Домой / Система отопления / Приспособление для перевозки шестиметровых досок на автомобиле. Перевозка пиломатериалов на экспорт и по россии. Транспортировка пиломатериалов — новые правила

Приспособление для перевозки шестиметровых досок на автомобиле. Перевозка пиломатериалов на экспорт и по россии. Транспортировка пиломатериалов — новые правила

Без пиломатериалов невозможно обойтись во многих производственных и строительных процессах. Поэтому услуга доставки подобного груза пользуется большим спросом.

Особенности транспортировки

Использование обладающего большой мобильностью автотранспорта позволяет доставлять пиломатериалы непосредственно по месту назначения. При этом перевозка строительных материалов (обычно из хвойных пород древесины) длиною шесть и более метров, осуществляется грузовыми автомобилями с кузовами длиною более 6,3 м.

Транспортировка же стройматериалов, для изготовления которых использовались деревья, относящиеся к лиственным породам, обычно не требует применения специфичных автомашин с удлиненными кузовами, так как подобный груз имеет значительно меньшую длину.

При перевозке мелкой вагонки ее предварительно упаковывают в виде отдельных пачек.

Укладку досок и брусьев производят ярусами, между которыми прокладываются поперечные бруски для создания щелей, облегчающих продевание строп при ведении разгрузочных работ с использованием кранов. Для доставки большинства видов строительного материала из дерева используются грузовые машины, имеющие надставленные борта.

Сохранность груза

Чтобы при транспортировке не произошло повреждение пиломатериалов, их надежно закрепляют страховочными ремнями. При перевозке такого груза на большие расстояния:

    его дополнительно обрабатывают различными химическими препаратами, защищающими дерево от вредителей, вызывающих порчу и гниение древесины;

    упаковывают, оборачивая полиэтиленовой пленкой;

    используют автомобили, оснащенные тентами.

Перевозка пиломатериалов на короткие дистанции может производиться автотранспортом, не имеющим тентов, в том числе на открытых полуприцепах с бортами.

Здоровая древесина может транспортироваться грузовыми автомобилями, ранее перевозившими зараженные грибками пиломатериалы, только после того, как произведена тщательная очистка и дезинфекция их кузова.

Деревянные стройматериалы, пропитанные антисептиками, для защиты от воздействия атмосферных осадков могут закрываться также пергамином, толем, или несколькими слоями непропитанных пиломатериалов.

Погрузка и разгрузка пропитанных защитными химическими веществами изделий должна вестись механизированным способом. Приемку пиломатериалов и их сдачу производят либо по объему, либо по количеству мест, если груз упакован в пакеты.

Если для перевозки используют железнодорожный транспорт, то их погрузка не должна выполняться на путях, предназначенных для общего пользования. Использование в этом случае закрытых вагонов (а также контейнеров) надежно защищает груз от воздействия влаги, но обеспечивает малый объем загрузки. Значительно большее количество пиломатериалов может погружаться на открытые платформы.

Наличие разносортного/кривого стройматериала из дерева уменьшает плотность загрузки транспортных средств, поэтому рекомендуется перед погрузкой производить его сортировку по размеру и форме. При наполнении контейнеров и вагонов пиломатериалами сначала кладут самые длинные изделия, а затем сверху на них - более короткие.

У самодеятельного строителя транспортные расходы составляют существенную долю затрат на материалы. Особенно они велики, если везти нужно немного, а нанимать для этого приходится большегрузный автомобиль. Именно так зачастую и бывает, когда вся работа встает из-за нехватки, например, десятка-двух длинномерных досок или, как их еще называют, «хлыстов».

А что если использовать для этого собственный легковой автомобиль? Ведь даже старенькая разболтанная «копеечка» не «скушает» столько топлива, сколько арендованный ЗИЛ.

О том, что это технически возможно, свидетельствует опыт наших читателей, столкнувшихся с подобными проблемами и решивших поэксплуатировать собственное авто на полную катушку.

Первый способ перевозки «дпинномера» - самый простой, поскольку не требует никаких доработок автомобиля. Понадобятся только багажник на и прочная веревка (рис. 1). Доски укладывают стопками, а затем их концы крепят к переднему и заднему бамперам. При этом «хлысты» прогибаются и при движении автомобиля не раскачиваются. Перевезти таким способом можно, например, до 0,3 м3 сухой вагонки, а это весьма приличный объем.

Преимущество другого способа в том, что перевозимый имеет здесь две точки опоры (рис. 2): доски опираются кроме багажника на раму, установленную в передней части автомобиля. Конструкция рамы - несложная, эту подпорку можно сварить из стального уголка. Крепится она очень быстро, поскольку все ее соединения с автомобилем - разъемные, на болтах. Чтобы прикрепить раму к багажнику, из того же уголка вырезают две связи и сверлят в них отверстия под крепеж. Место для этого комплекта в гараже всегда найдется, и чтобы «добрать» несколько досок, вам не нужно в очередной раз опустошать свой кошелек, оплачивая почти порожний рейс грузовика.

Наконец, еще один возможный вариант перевозки длинномерных материалов предполагает использование автоприцепа (см. фото). Для этого потребуется лишь собрать из того, что есть под рукой простейшие шарнирные козлы и установить их в кузов автоприцепа так, чтобы нижние концы этой подставки встали «враспор» по углам. Остается только скрепить конструкцию в этом положении двумя досками и можно смело отправляться к ближайшей торговой точке.

Жестко крепить перевозимые доски к верхней поперечине подставки нельзя - иначе на поворотах беды не миновать. Достаточно сделать свободный крестообразный бандаж - эффект будет практически тот же, что и при наличии поворотной платформы (которую при желании не так уж хлопотно сделать).

В заключение отметим: любой из перечисленных способов транспортировки длинномерных досок требует предельной осторожности. Перевозить «длинномер» на легковом автомобиле можно только на малой скорости и на небольшие расстояния. Не следует выезжать на оживленные магистрали, чтобы не создавать помех движению. На концах перевозимого материала не забудьте закрепить красные . При выполнении этих требований работники автоинспекции в большинстве случаев отнесутся к вашим проблемам с пониманием.

По материалам журнала "ДОМ"

Древесина является одним из природных богатств России. Количество заготавливаемого леса значительно превышает внутренние потребности страны, поэтому его экспорт стал существенной частью внешней торговли. РФ является заметным фигурантом на рынке древесных ресурсов, обеспечивая 5% мирового производства леса. В последние годы основная перевозка пиломатериалов, леса, бревен, кругляка направлена не в Европу, а в Азию – Корея, Япония. На втором месте по объемам закупки пиломатериала Финляндия, экспортирующая 36% леса. В целом почти 80% российской древесины уходит в страны дальнего зарубежья.

Внешняя торговля требует обеспечения своевременной и безопасной поставки груза, пиломатериалов стала одной из перечня профессиональных услуг, оказываемых компанией ООО «Интерлогистика». Наша компания готова осуществить доставку древесины по территории России и в любую точку мира.

Способы перевозки пиломатериалов

Крупнейшие поставщики леса базируются в Сибирском регионе, территориальная близость азиатских стран позволяет осуществлять поставки пиломатериала по железной дороге. При отдаленности государств используются мультимодальные перевозки, включающие морскую отправку. Древесина доставляется в полувагонах и складируется в порту. После прихода судна груз отправляется к месту назначения.

Транспортировка леса и пиломатериалов по железной дороге – самый практичный, недорогой и рациональный способ. Прямые ж/д перевозки леса в страны Юго-Восточной Азии в 2015 году возросли более, чем на 2%. Вагон для перевозки леса оборудуется двумя торцевыми стенками, которые предотвращают смещение груза. Этот вид подвижного состава представляет собой платформу с приваренными или съемными стойками. Такой вагон рассчитан на перевозку груза, не требующего защиты от погодных условий. Второй вариант – полувагон с металлическими бортами, отсутствие у него крыши облегчает погрузку и выгрузку.

Одним из способов доставки в азиатские страны является морская перевозка леса на баржах, которая осуществляется преимущественно в контейнерах. Отгрузка 40-футовых контейнеров с пиломатериалом происходит в порту Санкт-Петербурга, Усть-Луги и других крупных портах России.

Среди плюсов этого способа стоит отметить загрузку под контролем отправителя и последующее опломбирование груза. Перевозка пиломатериалов в контейнерах обеспечивает защиту древесины от повреждений и упрощает оформление сопроводительных документов.

Перевозке леса и пиломатериалов автотранспортом выполняется с учетом высоких требований безопасности, бревна при ненадлежащем закреплении могут испортить кузов и кабину автомобиля. Для надежности доставки необходимы прицепы с увеличенными по высоте бортами. Выбор транспорта осуществляется исходя из длины стволов, короткий лес (до 3 м) перевозят грузовиками с прицепами. Длинные бревна (до 6 м) транспортируют различные типы лесовозов.

Чтобы обеспечить основное правило транспортной логистики – перемещение груза получателю за определенный срок и с минимальными затратами, используется схема комбинированной перевозки. Доставки пиломатериалов происходит в несколько этапов.

Экспедитор забирает с торгового склада или пилорамы груз и, пользуясь услугами российского перевозчика, доставляет его на транзитный склад, устроенный недалеко от границы. Транспортировка древесины организуется в соответствии с требованиями и правилами, предусмотренными Минтрансом РФ.

Неспециализированная техника оборудуются приспособлениями, обеспечивающими безопасность перевозки и предотвращающими сдвигание леса и досок. К специальным приспособлениям относятся: коники, гребенки против скольжения, шипы и козырьки, защищающие кабину от ударов. Сам груз крепится ремнями и цепными стяжками.

Для обеспечения сохранности леса и пиломатериалов из пород дерева, считающихся ценными (дуб, бук, лиственница), обрабатываются специальными составами, предотвращающими гниения и уничтожающими вредителей. Чтобы избавить груз от воздействия негативных климатических условий, его упаковывают в полиэтиленовую пленку.

После разгрузки на транзитном складе груз ждет оформления международного фитосанитарного сертификата, при необходимости организуется экспортное оформление. Следующий этап доставки осуществляет международный перевозчик, транспортирующий пиломатериал получателю в Европе.

Среди преимуществ такой схемы:

  • обеспечивается оперативность доставки, нет необходимости искать международный транспорт в отдаленном районе лесозаготовок;
  • услуги российского перевозчика обойдутся дешевле;
  • в связи с популярным направлением можно рассчитывать на экономию с международным перевозчиком.

Особенности вывоза леса и пиломатериалов

Работа экспортеров древесины имеет свои особенности, эта продукция заготавливается в отдаленных районах, где сложные условия перевозки. Организовать бесперебойную транспортировку независимо от сезонных и погодных факторов способны только профессиональные логистические компании.

Страны Азии стали основными потребителями российского леса, поставки в страну осуществляются из Сибирского и Дальневосточного региона, это обусловлено географической близостью, снижающей расходы на доставку. Экспорт пиломатериалов в эти страны составляет около 50% от общего объема продажи необработанной ели и сосны. Этому способствует запрет заготовки древесины во многих районах КНР.

Документы на экспорт пиломатериалов

Свершая внешнеэкономическую деятельность, заказчик должен знать, какие документы нужны на перевозку леса, пиломатериалов. Правильно заполнить документы не менее важно, чем найти надежного покупателя. Неграмотное оформление экспорта ведет к простою груза древесины и финансовым потерям сторон. Законодательно принимаются меры на увеличение экспорта обработанного пиломатериала. Государство определило различный размер пошлины, который зависит от вида продукции. Экспорт пиломатериалов из России потребует следующих документов:

  • сертификат происхождения, который выдается Торгово-промышленной палатой;
  • фитосанитарный сертификат на партию груза;
  • контракт на поставку;
  • инвойс;
  • спецификации;
  • платежное поручение по оплате таможенных платежей.

Подготовку внешнеэкономической сделки, страховых и таможенных документов необходимо доверить профессионалам.
Лес традиционно используется как универсальный строительный материал, поэтому спрос на него не падает. Мы осуществим своевременную доставку вашего груза по указанному адресу. Наши специалисты готовы ответить на любые вопросы и предложить оптимальные условия грузоперевозки.

Перевозки пиломатериалов могут сопровождаться появлением многих сложностей в пути. Особенно если необходимо перевозить продукцию на большие расстояния. Когда надо транспортировать немного стройматериала его можно погрузить собственными силами, когда же это большой объем – без дополнительного применения специализированной техники для погрузки-разгрузки не обойтись.

На сегодняшний день существует широкий ассортимент оборудования и машин, способных обеспечить транспортные и погрузочно-разгрузочные работы. И теперь, к примеру, перевозка пиломатериалов длиной 8 м может осуществляться ж/д транспортом. Все зависит от пожелания заказчика и его финансовых возможностей.

Пиломатериалы

Как правильно перевезти круглы лес?

В первую очередь стоит упомянуть о погрузке сырья в круглом виде. Когда рубают деревья выборочно, рекомендуются перевозки пиломатериалов обеспечивать автотранспортом с оборудованными манипуляторами. Только так возможна реализация необходимого уровня маневренности в процессе перевозок и погрузки отдельных бревен. Когда же на имеющемся участке земли вырубается лес полностью, специалисты рекомендуют использовать специальный кран, обладающий большой стрелой и необходимой грузоподъемностью. Таким образом, погрузка сырья возможна даже с самых труднодоступных мест.

Важно! Для погрузки продукции большого объема и отдельных бревен длиною более двадцати метров, необходимо воспользоваться услугами лесовоза-тягача, дополнительно оснащенного прицепом-роспуском.

Перевозка пиломатериала лесовозом-тягачем

Он подходит для перевозки стройматериала такого как кругляк на складские помещения, расположенные вблизи места вырубки. Чтобы автомобильным транспортом перевезти обычную продукцию древесного происхождения можно применить сортиментовозы. Такого рода транспорт принято использовать для транспортировки больших объемов леса. Ведь эта машина потребляет мало топлива.

Когда объем древесины, необходимой для перевозки на склады, не превышает 150 куб. метров рекомендуется пользоваться автотранспортом.

Организация перевозок крупных партий

Обеспечить доставку пиломатериалов в пункт назначения можно разнообразными способами. Но важно правильно рассчитать рентабельность использования того или иного метода транспортировки.

Когда регион перевозки предельно далек, нужно правильно выбрать оптимальный способ перевозки сырья. Чтобы ценовая политика на такого рода услуги была минимальной.

Транспортировка леса железнодорожным транспортом

Осуществлять транспортировку стройматериала на дальние расстояния фурами чаще всего нерентабельно. В данном случае рекомендуется перевозка древесной продукции железной дорогой. Практика показывает, что один подвижной состав может разместить около 90 куб. метров леса.

Важно! Доставка крупных партий стройматериала на дальние расстояния выгодна путем использования железнодорожного транспорта. Это наиболее выгодный способ транспортировки такого количества груза.

Поставка обрезной продукции рентабельна только в случае крупных по объему партий. В противном случае использовать железнодорожный транспорт невыгодно.

Транспортировка пиломатериалов краном-манипулятором

Перевозка пиломатериалов манипулятором еще один доступный способ доставить в необходимое место продукции деревообрабатывающей сферы.

Кран-манипулятор – это такое устройство, которое соединило в себе грузоподъемный кран и автомобиль. Таким образом, используя только эту машину, вы сможете погрузить, разгрузить и перевезти пиломатериалы в пункт назначения.

Более маневренного, компактного и многофункционального средства передвижения вы найти не сможете. Любая дорога крану-манипулятору не преграда. Доставка груза в данном случае будет реализована качественно, продукция останется в целостности и сохранности даже с учетом того, что дорога может предстоять длинная. Более того, практика показывает, что места, где привычный нам кран не способен развернуться, манипулятор делает все быстро и ловко.

Кран-манипулятор

Важно! Не стоит забывать, что, используя кран-манипулятор, вы сразу “убиваете двух зайцев”. Не надо отдельно нанимать кран для обеспечения погрузочных и разгрузочных работ, а также грузовую машину для дальнейшей транспортировки древесной продукции в пункт назначения.

Перевозка продукции без спецтехники

Когда нужно перевезти древесный материал в небольшом количестве без использования неспециализированной техники, важно обеспечить условия безопасной транспортировки продукции. В этом случае стоит дополнительно применять гребенки противоскольжения, коники, шипы и прочее.

Важно! Необходимо особое внимание уделять размещению пиломатериала между кониками транспортного средства. В том числе – концы продукции обязательно выравниваются по длине.

Если применять все условия безопасности и грамотной организации работ, пиломатериалы будут вовремя доставлены в пункт назначения в целостности и сохранности.

Перевозка длинномеров. Доска, брус, арматура, металлопрофиль продаются стандартной длины - 6 метров. И если металл, пусть и за деньги, можно распилить на нужные тебе куски прямо у продавца, то деревянщики такой услуги не оказывают. Бери как есть, и пили уже дома. С другой стороны, часто заранее ты сам не знаешь, какой длины заготовки тебе понадобятся. И предпочтительнее взять непиленые, чтобы получить нужный размер уже на месте.

Почему лучше возить самому, а не заказывать доставку?

На то есть несколько причин. Первая - финансовая. "Дать газелисту 500 рублей", как в России, не получится. У продавца доставка до моего дома стоит 20 евро (по нынешнему курсу это 1500 рублей). Причём неважно, везёшь ты 300 досок или 3. Машина будет вовсе не Газель, не Бычок и не Валдай. А будет это какой-нибудь видавший виды полноразмерный Volvo FL с грузовой платформой не менее 6 метров (чтобы не торчало ничего), и значит, общей длиной не менее 8. И совсем не факт, что он с такими габаритами сможет без проблем заехать с моей узенькой улочки в ещё более узкий переулок.
Можно, конечно, заказать доставку не у продавца, а у стороннего перевозчика, благо объявлений о грузоперевозках - море. Но и тут полно подводных камней. Во-первых, большинство (90%) таких перевозчиков располагают цельнометаллическими фургонами с погрузочной длиной не более 3 метров. Во-вторых, дешевле 15 евро доставка всё равно не встанет.
Вторая причина - организационная. Не лежит у меня душа к тому, чтобы с кем-то договариваться, кого-то обзванивать, заказывать, потом ждать, объяснять дорогу, встречать, сопровождать и т.п. Куда проще и спокойнее самому взять и привезти. К тому же и деревянщики и металлисты работают, как белые люди, по рабочим дням с 8 до 16. Оно и понятно - ведь ориентированы они не на частников-самодельщиков, а на профессиональных строителей, которые работают в это же время. А мне ради нескольких досок приходится раньше уходить с работы, и терять не только на доставке, но и в зарплате. А если заказывать доставку, то рабочего времени терять придётся ещё больше - ведь надо до конца рабочего дня сделать заказ, зарезервировать время на его погрузку, доставку и разгрузку, при этом уложиться до 16 часов.
Третья причина - качество материала. Когда сам забираешь доски с базы, у тебя есть возможность их выбрать. Если ты видишь, что доска кривая, как турецкая сабля - откладываешь её в сторону. Если видишь, что доска закручена винтом - также откладываешь. Берёшь только ровненькие, даже если они пойдут на опалубку под бетонирование. Для себя же! Выбираешь дощечки получше и думаешь - а куда же пойдут те, которые ты отложил? Продавец их спишет, как некондицию? Может быть. А может быть и нет, ведь ему это не выгодно. Куда выгодней их продать. Как? А дождаться, пока какие-нибудь строители закажут крупную партию. Десяток кривых досок на 300-400 штук - никто права качать не станет, даже если и заметят. Не будет же продавец всю огромную пачку перебирать в поисках некондиции. Но даже если и частник закажет 10-15 досок - их вполне можно "разбавить" кривыми. Ругаться, доказывать, оформлять возврат - на это способны единицы. Большинство же молча "проглотит" некондицию, и будет лишь с друзьями под пиво бурчать о том, как его обманули.

Как это делают другие?

Разумеется, я проштудировал этот вопрос с помощью Гугла. Изобретательность русского народа не знает границ. Нет, вполне возможно, что немецкий бюргер тоже с удовольствием придумал бы и использовал что-нибудь подобное. Но немецкий Закон, увидев самодельную конструкцию, "прижмёт" его так сильно, что в следующий раз он почтёт за счастье заказать доставку горбыля самым большим грузовиком, какой только может себе представить. У нас в этом плане попроще. Много чего запрещено. Но что не запрещено - то разрешено, и это открывает некоторую свободу для творчества. В России же, судя по представленным далее конструкциям, местами царит полная свобода самовыражения. Почти все фотки потырены мною с Drive2.ru, да простят меня их авторы.

Итак, самый варварский способ транспортировки - привязать к фаркопу и тащить груз волоком - я из гуманных соображений опускаю.
Первое, что приходит на ум - использовать для перевозки длинномеров багажник на крыше машины. Ибо ни у одной легковушки салон вместить 6-метровые доски не способен. Если машина - универсал, с длинной крышей - ещё и лучше. Правда, если планируется выезд на дороги общего пользования с возможностью встречи с инспектором ДПС, то длинномер придётся отцентровать на машине так, чтобы не выступал ни вперёд ни назад больше положенного. Недостаток - перегруз передней поперечины багажника, на которую приходится почти весь вес груза. Чтобы избежать повреждений кузова, приходится ограничивать себя в количестве груза.

Хочется перевезти побольше, не ломая при этом багажник? Придумываются стойки и подпорки, переносящие вес груза на бамперы и их силовые элементы.



И в более профессиональном исполнении - металлические, обрезиненные, покрашены в цвет кузова.



Но на крыше, как ни крути, много не увезёшь. Слишком высок центр тяжести. Далее приходит мысль о прицепе. Вот в него-то можно...
Есть, конечно, прицепы с длиной грузовой платформы больше 6 метров. Но мы их рассматривать не будем. Во-первых, это слишком просто. А во-вторых, обычные граждане такие прицепы не покупают. Если, конечно, не собираются с помощью них зарабатывать деньги. Обычные граждане используют те прицепы, что у них уже есть.
Когда длина груза невелика, особых проблем не возникает.

А вот когда длина груза существенно больше возможностей прицепа... Самое простое - грузить как есть.

Ехать чуть быстрее бегущего человека (чтоб не размотало) и надеяться, что гаишники на пути не встретятся.

Если периодическая перевозка длинномеров планируется ещё на стадии покупки прицепа, можно купить прицеп с раздвижным дышлом. Или же сделать раздвижное дышло самому. Достоинство такого решения - возможность разместить длинномер на прицепе так, чтобы его центр тяжести расположился перед осью колёс. Это значительно снижает риск "расколбаса" прицепа, а значит улучшает управляемость и повышает скорость перевозки. Недостаток - дышло в раздвинутом состоянии сильно теряет в жёсткости, что существенно ограничивает нагрузку на него, то есть вес перевозимого груза.

Иногда даже на дышле около сцепного устройства устраивают некое "гнездо", в которое укладываются передние концы длинномера. Смысл его - предотвратить смещение груза вперёд при резком торможении.

Дальнейшее развитие прицепной темы - расположение переднего конца длинномера над машиной. Идея почерпнута, очевидно, у водителей небольших грузовиков, перевозящих длинномеры с опорой на раму за кабиной.

Это может быть на скорую руку сваренная стоечка для перевозки нескольких досок на 1-2 раза.



Может быть рамка посерьёзнее, и высотой пониже, ибо кузов пикапа позволяет не задирать доски высоко.

Может быть достаточно хилой на вид конструкцией, которая, однако, держит на себе...

Не один кубометр длинных досок. Интересно, как дышло прицепа это выдерживает?

А это - уже вполне профессионально переоборудованный прицеп, к которому даже гаишникам не придраться.



Однако все эти конструкции (включая грузовик) лично мне очень напоминают ракетную установку. Куда-то она "выстрелит" в случае аварии и кого "накроет" залпом?

А кое-кто даже наладил пусть кустарный, но всё же серийный выпуск "Катюш". Спрос рождает предложение.

Следующий этап - расположить груз горизонтально над машиной и прицепом. Для этого в прицепе монтируется специальная рама, призванная держать груз на нужной высоте. Недостаток очевиден - слишком высоко расположенный центр тяжести груза не позволяет грузить много. Фотографии, увы, нет, есть только коротенький ролик на Ютубе.

Далее идёт мысль - а почему бы не закрепить передний конец груза на крыше автомобиля? Закрепим!

Правда, нужно как-то решить проблему поворота. А ещё - проблему сдвига груза при манёврах и на вертикальных перегибах местности. Поэтому на крыше автомобиля груз крепят "мягким" креплением - резинками.

В умах же бродят мысли о полноценном роспуске. Вот только как его согласовать с ПДД?

А у кого-то эти мысли даже воплощаются в металле!

Создатель обещает перевозку груза длиной до 12 метров! Судя по отсутствию номерного знака, данная конструкция не предназначена для показа инспекторам ДПС.

Что пришло в голову мне?

Использовать в качестве роспуска имеющийся прицеп. Для этого нужны поворотные коники и какой-то "переходник" (рама) между ними и прицепом. Такие же коники и раму нужно будет поставить и в кузов Транспортера. Да, возить длинномеры придётся с открытой задней дверью. Но это, пожалуй, единственный недостаток данной схемы.
А что же в достоинствах?
1. Возможность почти идеально вписать груз в габариты автопоезда. Может быть, он и будет выступать из прицепа назад, но совсем немного.
2. Стабильность в движении. Груз способен вращаться вместе с кониками вокруг их вертикальной оси и вокруг ложемента в горизонтальной плоскости. То есть колебания прицепа не передаются на груз, а колебания груза - на прицеп. Передний конец груза стабилизирован на тягаче. Всё это (в теории) должно полностью исключть такое явление, как "разматывание" ("крещение") гружёного прицепа на скорости.
3. Загрузка (балластировка) кормы тягача полезным грузом. Чем тяжелее прицеп и легче корма тягача (читай - хуже сцепление с дорогой его задних колёс), тем проще прицепу сдвинуть эту корму в сторону. Со последующим заносом, складыванием автопоезда и прочими неприятностями. Поэтому, если предстоит тащить тяжёлый прицеп, то корму тягача желательно тоже загрузить каким-нибудь грузом. Данная схема предполагает использование в качестве балласта того же самого груза, который ты перевозишь. А не ворочать пресловутые мешки с песком или чугунные болванки. Отсюда
4. Возможность взять груза больше, чем мог бы один прицеп.

Идея этой схемы настолько лежит на поверхности, что она, само собой, не оригинальна. Когда я рассказал соседу по гаражу Вове, что на этот раз собираюсь построить, он "обрадовал" тем, что какой-то мужик у нас уже возит грузы именно так. Без спецприспособлений, конечно, просто кладёт на пол и как-то крепит... Тем страннее, что на просторах Интернета я при всей тщательности поисков не обнаружил ничего подобного. Возможно, многих смущает то, что при крутом повороте груз может зацепить (и повредить) дверной проём фургона. Или же какие-то особенности менталитета не позволяют ездить с открытой дверью... Значит, буду первым, кто проверит теорию практикой. Или сломаю стереотипы. Или нет...

Итак, роспуск. Разумеется, прежде чем браться за металл, нужно было как-то проверить жизнеспособность идеи. "Макет" роспуска получился очень просто. Взял два куска бруса 50х50 и обрезал их таким образом, чтобы один из них плотно (но не туго) вставал между бортами прицепа (1,5 метра), второй - между колёсными арками Транспортера (1,2 метра). Закупил на базе 15 досок 100х40 - как раз пришло время перестилать пол в прихожей. Связал эту пачку в нескольких местах, превратив в единое целое. И привязал её такелажными стропами к брусьям, лежащим на своих местах. Чтобы стропы, проходящие под брусьями, не перетирались в пути, поставил брусья на тонкие продольные палочки-"лыжи". Задний брус вместе с пачкой досок притянул стропами к петлям на полу прицепа. Передний брус (тот, что в кузове Транспортера) крепить ни к чему не стал - он должен свободно елозить по "лыжам" вперёд-назад и иметь возможность поворачиваться. И всё отлично получилось! 6-метровые доски полностью попали в габарит автопоезда - за ними даже закрылся задний борт прицепа. А так как пачка оказалась ниже бортов, то со стороны внимание привлекала лишь открытая задняя дверь Транспортера. Маневренность? В городе, а тем более на трассе - более чем достаточна. А при маневрировании в узких дачных проездах возникли проблемы: при повороте пачка упиралась в край дверного проёма Транспортера. Сказался слишком далеко вперёд смещённый передний брус - центр его поворота был прямо над задним мостом машины.

Можно так возить длинномеры? Вполне. Но мне этого оказалось недостаточно. Захотелось, как и всегда, технически красивого воплощения этой идеи в металле. Чтобы не заниматься привязыванием всего и вся на погрузке. Чтобы груз не елозил по полу. Чтобы точка поворота груза оказалась там, где мне надо, а не там, где проще. Чтобы, наконец, весь процесс погрузки-перевозки-разгрузки выглядел профессионально. А не кустарно.

Вот что получилось в итоге.
Передняя рама - та, что устанавливается в кузов Транспортера.


В кузове. От смещений вперёд-назад и влево-вправо удерживается колёсными арками, в которые, собственно, и упирается. Увы, такелажных петель в полу Транспортера нет, поэтому к полу она прижимается лишь собственным весом.

Ось поворота коников находится посредине между задними кромками колёсных арок и бампером. Третий поперечный ложемент рамы упирается в заднюю балку кузова. Рама вполне позволяет штатно закрыть заднюю дверь. Чтобы, когда едешь без груза, в кузов поменьше летело пыли, брызг и посторонних взглядов. Да и аэродинамика получше.

Коники. Передние и задние - абсолютно одинаковые и взаимозаменяемые. Сделаны из того же уголка 40х40х3, что и обе рамы. В самых нагруженных местах конструкция усилена отрезками уголка, приваренного навстречу основному - фактически, превращена в квадратную трубу.

Втулочки с торцевыми пластинами по углам - для крепления груза. Груз должен крепиться именно к коникам, а не к раме или полу прицепа, чтобы не мешать коникам свободно поворачиваться.

Ось - элемент крепления коников к раме.

Труба, в которой вращается шкворень коников, состоит из двух частей. Промежуток между этими частями - для прохождения оси. Отверстие под ось - в шкворне коников.

Ось на своём месте. Конструкция простая и незамысловатая, но позволяет вращать коники на 360 градусов, а также быстро снимать-ставить их без применения какого-либо инструмента.

Задняя рама - та, что ставится в прицеп.

Рядом - оттяжки и распорки.

Установлена в прицеп.

Закреплять эту раму в кузове прицепа я решил оттяжками, которые своими крюками держатся за угловые стойки бортов. Торцевые борта при таком креплении не поставишь, ну да не очень-то они и нужны при перевозке длинномеров. Дополнительно рама притянута к полу такелажными стропами - чтоб не подпрыгивала на неровностях. Возможно, болтами к полу крепить было бы проще, но сверлить дырки в новом (на гарантии) прицепе пока не хочется.

Первый груз. 15 досок (или это уже брусья?) 100х50 - для замены подгнивших досок, закрывающих "ямы" в полу гаража. Сверху на них лежат 13 досок 150х25 - викиной бабушке на дачу, грядки огораживать. Их, кстати, пришлось повыбирать очень тщательно. Брали одну из четырёх или даже из пяти - остальные либо подгнившие, либо с трещинами.

К передним коникам груз подвязан цепью, причём почти не натянутой - чтобы мог скользить по ложементу вперёд-назад на перегибах местности и в поворотах. К задним примотан жёстко, такелажной стропой.





Немножко цифр.
Ширина ложемента коников - 0,8 метра. Высота - 0,6 метра. Перемножаем одно на другое и получаем 0,48 квадратного метра - максимальная площадь поперечного сечения груза. Умножаем на длину - 6 метров - и получаем почти 3 кубометра полезного объёма.

База коников (расстояние между осями переднего и заднего) - 3,55 метра. В данной конфигурации. Дело в том, что тележка прицепа стоит не точно по центру кузова, а слегка смещена к корме. Поэтому, чтобы поставить коники точно над осью балансиров, пришлось передние оттяжки делать длиннее задних примерно на 100 мм. Если же их поменять местами, то коники сдвинутся вперёд, и база сократится примерно до 3,3 метров. Есть ещё один вариант. Переставить задом наперёд раму в кузове Транспортера. Ось передних коников сдвинется вперёд примерно на метр. Это позволит (в теории) перевозит длинномеры около 8 метров длиной, вот только от маневренности мало что останется.

Ложементы обоих коников подняты над полом на 330 мм с одной-единственной целью - чтобы груз оказался выше колёсных арок Транспортера, и выступающий вперёд конец не упирался в них при повороте.
Груз - доски длиной от 5,92 до 6,18 метра. Вес навскидку - 400-500 кг. Вылет за передний ложемент - 0,35 метра. Вылет за задний ложемент - 2,2 метра. Вылет за задний габарит прицепа - 0,8 метра. Развесовка по ложементам - 1/3 веса на передний, 2/3 - на задний.

Дачные манёвры. Въезд с дорожки в ворота на улицу под углом примерно 85 градусов. Задним ходом. В горку.



Через окно. Прекрасно видно, что доски можно было безболезненно сместить вперёд ещё на 10-15 сантиметров. А вот то, что цепь натянулась до предела, и даже правый край рамы оторвался от пола, я увидел позже лишь на фотке. Значит всё же натянул её слишком сильно. В следующий раз надо дать больше свободы.

Перевозка вторая. Арматура. 204 метра восьмёрки. 34 прутка по 6 метров. Вес - каких-то 80 кг.
Арматура гибкая, заметно провисает. План был - купить на соседней площадке досок, сложить их вокруг арматуры и притянуть арматуру к ним, чтоб не болталась. Но увы, нужных досок не оказалось, поэтому пришлось арматуру везти так.

"Хвост" отвисает вниз (обмотан яркой стропой), но до пола прицепа не достаёт.

Итак, испытания работой роспуск прошёл. Каков результат?
1. Маневренность. Никаких проблем. Автопоезд управляется точно так же, как и без роспуска. Городские перекрёстки - если можешь проехать там просто с прицепом, значит проедешь и с роспуском. Критические углы поворота (это когда в зеркало уже не видишь кормы прицепа) возникают лишь при манёврах в стеснённых условиях. Но и в этих местах кажется, что раньше дышло прицепа упрётся в бампер, чем доски - в край дверного проёма. На фотках видно, что грузил я не во всю ширину ложементов. Да, для запаса по маневренности. И этот запас оказался более чем достаточным. В принципе, в те же самые узкие проезды я заехал бы и с роспуском, загруженным во всю ширину.
2. Стабильность на скорости. Великолепная. Как с пустым прицепом. Никаких посторонних вибраций или склонности к непрогнозируемым манёврам. Последний мой рейс с досками был без роспуска. Те доски, которых я не нашёл в Нарве, нашлись в Йыхви. Но оказались длиной по 3 метра, а не по 6. Поэтому пришлось снять роспуск и загрузить доски просто в прицеп. На скорости около 90 км/ч со временем обнаружилась небольшие колебания, определяемые по вибрации икроножных мышц. Как-будто колесо разбалансировано. Это гружёный прицеп потряхивал машину за фаркоп. Так вот, с загруженным роспуском нет и этого.
3. Грузоподъёмность. Пятисот килограммов досок роспуск, можно сказать, не заметил. Хотя для прицепа это была как раз максимальная разрешённая нагрузка. 330 кг груза + 50 кг рама с кониками = 380 кг. Нагрузка на корму Транспортера составила 170 кг груза + 50 кг рама с кониками = 230 кг. А сколько можно? Не знаю. Но я бы, пожалуй, не стал грузить корму более чем 350-ю килограммами. То есть 300 кг. полезного груза. При той же развесовке на прицеп пришлось бы 600-700 кг. Итого тонна. Или около двух кубометров в деревянном эквиваленте. Не знаю, представится ли когда-нибудь случай проверить это.
4. Удобство погрузки-разгрузки. Есть один недостаток. Коники высоковаты. Вытаскивать доски назад не хочется, а чтобы разгрузить вбок, нужно слишком высоко их поднимать, чтобы перекинуть через коник. И надо как-то подобрать правильный провис цепи на переднем конике, чтобы не ломала конструкцию при смещении груза вперёд. А может, не цепь использовать, а что-то другое?
Да, ещё опорное колесо со стойкой приходится снимать с дышла прицепа. Иначе задевает за груз. Но это уже мелочь.

Вот как-то так)))).