Домой / Загородный дом / Семья л. III. Семья в понимании Л. Н. Толстого. Желание или любовь

Семья л. III. Семья в понимании Л. Н. Толстого. Желание или любовь



Семья в жизни и творчестве Л.Н. Толстого


  • «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой)


1-ая группа:

  • 1-ая группа: систематизирует материал о матери и отце по прочитанным главам повести «Детство».

  • 2-ая группа: изучает материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л. Н. Толстого.

  • 3-я группа: анализирует сцены, показывающие семейную жизнь в романе «Война и мир».


  • Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.



«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Л. Н. Толстой.


МАТЬ.

  • Какие события происходят в главе «Маман»? Какой мы видим здесь мать?

  • Какое общее впечатление от матери остается в этой главе?

  • Почему Л.Н.Толстой не дает ясного портрета матери?

  • Счастлива ли Наталья Николаевна в личной жизни? Как она встречает близкую смерть?


ОТЕЦ.

  • Что мы узнаем об отце из главы «Папа»?

  • Какие две страсти отмечает Толстой в отце в главе «Что за человек был мой отец»?

  • Как отец относится к людям? Любили ли его окружающие?

  • Что он любил в жизни? Что доставляло ему радость и счастье? Для чего живет этот человек?

  • В какой атмосфере жил Николенька?


Лев Николаевич Толстой и его семья.

  • Эпиграф «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л. Н. Толстой.



«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».


Семья Ростовых.

  • Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Толстого?

  • К какому типу семьи примыкают Ростовы?

  • Что значит для них родительский дом? В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?

  • Каковы взаимоотношения родителей и детей? Обратите внимание на этику этих взаимоотношений.

  • Что будет значить семья в жизни Наташи – матери?


Семья Болконских.

  • Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских?

  • Составляют ли они «породу», как Ростовы? Что общего у них у всех?

  • Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?

  • Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских.

  • Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?


Семья Курагиных.

  • Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?

  • Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как «честь», «благородство», «чистая совесть», «жертвенность»?


  • Какая же семья для Толстого – идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»?


  • «От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью – она готова распространиться, путь в семью – это путь к людям». (Н.Я. Берковский).



    И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования – это мечты ребенка, планы жизни, которая вся впереди. Судьба героев романа – только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегодня, в начале 21 века, спустя 139 лет после того, как она написана, читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы. И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живет, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И все – не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть». (А. Яшин).


  • Эпиграф: « Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Каренине» я любил мысль семейную…» (Л.Н. Толстой).


    Каждая семья – это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям.

    Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю счастья в семье, в той, в которой вы живете сегодня, которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.



    Мы перестали радоваться, но самое страшное – перестали удивляться. Удивляться всему: рождению ребенка, восходу солнца, приходу весны. Не хами пожилому, накорми его чем – нибудь вкусненьким, даже если у него нет зубов; перед смертью скажи последнее ласковое слово. Отдай свое время и удели внимание ребенку. Пожалей женщину. А женщина – потерпи немного, если муж достоин этого. Повернись к своим друзьям. Вернитесь к традициям домашних посиделок, хождений друг к другу в гости, совместных праздников. Точка отсчета в процессе нашего возрождения – это дом, семья. В это я верю».


Лев Николаевич с юношеских лет был знаком с Любовью Александровной Иславиной, в замужестве Берс (1826--1886), любил играть с её детьми Лизой, Соней и Таней. Когда дочери Берсов подросли, Лев Николаевич задумался над женитьбой на старшей дочери Лизе, долго колебался, пока не сделал выбор в пользу средней дочери Софьи. Софья Андреевна ответила согласием, когда ей было 18 лет, а графу 34 года, и 23 сентября 1862 года Лев Николаевич женился на ней , предварительно признавшись в своих добрачных связях.

На некоторое время в его жизни наступает самый светлый период -- он по-настоящему счастлив, во многом благодаря практичности жены, материальному благосостоянию, выдающемуся литературному творчеству и в связи с ним всероссийской и всемирной славе. В лице своей жены он нашёл помощницу во всех делах, практических и литературных -- в отсутствие секретаря она по нескольку раз переписывала набело его черновики. Однако очень скоро счастье омрачается неизбежными мелкими размолвками, мимолётными ссорами, взаимным непониманием, которое с годами лишь усугублялось.

Для своей семьи Лев Толстой предложил некоторый «план жизни», согласно которому он предполагал часть дохода отдавать на бедных и школы, а образ жизни своей семьи (жизнь, пища, одежда) значительно упростить, при этом также продать и раздать «всё лишнее »: фортепьяно, мебель, экипажи. Его супругу, Софью Андреевну, такой план явно не устраивал, на почве чего у них вспыхнул первый серьёзный конфликт и начало её «необъявленной войны » за обеспеченное будущее своих детей. А в 1892 году Толстой подписал раздельный акт и передал своей жене и детям всю недвижимость, не желая быть собственником. Тем не менее, вместе они прожили в большой любви почти пятьдесят лет.

Кроме того, его старший брат Сергей Николаевич Толстой собирался обвенчаться с младшей сестрой Софьи Андреевны -- Татьяной Берс. Но неофициальный брак Сергея с цыганской певицей Марией Михайловной Шишкиной (у которой от него было четверо детей) сделал невозможным супружество Сергея и Татьяны .

Помимо этого, отец Софьи Андреевны лейб-медик Андрей Густав (Евстафиевич) Берс ещё до брака с Иславиной имел дочь Варвару от Варвары Петровны Тургеневой -- матери Ивана Сергеевича Тургенева. По матери Варя была родной сестрой Ивана Тургенева, а по отцу -- С. А. Толстой, таким образом, вместе с браком Лев Толстой приобрёл родство с И. С. Тургеневым.

От брака Льва Николаевича с Софьей Андреевной родилось 13 детей, пять из которых умерли в детстве.

  • 1. Сергей (10 июля 1863 -- 23 декабря 1947), композитор, музыковед.
  • 2. Татьяна (4 октября 1864 -- 21 сентября 1950). С 1899 замужем за Михаилом Сергеевичем Сухотиным. В 1917--1923 была хранителем музея-усадьбы Ясная Поляна. В 1925 с дочерью эмигрировала. Дочь Татьяна Михайловна Сухотина-Альбертини (1905--1996).
  • 3. Илья (22 мая 1866 -- 11 декабря 1933), писатель, мемуарист. В 1916 покинул Россию и уехал в США.
  • 4. Лев (20 мая 1869 -- 18 декабря 1945), писатель, скульптор. В 1918 эмигрировал, жил во Франции, Италии, Швеции; скончался в Швеции.
  • 5. Мария (12 февраля 1871 -- 27 ноября 1906). С 1897 замужем за Николаем Леонидовичем Оболенским (1872--1934). Умерла от воспаления легких. Похоронена в с. Кочаки Крапивенского уезда (совр. Тул. обл., Щекинский р-н, дер. Кочаки).
  • 6. Пётр (1872--1873).
  • 7. Николай (1874--1875).
  • 8. Варвара (1875--1875).
  • 9. Андрей (1877--1916), чиновник по особым поручениям при тульском губернаторе. Участник русско-японской войны. Скончался в Петрограде от общего заражения крови.
  • 10. Михаил (1879--1944). В 1920 эмигрировал, жил в Турции, Югославии, Франции и Марокко. Скончался 19 октября 1944 года в Марокко.
  • 11. Алексей (1881--1886).
  • 12. Александра (1884--1979). С 16 лет стала помощницей отца. По завещанию получила авторские права на его литературное наследие. За участие в Первой мировой войне награждена тремя Георгиевскими крестами и удостоена звания полковника. В 1929 покинула Россию, в 1941 получила гражданство США. Скончалась 26 сентября 1979 года в Валлей Коттедж, штат Нью-Йорк.
  • 13. Иван (1888--1895).

По состоянию на 2010 год в общей сложности насчитывалось более 350 потомков Л. Н. Толстого (включая как ныне живущих, так и уже умерших), живших в 25 странах мира. Большинство из них -- потомки имевшего 10 детей Льва Львовича Толстого, третьего сына Льва Николаевича. Начиная с 2000 года, раз в два года в Ясной Поляне проходят встречи потомков писателя.

Как часто употребляет Толстой слово семья, семейство для обозначения дома Ростовых! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова! За этим словом - мир, согласие, любовь.

Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

(Прежде всего чувством семьи, духовным родством, патриархальным укладом (общими чувствами горя или радости охвачены не только члены семьи, но даже их слуги: «Лакеи Ростовых радостно бросились снимать с него (Пьера) плащ и принимать палку и шляпу», «Николай занимает денег у Гаврилы на извозчика»; камердинер Ростовых так же предан дому Ростовых, как и Алпатыч - дому Болконских. «Семейство Ростовых», «Болконские», «Дом Ростовых»; «усадьба Болконских» - уже в этих определениях чувство соединенности очевидно: «В Николин день, в именины князя, вся Москва была у подъезда его (Болконского) дома...». «Дом князя был не то, что называется «свет», но это был такой маленький кружок, о котором хотя и не слышно было в городе, но в котором лестнее всего было быть принятым…».)

Назовите отличительную черту домов Болконских и Ростовых.

(Гостеприимность - отличительная черта этих домов: «Даже в Отрадном собиралось до 400 гостей», в Лысых Горах - до ста гостей четыре раза в год. Наташа, Николай, Петя честны, искренни, откровенны друг с другом; открывают душу родителям, надеясь на полное взаимопонимание (Наташа - маме о любви к себе; Николай - отцу даже о проигрыше 43 тысяч; Петя - всем домашним о желании уйти на войну...); дружны Андрей и Марья (Андрей - отцу о жене). Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях: Ростова - старшая колеблется между выбором - подводы для раненых или фамильные ценности (будущая материальная обеспеченность детей). Сын - воин - гордость матери. Она занимается воспитанием детей: гувернеры, балы, выезды в свет, молодежные вечера, пение Наташи, музыка, подготовка к учебе в университете Пети; планы об их будущей семье, детях. Детей Ростовы и Болконские любят больше, чем себя: Ростова - старшая не переносит смерти мужа и младшего Пети; старик Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.)

Чем интересна личность старика Болконского Толстому и нам, читателям?

(Болконский привлекает и Толстого, и современного читателя своей незаурядностью. «Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и молодых глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок и неизменно требователен». Друг Кутузова, он еще в молодости получил генерал-аншефа. И опальный, он не переставал интересоваться политикой. Его энергичный ум требует выхода. Николай Андреевич, почитая только две людские добродетели: «деятельность и ум», «постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками…». «Он сам занимался воспитанием своей дочери». Недаром у Андрея настоятельная требовательность общаться с отцом, ум которого он ценит и аналитическим способностям которого не перестает удивляться. Гордый и непреклонный, князь просит сына «записки... государю передать после... моей смерти». А для Академии он приготовил премию тому, кто напишет историю суворовских войн... Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу».

Он создает ополчение, вооружает людей, старается быть полезным, приложить свой воинский опыт на практике. Николай Андреевич сердцем видит священность сына и сам помогает ему в трудном разговоре об оставляемой жене и будущем ребенке.

И незаконченный старым князем год для испытания чувств Андрея и Наташи - это тоже попытка оградить от случайностей и бед чувство сына: «Был сын, которого жалко было отдавать девчонке».

Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому.)

Почему Болконский требователен к дочери до деспотизма?

(Ключ к разгадке - во фразе самого Николая Андреевича: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, я не хочу». Источником людских пороков он считает праздность и суеверие. А главным условием деятельности - порядок. Отец, гордящийся умом сына, знает, что между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов. Мыслей... Он понимает, как богат духовный мир его дочери; знает, какой красивой она может быть в минуты душевного волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, этой «глупой, бессердечной породы».)

Когда и как заявит о себе отцовская гордость в княжне Марье?

(Она сумеет отказаться от Анатоля Курагина, которого отец привез свататься к Болконским, она с негодованием отклонит покровительство французского генерала Рома; сумеет подавить гордость в сцене прощания с разорившимся Николаем Ростовым: «не лишайте меня вашей дружбы». Даже скажет фразой отца: «Мне будет больно».)

Как проявляется порода Болконских в князе Андрее?

(Как и его отец. Андрей разочаруется в свете и уйдет в армию. Мечту отца о совершенном воинском уставе захочет воплотить сын, но работа Андрея не будет оценена. Сына товарища по службе Кутузов определит в адъютанты и будет писать Николаю Андреевичу, что Андрей обещает быть выдающимся офицером. Мужество и личная храбрость молодого Болконского в Аустерлицком сражении не приводят героя к вершинам личной славы, а участие в Шенграбенском сражении убеждает в том, что истинный героизм скромен, а герой - внешне обычен. Поэтому так горько видеть капитана Тушина, который, по убеждению Андрея, «обязаны успехом дня», на собрании офицеров высмеянным и наказанным. Только Андрей вступится за него, сумеет пойти против общего мнения.

Деятельность Андрея так же неустанна, как и работа отца... Работа в комиссии Сперанского, попытка составить и утвердить свой план расположения войск у Шенграбена, освобождение крестьян, улучшение условий их жизни. Но во время войны сын, как и его отец, видит главный интерес в общем ходе военного дела.)

В каких сценах с особой силой проявится чувство отцовства в старике Болконском?

(Николай Андреевич не доверяет никому не только судьбу, но даже воспитание своих детей. С каким «внешним спокойствием и внутренней злобой» он дает согласие на брак Андрея с Наташей; невозможность разлучиться с княжной Марьей толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные: при женихе скажет дочери: «... уродовать себя нечего - и так дурна». Сватовством Курагиных он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, к дочери, которую он любил больше себя».)

Перечитайте строки о том, как реагирует старик на признание сына в любви к Ростовой: кричит, потом «разыгрывает тонкого дипломата»; те же приемы, что и при сватовстве Курагиных к Марье.

Как воплотит Марья отцовский идеал семьи?

(По-отцовски требовательна она станет к своим детям, наблюдая их поведение, поощряя за добрые поступки и наказывая за злые. Мудрая жена, она сумеет воспитать в Николае потребность советоваться с собой, а заметив, что его симпатии - на стороне младшей дочери, Наташи, попеняет ему за это. Она будет укорять себя за не достаточную, как ей кажется, любовь к племяннику, но мы знаем, что слишком чиста душой и честна Марья, что никогда она не изменила памяти любимого брата, что для нее Николенька - продолжение князя Андрея. «Андрюшей» назовет она своего старшего сына.)

Как доказывает Толстой свою мысль нет нравственного стержня в родителях - не будет его и в детях?

(Василь Курагин - отец троих детей, но все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Позор сватовства все Курагины переносят легко. Анатоль, нечаянно встретившийся в день сватовства Марье, держит в объятиях Бурьен. Элен спокойно и с застывшей улыбкой красавицы снисходительно относилась к затее родных и близких выдать ее замуж за Пьера. Он, Анатоль, лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только единожды изменит им их «выдержка»: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие - от равнодушия ко всем, кроме себя: у Анатоля «была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Их душевную черствость, подлость заклеймит честнейший и деликатнейший Пьер, поэтому и прозвучит обвинение из его уст, как выстрел: «Где вы, там разврат, зло».

Они чужды толстовской этике. Эгоисты замкнуты только на себе. Пустоцветы. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Они же умеют только брать: «Я не дура, чтобы рожать детей» (Элен), «Надо брать девушку, пока она еще цветок в бутоне» (Анатоль).)

Браки, построенные по расчету... Станут ли они семьей в толстовском понимании этого слова?

(Сбылась мечта Друбецкого, Берга: они женились удачно. В их домах все так же, как во всех богатых домах. Все, как и должно быть: комильфо. Но перерождение героев не происходит. Чувств нет. Душа молчит.)

А ведь истинное чувство любви перерождает любимых героев Толстого. Опишите его.

(Даже «умствующий» князь Андрей, влюбленный в Наташу, кажется Пьеру другим: «князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком».

Для Андрея любовь Наташи - все: «счастье, надежда, свет». «Это чувство сильнее меня». «Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить». «Я не могу не любить света, я не виноват в этом», «никогда не испытывал ничего подобного». «Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером…»

Наташа всей душой отзывается на любовь Андрея: «Но такого, такого со мной никогда не бывало». «Я не перенесу разлуки» …

Наташа оживает после гибели Андрея под лучами любви Пьера: «Все лицо, походка, взгляд, голос - все вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения», «Перемена... удивила княжну Марью».

Николай «с женой сходился все ближе и ближе, с каждым днем открывая в ней новые душевные сокровища». Он счастлив душевным превосходством над ним жены и стремится быть лучше.

Неизведанно дотоле счастье любви к мужу и детям делает Марью еще внимательнее, добрее и нежнее: «никогда, никогда не поверила бы, - прошептала она сама с собой, - что можно быть такой счастливой».

А Марья переживает из-за вспыльчивости мужа, переживает болезненно, до слез: «Она никогда не плакала от боли или досады, но всегда от грусти и жалости. И когда она плакала, лучистые глаза ее при обретали неотразимую прелесть». В ее лице, «страдающем и любящем», находит теперь Николай ответы на мучающие его вопросы, гордится его и боится ее потерять.

После разлуки Наташа встречает Пьера; ее разговор с мужем идет новым путем, противным всем законам логики... Уже потому, что в одно и то же время говорилось о совершенно различных предметах... Это было вернейшим признаком того, «что они вполне понимают друг друга».)

Любовь дает зоркость их душам, силу - их чувствам.

Они могут пожертвовать всем для любимого, для счастья других. Пьер безраздельно принадлежит семье, а она - ему. Наташа оставляет все свои увлечения. У нее есть нечто более важное, самое дорогое - семья. А семье важен главный ее талант - талант заботы, понимания, любви. Они: Пьер, Наташа, Марья, Николай - воплощение мысли семейной в романе.

Но сам эпитет «семейный» у Толстого гораздо шире и глубже. Можете это доказать?

(Да, семейный кружок - батарея Раевского; отец и дети - капитан Тушин и его батарейцы; «все, как дети смотрели»; отец солдатам - Кутузов. А девочке Малашке Кутузов - дедушка. Так по-родственному она назовет полководца. Кутузов, узнав от Андрея о смерти Николая Андреевича, скажет, что теперь отец для князя - он. Солдаты переставали слова Каменский - отец на Кутузов - отец. «Сын, беспокоящийся о судьбе Родины», - Багратион, который в письме к Аракчееву выскажет сыновье беспокойство и любовь к России.

И русская армия - это тоже семья, с особым, глубинным чувством братства, объединенности перед общей бедой. Выразитель народного мироощущения в романе - Платон Каратаев. Он, со своим отцовским, отеческим отношением ко всем, стал для Пьера и для нас идеалом служения людям, идеалом доброты, совестливости, образцом жизни «нравственной» - жизни по Богу, жизни «для всех».

Поэтому вместе с Пьером мы спрашиваем Каратаева: «Что одобрил бы он?» И слышим ответ Пьера Наташе: «Одобрил бы нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас». Именно в семье Пьер приходит к выводу: «...ежели порочные люди связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто».)

Может быть, Пьер воспитанный вне семьи, именно семью поставил он в центр своей будущей жизни?

(Удивительны в нем, мужчине, детская совестливость, чуткость, умение сердцем отозваться на боль другого человека и облегчить его страдания. «Пьер улыбнулся своею доброю улыбкой», «Пьер неловко сидел посредине гостиной», «он был стеснителен». Он чувствует отчаяние матери, потерявшей ребенка в горящей Москве; сопереживает горю Марьи, потерявшей брата; считает себя обязанным усовестить Анатоля и просит его уехать, а в салоне Шерер и жены он будет отрицать слухи о побеге Наташи с Анатолем. Поэтому цель его общественного служения - добро, «деятельная добродетель».)

В каких сценах романа это свойство души Пьера проявляется особенно ярко?

(Большим ребенком, дитей называют Пьера и Николай, и Андрей. Болконский именно ему, Пьеру, доверит тайну любви к Наташе. Ему поручит Наташу - невесту. К нему, Пьеру, посоветует ей обратиться в трудную минуту. «Золотым сердцем», славным малым, настоящим другом будет Пьер в романе. Именно с ним будет советоваться тетя Наташи - Ахросимова относительно любимой племянницы. А ведь это он, Пьер, познакомит Андрея и Наташу на первом в ее жизни взрослом балу. Он заметит смятенность чувств Наташи, которую никто не пригласил танцевать, и попросит своего друга Андрея ангажировать ее.)

В чем схожесть и различия душевного устройства Пьера и Наташи?

(Строй души Наташи и Пьера во многом схож. Пьер в сокровенной беседе с Андреем признается другу: «Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда», «мы жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо)». Наташа «знает», что в прежней жизни все были ангелами. Эту связь первым и очень остро почувствовал Пьер (он ведь старше) и невольно переживал за судьбу Наташи: радовался и отчего-то грустил, когда слушал признание Андрея о любви к Ростовой. Он словно чего-то страшился.

Но ведь и Наташа будет страшиться за себя и за Андрея: «Как я боюсь и за него и за себя, и за все мне страшно...» И к чувству любви к ней Андрея будет примешано чувство страха и ответственности за судьбу этой девочки.

Не таким будет чувство у Пьера и Наташи. Любовь возродит их души. Места сомнения в душе не останется, все заполнит любовь.

Но проницательный Толстой видел, что еще в 13 лет Наташа своей отзывчивой на все истинно красивое и доброе душой отметила Пьера: за столом переводит взгляд с Бориса Друбецкого, которого по клялась «любить до самого конца», на Пьера; Пьер - тот первый взрослый мужчина, которого приглашает на танец, именно для Пьера девочка Наташа берет веер и разыгрывает из себя взрослую. «Я его очень люблю».

«Неизменная нравственная определенность» Наташи и Пьера прослеживается на протяжении всего романа. «Он не желал заискивать общественного благоволения», строил жизнь на внутренних личных основаниях: надеждах, устремлениях, целях, в основе которых был все тот же интерес семьи; Наташа делает то, что подсказывает ей сердце. В сущности Толстой подчеркивает, что «делать добро» у его любимых героев означает отвечать «чисто интуитивно, сердцем и душой» окружающим. Наташа и Пьер чувствуют, понимают, «свойственной им чуткостью сердца», малейшую фальшь. Наташа в 15 лет говорит брату Николаю: «Не сердись, но я знаю, что ты на ней (Соне) не женишься». «Наташа со своею чуткостью тоже заметила состояние брата», «Она умела понять то, что было... во всяком русском человеке», Наташа в науках Пьера «ничего не понимает», но приписывает им большую важность. Они никогда и никем «не пользуются» и призывают только один вид связи - душевное родство. Они истинно него дуют, переживают: плачут, кричат, смеются, делятся секретами, отчаиваются и снова ищут смысл жизни в заботе о других.)

Каково значение детей в семьях Ростовых и Безуховых?

(Дети для людей, «несемейных» - крест, обуза, тяжесть. И только для семейных они - счастье, смысл жизни, сама жизнь. Как рады Ростовы возвращению с фронта в отпуск Николая, любимца и героя! С какой любовью и бережением берет на руки детей Николая и Пьер! Помните одинаковое выражение на лице Николая и его любимицы - черноглазой Наташи? Помните, с какой любовью Наташа вглядывается в родные ей черты лица младшего сына, находя его похожим на Пьера? Марья счастлива в семье. Ни одной похожей на счастливые семейные картины мы не найдем у Курагиных, Друбецких, Бергов, Карагиных. Помните, Друбецкому было «неприятно вспоминать о детской любви к Наташе», а все Ростовы только дома абсолютно счастливы: «Все кричали, говорили, целовали Николая в одно и то же время», здесь, дома, среди родных, Николай счастлив так, как не был счастлив уже полтора года. Семейный мир для любимых героев Толстого - мир детства. В самые трудные моменты своей жизни Андрей и Николай вспоминают родных: Андрей на Аустерлицком поле вспоминает о доме, Марье; под пулями - о наказе отца. Раненный Ростов в минуты забытья видит родной дом и всех своих. Эти герои - живые, понятные нам люди. Их переживания, горе, радость не могут не трогать.)

Можно ли сказать, что у героев романа детская душа?

(У них, любимых героев автора, свой мир, высокий мир добра и красоты, детский чистый мир. В мир зимней сказки переносят себя Наташа и Николай в святочную ночь. В волшебном сне наяву проводит последнюю в своей жизни ночь на фронте 15-летний Петя Ростов. «Ну-ка, наша Матвевна», - говорил про себя Тушин. «Матвевной» представлялась в его воображении пушка (большая, крайняя, старинного литья...). И мир музыки тоже объединяет героев, возвышая, одухотворяя их. Петя Ростов во сне руководит невидимым оркестром, «княжна Марья играла на клавикордах», Наташу учит пению известный итальянец. Николай выходит из нравственного тупика (проигрыш Долохову в 43 тысячи!) под воздействием пения сестры. И книги в жизни этих героев играют важную роль. Андрей запасается в Брюнне «на поход книгами». Николай положил себе за правило не покупать новой книги, не прочитав прежде старых. Мы увидим с книгой в руках Марью, Наташу и никогда - Элен.)

IV. Итоги.

Даже чистейшее слово «детский» ассоциируется у Толстого со словом «семейный». «Ростов опять вошел в этот свой семейный детский мир»... «Ростов чувствовал, как под влиянием этих ярких лучей любви Наташи, в первый раз через полтора года. На душе его и на лице распускалась та детская и чистая улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома». Детская улыбка у Пьера. Детское, восторженное лицо у юнкера Николая Ростова.

Детскость души (чистота, наивность, естественность), которую сохраняет человек, - это, по убеждению Толстого, и есть сердце - вина нравственности, суть прекрасного в человеке:

Андрей на Праценской высоте со знаменем в руках поднимает за собою солдат: «Ребята, вперед! - закричал он детским голосом».

По-детски несчастными глазами будет смотреть на Андрея Кутузов, узнав о смерти старшего Болконского, своего боевого товарища. Детским выражением крайней обиды (слезами) будет отвечать Марья на вспышки беспричинного гнева своего мужа.

У них, этих героев, даже лексика доверительная, домашняя. Слово «голубчик» произносят и Ростовы, и Болконские, и Тушин, и Кутузов. Поэтому ломаются сословные перегородки, и солдаты на батарее Раевского приняли Пьера в свою семью и прозвали его наш барин; легко в офицерскую семью входят Николай и Петя, очень дружны семьи молодых Ростовых - Наташи и Николая. Семья развивает в них лучшие чувства - любви и самоотдачи.

«Мысль народная» в романе «Война и мир». Исторический план в романе. Образы Кутузова и Наполеона. Соединение в романе личного и общего. Значение образа Платона Каратаева.

Цель: обобщить по всему роману роль народа в истории, отношение автора к народу.

Ход урока

Урок-лекция проводится по плану с записью тезисов:

I. Постепенное изменение и углубление замысла и темы романа «Война и мир».

II. «Мысль народная» - главная мысль романа.

1. Основные конфликты романа.

2. Срывание всех и всяческих масок с придворных и штабных лакеев и трутней.

3. «Русские душой» (Лучшая часть дворянского общества в романе. Кутузов как предводитель народной войны).

4. Изображение нравственного величия народа и освободительного характера народной войны 1812 года.

III. Бессмертие романа «Война и мир».

Чтобы произведение было хорошим,

надо любить в нем главную, основную мысль.

В «Войне и мире» я любил мысль народную,

вследствие войны 1812 года.

Л. Н. Толстой

Материал лекции

Л. Н. Толстой, исходя из его высказывания, считал «мысль народную» главной мыслью романа «Война и мир». Это роман о судьбах народных, о судьбе России, о народном подвиге, об отражении истории в человеке.

Основные конфликты романа - борьба России с наполеоновской агрессией и столкновение лучшей части дворянства, выражающей общенациональные интересы, с придворными лакеями и штабными трутнями, преследующими как в годы мира, так и в годы войны эгоистические, корыстные интересы, - связаны с темой народной войны.

«Я старался писать историю народа», - говорил Толстой. Главный герой романа - народ; народ, брошенный в чуждую его интересам, ненужную и непонятную войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины от иноземных захватчиков и разгромивший в справедливой, освободительной войне огромную неприятельскую армию, руководимую непобедимым до тех пор полководцем, народ, объединенный великой целью - «очистить свою землю от нашествия».

В романе более сотни массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, но значение образа народа определяется, конечно, не этим, а тем, что все важные события в романе оцениваются автором с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает Толстой словами князя Андрея: «Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения». Народную оценку Бородинского сражения, когда на французов «была наложена рука сильнейшего духом противника», высказывает писатель в конце I ч. III т. романа: «Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином».

«Мысль народная» всюду присутствует в романе. Мы отчетливо ощущаем ее в том беспощадном «срывании масок», к какому прибегает Толстой, рисуя Курагиных, Ростопчина, Аракчеева, Бенигсена, Друбецкого, Жюли Карагину и др. Их спокойная, роскошная петербургская жизнь шла по-старому.

Часто светская жизнь дается через призму народных взглядов. Вспомните сцену оперно-балетного представления, на котором Наташа Ростова знакомится с Элен и Анатолем Курагиными (т. II, ч. V, гл. 9-10). «После деревни... все это было дико и удивительно ей. ... -... ей становилось то совестно за актеров, то смешно за них». Представление нарисовано так, будто его смотрит наблюдательный, со здоровым чувством красоты крестьянин, удивленный тем, как нелепо забавляются господа.

Более ярко «мысль народная» ощущается там, где изображаются близкие к народу герои: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей - все они русские душой.

Именно Тушин и Тимохин показаны как подлинные герои Шенграбенского сражения, победа в Бородинском сражении, по словам князя Андрея, будет зависеть от того чувства, которое есть в нем, в Тимохине и в каждом солдате. «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» - говорит князь Андрей, и с ним соглашается Тимохин: «Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная.»

Носителями народного чувства и «мысли народной» выступают во многих сценах романа и Наташа, и Пьер, понявший «скрытую теплоту патриотизма», которая была в ополченцах и солдатах накануне и в день Бородинского сражения; Пьер, «попростевший», по словам слуг, в плену, и князь Андрей, когда он стал для солдат своего полка «нашим князем».

Человеком, воплотившим в себя дух народа, Толстой изображает Кутузова. Кутузов - подлинно народный полководец. Выражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает и во время смотра под Браунау, и во время Аустерлицкого сражения, и во время освободительной войны 1812 года. «Кутузов, - пишет Толстой, - всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат...» Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели - очищению родной земли от захватчиков. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористона о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий. Именно его понимание чувств народных заставило народ выбрать этого в немилости находящегося старика в предводители народной войны против воли царя.

Также «мысль народная» полно проявилась в изображении героизма и патриотизма русского народа и армии в дни Отечественной войны 1812 года. Толстой показывает необычайную стойкость, мужество и бесстрашие солдат и лучшей части офицерства. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении «чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».

Война 1812 года не была похожа на другие войны. Толстой показал, как поднялась «дубина народной войны», нарисовал многочисленные образы партизан и среди них - запоминающийся образ крестьянина Тихона Щербатого. Мы видим патриотизм мирных жителей, оставлявших Москву, бросавших и уничтожавших свое имущество. «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя быть: это было хуже всего».

Так, читая роман, мы убеждаемся, что писатель о великих событиях прошлого, о жизни и нравах различных слоев русского общества, отдельных людях, о войне и мире судит с позиции народных интересов. А это и есть та «мысль народная», которую любил в своем романе Толстой.


Похожая информация.


Слайд 2

Цель:Привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев, строить отношения с родителями на адаптивной основе. Задачи: Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». Организовать интеллектуально – познавательную деятельность учащихся в процессе работы по теме урока. Развивать индивидуальные способности и творческие возможности учащихся. Формировать устойчивые нравственные и морально – этические нормы взаимоотношений в семье и учить детей следовать им в повседневной жизни.

Слайд 3

«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой)

Слайд 4

1-ая группа: систематизирует материал о матери и отце по прочитанным главам повести «Детство». 2-ая группа: изучает материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л. Н. Толстого. 3-я группа: анализирует сцены, показывающие семейную жизнь в романе «Война и мир». Индивидуальное задание: Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Слайд 5

Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

Слайд 6

«Нынче утром обхожу сад и, как всегда, вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая осталась для меня святым идеалом…» (Л.Н.Толстой). «…Целый день тупое, тоскливое состояние… Хотелось, как в детстве, прильнуть к любящему, жалеющему существу и … быть утешаемым. Но кто такое существо, к которому бы я мог прильнуть так? Перебираю всех любимых мною людей – ни один не годится. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю ее себе. Да, да, маменька, которую я никогда не называл еще, не умея говорить. Да, она, высшее мое представление о чистой любви, - но не холодной, божеской, а земной, теплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты приласкай меня. Все это безумие, но все это правда».

Слайд 7

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Л. Н. Толстой.

Задание: Систематизировать материал о матери и отце по прочитанным главам повести «Детство». Эпиграф: «Раннее детство – тот период, «в котором всё освещено таким милым утренним светом, в котором все хороши, всех любишь, потому что сам хорош и тебя любят». (Л. Н. Толстой).

Слайд 8

МАТЬ.

Какие события происходят в главе «Маман»? Какой мы видим здесь мать? Какое общее впечатление от матери остается в этой главе? Почему Л.Н.Толстой не дает ясного портрета матери? Счастлива ли Наталья Николаевна в личной жизни? Как она встречает близкую смерть?

Слайд 9

ОТЕЦ.

Что мы узнаем об отце из главы «Папа»? Какие две страсти отмечает Толстой в отце в главе «Что за человек был мой отец»? Как отец относится к людям? Любили ли его окружающие? Что он любил в жизни? Что доставляло ему радость и счастье? Для чего живет этот человек? В какой атмосфере жил Николенька?

Слайд 10

Лев Николаевич Толстой и его семья.

Эпиграф«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л. Н. Толстой. Задание: Изучить материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л.Н.Толстого.

Слайд 11

О своем детстве Л. Н. Толстой вспоминает как о чем – то особенно светлом, прекрасном, гармоничном. «Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, как я только могу вообразить себе, но только, чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с постоянно прибывающими детьми, я выбрал бы последнее»,- так записал Л.Н.Толстой в своем дневнике. Таким, населенным детьми, был его дом.

Слайд 12

«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Задание: Проанализировать сцены, показывающие семейную жизнь в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Эпиграф: « Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная… это быль, и были семейные». (Н.Страхов). «Есть вечные песни, великие творения, завещаемые из века в век». (А.И.Герцен).

Слайд 13

Семья Ростовых.

Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Толстого? К какому типу семьи примыкают Ростовы? Что значит для них родительский дом? В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых? Каковы взаимоотношения родителей и детей? Обратите внимание на этику этих взаимоотношений. Что будет значить семья в жизни Наташи – матери?

Слайд 14

Семья Болконских.

Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских? Составляют ли они «породу», как Ростовы? Что общего у них у всех? Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского? Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских. Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи? Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

Слайд 15

Семья Курагиных.

Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных? Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как «честь», «благородство», «чистая совесть», «жертвенность»?

Слайд 16

Какая же семья для Толстого – идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»?

Слайд 17

«От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью – она готова распространиться, путь в семью – это путь к людям». (Н.Я. Берковский).

Слайд 18

И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования – это мечты ребенка, планы жизни, которая вся впереди. Судьба героев романа – только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегодня, в начале 21 века, спустя 139 лет после того, как она написана, читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы. И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живет, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И все – не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть». (А. Яшин).

Слайд 19

«Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Эпиграф:« Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Каренине» я любил мысль семейную…» (Л.Н. Толстой).

Слайд 20

Каждая семья – это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям. Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю счастья в семье, в той, в которой вы живете сегодня, которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.

Слайд 21

Мы перестали радоваться, но самое страшное – перестали удивляться. Удивляться всему: рождению ребенка, восходу солнца, приходу весны. Не хами пожилому, накорми его чем – нибудь вкусненьким, даже если у него нет зубов; перед смертью скажи последнее ласковое слово. Отдай свое время и удели внимание ребенку. Пожалей женщину. А женщина – потерпи немного, если муж достоин этого. Повернись к своим друзьям. Вернитесь к традициям домашних посиделок, хождений друг к другу в гости, совместных праздников. Точка отсчета в процессе нашего возрождения – это дом, семья. В это я верю». Народная артистка СССР Ольга Волкова

Слайд 22

Об авторах:

Венина Вера Александровна – учитель русского языка и литературы, руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МОУ «Топкановская СОШ»; Савинова Валентина Михайловна - учитель русского языка и литературы МОУ «Топкановская СОШ»; Федорова Надежда Алексеевна - учитель русского языка и литературы МОУ «Топкановская СОШ»; Ширяева Ирина Ивановна – воспитатель, учитель английского языка МОУ «Топкановская СОШ».

Посмотреть все слайды

Cемья

Илья Андреевич Толстой (1757-1820) — дед Л. Н. Толстого

Обучался в Морском корпусе, был гардемарином на флоте, впоследствии перешел в лейб- гвардию, в Преображенский полк, в отставку вышел в 1793 в чине бригадира. Владел поместьями в Тульской губернии и великолепным особняком в Москве, но предпочитал жить в Полянах, обширным имении в Белевском уезде. У Ильи Андреевича было четверо детей: двое сыновей(младший из них, Илья, умер в детстве) и две дочери. «Дед мой Илья Андреевич,... был..., как я его понимаю, человек ограниченный, очень мягкий, веселый и не только щедрый, но бестолково мотоватый, а главное — доверчивый. В имении его... шло долго не перестающее пиршество, театры, балы, обеды, катания, ... кончилось тем, что большое имение его жены было так запутано в долгах, что жить было нечем, и дед должен был выхлопотать... место губернатора в Казани» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 359).

Пелагея Николаевна Толстая (урожденная Горчакова, 1762-1838) — жена И. А. Толстого

Род князей Горчаковых, восходящий к Рюрику, прославился в XVIII и особенно в XIX веке военачальниками, из которых один, троюродный брат Пелагеи Николаевны Алексей Иванович Горчаков, был военным министром, а другой — Андрей Иванович — боевым генералом. Пелагея Николаевна — дочь кн. Николая Ивановича Горчакова — «была недалекая, малообразованная — она, как все тогда, знала по-французски лучше, чем по-русски (и этим ограничивалось ее образование), и очень избалованная — сначала отцом, потом мужем, а потом... сыном — женщина. Кроме того, как дочь старшего в роде, она пользовалась большим уважением всех Горчаковых...» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 359).

Николай Сергеевич Волконский (1753-1821) — дед Л. Н. Толстого

Сведения о Н. С. Волконском немногочисленны и не всегда точны. По обычаю своего времени он в 7 лет был зачислен на военную службу, юношей служил в гвардии и в 1787 г. в составе свиты Екатерины II сопровождал императрицу во время ее поездки в Крым. В 1794 г., по непонятным причинам, уволился в отпуск на два года. С воцарением Павла I Волконский вернулся на службу, получил назначение военным губернатором Архангельска. В 1799 г. вышел в отставку, занявшись воспитанием единственной дочери. «Детство свое мать прожила частью в Москве, частью в деревне с умным, гордым и даровитым человеком, моим дедом Волконским» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 351). «Дед мой считался очень строгим хозяином, но я никогда не слыхал рассказов о его жестокостях и наказаниях, столь обычных в то время... Я слышал только похвалы уму, хозяйственности и заботе о крестьянах и, в особенности, огромной дворне моего деда» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 351). В 1784, после смерти своего отца Сергея Федоровича Волконского, Николай Сергеевич получил в личное владение имение Ясная Поляна и занялся его обустройством. «Вероятно, у него было очень тонкое эстетическое чувство. Все его постройки не только прочны и удобны, но чрезвычайно изящны. Таков же разбитый им парк перед домом» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 352).

Екатерина Дмитриевна Волконская (урожденная Трубецкая, 1749-1792) — жена Н. С. Волконского

Екатерина Дмитриевна — младшая дочь князя Дмитрия Юрьевича Трубецкого. Семейство Трубецких принадлежало к старинной русской аристократии, славилось своим либерализмом и широкими культурными интересами. У Волконских было две дочери: Варенька, умершая в детстве, и Мария. Екатерина Дмитриевна скончалась, когда ее дочери Марии едва сравнялось два года.

Николай Ильич Толстой (1794 — 1837) — отец Л. Н. Толстого

Николай Ильич — старший из четверых детей гр. И. А. Толстого. Он имел все качества молодого человека хорошего тона: превосходно знал французский и немецкий языки, интересовался поэзией, музыкой, живописью, танцевал мазурку и вальс... С 6 лет был зачислен на гражданскую службу, в17 лет перевелся на военную службу, принимал участие в заграничных походах против Наполеона (1813-1814 гг.). За отличие в боях получил орден Владимира 4-й степени и чин штабс-ротмистра. В 1822 г. женился на Марии Николаевне Волконской. После смерти жены жил в имении Ясная Поляна, незадолго до своей кончины перебрался с детьми в Москву. Скончался 21 июня в Туле, куда прибыл по делам, от «кровяного удара», как было сказано в медицинском заключении. «Отец был среднего роста, хорошо сложенный, живой сангвиник, с приятным лицом и с всегда грустными глазами» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 355). «... Отец никогда ни перед кем не унижался, не изменял своего бойкого, веселого и часто насмешливого тона. И это чувство собственного достоинства, которое я видел в нем, увеличивало мою любовь, мое восхищение перед ним» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 357).

Мария Николаевна Толстая (урожденная Волконская, 1790-1830) — мать Л. Н. Толстого

Н. С. Волконский позаботился о том, чтобы его единственная дочь получила прекрасное образование. Учителя и гувернантки обучали ее немецкому, английскому, итальянскому языкам и гуманитарным наукам, она с детства, как родным, владела французским. Точные науки преподавал ей отец. Мария Николаевна уделяла много времени занятиям музыкой, много читала. Ее дневники свидетельствуют о несомненном литературном таланте, что подтверждают и другие ее сочинения: стихи, повести, литературные переводы. В 19 лет Мария Николаевна была представлена высшему свету Петербурга. Ко времени вступления в свет она стала девушкой рассудительной, живой и самостоятельной. Она не была красавицей, говорили, что самым замечательным в ее облике были выразительные, лучистые глаза. Портреты ее не сохранились, до нас дошло лишь одно ее изображение — силуэт в детском возрасте. «... В моем представлении о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знаю о ней, все прекрасно...» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 349). 9 июля 1822 г. Мария Николаевна вышла замуж за Н. И. Толстого. За 8 лет супружества в их семье родилось пятеро детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Мария. Спустя шесть месяцев после рождения дочери Мария Николаевна скончалась от «родовой горячки», как тогда говорили. «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто в средний период моей жизни, во время борьбы с одолевавшими меня искушениями, я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала мне» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 354).

Татьяна Александровна Ергольская (1792-1874)

Татьяна Александровна после смерти матери воспитывалась в семье И. А. Толстого. Вероятно, она любили отца Л. Н. Толстого, но не вышла за него замуж, чтобы он мог жениться на богатой наследнице М. Н. Волконской. Обе эти великодушные женщины стали подругами, и после смерти Марии Николаевны Татьяна Александровна взяла на себя заботы об осиротевших детях. «... Тетинька Татьяна Александровна имела самое большое влияние на мою жизнь. Влияние это было, во-первых, в том, что еще в детстве она научила меня духовному наслаждению любви... Второе то, что она научила меня прелести неторопливой, одинокой жизни» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 366-367). «Никогда она не учила тому, как надо жить, словами, никогда не читала нравоучений, вся нравственная работа была переработана в ней внутри, а наружу выходили только ее дела — и не дела — дел не было, а вся ее жизнь, спокойная, кроткая, покорная и любящая не тревожной, любующейся на себя, а тихой, незаметной любовью» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 368).

Николай Николаевич Толстой (1823-1860) — старший брат Л. Н. Толстого

Из братьев Николай был более других похож на мать, унаследовал от нее не только черты характера: «равнодушие к суждениям людей и скромность...» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 350), терпимость к окружающим. «Наиболее резкое выражение отрицательного отношения к человеку выражалось у брата тонким, добродушным юмором и такою же улыбкой» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 350). Как и мать, он обладал неистощимой фантазией, даром рассказывать необыкновенные истории. О Николае Николаевиче И. С. Тургенев сказал, что «у него не было тех недостатков, которые нужны для того, чтобы быть большим писателем...»(Толстой Л. Н. т. 34, с. 350). Это Николай рассказывал младшим братьям, «что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга... ... Главная тайна... была, как он нам говорил написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага Старого Заказа...» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 386). Николай Николаевич учился на математическом факультете Московского университета, а в 1844 г. закончил и Казанский университет. В 1846 г. поступил на военную службу, был зачислен в артиллерийскую бригаду, отправляющуюся на Кавказ. В 1858 г. вышел в отставку в чине штабс-капитана, проводил время в своем маленьком домике в Москве и в Никольском — Вяземском. В мае 1860 г. отправился на лечение в Соден, в Германию, затем переехал на юг Франции, в Гиер, где и скончался от туберкулеза 20 сентября 1860 г. в возрасте 37 лет.

Сергей Николаевич Толстой (1826-1904) — старший брат Л. Н. Толстого

Сергей Николаевич выделялся среди братьев статностью и красотой, был остроумным, блестящим, разнообразно одаренным, легко достигал успехов в учебе. «Николеньку я уважал, с Митенькой я был товарищем, но Сережей я восхищался и подражал ему, любил его, хотел быть им. Я восхищался его красивой наружностью, его пением, — он всегда пел,- его рисованием, его веселием и, в особенности, как ни странно сказать, его непосредственностью, его эгоизмом... Николеньку я любил, а Сережей восхищался, как чем-то совсем мне чуждым, непонятным. Это была жизнь человеческая, очень красивая, но совершенно не понятная для меня, таинственная и потому особенно привлекательная (Толстой Л. Н. т. 34, с. 387-388). С. Н. Толстой в 1849 закончил математический факультет Казанского университета, где он был учеником великого Лобачевского. В 1855-1856 г. участвовал в войне с Турцией, в 1856 г. вышел в отставку в чине штабс-капитана. В 1876-1885 гг. был предводителем дворянства Крапивенского уезда. В 1867 г. обвенчался с М. М. Шишкиной «государственной крестьянкой из цыган», с которой состоял в гражданском браке с 1850 г. Дети Сергея Николаевича: сын Григорий, дочери Вера и Варвара не были счастливы и доставляли отцу более огорчений, нежели радостей. Некогда блестящий аристократ, веселый, общительный, к старости Сергей Николаевич стал раздражительным, жил уединенно в своем имении Пирогово, где и скончался 23 августа 1904 г.

Дмитрий Николаевич Толстой (1827-1856) — старший брат Л. Н. Толстого

«... Он рос незаметно, мало общаясь с людьми, всегда, кроме как в минуты гнева, тихий, серьезный, с задумчивыми, строгими, большими карими глазами. Он был велик ростом, худ, довольно силен..., с длинными большими руками и сутуловатой спиной». «Он всегда был серьезен, вдумчив, чист, решителен, вспыльчив, мужествен и то, что делал, доводил до предела своих сил» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 380). В 1847 г. Дмитрий Николаевич окончил математический факультет Казанского университета, попытался поступить на гражданскую службу в Петербурге, но не найдя поддержки, поступил на скромную должность в Курской губернии. Владел имением Щербачевка. Скончался от чахотки 21 января 1856 г.

Мария Николаевна Толстая (1830-1912)- младшая сестра Л. Н. Толстого

Мария Николаевна училась в Казанском Родионовском пансионе для благородных девиц. И. С. Тургенев, питавший к ней некогда нежные чувства, писал о ней: «... одно из привлекательнейших существ, какие мне только удавалось встретить! Мила, умна, проста,- глаз бы не отвел... - Давно не встречал столько грации, такого трогательного обаяния» (Толстой С. М. «Единственная сестра»). В 1847 г. вышла замуж за гр. Валериана Петровича Толстого, своего троюродного брата, с которым разошлась в 1857 г. От этого брака имела 4 детей. В 1861 г. во время путешествия за границу она познакомилась с виконтом Гектором де Кленом, от гражданского брака с которым родилась дочь Елена Сергеевна. Возвратившись из-за границы, она жила у брата Сергея Николаевича в Пирогове, где ей был выстроен дом. Владела имением матери Покровское в Чернском уезде Тульской губернии. После преждевременной смерти сына Николая 1879 г. Мария Николаевна переживает период углубленных религиозных исканий. В 1888 г. она посетила Оптину Пустынь, встречалась и беседовала со старцем Амвросием, в 1889 г. поселилась вблизи Оптиной Пустыни, в Шамординском монастыре, а в 1891 г. приняла монашеский постриг. Прожив в монастыре 21 год, она оставила там по себе самую лучшую память.

Александра Ильинична Остен-Сакен (1795-1841) — тетка Л. Н. Толстого, опекунша детей умершего брата Н. И. Толстого

Юной девушкой она блистала в петербургском свете и не раз была царицей бала. Неудачное замужество с графом Карлом Ивановичем Остен-Сакеном, страдавшим психическим расстройством, превратили ее из беззаботно веселой, кокетливой девушки в отшельницу, «скучную богомолку», как она сама себя называла. «Тетушка... была истинно религиозная женщина. Любимые ее занятия были чтения житий святых, беседы с странниками, юродивыми, монахами и монашенками... Тетушка Александра Ильинична не только была внешне религиозна, соблюдала посты, много молилась..., но сама жила истинно христианской жизнью, стараясь избегать всякой роскоши и услуги, но стараясь, сколько возможно, служить другим» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 363).

Софья Андреевна Толстая (урожденная Берс, родилась 22 августа 1844 г.; умерла 4 ноября 1919 г.) — жена Л. Н. Толстого

Софья Андреевна — вторая дочь московского врача Андрея Евстафьевича и Любови Александровны Берс. Получив хорошее домашнее образование, она в 1861 г. сдала экзамен в Московском университете на звание домашней учительницы. В 1862 г. Софья Андреевна вышла замуж за Л. Н. Толстого. Первые годы их супружеской жизни были самыми счастливыми. Толстой в дневнике после женитьбы писал: «Неимоверное счастье... Не может быть, чтобы это все кончилось только жизнью» (Толстой Л. Н. т. 19, с. 154). Приятель Толстого И. П. Борисов в 1862 г. о супругах заметил: «Она — прелесть хороша собою вся. Здраво умна, проста и нехитроумна — в ней должно быть и много характера, т. е. воля ее у нее в команде. Он в нее влюблен до Сириусов. Нет, все еще не успокоилась буря в его душе — притихла с медовым месяцем, а, там наверно, пронесутся еще ураганы и моря сердитого шума». Эти слова оказались пророческими, в 80-90-е гг., вследствие изменения взглядов Толстого на жизнь, в семье произошел разлад. Софья Андреевна, не разделявшая новых идей мужа, его стремлений отказаться от собственности, жить своим, преимущественно физическим трудом, все же прекрасно понимала, на какую нравственную и человеческую высоту он поднялся. В книге «Моя жизнь» Софья Андреевна писала: «... Он ждал от меня, бедный, милый муж мой, того духовного единения, которое было почти невозможно при моей материальной жизни и заботах, от которых уйти было невозможно и некуда. Я не сумела бы разделить его духовную жизнь на словах, а провести ее в жизнь, сломить ее, волоча за собой целую большую семью, было немыслимо, да и непосильно». На протяжении многих лет Софья Андреева оставалась верной помощницей мужа в его делах: переписчицей рукописей, переводчиком, секретарем, издателем его произведений. Обладая тонким литературным чутьем, она писала повести, детские рассказы, мемуарные очерки. В течение всей своей жизни, с небольшими перерывами, Софья Андреевна вела дневник, о котором говорят, как о заметном, и своеобразном явлении в мемуаристике и литературе о Толстом. Ее увлечениями были музыка, живопись, фотография. Уход и смерть Толстого тяжело подействовали на Софью Андреевну, она была глубоко несчастна, не могла забыть, что перед его кончиной не видела мужа в сознании. 29 ноября 1910 г. она писала в «Ежедневнике»: «Невыносимая тоска, угрызения совести, слабость, жалость до страданий к покойному мужу... Жить не могу». После смерти Толстого Софья Андреевна продолжила издательскую деятельность, выпустив свою переписку с мужем, завершила издание собрания его сочинений. Софья Андреевна скончалась 4 ноября 1919 г. Зная о том, что ее роль в жизни Л. Н. Толстого оценивалась неоднозначно, она писала: «... Пусть люди снисходительно отнесутся к той, которой, может быть, непосильно было с юных лет нести на слабых плечах высокое назначение — быть женой гения и великого человека».

Сергей Львович Толстой (родился 28 июня 1863; умер 23 декабря 1947) — сын Л. Н. Толстого

В 1872 г. Л. Н. Толстой в письме к А. А. Толстой так описывал сына: «Старший, белокурый, — не дурен. Есть что-то слабое и терпеливое в выражении и очень кроткое... Все говорят, что он похож на моего старшего брата. Я боюсь верить. Это было бы слишком хорошо. Главная черта брата была не эгоизм и не самопожертвование, а строгая середина.... Сережа умен — математический ум и чуток к искусству, учится прекрасно, ловок прыгать, гимнастика; но gauche (неуклюжий, фр.) и рассеян». Сергей Львович учился в тульской гимназии, в 1881 г. поступил в Московский университет на физико-математический факультет, на отделение естественных наук, одновременно посещал курсы при консерватории, изучал теорию музыки, композицию и особенности русской песни. Закончив университет, работал в Тульском отделении крестьянского банка, потом уехал в Петербург, служил в управлении крестьянского банка. В 1890 г. был назначен на должность земского начальника одного из уездов Тульской губернии. Сергей Львович первым браком был женат на Марии Константиновне Рачинской, вторым — на Марии Николаевне Зубовой. В 1898-1899 гг. занимался переселением духоборов в Канаду. Сергей Львович серьезно занимался музыкой, с 1926 г. по 1930 г. был профессором Московской консерватории, известен как автор музыкальных произведений: «Двадцать семь шотландских песен», «Бельгийские песни», «Индусские песни и танцы»; писал романсы на стихи Пушкина, Фета, Тютчева. Занимался он и литературной деятельностью, писал рассказы о жизни народа, мемуарные, биографические очерки. Был одним из учредителей Музея Л. Н. Толстого в Москве, принимал участие в комментировании Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Скончался в 1947 г. в возрасте 84 лет.

Татьяна Львовна Толстая — Сухотина (родилась 4 октября 1864; умерла 21 сентября 1950) — дочь Л. Н. Толстого

В Татьяне Львовне соединились особенности характеров обоих ее родителей. Созданная из плоти и крови, она, как и ее отец, боролась против их засилия. От матери она унаследовала практичность, способность заниматься самыми разными делами, как и мать, она любила туалеты, развлечения, была не лишена тщеславия. Татьяна одинаково близка была и отцу, и матери. В 1872 г. Л. Н. Толстой в письме к А. А. Толстой дал дочери такую характеристику: «Тане — 8 лет. Если бы она была Адамова старшая дочь и не было бы детей меньше ее, она была ба несчастная девочка. Лучшее удовольствие ее возиться с маленькими... её мечта теперь сознательная — иметь детей... Она не любит работать умом, но механизм головы хороший. Она будет женщина прекрасная, если Бог даст ей мужа...» Татьяна Львовна рано проявила способности к рисованию. В 1881 г. она поступила в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Ее учителями были В. Г. Перов, И. М. Прянишников, Л. О. Пастернак. Нередко она обращалась за указаниями к Н. Н. Ге, который в 1886 г. писал ей: «Я рад, что Вы хотите заняться искусством. Способности у Вас большие, но знайте, что способности без любви к делу ничего не сделают». В 1899 г. Татьяна вышла замуж за Михаила Сергеевича Сухотина, жили они в имении Сухотина Кочеты. 19 ноября 1905 г. Татьяна Львовна родила единственную дочь Таню. С 1914 по 1921 гг. она жила в Ясной Поляне. В 1917 — 1923 являлась хранителем музея-усадьбы. В 1923 — 1925 гг. была директором Музея Л. Н. Толстого в Москве. В 1925 г. вместе с дочерью Татьяна Львовна уехала за границу, жила в Париже, где ее гостями были Бунин, Моруа, Шаляпин, Стравинский, Александр Бенуа и многие другие представители культуры и искусства. Из Парижа она переехала в Италию, где провела остаток своей жизни.

Илья Львович Толстой (родился 22 мая 1866; умер 11 декабря 1933) — сын Л. Н. Толстого

Л. Н. Толстой в 1872 г., давая характеристику своим детям, об этом сыне пророчески писал: «Илья, третий... Ширококост, бел, румян, сияющ. Учится дурно. Всегда думает о том, о чем ему не велят думать. Игры выдумывает сам. Аккуратен, бережлив, «мое» для него очень важно. Горяч и violent (порывистый), сейчас драться; но и нежен, и чувствителен очень. Чувствен — любит поесть и полежать спокойно... Все недозволенное имеет для него прелесть... Илья погибнет, если у него не будет строгого и любимого им руководителя». Черты характера, отмеченные отцом с возрастом обострились. Человек талантливый, но более любящий удовольствия, он не смог реализовать свои способности, распылился в многочисленных увлечениях. Несмотря на свою одаренность, он не закончил гимназию. Поступил на военную службу в Сумской драгунский полк. В 1888 г. он женился на Софье Николаевне Философовой. Постоянно испытывая денежные затруднения, Илья Львович служил поочередно то чиновником, то служащим банка, то агентом русской компании социального страхования, то агентом по ликвидации частных имений. Во время первой мировой войны работал в Красном кресте, пытался стать журналистом, в 1915 г. основал газету «Новая Россия». По мнению Л. Н. Толстого, Илья был из всех детей наиболее литературно одаренным. В 1916 г. Илья Львович покинул Россию, уехал в США. В Америке женился на теософке Надежде Климентьевне Катульской. На жизнь зарабатывал чтением лекций о творчестве и мировоззрении Толстого, принимал участие в экранизациях романов «Анна Каренина» и «Воскресение», которые были неудачными. Скончался 11 декабря 1933 г. в Нью-Хейвене (США).

Лев Львович был одним из самых талантливых в семье. Л. Н. Толстой так характеризовал трехлетнего сына: «Хорошенький: ловкий, панятливый, грациозный. Всякое платье сидит, как по нем сшито. Все, что другие делают, то и он, и все очень ловко и хорошо. Еще хорошенько не понимаю». Страстный, великодушный, чувствительный к красоте и благородству, честолюбивый, он был и музыкантом, и портретистом, и скульптором, и писателем, и журналистом. Лев Львович окончил гимназию Л. И. Поливанова, затем в течении года учился на медицинском факультете Московского университета, а в 1889 -1892 гг. - на историко-филологическом. Служил рядовым в 4-м стрелковом Императорской фамилии батальоне в Царском селе. В молодости Лев Львович страстно увлекался идеями отца, но впоследствии его мысли стали принимать направление, противоположное взглядам Толстого. Лев Львович мечтал стать великим писателем и философом-моралистом, серьезно занимался литературой. Л. Н. Толстой писал сыну 30 ноября 1890 г.: «У тебя, я думаю, есть то, что называют талант и... способность видеть, замечать и передавать...». В 1896 г. Лев Львович женился на дочери известного шведского врача Доре Вестерлунд. В 1918 году он эмигрировал, жил во Франции, Италии, Швеции. В эмиграции продолжал заниматься литературой, живописью, скульптурой. Свой талант скульптора он совершенствовал у великого Огюста Родена. Скончался 18 декабря 1945 г. в Швеции.

Мария Львовна Толстая-Оболенская (родилась 12 февраля 1871; умерла 27 ноября 1906) — дочь Л. Н. Толстого

Когда Марии было два года, отец писал о ней: «Слабый, болезненный ребенок. Как молоко, белое тело, курчавые белые волосики; большие, странные, голубые глаза: странные по глубокому, серьезному выражению. Очень умна и некрасива. Это будет одна из загадок. Будет страдать, будет искать, ничего не найдет; но будет вечно искать самое недоступное». Мария с детства восхищалась отцом. Прочтя в отрочестве его религиозные и философские труды, она полностью поверила в его идеи и стала в теории и на практике самой последовательной толстовкой из всех детей писателя. Умная, тактичная, блестяще знавшая несколько иностранных языков, она стала лучшим другом и помощником отца. Следуя его идеям, она отказалась от своей доли наследства при разделе имущества в 1892 г., не выезжала в свет, до изнеможения работала физически, учила грамоте крестьянских детей, лечила крестьянок. Александра Львовна, младшая сестра Марии писала о ней в своих воспоминаниях: «... Все любили ее, она была приветлива и чутка: кого ни встретит, для всех находилось ласковое слово, и выходило это у нее не деланно, а естественно, как будто она чувствовала, какую струну нажать, чтобы зазвучала обратная». 2 июня 1897 г. Мария Львовна вышла замуж за Николая Леонидовича Оболенского, своего троюродного брата. Мария Львовна скончалась 27 ноября 1906 г. в возрасте 35 лет от воспаления легких.

Петр Львович Толстой — сын Л. Н. Толстого

Николай Львович Толстой- сын Л. Н. Толстого

Варвара Львовна Толстая — дочь Л. Н. Толстого

родилась и умерла в ноябре 1875 г.

Андрей Львович Толстой (1877-1916) — сын Л. Н. Толстого

Андрей Львович был многими любим за свою доброту, великодушие, благородство. Это был порывистый, страстный человек, храбрый и уверенный в себе. Он очень любил мать, которая обожала его и прощала ему все. Отец, оценив доброту Андрея, «самое дорогое и важное качество, которое дороже всех на свете», советовал ему применять свои идеи на благо народа. Андрей Львович не разделял взглядов отца, считая, что если он дворянин, то должен пользоваться всеми привилегиями и преимуществами, которые ему дает его положение. Обучался он в гимназии Поливанова и Катковском лицее, но не закончил курса. В 1895 г. поступил вольноопределяющимся на военную службу. Принимал участие в Русско-японской войне в чине унтер-офицера конным ординарцем. На войне был ранен, получил Георгиевский крест за храбрость. В 1907 г. он поступил на службу чиновником особых поручений при тульском губернаторе. Первым браком был женат на Ольге Константиновне Дитерихс, вторым — на Екатерине Васильевне Горяиновой, по первому мужу Арцимович. Вторая жена Андрея Львовича ради него оставила своего мужа, губернатора, и шестерых детей. Толстой решительно не одобрял образа жизни сына, но говорил о нем: «Я не хочу его любить, но я люблю потому, что он подлинный и не хочет казаться другим». Андрей Львович скончался 24 февраля 1916 г. в Петрограде от общего заражения крови.

Михаил Львович Толстой (1879-1944) — сын Л. Н. Толстого

Михаил Львович ребенком был спокойным, здоровым, веселым, полным жизни и ненавидящим ссоры. Учился в гимназии Поливанова, затем в Катковском лицее, но склонности к учению не проявлял. Как и его братья и сестры, он был музыкально одарен, научился виртуозно играть на балалайке, гармошке, пианино, сочинял романсы, учился играть на скрипке. Все любили его за непосредственность и юмор. В 1899г. служил вольноопределяющимся в 3-м Драгунском Сумском полку, в 1900г. произведен в прапорщики запаса армейской кавалерии. В 1901 г. женился на Александре Владимировне Глебовой. Во время Первой мировой войны он служил во 2-м Дагестанском полку Кавказской Туземной конной дивизии. В 1914-1917 гг. участвовал в боях на Юго-Западном фронте. Был представлен к награждению орденом Святой Анны 4-й степени. В 1920г. эмигрировал, жил в Турции, Югославии, Франции и Марокко. В Марокко, как и все его родные, взялся за перо. Скончался 19 октября 1944 г. в Марокко.

Алексей Львович Толстой — сын Л. Н. Толстого

Александра Львовна Толстая (1884-1979) — дочь Л. Н. Толстого

Александра Львовна получила прекрасное домашнее образование. Она была трудным ребенком. Ее наставниками были гувернантки и старшие сестры, которые занимались с ней больше, чем Софья Андреевна. Отец в детстве тоже мало с ней общался. Когда Александре исполнилось 16 лет, произошло ее сближение с отцом. С тех пор она всю жизнь посвятила ему. Она выполняла секретарскую работу, освоила стенографию, машинопись. По завещанию Толстого, Александра Львовна получила авторские права на литературное наследие отца. Во время Первой мировой войны она окончила курсы сестер милосердия и ушла добровольно на фронт, служила на Турецком и Северо-Западном фронтах. За участие в войне, за неистощимую энергию, за свои организаторские способности, за самоотверженность и храбрость она была награждена тремя Георгиевскими крестами и удостоена звания полковника. После войны Александра Львовна посвятила себя сохранению и распространению духовного наследия отца, принимала участие в издании «Посмертных художественных произведений Л. Н. Толстогодготовке Полного собрания сочинений. В 1920 г. она была арестована ГПУ и приговорена к трем годам заключения в лагере Новоспасского монастыря. Благодаря ходатайству крестьян Ясной Поляны, ее освободили в 1921 г., она вернулась в родную усадьбу, а после декрета ВЦИК стала хранителем музея. За последующие 8 лет она организовала в Ясной Поляне культурно-просветительный центр, открыла школу, больницу, аптеку. В 1924 г. в прессе стали появляться клеветнические статьи об Александре Львовне, в которых она обвинялась в неправильном ведении дел. В 1929 г. она решила покинуть Россию, уехала в Японию, затем в США. За границей она выступала с лекциями о Л. Н. Толстом во многих университетах, в 1939 г. организовала и возглавила Толстовский Фонд по помощи всем русским беженцам, филиалы которого сейчас находятся во многих странах. В 1941 г. она приняла американское гражданство. Ее благотворительная деятельность получила признание во всем мире. Александра Львовна скончалась 26 сентября 1979 г. в Валлей Коттедж, штат Нью-Йорк.

Иван Львович Толстой (родился 31 марта 1888 г., умер 23 февраля 1895 г.) — сын Л. Н. Толстого

Последний сын Л. Н. Толстого был необычайно похож на отца. У него были серо-голубые глаза, видящие и понимающие больше, чем он мог выразить словами. Толстой считал, что этот сын будет продолжать его дело на земле после его смерти, дела любви к людям. Надежды родителей не сбылись. Ванечка (так чаще всего называли его в семье) в полтора дня умер в Москве от молниеносной скарлатины, когда ему было 7 лет.