Домой / Система отопления / Миссионерская работа план занятий. Раздел ii. теоретические основы организации михс в общине. в современном мире

Миссионерская работа план занятий. Раздел ii. теоретические основы организации михс в общине. в современном мире

Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года ().

Миссия ― проповедь Евангелия для обращения людей ко Христу ― неотъемлемая часть служения Святой Соборной и Апостольской Церкви, пастырям и чадам которой Господь Иисус заповедал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Церковь именуется Апостольской не только потому, что она утверждена на основании Апостолов (Еф. 2:20) но и потому, что через нее проповедь святых апостолов продолжается до сего дня. Свидетельство веры вне церковной ограды составляет одну из главных обязанностей всех христиан, во исполнение заповеди Господней: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28:19-20).

Православная миссия имеет целью приведение человека к вере Христовой, приобщение его к православному образу жизни, передачу ему опыта богообщения и вовлечение его в таинственную жизнь евхаристической общины.

Миссионерская деятельность в Русской Православной Церкви имеет свою структуру и осуществляется на следующих четырех уровнях:

Общецерковный уровень

На общецерковном уровне за организацию и осуществление миссионерской деятельности отвечает Синодальный миссионерский отдел. В задачи Отдела входит:

  1. исследование миссионерского поля на канонической территории Русской Православной Церкви;
  2. разработка общецерковных миссионерских программ и координация их осуществления;
  3. подготовка методических материалов по отдельным направлениям миссионерской деятельности с учетом региональных особенностей и распространение этих материалов в епархиях;
  4. оказание помощи епархиям Русской Православной Церкви в организации и деятельности миссионерских станов, направление священнослужителей-миссионеров и студентов духовных школ для служения в них по согласованию с епархиальными Преосвященными и Учебным комитетом;
  5. мониторинг и анализ деятельности на канонической территории Московского Патриархата сектантских и раскольнических образований; публикация соответствующих миссионерских материалов;
  6. совместно с Учебным комитетом ― подготовка в духовных школах миссионерских кадров Русской Православной Церкви и проведение регулярных семинаров преподавателей миссиологии;
  7. создание методик и учебных пособий для проведения на епархиальном, благочинническом и приходском уровнях занятий по подготовке активных мирян к миссионерскому служению;
  8. издание миссионерской литературы;
  9. обмен опытом с зарубежными православными миссионерскими организациями, анализ миссионерского опыта других конфессий;
  10. организация и проведение всецерковных миссионерских съездов, конференций и семинаров;
  11. проведение общецерковных целевых финансовых сборов на миссионерскую деятельность;
  12. совместно с Синодальным информационным отделом и Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества ― поддержка миссионерской работы Церкви через информационную деятельность и контакты с общественными объединениями;
  13. во взаимодействии с Синодальным информационным отделом — сотрудничество со средствами массовой информации в целях предоставления им материалов, имеющих миссионерскую ценность, и организации программ с участием духовенства и миссионеров;
  14. совместно с Синодальной комиссией по делам монастырей ― содействие монашеским обителям в организации их миссионерской деятельности;
  15. Осуществление контроля за реализацией определений Поместных и Архиерейских Соборов, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода в области миссионерского служения.

Епархиальный уровень

Общее руководство миссионерской деятельностью осуществляет епархиальный архиерей. Для организации соответствующей работы в епархии действует профильный епархиальный отдел или, там где таковой создать невозможно, — профильный ответственный епархиальный сотрудник, которые в своей работе руководствуются общецерковными нормативными документами, указаниями епархиального архиерея, рекомендациями Синодального миссионерского отдела.

Зарплаты сотрудников, организационные расходы, программы и мероприятия профильного епархиального отдела оплачиваются из бюджета епархии и привлеченных средств.

В задачи профильного епархиального отдела (ответственного епархиального сотрудника) входит:

  1. координация всей миссионерской работы в епархии во взаимодействии с Синодальным миссионерским отделом;
  2. распространение методических и информационных материалов, подготовленных или одобренных Синодальным миссионерским отделом и предназначенных для обучения различным видам миссионерской работы;
  3. определение направлений и приоритетов миссионерской деятельности благочиний и приходов;
  4. по представлению благочинных — определение меры участия приходов в миссионерской деятельности, исходя из их местоположения, количества прихожан, уровня их воцерковленности и материального достатка, а также наличия раскольнических и сектантских угроз;
  5. проведение обучающих семинаров по организации миссионерской работы, а также курсов подготовки приходских миссионеров;
  6. размещение миссионерских материалов в СМИ, на улицах городов и общественных местах;
  7. проведение миссионерской работы в учебных заведениях, на предприятиях и в рамках общественных объединений;
  8. создание оперативно обновляющегося сайта отдела;
  9. создание базы данных о действующих на территории епархии раскольнических и сектантских образованиях, своевременный мониторинг их деятельности;
  10. содействие укреплению материальной базы епархиальных, благочиннических, приходских и монастырских миссионерских программ за счет церковных и привлеченных средств;
  11. ходатайство перед епархиальным архиереем о поощрении лиц, ведущих активную миссионерскую работу;
  12. проведение епархиальных целевых финансовых сборов на миссионерскую деятельность;
  13. привлечение учащихся духовных учебных заведений к миссионерской работе;
  14. координация миссионерской работы действующих в епархии братств и сестричеств.

Благочиннический уровень

На уровне благочиния общая организация, координация и контроль миссионерской работы ведутся под руководством благочинного. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного ответственного за миссионерскую работу в благочинии. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии назначается на должность и освобождается от должности епархиальным архиереем по представлению благочинного, согласованному с председателем миссионерского отдела епархии. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии зачисляется в штат одного из приходов благочиния с окладом согласно штатному расписанию. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии подчиняется благочинному и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником). Благочинный имеет попечение о привлечении средств для проведения профильных программ и мероприятий в благочинии.

В обязанности ответственного за миссионерскую работу в благочинии входит:

  1. исследование миссионерского поля благочиния, выработка главных направлений миссионерского служения;
  2. содействие межприходскому сотрудничеству в миссионерской работе;
  3. планирование, координация и контроль миссионерской деятельности приходов;
  4. изучение и анализ приходских отчетов в части, отражающей миссионерскую деятельность;
  5. составление проекта отчета благочиния по миссионерской работе, который утверждается благочинным и направляется правящему архиерею;

Приходской уровень

На приходском уровне общая организация, координация и контроль миссионерской работы находятся в компетенции настоятеля. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного приходского миссионера, в тех приходах, где есть возможность создать такую должность. Решение об освобождении прихода от необходимости иметь данную штатную единицу принимает благочинный по представлению настоятеля с последующим докладом епархиальному архиерею. Такое решение может быть принято в отношении малочисленных приходов, в первую очередь находящихся в сельской местности и малых городах.

Приходской миссионер назначается на должность и освобождается от должности настоятелем, зачисляется в штат прихода с окладом согласно штатному расписанию, подчиняется настоятелю и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником) и с ответственным за миссионерскую работу в благочинии.

Приходской миссионер:

  1. формирует группу прихожан, способных вести миссионерскую деятельность, и организует их обучение основам православной веры и методам миссии;
  2. при поддержке настоятеля прихода заботится о финансовом обеспечении приходских миссионерских инициатив;
  3. составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности, утверждает их у настоятеля и предоставляет ответственному за миссионерскую работу в благочинии;
  4. регулярно повышает квалификацию, в частности на епархиальных курсах повышения квалификации.

Приходской миссионер обязан твердо знать основы православного вероучения и уметь «дать ответ всякому вопрошающему» (1 Пет. 3:15).

В рамках миссионерской работы на приходе могут осуществляться следующие виды деятельности:

  1. ведение просветительских бесед с приходящими в храм;
  2. консультирование сотрудников храма, имеющих постоянный контакт с прихожанами — работниками свечного ящика, дежурными;
  3. миссионерские акции в находящихся в пределах прихода образовательных, молодежных, социальных, культурных и иных подобных учреждениях;
  4. мониторинг в границах прихода раскольнической, сектантской, оккультной и атеистической деятельности, противодействие ей, ограждение людей от ее пагубного влияния;
  5. привлечение мирян к активной церковной работе посредством выполнения конкретных миссионерских поручений, в том числе участия в миссионерских экспедициях, работы по подготовке желающих принять Крещение, дежурства в храме, участия в дискуссиях в интернете, теле- и радиопередачах;
  6. распространение просветительских листков, литературы и видеофильмов духовно-просветительского содержания среди невоцерковленных людей;
  7. взаимодействие с образовательными и культурными учреждениями для осуществления совместных проектов в миссионерских целях.

Миссионерские общества

Миссионерские общества (движения, братства, сестричества или центры) — объединения клириков и мирян одной или нескольких епархий, создаваемые для участия в миссионерском служении Церкви и для его поддержки. В своей деятельности они призваны руководствоваться определениями священноначалия.

Устав миссионерского общества, а также его глава утверждаются председателем Синодального миссионерского отдела по согласованию с епархиальными архиереями тех епархий, где по Уставу будет действовать общество. В тех случаях, когда общество призвано действовать в пределах одной епархии устав и глава общества утверждаются епархиальным архиереем.

Ежегодный отчет о своей деятельности миссионерские общества направляют епархиальным архиереям и председателю Синодального миссионерского отдела. Мероприятия, проводимые миссионерскими обществами на территории той или иной епархии, проводятся по согласованию с епархиальным архиереем.

Задача проповеди учения Господа Иисуса Христа, составляя одну из главнейших в церковном служении, остается неизменной во все времена, подобно тому, как неизменен Подвигоположник нашего Спасения, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). И потому не только штатные сотрудники миссионерских структур, но и все православные христиане призваны к участию в этом богозаповедданном делании, памятуя слова Священного Писания: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).

В пособии Проповедовать Евангелие Мое сказано, что цель миссионера – это «предлагать людям прийти ко Христу, помогая им принять восстановленное Евангелие через веру в Иисуса Христа и Его Искупление, через покаяние, крещение и получение дара Святого Духа, чтобы претерпеть до конца» (Проповедовать Евангелие Мое , стр. 1). Старейшина , член Кворума Двенадцати Апостолов, сказал: «Ваша миссия станет священной возможностью привести людей ко Христу и помочь им готовиться ко Второму пришествию Спасителя» ( Ensign или Лиахона, май 2011 г., стр. 50). Этот курс может помочь подготовить ваших студентов воспользоваться священной возможностью принять участие в миссионерской работе.

Предварительная подготовка

    Изучите пособие Проповедовать Евангелие Мое , .

    Подготовьтесь показать видеосюжет (9:19), доступный на сайте сайт .

    Подготовьте раздаточный материал под названием «Наша миссионерская цель», находящийся в конце этого урока.

Методические указания

Призывать Святого Духа. Часто хорошо подготовленная и проводимая студентами вступительная часть, которая включает молитву, гимн и небольшую духовную мысль из Священных Писаний, приглашает Духа, объединяет студентов и готовит их умы и сердца к духовному обучению.

Цель миссионерской работы

Попросите студентов назвать мероприятия и занятия, в которых регулярно участвуют миссионеры, и перечислите их на доске. (Возможные ответы: обходить дома, изучать Священные Писания, молиться и служить.)

Предложите одному из студентов прочитать текст в разделе на странице 1 пособия Проповедовать Евангелие Мое. (Поскольку это первый урок, у многих студентов может не быть с собой экземпляра пособия Проповедовать Евангелие Мое , так что, возможно, вам нужно будет раздать копии этой и других необходимых страниц.)

Затем попросите студентов сравнить цель миссионера со списком мероприятий и занятий на доске и задайте такие вопросы:

    Как понимание цели миссионера расширяет ваше понимание того, чем занимаются миссионеры? Как эта цель придает смысл тому, чем заняты миссионеры?

    Какие слова этой цели передают обязанности миссионера, а какие – обязанности интересующегося?

    Как восприятие этой цели в качестве руководящего принципа в своей работе делает вас более эффективным миссионером? (Данная формулировка цели дает направление работе, которую выполняет миссионер. Она помогает миссионерам меньше сосредотачиваться на задачах, и больше – на выполнении своей истинной цели.)

Чтобы помочь членам класса лучше понять цель миссионерской работы, попросите их открыть , а одного из них – прочитать вслух последний абзац, начиная со слов «Вы призваны…».

Примечание: Объясните студентам, что их пособием для данного курса будет Проповедовать Евангелие Мое. Попросите их приносить с собой на каждое занятие печатный или электронный экземпляр пособия Проповедовать Евангелие Мое . Вы также можете приобрести экземпляры брошюр Проповедовать Евангелие Мое , чтобы использовать их для выполнения практических заданий из учительского пособия.

Всем классом обсудите следующие вопросы:

    Что, согласно этому абзацу, человек должен делать, чтобы прийти к Спасителю?

    Что, согласно этому абзацу, делает миссионер, чтобы помочь людям прийти к Иисусу Христу?

Раздайте студентам экземпляры раздаточного материала «Наша миссионерская цель». В этом материале приводится часть выступления старейшины Д. Тодда Кристоферсона, члена Кворума Двенадцати Апостолов. Разделите студентов на маленькие группы или предложите им разделиться самостоятельно. Попросите группы вместе прочитать материал и обсудить вопросы, которые приводятся в конце.

    Как вы можете начать концентрироваться на миссионерской цели? (Возможные ответы: студенты могут выучить ее наизусть, они могут написать ее и поместить туда, где будут видеть каждый день, они могут молиться о том, чтобы лучше понять ее, или могут искать элементы этой цели во время изучения Священных Писаний.)

«Мы проповедуем и учим не для того, чтобы ‘привести людей в Церковь’ или увеличить численность Церкви. Мы проповедуем и учим не только для того, чтобы убедить людей жить лучше… Мы приглашаем всех прийти ко Христу через покаяние, крещение и конфирмацию, чтобы открыть этим сыновьям и дочерям Бога двери Целестиального Царства [см. У. и З. 76: 51–52 ]. Никто другой не может этого сделать» («The Purpose of Missionary Work», missionary satellite broadcast, Apr. 1995).

    Какие мысли у вас появляются при размышлении о том, что вы можете помочь «открыть двери Целестиального Царства» тем, кого вы обучаете?

Применение. Учителям следует давать студентам время в классе для того, чтобы они обдумывали или записывали конкретные действия, которые могут совершать для применения принципов в своей жизни. Учителям следует призывать студентов просить Господа о направлении и руководстве, когда они стремятся узнать, как применять принципы в личной жизни.

Попросите студентов поразмышлять над тем, как они могут применять миссионерскую цель в своей собственной жизни, а также подумать, сочетаются ли их личные мотивы служения на миссии с описанной в пособии Проповедовать Евангелие Мое. Попросите студентов уделить время тому, чтобы написать на листе бумаги или в рабочей тетради, какие конкретные действия они могут предпринять, чтобы их мотивация служить на миссии приблизилась к миссионерской цели.

Примечание: В качестве рабочей тетради можно использовать блокнот или тетрадь в твердом переплете или папку-скоросшиватель. Студенты также могут использовать функцию заметок или личного дневника на сайте или в приложении для электронных устройств. Студентам следует использовать свои рабочие тетради, чтобы делать заметки и записывать впечатления в ходе урока или личного изучения.

Преподавать учение Христа

Скажите классу, что Спаситель провозгласил, что одна из основных целей Книги Мормона – это «сдела[ть] явным Евангелие Моё и… истинные положения учения Моего» (У. и З. 10:62). Учение Христа включает в себя повеление, чтобы все люди уверовали в Иисуса Христа, как Господа и Спасителя, покаялись в грехах, крестились и приняли дар Святого Духа (см. 3 Нефий 11:32). Напишите на доске следующее:

Разделите класс на три группы. Попросите одну группу изучить 2 Нефий 31:2, 10–21 ; вторую – 3 Нефий 11:31–41 , а третью – 3 Нефий 27:13–22 . Попросите каждую группу прочитать заданные им стихи и найти, что требуется от тех, кто стремится следовать за Иисусом Христом. Вы можете предложить студентам выделить или подчеркнуть в своих книгах Священных Писаний конкретные истины относительно учения и Евангелия Иисуса Христа.

Дав студентам несколько минут на изучение отрывков, попросите их написать под каждой ссылкой конкретные действия, которые должны совершать последователи Иисуса Христа.

Затем задайте вопросы, подобные следующим:

    Если кто-то спросит вас, верят ли мормоны в Иисуса Христа, как записанные на доске отрывки из Священных Писаний могут помочь вам ответить на этот вопрос?

    Как бы вы объяснили своими словами учение или Евангелие Иисуса Христа человеку, который не знает, что это?

    Иногда вас могут спросить, почему миссионеры проповедуют людям, которые уже верят в Иисуса Христа. Как учение Христа, изложенное в отрывках из Священных Писаний, перечисленных на доске, помогает вам ответить на такой вопрос?

Когда студенты будут отвечать, убедитесь, что они понимают, что учение Христа включает следующие моменты: (1) что Иисус Христос сделал и продолжает делать, чтобы сблизить нас с Отцом (см. Алма 33:22 ; У. и З. 76:40–42), и (2) что нам необходимо, чтобы получить благословения Искупления Иисуса Христа, а именно: вера, покаяние, крещение, получение дара Святого Духа и претерпевание до конца (см. 3 Нефий 27:16–21).

Попросите студентов вновь обратиться к миссионерской цели, написанной на доске, и спросите:

    Как учение Христа связано с целью миссионерской работы?

В ходе обсуждения этого вопроса студенты, скорее всего, выразят следующую истину: Миссионеры выполняют свою цель, помогая интересующимся принять учение Христа, развить веру, покаяться, креститься, получить дар Святого Духа и претерпеть до конца.

Чтобы углубить понимание студентов того, что интересующийся должен действовать в соответствии с учением, чтобы принять восстановленное Евангелие, попросите их открыть страницу 6 пособия Проповедовать Евангелие Мое и прочитать первые два абзаца параграфа Затем, чтобы помочь студентам понять, почему интересующимся важно действовать с верой, задайте вопросы, подобные следующему:

    Что может свидетельствовать миссионеру о том, что интересующийся проявляет веру в Иисуса Христа и Его Искупление, кается и готовится к заключению завета крещения?

После того, как студенты дадут свои ответы, объясните, что миссионеры часто озабочены тем, как все правильно говорить и делать. Однако, еще более важным, чем то, что говорят и делают миссионеры, является то, чтобы интересующиеся с верой действовали в согласии с тем, чему их учат. Один из важнейших навыков, которые могут выработать миссионеры – это определять с помощью Святого Духа, действительно ли интересующийся действует с верой и становится обращенным.

    Что может свидетельствовать миссионеру о том, что Святой Дух присутствовал на уроке, и интересующийся Его ощущал?

    Что могут делать предполагаемые миссионеры, чтобы лучше понимать и применять учение Христа? (Возможные ответы: молиться с верой о лучшем понимании, изучать в Священных Писаниях такие особые аспекты учения Христа, как Искупление Иисуса Христа и первые принципы и таинства Евангелия, говорить с другими людьми о том, что они делали, чтобы возрасти в вере в Иисуса Христа, изучать причастные молитвы, чтобы лучше понимать заветы крещения и так далее.)

Покажите видеосюжет (9:19) и попросите членов класса сделать заметки о том, что делали миссионеры, чтобы помочь семье Роблес прийти ко Христу.

Чтобы помочь студентам объяснить, что делали миссионеры для достижения своей цели, после просмотра видеосюжета задайте вопросы, подобные следующему:

    Что делали эти миссионеры, чтобы помочь семье Роблес возрасти в вере? (Возможные ответы: они попросили их молиться о Книге Мормона, отвечали на их вопросы, учили их, почему важно соблюдать заповеди, брали с них обязательства соблюдать заповеди, помогали им получить таинство крещения, делали так, чтобы приход интересовался их жизнью, и запланировали с ними посещение храма.)

    Почему обучать интересующихся и предлагать им прийти ко Христу являются важными аспектами работы миссионеров?

    Какое доказательство того, что вера членов семьи Роблес возросла, и что они чувствуют себя в большей гармонии с Духом Христа, вы увидели?

    Как понимание учения Христа может помочь вам призвать интересующихся брать на себя обязательства?

    Bahasa Indonesia Cebuano Česky Dansk Deutsch Eesti English Español Faka-tonga Français Gagana Samoa Hrvatski Italiano Latviešu Lietuvių Magyar Malagasy Nederlands Norsk Polski Português Română Shqip Suomi Svenska Tagalog Tiếng Việt Български Монгол Русский Українська Հայերեն ภาษาไทย ភាសាខ្មែរ 한국어 中文 日本語

3.1. Миссионерское поручение

Миссионерское поручение – часть общественного служения христианина; оно включает мирян в миссионерскую деятельность прихода, чтобы каждый из них чувствовал свою причастность к общему делу миссии.

Главной задачей миссионерских поручений является актуализация живого миссионерского опыта Церкви.

Миссионерские поручения могут быть реализованы через:

– участие мирян в богослужении (несение клиросного и алтарного послушаний, организация престольных праздников, крестных ходов и других церковных торжеств), а также установление постоянных храмовых дежурств мирян и совместно со священнослужителями для общения с невоцерковленными людьми;

– привлечение мирян к участию в социальной диаконии;

– широкую организацию миссионерских приходских кружков;

– участие мирян в церковных конференциях, диспутах, интернет-форумах, в теле- и радиопередачах, благотворительных акциях и иных формах общественной активности.

К особым миссионерским поручениям можно отнести приобщение мирян к участию в миссионерских экспедициях, к катехизаторской работе (в предоглашении и оглашении), к иным видам деятельности Церкви по научению основам веры.

3.2. Подготовка кадров миссионеров

Все служение Церкви имеет апостольский миссионерский характер. Отсюда возникает необходимость в выработке миссионерского подхода в составлении учебных программ и учебного процесса начального, среднего и высшего духовного образования.

Современное миссионерство требует новых методов и специальной подготовки проповедников, которым придется трудиться в условиях и мегаполиса, и далеких поселений. Поэтому подготовка миссионеров должна соответствовать возлагаемым на них задачам.

При подготовке миссионеров (особенно в специализированных миссионерских духовных учебных заведениях) приобретает большое значение знание истории миссии, принципов и методов современной миссионерской деятельности, социальной работы, этнографии, социальной психологии, конфликтологии и т.д. Особое значение имеет практический опыт осуществления миссии, который может быть приобретен посредством участия студентов семинарии или академии в миссионерских экспедициях, миссионерских станах и приходах. Для этого необходимо включение в базисный учебный план духовных школ раздела «Миссионерская практика».

Программа духовного образования должна учитывать в полной мере потребности миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

3.3. Миссионерские станы

С апостольских времен существовали общины, которые выполняли функции миссионерских станов, занимаясь миссией по преимуществу. Такой общиной была, например, антиохийская община, при поддержке которой начал свою первую миссионерскую экспедицию св. апостол Павел. Эту общину можно считать первым миссионерским станом.

Миссионерский стан – региональный центр православной миссии, в функции которого входят:

— координация, методологические обеспечение и обобщение опыта миссии, осуществляемой на определенной территории;

— организация работы по созданию миссионерских переводов на национальные языки народов, проживающих на территории данного региона, Священного Писания и богослужебных текстов;

— связь с миссионерскими приходами;

— обеспечение деятельности миссионерских приходов специальной литературой и иными методическими материалами:

— предоставление, при возможности, гуманитарной помощи в целях осуществления гуманитарной миссии.

Миссионерские станы находятся в каноническом подчинении епархиального архиерея и обслуживаются силами как епархиальных, так и (по приглашению епархиального Преосвященного) синодальных миссионеров.

В настоящее время накопленный опыт работы миссионерских станов свидетельствует об их реальной эффективности. Постоянное пребывание миссионеров в распоряжении епархиальных архиереев позволяет планировать долгосрочные программы.

Особое внимание в работе миссионерских станов уделяется просветительским программам в труднодоступных районах.

Одним из методов деятельности в рамках миссионерского стана можно считать миссию в транспортных потоках. Для ее успешного осуществления требуются:

— бесплатная раздача миссионерской литературы на авто-, авиа-, водном и железнодорожном транспорте (на маршрутах дальнего следования);

— строительство часовен и храмов на вокзалах, в аэропортах, в морских и речных портах;

— привлечение для проповеди Благой вести особо подготовленных мирян;

— осуществление миссионерской катехизаторской деятельности среди обслуживающего персонала на транспорте.

Возможности транспорта следует использовать и для решения другой миссионерской задачи. Миссия Церкви должна распространяться не только в мегаполисах, но и в труднодоступных районах. Для того чтобы нести Благовестие «даже до края земли » (Деян. 1, 8), миссии нужна мобильность. Необходимо задействовать все современные виды транспорта, что особенно важно для отдаленных регионов (храмы-автомобили, храмы-корабли, храмы-вагоны, палаточные храмы и т.д.).

3.4. Миссия в молодежной среде

Миссионерская работа предполагает создание на приходах благоприятных условий для реализации православной молодежью своих творческих устремлений и потребностей, что предусматривает взаимное общение не только в храме, но и во внебогослужебное время. Для этого могут быть использованы детские лагеря, походы, паломнические поездки, группы содействия немощным членам прихода и многие другие формы деятельности. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II особо отметил: «Мероприятия подобного рода побуждают молодежь взглянуть на Церковь иными глазами, увидеть в ней не строгого судью, а заботливую мать. Одновременно, благодаря такой деятельности, укрепляются связи со светскими структурами, ответственными за воспитание подрастающего поколения. Общество на деле убеждается в положительном социальном значении Церкви».

Для проведения миссии в молодежной среде необходимо иметь в виду следующие основные направления деятельности:

— приобщение к литургической жизни и воцерковление молодых людей, недавно пришедших в Церковь;

— просветительская деятельность, направленная на формирование правильного представления об иерархии христианских ценностей, создание для этой цели современной научно-богословской методологической базы;

— привлечение молодежи к христианскому служению (трудовая помощь храмам и монастырям, работа в детских лагерях, помощь ветеранам, немощным людям, переписка с заключёнными и др.);

— создание открытой христианской социокультурной молодежной среды;

— организация специализированной помощи молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или различные виды зависимостей (например, телефонная служба доверия, частные личные беседы, интернет-форум с возможностью задать вопрос катехизатору или священнику, консультации православного психолога, программы по реабилитации пострадавших от алкогольной, наркотической зависимости, а также бывших членов деструктивных сект);

— продуманное использование в миссионерской деятельности среди молодежи современных форм творчества: музыкального, литературного, художественно-изобразительного и т.п.

При выборе наиболее эффективных приемов работы с молодежными группами следует учитывать их социальную направленность, степень религиозной информированности и способность к восприятию преподаваемого им православного учения. Необходимо творческое применение самых разнообразных методов духовного просвещения. В настоящее время существует следующая типологизация молодежных групп:

1. Воцерковленная молодежь , различающаяся по степени общественной активности и уровню осознания своего места в Церкви. Для этой группы необходимо применять различные формы участия в церковном и общественном служении, устранять барьеры в церковном сознании (дистанцию между клиром и мирянами, боязнь инициативы и ответственности), препятствующие такому участию. Нужно способствовать появлению и реализации молодежных инициатив, побуждать церковную молодежь к проявлению личной активности.

2. Неофиты , недавно пришедшие к православной вере, еще мало знающие основы Православия и часто переоценивающие свою компетентность в разных вопросах церковной жизни. Подходящими методами работы в этой среде являются катехизация, основанная на традициях церковного просвещения, а также вовлечение в практическую деятельность общины под руководством воцерковленных людей.

3. Невоцерковленная молодежь, в целом позитивно относящаяся к Православию . Наиболее целесообразно при работе с этой группой молодежи привлекать молодых людей к различным формам досуговой или творческой деятельности, не противоречащим православной духовности.

4. Молодежь, выбравшая другие христианские конфессии или иные традиционные религии, но сохранившая уважительное отношение к Православию и не отрицающая возможности диалога с православными. Наиболее эффективным методом взаимодействия с представителями этой группы является разработка и осуществление образовательных и культурных программ, имеющих просветительскую направленность (например, семинары по вопросам экологии или противодействия наркомании и т.п.).

5. Невоцерковленная молодежь, равнодушно относящаяся к Православию или к религиозной жизни в целом , является наиболее многочисленной и потому самой важной группой невоцерковленной молодежи. В зависимости от того, насколько эффективной станет работа Церкви именно с ней, можно судить о результатах миссии среди молодежи. Для успешной работы с этой группой необходимо, прежде всего, разрушение ошибочных стереотипов восприятия Церкви и духовной жизни, а также формирование новых представлений, создающих мотивацию к созидательному духовному развитию. Основополагающими принципами в общении с такой молодежью являются искренность, открытость и терпение: не навязывание внешних форм Православия, а подготовка почвы для сознательного воцерковления. Формы занятий с этой группой могут быть различными; они должны быть привычными для современной молодёжи, но при этом – наполненными христианским содержанием.

6. Молодежь, негативно настроенная к Церкви. При работе с такими людьми лучше всего вести диалог в духе любви и упования на помощь Божию, ибо Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины » (1 Тим. 2, 4).

3.5. Миссионерский приход

Образ жизнедеятельности и сам облик современного церковного прихода должен быть максимально приспособлен к миссионерским потребностям, исходя из интересов миссии Церкви.

Приход, подтвердивший свою способность (по уровню подготовленности и практическим результатам) заниматься миссионерской деятельностью постоянно и плодотворно, приобретает статус миссионерского прихода .

Существуют следующие отличительные особенности миссионерского прихода:

1. Главная его цель – осуществление миссионерской деятельности на территории его пастырской ответственности.

2. Желательно, чтобы его клир знал богословие миссии и приобретал практический опыт миссионерства.

3. Целесообразно, чтобы миссионеры имели или приобретали светское высшее образование.

4. Приходское собрание данного прихода должно состоять преимущественно из прихожан, активно участвующих в миссионерской деятельности, знающих проблемы и нужды современной миссии.

5. Приход обязан заниматься социальной диаконией.

6. В миссионерском приходе необходимо сформировать институт миссионерских катехизаторов. Миссионерское служение мирян необходимо скоординировать по разным аспектам работы в соответствии с образованием и профессиональными навыками конкретного миссионера.

7. В приходе богослужения должны иметь преимущественно миссионерскую направленность.

8. Миссионерскому приходу по благословению епархиального Преосвященного желательно постоянно поддерживать контакты в методической сфере с Миссионерским отделом Московского Патриархата.

3.6. Миссионерское служение мирян

В целях распространения миссии во всех сферах жизнедеятельности общества необходимо:

— привлекать мирян к активной церковной работе посредством выполнения конкретных миссионерских поручений;

— помогать в комплектовании школьных и публичных библиотек церковными книгами миссионерского содержания, использовать сеть библиотек для создания в них миссионерских просветительских центров и проведения тематических выставок, посвященных важным событиям церковной жизни;

— ориентировать мирян на особый вид миссионерской деятельности, направленной на церковное присутствие в интернет-пространстве;

— поощрять общение мирян во внебогослужебное время, в частности, через проведение собраний и совместных трапез прихожан после совершения богослужения в первую очередь с целью обсуждения вопросов духовной и церковной жизни;

— находить точки соприкосновения с различными возрастными слоями населения посредством организации общедоступных мероприятий по интересам: клубов, летних лагерей, походов;

— вести просветительскую работу с группами социального риска, (наркозависимыми, ВИЧ-инфицированными, беспризорными и др.);

— осуществлять миссионерскую, катехизаторскую, богословскую подготовку светских преподавателей, врачей, психологов, юристов, экономистов, военнослужащих, деятелей культуры и науки для расширения поля миссионерского служения.

С древних времен особо важной является роль женщин в православном свидетельстве (Рим. 16, 1-15; Флп. 4, 2-3; Кол. 4, 15; 1 Кор. 11, 5; 1 Тим. 5, 16). Церковь призывает женщину к исполнению задач, связанных с духовным просвещением людей. Сегодня проповедь Евангелия осуществляется в условиях «постхристианской» цивилизации, которая отвергла попечение Церкви, негативно относится к христианским ценностям, понимает их искаженно. Необходимо, чтобы христианское свидетельство дочерей Церкви продолжалось, расширялось, усиливалось и было доступным для всех людей, искренне ищущих Бога. Это служение может быть и частным, и оформленным как православное миссионерское сестричество.

Миссионерское служение женщин имеет ряд специфических отличительных черт, вытекающих из особой роли женщины в семье и обществе. В этой связи в числе наиболее перспективных направлений миссионерской работы женщин можно указать особо:

1. Создание специальных благотворительных учреждений по примеру Марфо-Мариинской обители, основанной преподобномученицей Елисаветой.

2. Служение в больницах (особенно в родильных домах и гинекологических отделениях) для несения проповеди слова Божия и утешения страждущих.

3. Воспитательно-просветительское служение в детских домах и интернатах.

4. Служение в местах лишения свободы для женщин с целью наставления заключенных в основах вероучения.

3.7. Миссионерское богослужение

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в докладе на епархиальном собрании духовенства Московской епархии в 2004 году отметил: «Говоря о восприятии богослужебной или пастырской традиции, не следует забывать, что следование Преданию не есть механическое копирование внешних форм, а живое осмысление и творческое претворение в жизнь перенятого опыта… Практический вывод из сказанного может быть только один: не должно быть ни самоволия, ни самообольщения. Во всем должна быть разумная дисциплина и благоустроенная свобода».

Богослужение Церкви, по своему существу, всегда носит миссионерский характер, закрепленный в свято хранимых Церковью чинопоследованиях. Литургические молитвы за оглашенных , свидетельствуют о том, что Церковь простирает свою любовь и на тех, кто живет пока еще вне полноты общения с Богом и Церковью. А богослужебная проповедь, носящая экзегетический характер, представляет собой особую форму осуществления вероучительного попечения Церкви о своих пасомых.

Каждый член христианской общины нуждается в полноценном участии в литургической жизни. Напряженная духовная жизнь включает в себя постоянное самоиспытание, следование заповедям Христовым, истинное покаяние, воздержание, стремление к сознательному единству духа, веры и дел.

В Определении Архиерейского Собора 1994 года «О Православной миссии в современном мире» записано: «Собор считает исключительно важным глубокое изучение вопроса о возрождении миссионерского воздействия православного богослужения» и усматривает «крайнюю необходимость развития практических церковных усилий» в том направлении, чтобы сделать более доступными пониманию людей смысл священнодействий и богослужебных текстов.

Ради облегчения вхождения и пребывания невоцерковленного человека в Церкви целесообразно предоставить приходам, по благословению священноначалия, право проведения особых миссионерских богослужений , в которые были бы внесены элементы катехизации:

1. Богослужение без нарушения его цельности и молитвенного настроя верующих в необходимых случаях сопровождается богословскими комментариями или посредством распространения брошюр с объяснением смысла богослужения и совершаемых молитв. Подобная катехизация также необходима при совершении всякого Таинства и обряда.

2. Во время совершения Божественной литургии, проповедь может произноситься непосредственно после Евангельского чтения и должна носить, по преимуществу, экзегетический характер. При необходимости Священное Писание может быть прочитано на национальном языке просвещаемого народа или на русском языке с богословскими комментариями.

3. Для совершения миссионерских богослужений в населенных пунктах, не имеющих храма, допустимо использовать в качестве алтаря любые приспособленные помещения, даже палатки. На месте совершения такого богослужения целесообразно воздвигать поклонный крест, пред которым верующие могли бы молиться.

4. Главной задачей совершения миссионерских богослужений является приближение литургической культуры Православия к пониманию наших современников. В зависимости от степени воцерковленности членов приходской общины желательно осуществлять программы литургического обучения как взрослых, так и детей.

3.8. Перспективные направления миссионерского служения

Среди наиболее перспективных направлений современного миссионерского служения Церкви следует выделить:

— обобщение накопленного опыта миссионерской деятельности с целью его анализа и дальнейшего применения;

— распространение положительного опыта миссионерской деятельности, накопленного в разных епархиях (использование речных судов, поездов, автобусов, создание выездных групп, работа со светскими педагогами, библиотеками, проведение крестных ходов);

— усиление миссионерской направленности в учебно-воспитательном процессе духовных школ: совершенствование преподавания миссиологии и связанных с ней дисциплин, участие воспитанников в миссионерско-катехизаторской практике;

— поддержка на общецерковном уровне миссионеров, несущих свое служение в отдаленных епархиях;

— создание на каждом приходе особой миссионерской духовной и культурной атмосферы, находясь в которой возможно было бы противостоять негативным воздействиям из внешнего мира;

— поощрение внебогослужебного общения людей, в частности, через проведение собраний и совместных трапез прихожан после совершения богослужения с целью общения и обсуждения насущных вопросов;

— развитие священнослужителями внутриприходской миссии;

— привлечение мирян к активной церковной деятельности посредством выполнения определенных миссионерских поручений и участия в социальной диаконии;

— широкое применение различных языков миссионерской проповеди: от высокого храмового литургического слога до речи, понятной детям, молодежи, воинам, государственным служащим, деятелям науки и культуры – по слову апостола Павла: «для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых » (1 Кор. 9, 22);

— возрождение практики оглашения взрослых людей перед Крещением, привлечение к оглашению активных и подготовленных членов общины;

— совершение богослужений и издание православной литературы на местных языках, создание переводческих историко-архивных комиссий в епархиях, при церковно-богословских центрах и духовных школах; тщательная богословская оценка поступающей в приход литературы;

— работа с группами социального риска;

— создание на каждом приходе обстановки, способствующей укреплению института семьи и восприятию семейной жизни как церковного служения;

— развитие всех приемлемых (не противоречащих православной нравственности и не нарушающих светское законодательство) форм антисектантской деятельности и разработка целенаправленных миссионерских программ по нейтрализации прозелитизма и религиозного экстремизма;

создание особых центров по социальной, психологической и духовной реабилитации бывших адептов сектантских организаций (деструктивных культов).


Миссионерскую практику во время летних каникул учащиеся могут проходить на приходах и в монастырях с богатым миссионерским опытом, а также на тех приходах, из которых они были направлены в учебное заведение. Кроме того, следует предусмотреть для учащихся духовных школ возможность нести практическое миссионерское послушание, прежде всего в учебных заведениях, больницах, домах-интернатах для детей, престарелых и инвалидов. Если в епархии имеется епархиальный миссионер, то практику целесообразно проводить под его руководством.

В истории миссии Русской Православной Церкви важную роль сыграл опыт создания миссионерских станов на Алтае прп. Макарием (Глухаревым) Исторические миссионерские станы на территории Российской империи, организовавшиеся «в целях правильной постановки миссионерского дела» со 2-й четверти XIX в., состояли, как правило, либо из комплекса компактно расположенных строений с богослужебным помещением (походная церковь), либо из нескольких сел с церквами, часовнями и школами; на них возлагался широкий комплекс миссионерских задач – проповедь, культурно-просветительская деятельность и благотворительность.

Итоговый документ конференции «Современная молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения» (2005 год).