Домой / Дом / Грех братьев орловых. Отношение к согрешающим Почему святые Отцы предпочитали человека согрешающего и кающегося человеку не согрешающему и не кающемуся

Грех братьев орловых. Отношение к согрешающим Почему святые Отцы предпочитали человека согрешающего и кающегося человеку не согрешающему и не кающемуся

Покрой согрешающего, если это не приносит тебе вреда; этим ты ободришь его к покаянию и исправлению, а тебя будет поддерживать милость Владыки твоего. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 280 (71).

2. Как относиться к ближнему, впавшему в тот или иной грех?

Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его; иначе впадешь в руки врагов твоих. (Антоний Великий).

Стр. 23 (61).

3. Должно ли осуждать ближнего, если собственными очами увидишь его творящим какой-либо грех?

Если увидишь собственными твоими очами брата блудодействующим или отделывающим другой какой грех, то не осуди его, но помолись Богу о нем, говоря: Господи! сохрани брата моего и меня от обольщения демонами! К этому присовокупи: проклят будь ты, диавол! это твое дело; брат мой не сделал бы его сам по себе, – и наблюдай сердце твое, чтоб оно не осудило брата, и не отступил от тебя Святый Дух.

Стр. 444 (24).

4. Полезно ли скрывать согрешения ближнего?

Брат спросил авву Пимена: если я увижу согрешения брата моего, то полезно ли скрыть это согрешение? Старец сказал ему: когда мы прикрываем согрешения братий, Бог покрывает наши согрешения; когда же мы обнаруживаем согрешение брата, тогда и Бог откроет согрешения наши.

Стр. 337 (69).

5. Должно ли трудиться в избавлении ближнего от греха его?

Говорил: Сколько имеешь силы, потрудись в избавлении ближнего от греха его, не укоряя его за грех: и Бог не отвращается от обращающихся к Нему. Злоба и лукавство да не вкрадутся в сердце твое, чтоб ты имел возможность говорить: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. (Авва Иперхий).

Стр. 283 (19).

6. Почему святые Отцы предпочитали человека согрешающего и кающегося человеку не согрешающему и не кающемуся?

Сказал авва Пимен: человека согрешающего и кающегося предпочитаю человеку не согрешающему и не кающемуся. Первый имеет мысль благую, признавая себя грешным, а второй имеет мысль ложную и душепагубную, признавая себя праведным.

Стр. 339 (75).

7. Как относились святые Отцы к согрешающим?

Авва Аммон рукоположен был во епископа. В этом сане он действовал из благодатного настроения и духовного разума, приобретенных монашеским жительством. Однажды привели к нему на суд беременную девицу и требовали от него церковного наказания для девицы. Епископ оградил ее крестным знамением и повелел ей дать шесть пар полотен, говоря: ей предстоит труд родов, как бы не умерла она, или не умерло дитя ее; на цену этих полотен по крайней мере могут быть совершены похороны. Обвинители девицы сказали ему: что ты делаешь? дай ей епитимию. Он отвечал им: братия! разве вы не видите, что она близка к смерти? как же мне возложить на нее еще что-либо?

Стр. 64 (10).

Пришел однажды авва Аммон в некоторое местопребывание иноков, чтоб разделить с братиею трапезу. Один из братий того места очень расстроился в поведении: его посещала женщина. Эго сделалось известным прочим братиям; они смутились и, собравшись на совещание, положили изгнать брата из его хижины. Узнав, что епископ Аммон находится тут, они пришли к нему и просили его, чтоб и он пошел с ними для осмотра келлии брата. Узнал об этом и брат и скрыл женщину под большим деревянным сосудом, обратив сосуд дном к верху. Авва Аммон понял это и ради Бога покрыл согрешение брата. Пришедши со множеством братий в келлию, он сел на деревянном сосуде и приказал обыскать келлию. Келлия была обыскана, женщина не была найдена. Что это? сказал авва Аммон братиям: Бог да простит согрешение ваше. После этого он помолился и велел всем выйти. За братиею пошел и сам. Выходя, он взял милостиво за руку обвиненного брата и сказал ему с любовию: брат! внимай себе!

Стр. 64 (11).

Некоторый брат впал в тяжкий . Он пришел к авве Аммону и сказал ему: я впал в такое-то согрешение и не имею сил для покаяния; оставляю монашество и иду в мир. Старец уговорил брата остаться в монашестве, обещаясь принять на себя труд покаяния в грехе его пред Богом. Взяв на себя грех брата, старец начал приносить покаяние в этом грехе. Только один день он пребыл в покаянии, как и последовало откровение от Бога, что грех прощен брату ради любви старца.

Стр. 65 (13).

В скиту один из братий впал в согрешение и был отлучен от Церкви иеромонахом – настоятелем. Когда брат выходил из церкви, тогда авва Виссарион встал и пошел с ним, сказав: и я – грешник.

Однажды авва Исаия увидел, что брат совершает тяжкий грех; он не обличил его, сказав сам себе: если Бог, Который создал его, и видит это, милует его, то кто я, чтоб мне обличить его.

Стр. 134 (3).

Вопросили некоторые из отцов авву Пимена, говоря: если мы увидим брата согрешающего, должны ли сказать ему об этом? Старец отвечал им: что касается до меня, то если встретится мне нужда идти мимо и увижу его грешащим, – пройду мимо, ничего не говоря ему.

Стр. 333 (41).

В некотором общежитии один из братии подвергся греховному искушению. Жил в тех местах отшельник, не выходивший из келлии много лет. Отец общежития пришел к старцу и поведал ему о брате, подвергшемся искушению. Старец повелел изгнать его из обители. Брат, вышедши из общежития, зашел в некоторую пещеру и там предался плачу. Случилось проходить тут братиям, шедшим к отцу Пимену. Они услышали плач брата и, вошедши в пещеру, нашли его в великой скорби. Они упрашивали его, чтоб он шел с ними вместе к отцу Пимену; но он не захотел, а сказал: оставьте меня, пусть умру здесь. Братия, пришедши к отцу Пимену, сказали ему об этом. Авва упросил их сходить к брату и сказать ему: авва Пимен зовет тебя. Брат пришел к нему. Увидев его очень печальным, старец встал, заключил его в свои объятия, обошелся с ним очень приветливо и упросил его вкусить с ним пищи. Между тем авва Пимен послал одного из живших при нем братий к отшельнику с следующим приглашением: с давних лет желаю видеть тебя, слышав о тебе; но по общей лености нашей, мы доселе не виделись друг с другом. Ныне по устроению воли Божией и по встретившейся нужде придти тебе сюда, приди и увидимся. Этот отец никогда не выходил из келлии своей. Услышав такое приглашение, он сказал сам себе: если б Бог не возвестил старцу, то он не послал бы за мною. Он встал и пришел к авве Пимену. Они радостно приветствовали друг друга и сели. Пимен сказал старцу: на некотором месте жили два человека и оба имели по мертвецу. Один из них оставил своего мертвеца и пошел плакать над мертвецом другого. Эти слова привели старца в умиление, он вспомнил о поступке своем, а авва Пимен сказал ему: высокий, высокий! ты на небе, а я на земле.

Стр. 338 (71).

Несколько монахов, вышедши из хижин своих, собрались вместе и беседовали о благоверии, монашеском подвижничестве и о средствах Богоугождения. Из числа беседующих два старца увидели Ангелов, которые держали монахов за мантии их и похваляли беседовавших о вере Божией; старцы умолчали о видении. В другой раз монахи сошлись на том же месте и начали говорить о некотором брате, впавшем в согрешение. Тогда святые старцы увидели смердящего, нечистого кабана и, уразумев согрешение свое, открыли прочим о видении Ангелов и о видении кабана. При этом старцы рассуждали между собою, что каждый из нас должен соединиться духом во едино с ближним своим, – с его плотию, со всем человеком, во всем сострадать ему, во всем сорадоваться, все скорбное для ближнего оплакивать. Просто сказать: быть в отношении к нему, как бы была у него с ближним его одна общая плоть, одна общая душа; скорбеть, когда случится с ним печаль, как о самом себе. И Писание свидетельствует, что мы едино тело о Христе; также оно говорит, что у множества веровавших в Господа было одно сердце и одна душа.

Стр. 457(40).

8. Пример о том, как истинные иноки, глубоко сострадавшие согрешающим, по своей горячей любви возвращали на путь спасения впавших в грехи любодеяния, разделяя с последними покаяние.

Два брата, монахи, пришедши в соседний город, чтоб там продать работу свою целого дня года, и остановились в гостинице. По продаже рукоделия один пошел закупить нужное для них, а другой остался в гостинице, и по наущению диавола впал в любодеяние. Уходивший брат, возвратясь, сказал оставшемуся: вот! мы запаслись всем нужным, – возвратимся в келлию. Другой брат отвечал: я не могу возвратиться. Когда же брат начал упрашивать его, чтоб он возвратился, говоря: почему тебе не возвратиться в келлию? этот исповедал ему грех свой. Я, сказал он, когда ты ушел от меня, впал в любодеяние и потому не хочу возвратиться. Брат, желая приобрести и спасти душу брата, сказал ему с клятвою: и я, отлучившись от тебя, подобным образом впал в любодеяние; однако воротимся в келлию и вдадимся в покаяние. Богу все возможно, возможно ему даровать нам прощение за покаяние наше и избавить муки в огне вечном, казней во аде и тартаре, где нет места покаянию, где огнь неугасающий и жестокие пытки находятся в непрестанном действии. Они возвратились в келлию свою. Потом пошли к Святым Отцам, пали к стопам их, стеня и воздыхая, проливая обильные слезы, исповедали им падение, которому подверглись. Святые старцы наставили их на делание покаяния и дали заповеди, которые они исполняли тщательно. Не согрешивший брат приносил покаяние, как бы сам согрешил, за согрешившего, по великой любви, которую имел к нему. Господь призрел на подвиг любви, открыл святым Отцам тайну, и что, за любовь того, кто не согрешил, а подверг себя труду покаяния для спасения брата, даровано прощение и согрешившему. В этом событии исполнились слова Писания: мы должны есмы по братии души полагати.

если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился

Итак, не вознерадим обращаться к благоутробному Владыке нашему скоро и не предадимся беспечности и отчаянию ради тяжких и бесчисленных грехов наших. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу. Оно есть грех к смерти , как гласит Писание (Прп. Антиох. Сл.77).

Поучения.

Прп. Никодим Святогорец

Сложно провести точное различие между смертными грехами и простительными. Потому что существуют разные мнения о том, что считать смертным грехом, истолковывая изречение Иоанна: «Есть грех к смерти, но есть грех не к смерти ». Митрофан Смирнский говорит, что грех к смерти – это всякий грех, который ветхим законом наказывался смертью. Такими были хула на Бога, преднамеренное убийство, скотоложство и иное. Грех, который не к смерти, это такой грех, который не наказывался смертью, как невольное убийство и другие. Анастасий Синаит (вопрос 44) говорит, что грех к смерти – это сознательно производимый грех. Грех же не к смерти – это грех по неведению. Но сознательная хула на Бога – это великий грех, также как убийство и прелюбодеяние. Это грехи к смерти. А 5-ое правило Седьмого Вселенского собора и Экумений грехом к смерти называют грех нераскаянный и неисправленный. Подобно и Георгий Корессий в своем богословском слове, как мне кажется, точнее определяет это отличие. Он говорит, что смертные грехи отличаются от простительных по роду, как отличается смертное дело от пустого слова и от суетного помысла. Ибо существует три главных рода греха: лукавое дело, лукавое слово и лукавая мысль. Все лукавые дела относятся к одному роду. Отличаются они друг от друга только по виду. Таким же образом отличаются друг от друга лукавые слова и лукавые помыслы. Отличаются они по степени совершения дела и действия, как отличается первое движение гнева и ненависти от совершенного на деле гнева и злопамятства. Или по количеству вещества. Как воровство, которое не отличается от другого воровства ни по виду, ни по веществу. Если будет воровство больших денег, то это смертный грех. Если же будет украдена одна монета, что не причинит большой беды пострадавшему, то это простительный грех. То же самое говорит в своем «Руководстве к исповеди» и Хрисанф. К этому же добавь, что грехи отличаются еще и по виду. Как клятвопреступление, будучи смертным грехом, по виду отличается от праздного слова. А Геннадий Схоларий (в «Руководстве» Хрисанфа) проводит различие между смертными и простительными грехами по общим местам, где они совершаются. То есть в уме – злые помыслы, на языке – злые слова, а тело совершает злые дела. Он говорит, что каждый грех, относящийся к уму и по своему виду являющийся смертным, тогда только становится смертным, когда произойдет его совершенное развитие. Это не один лишь прилог, или собеседование, или борьба (о чем смотри 2, 3 и 4 правила Постника), а совершенное согласие с помыслом (такими как гордость, злопамятство, ересь и иными). Также и всякий грех, относящийся к грехам языка и являющийся по своему виду смертным грехом, лишь тогда становится смертным, когда получит свое совершенное развитие (такие как хула, клятвопреступление, лжесвидетельство и другие). Подобно и всякий грех, относящийся к грехам тела и являющийся по своему виду смертным, лишь тогда становится смертным грехом, когда будет совершен на деле (как блуд, прелюбодейство, страх и тому подобное). Смертные грехи, относящиеся к телу, бывают простительными тогда, когда будут произведены лишь в уме и слове. То есть смертный грех блуд, когда будет зачат в похоти и уме, или будет высказан в постыдных словах, является простительным грехом. Потому и сказал брат «Божий: «Похоть, зачав, рождает грех ». То есть простительный грех. А за собой влечет следующее: «А сделанный грех (то есть сделанный телом и на деле) рождает смерть » (Иак. 1, 15) . Подобным же образом и тот смертный грех, который относится к слову, если будет только в уме, является простительным грехом. Как например смертный грех хулы, когда бывает только в уме и невольно, является простительным. Попросту сказать, смертные в своих грубых выражениях грехи, если происходят в более легких формах, являются простительными.

Достойным упоминания и в то же время боязни является то, что у Корессия говорит блаженный Августин (Беседа на первое послание Иоанна, также Слово 41 о святых) вместе со многими другими. Он говорит, что многие малые грехи составляют один большой грех. Корессий это говорит о том, когда человек презирает малые грехи как малые. Потому что крадущий малое, делающий это постоянно, согрешает смертно. Ибо и Великий Василий, зная все Святое Евангелие, находит различие между комаром и верблюдом, сучком и бревном, и, яснее сказать, малыми и большими грехами. Но он говорит (см. правила, кратко изложенные, ответ 293), что в Новом Завете нет различия между большим и малым грехом: а) ибо и малый грех, и великий одинаково являются преступлением закона, согласно посланию Иоанна: «Грех есть беззаконие » (1 Ин. 3, 4) , - и неверием в Сына, согласно с изречением: «Не верующий в Сына не увидит жизни » (Ин. 3, 36) ; б) что и малый грех становится великим, когда начинает властвовать над творящим его: «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб » (2 Петр. 2, 19) . Третью причину добавляет божественный Златоуст (Беседа 16 на Первое послание к Коринфянам, Слово к Димитрию об умилении), говоря, что и бревно, и сучок, то есть и великий грех, и малый, поскольку не получают одного и того же наказания, отличаются друг от друга. Но поскольку творящего грех они изгоняют из Царства Небесного, не отличаются друг от друга. Ибо и Апостол говорит, что идолопоклонники, мужеложники и злоречивые не наследуют Царства Небесного (1 Кор. 6, 9 -10). То есть и те, кто творит большой грех, и кто творит малый. Вот что еще достойно упоминания и боязни, о чем говорит прежде упоминавшийся Корессий, что похоть человека становится смертным грехом двумя способами: или когда похоть воплощается в какой-либо тяжелый грех (например, убийство, или что-либо подобное), или когда человек соглашается сделать грех, даже если и не удастся его сделать. Ибо движение похоти тройственно: невольное, вольное несовершенное и вольное совершенное. «Первое движение не называется грехом. Второе – называется грехом простительным, а третье – грехом смертным. И в книге «Поучение кающемуся» также пишется, что всякое наслаждение, которое совершается по собственной воле, является смертным грехом.

Руководство к исповеди.

Прп. Иустин (Попович)

аще кто узрит брата своего согрешающа грех не к смерти, да просит, и даст ему живот, согрешающим не к смерти. Есть грех к смерти: не о том, глаголю, да молится

Поступает согласно Евангелию тот, кто хочет спасения каждого и работает над этим. Это есть желание Христово о каждом, и оно должно стать и нашим желанием. И это значит: мы не желаем никому пребывать во грехе и в чем-либо греховном, но желаем каждому находиться в добре и во всем богоугодном.

Мы не желаем никому смерти и чего-либо смертоносного, но всегда желаем бессмертия и того, что ведет к нему. Мы не желаем никому быть с дьяволом и с чем-либо дьявольским, но желаем всякому быть со Христом и во всем Христовом. Люди, любящие грех, желают сами себе смерти. Если кто-либо безвозвратно полюбил грех, то такой уже мертв, он является самоубийцей.

Если кто-либо хочет греха для другого, то хочет ему смерти. Поскольку грех же содеян рождает смерть (Иак. 1:15) .

Существует два вида грехов: грех не к смерти и грех к смерти. Грех не к смерти – это тот грех, в котором человек приносит покаяние. Каждый грех приводит душу к маленькой смерти. Покаянием человек изгоняет грех из себя, изгоняет смерть и воскрешает душу из мертвых. Покаяние не есть только второе крещение, но и первое воскресение, воскресение из мертвых. Покаяние уничтожает смерть души, приводя человека к вечной жизни. Так что, если человек совершил грех и приносит покаяние, то он восстает от мертвых, был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15:32) , Таким образом, каждый грех, ради которого человек принес покаяние, есть грех не к смерти, потому что если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, – прости ему (Лк. 17:4) . И грех к смерти – это каждый нераскаянный грех, и это значит, что каждый грех, в котором остается человек добровольно, благодарно и непреклонно, есть грех к смерти.

Такой грех вызывает смерть души, и смерть души есть ни что иное, как отделение души от Бога, потеря душой Бога и Его всесвятых даров и сил. Святой Иоанн Богослов благовествует: Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Просит, и Бог даст ему жизнь, – он сделал грех и поэтому убил сам себя, если просит, то ему дается покаяние и с покаянием воскресение из мертвых, жизнь. Таким образом, молитва покаяния есть победительница смерти, есть восставительница из мертвых. И это происходит, когда кто-либо молится искренне и кается искренне. О грешащем же к смерти да не просит никто. Почему? – Потому что человек всем своим существом, всей своей душой, всей своей силой, всей своей волей проникает в грех и пребывает добровольно и благодарно в нем. Он не хочет ни отказаться от него, ни даже возненавидеть его. И это уже вторая смерть, из которой он не может воскреснуть. Такому человеку Бог не хочет “силой” дать покаяние. Не желает, не хочет и не может, потому что Бог есть любовь, и любовь боготворит, живет и существует. Бог по любви создал человека с Богоподобной любовью. Если бы Бог дал силой человеку Свою волю, Свое Евангелие, Свое спасение, Свое Царство, тогда Он бы уничтожил человеческую свободу, самостоятельность человека. Тогда бы человек перестал быть человеком и стал бы марионеткой, машиной, роботом. И Бог, поскольку Он есть любовь, не может сделать чего-либо такого, потому что это просто не свойственно любви. Если бы Бог сделал это, то Он перестал бы быть Любовью, и, перестав быть Любовью, Он бы перестал быть и Богом. И по этой причине святой тайнозритель советует, что не подобает молиться о согрешающем к смерти. И, таким образом, он нам дает указание о том, чего нам следует просить в молитве у Бога, и чего не следует.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

Иоанн открыто говорит о том, что есть некоторые братья, о которых нам не предписывается заповедью молиться, хотя Господь велел нам молиться даже за наших гонителей <…> Этот вопрос не может разрешиться, если мы не признаем, что у наших братьев есть некоторые грехи, которые являются более тяжкими, чем гонения наших врагов. Итак, грехом брата к смерти я считаю тот, когда, познав Бога по благодати Господа нашего Иисуса Христа, кто-то противится братству и против самой благодати, из-за которой он примирился с Богом, ненавистью воспламеняется.

О нагорной проповеди Господа.

Нужно было бы добавить [к описанию греха к смерти и то, что сюда входит,] если oн закончил жизнь в состоянии этой столь преступной развращенности ума , поскольку, как бы то ни было, из-за любого, даже самого плохого человека, пока он жив, не следует испытывать отчаяние, а за того, о ком не отчаиваются, молятся со знанием дела.

Переосмысления.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Сказав, что Бог исполняет прошения наши, согласные с Его волей, апостол теперь ясно высказывает желание свое о том, чего бы мы просили по воле Божией. И как он много, почти чрез все послание, говорил о любви к брату и о том, что Бог желает, чтобы мы соблюдали любовь к брату нелицемерно; то теперь одним из желаний Его и самым лучшим называет то, что когда кто видит брата своего, согрешающего грехом несмертным, то пусть просит, и даст ему. Что даст? Жизнь вечную. Кому? Согрешающим не к смерти. Вообще он разделяет грех так: всякая неправда есть грех, и один грех к смерти, другой не к смерти. Но о грехе к смерти говорит: пусть не просит, то есть не молится: ибо не будет услышан, потому что просит не на добро. Разумеет того, кто не показывает никакого обращения. Ибо грех к смерти тот и есть только, в котором не приносят раскаяния. Этим грехом недуговал Иуда и подвергся вечной смерти. Злопамятные также грешат к смерти; ибо Соломон говорит: «пути злопомнящих в смерть» (Притч. 12:26) . Ибо те, кои помнят зло и не прекращают гнева на ближнего, не обращаются к покаянию, но согрешают непростительно.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Ориген

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Следовательно, есть такие грехи, которые называются грехом к смерти , откуда и вывод, что, сколько раз кто совершит такой грех, столько раз и умрет.

Гомилии на Книгу Левит.

Экумений

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

[Ведущим] к смерти грехом является лишь тот, в котором нет покаяния. И Иуда, страдая из-за греха, [но не каясь,] был уведен в вечную смерть. Но и злопамятные грешат к смерти.

Бедой современного общества смело можно назвать разоблачения, уличения в грехах друг друга. Видя, что человек оступился, совершил грех, люди пытаются заснять это на телефон, написать об этом в социальных сетях или рассказать в кругу друзей. Никто даже не задумывается о том, что все мы грешны, и быть может, кто-то снимет на камеру, как мы совершаем грех, и также опубликует эту запись. Ислам обязывает человека скрывать чужие недостатки, если он стал их свидетелем, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

لا يستر عبدٌ عبداً في الدنيا إلا ستره الله يوم القيامة

«Если будет скрывать раб недостатки другого раба в этом мире, то и Всевышний Аллах скроет его недостатки в Судный День ». (Муслим,2590)

Мы все знаем хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит:

بحسب امرئ من الشر أن يحقر أخاه المسلم، كل المسلم على المسلم حرام دمه وماله وعرضه

«Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе. Для каждого мусульманина неприкосновенными являются жизнь, кровь, имущество и честь другого мусульманина ». (Муслим, 2564).

Скрывать недостатки и грехи брата по вере - это обязанность мусульманина, это признак красивого нрава и имана. Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, в Коране сказал:

إِنَّ الَّذِينَ يُحِبُّونَ أَنْ تَشِيعَ الْفَاحِشَةُ فِي الَّذِينَ آمَنُوا لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنْتُمْ لا تَعْلَمُونَ. النور:19

«Воистину, тем, кто любит, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете ». (сура Ан-Нур, 19)

Истинный мусульманин никогда не захочет, чтобы распространялась мерзкая информация о верующем человеке.

Когда мы скрываем грех мусульманина, мы помогаем ему приблизиться к покаянию. Когда мы разоблачаем человека перед людьми, когда люди узнают о его грехах, шайтан внушает ему, что ему уже нечего терять, и он продолжает совершать их. Если женщина оступилась и совершила грех, а кто-то уличил её в этом, и люди станут называть её прелюбодейкой, то ей ничего не стоит снова и снова совершать тот же грех, её ведь итак назвали прелюбодейкой. Но если скрыть её грех, сделать ей красивое и доброе назидание, она покается, и может быть, осознает свою ошибку и перестанет в дальнейшем совершать грехи. Уличая мусульман в грехах, мы становимся помощниками шайтана, а скрывая грех и призывая к покаянию, мы становимся покорными Всевышнему Аллаху рабами.

Плохо то, что для некоторых людей смыслом жизни стал поиск недостатков у людей, особенно известных личностей. Всевышний Аллах сказал в Коране:

وَلا تَجَسَّسُوا. الحجرات: 12

«И не шпионьте » (аль-Худжурат, аят 12).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إنك إن اتبعت عورات الناس أفسدتهم أو كدت أن تفسدهم

«Если ты станешь выискивать недостатки людей, ты испортишь их или будешь близок к тому, чтобы испортить их ». (Абу Дауд).

Если вдруг женщина станет подозревать мужа в чем-то, она никогда не должна следить за ним. Ей нельзя проверять его телефон, подслушивать разговоры, выяснять, кому он звонит, и кто звонит ему, пока не выяснит то, в чем она его заподозрила. Если человек шпионит, шпионство обязательно вернется к нему в том же виде и навредит ему.

Если человек всё же станет выискивать недостатки у братьев или сестёр по вере, то Всевышний Аллах накажет его тем, что разоблачит его перед людьми, откроет его грехи.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

يا معشر من أسلم بلسانه ولم يفضي الإيمان إلى قلبه لا تؤذوا المسلمين ولا تعيّروهم ولا تتبعوا عوراتهم فإنه من يتبع عورة أخيه المسلم تتبع الله عورته، ومن يتبع الله عورته يفضحه ولو في جوف رحله

«О те, которые уверовали на словах, но в чьи сердца не проникла вера! Не вредите мусульманам, уличая их и выискивая их недостатки. Поистине, того, кто будет выискивать недостатки мусульман, Аллах разоблачит, а кого Аллах разоблачит, того Он унизит, даже если будет скрываться в дальней комнате своего дома ». (Абу Дауд, 4880)

Если мусульмане будут выискивать ошибки друг у друга, то между ними увеличится вражда, недоверие друг к другу, они потеряют уважение друг друга и в итоге станут как овцы, лишившиеся пастуха, потому что не будут доверять никому, кто их возглавит.

У каждого возникнет вопрос, а что же делать человеку, если он увидел, как брат по вере совершает грех?

Во-первых , в хадисе сказано:

الدِّينُ النَّصِيحَةُ

«Религия - это наставление » (Муслим, 55).

Если человеку станет публично делать кому-то замечания, наставления, это будет оскорблением, унижением, а не наставлением. Необходимо сделать ему назидание наедине и вежливо объяснить ему мерзость его поступка.

Если он примет твоё наставление, то воздай хвалу Аллаху, поистине, посредством тебя Аллах наставил человека на правильный путь. Если же он примет твое назидание, но не перестанет совершать этот грех, ты должен лишь продолжать делать ему назидания с той же вежливостью и добротой.

Если же он отвергнет твои назидания, то можешь публично рассказать о его грехе, рассказать о мерзости этого поступка, но не указывать на него, не разоблачать его.

При таком подходе можно исправить любого человека, с позволения Аллаха, но, к сожалению, мы всегда рубим с плеча и настраиваем против себя своих же братьев.

О Аллах, который скрыл наши недостатки от людей, не разоблачай нас в перед всеми людьми, скрой наши недостатки в этой жизни, в могилах и в ! Амин.

В России, в отличие от Англии или Франции, было не так уж много знаменитых семейств, ощутивших на себе тяжесть родового проклятия. Пожалуй, самая яркая и страшная из подобных историй связана с братьями Орловыми.

Возведенная на престол гвардейцами Алексеем и Григорием Екатерина Вторая не поскупилась на ответную благодарность. Она щедро одарила своих фаворитов титулами, чинами, имениями, сумасшедшими деньгами. Казалось бы, братья Орловы должны были стать основателями богатейшей и могущественной аристократической династии. Но нет - кроме Анны, дочери графа Алексея Орлова-Чесменского, и вспомнить-то особо некого. Причем загадочная судьба этой женщины - страшная иллюстрация того, во что может вылиться кармическое воздаяние потомкам за грехи предков. В литературе об Анне Орловой-Чесменской встречаются самые противоречивые мнения. Православные авторы представляют графиню почти что святой. А вот Александр Сергеевич Пушкин в ее адрес язвил: «Благочестивая жена душою Богу предана, а грешной плотию - архимандриту Фотию».

* * *
Здесь нет надобности повествовать о перипетиях карьеры Григория и Алексея Орловых. Несомненно, многие знают, что они стояли во главе заговора, в результате которого был свергнут с трона и убит муж Екатерины, император Петр Третий. Подчеркнем лишь, что подавляющее большинство историков считают непосредственным убийцей царя не кого иного, как Алексея Орлова. Столь же широко известно и другое его злодейство, когда Алексей, притворившись страстно влюбленным, по поручению Екатерины завлек в Россию княжну Елизавету Тараканову, которую многие считали законной дочерью императрицы Елизаветы. Завлек, чтобы бросить ее, беременную, умирать в Петропавловской крепости.

Мы начнем с того момента, когда праздник на улице братьев Орловых в основном кончился - они поняли, что соперничество с новым фаворитом Екатерины Григорием Потемкиным безнадежно проиграно, и удалились от императорского двора. Оба брата, хотя им уже перевалило за сорок, еще оставались тогда холостяками.
Григорий славился своей неразборчивостью. Казалось, ему все равно - красавица фрейлина или уродливая прислуга-чухонка. Он готов был тащить к себе в постель любую, и ни одна не задерживалась там надолго. Многие из современников высказывали в мемуарах мысль, что отставной любовник императрицы, развращенный до мозга костей, просто-напросто не был способен к возвышенным чувствам.

Как оказалось, они ошибались - князь Григорий Орлов, словно влекомый некой таинственной силой, сорок три года шел к любви, которая превратилась для него в Божью кару.

Предметом роковой страсти Григория стала одна из немногих российских невест, жениться на которой он не мог - его двоюродная сестра Зинаида. Подобные браки запрещались как гражданскими, так и церковными законами. Не привыкший к слову «нельзя», Григорий увез девицу и без труда нашел священника, который под дулом «пиштоля» их обвенчал. Как только об этом стало известно, сенат издал постановление, в котором предписывалось развести супругов. Орлов кинулся за помощью в ноги всемогущей императрице.

Милостивая государыня была не из тех, кто ревнует бывших любовников. Она великодушно отменила решение сената, позволив Орлову остаться мужем кузины. Правда, криво усмехнулась: «Не пожалеть бы тебе, Гриша». Как в воду глядела - случались у Екатерины Второй удивительные, поистине ясновидческие прозрения. Да и как бы иначе смогла она стать величайшей российской монархиней?

Прошло чуть больше года, как Зинаида Орлова заболела чахоткой. Вместо наслаждения супружескими радостями Григорию пришлось переезжать с больной женой из одного европейского города в другой для консультаций с медицинскими светилами. Ни теплый климат, ни самое лучшее лечение, которое было доступно в те времена, не помогли. Зинаида умерла, а Григорий Орлов вернулся в Петербург - лишившимся от горя рассудка. По свидетельству современников, во время припадков бреда ему постоянно мерещился убитый Петр Третий, который мстительно хохотал: «Это тебе за меня, в наказание». Через полгода Григорий во время приступа буйства скончался. Его брак с кузиной остался бесплодным.

* * *
Алексей Орлов удалился из Петербурга в Подмосковье. Там, в своих роскошных имениях, он, привыкнув к приключениям и интригам, изнывал от жесточайшей скуки. Женитьбу сорокапятилетний граф затеял не по любви - ее он не пытался изобразить даже приличия ради, - а в порядке развлечения: все-таки что-то новенькое.
Юная Авдотья Лопухина, скончавшись на пятом году брака, прошла через его жизнь незаметной тенью. Ее смерть ничуть не расстроила графа. Главное, что в 1785 году она успела родить ему дочь Анну, которая и стала единственной горячей любовью в жизни честолюбца, циника и убийцы Алексея Орлова.

Для дочери граф выстроил в пригороде Нескучное красивый дворец с парком (ныне - здание Академии наук и Нескучный сад). Название имения целиком соответствовало жизни, которая там велась: для юной графини ежедневно устраивались маскарады, фейерверки, спектакли, конные турниры.
В семь лет Анну произвели в фрейлины. Было ясно, что девочка пошла в славную красотой породу Орловых: брови дугами, широко расставленные глаза с поволокой, четко вырезанный чувственный рот. Единственная наследница фантастического состояния, она становилась первой невестой России. Но матерью в шестнадцать лет Анна стала без вступления в брак. В графе «отец» у ее ребенка сегодня поставили бы прочерк. Ряд историков считает, что туда надо вписать не кого иного, как самого графа Орлова. В пользу этой версии говорит многое. То, что никаких разборок в связи с беременностью дочери граф не устраивал. То, что малышку немедленно увезли неведомо куда, а Анна никогда не пыталась ее отыскать - как если бы дитя воплощало в себе нечто чудовищное.

Анне было уже двадцать три - по тем временам возраст почти стародевический, - когда граф смертельно занемог. В агонии ему мерещились погубленные им души. Обитатели дворца вздрагивали и крестились, слыша крики: «Прокляты! За грехи мои весь наш род проклят!», доносившиеся из спальни, где у постели умиравшего графа сидела его дочь.

* * *
После смерти отца Анну словно подменили. Фрейлина Орлова-Чесменская по-прежнему носила такие туалеты и драгоценности, что им завидовала сама императрица, но ни балы, ни бега, которые раньше она обожала, больше ее не привлекали. Попытки сватовства пресекались на корню. Прежде равнодушная к религии, графиня превратилась в истовую богомолку. Стремясь отмолить грехи отца и постигшее их род проклятие, она жертвовала огромные суммы церкви и на благотворительность.

В 1820 году Анна встретилась с двадцатисемилетним монахом Фотием, выпускником Санкт-Петербургской духовной академии. Он поразил ее воображение. Не внешностью - отец Фотий был невысок, бледен и хил. Заворожил он Анну проповедями, в которых жарко обличал развращенность общества. У монаха, несомненно, был дар, который ныне именуется харизмой. Ведь потом он буквально загипнотизировал императора Александра Первого, который называл Фотия ангелом и, подарив алмазный нагрудный крест, назначил настоятелем древнего Юрьева монастыря, расположенного в Новгородской губернии.

Бес силен: Фотий, избранный Анной в духовники, почти сразу стал ее любовником. Она увлеклась настолько, что практически не скрывала кощунственную связь, хлопоча за него при дворе и щедро оделяя Фотия деньгами и драгоценностями.

В виде фарса повторилось чудовищное прелюбодеяние ее юности: духовник по христианским представлениям - тот же отец, только духовный. Остряк Александр Сергеевич Пушкин смачно прокомментировал скандальный роман, опубликовав стишок, где высмеял разговор, который, по его мнению, происходил между Фотием и графиней Анной:

Внимай, что я тебе вещаю:
Я телом евнух, муж душой.
- Но что ж ты делаешь со мной?
- Я тело в душу превращаю.

Плохие времена для любовников наступили, когда Александра на троне сменил Николай Первый. Новый император терпеть не мог говорливых религиозных проповедников, тем паче если те сами пренебрегали провозглашаемыми принципами. Фотий же, распоясавшись, не ограничивал свои телесные утехи графиней Анной. По свидетельству современников, он при случае изменял ей с балеринками. Она все прощала, но царь с этим предтечей Распутина миндальничать не стал. Последовал высочайший приказ: Фотия из столицы - вон. Пусть пожизненно и безвылазно сидит у себя в Юрьевом монастыре.

Графиня не пожелала разлучаться с архимандритом, отправившись вслед за ним в свое новгородское имение, расположенное в полверсте от монастыря. Ее щедротами обитель быстро превратилась в одну из самых богатых в России. Анна и Фотий надолго уединялись в его комфортабельной келье. Предполагалось, что игумен ведет там с духовной дщерью душеспасительные беседы. Так продолжалось до самой его смерти в 1838 году.

* * *
Анна построила захороненному на территории монастыря любовнику роскошный беломраморный саркофаг. Рядом заготовила усыпальницу для себя - такую же, только из темно-красного мрамора, и составила завещание, по которому отписала монастырю огромные деньги. Последнее совсем не понравилось родственникам, которые взялись активно обхаживать графиню, уговаривая вернуться в Санкт-Петербург.

С новым настоятелем Юрьева монастыря Мануилом отношения у Анны складывались далеко не сердечные. Все шло к тому, что она могла изменить свою последнюю волю. Но не успела: накануне отъезда в столицу графиня, не страдавшая никакими болезнями, вдруг начала задыхаться, кашлять и за считанные минуты скончалась в гостиной Мануила, к которому зашла попрощаться перед дорогой. Орловы были убеждены: Анну отравили, растворив яд в вине, который во время причастия поднес ей сам новый настоятель. Попытались воззвать к императору, чтобы назначил расследование, но Николай больше слышать не хотел о героине скандального романа. Его реакция была типа того, что «умерла так умерла».

* * *
В 1934 году археологи вскрыли гробницу графини Орловой. Тело выглядело странно: руки разбросаны, волосы растрепаны, платье изодрано на груди в клочья. Впечатление было, будто женщина похоронена заживо. И опять разбираться никто не стал - кости попросту выкинули. Их подобрали по доброте местные жители, перезахоронив без креста и таблички у одного из ближайших к усадьбе храмов.

Усадьба досталась новгородскому Музею деревянного зодчества. Его сотрудники не раз признавались прессе, что то и дело видят в особняке призрак женщины в длинном белом платье, которая тяжко вздыхает и стонет: «Ослобони!» Никто не сомневается, что это неприкаянный дух отравленной и выброшенной из могилы графини Анны Алексеевны. Ей не удалось отмолить Орловых: род цареубийц пресекся, а титул вместе с фамилией перешел к мужу и детям одной из племянниц Алексея Орлова, которые стали именоваться Орловы-Давыдовы.

Анна ТКАЧЕВА