Домой / Котлы / Урок физкультуры 21 века. Методическая разработка: "Физкультура XXI века". Учитель физкультуры плюс iPad

Урок физкультуры 21 века. Методическая разработка: "Физкультура XXI века". Учитель физкультуры плюс iPad

План-конспект урока в 5 классе

Тема урока : Развитие физических качеств с элементами тестирования уровня физической подготовленности.

Актуальность урока заключается в том, что на современном этапе развития российского общества состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ оценивается как неудовлетворительное. Это выражается в низкой физической и двигательной подготовленности, низкой работоспособности, высоким уровнем заболеваемости.

Поскольку современный школьник систематически недополучает необходимый (оптимальный) объем моторики, необходимо разработать концепцию новаторского урока по физической культуре с применением современных оздоровительных технологий, приемов, методов и средства физической культуры и спорта для того, чтобы компенсировать дефицит физических нагрузок.

Инновационность методики: Развитие физических качеств с элементами тестирования уровня физической подготовленности посредством спортивных эстафет.

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока:

  • Развитие физических качеств с элементами тестирования уровня физической подготовленности.
  • Привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
  • Использование физической культуры и спорта как средства укрепления здоровья;
  • Агитация и пропаганда здорового образа жизни и оздоровления учащихся .

Задачи урока:

I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. провести тестирования уровня физической подготовленности посредством эстафет;
  2. проверить уровень знаний, умений и навыков по физической культуре.

II. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ:

  1. развивать силу мышц рук и ног;
  2. развивать силу мышц брюшного пресса;
  3. развивать быстроту реакции и координацию движений.

III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  1. воспитывать патриотизм у юного поколения.
  2. воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручку;
  3. воспитывать чувство ответственности за порученное задание.

Межпредметные связи : Медицина, врачебный контроль.

Принципы:

  • сознательности и активности;
  • наглядности;
  • доступности;
  • системного чередования нагрузок и отдыха;
  • постоянного наращивания развивающе-тренирующих воздействий;
  • адаптированного сбалансирования динамики нагрузок;

Ожидаемые результаты:

  • Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
  • Введение оптимального режима труда и отдыха детей;
  • Повышение уровня физического, а отсюда психического и социального здоровья детей.

Практическая значимость:

  • Рекомендовать введение в учебный процесс спортивных эстафет с элементами тестирования уровня физической подготовленности, способствующих развитию физических качеств, развитию чувства коллективизма и навыков работы в команде

Форма проведения: Спортивные эстафеты.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: гимнастические маты, обручи, скакалки, фишки, кубики, мячи, канат.

Пособия: свисток, секундомер.

Частные задачи

Дозирование нагрузки

Организационно- методические указания

I. Подготовительная часть (8 мин)

1. Организовать
детей к уроку

2. Торжественная часть

1) Построение, приветствие.
2) сообщение задач урока, формы его проведения;
3) психологический настрой детей на предстоящее занятие;
1) Выступление лидеров партии «Единая Россия»;

30 сек

30 сек

1 мин

6 мин

Обратить внимание на форму!
Формы организации: фронтальная.

II. Основная часть (29 мин)

ПРОГРАММА:

1. конкурс команд:

I этап - Челночный бег 4х9 м (оценивается по скорости выполнения);

II этап - «Челночный бег» (с кубиками);

ІІI этап - «Челночный бег» (смена кубиков);

IV этап - «Поднимание туловища»: по сигналу участники в парах бегут до мата. Один из них выполняет поднимание туловища 5 раз. То же самое выполняет другой участник. (оценивается по скорости выполнения);

V этап - «Чехарда» (прыжки друг через друга) в парах, назад возвращаются бегом;

VI этап - «Кенгуру» (ребенок сидя на мяче, прыгает до стойки, возвращается бегом и предает мяч (оценивается скорость выполнения));

VII этап - «Млечный путь» (преодоление препятствия – прыжки через скакалку);

VIII этап - эстафета “хоккеисты”. Члены команды поочередно хоккейной клюшкой обводят мяч вокруг стоек. (скорость выполнения);

IX этап - Прыжки в длину с места (какая команда дальше прыгнет);

Х этап - “Дружная семья” (перетягивание каната).

2. Конкурс болельщиков (освобожденных):

I этап – Нарисовать эмблему для Олимпиады – Сочи 2014;

II этап – Составить спортивные частушки;

ІІI этап – «Подтягивание» (один участник от болельщиков);

IV этап – Разгадать кроссворд, посвященный Олимпийским играм;

IV этап – «Бой петухов»;

V этап – Составить наибольшее количество слов из слова:

III. Заключительная часть (3 мин)

1. Восстановле-
ние дыхания,
снижение
ЧСС.

2. Организо-
ванное
завершение
урока

Соревнования завершены, судейская бригада подсчитывает очки.

1) Построение в шеренгу;
2) Релаксация;

3) Подведение итогов урока;

4) Домашнее задание

5) Организованный уход из зала

30 сек

30 сек

30 сек

1 мин

30 сек

Закрыть глаза, расслабиться, выполнить полный вдох и медленный протяжный выдох.

Оценить работу учащихся на уроке, их активность;

Силовые упражнения

Приложение 1

Спортивные частушки:

Начинается игра,

Очень рада детвора.

Любим спортом заниматься

И здоровьем наполняться!

Началась Олимпиада!

Это здорово, ребята!

Будем здесь соревноваться

И успехов добиваться!

Кроссворд:

По горизонтали:

  1. Как называется вид легкой атлетики, включающий в себя несколько легкоатлетических видов. (Многоборье)
  2. Что дают (произносят) спортсмены и судьи на Олимпийских играх? (Клятву).
  3. Как называют судью в боксе? (Рефери)
  4. Как называют человека, лазающего по скалам? (Скалолаз)
  5. Как по другому называется игра в ручной мяч? (Гандбол)

По вертикали:

  1. Назовите столицу XXII Олимпийских игр? (Москва).
  2. Как называют вратаря? (Голкипер).
  3. Что у туриста находиться за душой? (Рюкзак).
  4. Как называется борьба на руках? (Армреслинг).

Приложение 1

18 апреля 2010 года в СК «Олимпийский» в рамках XVI Международного фестиваля физкультуры и спорта «Наш выбор -- здоровый образ жизни!» состоялся торжественный старт Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов-новаторов «Урок физкультуры XXI века».

Яркий старт Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов-новаторов

С приветственным словом к участникам обратились почетные гости Ольга Сергеевна Слуцкер, президент общероссийской общественной организации «Федерация фитнес-аэробики России», руководитель проекта партии «Единая Россия» «Урок физкультуры XXI века»; Юрий Петрович Сентюрин, статс-секретарь, заместитель министра образования и науки РФ; Светлана Сергеевна Журова, заместитель председателя Государственной думы, чемпионка Олимпийских игр, заместитель секретаря президиума генерального совета партии «Единая Россия»; Ирина Константиновна Роднина, заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию, трехкратная олимпийская чемпионка, руководитель проектов партии «Единая Россия» «Дворовый тренер», «Школьный спорт»; Михаил Борисович Терентьев, депутат Государственной думы , чемпион Параолимпийских игр, генеральный секретарь Параолимпийского комитета России, руководитель проекта партии «Единая Россия» «Единая страна»; Мария Александровна Киселева, трехкратная олимпийская чемпионка, член президиума совета при президенте РФ по физической культуре и спорту ; Алексей Юрьевич Немов, четырехкратный олимпийский чемпион, президент Международного фестиваля физкультуры и спорта «Наш выбор – здоровый образ жизни!»; Сергей Александрович Марков, заместитель председателя комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций.

Благодаря поддержке партии «Единая Россия» все гости получили памятные подарки – футболки и кепки с символикой конкурса «Урок физкультуры XXI века».

«Хотите быть здоровыми?», «Хотите, чтобы уроки физкультуры изменились?», «Хотите, чтобы физкультура в школе была модной и интересной?» -- на вопросы почетных гостей 3000 собравшихся участников -- школьники среднего и старшего возраста, их учителя и родители -- дружно и громко отвечали: «Да!» По окончании официальной части ведущие преподаватели Федерации фитнес-аэробики России и приглашенные специалисты мирового уровня провели масштабный и зрелищный показательный урок физкультуры нового тысячелетия. Хип-хоп, аэробика, восточные единоборства, диско -- вот лишь несколько комплексов упражнений, которые ребята смогли вместе освоить во время увлекательного, динамичного урока под модную современную музыку.

Подарком для всех участников мероприятия стало зажигательное выступление звезды российской эстрады Сергея Лазарева.

Подробная информация о конкурсе и мероприятии на сайтах:

Справочная информация:

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов-новаторов «Урок физкультуры XXI века» проводится общероссийской общественной организацией «Федерация фитнес-аэробики России» в рамках партийного проекта «Урок физкультуры XXI века». Идея проведения конкурса принадлежит всероссийской политической партии «Единая Россия». Конкурс проводится при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», редакции газеты «Спорт в школе». Реализуется во всех субъектах Российской Федерации.

«Современный урок физической культуры.

Каким он должен быть?»

Физкультура – одна из основ нашего здоровья. И где как не в школе, этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры – предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами. Наши питомцы должны овладеть физической культурой. Вот это особенно важно.

Я считаю, что нельзя по отдельным, возможно нерадивым ученикам судить о постановке физического воспитания в нашей школе. Если команда школы занимает призовые места – хвалят всю школу, считают ее передовой. Заняли место с конца – значит, учитель бездельник. Ведь за успешное выполнение учебной программы грамот и медалей не вручают. От работы по учебной программе быстрых результатов не получить, результаты соревнований сразу видны каждому. Школьная программа физического воспитания пытается уравновесить две составные части физической культуры, а именно урок и внеклассные формы.

Хотя, конечно, неизменной остается первенствующая роль урока, который остается главной формой обучения детей.

Физкультура – это не только умение метко бить ногой по мячу или быстро бегать, это сила и энергия, настроение детей, при которых и учеба легко дается и работается с огоньком; это здоровье ребенка, которое складывается из очень многого – правильного режима дня и питания, рационального досуга.

Требования к современному учителю высокие.

учителя нового поколения, учителя-новаторы стремимся идти в ногу с жизнью, быть на уровне современных задач, понимаем, что невозможно преподавать физкультуру старыми, дедовскими методами на отжившем свой век оборудовании.

Учитель физкультуры должен быть хорошим организатором. Ему нужна широкая разносторонняя подготовка.

Много, очень много проблем у современного учителя физкультуры. От него, помимо больших знаний и умений, широкого кругозора и энтузиазма, требуется и истинное чувство любви к детям. Настоящий педагог каждое утро идет к детям как на праздник, с запасом свежих сил, новых идей и нерастраченных чувств.

Проблемой выросшей в наши дни до глобальных размеров, является недостаточная двигательная активность детей.

Отсюда берут начало многие болезни, отсюда идут многие беды школьной физкультуры. Далеко не все нынешние школьники достаточно физически развиты, не все готовы вступать в единоборство со своими сверстниками.

На протяжении ряда лет в НИИ физиологии детей и подростков изучили режим дня учащихся различных городов и сел страны. Результаты этих исследований говорят о сокращении из года в год времени пребывания детей на свежем воздухе, об уменьшении их игровой и в целом двигательной активности.

Ребенок дошкольного возраста двигается почти непрерывно. С поступлением же в школу эта активность сокращается почти вдвое. Уроки, домашние задания, телевизор, компьютер забирают все дневное время.

В школе мало спортивных секций для детей младшего возраста. Дети испытывают настоящий двигательный голод!

Исследования показывают, что младший возраст – самый благоприятный для формирования основных двигательных умений, развития двигательных функций, для воспитания интереса к физической культуре.

Не менее важная проблема – повышение эффективности физического воспитания, улучшение качества знаний. Для этого и учителю, и родителям необходимо знание возрастных закономерностей развития моторики детей и подростков, чтобы не упустить самое благоприятное время, использовать его для поднятия общего уровня развития ребенка, да и для роста его спортивных результатов.

Самые существенные изменения двигательного аппарата ребенка происходят в возрасте 8 – 12 лет.

Главные задачи в школе надо успеть, как можно полнее решить именно за 5 – 7 лет обучения детей, иначе будет упущено самое продуктивное время для развития двигательных возможностей школьников.

Подростковый возраст – это важнейший период, когда с помощью физкультуры можно значительно поднять не только общефизическую подготовку, но и уровень силы, выносливости. Но в этот же период идет биологическая перестройка детского организма. НЕОБХОДИМА СТРОГАЯ ПОСТЕПЕННОСТЬ В ПЛАНИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ПОДРОСТКОВ. За счет интенсивного развития быстроты движений подростки очень хорошо адаптируются к скоростным нагрузкам и могут показывать отличные результаты в беге.

Эффективность физического воспитания детей значительно повысится, если его акцент будет приходиться на более благоприятные периоды естественного ускоренного развития двигательной системы ребенка. КОГДА ПРОЯВЛЯЮТСЯ ДОСТАТОЧНО БОЛЬШИЕ РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЕГО ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЕЗ УЩЕРБА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ.

Физические нагрузки школьников любого возраста должны быть только оптимального уровня, без максимальных напряжений. Максимальная физическая нагрузка не дает эффекта.

ИГРЫ ВЗРАСТЯТ ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

МЫ ЖДЕМ ЗОЛОТЫХ МЕДАЛЕЙ И РЕКОРДОВ

29 лет назад, когда в Москве впервые в воздух поднялся олимпийский мишка, слезы на глазах пропустили у всей страны. Это всенародная гордость за великую державу, которая во все времена неизвестно откуда, назло врагам отыскивала скрытые резервы, демонстрируя свою мощь и могущество.

Тогда, в 1980 году, провожая взглядом, символ народного единства, каждый из нас в душе надеялся на его возвращение. И этот час настал.

Олимпийские игры всегда были самым действенным инструментом пропаганды спорта и здорового образа жизни.

После каждой олимпиады в стране, ее проводящей, начинается настоящий спортивный бум – и нам от этого, к счастью, никуда не деться.

Ведь это наши дети, увидев – кто в живую, кто по телевизору – выступления лучших спортсменов, заставят отвести их в спортивные школы, на катки, купить коньки, лыжи, и т.д. И кто-то из этих ребят обязательно станет новой спортивной звездой – поколение Московской Олимпиады – 80 дало свой медальный урожай в начале 90-х, поколение ИГР – 2014 взрастит свои плоды уже в 20-х годах 21 века.

ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Физическое воспитание – многогранный процесс, направленный на достижение физического совершенства молодого поколения и осуществляемый в системе разнообразия взаимообусловленных форм организации занятиями физическими упражнениями.

Особое значение в этой системе занимает урок физической культуры как основная и обязательная для всех школьников форма организации физического воспитания.

На уроках физической культуры в той или иной мере решаются все основные задачи физического воспитания, которые вытекают из общей цели учебно-воспитательного процесса, вырастить молодое поколение, готовое к высоко производительному труду, защите Родины и участию в общественно – политической жизни страны.

Важной стороной педагогического процесса на уроках физической культуры является обучение школьников двигательным действиям.

Формирование двигательных умений осуществляется в единстве с развитием основных двигательных качеств.

Физиологический механизм основных движений формируется в процессе обучения и воспитания человека.

Образовательными задачами определяются те знания, умения и навыки, которые должны быть приобретены.

Задачи выработки двигательных качеств показывают, развитию каких систем организма надо содействовать в процессе физического воспитания. Каждый школьник уже обладает определенными двигательными качествами – силой, быстротой, выносливостью, гибкостью – и имеет тот или иной двигательный опыт. Его можно научить только тем двигательным действиям, которые он сам сможет выполнить с учетом степени развития функциональных систем его организма и имеющегося запаса приобретенных движений.

Как правило, существует прямая связь между уровнем владения техникой движений и степенью развития необходимых для этого двигательных качеств. Случаи несовпадения бывают не часто, они, скорее всего, обусловлены недостаточной координацией движений, умением управлять своими движениями. В процессе обучения и тренировки эти несовпадения исчезают тем быстрее, чем правильнее педагог определит недостаточно развитые качества и точнее выберет средства педагогического воздействия.

Внесение необходимых уточнений в задачи на год в связи с особенностями физического развития учащихся (длина и вес тела. Окружность грудной клетки, телосложение, состояние костно-мышечной системы) и их физической подготовленности – это непосредственная и прямая обязанность учителя физической культуры.

На уроках физической культуры решаются преимущественно образовательные задачи: подбор упражнений и методических приемов подчиняются оздоровительным задачам. Развитие двигательных качеств происходит в процессе обучения движениям и двигательным действиям, но в полной мере оно может быть осуществлено только при дополнительных занятиях во внеурочное время.

Задачи уроков физической культуры применительно к старшеклассникам можно сформулировать следующим образом:

  1. совершенствовать навыки основных видов движений и двигательных действий, приобретенных на уроках в предыдущих классах;
  2. повышать уровень физической работоспособности;
  3. содействовать поддержанию высокого уровня умственной работоспособности;
  4. развивать силовую, статистическую и скоростную выносливость;
  5. сообщить определенный круг знаний по основам спортивной тренировки, методике самостоятельных занятий физическими упражнениями и по биомеханической структуре движений;
  6. формировать умения самостоятельно подбирать и выполнять физические упражнения с целью личного совершенствования и для проведения занятий с группой товарищей.

КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТСЯ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ:

  1. «Спортивность». Тут и физическое развитие, и физическая подготовленность, и спортивное мастерство, мужество, стойкость;
  2. Смелость, решительность;
  3. настойчивость, упорство в достижении цели;
  4. чувство собственного достоинства, да и просто самоуважение;
  5. Чувство красоты, эстетическое чувство;
  6. Чувство гармонии – согласованность, соразмерность мыслей и поступков.

КАЧЕСТВА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОКРУЖАЮЩИЙ СПОРТСМЕНА МИР.

  1. Дружелюбие, готовность к дружбе, поиск друзей;
  2. Доброжелательность, добрая воля;
  3. Уважение к соперникам, судьям, зрителям;
  4. Честность, добродетельность, порядочность, правдивость, искренность;
  5. Благородство, великодушие;
  6. Взаимопонимание судьям из других стран и народов.

В Москве завершился 17-й по счету фестиваль физкультуры и спорта, который проходил в СК «Олимпийский». Международная фитнес-конвенция уже который год прошла под девизом «Наш выбор – здоровый образ жизни!». Это крупнейшее событие фитнес-индустрии России и Восточной Европы ежегодно собирает около 16000 сторонников здорового образа жизни, учителей и школьников, фитнес-инструкторов, членов фитнес-клубов, профессиональных спортсменов, тренеров, руководителей и специалистов фитнес-индустрии. Мероприятие проводилось при поддержке правительства Москвы, Департамента физической культуры и спорта Москвы, Федерации фитнес-аэробики России, а также сетей фитнес-клубов World Class и «ФизКульт» и компании Adidas.

31 марта на главной арене фестиваля состоялась торжественная церемония открытия, на которой присутствовали Алексей Немов (президент фестиваля), Ольга Слуцкер (Председатель Оргкомитета МФФС), Светлана Журова (заместитель председателя ГД РФ). На открытии состоялось награждение участников крупномасштабного проекта, Всероссийского конкурса, под названием «Урок физкультуры XXI века».

Проект стартовал в марте 2010 года при поддержке Министерства образования и науки РФ, Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ и других организаций. Он охватил 72 субъекта Российской Федерации. По результатам просмотра экспертов 279 работ прошли в финальный тур, получив очень высокие оценки.

Номинация «Играю и расту»

Победила Грачева Светлана Владимировна (г. Заречный МДОУ ДС №2)

Номинация «Школа чемпионов»

Победил Звягинцев Владимир Аркадьевич (г. Москва, СОШ № 399)

Номинация «Мы вместе – мы команда»

Победила Кравченко Светлана Александровна (г. Санкт-Петербург, ГОУ СОШ № 585)

Номинация «Урок после уроков»

Победила Ярковая Дарина Дмитриевна (г. Брянск, Брянская инженерно-технологическая академия)

Номинация «На равных»

Победила Рутковская Ольга Геннадьевна (г. Северодвинск, МОУ «Северодвинская ОШ № 30).

Более 700 городов России и более 1756 человек принимали участие в этом конкурсе. Это учителя физической культуры средних общеобразовательных учреждений, воспитатели по физической культуре дошкольных образовательных учреждений, преподаватели высшего профессионального образования, фитнес-тренеры. Целью конкурса было выявление и распространение инновационного педагогического опыта в области преподавания физической культуры и формирования навыков здорового образа жизни.

Наталья Мухортова