Домой / Пол / История евреев предуралья. Малочисленные народы Южного Урала: немцы, поляки, евреи. Моисей и вывод евреев из Египта

История евреев предуралья. Малочисленные народы Южного Урала: немцы, поляки, евреи. Моисей и вывод евреев из Египта

Челябинская синагога .

Тогда и сейчас

Появление еврейского населения в Челябинске относится к 40-м годам Х IX в. Первыми «иудеями» были николаевские солдаты действительной 25-летней службы, выпускники кантонистских школ Оренбурга и Троицка. По окончании службы они часто оставались в городе, обзаводились семьями, таким образом, во второй половине XIX в. большую часть еврейского населения города составляли отставные солдаты и унтер-офицеры. Из архивов известны их имена: Б. Берштейн, М. Бруслевский, Н. Вайнер, Д. Мланин, О. Хенкель и др. Они сохранили родной язык и строго соблюдали традицию, законы Торы. В годы службы еврейские солдаты сообща покупали избушку, где молились по субботам и праздникам.

С пуском Великой Сибирской железнодорожной магистрали стало быстро увеличиваться население города, в т.ч. возросла и доля иудеев. В 1894 г. насчитывалось – 104 чел. иудейского вероисповедания - 0.6% населения Челябинска, а уже в 1901 г. – 686 чел. (3 %). Это были торговцы, ремесленники, специалисты в области медицины, т.к. только этим категориям населения разрешалось жить вне определенных правительством Российской империи «черт оседлости», находящихся в основном на западе России. Они селились на улицах Мастерской (ул. Пушкина), Никольской (ул. Советская), Степной (ул. Коммуны) и Исетской (ул. К. Маркса). В город съехалось много деловых людей, которые занимались сбором и продажей зерна, чайной торговлей, открывали аптеки, магазины и мастерские (слесарные, мебельные, шляпные, готового платья и др.). Большой вклад в развитие ремесел и торговли внесли: Абрам Бреслин, Макс Гейман, Овсей Дуневич, Ананий Коген, Соломон Брен, Яков Елькин, Лея Бреслина и др. Первыми врачами в городе работали Наум Шефтель, Залман Мазин, Адольф Киркель, которые сыграли огромную роль в спасении тысяч жителей Челябинского уезда от эпидемий, открывали земские больницы в селах.

Центром жизни еврейской общины по традиции стала синагога (синагога – на иврите «бейт-кнесет» - дом собраний). В конце 60-х годов XIX в. общиной приобретается первое здание для "еврейского молитвенного дома", куда были приглашены первые раввины Челябинска – духовный раввин – реб. Бер Хейн, казенный – Абрам Яцовский; шойхет (резник) – Хаим Ауэрбах. Казенный раввин утверждался губернскими властями, от которых получал свидетельство на звание раввина. Он представлял общину в государственных и административных учреждениях. Рождение ребенка, акт обрезания, заключение браков и погребение разрешалось регистрировать только ему, на всех документах стоит его подпись. В обязанности казенного раввина входило также принимать присягу у евреев – новобранцев, произносить в дни праздников патриотические проповеди. Абрам Овсеевич Яцовский умер в 1915 году в возрасте 85 лет. Духовный раввин реб Хейн считался ученым советником А.Яцовского, но они оба были большими знатоками иудаизма и являлись духовными наставниками в религиозной общине. Реб Хейн скончался в 1914 г. в возрасте

80 лет. Эти люди прослужили в синагоге более сорока лет, заслужив уважение у всех членов общины.

В 80-е годы XIX в. построено деревянноездание синагоги на северной окраине города (сейчас на этом месте здание Администрации Калининского р-на).

В 1894 г. купец 2-ой гильдии Соломон Брен завещал еврейской общине для строительства синагоги купленный им участок земли по адресу: ул. Мастерская, 6, где был пустырь, как значилось в архиве – «пустопорожнее дворовое место».

16 декабря 1900 г. выходит Указ Оренбургской духовной консистории, разрешающий строительство синагоги. Три месяца городская управа рассматривала вопрос, нет ли « местных препятствий, равно и препятствий со стороны православных жителей города» к строительству большой каменной синагоги по предложенному проекту. 21 марта 1901 г. было принято решение городской Думы Челябинска о том, что «со стороны Думы к допущению постройки молельни препятствий не имеется».

В 1903 г. на собранные среди еврейского населения деньги начато строительство каменного здания синагоги. Строительство шло медленно, поскольку община была небогатой, и только в1905 г. синагога начала деятельность в новом здании (ныне ул. Пушкина, 6-Б).

Из оценочной ведомости за 1905г. : «ул. Мастерская, 6, каменный дом двухэтажный, крыт железом. Занят Челябинской еврейского общества синагогой. Принадлежит Шефтелю Науму Марковичу и наследникам Брена С.И. Площадь здания – 435 кв. метров».

Нахман Мордухович Шефтель – первый врач иудейской веры, появившийся в Челябинске с 1891г., глубоко верующий человек, скорее всего внесший на строительство большой взнос. В 1906г. он взял на себя содержание здания синагоги.

Жизнь еврейской общины Челябинска становилась все активнее.

20 мая 1907 г. начинается строительство еврейской школы по ул. Азиатской, 7 (ныне ул. Елькина). Наряду с религиозными предметами в школе преподавали и общеобразовательные на родном языке. Кроме того, в городе работало несколько хедеров – начальных религиозных школ, в которых преподавали Тору и основы Талмуда с заучиванием молитв. Обычно они находились в квартире учителя – меламеда. За длинным столом собирались 6 – 8 учеников – мальчиков с 5 лет и прилежно учились, т.к. многовековая традиция требовала, чтобы все дети мужского пола, независимо от уровня благосостояния семьи, получили начальное образование. Дети евреев учились также в реальном училище, женской гимназии, торговой школе. Престиж образования в еврейской среде всегда был высоким, хотя далеко не все дети могли учиться из–за обязательной платы за учебу и ограничений – прием еврейских детей ограничивался 5 % нормой. Создавались попечительские советы, собиравшие средства на нужды образования. Особенно большой вклад внесли Гейман Макс Исаакович – купец 1-й гильдии, Высоцкий Петр Матвеевич – купец 1-й гильдии, Басовский Иосиф Борисович- мещанин.

в 1913 г. – создано Челябинское еврейское погребальное братство.

Особенно активной деятельность Общины становится после избрания в 1909 г. Председателем правления синагоги Аврума Берковича Бреслина – купца 1-й гильдии, члена правления Челябинской Биржи, владельца типографии, создателя первой ежедневной городской газеты «Голос Приуралья».

С началом первой мировой войны синагога становится центром помощи беженцам, поток которых был очень велик - в 1916 г. из 6302 беженцев, прибывших в город, 683 были евреями. Семьи беженцев размещаются в здании синагоги. Постоянно проводятся так называемые «кружечные» сборы для оказания помощи пострадавшим от военных действий, причем собранные деньги распределялись не только среди евреев, но и сдавались в Государственный банк. Еврейская община берет шефство над семьями защитников Отечества. При синагоге было открыто «бюро труда», которое помогало беженцам получить работу.

В 1915 г. образуется Комитет помощи беженцам при обществе пособия бедным евреям; создается санитарная дружина из еврейской молодежи для приема раненых фронтовиков из санитарных поездов и перевозки их в местные госпитали.

В том же году, после смерти Абрама Яцовского, более 40 лет служившего в синагоге, казенным раввином избирается выпускник высшего еврейского религиозного училища (иешивы) Михаил Волосов.

В 1917 г. Россия пережила две революции, вступила в полосу величайших социальных потрясений, сломавших привычный уклад жизни. Евреи впервые получили равные с другими народами гражданские, политические и национальные права. Лозунги свободы и равенства покорили еврейскую молодежь, большинство пошли учиться, высшее образование стало доступным даже для беднейших слоев населения. Но иудаизм, тысячелетиями крепивший евреев в единый народ, препятствующий ассимиляции, сохраняющий традиции, культуру, религию от сторонних влияний, стал для новой идеологии «вредным национальным суеверием». Среди евреев произошел раскол на тех, кто пытался сохранить привычные формы быта, и тех, кто активно включился в строительство новой жизни. Желание все изменить, искреннее увлечение лозунгами «пролетарского интернационализма» привели к тому, что часть еврейской молодежи отреклась не только от религии, но и от обычаев, культуры, языка своего народа. Постепенно ликвидируются различного рода еврейские общества. Губкомитет РКП(б) развернул работу по ликвидации национальных особенностей как пережитков прошлого и атеистической пропаганде под лозунгом «Религия – опиум для народа». Начались репрессии в отношении носителей тысячелетних еврейских традиций и религии. В 1919 г. были запрещены и изъяты книги на иврите, запрещается изучать древнееврейский язык – язык Торы. В 1921 г. у синагоги были конфискованы все серебряные изделия: меноры, подсвечники, кувшинчики для масла. В 1921 г. по постановлению еврейской секции при губкоме РКП(б) был закрыт хедер при синагоге с таким обоснованием (Протокол № 19 от 21 мая 1921 г. пункт 3):

« Принимая во внимание, что дети дошкольного возраста не могут понять значение религии, не допускать их к групповым занятиям,…никакого религиозного учения, кроме механического чтения на непонятном языке не происходит, но каковые вызывают отупение и отражаются на их умственных способностях, сопровождаясь физической отсталостью, Еврейский Хедер подотдела нац. меньшинств ЗАКРЫТЬ!»

Общеобразовательная еврейская школа по ул. Азиатской, 7 (ныне ул.Елькина) работала до сентября 1919 г., затем ее помещение было занято Сибирским ревкомом, а в мае 1923 г. школа была окончательно закрыта.

Лишь синагога продолжала действовать: собирался миньян для молитвы, работала еврейская библиотека, изредка приезжали канторы – синагогальные певцы.

В годы первой пятилетки под лозунгом «Борьба с религией – борьба за социализм» началась новая антирелигиозная кампания с изъятием культовых зданий. 14 ноября 1929 г. был составлен акт о том, что здание синагоги разрушается, « трубопровод и котел пришли в полную негодность», но по требованию рабочих и общественности здание синагоги следует «использовать под общественно полезное учреждение – клуб комсомола и пионеров». 18 января 1929 г. решением Президиума городского Совета синагога закрывается, а в 1930 г. в «разрушающемся» здании синагоги был открыт клуб «Челябтракторостроя», который действовал до осени 1933 г.; затем помещение стало концертным залом филармонии, в котором выступали Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Борис Гольдштейн и другие мастера культуры.

В 1937 г. здесь была открыта мастерская по изготовлению протезов, а в 1941 г.- протезный завод, который занимал помещение до 1964 г. Оно было полностью переоборудовано, поставлены станки, вибрация от которых разрушала уникальную лепнину на стенах и сами стены здания. После 1964 г. синагога превратилась в склад протезного завода.

После закрытия синагоги религиозная жизнь общины фактически оказалась под запретом. В некоторых частных домах по субботам и праздникам собирались люди для молитвы. Эти собрания для «несанкционированного отправления религиозного культа» стали особенно опасными в 1937 г, когда несколько хозяев этих квартир были арестованы и репрессированы. Стремительно разрушались национальные связи, традиционный уклад общинной жизни, быстрыми темпами шла ассимиляция. Обыденным явлением стали смешанные браки, до революции это было возможно только в самых крайних случаях – при условии перемены религии женихом или невестой. Уже в 1924 г. из 109 браков у евреев 27 оказались смешанными. Терялись не только религиозные традиции, но и огромный пласт национальной культуры, стирался из жизни и памяти яркий, уникальный колорит еврейской общины в городе.

С началом Великой Отечественной войны в Челябинск прибыло много эвакуированных, особенно большая группа людей религиозных, продолжавших соблюдать традицию, прибыла с Харьковским заводом. В 1943 г. они купили небольшой старый дом для молений на ул. Коммуны. В 1946 г. общиной был куплен двухкомнатный дом на улице Кирова для проведения религиозных обрядов, затем на улице Калинина, позднее снималась квартира. Стараниями в основном пожилых людей национальные традиции сохранялись в семьях: соблюдалась суббота, традиционные еврейские праздники, хранилась пасхальная посуда, молитвенники, особенности еврейской кухни.

Инициативная группа в составе А.Каплана и Т.Либерман, Д.Оренбаха, М. Мохрика начала работу по сбору документов для возвращения здания синагоги еврейской общине.

22 марта 1991 г. исполнительный комитет городского Совета принял решение «О возвращении верующим культового здания синагоги», в котором говорится: «Считать правомерным требование верующих о возвращении здания синагоги еврейской общине для исполнения религиозных обрядов. Дальнейшее использование данного здания под складские помещения протезного предприятия является недопустимым и противозаконным… До 1 мая 1991 г. провести текущий ремонт крыши и освободить одну из комнат первого этажа для верующих…».

Сначала была освобождена только одна комната в складе протезного завода. Энтузиасты расчистили захламленное, полуразрушенное помещение, в котором и состоялось первое моление.

В 1993 году с благословения Любавического ребе Менахема Мендла Шнеерсона открылся в России Международный фонд Ор-Авнер «Хабад Любавич». Президентом и спонсором фонда является израильский бизнесмен г-н Леви Леваев. Цель фонда - развитие еврейского образования, культуры и традиций по всей территории СНГ. Фонд начал отправлять раввинов в разные города бывшего СССР. На сегодняшний день уже направлено 232 раввина в 78 городов СНГ.

В 1995 году Фонд Ор-Авнер «Хабад Любавич» направил в Челябинск двух молодых раввинов Йоси Леви и Шолома Гольдшмит. Цель их приезда - создание настоящего традиционного еврейства для евреев города. Сразу после приезда они открыли при синагоге Воскресную школу, где дети могли изучать свой язык, традиции и культуру, зная, что учатся согласно тысячелетним традициям наших предков. При синагоге был организован загородный летний лагерь для детей, еврейские праздники, много молодежи стало приходить в синагогу на молитву.

В августе 1996 года, как посланник Любавического Ребе и по приглашению еврейской общины с поддержки Главного раввина России Берла Лазара, в Челябинск приехал раввин Меир Кирш с женой Деворой Леей и старшим сыном Менахемом Мендлом на постоянное жительство.

В феврале 1998 годуа был избран Председателем религиозной общины Абрам Ицкович Жук.

В сентябре 1997 года начал свою работу Челябинский филиал Благотворительного Фонда «Российский Еврейский Конгресс» (директор Я.Окс, члены Попечительского Совета: Е. Вайнштейн, М. Винницкий, А. Лившиц, М. Лозоватский, А.Левит, Л. Мерензон, С.Мительман, Б. Ройзман), определивший по инициативе А.Лившица приоритетным направлением своей деятельности восстановление здания синагоги. Решение РЕКа было поддержано раввином Меиром Киршем.

Председатель Российского Фонда культуры академик Д. С. Лихачев поддержал инициативу восстановления синагоги и подарил Челябинскому Фонду культуры уникальный подсвечник – серебряную Ханукию - изготовленную в художественных мастерских Ленинграда по старинным эскизам. Сегодня подаренная Ханукия украшает синагогу. Фонд «Джойнт» оказал помощь в приобретении стульев для столовой. Федерация Еврейских Общин во главе Главного раввина России Берла Лазара профинансировала приобретение специальной мебели для молельного зала и светильники, биму, ковчег для Торы, омуд, а также витражи.

В 1999 году Решением Законодательного Собрания Челябинской области здание синагоги объявлено памятником архитектуры Челябинской области (Постановление № 457 от 28.01.1999 г.).

26 октября 2000 года состоялось одно из крупнейших событий в жизни евреев Урала – в Челябинске торжественно открылась восстановленная в первозданном виде синагога. Она стала первым официально открытым после революции иудейским храмом в огромном Урало-Сибирском регионе.

Поздравить челябинских евреев приехали представители различных еврейских организаций России, в том числе Главный раввин России и председатель объединения раввинов СНГ Берл Лазар, исполнительный директор ФЕО СНГ Авраам Беркович, Главный редактор журнала «Лехаим» и руководитель Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин, Главный раввин КЕРООР Адольф Шаевич, вице-президент Благотворительного фонда «Российский Еврейский Конгресс» Александр Осовцов, руководитель Московского отделения «Джойнт» Джоэл Головенски, представитель Еврейского Агентства в России Яир Леви, исполнительный вице-президент Еврейской общины Москвы Павел Фельдблюм, ответственный секретарь Попечительского совета "Конгресса еврейских религиозных организаций и общин России Анатолий Пинский, главы региональных отделений БФ «РЕК» из Казани (М. Скоблионок, В. Розенштейн), Екатеринбурга (А. Халемский). В церемонии торжественного открытия синагоги принимал участие Губернатор Челябинской области Петр Сумин и мэр Челябинска Вячеслав Тарасов. По словам вице-президента «Российского Еврейского Конгресса» А.Осовцова, выступавшего на церемонии: «То, что смогли сделать челябинцы, за столь короткий срок фактически заново отстроившие храм, - это настоящее чудо!». И действительно, когда на волне начавшейся перестройки здание синагоги было возвращено общине, первых энтузиастов, начинавших возрождать еврейскую жизнь в городе, встречали выбитые стекла и разрушенная крыша, сквозь которую проглядывало небо. Трудно было представить, что на месте этих развалин возродится синагога. И вот, менее чем через три года после начала работ, тысячи евреев Челябинской области получили замечательное по красоте и оснащению здание, переданное 2001 году в безвозмездное пользование Челябинской еврейской религиозной общине «Иудим», которой с августа 1996 г. руководит Главный раввин Челябинска и Челябинской области Меир Кирш, председатель с 1998 г. - А. Жук.

Начало еврейской истории связано с библейской эпохой. Библейская история еврейского народа охватывает период от появления евреев на арене истории во времена Авраама, как родоначальника еврейского народа, до завоевания Иудеи Александром Македонским.

В качестве нации, древние евреи сложились во 2 тыс. до н. э. на территории древнего Ханаана. Хронологически возникновение еврейского народа совпало с эпохой рождения древнейших письменных цивилизаций, а географически его «национальный очаг» возник на перекрёстке Древнего мира - там, где встречаются пути, соединяющие Месопотамию и Египет, Малую Азию, Аравию и Африку.

Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай. Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на Двенадцать колен - племён, ведущих своё происхождение от сыновей Иакова-Израиля

XIII - XI вв. до н.э.: Евреи были разделены на 12 "колен" (племен), происходящих от сыновей патриарха Иакова-Израиля.

1006 - 722 г. до н. э.: эпоха царств - до 925 г. до н. э. единого Израильского царства, распавшегося затем на Израиль на севере и Иудею на юге. В это время происходит консолидация еврейских племен вокруг, построенного в Иерусалиме царем Соломоном - так называемая "Эпоха Первого храма" .

722 - 586 гг. до н. э.: период существования независимого Иудейского царства, в котором осталось лишь 2 колена: Иудино и Вениаминово. В 722 г. до н. э. после захвата столицы Самарии население Израильского царства - 10 колен - было переселено ассирийцами в Мидию, где оно, по преданию, положило начало евреям Армении, община которых существовала до начала XX в., и лахлухам Курдистана. Место депортированных заняли арамеи, которые, смешавшись с оставшимся еврейским населением, положили начало общине самаритян.

586 - 537 гг. до н.э.: период "Вавилонского пленения". В 586 г. до н. э. вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и угнали значительную часть населения в Месопотамию. Большая часть евреев (50 тыс.) возвратилась в Иудею, где был построен "Второй Храм" (515 г. до н.э. - 70 г.н.э.), вокруг которого происходит этническая консолидация евреев. Часть евреев осталась в Вавилонии и положила начало иранским евреям. По картлийскомупреданию, грузинские евреи произошли от иудеев Месопотамии.

537 - 332 г. до н.э.: Развитие еврейской религиозной культуры на базе древней библейской традиции; переход на арамейский как разговорный язык.

332 - 164 гг. до н.э.: эпоха подчинение Палестины Македонскому царству,египетским Птолемеям (301-198 гг. до н. э.) и сирийским Селевкидам. В III в. до н. э. при благоприятном отношении Птолемеев евреи проникли в Египет, образовав, в частности, большую общину в столице - Александрии.

164 г. до н. э. - 6 г. н.э.: эпоха независимости Иудеи во главе с династиями Хасмонеев (167-37 гг. до н. э.) и Ирода (37 гг. до н. э.-6 г.н.э., 37-44). В это время эллинизированные и нееврейские семитские группы населения пустыни Негев и Заиорданья вливались в состав еврейского народа.

6 - 131: провинция Иудея со столицей в Цезарее в составе Римской империи. Собиравшийся в храме Иерусалима синедрион руководил жизнью еврейских общин. Появление иудео-христиан. В 66-70 гг. произошло восстание иудеев (I Иудейская война), закончившегося поражением и изгнанием или бегством значительной части евреев из Палестины. Иерусалим стал римским городом Элия-Капитолина и евреем разрешалось его посещать только 1 раз в год.

136 - 438: религиозный центр иудеев переместился из Иерусалима в Галилею. Теперь за пределами Иудеи в диаспоре жило больше евреев, чем в ней оставалось, хотя основное население Палестины осталось еврейским.

212 - 324: Еврейское население интегрировано в экономическую и социальную жизнь языческого социума империи.

219 - 1050: Месопотамия - центр еврейской культуры и образования.

324 - IX в.: евреи Византийской империи сегрегированы от основной массы христианского населения. Иудеи пользуются, согласно "Кодексу Феодосия" (438 год), религиозной свободой, но им запрещены браки с христианами. С 425 иудеи уволены с государственных служб. Существовал запрет на строительство новых синагог на территории империи и на владение иудеями рабами-христианами. В 545 Юстиниан II (527-565) ввел запрет на владение синагогами земли и некоторые ограничения в литургической службе. К IV в. - переход евреев с арамейского разговорного языка на греческий.

634: изгнание мусульманами христиан и иудеев из южной и западной Аравии, где евреи жили с I в. - времени разрушения Первого храма.

638 - 1099: арабизация еврейского населения Палестины.

IX - XI вв.: мирное пребывание евреев в католическом мире Западной Европы; крупные общины евреев проживают в 3-х регионах Европы: в Испании, Франции и Германии; начало сложения субэтноса ашкеназов..

май-июнь 1096: погром евреев Центральной Европы, от Рейна до Дуная, произведенный участниками I Крестового похода. 1-я большая эмиграция евреев в Польшу.

1096 - 1349: преследование и погромы евреев в Западной Европе, вызванные слухами о ритуальных убийствах, чернокнижии и распространении чумы в 1348-1349 гг.

XIII - XV вв.: изгнание евреев-ашкеназов из различных стран Западной Европы и переселение их на восток, в куда переместился центр еврейской культуры. В 1290 евреи были изгнаны из разных районов Европы.

1333 - 1388: призвание королем Казимиром III Великим (1310 / 1333-1370) для заселения пустующих земель Польши еврейских поселенцев. В 1334 Казимир распространил расширенный "Калишский статут" дающего особые права евреем. В 1388 великий князь Литовский Витовт (ок. 1350/ 1392-1430) издал подобную грамоту для литовских евреев. Ашкеназы заселяют Польшу, Литву, Украину и Белоруссию.

XV - середина XVII в.: "Золотой век" польских и литовских евреев; Речь Посполитая - культурный и экономический центр европейского еврейства. К концу XVI в. в Речи Посполитой было более 100 тыс. евреев - наибольшее количество в Европе, до 1/3 от всего еврейского населения земли.

конец XV в.: переселение евреев-сефардов, изгнанных из Испании в 1492 г. (ок. 165 тыс.) и Португалии в Голландию, Англию, Италию, Скандинавию и Османскую империю.

1648 - 1656: геноцид евреев Речи Посполитой, проводимой на Украине в 1648-1649 казаками Богдана Хмельницкого (ок. 1595-1657), считавшими евреев ставленниками панов, и в 1655-1656 в Польше поляками, обвинявшими евреев в сотрудничестве со шведскими захватчиками. Уничтожение 700 еврейских общин Речи Посполитой. Убито 50-100 тыс. евреев, обратная эмиграция части ашкеназов.

1734 - начало XX в.: широкое распространение среди ашкеназов Польши, а позднее -России хасидизма - мистического течения в иудаизме, основанного Израилем Бааль Шем Товом. Современных хасидов рассматривают как евреев-ортодокосов.

1738 - 1772: еврейские погромы на Правобережной польской Украине, произведенными восставшими гайдамаками. Большинство евреев мира живут в Российской империи в "черте оседлости".

1789 - 1871: евреи получают гражданские права и интегрируются в общество западноевропейских стран, выходя из еврейских кварталов и гетто.

1861 - 1948: развитие сионизма- движения с целью возвращения евреев на историческую родину в Израиль.

1881 - 1924: массовая эмиграция евреев-ашкеназов из Восточной Европы в США.

1882 -1939: «Алия» - Массовое переселение евреев из Европы в США,Палестину.

31 июля 1941- весна 1945: Холокост - планомерное истребление евреем немецкими национал-социалистами и коллаборационистами. Погибло 5 820 960 человек.

1945 - 1946: серия еврейских погромов в Польше, из которых наиболее крупным был погром в Кельце 4 июля 1946, в результате которого погибло 42 человека. Всего в результате 115 антисемитских акций погибло ок. 300 человек. В результате погромов из примерно 200 тыс. польских евреев, переживших Холокост, большинство переселились в Израиль.

14 мая 1948 - по настоящее время: массовая иммиграция евреев в Государство Израиль, принявшим идеологию сионизма и ставший центром еврейского мира.

Выселение евреев. Фотография еврейской девушки

Первые евреи появились на Урале в XVII столетии, еще до начало строительства столицы края – Екатеринбурга. Последующее разделение польского государства Речи Посполитой в XVIII веке спровоцировало массовое переселение евреев в Российскую империю. Екатерина II указала расселить еврейский народ до определенной границы – «черты оседлости», за пределами которой могли селиться лишь те, кто принял христианство или же отслужил в царской армии 25 лет.

Помимо этого, евреям в то время не выдавались земли для занятия сельского хозяйства и земледелия. Итог этих обстоятельств и побудил заниматься иным трудом, например: юридическое дело, врачевание, скульптура, торговля, банковское дело и т.д.

Долгое время чиновники пытались навязать евреям местный быт и культуру, смешать их общину с русским народом. Забирали их в армию, силой заставляли принимать православие, награждали денежной премией за отречение от родной веры и обращение в христианство.

Фундаментом еврейской общины в Екатеринбурге стали солдаты-кантонисты, прибывшие сюда из Николаевской губернии (юг современной Украины). Уже к завершению XIX столетия евреи в Екатеринбурге развернули интенсивное коммерческое предпринимательство. В дальнейшем они обзавелись крупными домами, часть из них стали промышленниками. Местная интеллигенция составлялась в том числе из иудеев, яркий пример – в 1906 году инженер Лев Кроль стал обладателем депутатского чина.

Черты оседлости евреев в Екатеринбурге

Никто точно не знает, существовали ли обязательные соблюдения «черты оседлости» в Екатеринбурге для евреев. В начале XX века существовали места компактного проживания возле синагоги и домов для молитв. Образовываются иудейские специальные школы и появляются погосты, где и находилось одно из первых зданий для служения богу – для этих целей из городской казны евреям были выделены средства для аренды дома на левом берегу реки Исети. К тому времени в столице Урала численность евреев превышала тысячу человек, а после революции произошел резкий прирост их численности.

Выделяются 3 волны дальнейшего переселения евреев на Урал:

  • Во время I мировой войны, евреев эвакуировали семьями с западных регионов Российской империи.
  • После свержения Николая II временное правительство убрало «черту оседлости» – этот фактор способствовал расселению евреев по всей России. А город Екатеринбург ввиду торгового и промышленного потенциала стал привлекательным местом жительства.
  • В советские годы в связи с большими стройками очень нужны были инженеры, архитекторы и прочие специалисты, требующие высокой квалификации. На Урал приезжали образованные евреи нужных профессий. В принципе, этот народ всегда славился высоким уровнем образованности, а квалифицированные работники, как известно, в цене.

Современная еврейская община Екатеринбурга исчисляется тысячами человек. Они коммуницируют на уровне местных, всероссийских и международных организаций. К примеру, Европейский еврейский конгресс, президентом которой является Вячеслав Моше Кантор

Поляки (самоназвание поляци). Принадлежат к западной ветви славянских народов. Основное население Польши. В Рос-сии проживает 73 тыс. человек (по переписи 2002 г.).

Язык - польский. Письменность - на основе латинской графики.

Верующие поляки - в основном католики, есть протестанты.

В России поляки появились в начале XVII в. по окончании «смутного времени» и изгнания польских войск из России. При-нимали участие в освоении Сибири. С середины XVII в. соци-альный состав мигрантов-поляков постоянно менялся. Первоначально это были смоленские и полоцкие шляхтичи, присягнувшие на верность русскому царю и вошедшие в военно-служилое сословие. Следы их пребывания на Южном Урале (во всяком случае - в Уфе) просматриваются. Ярким эпизодом истории Урала явилось пребывание здесь ссыльных конфедератов. Взятые в плен конфедераты были сосланы в города Урала, часть из них стали рядовыми в Оренбургском отдельном корпусе. Они оставили заметный след в развитии местной культуры, в формировании европейских норм жизни.

Приток ссыльных особенно возрос после польских нацио-нально-освободительных восстаний 1830-1831 и 1863-1864 гг. В 1865 г. в городах Оренбургской и Уфимской губерний под надзором полиции находилось 485 человек. Кроме этого, часть ссыльных размещалась в селах Челябинского и Уфимского уез-дов. Поляки, сосланные на Урал в XIX в., продолжали традиции, заложенные их предшественниками: выполняли функции врачей, учителей, ученых, музыкантов. В связи с недостатком образованных людей в губернии местные власти вынуждены были допускать ссыльных к работе в различных учреждениях. На службе в Оренбургском губернском правлении состоял У. Родзевич. В Верхнеуральске письмоводителем служил А. Липиницкий, 244 в Оренбургской казенной палате - Р. Шарловский. Учителями были И. Родзевич, В. Коско, А. Шумовский, Э. Страшинский. Многие поляки зарабатывали на жизнь ремеслом: столярным, сапожным, шорным, портняжным. Поляки активно внедрялись в местную среду. Они устанавливали контакты не только с русскими, но и с представителями коренных народов.

Поляки появлялись на Южном Урале не только в качестве ссыльных. Многие из них добровольно избирали Урал местом жительства. С началом строительства Западно-Сибирской же-лезной дороги в Челябинске значительно увеличился контингент польского населения. Поляки служили инженерами, техниками, десятниками, бухгалтерами, счетоводами. Начальником строи-тельства был К.Я. Михайловский; среди административно-управленческого персонала дороги В.М. Павловский, А.В. Ливе-



ровский, А.Ф. Здзярский, братья Штукенберги. Согласно статистическим данным, в Челябинске наблюдался рост католического населения: в 1863 г. - 23 человека, в 1897 - 255, в 1910 - 1864.

Об увеличении численности поляков на Южном Урале достаточно красноречиво говорят факты строительства католических храмов - костелов. Первый такой храм был построен в Оренбурге. В 1898 г. был открыт деревянный костел в Челябинске. В 1909 г. началось строительство каменного костела.

Оседая на новых землях, поляки достаточно часто ассимили-ровались за счет браков, обращались в православие, утрачивали этнические корни. Однако распространение среди старожилов Южного Урала традиционных польских фамилий надежно со-храняет след этого народа в региональной истории.

Немцы (самоназвание дойче). Основное население Германии. По переписи 2002 г., в России проживает 597 тыс. человек, в Челябинской области - 28457 человек.

Язык - немецкий (германская группа индоевропейской языковой семьи).

Конфессиональная принадлежность - христианство (преимущественно католики и лютеране, а также небольшое

количество протестантов: баптистов, адвентистов, меннонитов, пятидесятников).

Предки российских немцев переселялись на территорию страны в разное время и из разных мест. Приток немцев в Россию особенно усилился при Петре I и его приемниках. Это были ремесленники, купцы, ученые, военные. Немцы приняли активное участие в колонизации незаселенных территорий России, в том числе и Южного Урала. Этому способствовала перенаселенность германских земель. В России всех переселенцев из северных земель (в зависимости от политической ситуации) называли шведами, немцами или саксонцами. По переписным дореволюционным документам, их выделяли и по конфессиональному признаку - немецкие переселенцы в Россию были преимущественно лютеране.



Русское название «немцы» обозначало не понимающих русский язык, немых. В число немцев однозначно попадали шведы и голландцы, средипоследних Иван Андреевич Рейенсдорп и Павел Петрович Сухтелен, два губернатора Оренбургского края. Хорошо известно на Урале имя их соотечественника, основателя Екатеринбургской крепости и завода (1723 г.) - Георга Вильгельма де Генина, выдающегося специалист в области фортификации и горно-металлургического дела, генерал-лейтенант артиллерии. Он был приглашен на русскую службу в 1697 г. В течение 12 лет был управляющим казенными заводами на Урале и в Сибири. Де Геннин занимался не только организацией металлургического и военного производства, но и научной деятельностью. Собирал материал для книги об уральских и сибирских заводах и серьез-но интересовался древностями. Ученый собрал большую коллекцию археологических вещей, описания и рисунки которых были включены в книгу (впервые была напечатана на русском языке в 1937 г.). Материалы этой книги привлекают внимание специалистов до настоящего времени.

Строительство заводов и организация военной службы в пог-раничных крепостях привлекли на Южный Урал значительное 246 количество иностранных служащих лютеранского вероисповедания. В середине XVIII в. в Оренбурге уже существовал лютеранский приход. Для обслуживания духовных потребностей прихожан, по представлению губернатора Авраама Путятина, Екатерина II указом от 16 ноября 1767 г. велела «учинить» в Оренбурге должность дивизионного проповедника. Первый проповедник Филипп Вернбюргер прибыл в Оренбург 12 марта 1768 г. Здесь в 1776 г. была освещена первая в губернии лютеранская церковь (кирха) Св. Екатерины. Средства для строительства церкви были собраны по лютеранским приходам России. Большую поддержку оказал губернатор Рейенсдорп. Последующие ремонты и перестройки здания осуществлялись при содействии государственной казны. В сборе средств на колокола для этой церкви (1895- 1897 гг.) участвовали представители различных верований: треть суммы собрали немцы, остальные - русские купцы. Весь штат лютеранских полевых и дивизионных проповедников содержался за счет средств Министерства внутренних дел. Правительство на протяжении XVIII-XIX вв. демонстрировало лояльную политику по отношению к иноверцам, и в первую очередь, к лютеранам. Ситуация изменилась в период первой мировой войны.

Одновременно с приходами для военных на Южном Урале возникли приходы для гражданского населения. В первой по-ловине XIX в. одна из крупных немецких диаспор сложилась в Златоусте. В 1811 г. здесь была учреждена должность лютеранс-кого проповедника. Приход существенно увеличился после того, как в 1815 г. в Златоусте была открыта фабрика по производству холодного оружия. По контракту, заключенному управляющим Златоустовскими заводами Г. Эверсманом, на Южный Урал прибыла группа оружейников частного завода в Золингене, который к этому времени прекратил работу. К 1818 г. немецких мастеров в Златоусте насчитывалось 115 человек (вместе с семьями - 450 человек). В 1849 г., когда уже сформировалась своя школа оружейников, на фабрике сохранили привилегии за 102 мастерами.

Основателями Златоустовской школы украшенного оружия стали

Вильгельм-Николай Шаф и его сын Людвиг. Оружейные мастера поселялись на Урале на чрезвычайно выгодных для них ус-ловиях. Им предоставлялось право судиться своим судом, иметь школу, церковь и клуб. В 1880-е годы (после требования канц-лера Германии Бисмарка вернуться на родину) большинство немцев Златоустовской диаспроры предпочли принять российское подданство. Посетивший Златоуст в 20-е годы XIX в. редактор «Отечественных записок» П.П. Свиньин оставил восторженные воспоминания о городе, представив его «уголоком Германии, перенесенным в Уральские горы».

О росте городского немецкого населения свидетельствовал факт открытия нового прихода в Троицке (1872 г.).

После строительства Транссибирской железной дороги на Южном Урале значительно расширилась сеть сельских немецких поселений (прежде всего за счет передислокации с юга России менонитских колоний). Менониты - последователи одного из движений протестантского направления. В конце XIX в. на Южном Урале возникло три менонитских поселения: Ново-Самар- ское, Оренбургское и Давлекановское. Менониты организовали высокопродуктивное и технически оснащенное производство сельскохозяйственной продукции.

Перепись населения 1897 г. показала, что всего в России проживало 1790,5 тыс. человек; в Оренбургской губернии - 70% всего немецкого населения Урала, что составило 5457 человек. Из них в городах проживало 689 человек, а в уездах - 4768. Еще один поток немецев на Южный Урал связан с аграрными реформами П. Столыпина (начало XX в.). Немцы перемещались на Урал в общей массе переселенцев.

В Челябинске немцы прежде всего имели возможность заниматься торговой деятельностью. Если в 1894 г. здесь насчитывалось 34 человека лютеран, то в 1911 г. их численность достигла 497. В 1906 г. в Генеральной консистории обсуждался вопрос о выделении для них самостоятельного прихода в Челябинске. Однако кирха в городе так и не была построена. 248

С появлением на Урале немцев связано распространение образования и грамотности. В 1735 г., по инициативе начальника казенных заводов Урала В.Н. Татищева, в Екатеринбурге была открыта немецкая школа. Ее первым ректором стал Бернгард Штер- мер. Школа была учебным заведением повышенного типа. В нее направлялись дети высших слоев общества и управленческого персонала горных заводов, окончившие словесную или арифметическую школы или обучение на дому. Двери школы не были закрыты и для детей мастеров и заводских работников. Наряду с чтением, письмом, грамматикой немецкого языка и переводами в учебном заведении преподавались основы истории, географии, священного писания. Знание немецкого языка, по мысли В.Н. Татищева, могло открыть русской молодежи доступ к литературе по горнозаводскому делу, которая издавалась преимущественно на немецком языке. При школе была создана библиотека из книг, журналов и газет. Учебное заведение подготовило большое ко-личество переводчиков, которые направлялись к иностранным специалистам Урала и Сибири.

По переписи 1897 г., в Оренбургской губернии около 70% всего немецкого населения было грамотным. Примерно треть мужского населения умела читать на русском языке, столько же - на немецком. Женщины-немки лучше знали немецкую грамоту. В это время детей в немецких семьях предпочитали обучать на русском языке.

На протяжении многих веков жизни среди русского населе-ния немцы не только активно внедрялись в российскую культуру, но и сами подвергались ассимиляции (обрусению), не утрачивая при этом этнического лица. Высокий уровень грамотности, наличие среди немцев квалифицированных ремесленников (сапожников, портных, часовых дел мастеров), узких специалистов (лекарей, аптекарей и пр.) создавали им уважительное отношение в обществе. В XX в. жизнь немцев в России утратила прежний статус и стабильность. В 1930-1940 гг. немцы получили автономию - была создана Немецкая Поволжская Республика.

Но в годы Великой Отечественной войны немцы стали изгоями. Республика была упразднена. Около 1 млн. человек было депортировано в Казахстан, на Урал и в Сибирь. После окончания войны до 1956 г. немцы находились под надзором милиции. В 1964 г. были частично реабилитированы. С 1979 г. в России активизировалась эмиграция немцев на историческую родину. По переписи 1926 г., численность немцев в России составляла 1238,5 тыс. человек, в 1989 - 842,3 тыс.

На территории России немцы жили обычно изолированно от других этносов, что позволяло им сохранять этнические тради-ции. Однако культура российских немцев существенно отлича-ется от собственно немецкой культуры. Обусловлено это двумя факторами. Во-первых, к моменту появления в России первопо-селенцев не существовало единой немецкой культуры (Германия была поделена на более чем 300 самостоятельных княжеств). Немецкому этносу и культуре предстояло еще пройти этап формирования. Во-вторых, проживая в совершенно новых экологических условиях, немцы приспосабливались к ним. Это касалось и строительных материалов, и состава стада, и номенклатуры возделываемых культур и т.п. В России шел процесс формирования немецкого субэтноса, что нашло отражение в его названиях: «русские немцы», «советские немцы». Из особенностей субэтнической культуры следует обратить внимание на низкий уровень урбанизации. По переписи 1926 г., он составлял 14,9%. Российские немцы были в основном сельскими жителями. Городские немцы значительно отличались от других этносов особенностями демографического поведения. Для них были характерны поздние браки и низкая рождаемость. Такая модель поведения была сформирована в Западной Европе уже в XV в.

Евреи - общее этническое название народностей, истори-чески восходящих к древним евреям. Основное население Израиля. Проживают в различных странах.

Язык - иврит, идиш, языки стран, где проживают.

Религия - иудаизм.

В Челябинске появились в середине XIX в. Это были солда-ты действительной 25-летней службы, выпускники школ воен-ных музыкантов (кантонистов). В 1840 г. их было 40 человек, в 2000 г.- 4,4 тыс. В 1990-е годы около 50% евреев эмигрировали.

До революции проживали в городе на основании документа о временном разрешении, поскольку основное место их проживания определялось чертой еврейской оседлости, введенной в 1791 г. В связи с тем что евреи не имели права владеть землей, домами (за исключением отставных солдат и лиц со средне-специальным и высшим образованием), большую их часть в Челябинске в конце XIX в. составляли отставные солдаты и унтер-офицеры. Кроме того, мальчики из еврейских семей, направленные в военные школы и в принудительном порядке обращенные в православие, после учебы и длительной службы часто оставались в местах, где вышли в отставку. Преимущественно евреи занимались торговлей, медициной, а также ювелирной, издательской, аптечной, швейной, хлебопекарной деятельностью.

Увеличение численности еврейского населения началось в начале XX в. и было связано с временной отменой черты осед-лости (во время первой мировой войны правительство разрешило еврейским беженцам жить на Урале и в Сибири), промышленным ростом города. Росту численности также способствовал отток еврейского населения из западных районов России в связи с погромами (в Челябинске во время еврейского погрома 1905 г. погибло несколько человек). Косвенно этому способствовал пуск Транссибирской железной дороги. Дети обучались в хедерах (начальных школах), в еврейской школе, в рамках пятипроцентной нормы в реальном училище, гимназии, торговой школе. Центром общественной и религиозной жизни евреев в Челябинске была синагога (иудейский храм), построенная в 1900-1905 гг. Именно при ней была открыта еврейская школа и общество помощи бедным евреям, позднее - беженцам, прибывшим в Челябинск во время первой мировой войны. Еврейская община шефствовала над семьями защитников Отечества.

Октябрьская революция 1917 г. изменила социальный состав евреев. Представители крупного и среднего капитала эмигрировали. В связи с ликвидацией еврейских обществ (1917), запрещением и изъятием книг на иврите (1919), конфискацией из синагоги всех серебряных изделий (1921), а затем и закрытием еврейских школ и синагоги (1929) изменились и национальные традиции. Ослабление национально-религиозных традиций содействовало быстрой ассимиляции евреев. Этому способствовали приобщение к советской культуре и смешанные браки. Одновременно новая власть позволила евреям учиться в высших учебных заведениях, участвовать в политической, экономической, общественной и культурной жизни города.

В период индустриализации 1920-1930-х гг. евреи внесли свой вклад в создание нового общества: работали на строительстве заводов, в партийных и государственных органах (директор ЧТЗ А. Брускин, главный инженер И.Я. Нестеровский, начальник строительства ЧГРЭС Я.Д. Березин, первый секретарь Тракторозаводского района A.M.Кричевский и др.). Многие из них стали жертвами репрессий во второй половине 1930-х гг.

В годы Великой Отечественной войны численность евреев увеличилась за счет эвакуированных, но сократилась в после-военные годы: многие вернулись на старое местожительство. В конце 1940-х гг. были сняты с руководящих постов почти все евреи. В 1953 г. по «делу врачей» были арестованы 10 руководителей кафедр мединститута. В 1990-е гг. началось возрождение религиозной и национально-культурной жизни еврейского населения: возвращена синагога, открыты еврейские школы, библиотека, созданы общественные организации.

Какой народ имеет самые крепкие корни на нашей планете? Пожалуй, этот вопрос является актуальным для любого историка. И практически каждый из них с уверенностью ответит - еврейский народ. Несмотря на то что человечество населяет Землю уже сотни тысяч лет, свою историю мы знаем в лучшем случае за последние двадцать веков нашей эры и приблизительно столько же до н. э.

Но история еврейского народа берет свое начало значительно раньше. Все события в ней тесно переплетены с религией и заключаются в постоянных гонениях.

Первые упоминания

Несмотря на их немалый возраст, первые упоминания о евреях берут свое начало со времен построек пирамид египетских фараонов. Что же касается записей их самих, то история еврейского народа с древнейших времен начинается с его первого представителя - Авраама. Сын Сима (который, в свою очередь, приходится он родился на просторах Месопотамии.

Будучи взрослым человеком, Авраам переселяется в Ханаан, где знакомится с местным населением, подверженным духовному разложению. Именно здесь Бог берет под свое покровительство сего мужа и заключает с ним договор, тем самым ставя свою метку на него и его потомков. Именно с этого момента и начинаются события, описанные в евангельских рассказах, которыми так богата история еврейского народа. Кратко она заключается в следующих периодах:

  • библейском;
  • древнем;
  • античном;
  • средневековом;
  • новом времени (включая холокост и возвращение евреям Израиля).

Перемещение в Египет

В Авраам заводит семью, у него появляется сын Исаак, а от него - Иаков. У последнего, в свою очередь, рождается Иосиф - новая яркая фигура в евангельских рассказах. Преданный своими братьями, он попадает в Египет в качестве раба. Но все-таки ему удается освободиться от рабства и, более того, стать приближенным самого фараона. Этому явлению (нахождению жалкого раба в свите верховного правителя) способствует недалекость самого рода фараона (гиксосы), который попал на трон ввиду гнусных и жестоких действий, повлекших свержение предыдущей династии. Этот род также известен как фараоны-пастухи. Оказавшись у власти, Иосиф перевозит в Египет своего отца с его семьей. Так начинается укрепление евреев на определенной местности, что способствует их быстрому размножению.

Начало гонений

История еврейского народа из Библии показывает их как мирных пастухов, занимающихся исключительно своим делом и не встревающих в политику, несмотря на то, что династия гиксосов видит в них достойного союзника, выдавая им лучшие земли и остальные необходимые для хозяйства условия. До входа в Египет род Иакова насчитывал двенадцать племен (двенадцать колен), которые под покровительством фараонов-пастухов разрослись до целого этноса со своей культурой.

Далее история еврейского народа повествует о плачевных для него временах. Из Фив в выходит армия с целью свергнуть самозваного фараона и установить власть истинной династии. Это у нее в скором времени и получается. От расправы над фаворитами гиксосов они все-таки воздерживаются, но при этом превращают их в рабов. Долгие годы рабства и унижения терпят евреи (210 лет рабства в Египте) до прихода Моисея.

Моисей и вывод евреев из Египта

История еврейского народа в показывает Моисея как выходца из обычной семьи. На то время власти Египта не на шутку встревожились ростом еврейского населения, и был издан указ - убивать каждого рожденного в семье рабов мальчика. Чудом оставшийся в живых, Моисей попадает к дочери фараона, которая усыновляет его. Так молодой человек оказывается в правящуей семье, где ему открываются все тайны правления. Тем не менее он помнит свои корни, что начинает мучить его. Ему становится невыносимо от того, как египтяне обращаются с его собратьями. В один из прогулочных дней Моисей убивает надзирателя, который жестоко избивал раба. Но оказывается преданным тем же рабом, что приводит к его бегству и сорокалетнему отшельничеству в горах. Именно там к нему обращается Бог с указом вывести его народ из земель египетских, при этом наделяя Моисея невиданными способностями.

Дальнейшие события включают в себя различные чудеса, которые Моисей демонстрирует фараону, требуя освободить свой народ. Не заканчиваются они и после выхода евреев из еврейского народа для детей (евангельские рассказы) показывает их как:

  • расход реки перед Моисеем;
  • выпадение манны небесной;
  • раскол скалы и образование в ней водопада и многое другое.

После выхода евреев из-под власти фараона, их целью становятся земли Ханаана, которые отведены им самим Богом. Именно туда и направляется Моисей со своими последователями.

Образование Израиля

Спустя сорок лет Моисей умирает. Прямо перед стенами Ханаана, где отдает свою власть Иисусу Навину. Тот в течение семи лет завоевывает одно ханаанское княжество за другим. На захваченной земле и образуется Израиль (в переводе с иврита «богоборец»). Далее история еврейского народа повествует о становлении города - как столицы еврейских земель, так и центра мира. На его троне появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и многие другие. В нем воздвигается огромный храм, который рушат вавилоняне и который восстанавливается вновь после освобождения евреев мудрым персидским царем Критом.

Израиль делится на два государства: Иудею и Израиль, которые впоследствии захватывают и рушат ассирийцы и вавилоняне.

В итоге спустя несколько веков после завоевания Иисусом Навином Ханаанских земель, еврейский народ разбредается по всей земле, потеряв свой дом.

Последующие времена

После развала иудейского и иерусалимского государств история еврейского народа имеет несколько разветвлений. И практически каждое из них доходит до наших времен. Пожалуй, нет ни одной стороны, куда бы ни отправились евреи после потери как и нет ни одной страны в наше время, где бы еврейской диаспоры.

И в каждом государстве встретили «божий народ» по-разному. Если в Америке у них автоматически появились равные с коренным населением права, то ближе к русской границе их ждали массовые гонения и унижения. История еврейского народа в России рассказывает о погромах, начиная с казачьих набегов и заканчивая холокостом во времена Второй мировой войны.

И лишь только в 1948-ом году по решению Организации Объединенных Наций евреям возвращена их «историческая родина» - Израиль.