Домой / Система отопления / Проект по литературе про поэтов. Андрей орловский о проекте, который объединил больших поэтов, дебютантов и рокеров. Актуальность выбранной темы

Проект по литературе про поэтов. Андрей орловский о проекте, который объединил больших поэтов, дебютантов и рокеров. Актуальность выбранной темы

  • ПРОЕКТ
  • ПО ТЕМЕ:
Анкетирование
  • 72 учащихся приняли участие в анкетировании. Из них 5 человек знают поэтов нашего края, а остальные ни одной фамилии не назвали.
ПРОБЛЕМА:
  • «Отсутствие у учащихся школы знаний о знаменитых
  • поэтах малой родины»
Помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов родной земли;
  • Помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов родной земли;
  • Показать величие русского народа и духовную красоту в произведениях этих авторов;
  • Доказать, что произведения Семилукских поэтов являются отражением местного быта, культуры, природы.
ЯКОВ НИКОЛАЕВИЧ КЛИМОВ
  • ЯКОВ НИКОЛАЕВИЧ КЛИМОВ
  • Родился в 1947 г. в Каменной Степи Таловского района Воронежской области в небольшом поселке Шишлянников. После окончания средней школы поступил в Воронежский политехнический институт. Работал на предприятиях Воронежа, прошел путь от инженера до главного конструктора спецмашиностроения.
Виктор Тихонович Кулаков (1941)
  • Родился 9 мая 1941 года в с.Девица Семилукского района. Закончил с золотой медалью Стрелицкую среднюю школу. Поэзией увлекается с юных лет, участвовал в пяти творческих смотрах –конкурсах. В данное время проживает в г. Москве, но он частый гость в нашем поселении.
Смирнов Владимир Васильевич
  • Родился в г. Орехово-Зуево Московской области в 1938 году. В 1957 окончил Староскольский геолого-разведочный техникум. Увлечения: спорт, литература. Стихи пишет с юности. С 2000 г. живет в с. Девица, Семилукского района Воронежской области. Активный участник литературных мероприятий.
.
  • Родилась 1 апреля 1961 года в селе Девица Семилукского района. Более 15 лет работала бухгалтером в Семилукском торге, сейчас работает в г. Воронеже, но места жительства менять не собирается, так как любит свой родной уголок .
Валерий Фёдорович Гомонюк (1948-2006)
  • Родился в 1948 году в селе Девица Семилукского района Воронежской обл. В 1967 году окончил Семилукскую среднюю школу. Стихи пишет со школьной скамьи. Печатался в газете < Советская армия > и др. Неоднократно его произведения звучали на Воронежском радио. Является автором 4 сборников стихов и песен. Валерий Федорович посещал и нашу сельскую библиотеку. Так в 2006 году 23 февраля прошла встреча с поэтом, на которой звучали его песни и стихи. В декабре 2006 этого замечательного человека не стало.
Паршин Василий Петрович (1927-2012)
  • Родился в 1927 году в селе Петропавловка Острогожского района Воронежской обл. После окончания школы работал учетником в тракторной бригаде. Все страшные годы войны всю семью, 10 детей и мать фашисты загнали в контракционный лагерь. 16-летним юношей записался в истребительный батальон и с карабином в руке очищал леса и деревни от фашистских захватчиков. В 1952 году женился в Москве, воспитал 3 детей,всем дал высшее образование.В 2012 году в возрасте 85 лет остановилась жизнь этого замечательного человека.

Со стороны видится, что поэтическое движение распадается на несколько течений: в одном патриархи и устоявшиеся авторитеты, в другом - молодая поросль, в третьем - рок-поэты, которых многие коллеги и за поэтов-то не считают. «Живые поэты» - это, выходит, попытка вырвать отдельные истории из разных контекстов и создать из них один общий?

Сказать, что «Живые поэты» ставят перед собой какую-то культурологическую задачу, нельзя. Нас не интересует поэтическое сообщество, существующая расстановка сил и внутренняя иерархия. Если в общежитии русской литературы под меня когда-нибудь и будет выделено место, то пусть это будет комнатушка на втором этаже, с окнами без решеток, чтобы была возможность в любой момент сбежать от коменданта.

Эта позиция - выскочки, варвара, эмигранта - вшита в мою биографию. Почти десять лет я прожил, как битник, в дороге, меняя работы, людей и города. Единственными константами среди всех этих переменных была литература и люди, с которыми мы ее делали. В предисловии к грядущей книге я назвал их «добровольными аутсайдерами», они сознательно или в силу стечения обстоятельств заняли позицию вне существующего литературного сообщества.

В первую очередь наша книга, да и весь проект - это история не про объединение необъединимого, а про отдельных талантливых людей: тех, кто никогда не издавался в больших издательствах, а иногда даже не публиковал свои стихи в интернете. Чаще всего речь идет об острых и резких, взъерошенных, неудобных и, будем справедливыми, непрофессиональных стихах. Но та поддержка, которую проект получил от признанных литераторов, известных музыкантов, журналистов и культуртрегеров, показывает, что жизнь, искренность и силу в этих стихах вижу не я один.

В какой-то момент я попытался визуализировать схему существующего поэтического сообщества. Получается примерно то, о чем вы сказали: некий многоугольник, в одной вершине которого - тусовка авторов из литературных журналов, в другой - сетевая поэзия, в третей - рокеры и так далее. Но как сказал мой друг, поэт Иван Фефелов, «культурные пространства давно сплелись в один клубок измерений», и этому невозможно, да и не нужно противостоять. «Живые поэты» не первые, но, наверное, самые яркие из тех, кто это смешение радостно манифестирует.

В эпоху соцсетей, когда у каждого появилась возможность высказаться, с одной стороны, нашли свое место многие талантливые люди; с другой - всплыло столько графомании, что при словах «молодой поэт» часто бессознательно скептически усмехнешься. Это обязательный побочный эффект демократизации творчества?

Отвечая на иные вопросы, бывает, автоматически тянешься к готовому решению, которое нашел раньше. Так и здесь - ответ на этот я всегда начинал с отточенной формулировки: «В условиях отсутствия цензуры и критики…» - и дальше, после вводных условий, обычно шли размышления о тотальной графомании, порождаемой свободным доступом к информационным каналам.

Однако за последние несколько лет условия изменились.

Цензура - примитивный древний бог, который не только не умер за девяностые и нулевые, но поумнел и окреп

Андрей Орловский

Создатель проекта «Живые поэты»

За примерами не нужно далеко ходить: я не могу читать лекции в некоторых библиотеках Ростова-на-Дону («Мы посмотрели социальные сети - вы что, критически относитесь к действующей власти?»), судить поэтические фестивали («Очень хотели позвать в жюри, но у вас, оказывается, украинское гражданство…»). Доходит до абсурда: нас, редакцию «Живых поэтов», просят: «А можете прислать точно такую же презентацию, но без Андрея Макаревича?»

У свободного распространения информации есть много минусов, но на каждый из них приходится гораздо более весомый плюс. Да, интернет способствует графомании - но при этом вырывает ключ к дверям культуры из рук кучки эстетов, возомнивших, что они и только они воплощают собой литературу здесь и сейчас. Да, благодаря социальным сетям появляются отвратительные в своей безвкусности явления, такие как, например, - но при этом в них находят свою аудиторию действительно талантливые люди. Да, плохие стихи, да, информационный шум, да, противоречивые и радикальные позиции - однако, как говорится в приписываемом Вольтеру выражении, «я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать».

Хочу еще добавить кое-что о молодых поэтах. Набоков в книге «Истинная жизнь Себастьяна Найта» писал о начинающих авторах: «Тот, для кого это определение справедливо, навек остается начинающим, другие же, вроде меня, расцветают сразу». За три года редакторы проекта «Живые поэты» прочли десятки тысяч ужасных стихов, но мы по-прежнему сталкиваемся с теми, кто «расцветает сразу», поэтому к каждой новой заявке стараемся относиться без снобизма и скепсиса. Игра стоит свеч.

Внушительная часть участников проекта - музыканты; и некоторые из их стихов - тексты песен. Прежде к так называемой рок-поэзии принято было относиться свысока: все же текст, предназначенный для исполнения под музыку, строится иначе. Сейчас, когда , а , ситуация меняется?

Сейчас я скажу предложение, которое однозначно объясняет, кто я, чем занимается проект «Живые поэты», и после которого, предполагаю, кто-то закроет это интервью, поморщившись: «Фу, какой кошмар!» В свое время шеститомник Анны Ахматовой произвел на меня меньшее впечатление, чем аудиозапись с «Оскольского квартирника» Вени Дʼркина: Литвинов (настоящая фамилия Дʼркина. - Прим. ред. ) для меня гораздо более важный поэт, чем Горенко (девичья фамилия Ахматовой. - Прим. ред. ).

Кто имеет большее право считаться поэтом - Джим Моррисон или Аллен Гинзберг, Жак Брель или Жак Превер? Вопрос идиотский: у каждого свой чувственный флюгер, а значит, и свой вариант правильного ответа. Кажется, мы уже говорили об этом: ни меня, ни команду «ЖЫ» не касается вопрос «общепринятого отношения» к чему-либо. Мы не «новая поэтическая формация» и тем более не «продолжатели литературных традиций», у нас нет поводов для высокомерного отношения к рок-музыке или словосочетанию «молодой поэт». Мы всегда за субъективность, за индивидуальное ощущение красоты, каким бы оно ни было.

Недавно мы затеяли с одним литературным деятелем вечный разговор о том, зачем это все. Я говорил, что поэзия - праздник жизни, он парировал пустотой и безнадегой. Результатом разговора стал трюизм: я понял, что высокомерие - это внебрачный ребенок неопытности и страха.

Я знаю поэтов, которые пишут тусклые беспомощные стихи, и знаю рок-музыкантов, от чьих песен все внутри дрожит. Один из моих любимых поэтов, Ямамото Цунэтомо, вообще самурай, который не написал ни одного стихотворения за всю свою жизнь. Участник питерской хип-хоп-группы «Он юн» Максим Тесли, отвечая на вопрос, чем отличается написание стихов от написания песен, сказал: «Песни, стихи, секс, драка - все это работа с энергией». Можно добавить к этому много уточнений, но в целом я с ним согласен.

Издатель «Эксмо», Москва, 2018

Школьный исследовательский проект на тему "Роль поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина", выполнен учащимися МБУ СОШ №63 9 "Б" класса Куприяновой Анастасией и Федотовой Анастасией по руководством учителя русского языка и литературы Титовцевой Л.Г.

Поэзия А.С.Пушкина удивительно Верна русской действительности, Изображает ли он русскую природу Или русские характеры. В.Г. Белинский

Поэзия была «на Руси… и до Пушкина …». Но он обновил русский стих, т.е. «первоначальную, непосредственную форму поэтической мысли»… «Все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны; тягуч и густ, как смола; ярок, как молния; прозрачен и чист, как кристалл; душист и благовонен, как весна; крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря».

А.С.Пушкина величают «солнцем русской поэзии». Но в наш прагматический век всё чаще лирика уступает место материальному, книга заменяется телевизором, собеседник компьютером. Попробуем исследовать вопрос, насколько актуальна поэзия Пушкина сейчас, какова роль стихов великого русского поэта для молодёжи?

Проблема:

Волнуют ли стихи поэта сердца моих современников?

Цель проекта: расширить представление о роли поэта и назначении поэзии в жизни человека.

  1. Изучить взгляд А.С.Пушкина на роль поэта и назначение поэзии.
  2. Исследовать соотношение высокого и низкого стилей в стихах: «Пророк», «Памятник», «Поэт», «Эхо».
  3. Проанализировать вышеуказанные стихи и сделать вывод, как посредством чтения поэтических текстов гения можно превосходным образом воспитать в себе человека
  4. Познакомиться с высказываниями великих людей и моих современников о творчестве А.С. Пушкина.
  5. Провели анкетирование с целью выявления значимости поэзии А.С.Пушкина в жизни учащихся нашей школы.

Проект информационно-исследовательский, долгосрочный

Слово о поэте

А. С. Пушкин (1799-1837) Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев. Общение с бабушкой, с Ариной Родионовной, с дядькой Никитой Козловым подарило много впечатлений юному Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей. Он начал учиться там, в 1811 году. О роли лицея в становлении личности Пушкина сказано очень много… В Лицее Пушкин начал писать стихи, 1814 году было опубликовано первое стихотворение «К другу стихотворцу».

В те дни, когда в садах лицея Я безмятежно расцветал… Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне.

После окончания лицея Пушкин не возвратился в Москву, 1817 году он переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он вращался в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы, театры. В 1820 году он закончил поэму «Руслан и Людмила» - первое крупное произведение. За эпиграммы, вольные стихи, быстро-распространявшиеся по Петербургу, в 1820 году Пушкин был отправлен в южную ссылку. За четыре года он переезжал в разные города: Екатеринослав, Кишинев, Одессу, Во время этой ссылки им были написаны романтические поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», а в 1823 году он начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин».

1824 году Пушкин был отправлен в Северную ссылку в имение родителей Михайловское, где после отъезда семьи жил с няней. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. Там, в Михайловском, навещали его друзья, туда Пущин привез Пушкину «Горе от ума», находясь там, Пушкин вел переписку. Там застало его известие о восстании декабристов, в котором участвовали многие его друзья, и об их казни.

4 сентября 1826 года Николай I неожиданно вызвал Пушкина в Москву. Но свобода, предоставленная царем, была недолгой. Уже в 1828 году вышло постановление государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья.

В 1830 году Пушкин посватался к Н. Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров.15 мая 1831 года Пушкин женился и переехал в Петербург. В эти годы он много работал в архивах, писал произведения на исторические темы. Это «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева». В журнале «Современник» Пушкин был редактором, общался с Белинским, Гоголем, с художниками.Затруднения возникли вновь, когда Пушкин вынужден, был общаться в придворных кругах. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.

Взгляд А.С.Пушкина на высокое предназначение поэзии

Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца. «Памятник»

Каждого поэта на протяжении жизни, и особенно в зрелые годы, волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о назначении поэтического творчества. А.С. Пушкин высоко оценивал роль и характер деятельности поэта. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным условием нормальной творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта. Его волновал также вопрос о том высоком предназначении, которое он должен выполнить как поэт. Еще на заре своей литературной деятельности, в лицейских стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью, судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе.

В первом напечатанном стихотворении «К другу стихотворцу» мы находим такие размышления поэта:

Не так, любезный друг, писатели богаты; Судьбой им не даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом набиты сундуки; Лачужка под землей, высоки чердаки – Вот пышны их дворцы... Их жизнь - ряд горестей, Гремяща слава - сон!

Прекрасно понимая незавидную судьбу поэта в современном ему обществе, лицеист Пушкин для себя избирает путь литературного творчества. Он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не ожидали. "Мой жребий пал; я лиру избираю», - пишет Пушкин. Уже в этом раннем стихотворении ясно слышатся ноты презрения по отношению "к сильным мира сего", не способным ни ценить, ни тем более понимать поэзию и самого поэта. Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта- борца, прямо противоположный привычным представлениям XYII1 века о назначении поэта. В понимании Пушкина, поэт не одописатель в честь вельмож и царей, он - "эхо русского народа".

Об этом он и говорит в стихотворении "К. Плюсковой":

Я не рожден царей забавить,

Стыдливой лирою моей...

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

Был эхо русского народа.

"Скромная, благородная лира", стремление служить своей поэзией одной лишь свободе, отказ воспевать царей, сознание глубокой связи с народом - все это оставалось неизменным во взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни.

Во многих стихотворениях Пушкина мы видим противопоставление поэта светскому обществу, среди которого он живет. Он называет это общество презрительно и гневно: "толпа", "чернь". Пушкин защищает мысль о свободе поэта от невежественных гонителей поэта. В 1826-1831 годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и поэзии: "Пророк", "Памятник", "Поэт". ""Эxo", в которых автор развивает свои взгляды на задачи поэта: поэт свободен в своем творчестве, он идет своими путями, определенными его высоким призванием: творчество поэта - "благородный подвиг", поэт независим от служения светской толпе. Сквозь все творчество проходит идея о трагической участи поэта в жизни.

Уже ранняя поэзия Пушкина по богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии. Вбирая в свою поэзию достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти "своим путем". Требует от поэзии истины и выражения чувств, он - поэт действительности. Александр Сергеевич силен во всех жанрах поэзии: оде, дружеском послании, элегии, сатире, эпиграмме - везде смел, его поэтический стиль нельзя спутать с другими поэтами. Во времена Пушкина почти все лицеисты писали стихи, но и высокообразованный слой дворянства был достаточно силен в литературе, считалось, что, неумение писать стихи, такой же дурной тон, как неумение танцевать или говорить по-французски.

В творчестве каждого поэта рано или поздно начинается перелом, когда он должен осмыслить - для чего он пишет стихи? Перед Пушкиным такого выбора не стояло, он знал, что поэзия нужна всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир.

Позднее, Маяковский очень точно оценил труд поэта, заявив: Поэзия - та же добыча радия, в грамм - добыча, в год - груды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. Поэт-декабрист Рылеев писал Пушкину: "На тебя устремлены глаза

России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт гражданин". Пушкин выполнил это завещание. Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества - это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина. Его размышления на эту тему нашли глубокое отражение в его лирике.

Идеальный образ поэта, воплощенный Пушкиным в стихотворении «Пророк» -1826 год

Это была тяжелая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов. Название и содержание стихотворения позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи. Пушкин дает в "Пророке" свое толкование библейского сюжета. Его лирический герой не чувствует себя оскверненным беззаконием общества, но он не равнодушен к происходящему вокруг, хотя и бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку является посланник Бога:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,-

И шестикрылый серафим На перепутье мне явился.

Для поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. Действия серафима становятся все более жестокими, но дар, полученный героем, превращает его в пророка:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей.

И, обходя моря и земли

Глаголом жги сердца людей. «Пророк»-1826 г.

Стихотворение насыщено церковнославянизмами. «Пророк»- истолкователь воли бога, «Серафим»-в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; «зеницы» (глаза), «вещие» (пророческие), «десница» (правая рука), «виждь» (смотри). Текст насыщен архаической лексикой. Славянизмы, придающие речи торжественный, приподнятый тон, органически связаны с библейской темой.

Первое четверостишие – это экспозиция и одновременно завязка. Оно читается спокойно и торжественно. Силой голоса подчеркнем такие слова и словосочетания, как «духовной жаждою томим», «влачился», «шестикрылый серафим», «на перепутье»; в них заключен основной смысл первых строк.

Пророк, каким поэт рисует в начале стихотворения,- это человек с высокими запросами, томимый «духовной жаждою», стремящийся к творческой деятельности. А.С.Пушкин придает исключительное значение мировоззрению поэта-пророка. Без ясных взглядов на жизнь, на творчество поэт не может нести истину людям, пробуждать в них «чувства добрые», влиять на их нравственность.

В центральной части стихотворения показан мучительный процесс превращения человека, «томимого духовной жаждой», в пророка. Чередование перекрестных, парных и опоясывающих рифм, прием единоначатия (повторяющийся союз «и») – все это придает поэтической речи торжественный и напряженный тон. В заключительном четверостишии каждое слово полно глубокого значения. «Вещие зеницы» ему даны для того, чтобы видеть многообразный, красочный мир; чуткий слух, чтобы слышать пульс жизни…

Мысль о гражданственности творчества с особой силой высказана в строках: «Глаголом жги сердца людей».

Наконец настает момент наивысшего духовного подъема. Он пророчески предсказывает, что его поэзия поможет прозреть людям, станет достоянием всех народов России:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, И ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.

Тема одиночества поэта среди толпы поднималась Пушкиным во многих стихотворениях о положении поэта в обществе. Так, в стихотворении "Поэту" он писал:

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

А в стихотворении "Разговор книгопродавца с поэтом" мы встречам те же выражения, когда Пушкин размышляет о славе:

Что слава? шепот ли чтеца? Гоненье ль низкого невежды? Иль восхищение глупца?

Пушкин подчеркивал независимость своих суждений, свое право поэта идти туда, "куда влечет его свободный ум". Великий русский поэт утверждает, что право на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал "чувства добрые". А.С.Пушкин дает точную оценку смысла своего творчества, подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута духом свободы.

Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда А.С.Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении. «Пока не требует поэта к священной жертве Апполон…» Да, истинный поэт должен всегда быть честным, да, он приносит себя в жертву. Но эта жертва оказывается священной только для героя, а не для толпы. Она воспринимает ее как должное: «свой дар … во благо нам употребляй». Так, возникает вторая тема: противопоставление поэта и людского мира. «Молчит его святая лира» и поэт - обычный человек «быть может, всех ничтожней он». «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснётся, душа поэта встрепенётся, как пробудившийся орёл», и тогда поэт преображается и бежит от людей «и звуков и смятенья полн». Бежит..., но от кого? Разделение стихотворения на две части как нельзя лучше показывает чувства лирического героя. Первая часть- жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать, что он задыхается:

Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может всех ничтожней он.

Но вот приходит Муза. И уже ничто в мире не сможет сломить великую силу поэта. Понять чувства автора в стихотворении помогают эпитеты, яркие и точные, несущие огромную эмоциональную нагрузку, например: «суетный свет», «гордая голова»; метафоры: «душа поэта встрепенется», «молчит его святая лира». Чтобы подчеркнуть назначение поэта и поэзии используются слова высокого стиля: «душа вкушает хладный сон», « божественный глагол», «священной жертве», «святая лира», «широкошумные дубравы» и другие.

В первой части стихотворения рифмовка – перекрестная; в первом и третьем четверостишиях второй части- кольцевая, а во втором –перекрестная. Этот прием помогает автору раскрыть взаимоотношения поэта и общества. Развитие темы «Поэт и народ». Об этом Пушкин скажет в стихотворении «Поэт и толпа» К какой он цели нас ведёт? О чём бренчит? чему нас учит? Зачем сердца волнует, мучит..? Какая польза...?

Ответ поэта «бессмысленному народу» беспощаден: «Печной горшок тебе дороже: ты пищу в нём себе варишь.». Ключевые слова - синонимы (народ непосвящённый, толпа, бессмысленный народ, чернь) подсказывают нам, что Пушкин ополчился в этом стихотворении не против народа, а против «светской черни», не замечающей как народных бедствий, так и страданий самого поэта: В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас. Следовательно, и «бежит» он от них.

Оценка поэтического творчества в стихотворении «Памятник»

За год до смерти Пушкин написал стихотворение «Памятник» (1836), в котором он как бы подводит итог своего творчества. По теме оно близко одам Державина и Горация. Но Пушкин не копирует поэтов. Уже в начале стихотворения подчёркивает близость своего творчества не к «светской черни», а к народу: «нерукотворный памятник» выше «Александрийского столпа», что писал о народе и для народа. Далее поэт говорит о своём историческом бессмертии: «…и назовёт меня всяк сущий в ней язык». Четвертая строфа содержит идею стихотворения - оценку поэтического творчества. Автор утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил:

во-первых, высокой человечностью «чувства добрые я лирой пробуждал»;

во- вторых, борьбой за свободу «и в мой жестокий век восславил я свободу»;

в-третьих, защитой униженных «и милость к падшим призывал».

В пятой строфе, обращаясь к музе, поэт призывает её, «…обиды не страшась, не требуя венца», принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию. Стихотворение написано в жанре оды: подбор слов (воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий) и интонация отличаются возвышенным стилем. Содержание обращено к высоким нравственным идеалам. «Памятник» - это торжественная речь народного поэта-гражданина, утверждающего своё право на бессмертие. По мнению А.С.Пушкина, поэзия - удел избранных, но, встав на этот путь, поэт должен быть честен перед собой, перед народом, не бояться «светской черни». Всё это предполагает огромное мужество человека!

Печальные, горькие слова! Трагическое признание гения, обреченною на непонимание современников! И все-таки время расставило всё на свои места. Поэзия Пушкина заняла достойное место в русской классической литературе.

Сбылись пророческие слова Пушкина:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, в жанре греко-римской оды, насыщено возвышенной лексикой: «главою непокорной», «и тленья убежит», «и славен буду», «доколь», «восславил свободу», «приемли равнодушно», «не оспаривай глупца».

В этом стихотворении поэт подчеркивает народность своего творчества. Обращается к своей музе: следовать своему призванию. Говорит о своем бессмертии, предсказывает известность своей поэзии.

Стихотворение "Эхо":

Стихотворение состоит из двенадцати строк. Размер – двустопный ямб. Рифма – смешанная. Используются такие средства выразительности как:

Анафора (Ревет ЛИ, Трубит ЛИ, Поет ЛИ, - здесь ЛИ).

Метафора (Глухой лес, пустой воздух).

Инверсия (Тебе ж нет отзыва… Таков… И ты поэт!)

Используется возвышенная лексика: «дева», «отклик», «внемлешь», «глас», «отзыв». Большая роль отводится ритмической и звуковой стороне стихотворения.

Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом -

На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и валов, И крику сельских пастухов - И шлешь ответ; Тебе ж нет отзыва... Таков и ты, поэт!

Поэт говорит нам, что он – эхо мира, которое несется из края в край, чтобы страстно откликнуться на все, не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. Утверждает, что поэт свободен в своем творчестве; идет своим путем, определенным его высоким призванием. Творчество поэта – благородный подвиг.

Исследование лексики

Нами было, проведено исследование с точки зрения лексики четырех стихотворений, посвященных поэзии А.С.Пушкина, которое доказывает то, что поэт, говоря о музе, чаще всего использует высокий стиль.К словам высокого стиля относятся старославянизмы, эпитеты, риторические вопросы и восклицания, слова с неполногласием, усеченные формы прилагательных, изменение порядка слов. Роль этих художественных средств отражает гражданский пафос содержания, Монументальность и стройность композиции, идейно-художественное единство стихотворения, направленное на раскрытие поэтического «я».

Стихи Слова высокого стиля Общеупотребительные слова Слова низкого стиля «Поэт» 16 12 0 «Пророк» 11 14 1 «Эхо» 17 14 0 «Памятник» 21 11 0 Всего 65 слов 51 слово 1 слово Проценты 56% 43% 1%

Великие о Пушкине.

Николай Васильевич Гоголь: «При имени Пушкин тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа.... В нем русская природа. русская душа, русский язык отразились в такой же чистоте, в такой очищенной чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. 1834 год

Виссарион Григорьевич Одоевский: «Пушкин был призван быть первым поэтом- художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как художество, а не только прекрасный язык чувства... Натура Пушкина была внутренняя, созерцательная, художественная. В сфере своего поэтического миросозерцания он, так же, как и в природе, видел только мотивы для своих поэтических вдохновений, материалы для своих творческих концепций...» 1844 год

Кондратий Фёдорович Рылеев, поэт- декабрист, писал Пушкин: «На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт -гражданин».

А.А.Ахматова. Пушкин.

Кто знает, что такое слава!

Какой ценой купил он право,

Возможность или благодать

Над всем так мудро и лукаво

Шутить, таинственно молчать

И ногу ножкой называть?...

Заключение

Чтобы понять и принять поэтическое творчество Пушкина по теме «О назначении поэта и поэзии», необходимо обратить внимание на следующее: Пушкин видит в поэзии новый дар «завещанный от Бога», второе обстоятельство связано с пониманием независимости поэзии, ее смысла и назначения. Всем жизненным и творческим опытом Пушкин завоевал право написать «Памятник», где в полный голос сказано: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…»

Изучив материал, связанный с темой «Роль поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина» мы сделали следующие выводы:

Во-первых, поэт призывает людей быть честными и порядочными, не идти на сделку с совестью.

Во-вторых, его стихи учат нас мужеству и терпению, умению помогать ближнему, ибо поэзия для Пушкина - это и тернистый путь, и дар, «завещанный от Бога».

Мы провели исследование стихотворений А.С. Пушкина: «Поэт», «Пророк», «Памятник», «Эхо» на уровне лексики и выявили, что преобладает высокая лексика (56%), которая помогает автору раскрыть гражданский пафос идею содержания стихов, пробуждает добрые гуманные чувства, воспитывает бережное отношение к русскому слову. А это так важно в настоящее время, когда русская речь искажается, засоряется ненормативной лексикой.

Провели анкетирование, которое помогло нам представить картину, какие произведения А.С. Пушкина читают наши учащиеся, какую практическую значимость придают стихам в своей жизни.

Материал по данной теме может быть использован на уроках литературы, уроках развития речи, это поможет учащимся школы глубже изучить поэтику А.С.Пушкина. Работая над проектом, мы повторили практический навык работы с поэтическим текстом: комплексный анализ, средства выразительности языка, средства связи.

Закрепили коммуникативные навыки:

  • установление причинно-следственной связи в исследовании,
  • разъяснение и аргументирование высказываний,
  • выражение полученной информации по исследованию в виде графика.

Литература:

1.М.П.Алексеев. Пушкин А.С. Избранные сочинения: Москва, 1978

2.И.В.Воденисова. Лучшие школьные материалы: Нижний

Новгород, 2002

3.В.Я.Коровина. Учебник - христоматия. - Москва, 2003

4.Ю.В.Лебедев. Русская литература 19 века: Москва, 2002

5.http:\\soch. goldref. ru\pushkin\08\htm

6. ru.wikipedia.org

7. www.litera.ru

Приложение

Викторина «Любителям поэзии Пушкина»

Кому принадлежат эти строки?

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем. (А.С.Пушкин. «Я вас любил»).

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом -

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Кому посвящает поэт эти строки?

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою.

Тобой, одной тобой...

Кто сказал об А.С.Пушкине:

«На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт - гражданин».

Из какого стихотворения эти строки?

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,-

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Назовите стихи, посвященные теме поэта и поэзии?

Социологический опрос

Вопросы анкеты:

  1. Какие стихотворения в лирике А.С.Пушкина вам нравятся?
  2. В чем вы видите предназначение поэта и поэзии?
  3. Что вы знаете о жизни Пушкина?
  4. Какие произведения Пушкина вам запомнились?
  5. Знаете ли вы, кому он посвящал свои стихи?

Ответы начальной школы (3 класс)

1. «У лукоморья дуб зеленый…»

3. Его воспитала няня…

Ответы средней школы (5 класс)

1. «Буря мглою небо кроет...»

3. То, что он писал стихи.

5. своей жене.

Ответы средней школы (6 класс)

1. «Узник»

2. Для души

3. Был убит на дуэли

4. «Барышня – крестьянка»

Ответы средней школы (7 класс)

1. «Пришла весна…»

2. Для себя

3. Рос в лицее

4. «Узник»

5. Всему миру

Ответы старшей школы (10 класс)

1. «Пророк», «Я вас любил», «Талисман», «Поэт», «Мадонна», «Я помню чудное мгновенье»

2. Предназначение поэта – служение народу. Стихотворения Пушкина о назначении поэта и поэзии подталкивают нас к размышлениям, самоанализу. Они являются образцом русского литературного языка, учат нас красиво и грамотно выражаться.

3. Родился в 1799 году. Воспитывала его няня, Арина Родионова. Закончил Царскосельский лицей, именно там, начал писать стихи. Много раз бывал в ссылках за отстаивание своих взглядов. Был убит на дуэли с Дантесом в 1837 году.

4. «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Дубровский», «Пиковая дама».

5. Он посвящал свои стихи народу, женщинам, няне.

Его стихи человечны, жизнерадостны, пробуждают в людях добрые, гуманные чувства, чего не хватает современной молодежи. Призывают к действию работать над самим собой, помогать обездоленным, нуждающимся в помощи. Таким образом, прослеживается цель данной работы: расширить представления учащихся о роли поэта и поэзии.

Цель реализовывали через следующие задачи:

  1. Исследовать взгляд А.С.Пушкина на поэзию.
  2. Исследовать соотношение высокого и низкого стилей в стихах.
  3. Проанализироть стихи и сделать па вывод, как посредством чтения поэтических текста можно воспитать в себе гражданстаенность, личность
  4. Провести анкетирование.
  5. Изучить высказывания Великих о Пушкине и учащихся нашей школы

Чтобы разобраться в значении поэзии Пушкина, нужно обратить внимание на следующее: Пушкин видит в поэзии новый дар «завещанный от Бога»,второе обстоятельство связано с пониманием независимости поэзии, ее смысла и назначения. Всем жизненным и творческим опытом Пушкин завоевал право написать «Памятник», где полным голосом сказано: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…» Изучив материал, связанный с темой «Роль поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина» мы сделали следующие выводы:

Во- первых, поэт призывает людей быть честными и порядочными, не идти на сделку с совестью.

Во-вторых, его стихи учат нас мужеству и терпению, умению помогать ближнему, ибо поэзия для Пушкина - это и тернистый путь, и дар, «завещанный от Бога» Мы провели исследование стихотворений А.С. Пушкина, таких как «Поэт», «Пророк» , «Памятник», «Эхо» на уровне лексики и выявили, что преобладает высокая лексика (56%), которая помогает автору раскрыть гражданский пафос идею содержания стихов, пробуждает добрые гуманные чувства, воспитывет бережное отношение к русскому слову. А это так важно в настоящее время, когда русская речь искажается, засоряется ненормативной лексикой.

Провели анкетирование, которое помогло нам представить картину, какие произведения А. С Пушкина читают наши учащиеся, какую практическую значимость придают стихам поэта в своей жизни.

Практическая значимость проекта состоит в том, что наработанный материал можно использовать на уроках

  1. Жизненный путь поэтов.
  2. Альбом стихотворений поэтов.
  3. Заключение.
  4. Список использованной литературы.
  5. Приложение.

“Поэты нашего края”.

(Устный журнал.)

Ведущий. Менделеевская земля богата на творческих людей, особенно мастеров художественного слова. Неиссякаемые поэтические родники нашего края дали народу таких талантливых и неповторимых поэтов и писателей как Егор Уткин, Марсель Гимазетдинов, Дифкат Сирай, Михаил Гоголев, Ильгиз Абдуллин, Виктор Колпаков и многие другие.

Ведущий . Начать наш журнал хотелось бы с рассказа о творчестве Егора Васильевича Уткина. Настоящая поэзия – подобна Солнцу. Её целительные лучи благотворно освещают душу людей, наставляют их на путь добра и любви. В этом то и сила поэтического слова.

Ведущий . Вот послушайте, что ещё расскажут нам об этом авторе.

(Биография, показ сборников стихотворений.)

(Рассказ стихотворения “ Глухой родник ”.)

Ведущий. Виктор Николаевич Колпаков он пришёл в этот мир в зимнюю стужу 41 года и ушёл трагически в ноябре 97 г. Поэт из Тат. – Челнов – его называли “менделеевским Есениным” за “половодье чувств”, за умение передавать в стихах неповторимость человеческой жизни, красоту родной природы.

(Биография о нём, фото, показ сборников стихотворений)

(Рассказ стихотворения “ Берёзовый сок”.)

Ведущий. Замечательный человек, писатель, поэт, художник, философ, член союза писателей России, лауреат премии Э.Касимова, автор более 30 книг: рассказов, повестей, романов, чудесных детских книжек, а также тонких, изящных по своей красоте стихосложений – верлибров – Михаил Николаевич Гоголев.

(Биография поэта, фото, показ книг.)

(Рассказ стихотворения “Детство”.)

Ведущий . Роберт Латыпович Ясавеев журналист, удивительный в своей талантливости человек – решился на новое для себя и читателей открытие мира в поэтическом слове.

– Биография, фото, показ сборников со стихами.

(Стихотворение “Земляничная поляна”.)

Ведущий. Нельзя обойти внимание Менделеевского татарского поэта Абдуллина Ильгиза Исмагиловича , детство и юность которого прошли в д. Тойгузино.

(Биография, фото, показ книг.)

(Стихотворение “Яз”.)

Ведущий. Можно продолжить разговор о творческих людях, поэтах и писателях Бондюжского края очень долго. Среди них также Гайше Сегдиева, Альберт Талыпов, Назип Фатыхов, Надежда Симулина, Андрей Черняев, Рустам Рузметов, Евгений Вахонин, Радик Ахунзянов . Есть и юное поколение талантов. Так учащийся Тихоновской сельской школы Медведев Сергей стал победителем республиканского конкурса “ Золотое перо”.

Ведущий. С творчеством этих замечательных людей, вы можете ознакомиться в нашей центральной городской библиотеке.

Объект исследования: творчество поэтов родного края.

Предмет исследования: стихотворения для детского круга чтения.

Цель творческого проекта: создать альбом “Поэты родного края”.

Задачи исследования:
– изучить творчество поэтов в литературных источниках;
– выявить стихотворения для детей;
– оформить альбом с содержанием: фотография поэта, его биография, стихи для детей с иллюстрированием учащихся.

Методы исследования:
– анализ, обобщение;
– анкетирование учащихся.

Практическая значимость: создание альбома, который можно использовать на уроках литературного чтения.

Анкетирование учащихся (3–5 классы).

1. Каких поэтов нашего района вы знаете?

2. Знакомы ли вам прочитанные нами стихи: “Глухой родник”, “Берёзовый сок”, “Детство”, “Земляничная поляна”.

3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэтов г. Менделеевск?

Этапы исследования.

1. Посещение школьной, детской и взрослой районной библиотек.

2. Изучение сборников стихотворений: Е.В.Уткина, В.Н.Колпакова, М.Н.Гоголева, Р.Л.Ясавеева.

3. Вырезки из местных газет.

Критерии отбора стихотворений для детского круга чтения:
– доступность языка и содержание;
– выбранные стихотворения прочитать в классах, где проводили анкетирование;
– отобрать стихотворения для своего альбома;

Перспективы дальнейшей работы.

1. Прослеживать публикацию о них, быть на встречах, посвященные памяти поэтов Уткина и Колпакова.

2. Организовать литературную гостиную с участием поэтов нашего города.

3. В дальнейшем альбом расширить и дополнить, включив в него стихотворения молодых малоизвестных поэтов.

4. Практическая значимость данной работы заключается в создании альбома, который можно использовать на уроках литературного чтения и татарского литературного чтения.

Результаты анкетирования учащихся 3–5 классов.

Из 50 опрошенных детей на вопрос:

– каких поэтов нашего района и города вы знаете? Ответ – ни одного не знаю – 50 чел.
– слышали ли вы эти стихи? Ответ – не слышали – 50 чел.
– хотели бы вы узнать о жизни и творчестве местных поэтов? Ответ – да – 50 чел.

Заключение.

Нас привлек слог поэтов: понравилась легкость и отрывистость, порывы души, отраженные в каждой строчке к своим землякам, родному краю, проблемам современности.

Изучение жизненного пути и творческих направлений этих поэтов являлось для нас удовольствием. Думаю, что их стихи понравятся и вам. Мы постарались углубиться в самую суть, чтобы понять, что “вело” поэтов в течение их жизни.

И не горе – мало жил,
И не горечь – мало дал.
Много жил кто в наши дни,
Всё отдал, кто песню дал!

Все эти поэты стали поистине народными поэтами. Как колос в ростке, так и о себе, о Родине и природе, о любви и радости, о своём поколении, о земле.

Список используемой литературы:

  1. Газета “Менделеевские новости” 1996 г., 2001 г., 2009 г.
  2. Е.В. Уткин “Краса весны”, 1961г., “Привет с полей”, 1967г., “Песни родной стороны”, 1987г.
  3. В.Н. Колпаков “Опоздавшее счастье”.
  4. М.Н. Гоголев роман “Ясень на краю обрыва”.
  5. Р.Л. Ясавеев “Белый вальс”, “Бежит волна”.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

Инновационный творческий проект по теме

Выполнила: Надешкина Светлана Павловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 45 города Карталы»

г. Карталы

Аннотация к инновационному творческому проекту

«Литературный салон. Золотой век русской поэзии»

Тип проекта : творческий

Участники проекта : учащиеся 9 классов МОУ «СОШ № 45 города Карталы», учителя литературы, истории, музыки.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап: распределение задач для участников проекта;

Конструкторский этап: создание сценария, распределение ролей, определение необходимого реквизита;

Деятельностный этап: выполнение технологических операций(репетиции), контроль качества;

Заключительный этап: защита проекта.

Гипотеза

Если развивать творческие способности детей, то это приведёт к

развитию речи обучающихся,

Ожидаемые результаты:

Развитие креативных способностей обучающихся старшего школьного возраста во внеклассной деятельности по литературе;

Повышение читательских компетенций обучающихся;

Развитие познавательных универсальных учебных действий;

Совершенствование школьного межпредметного сотрудничества.

Обоснование необходимости инновационного проекта

Основной идеей моего проекта стало совершенствование межпредметного партнёрства в условиях разработки и реализации проекта «Литературный салон. Золотой век русской поэзии", приобщение учащихся к вершинам русской культуры, повышение мотивации к чтению.

В современном обществе технологические возможности позволяют многое: в каждом доме имеется доступ в Интернет, телевидением и видео уже давно никого не удивишь. Именно в это время перед учителями литературы встаёт проблема падения интереса к чтению. Учащиеся увлекаются фэнтези, комиксами, а произведения школьной программы изучают посредством чтения краткого содержания. Конечно, невозможно понять, прочувствовать произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», пересказ которого занимает буквально полторы страницы печатного текста. Но ещё сложнее обстоит дело с поэзией.

Ребята не просто не любят читать, часто они на долгие годы сохраняют отвращение к литературным произведениям. Задача учителей-словесников, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь учащимся воспринимать литературные произведения; заинтересовать ребёнка, чтобы он не просто прочитал книгу, а получил эстетическое наслаждение, задумался над её содержанием. Читательский опыт обогащает эмоционально, духовно, повышает культурный уровень, воспитывает всесторонне развитого, гармоничного человека. А это и есть первоочередная задача учителя.

На первом заседании методического объединения учителей русского языка и литературы было озвучено предложение о разработке проекта, направленного на развитие читательских компетенций, творческих способностей учащихся. Были определены цели и задачи данного проекта, продуманы этапы его реализации. Было решено, что к разработке проекта необходимо привлечь учителей истории, МХК, музыки, а в реализации проекта задействовать учащихся девятых классов.

Разработка и реализация данного проекта видится мне в настоящее время особенно актуальной, потому что на фоне стремительного технического прогресса наблюдается не менее стремительный регресс общей культуры современного человека, переоценка им ценностей, слабое владение творческими умениями и навыками.

Совместная работа преподавателей разных дисциплин обогащает каждого участника творческого процесса, открывает широкие возможности для развития творческих способностей тандема: учитель- ученик, позволяет сделать процесс обучения более эффективным, контролируемым, позволяет выявить индивидуальные способности обучающихся. Проявление творческих способностей - пожалуй, самых действенных из способов мотивации учащихся в процессе обучения.

Анализируя проблемную ситуацию, можно определить следующие противоречия существующей практики реализации проектов:

1.Между большим объёмом изучаемого материала и неумением обучающихся самостоятельно строить свою работу, систематизировать полученный материал, делать выводы;

2.Между традиционными формами, направленными на передачу готовой информации и необходимостью формирования компетенций, направленных на развитие у учащихся творческих способностей;

3.Между требованиями к знаниям, умениям и навыкам современной программы и разным уровнем подготовки обучающихся по литературе.

Пути решения проблемы.

Совместная работа ученика и учителя над подготовкой и реализацией проекта;

Использование на уроках и во время внеурочной деятельности информационно-коммуникационных и других современных технологий;

Применение метапредметных связей, привлечение к сотрудничеству учителей истории, музыки, МХК;

Чередование различных видов деятельности, способствующих развитию творческих способностей учащихся.

Цели:

1.Повысить уровень читательской компетентности обучающихся в процессе творческой работы.

2.Побудить интерес к культуре своего народа.

3.Создать условия для реализации творческого потенциала обучающихся.

Задачи:

Формировать целостное представление о культуре России 19 века;

Активизировать познавательный уровень обучающихся;

Развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах;

Приобщить к созданию творческих проектов по литературе;

Основное содержание проекта

Проект «Литературный салон. Золотой век русской поэзии» представляет собой внеклассное мероприятие.

Проект рассчитан на 1 год. Он включает в себя 4 этапа, в каждом из которых чётко прописаны действия, технологии, контроль за качеством выполнения работы и возможная корректировка проектной деятельности.

Как показывает опыт, совместная творческая работа сближает участников проекта, повышает интерес обучающихся к изучаемому предмету. Участники проекта обсуждают подобранный материал, обмениваются мнениями. Их роль в данном процессе возрастает: они не просто «исполнители», они соавторы проекта. Этот факт способствует более ответственному подходу к процессу сбора и обработки информации для последующего выступления.

На первом этапе, где происходит планирование проекта, осуществляется постановка целей и задач, очень важен мониторинг участников. У каждого человека свои интересы и пристрастия, поэтому необходимо объединение обучающихся в творческие группы, роль координатора в которых отводится учителю. На этом этапе ученики распределяют между собой направления в работе, что позволит им «примерить» на себя новую роль.

Именно на первом этапе проводится опрос- тестирование, целью которого является выявление читательских пристрастий. Предполагается выяснить, что читают школьники, насколько им интересны произведения школьной программы?

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской культуры в мировом масштабе. Время славы, открытий, побед. Время пышных балов. Выражение «золотой век» ребята слышать на многих уроках, но для некоторых оно остаётся непонятым. Необходимо разъяснить, почему 19 век называют золотым веком русской культуры? Познакомить с культурой 19 века и с людьми, её создавшими.

Понятие «Золотой век» включает в себя развитие многих направлений в искусстве 19 века, поэтому нельзя добиться понимания поэзии того времени вне знаний о развитии архитектуры, музыки, живописи, исторических предпосылок к их развитию.

Особое место на втором этапе занимает работа семинаров-консультаций. Актуально посещение центра дополнительного образования, детской школы искусств, просмотр фильмов, посещение спектаклей. Этот этап предполагает сбор, анализ и переработку полученной информации. Происходит корректировка и согласование текстов выступлений, просмотр презентаций, определяется схема их взаимодействия. Данная работа учит ребят координировать планы своей творческой группы с другими группами, анализировать проделанную работу; ученики проявляют коммуникативные навыки.

На третьем этапе происходит контроль качества, происходит корректировка сценария.

На заключительном этапе предстоит представление творческого проекта.

Рассмотрим ход работы творческих групп на этапе поиска и обработки информации.

Творческая группа «Историки» занимается изучением исторических предпосылок для развития русской культуры. Экскурсом к нашему проекту станет историческая справка, составленная группой.

Задача творческой группы «Архитекторы» составить альбом архитектурных шедевров 19 века, созданных в традиционном русском стиле: Исаакиевский собор, Смольный собор, дом московского купца Петра Третьякова, собравшего самую крупную в мире коллекцию изобразительного искусства русских художников.

Заглянуть внутрь Третьяковской галереи поможет группа «Художники», которые подготовили сообщение- презентацию о художниках 19 века и их творчестве.

(Предполагаемое количество участников группы-4 человека)

Творческая группа «Литераторы» поможет ответить нам на вопрос: что же вдохновляло поэтов, писателей, художников и музыкантов на создание удивительных произведений искусства. В их исполнении мы услышим замечательные стихи авторов 19 века, наполненные любовью, щемящей грустью и тоской, от которой сжимается сердце, безграничной тягой к свободе. Работа этой группы связывает воедино мини- проекты остальных творческих групп.

(Предполагаемое количество участников группы-11 человек)

Настроение литературной гостиной в стиле 19 века поддержит группа «Музыканты». Величайшие композиторы писали картины при помощи музыки, они и сейчас тревожат сердца миллионов слушателей во всём мире. Особое внимание уделяем творчеству А. С. Пушкина и его поэме «Руслан и Людмила», которая стала основой для оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Возможно исполнение увертюры к опере учащимся.

(Предполагаемое количество участников группы-3 человека)

Проекты всех творческих групп продемонстрируют, что Россия в 19 веке просто ворвалась в мировую культуру и заняла там одно из самых почётных, можно сказать, первых мест. Почти два столетия люди знают, помнят, изучают культуру 19 века, восхищаются шедеврами литературы и искусства.

Ресурсы проекта

Реализация проекта рассчитана на 1 год. В случае успешной реализации проекта, заинтересованности со стороны обучающихся и учителей, возможно продолжение работы над проектами типа «Литературный салон», создание новых форм проектов. Так как воплощение проекта не требует больших вложений, мне это представляется вполне возможным.

В дальнейшем предполагается задействовать в реализации проекта обучающихся других возрастных групп.

Материально- техническое обеспечение школы позволяет осуществить анонс предстоящего мероприятия, осветить подготовку и реализацию проекта. Работа творческих групп облегчена стабильным доступом в Интернет, богатым библиотечным фондом.

Целевая аудитория и партнёры

Целевой аудиторией, на которую рассчитан данный проект, являются учащиеся 8-11 классов. К обсуждению результатов проекта привлекаются учителя-предметники, задействованные в реализации проекта, руководители методических секций школы, ребята, обучающиеся в старших классах (предполагается проведение тестирования).

Социальными партнёрами данного проекта являются краеведческий музей г. Карталы, Дом культуры железнодорожников, родители.

Перспективный план реализации инновационного проекта

«Литературный салон. Золотой век русской поэзии»

Первый этап (2016 -2017 учебный год) -организационный

Сроки

Мероприятия

Задачи

Ожидаемый результат

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Сентябрь

Подготовка. Разработка проекта

Определение темы и целей проекта

Разработка проекта, составление плана работы

Обсуждают предмет с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, осмысливают полученные сведения

Знакомит с методикой проекта, мотивирует учащихся к совместной работе. Устанавливает цели и ставит задачи, проводит мониторинг участников с целью выявления их пристрастий.

Октябрь-ноябрь

Планирование. Изучение теоретического материала по организации творческого пространства

Объединение участников проекта в творческие группы

определение источников информации, способов сбора и систематизации информации, определение способа представления отчёта о проделанной работе, распределение обязанностей между членами творческих групп

Вырабатывают план действий, формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения, координирует работу.

Второй этап (2016-2017 учебный год) - конструкторский

Декабрь- январь

Создание сценария литературного салона

Сбор информации от творческих групп, систематизация, полученного материала, решение промежуточных задач

Сценарий

Решают поставленные задачи, распределяют обязанности, готовят презентации, сообщения, анализируют, подбирают реквизит

Собирает полученную информацию, анализирует, создаёт сценарий

Третий этап (2016-2017 учебный год) - деятельностный

Февраль-апрель

Репетиции

Отработка материала, корректировка сценария (по необходимости)

Творческая работа всех участников проекта

Участвуют в проекте

Наблюдает, советует, координирует.

Четвёртый этап (2016-2017 учебный год) - заключительный

май

Защита проекта

Продемонстрировать творческую работу на должном уровне

Интересное, познавательное мероприятие

Проявляют свои творческие способности

Поддерживает, координирует ход программы

май

Мониторинг и обсуждение результатов проекта

Получение оценки проделанной работы

Привлечение к процессу создания подобных проектов учителей других предметных дисциплин

Участвуют в оценке проделанной работы путём обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, свою деятельность, качество исполнения, неиспользование возможностей, потенциал продолжения работы над проектами

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Совместная работа учителей и учащихся над созданием и реализацией проекта во внеурочное время, конечно же имеет положительные результаты. Данная работа не ограничивается рамками урока. Значительный объём работы ребятам предстоит выполнить самостоятельно, что дисциплинирует, подстёгивает к дальнейшим продуктивным действиям. Возможность проявить себя, выступить в новой для себя роли развивает креативные способности детей, учит их строить взаимоотношения, преодолевать трудности. Ребята ощущают свою значимость, что также повышает мотивацию к дальнейшему обучению.

Сценарий «Литературного салона» в дальнейшем может использоваться не только как цельное мероприятие. Предполагается использование отдельных фрагментов (презентации, сообщения, чтение произведений поэтов 19 века) сценария на уроках разных предметных дисциплин, во время проведения предметных недель.

Таким образом, если развивать творческие способности детей, то это приведёт к

повышению познавательной активности,

повышению качества знаний по предмету,

развитию речи обучающихся,

воспитанию чувства толерантности, ответственности,

формированию любви и уважения к культурному наследию своей страны.

За время работы над данным проектом, мы не только углубились в изучение культуры 19 века, но и прониклись атмосферой того времени, ощутили величие русской культуры. В подготовке литературного салона проявили таланты не только ученики, чтецы, музыканты, историки, но и учителя, которые выступили на равных с учениками при защите проекта. Надеюсь, что наш проект не завершён, но мы уже можем наблюдать его результаты. Положительная динамика участия наших ребят в конкурсах, олимпиадах, повышение интереса к чтению, рост числа учителей, участвующих в методических конкурсах. Вот основные показатели успеха данного проекта.

Перспективы дальнейшего развития инновационного проекта

В планах на будущее создание мини-проектов, посвященных литературному наследию («Русские баснописцы», «Поэзия серебряного века», «Мой Достоевский», «Поэты и писатели родного края», «Экспедиция в прошлое» (по текстам древнерусской литературы)). Разрабатывается проект «Я пишу…», в котором будут собраны произведения, созданные учащимися школы. Проект «Литературный салон» станет отправной точкой для создания последующих работ. Слайдовые презентации, созданные творческими группами, станут подспорьем учителям-предметникам в подготовке и проведении уроков. В перспективе возможна корректировка содержания проекта, включение новых текстов, обогащение материала.

Желание продолжить данный вид работы, в первую очередь, изъявляют учащиеся. А это значит, что у нашей совместной работы большие перспективы

Конечными продуктами проекта стали:

Презентации

Сценарий литературного салона

Тестовые вопросы для мониторинга литературных предпочтений обучающихся

Открытые уроки.

Список литературы

Артёмов В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. В. Артёмов, Ю. Н. Лубченков. - 12-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448с.;

Данилова Г.И. Мировая художественная культура: От XVII века до современности: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. 3-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа, 2007. - 399 с.

Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт 18-19 вв.: Учеб. Пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

История России. Часть 3. С конца ХVIII по 90-е годы ХIХ века. Электронный образовательный комплекс (Видеопрезентация про развитие науки во 2 пол. 19в. и Презентация Культура 2 пол. 19 века пункты 2, 6, 7).

CD «Мировая художественная культура» Библиотека электронных наглядных пособий. 10-11 классы

Электронное средство учебного назначения «История искусства. 10-11 класс»/Министерство образования Российской Федерации, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Кирилл и Мефодий», ООО «Дрофа», ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2003.