа основных средств с убытком также ведет к образованию отложенного налогового актива. Ведь по правилам бухгалтерского учета такой убыток сразу учитывается при определении балансовой прибыли. А в налоговом учете убыток, полученный организацией от продажи основного средства, учитывается равномерно в течение недоамортизированного срока полезного использования основного средства.

Отражается отложенный налоговый актив на счетах бухгалтерского учета записью:

Дебет 09, Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль". По истечении времени при условии получения организацией прибыли отложенные налоговые активы списывают при помощи записи:

Дебет 68 "Расчеты по налогу на прибыль", Кредит 09 "Отложенные налоговые активы".

Налог на прибыль и отложенное налоговое обязательство

Раздел VI "Расчеты" Плана счетов дополнен счетом 77 "Отложенные налоговые обязательства" согласно ПБУ 18/02. Отложенные налоговые обязательства — это произведение налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль. Они отражаются записью:

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", Кредит 77.

Уменьшение или погашение отложенных налоговых обязательств в счет начисления налога на прибыль отчетного периода отражается следующим образом:

Дебет 77, Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль".

В связи с введением в действие указанных документов изменения вносятся и в форму N 2 "Отчет о прибылях и убытках". Теперь по строке 140 отражается прибыль (убыток) до налогообложения, по строке 147 — постоянное налоговое обязательство, по строке 148 — отложенный налоговый актив, по строке 149 — отложенное налоговое обязательство, по строке 150 — текущий налог на прибыль, по строке 160 — прибыль после налогообложения.

Е.Полунина

Аудиторская фирма "Консалтинг и Аудит"