Домой / Пол / Джон Голсуорси: краткая биография. Приложение произведения джона голсуорси Голсуорси произведения список

Джон Голсуорси: краткая биография. Приложение произведения джона голсуорси Голсуорси произведения список

Джон Голсуорси (Galsworthy) (1867-1933) — английский писатель. Первый президент Пен-клуба (1921), международной ассоциации литераторов. Награжден орденом «За заслуги» (1929), Нобелевская премия (1932). Социально-бытовые романы «Остров фарисеев» (1904), «Петриций» (1911), «Фриленды» (1915) и другие. В трилогиях о судьбах одной семьи «Сага о Форсайтах» (1906-1921) и «Современная комедия» (1924-1928) дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца 19 — 1-й трети 20 века в трилогии «Конец главы» (1931-1933) проявились консервативные тенденции. Драмы. В литературной публицистике отстаивал принципы реализма.

Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 года, в Кингстон-Хилл, графство Суррей, в семье состоятельного юриста. Окончил привилегированную школу в Хэрроу, изучал юриспруденцию в Оксфордском университете, но вопреки воле семьи не стал заниматься адвокатской практикой. Решение воспротивиться семейным традициям отчасти было подсказано пережитой будущим писателем личной драмой, которая нашла отголоски во многих его произведениях: романом с женой его двоюродного брата Адой, после долгих злоключений и страданий оставившей своего мужа и вышедшей замуж за Голсуорси. По окончании университета (1867) он в течение двух лет путешествовал. В 1890 году, совершая морское путешествие, познакомился с писателем Джозефом Конрадом, с которым сохранил дружеские отношения на долгие годы.

Литературный дебют Джона Голсуорси

Дебют Голсуорси, сборник рассказов «Четыре ветра» («From the Four Winds»), состоялся в 1897 году, но впоследствии писатель, недовольный этой книгой, скупал и сжигал ее нераспроданные экземпляры. Настоящим началом своей литературной деятельности он считал книгу рассказов «Человек из Девона» («Man from Devon», 1901), в котором впервые появился один из представителей семейства Форсайтов, ставших основными героями зрелого творчества писателя. Его новеллистика отмечена глубоким психологизмом, лиричностью, нередко острой гротескностью, и представляет собой, как правило, этюды к масштабному полотну социальной жизни. Писатель создавал его, строго следуя традициям классического реализма, сыгравшим решающую роль в становлении его таланта.

Ранние произведения Голсуорси

Среди ранних произведений Джона выделяется роман-памфлет «Остров фарисеев» («The Island Pharisee», 1904, русский перевод — 1926), опубликованный под его настоящим именем (предыдущие четыре книги выходили под псевдонимом Джон Синджон — John Sinjohn). В романе поднималась одна из главенствующих тем всего его творчества: моральная черствость, которая приводит к деградации личности. Еще раньше, в 1900 году, был опубликован роман «Вилла Рубейн» («Villa Rubain», русский перевод — 1908), книга о жестокой судьбе художника, которого не понимает и не принимает буржуазное общество, — сюжет также имеющий в творчестве Голсуорси многочисленные творческие версии. Признание пришло к писателю в 1906 году, когда была поставлена его драма «Серебряная шкатулка» («The Silver Box», русский перевод — 1925).

Драматургия

Драматургия Голсуорси (свыше 30 пьес, собранных в издании «Collected Plays», 1930) в основном затрагивает социальную проблематику и нередко носит иллюстративный характер. Пьеса «Борьба» («Strife», 1909) непосредственно затрагивает классовые антагонизмы и проникнута сочувствием писателя к обездоленным и угнетенным. Постановка драмы «Справедливость» («Justice», 1910) вызвала бурную полемику, увенчанную парламентским актом, который способствовал улучшению содержания арестантов в тюрьмах. Его драмы, имевшие большой успех при первых постановках, были слишком тесно связаны со злобой дня и большей частью не пережили своего времени. Однако именно они принесли Голсуорси славу, упроченную его романами.

Литературное кредо Джон Голсуорси

Собственное понимание писательского призвания Голсуорси изложил в ряде статей, среди которых особенно важны «Литература и жизнь» («Literature and Life», 1930) и «Создание характера в литературе» («Creation of Character in Literature», 1931). Задачей писателя он называет «стремление к правде». Отвергая веяния авангардистского и экспериментального искусства, Голсуорси назвал себя «безнадежно старомодным», так как по-прежнему дорожил уроками реалистической классики, прежде всего исключительно высоко ценимых им русских писателей Ивана Сергеевича Тургенева и Льва Николаевича Толстого. В литературе его приоритетами оставались «стройность, отбор, форма и извлечение из жизни некой морали». В то же время ему были чужды влиятельные в его эпоху доктрины натурализма: творчество он понимал не как стремление к «научности» и достоверности, что сродни документу, но как способность создавать жизненно убедительные характеры и прослеживать всю сложную гамму отношений в обществе: частная судьба выявляется в соприкосновении с «огромным, бурлящим действом» действительности.

Форсайты Голсуорси

Эти принципы наиболее последовательно воплощены Голсуорси в «Саге о Форсайтах» («The Forsyte Saga», закончена в 1922 году, русский перевод — 1930, телесериал 1967), которая стала делом его жизни. Она включала романы «Собственник» («The Man of Property», 1906), «В петле» («In Chancery», 1920), «Сдается в наем» («То Let», 1921) и две интерлюдии, связывающие эти повествования. Второй цикл романов о Форсайтах носит общее заглавие «Современная комедия» («Modem Comedy») и также включает три романа: «Белая обезьяна» («The White Monkey», 1924). «Серебряная ложка» («The Silver Spoon», 1926), «Лебединая песня» («Swan Song», 1928) и две интерлюдии.

Основной конфликт этого эпического произведения определен в авторском предисловии. Изображая несколько десятилетий семейной хроники, Голсуорси постоянно возвращается к мотивам глубокого духовного разлада, когда на разных этических полюсах оказываются родные братья и дети восстают против отцов. Почва конфликта неизменна: забота о преумножении собственности и о ложно понятом общественном престиже порождает безликость бытия и уродует личность, бунтующую, но чаще всего в итоге смиряющуюся, когда она убеждается, что «удар молнии» — любовь, прикосновение к Красоте, ассоциирующейся с искусством, — не может переменить порядок вещей в мире. «Набеги Красоты и посягательства свободы на мир собственников» — главный сюжетный узел повествования. Действие развернуто на сломе эпох: конец викторианского века, Первая мировая война, пропитанные радикализмом 1920-е годы.

Потомки строителя-подрядчика, Форсайты уверенно завоевывают для себя место в английской социальной иерархии, становясь столпами общества. Но этот успех достигнут ценой невосполнимых потерь. Фарисейство, сухой практицизм, кастовая спесь, рассудочность, убивающая живое чувство, — эти родовые черты передаются из поколения в поколение, пока на смену им не пришло по-своему столь же опустошительное равнодушие к традициям и заветам, жажда сиюминутного наслаждения. Иллюзорность достигнутого общественного положения и растраченная впустую жизнь незаурядных от природы людей, «нетипичных форсайтов» — оба эти мотива прошли через весь многотомный форсайтовский цикл, придавая ему единство тона и настроения. В интерлюдиях лирическая тема звучит особенно настойчиво, окрашивая драматизмом все повествование.

Летопись семьи становится и хроникой эпохи, очерчивается единая тема — банкротство определенного мироощущения, этики, социальной психологии, которое свидетельствует о глубине и значительности исторического перелома. Подобное художественное решение выглядело глубоко старомодным и неубедительным в глазах враждовавших с Голсуорси представителей модернистского направления — Дэвида Герберта Лоренса, Вирджинии Вулф. Однако оно достаточно органично для эстетики реализма 20 века: эпос Голсуорси имеет несомненное сходство с произведениями немецкого писателя Томаса Манна («Будденброки», 1900), Роже Мартена Дю Гара («Семья Ти6о», 1940), с другими книгами, ориентированными преимущественно на развитие традиций Оноре де Бальзака и Толстого, понятых как непревзойденные живописцы социальной жизни.

Объективность Голсуорси в сочетании с тонкостью психологической нюансировки и богатством стилистики помогли ему воплотить в своей главной книге «долгую борьбу чувств, долгое унижение духа, долгую, трудную страсть и долгие усилия приучить себя к отупению и равнодушию», запечатлеть «жизнь со своим жаром, и холодом, и горечью».

В последние годы писатель создал третью трилогию «Конец главы» («End of the Chapter», 1934), включающую романы «Девушка ждет» («Maid in Waiting», 1931), «Цветущая пустыня» («Flowering Wilderness», 1932) и «Через реку» («Over the River», 1933). Будущее страны связывается в ней с другим более старым типом семьи, с «большим чувством традиции и долга, чем Форсайты». Обедневшими наследниками дворянского рода Чэреллов, дальних родственников Форсайтов, движет не инстинкт собственности, а «инстинкт служения» — атрибут сознания традиционного. Героиня трилогии с чисто английским чувством юмора, с прямым, но сдержанным характером приносит любовь в жертву долгу перед семьей, ради возрождения традиционного, укорененного в земле уклада жизни.

Подводя итог своему творческому пути, Голсуорси в лекции, которую готовился произнести при получении Нобелевской премии, задавался вопросом: «Я создал в книгах своего рода мир, но похож ли он на мир, в котором мы живем?»

Джон Голсуорси

Роман Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах» английская критика назвала самым выдающимся произведением английской литературы XX века и самым английским романом своего времени.

Голсуорси же считал форсайтовские хроники своим паспортом к берегам вечности. Но это был паспорт не только для него, но и для его жены и его музы - Ады Голсуорси.

Свой роман писатель посвятил Аде. «Без ее воодушевления, сочувствия и критики я не стал бы даже таким писателем, какой я есть», - писал Голсуорси. Ада «подарила» ему и историю своей жизни, которую он описывал много раз, в том числе и в «Саге о Форсайтах».

Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 года, и в семейной родословной значился как Джон Голсуорси IV. Его отец любил искусство, литературу, зачитывался Диккенсом, Теккереем, обожал Тургенева. Внук фермера, он сумел стать юристом и директором нескольких промышленных компаний, среди которых были и заокеанские. Именно от отца Голсуорси унаследовал писательский дар. До девяти лет Джон учился дома, затем пришла очередь пансиона и привилегированного колледжа Хэрроу. Из Хэрроу дорога вела прямо в Оксфорд.

По окончании университета, Голсуорси с приятелем собрался в заграничный «большой тур». Но отъезд пришлось ненадолго отложить: Джону надо было присутствовать на свадьбе одного из своих бесчисленных кузенов - майора Артура Голсуорси. Невестой майора была Ада Купер, очень привлекательная девушка, великолепная музыкантша, но - бесприданница.

Ада Голсуорси

Семейная жизнь Ады с Артуром Голсуорси оказалась неудачной. Да и что можно было ждать от брака, который для Ады был лишь попыткой убежать от постылой жизни?

Детство и юность Ады были совсем непохожи на детство и юность Джона. Ада была нежеланным и нелюбимым ребенком. Даже имя, данное ей матерью, говорит о том, что ребенок был для нее тяжелой ношей. Она назвала свою дочь Ада Немезида. А Немезида, как известно, была богиней мести. Жестокая Немезида не раз заявляла свои права на Аду в течение всей ее жизни. Ада сопротивлялась ей, как умела…

В 1866 году Аду удочерил доктор Купер. Чтобы скрыть, что она незаконнорожденная, Ада стала называть годом своего рождения этот год, хотя на самом деле она родилась в 1864-м. Умирая, доктор Купер составил завещание, в котором поручил опекунам заботиться об образовании Ады. Она занималась музыкой, танцами, училась петь, рисовать…

После завершения образования начались путешествия Ады с матерью по стране в поисках мужа. За 4 года они объехали 74 города… Брак с Артуром Голсуорси показался несчастной Аде хорошим выходом из положения. Но она ошиблась…

«Почему вы не пишете? Вы созданы для этого»

Вернувшись из «большого тура», Джон Голсуорси познакомился с Адой ближе. А когда он понял, что прекрасная Ада несчастлива в браке, преисполнился сочувствием к ней.

Голсуорси вел жизнь молодого состоятельного джентльмена: давал обеды, ездил с визитами, охотился… Однако такая жизнь стала тяготить его. В это же время Джон изучал юриспруденцию, но его все больше одолевали сомнения в правильности выбранного пути. «Вгрызаться в какую-нибудь специальность для того, чтобы делать деньги - мерзкая скука… Как бы я хотел обладать талантом, я действительно считаю, что самый приятный способ зарабатывать на жизнь - быть писателем», - сетовал он в одном из писем. Его мучила неуверенность в себе. Вот тут-то Ада и сказала то решительное, то единственное слово, которое ему нужно было услышать.

Поворотный момент в их отношениях - встреча на Северном вокзале в Париже. Ада спросила молодого юриста: «Почему вы не пишете? Вы созданы для этого». Эти слова определили дальнейшую судьбу Голсуорси, а Ада навеки вошла в его жизнь: ей суждено было стать его секретарем, его музой, его товарищем…

Голсуорси покинул родительский кров и поселился в маленькой съемной квартире. Отец, хотя и был разочарован выбором сына, все же выделил ему небольшое, но достаточное содержание. К тому же потребности Голсуорси были невелики: скромная обстановка, собственный выезд (экипаж с лошадью), одевался он с изысканной небрежностью, которая тогда была в моде.

Ада обладала призванием поощрять таланты. Не только Голсуорси нашел в ней понимание: за свою жизнь она поддержала нескольких писателей. Вот как сама Ада оценила свое, согласимся, редкое качество: «Я думаю, это мое предназначение - быть кому-то полезной, и это очень важно для меня».

Ада сразу поверила, что Джон станет великим писателем. Его слабые литературные попытки ее ничуть не смущали. Она была первой слушательницей пока неумелых и многословных рассказов Голсуорси, и это еще больше сблизило их. Ада теперь - его вдохновительница: она умела пробуждать в нем жажду творчества.

Так он начал свой путь рядом с Адой.

10 лет ожидания

Пройдет долгих десять лет, прежде чем они смогут пожениться. Десять лет тайны и мучительной жизни врозь. Их любовь долго была омрачена сознанием невозможности «переделать» судьбу. «В жизни нет ничего более трагичного», - скажет позже автор «Саги».

В 1902 году Ада поселилась отдельно от мужа, в двух минутах ходьбы от Голсуорси, но вместе они жили только за границей. Их положение облегчало то, что у них были одинаковые фамилии.

Ада и Джон много путешествовали. Италия, Франция… Утренние часы посвящали работе: он писал, она начисто перепечатывала текст. Днем бродили по окрестностям, подолгу сидели на верандах и деревянных балконах нормандских сельских гостиниц, пили кофе и ели булочки с медом. Счастливое время! В эти же годы в их жизнь вошла музыка: Голсуорси писал, а Ада играла в соседней комнате на рояле. До конца дней Джон сохранил эту привычку - работать под музыку Ады.

В 1904 году умер отец Голсуорси. Его смерть потрясла Джона. Горе было так велико, что он две недели не мог никого видеть, даже Аду.

При жизни отца Джон не хотел расстраивать его бракоразводным процессом и женитьбой на разведенной женщине. Но «викторианец» умер, и теперь Джон и Ада могли бросить вызов условностям. Они уехали на несколько дней в деревню, потом отправились в Италию, где открыто жили полгода, чтобы майор Голсуорси понял, что развода не избежать. Вернувшись из Италии, они узнали, что бракоразводный процесс в разгаре.

Дом, где жил Голсуорси

Голсуорси был уверен, что двери светских гостиных теперь для него закрыты. «Я отошел от всех дел, вышел из клубов и т.д. У меня наконец-то будет время и ничем не отягощенный ум, чтобы писать».

Они поженились 23 сентября 1905 года - в первый день свободы. Наконец-то все трудности позади и их ждет безоблачное счастье… Однако 10 лет тайны и 8 месяцев, проведенные вместе за границей, давали основания думать, что трудности будут.

Ада предала забвению все, что было с ней до второго замужества. Неожиданно вырезала из дневника первые страницы. И начала отсчет жизни заново - с 1905 года.

Долгожданный брак не принес счастья

Ада была предана Джону и его работе. Конечно, это замечательно, но… Но иногда ее чрезмерная опека угнетала Голсуорси. Она не отпускала его ни на минуту. Не обладая ни его кругозором, ни достаточным благородством, Ада не желала позволить его душе блуждать в тех сферах, которые ей самой были недоступны. Зная, что Джон совершенно не эгоистичен и готов на все ради близкого человека, беспокойная Ада нещадно эксплуатировала эти качества мужа.

Аду нужно было защищать от трудностей и неприятностей, оберегать от волнений, баловать, как ребенка, уступать во всем. Даже игры они выбирали такие, где она могла победить. Необходимо было поддерживать в ней чувство уверенности в себе, окружать ее любовью и заботой, которыми она была обделена до встречи с Голсуорси.

При этом Ада вовсе не была хрупким созданием и не напоминала южный цветок: пахнёт холодом - и нет его. И она совсем не была похожа на Ирэн Форсайт - символ страдающей красоты. Ада - женщина с римским профилем, узкой полоской губ, иногда тронутых чуть заметной улыбкой. У нее королевская осанка и величественные движения. Сохранилось множество портретов Ады: Ада на коне, Ада кормит кошку, Ада в охотничьем костюме - сапогах и бриджах.

Одна из ее приятельниц вспоминала: «Никогда не видела более мускулистой женщины». Ничего удивительного. Часто жаловавшаяся на здоровье и страдавшая от ревматизма Ада была отменной спортсменкой: отлично ездила верхом, метко стреляла, хорошо играла в крикет и просто отлично - в бильярд.

Холодность и строгость Ады способствовали сдержанности Голсуорси. Один из читателей «Саги о Форсайтах» решил, что писатель неодобрительно относится к чувственной стороне любви, приводя в пример Сомса и Ирэн. На это Голсуорси ответил так: «Меня скорее можно упрекнуть в обратном, но надо отличать проявление взаимного чувства от того, которое удовлетворяется вопреки желанию другого. Это не одно и то же. С годами, пройдя через некоторые испытания, вы узнаете, что большинство женщин, созданных для любви, гораздо менее других приспособлены терпеть подобное посягательство на чувственную сторону их натуры, ибо с этим связано для них сильнейшее ощущение духовной деградации». Эти слова, конечно, относятся к Аде.

Трагедия Ады в том, что она, не задумываясь, требовала от Джона все большего внимания, пока его самопожертвование не стало полным. И писатель, которого она сначала поддерживала своей верой и воодушевлением, оказался всецело в оковах их брака.
Ада и Джон жили вместе, вместе добились успеха - он стал знаменитостью. Ада счастлива: ведь Джон - смысл ее жизни. Но Голсуорси становилось тесно в «пеленах благополучия», которыми она старалась укутать его, не отпуская от себя ни на минуту. Ему трудно совместить любовь к Аде и к литературе: чтобы развиваться как писатель, он должен был стать совершенно независимым, даже от любимой Ады.

Что же он предпочел? «Из всех дорог, которые мы выбираем, - писал Голсуорси, - единственно достойной считаю путь мужества и доброты».

Вторая любовь Джона Голсуорси

Когда Голсуорси было 44 года, он встретил девятнадцатилетнюю танцовщицу и хореографа Маргарет Моррис, которая принимала участие в одной из постановок его пьесы. Она влюбилась в него сразу. «Видеть его - значит любить его, он такой добрый, деликатный, у него такая чарующая улыбка».

Голсуорси не сразу понял, что тоже влюблен. Надо сказать, что роман Голсуорси и Маргарет Моррис - это самый невин­ный роман, какой только можно себе представить. Но для Ады - это страшная трагедия. Немезида настигла ее опять: Джон, единственный человек, кому она доверяла, человек, давший ей защиту и положение, собирался отвергнуть ее. А для него и выбора не было: он не мог видеть мучений жены.

Голсуорси пишет Маргарет: «Ни вы, ни я не сможем построить счастье на чужих страданиях и болезни». Между ними пока сохраняется переписка, но и ей скоро был положен конец: «Аде не будет лучше, пока между нами все не будет кончено. Забудьте и простите меня ».

По воспоминаниям племянника Голсуорси, который много лет жил в его семье, брак Ады и Джона после его «измены» святому доверию между ними продолжал существовать, но чувственной любви между ними уже не было. Более того, Голсуорси стал еще более зависеть от Ады - теперь без нее он уже не мог работать.

Из дневника Ады: «Джек пишет, я же бездельничаю: или печатаю, или пытаюсь играть на моем любимом маленьком «Бехштейне», который доставляет нам такую радость».

В 1932 году Голсуорси присудили Нобелевскую премию. Но поехать в Стокгольм он не смог - из-за болезни, которая оказалась смертельной.

Ада долго не могла поверить, что Джон умирает. Кто же будет о ней заботиться? (Опять вмешалась Немезида?)

Умирал он мучительно, но боль переносил стоически: «Мне слишком хорошо жилось: Ада, деньги, дома, награды, путешествия, успех…»

31 января 1933 года Джона Голсуорси не стало. Его прах был развеян на вершине Бери-Хилла, «под четырьмя ветрами».

Два рукописных стихотворения, посвященных Аде, которые были найдены после ее смерти в шкатулке для драгоценностей, являются единственными письменными свидетельствами любви Джона и Ады Голсуорси.

Голсуорси

Голсуорси

ГОЛСУОРСИ Джон (John Galsworthy, 1867-) - английский романист, новеллист, поэт, драматург и эссеист. Творческое своеобразие выявил главным образом в романе. Основной образ пятнадцати романов Г. - это собственник. Накопление и сохранение частной собственности определяет отношение его героя к действительности, составляет цель и оправдание его существования. Персонажи Г. представляют два класса: буржуазию и аристократию. Буржуазии посвящено монументальнейшее творение Г. - цикл о Форсайтах, состоящий из двух трилогий и четырех интерлюдий. Первая трилогия - «Сага о Форсайтах» (The Forsyte Saga), тт. I-IV, изд. ЗИФ, 1927 - содержит три романа: «Человек-собственник» - «The Man of Property», 1906 (изд. «Мосполиграф», с предисл. З. Венгеровой, 1924); «Мертвая хватка» - «In Chancery» (1920); «Сдается в наем» - «То Let» (1921), и две «интерлюдии»; вторая трилогия цикла о Форсайтах - «Современная комедия» - также состоит из двух «интерлюдий» и трех романов: «Белая обезьяна» - «The White Monkey», 1924 (изд. «Мысль», 1926); «Серебряная ложка» - «The Silver Spoon», 1926 (изд. Гиз и «Мысль», 1927) и «Лебединая песня» - «Swan Song», 1928 (изд. Гиз, 1929). В предисловии к «Саге» Г. указывает, что термин «сага» он употребляет в ироническом смысле, ибо в жизни Форсайтов ничего героического не было. «Если вышесредний (upper-middle) класс, - заканчивает Г. предисловие, - вместе с другими классами обречен на небытие, то здесь, на этих страницах, он лежит, сохраняясь в своем собственном соку: в чувстве собственности». Основа могущества семьи Форсайтов зиждется на биржевиках, дельцах, предпринимателях; собственность - основной стимул их деятельности, она - активное начало в их жизни. Все устремления большинства Форсайтов в конце концов неизбежно приводят к тому, что человек-собственник становится человеком собственности, рабом вещей. Его отношение к действительности, к окружающим - чисто приобретательское. Форсайты крепко связаны друг с другом, когда их общие интересы затрагиваются, и, наоборот, разъединены, когда их индивидуальные интересы приходят в столкновение с подобными же интересами других Форсайтов. Примат собственности над человеком обусловливает особенности стиля цикла о Форсайтах. Герои раскрываются в тесной слитности с окружающими их вещами и сама по себе собственность становится «героем». Психологическое получает свое отражение в вещах, отношения и явления сгущаются и «материализуются» в последних. Прочность связей действующих лиц скрепляет между собою все действия цикла в одно целое, внутренне тесно связанное. Описывая столкновения интересов людей, принадлежащих к одному и тому же классу, Г. не выходит за пределы его, ибо основное противоречие, питающее все коллизии романа, заложено в частной собственности и может быть снято только классом-антиподом - пролетариатом. Пролетариат же в романе не представлен ни одним образом, Г. не подошел к отрицанию своего отрицания. Рост классовой активности английского пролетариата однако не мог не отразиться на этом социальном произведении Г., и если в «Саге о Форсайтах» автор обращается преимущественно к интимному и семейному быту Форсайтов, то в «Современной комедии» в действие вплетаются большие общественные явления; распад семьи Форсайтов дается в «Лебединой песне» на фоне классовой борьбы пролетариата (всеобщая забастовка).
«Остров фарисеев» - «The Island of Pharisees», 1904 (изд. Гиз, «Универс. б-ка», 1926) открывает цикл романов Г. об аристократии («Патриций» - «The Patrician», 1911; «Усадьба» - «The Country House», 1907 (изд. «Сеятель», 1926); «Темный цветок» - «The Dark Flower», 1913 (изд. «Время», 1926); «Семья Фрилэндов» - «The Freelands», 1915 (русск. перев., изд. «Мысль», 1926)). У буржуа собственность была стимулом к активности, у аристократии - она стимул к консервированию. Кастовая замкнутость, нетерпимость, лицемерие, духовная ограниченность, оторванность от реальной общественной жизни - таковы основные черты аристократии в романах Голсуорси. Причина конфликтов здесь другая, чем в первом цикле, и заключается в нарушении кастовых основ. Но как в первом, так и во втором цикле, конфликт не перерастает границ класса, противоречие не остается разрешенным даже для отдельных индивидуумов; упадок класса настолько велик, что им утеряно ощущение опасности положения. Коллизия возникает лишь при непосредственном соприкосновении аристократии с представителями других классов (Ноель в «Патриции», Ферран в «Острове фарисеев», Боб в «Семье Фрилэндов»).
Подобно тому как семья Форсайтов, в особенности ее позднейшие поколения, не является чисто деляческой, а перерастает в аристократическую, отличную от обычных финансистов и предпринимателей, так и все герои Голсуроси из среды аристократии не остаются лэндлордами, а перерастают в буржуа. Образы буржуа и аристократа у Г. объединяются в один образ собственника периода кризиса буржуазного общества. Можно поэтому говорить об едином классовом субъекте творчества Г. Этот классовый субъект, классовая основа произведений Г. - английская аристократия, перерастающая в буржуазную аристократию. Лишившись экономической основы своего господства, она - аристократия лишь по происхождению, ее экономическое благосостояние зиждется на чисто капиталистических принципах.
Будучи неразрывно связанным с этой группой, Г. однако, не порывая решающих классовых связей, критикует ее недостатки, дает образы бунтарей. Отрицательная позиция внутри своей классовой группы позволяет писателю создавать произведения большого жанра.
Помимо 16 романов, Г. написал 25 пьес (из них 6 одноактных), в к-рых развивает гл. обр. социальные темы о собственности, о классовости правосудия, о лицемерии высших слоев общества в области морали и т. д. В своих трех сборниках рассказов, вошедших в собрание сочинений под общим заглавием «Караван», Г. также выявляет себя прежде всего социальным художником. Таковы рассказы: «Парень из Девона», «Заключенный», «Рабочие», «Лес», «Вражда», «Шантажист» и т. д. Ряд новелл свидетельствует о мастерстве Г. в анализе человеческой психики («Мельник из Ди», «Прощанье», «Пробуждение» - интерлюдия из «Саги о Форсайтах», - «Гедонист», «Молчание» и др.). Помимо этих книг Г. издал сборник стихотворений - «Стихи новые и старые» и три сборника статей и очерков.Библиография:

I. Наиболее полное и доступное издание сочин. Г.: англ. в 20 тт., «The Grove Edition», W. Heinemann, London, 1927 и америк. шеститомное - «Compact Edition», Ch. Scribner’s Sons, N.-Y., 1929. Русск. перев.: ЗИФ издал «Сагу о Форсайтах», но с сокращениями; полный перев. «Человека-собственника» вышел в изд. «Недра», «Мертвой хватки» и одной интерлюдии - в изд. «Время» (под заглавием «В тисках»). Помимо этого изданы: «Любовь художника» (Villa Rulein), «Темный цветок», «Белая обезьяна» (в изд. «Мысль» и ЗИФ - с сокращениями), «Серебряная ложка», «Остров фарисеев», «Первые и последние» (Caravan), «Моментальные снимки» (Captures), «Земля» (The Freelands), «Член палаты Мильтоун», «Сильнее смерти» (Beyond, русск. перев., «Время», 1927), «Братство», «Серебряная коробка» (пьеса, изд. «Моск. театр. изд-ва», 1925); «Гавань», изд. «Петроград», 1905; Цикл о Форсайтах в специальном сокращенном издании для молодежи печатается изд. «Молодая гвардия» под заглавием «Семья Форсайтов» и «Современная комедия». Собр. сочин. Г. издается «Красной панорамой».

III. John Galsworthy, an appreciation, with bibliography, 1926.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Голсуо́рси

(galsworthy) Джон (1867, Лондон -1933, там же), английский прозаик и драматург. Сын известного и преуспевающего адвоката, окончил Оксфордский ун-т, но, несмотря на желание отца видеть его своим преемником, проработал в адвокатской конторе всего год и занялся литературой. В своих произведениях создал реалистическую картину современного общества, исследуя социальные и моральные проблемы эпохи. Он стал знаменит ещё при жизни.

Первые романы – «Джослин» (1898) и «Вилла Рубейн» (1900). В последнем прозвучала тема собственности и собственников, которую писатель будет развивать и в других произведениях. Она станет главной в его знаменитом цикле о Форсайтах, повествующем об упадке некогда могущественной и сильной буржуазной семьи, разрушении её жизненного уклада под воздействием стремительных событий, происходивших в мире на рубеже веков. Здесь и Англо-бурская война, и смерть королевы Виктории, определившей целую эпоху в жизни Великобритании, и 1-я мировая война.


Период ученичества Голсуорси завершает смелый сатирический роман «Остров фарисеев» (1904), в котором писатель критикует лицемерие современного британского общества, рисуя картины социальных контрастов и говоря о необходимости пробуждения совести у правящих классов. Ни в одном из последующих произведений Голсуорси не достиг той смелости и остроты в критике существующих порядков, как в этом романе, хотя и не достиг той глубины в раскрытии характеров, которая так ярко проявится в «Саге о Форсайтах».
Цикл о Форсайтах состоит из шести романов. Первые три входят в трилогию «Сага о Форсайтах». Это романы «Собственник» (1906), принёсший Голсуорси известность, «В петле» (1920) и «Сдаётся внаём» (1921), а также две интерлюдии – «Последнее лето Форсайта» (1918) и «Пробуждение (1920). Вторая трилогия – «Современная комедия» – включает романы «Белая обезьяна» (1924), «Лебединая песня» (1928) и две интерлюдии – «Идиллия» (1927) и «Встречи» (1927). Жизнь семьи Форсайтов изображена на насыщенном событиями историческом фоне. Глубина характеров, глубокое и реалистичное исследование мира собственников, их психологии и взглядов определили главные достоинства этих произведений писателя, который считал, что истинный романист должен уметь «ловить и показать взаимосвязь жизни, характера и мышления». Психологизм для Голсуорси всегда связан с задачами реалистического изображения действительности, а поиски красоты – с поисками правды и утверждением определённых нравственных критериев.
Реалистическое творчество Голсуорси стало развитием традиции, заложенной Ч. Диккенсом, Дж. Элиот, и С. Батлером. На него также оказала большое влияние рус. литература, особенно творчество И. С. Тургенева. Сам Голсуорси писал, что он «в большом долгу перед Тургеневым. У него и у Мопассана я проходил духовное ученичество, которое проходит каждый молодой писатель у того или иного мастера, влекомый к нему каким-то внутренним сродством».
В последние годы жизни Голсуорси работал над трилогией «Конец главы», состоящей из романов «Девушка-друг» (1931), «Цветущая пустыня» (1932) и «Через реку» (1933). Стал основателем ПЕН-клуба – международной писательской организации, которой завещал полученную им в 1932 г. Нобелевскую премию.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "Голсуорси" в других словарях:

    Голсуорси, Джон Джон Голсуорси John Galsworthy Псевдонимы: Джон Синджон (John Sinjohn) Дата рождения … Википедия

    - (Galsworthy) Джон (14.8.1867, Лондон, 31.1.1933, там же), английский писатель. Сын юриста. Закончил Оксфордский университет. Литературную деятельность начал как неоромантик (сб. «Четыре ветра», 1897; романы «Джослин», 1898, «Вилла Рубейн» …

    - … Википедия

    Голсуорси (Galsworthy) Джон (14.8.1867, Лондон, 31.1.1933, там же), английский писатель. Сын юриста. Закончил Оксфордский университет. Литературную деятельность начал как неоромантик (сб. «Четыре ветра», 1897; романы «Джослин», 1898, «Вилла… … Большая советская энциклопедия

    - (Galsworthy) Голсуорси Джон (Galsworthy, John) (1867 1933) Английский писатель. В литературной публицистике отстаивал принципы реализма. 1932 лауреат Нобелевской премии по литературе. Афоризмы, цитаты Русский человек, во многих отношениях… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (1867 1933) английский писатель. Социально бытовые романы Остров фарисеев (1904), Петриций (1911), Фриленды (1915) и др. В трилогиях о судьбах одной семьи Сага о Форсайтах (1906 21) и Современная комедия (1924 28) дал эпическую картину нравов… … Большой Энциклопедический словарь

    Джон Голсуорси John Galsworthy Псевд … Википедия

Наверное, имя английского писателя Джона Голсуорси у многих из нас ассоциируется, прежде всего, с его знаменитой «Сагой о Форсайтах», повествующей о судьбе нескольких поколений семьи и приоткрывающей изнанку внешне успешной, респектабельной, счастливой жизни, за которой подчас скрываются страдания, предательства, ненависть, интриги и обман.
Однако в сборнике «Прогулка в тумане» Джон Голсуорси предстает перед нами как мастер жанра короткого рассказа, тем не менее схватывающего в объектив все противоречивые стороны человеческой натуры. Автору удается вскрыть внутренние конфликты, показать эволюцию психологического состояния своих героев, что на протяжении всей книги объединено общими темами и художественными приемами.
В первом рассказе этого сборника «Первые и последние» главные герои - успешный адвокат Кит Даррант и его брат Ларри - представляют собой два противоположных характера: первый – воплощение рассудочности, а другой – чувственности. Ларри случайно в целях обороны убивает бывшего мужа своей возлюбленной Ванды и признается в этом своему брату. Оба этих героя сталкиваются со сложной для каждого из них и актуальной для любого человека во все времена проблемой выбора: у Лоренса это конфликт между любовью к девушке и своей совестью, а у Кита – это выбор между родственными чувствами к брату и справедливостью, долгом законопослушного гражданина и представителя правосудия. Однако это противоречие в последнем случае осложняется тем, что за этой внешней «правильностью» выбора стоит еще и собственная выгода, поскольку Кит не в последнюю очередь думает о себе, своей репутации и положении в обществе. Что же окажется сильнее и станет решающем в этом столкновении, как поведет себя в этой непростой ситуации каждый из персонажей - это и составляет главную интригу рассказа. Само название и эпиграф наталкивают нас на мысль о том, что в жизни все непредсказуемо и может в любой момент поменяться местами, а также заставляет задуматься, в чем же истинная сила, а где слабость поступка каждого из героев.
Второй рассказ «Цвет яблони» продолжает заданную линию. Вновь в самом начале перед нами два противоположных человеческих типа – романтик Фрэнк Эшерст и его более прагматично настроенный друг - Роберт Гартон. В эпицентре острого внутреннего конфликта находится Фрэнк – он тоже оказывается перед непростым выбором между своим чувством и порывом – любовью к простой деревенской девушке Мигэн - и долгом, который претит ему воспользоваться искренними чувствами девушки. Но не скрывается ли за этим внешним благородством вновь подмена понятий, и не оказывает ли социального положение решающего влияния на выбор Фрэнка? На этот вопрос каждый читатель должен ответить сам.
В этом рассказе появляется еще один важный элемент, штрихи которого были намечены прежде и который постоянно присутствует далее, еще одно главное действующее лицо – это природа. Элементы пейзажа и описания природы играют здесь важную роль, становясь источником вдохновения для героев и представляя собой прием психологического параллелизма, но нередко, напротив, они также могут оттенять и контрастировать с происходящим (например, в рассказе «Странности жизни»). Кроме того, здесь же возникает еще одна сквозная тема всего сборника - тема искусства, неуловимости и хрупкости красоты окружающего мира и природы, невозможности ее запечатлеть и передать. Появляется мысль о том, что современный человек часто не замечает и не ценит этого, что порождает конфликт и непонимание между цивилизацией и чистой, первозданной природой, что воплощено на уровне персонажей в образах Фрэнка и Мигэн. Эта идиллическая пасторальная тема, тема весны, обновления, заданная в самом начале и во многом способствующая зарождению чувств между героями, контрастирует с финалом рассказа, где становится ясно, как кратковременен, мимолетен и хрупок по сравнению с вечной красотой природы этот «период весны» в жизни каждого человека. Ретроспективная композиция, строящаяся на воспоминаниях молодости героя, придает этому произведению оттенок меланхоличности, тонкий лиризм и грусть (тот же самый прием используется и в рассказе «Санта-Лючия»).
Теме вечного поиска красоты в искусстве, которому можно посвятить всю свою жизнь, довольствуясь лишь мимолетным счастьем, когда приходит вдохновение и, как кажется, наконец-то удалось ухватить то невидимое, которое постоянно ускользает от нас, и запечатлеть душу природы, что затем вновь часто оказывается иллюзией и обманом, посвящен еще один рассказ этого сборника - «Бересклет».
Не оставляет без внимания автор и острые социальные катаклизмы и противоречия рубежа 19-20 веков. Так, в рассказе «Поражение» на фоне событий Первой мировой войны перед нами раскрывается трагическая судьба немецкой девушки, в сердце которой не осталось больше веры, а только боль и одиночество, но тем не менее теплится привязанность к своей родной земле и остаются живы воспоминания о прежде счастливой мирной жизни. Писателю здесь на важны национальности, точнее он хочет показать, что война убивает все и всех и этому нет оправдания. Эта история служит всего лишь иллюстрацией загубленных судеб миллионов ни в чем неповинных людей. Джон Голсуорси выступает здесь с обличительным пафосом, он против самой сути войны, губящей все лучшее, что есть в человеческой натуре.
Интересны и сами женские образы, которые нередко выступают в контрасте (например, образ матери и дочери в рассказе «Странности жизни»). Зачастую героинями рассказов Голсуорси становятся падшие женщины, которые, тем не менее, вызывают сострадание и сочувствие («Странности жизни», «Поражение») и в которых причудливым образом уживается нравственность, кротость, искренняя любовь, готовность к самопожертвованию («Первые и последние»), напоминающие тем самым по своему типажу героиню Ф. М. Достоевского Сонечку Мармеладову.
Несмотря ни минорную тональность большинства новелл этого сборника, Джону Голсуорси не чуждо ироническое отношение к жизни и происходящему (например, это отчетливо просматривается в рассказе «Надежды»). Эта ирония иногда превращается в горькую усмешку судьбы («Лес») или же помогает передать неоднозначное отношение к герою, его поступкам, выбору, жизненному кредо, несмотря на положительную в целом оценку его личностных и человеческих качеств (например, в рассказе «Человек с выдержкой»).
Наконец, квинтэссенцией всего сборника становится заглавный рассказ «Прогулка в тумане», который представляет собой философскую метафору и аллегорию человеческой жизни, хотя некоторые, возможно, упрекнут его в отсутствии фабулы и развития сюжета как такового. Здесь сходятся воедино все черты писательской манеры Джона Голсуорси: пейзажные зарисовки вторят внутреннему состоянию героя, и малейшие изменения в природе символизируют тончайшие движения человеческой души, изменения в психологическом состоянии и эмоциональном плане, а также знаменуют собой этапы человеческой жизни в целом. Оставшись один на один с этим первозданным, естественным природным миром, человек призван испытать единение и слиться с ним, прислушаться к нему и почувствовать себя его органичной частью, ведь самое ценное – это достигнуть гармонии внутри себя и с миром вокруг нас.
Надо отметить, что во всех рассказах этого сборника вы не найдете однозначно счастливого хеппи-энда: все они пронизаны тонкой меланхолической грустью, а иногда после прочтения остается некое чувство недосказанности. Этот открытый финал, с одной стороны, еще больше приближает их к реальной жизни, что прекрасно вписывается в литературный и культурный контекст эпохи рубежа 19-20 веков. С другой стороны, это оставляет надежду на то, что лучик света обязательно появиться на горизонте, послужит путеводной нитью и укажет дорогу тем, кто сбился со своего жизненного пути, который часто застилает туман неизвестности, невзгод, печалей, проблем, суетных мыслей, и что наша дорога к будущему окажется яснее, светлее, полной надежд и веры в лучшее.

Читать полностью

Ужасное издание этой замечательной книги. На страницах поля практически отсутствуют, печать слепая. Читать невозможно. Если хотели выпустить в одном томе, формат сделали бы больше. Издательству должно быть стыдно за такую халтуру. Жалко потраченных денег.

Читать полностью

Удивительная книга!

Автор гениального произведения «Сага о Форсайтах» английский писатель Джон Голсуори. В центре большая семья, канва эпоха, а внутри суетливая жизнь.
Эта книга удивительная, объемная, правдивая, она совершенна, многообразна. Мне безумно понравилась история Форсайтов она меня просто заворожила. Язык, стиль изложения покорили сразу и навсегда. Я прочитала от корки до корки всю историю, посмотрела экранизацию и у меня не хватает слов, что бы описать это произведение. Читайте, думаю, вам понравится, ведь в этом произведении каждый найдет для себя что-то свое, то, что затронет душу и останется в ней навсегда.
Книга читается легко, но не быстро, объем-то не маленький))

Читать полностью

Сага о Форсайтах

Как только я впервые увидела эту книгу, меня испугал размер. Казалось, что я никогда не осилю её. Но все стало гораздо проще, когда я начала читать. На самом деле прочитала я так быстро, что удивилась сама. Наверное, потому что затянуло повествование. Здесь мы видим главных героев на протяжении долгого отрывка времени, наблюдаем, как они меняются, как складывается их жизнь. За это время герои стали для меня друзьями. Я считаю, что это очень важно. Покорили, конечно, описания и сравнения. Очень красочно и красиво. Я нисколько не жалею, что прочитала эту книгу. В ней можно найти эмоции, нравы того времени, красивую природу и интересных персонажей. Не все складывается так просто. Главной героине предстоит пережить достаточно потерь.

Читать полностью

Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 г. в Кингстон-Хилле (графство Суррей) в состоятельной буржуазной семье. Он был единственным сыном богатого юриста, директора Лондонской компании.
Будущий писатель получил образование в Харроу-Скул и Нью-колледже Оксфордского университета, где специализировался по мореходному праву. В 1889 г. он получил степень бакалавра юриспруденции и в 1890 г. принят в адвокатуру. Но молодой человек так и не занялся юридической практикой, предпочитая жить в свое удовольствие, много читать и путешествовать. Он отправляется в большое морское путешествие, чтобы усовершенствовать свои знания в сфере морского права, и на борту корабля встречается с капитаном Джозефом Конрадом, уже думавшем тогда о литературной карьере, а впоследствии известным писателем. Они подружились на всю жизнь, и решение о перемене рода занятий Голсуорси принял не без влияния Конрада. Он тоже хочет стать писателем.
В еще большей степени на это решение повлияла Ада, жена двоюродного брата Голсуорси, с которой у Джона начался роман. В 1897 г. он выпускает свою первую книгу – сборник рассказов «Четыре ветра» («From the Four Winds») – под псевдонимом Джон Синджон. Первый роман «Джослин» («Jocelyn») появился годом позже, второй – «Вилла Рубейн» («Villa Rubein») – в 1900 г., а следующий сборник рассказов, вышедший еще через год, уже содержит упоминание о семье Форсайтов, которую ему предстояло увековечить в книгах более позднего времени. Под влиянием Тургенева, Мопассана и Льва Толстого Голсуорси в течение трех лет писал и переписывал свою пятую книгу – «Остров фарисеев» («The Island of Pharisees», 1904). Ее он выпустил уже под своим настоящим именем.
В 1904 г., после смерти отца Голсуорси обретает материальную независимость. К нему переезжает Ада, а в 1905 г., сразу по окончании её бракоразводного процесса, они женятся. Возможность жить вместе, не скрываясь, после девяти лет общественного порицания, резких нападок со стороны родных и друзей вдохновляет Голсуорси на работу над романом «Собственник» («The Man of Property). Он выходит в 1906 г. и приносит Голсуорси репутацию серьезного писателя. «Собственник» явился первым томом трилогии «Саги о Форсайтах» («The Forsyte Saga»). К Форсайтам Голсуорси не возвращался вплоть до конца первой мировой войны, однако в течение 12 лет (с 1907 до 1919) он выпустил 7 романов. В эти же годы написано и поставлено большинство пьес Голсуорси. Наиболее известны: «Серебряная коробка» («The Silver Box», 1906), «Борьба» («Struggle», 1909), «Простофиля» («The Pigeon», 1910), «Толпа» («The Mob», 1914), «Мёртвая хватка» («The Skin game», 1920). Как и многие романы, пьесы посвящены социальным конфликтам: бракоразводным законам, жестокому обращению с животными, скверной работе судебной машины и т.д. Черчилль заявил, что пьеса «Справедливость» («Justice», 1910), осуждающая практику одиночного заключения, оказала серьезное влияние на его программу тюремной реформы
Голсуорси тратит не меньше половины своих доходов на благотворительность, активно выступает за социальные реформы, агитирует за пересмотр законов о цензуре, о разводе, о минимальной зарплате, о женском избирательном праве. Когда в 1917 г. ему от имени короны хотели пожаловать рыцарское звание и титул «сэр», он вежливо отказался, объяснив, что, по его мнению, писатели подобных отличий принимать не должны.
В 1918 г. Голсуорси выпускает сборник новелл «Пять историй» («Five Tales»). В одной из новелл – «Последнее лето Форсайта» (The Indian Summer of a Forsyte) – он возвращается к семье Форсайтов. В 1920 г. появляется второй том «Саги» – «В петле» («In Chancery»), а в 1921 г. – последняя часть трилогии – «Сдается внаем» («To Let»). В следующем году выходит однотомник с полным текстом «Саги». Книга имеет колоссальный успех, а Голсуорси становится ведущей фигурой в англо-американской литературе.
В 1928 г. писатель заканчивает вторую трилогию о Форсайтах – «Современная комедия» («A Modern Comedy»). В нее входят романы «Белая обезьяна» («The White Monkey», 1924), «Серебряная ложка» («The Silver Spoon», 1926) и «Лебединая песнь» («Swan Song», 1928). «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» – это история трёх поколений типичной богатой семьи, эпопея английской жизни конца XIX – начала XX вв.
В 1929 г. Голсуорси награжден британским орденом «За заслуги». А в 1932 г. он получил Нобелевскую премию по литературе. Писатель был тяжело болен (опухоль мозга) и на церемонии награждения не присутствовал. По распоряжению Голсуорси премию передали ПЕН-клубу – международной писательской организации, одним из основателей и первым президентом которой он был.
31 января 1933 г Голсуорси умер в Хампстеде (Лондон).
«Современная комедия» была издана в 1929 г. Последняя трилогия Голсуорси, посвященная семье Чаруэлл, выпущена в 1933 г. женой писателя под заглавием «Конец главы» («End of the Chapter»).
После смерти Голсуорси его слава пошла на убыль. Многие молодые писатели и читатели-интеллектуалы считали его чересчур рациональным, обвиняли в том, что в его книгах много пропаганды и мало эстетических достоинств.