Домой / Баня / Многообразие цветов в природе. Строение и многообразие цветка. Прекрасные садовые цветы

Многообразие цветов в природе. Строение и многообразие цветка. Прекрасные садовые цветы

С самых древнейших времен существовали три символа, которыми люди украшали самые древние, самые архаичные свои храмы и священную утварь -- это виноградная гроздь или листья винограда (символ вина), листья или шишечки хмеля (пиво) и прекрасный цветок мака (символ сна и смерти). Древние греки считали мак атрибутом не только бога сна (Гипноса), но и бога смерти (Танатоса). Известно, что приготовленное из мака снотворное зелье имелось уже у древних египтян, которые пользовались им как лекарством и для этого возделывали даже близ города Фив тот же самый вид мака (Рараver somniferum), который возделываем и мы. Наркотических свойств сока мака древние не знали и употребляли его лишь в качестве болеутоляющего лечебного средства. В наше время целительные свойства мака отступили, не выдержав конкуренции с синтетическими анальгетиками. И на первый план выступил смертельно опасный сок этого цветка, опиум, источник героина, морфина и других опаснейших наркотиков. Но цветок ни в чем не виноват. Виноваты люди,потерявшие чувство меры, не ощущающие грани между жизнью и смертью.

Каждый цветок у древних имел свое значение.
Фиалка - недоброжелательность,
колокольчик -болтливость,
тюльпан - гордость,
роза - любовь,
чертополох - защиту,
тростник - нерешительность,
вереск - одиночество, лопух - навязчивость,
незабудка - постоянство,
лаванда - непонимание,
василек - доверие,
лилия - чистоту,
резеда - сердечную привязанность,
гвоздика -страсть,
астра - печаль,
клевер - ожидание.

У многих народов издавна существовали праздники цветов. В Париже - праздник роз, в Швейцарии - нарциссов, в Англии - незабудок, первоцветов и анютиных глазок, маков. В середине мая происходит фестиваль тюльпанов в американском городе Холенд, заселенном потомками голландцев.

Обилие праздников цветов в Китае и Японии: в феврале - праздник цветения слив, в марте - персиков, в апреле - вишен, в июне - пионов, в октябре - хризантем. Звучит музыка, песни, поэты посвящают цветам стихи и прикалывают их на длинных полосках бумаги к цветущим кустам и деревьям. Два цветочных праздника справляют в Индии. В Германии в первое воскресенье марта отмечается день фиалок, во Франции - ландышей.
Известны случаи, когда любовь к цветам облагораживала целые сословия. Знаток цветов Н.Ф.Золотницкий (1912) писал о том, как в Бельгии гвоздика сделалась любимицей бедняков, простонародья. Они ухаживали за цветами, стараясь перещеголять соседей красотой форм и цвета.“Среди них возникло даже своего рода соревнование, соперничество, которое заполняло пустоту их обыденной жизни и создавало им в ней новую цель, новое развлечение. Пьянство, разгул, разврат - все эти неизбежные спутники праздности и бесцельного существования рабочего в заметной степени ослабли, а в некоторых случаях даже и совсем исчезли: и таким образом, скромный цветок этот сделал здесь то, чего не могут достигнуть в других государствах никакие проповеди, никакие увеселения”.

Ландыш символизирует скрытую любовь. Старинная русская легенда повествует о любви Волховы к прекрасному юноше Садко. Но Садко любил Любаву. Узнав об этом, гордая Волхова решила навеки погрузиться в холодное водяное царство. И только луна была свидетельницей, как слезы девушки, жемчужинами упавшие на землю, превратились в звонкие ландыши.

Лотос в дpевневосточных мифах имеет массу символов. Это - место заpождения жизни, плодоpодие, пpоцветание, потомство, долголетие, здоpовье, жизненная полнота, слава, вечное pождение, бессмеpтие и воскpесение, чистота, духовность, смиpенномудpие, согласие, мечтательность, миp,тишина, твеpдость, непpеpывность, солнце, Кpасный лотос - эмблема совpеменной Индии. Только в дpевнеиндийском языке лотос имеет более 100 названий. Западное небо в китайской живописи изобpажается как “лотосовый pай” (Мифы..., т.2, 1992).

О незабудке придумано много грустных сказаний. В Австрии рассказывают, как невеста с женихом пошли гулять по берегу Дуная. Девушка увидела на самом обрыве синий цветок и попросила парня сорвать его. Тот оступился и упал в воду, прокричав - “не забудь меня!” Цветок теперь так и называется - незабудка.

Название тюльпана пришло из Турции, где этот цветок назывался по форме турецкой чалмы, по турецки "дульбаш". Но нигде увлечение тюльпаном не достигло таких масштабов, как в Европе, и особенно в Голландии. Спокойные и расчетливые торговцы, люди умеренные, голландцы так увлеклись этим цветком, что увлечение это превратилось в народную манию, которая получила даже в истории название "тульпомании". Даже слово "биржа" (по-немецки Borse) происходит от знатной фламандской фамилии ван-дер-Бёрзеиз г. Брюгге, где многие громадные состояния возникли в результате тюльпомании.

14-го февраля в день святого Валентина или, как сейчас это принято называть, день всех влюбленных, принято веселиться и дарить друг другу цветы. В России эта традиция появилась совсем недавно и популярна в студенческой среде. Символом этого дня по старому английскому обычаю ситаются анютины глазки...

Сирень - цветок наших старинных дворянских гнезд, провозвестница весны... Отягощенная крупными кистями своих прелестных белых и лиловых цветов сирень служила лучшим украшением наших садов. С сиренью связано у нас воспоминание о начале весны...

До революции в Росиии нарцисс был одним из атрибутов празднования Пасхи. Но сейчас, как и всюду в Европе, это один из любимейших цветков "просто так". Причиной такого всеобщего им восхищения являются отчасти сама красота цветка, а главное, как нам кажется, сложившийся про него еще в глубокой древности миф, сделавший его имя нарицательным: назвать кого-либо «нарциссом», как известно, все равно, что сказать: этот человек влюблен сам в себя.

Всем известные очаровательные лилии, часто встречающиеся на наших загородных садовых участках или просто в городских квартирах, это скромные потомки древнейшего цветка с удивительной,полной символики историей. Лилия - источник легенд, мифов, это эмблема непорочности, цветок архангела Гавриила и династии Бурбонов.

Строение и многообразие цветка.

Цветок -это видоизмененный укороченный побег, приспособленный для размножения покрытосеменных (цветковых) растений. Исключительная роль цветка связана с тем, что в нем совмещены все процессы бесполого и полового размножения, в то время как у низших и многих высших растений они разобщены. В обоеполом цветке осуществляются микро- и мегаспорогенез, микро- и мегагаметогенез, опыление, оплодотворение, образование семян и плодов. Особенности строения цветка позволяют осуществлять перечисленные функции с минимальными затратами пластических веществ и энергии.

Строение цветка

Цветок состоит из стеблевой части (цветоножка и цветоложе), листовой части (чашелистики, лепестки) и генеративной части (тычинки, пестик или пестики). Цветок занимает апикальное положение, но при этом он может располагаться как на верхушке главного побега, так и бокового. Он прикрепляется к стеблю посредством цветоножки. Если цветоножка сильно укорочена или отсутствует, цветок называется сидячим(подорожник, вербена, клевер). На цветоножке располагаются также два (у двудольных) и один (у однодольных) маленьких предлиста - прицветника, которые часто могут отсутствовать. Верхняя расширенная часть цветоножки называетс цветоложем, на котором располагаются все органы цветка. Цветоложе может иметь различные размеры и форму -плоскую (пион), выпуклую(земляника, малина), вогнутую (миндаль), удлинённую (магнолия). У некоторых растений в результате срастания цветоложа, нижних частей покрова и андроцея образуется особая

структура - гипантий. Форма гипантия может быть разнообразной и иногда участвовать в образовании плода (цинарродий - плод шиповника, яблоко). Гипантий характерен для представителей семействрозовых, крыжовниковых, камнеломковых, бобовых.

Части цветка делят на фертильные, или репродуктивные (тычинки, пестик или пестики), и стерильные (околоцветник). Околоцветник Околоцветник - стерильная часть цветка, защищающая более нежные тычинки и пестики. Элементы околоцветника называются листочками околоцветника, или сегментами околоцветника. У простого околоцветника все листочки одинаковы; у двойного - дифференцированны. Зелёные листочки двойного околоцветника образуют чашечку и называются чашелистиками, окрашенные листочки двойного околоцветника образуют венчики называются лепестками. У подавляющего большинства растений околоцветник двойной (вишня, колокольчик, гвоздика). Простой околоцветник может быть чашечковидным (щавель,свёкла) либо (что бывает чаще) венчиковидным (гусиный лук). У небольшого числа видов цветок вообще лишён околоцветника и поэтому называется беспокровным, или голым(белокрыльник, ива).Цветок одного из лютиковых - живокости, с пятью голубыми чашелистиками и белым глазком, образованным лепестками-нектарниками и лепестками-стаминодиями.

Чашечка состоит из чашелистиков и образует наружный круг околоцветника. Основной функцией чашелистиков является защита развивающихся частей цветка до его распускания. Иногда венчик полностью отсутствует, или сильно редуцирован, а чашелистики принимают лепестковидную форму и ярко окрашены (например, у некоторых лютиковых). Чашелистики могут быть обособлены друг от друга или срастаться между собой.

Запрос «Венчик» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Венчик образован различным количеством лепестков и образует следующий за чашечкой круг в цветке. Происхождение лепестков может быть связано с вегетативными листьями, но у большинства видов они представляют собой утолщённые и разросшиеся стерильные тычинки. Вблизи основания лепестков иногда образуются дополнительные структуры, которые в совокупности называют привенчиком. Как и чашелистики, лепестки венчика могут срастаться с собой краями (сростнолепестнойвенчик) или оставаться свободными (свободнолепестной венчик). Особый специализированный тип венчика - венчик мотылькового типа - наблюдается у растений из подсемейства Мотыльковые и семейства Бобовые.

Венчик, как правило, самая заметная часть цветка, отличается от чашечки более крупными размерами, разнообразием окраски и формы. Обычно именно венчик создаёт облик цветка. Окраску лепестков венчика определяют различные пигменты: антоциан(розовая, красная, синяя, фиолетовая), каротиноиды (жёлтая, оранжевая, красная), антохлор (лимонно-жёлтая), антофеин(коричневая). Белая окраска связана с отсутствием каких-либо пигментов и отражением световых лучей. Чёрного пигмента тоже не бывает, а очень тёмная окраска цветов представляет собой очень сгущённые тёмно-фиолетовые и тёмно-красные цвета.

Аромат цветков создают летучие вещества, главным образом эфирные масла, которые образуются в клетках эпидермы лепестков и листков околоцветника, а у некоторых растений- в смофорах (особых различной формы желёзках, имеющих секреторную ткань). Выделяющиеся эфирные масла обычно сразу испаряются.

Роль венчика заключается в привлечении насекомых-опылителей. Кроме того, венчик, отражая часть спектра солнечных лучей, днём предохраняет тычинки и пестики от перегрева, а закрываясь на ночь, создают камеру, препятствующую их охлаждению или повреждению холодной росой.

Тычинки (андроцей)

Тычинка - мужской репродуктивный орган цветка покрытосеменных растений. Совокупность тычинок называется андроцеем.

Большинство ботаников считают, что тычинки являются видоизменёнными микроспорофиллами неких вымерших голосеменныхрастений.

Количество тычинок в одном цветке у разных покрытосеменных широко варьируется от одной (орхидные) до нескольких сотен (мимозовые). Как правило, число тычинок постоянно для определённого вида. Нередко расположенные в одном цветке тычинки имеют разное строение (по форме или длине тычиночных нитей).

Тычинки могут быть свободными или сросшимися. По числу групп сросшихся тычинок различают разные типы андроцея:однобратственный, если тычинки срастаются в одну группу (люпин, камелия); двубратственный, если тычинки срастаются в две группы; многобратственный, если многочисленные тычинки срастаются в несколько групп; братственный - тычинки остаются несросшимися.

Тычинка состоит из тычиночной нити, посредством которой она нижним концом прикреплена к цветоложу, и пыльника на её верхнем конце. Пыльник имеет две половинки (теки), соединенныне связником, являющимся продолжением тычиночной нити. Каждая половинка разделена на два гнезда- два микроспорангия. Гнёзда пыльников иногда называют пыльцевыми мешками. Снаружи пыльник покрыт эпидермой с кутикулой и устьицами, затем располагается слой эндотеция, за счёт которого при подсыхании пыльника вскрываются гнёзда. Глубже в молодом пыльнике проходит средний слой. Содержимое клеток самого внутреннего слоя-тапетума- служит питанием для развивающихся материнских клеток микроспор (микроспороцитов). В зрелом пыльнике перегородки между гнёздами чаще всего отсутствуют, исчезает тапетум и средний слой.

В пыльнике происходит два важнейших процесса: микроспорогенез и микрогаметогенез. У некоторых растений (лён, аистник) часть тычинок становится стерильной. Такие бесплодные тычинки называются стаминодиями. Часто тычинки функционируют как нектарники(черника, голубика, гвоздичные).

Плодолистики (гинецей)

Внутреннюю часть цветка занимают плодолистики, или карпеллы. Совокупность плодолистиков одного цветка, образующих один или несколько пестиков называют гинецеем. Пестик - наиболее существенная часть цветка, из которой формируется плод.

Полагают, что плодолистики - это структуры, у которых прослеживается листовая природа происхождения. Однако функционально и морфологически они соответствуют не вегетативным листьям, а листьям, несущим мегаспорангии, то есть мегаспорофиллам. Большинство морфологов считают, что в ходе эволюции из плоских и открытых возникли вдоль сложенные (кондупликатно) плодолистики, которые затем срослись краями и образовали пестик. Пестик занимает центральную часть цветка. Он состоит иззавязи, столбика и рыльца.

ученики 6 класса

сообщения учащихся

Скачать:

Предварительный просмотр:

В лугах сестрички - золотые глазки, белые реснички" Ромашка

Легенды о ромашке - в них тепло, нежность и любовь...

Девчонка гадает у реки -
Ромашки лучистые губит.
И, словно снежинки,
летят лепестки:
Любит - не любит - любит.
Ты правду всю знаешь,
цветок полевой,
Иль это придумали люди?
За все отвечаешь своей головой:
Любит - не любит - любит.

Конечно, всем известно, что это - ромашки, на которых так хорошо гадать. Ромашки испокон веков символизируют русскую природу. Русский народ называет ромашку с неизменной любовью: солнечник, девичник, белюшка, невесточка, ворожка, лесная марьяша, матрёнка, нивяник, белоцвет. У древних славян ромашка являлась одним из семи священных растений (дуб, орешник, верба, ромашка, хмель, омела, плакун).
Название ромашка происходит от латинского слова "romana", что в переводе означает "римская", в средневековой медицинской литературе ромашку называли "Романовым цветкомВ Древнем Египте цветок ромашки был посвящен богу солнца Ра.

По народным поверьям, считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка.
А еще говорят, что ромашки - это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков.
Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномиков

Легенда о Ромашке
Жила на свете лесная фея. Там, где она появлялась, оживала природа, деревья поднимали засохшие ветки, расцветали удивительные цветы. Люди и звери приходили к ней за исцелением и она никому не отказывала в помощи.
Полюбила фея молодого пастуха. Прилетит, бывало, на луг, где он пасет стадо, спрячется в кроне дерева и слушает, как он играет на дудочке... Как-то вышла лесная фея к пастуху. Увидел он ее и полюбил без памяти. Стали они встречаться каждый день, и наделила фея пастуха даром целительства. Раскрыла ему тайны трав и цветов, деревьев и мира камня.
...Начал пастух лечить людей. И брал за это большие деньги. Перестал стадо пасти, разбогател. Все реже и реже приходит на лесную полянку, где ждет его фея. А потом и вообще перестал приходить.
Сидит фея в кроне дерева, ждет своего пастуха. Текут слезы из ее глаз, чем больше текут, тем меньше она становится. Так вся слезами и изошла. А где эти слезы падали, там выросли
ромашки . Стоят они, тянут к солнышку руки-стебельки, роняют лепестки-слезинки: любит - не любит, придет - не придет. Чувствуют слезинки людскую боль и помогают каждому, кто с чистой душой просит о помощи.
А пастух, тем временем, с каждой слезинкой силу терял, которую ему передала лесная фея. И настал тот день, когда вся сила его ушла, и удача его покинула. Отвернулись от него люди. И вспомнил тогда пастух о своей фее. Пришёл он на луг, где они всё время виделись, глядь - а всё поле ромашками усыпано. Стал он кликать лесную фею, да кругом была лишь тишина, только ромашки тянули к нему свои головки, словно ластились к нему. Махнул он на всё рукой и пошёл назад, к своим коровам.

Василек


Синий, как небо, цветочек - василек

И средь колосьев ржи,
Где кружатся мотыльки
Да кузнечики играют,
Взгляд приветливый бросают
Голубые васильки.
С. Дрожжин

По древнегреческой легенде, "цветок Кентавра", или Центавра, отсюда латинское название василька - Центауреа, был в лечебном арсенале кентавра Хирона, воспитывавшего в глухом лесу юного героя, спрятанного от кровожадного властителя. Старый кентавр обладал даром целительства, лечил мазями, настоями из трав, и одним из его любимейших растений как раз и была "центауреа" - василек синий.
Он нашел, что сок василька обладает драгоценным свойством заживлять раны, и исцелил им себе нанесенную отравленной стрелой Геркулеса рану.

Василек пришел к нам из глубокой древности. Во время раскопок гробницы Тутанхамона было найдено множество предметов из драгоценных камней и золота. Но найденный в саркофаге маленький венок из васильков потряс археологов. Цветы высохли, однако сохранили цвет и форму.

Украинская сказка о Васильке
Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном - Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания. С утра до ночи работал он на своем поле, а возвращаясь домой, спускался к реке - умыться, отдохнуть, на закат полюбоваться.
Он и не знал, что в той реке живет русалка, что каждый вечер глядит на него, раздвинув листья кувшинок. Глядит и тихо вздыхает.
- Ах, - шепчет русалка, - если бы ты полюбил меня, стали бы мы жить с тобой в речной глубине. Посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой!
Когда Василь увидел русалку, услышал ее слова, наотрез отказался покинуть свою землю, свое поле, не захотел и смотреть на русалочью красоту.
- Тогда, - рассердилась красавица, - не доставайся ты никому! Стань цветком на своем поле!
Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим, как глаза Василя, как глубокая вода в реке! И назвали люди тот цветок васильком - в память об исчезнувшем юноше.

Очень любил эти цветы великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов и в последнем завещании просил положить ему в гроб васильки.
«…приводим историю написания И. А. Крыловым басни «Василек», посвященной императрице Марии Федоровне. Начинается басня так:
«В глуши расцветший василек
Вдруг захирел, завял до половины
И, голову склоня на стебелек,
Уныло ждал кончины…»

Ландыши

«Распустились почки,
лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился;
На его окраине, из травы душистой,
Выглянул на солнце ландыш серебристый...»

Что может быть проще и в то же время прелестнее ландыша? Несколько беленьких, как из фарфора, колокольчиков на длинном стебельке и пара светло-зеленых листьев -- вот и все; а между тем как это красиво, как изящно! Особенно же красив ландыш в своей лесной обстановке, на лужайке среди редкого леска, окруженный массой ярко-зеленой листвы.

По древнерусской легенде молодая царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и беззаветной любви. Ландыши были любимыми цветами П.И. Чайковского, Н.М. Карамзина, И.А. Бунина, А.И. Куприна, И.Е. Репина, С. Ковалевской.

Ландыши были дороги русским людям. Великий композитор П.И.Чайковский, будучи во Флоренции, где всегда пышно цвели цветы, вспоминал о родном ландыше. О нём он писал в одном из своих стихотворений:

Когда в конце весны в последний раз срываю

Любимые цветы,-тоска мне давит грудь,

И к будущему я молитвенно взываю:

Хоть раз ещё на ландыши взглянуть...

По отцветении ландыша, как известно, вырастает красная круглая ягода. Одно немецкое предание говорит, что это не ягоды, а горючие, огненные слезы, какими ландыш оплакивает оканчивающуюся весну, к которой он возгорелся сильной, без слов любовью. Да и сама весна была неравнодушна к маленькому, изящно одетому в беленькое платьице цветочку, укрывающемуся под широким зеленым листовым зонтиком. Но весна в блестящем одеянии и золотистых локонах, это чудное, веселое, жизнерадостное создание -- всемирная кругосветная путешественница. Она нигде не находит себе покоя и, рассыпая всем ласки, ни на ком не останавливается. И так она очаровала, так обворожила наш цветочек, что он расцвел от внутреннего счастья, влюбился в прелестницу по уши и стал жить только ее жизнью...

В связи с этим языческим преданием, быть может, возникло и христианское сказание о происхождении ландыша из горючих слез Пресвятой Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого Сына. Горючие эти слезы падали крупными каплями на землю, и на этом месте возникали чистые белые ландыши, которые, осыпаясь, превращались в красные, напоминавшие собою капли крови плоды...

Не на ладан, на ландыш дышите,

Чтобы душу свою воскрешать.

И спешите, спешите, спешите

Лесом, ландышами подышать.

Вот он – чистый, как совесть

младенца,

Образец простоты, красоты

Не сорву и не стану владельцем

Этой ландышевой чистоты.

Даже прутика не сломаю,

Пусть красуется каждая ветвь.

Я не маленький, понимаю:

Лес губить – и себя не жалеть!

В. Боков

С сиренью связано у нас воспоминание о весне, о чудном мае, когда обновленная природа является во всей своей красе: кусты и деревья покрыты, свежей благоухающей зеленью, луга усеяны пестрыми цветами, в лесах раздается пение целых хоров птичек, на опушке жужжат пчелы и шмели, по цветам порхают ярко расцвеченные, только что выведшиеся из куколок бабочки, и человеку легко дышится, хочется жить и жить... Как прав поэт, восклицая:

«Пока еще не отцвели сирени,
И сладкое дыханье их волнует грудь,
Иной раз хочется пасть на колени,
Сказать весне: Не отходи! Побудь...»

Когда вы будете в Спасском, – писал И.С. Тургенев в 1882 году своим друзьям Полонским из французского Буживаля, понимая, что болен смертельно, - поклонитесь от меня дому, саду, моему дубу, родине поклонитесь, которую я, вероятно, никогда не увижу». И просил прислать «сиреневый цветок».

Отягощенная крупными кистями своих прелестных белых и лиловых цветов сирень служит теперь лучшим украшением наших садов. Чудный запах ее чувствуется издалека, и как-то невольно тянется рука нарвать цветов, чтобы украсить ими свое жилище.

Цветы сирени обладают замечательно приятным, нежным запахом горького миндаля. Запах этот происходит, как предполагают, как и у других пахнущих миндалем цветов, от присутствия в них минимального количества синильной кислоты -- того страшного яда, 5/100 грамма которого достаточно, чтобы отравить человека, и присутствие которого в воздухе в количестве 1/10 на кубический метр является смертельным для дышащих этим воздухом насекомых и даже животных.

По новым исследованиям французского химика Буркело, синильная кислота встречается не только в цветах, но и в листьях сирени. Этим, вероятно, объясняется и целебное действие этих листьев, которые в русской простонародной медицине прикладывают часто для лечения долго не заживающих ран Действие их в этом случае бывает поразительным, и нам не раз приходилось слышать о заживлении таких ран, лечение которых не поддавалось научной медицине.

Листья накладывают на рану свежие, предварительно хорошенько обмыв их, и меняют по мере увядания.

С помощью данного видеоурока вы сможете самостоятельно изучить тему «Разнообразие растений» («Окружающий мир», 1 класс). В ходе занятия вы познакомитесь с важной частью природы – растениями. Учитель расскажет о разнообразии растений – живой одежды нашей планеты.

Урок: Разнообразие растений

Вы уже знаете, что растения относятся к живой природе. Как и все живое, растения растут, питаются, дышат и размножаются . Поглощая вредные вещества, растения выделяют кислород, которым мы дышим. Растения - это зеленая одежда нашей планеты. Мир растений богат и разнообразен. А где же можно встретить растения?

Рис. 1. ( )

Рис. 2. ( )

Высоко в горах.

Рис. 4. ( )

В реках и озерах.

Рис. 5. ( )

И даже в пустыне.

Рис. 6. ( )

Внимательно рассмотрите рисунок 7 и определите, из каких частей состоит растение.

Рис. 7. ( )

Рассмотрим, для чего служит каждая часть растения.

Корень помогает растению закрепиться в почве и всасывает воду с питательными веществами.

Стебель - часть растения, по нему проходят питательные вещества.

Рис. 9. ( )

Лист поглощает углекислый газ и выделяет кислород. С помощью листьев растение питается и дышит.

Рис. 10. ( )

Цветок - часть растения, из которого формируется плод с семенами.

Рис. 11. ( )

С помощью семян растение размножается.

Рис. 12. ( )

Вы уже знаете, что в природе все взаимосвязано .

Живая природа не может обходиться без неживой природы. Растениям нужна вода с питательными веществами, свет, вода, чистый воздух. Только тогда растение чувствует себя хорошо: цветет, растет и радует глаз человека.

Растения длятся на деревья, кустарники и травы.

Деревья имеют крепкие корни, твердый ствол, покрытый корой, ветви с листьями называют кроной дерева.

Рис. 13. ( )

Отгадайте загадку. О каком дереве идет речь?

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.

Это береза.

Береза верно служит людям. Это единственное дерево с белой корой. Самые жаркие березовые дрова, поэтому русские печи топили именно ими. В бане парятся березовыми вениками. А из коры березы - бересты - можно сделать много интересного. Например, туесок - круглый короб для хранения меда или ягод.

Определите, с какого дерева упал листок.

Рис. 15. Дуб ( )

Рис. 16. Береза ( )

Рис. 17. Рябина ( )

Рис. 18. Клен ( )

Рис. 19. Ива ( )

Каким деревьям принадлежат эти плоды?

Рис. 20. Плоды дуба ( )

Рис. 21. Плоды рябины ( )

Рис. 22. Плоды ели ( )

Рис. 23. Плод яблони ( )

Рис. 24. Плод сосны ( )

На нашей планете растет различное количество деревьев. Но есть среди них необычные деревья, давайте познакомимся с некоторыми из них.

Секвойя. Одно из самых высоких деревьев в мире. Высота дерева может достигать высоты тридцатиэтажного дома.

Рис. 25. ( )

Баобаб растет в Африке. Кора этого дерева способна накапливать про запас до 120 тысяч литров.

Рис. 26. ( )

Плоды хлебного дерева в жареном виде по вкусу напоминают свежий хлеб.

Рис. 27. ( )

Баньян называют дерево-лес за его необычные ветви. В центре находится главный ствол, от него вырастают побеги, которые тянутся к земле.

Рис. 28. ( )

Колбасное дерево получило свое название от формы плодов, которые достигают длины до 5-10 сантиметров. К сожалению, они не съедобны.

Рис. 29. ( )

Вторая группа растений - это кустарники. В отличие от деревьев у кустарников не один ствол, а несколько, но они намного тоньше. Как и у деревьев, стволы кустарников покрыты корой. Они прочные и твердые. Давайте познакомимся с некоторыми видами этой группы.

Сирень бывает двух цветов: сиреневая и белая. Цветы сирени обладают приятным запахом. У сирени есть еще одно свойство - до первого снега листья сирени остаются зелеными.

Рис. 30. ( )

Шиповник - дикая роза. После цветения образуются плоды, в них содержится много витаминов. Их собирают и сушат, делают витаминный сироп.

Рис. 31. ( )

Желтая акация используется в качестве изгороди в парках и скверах. Осенью на месте цветов образуется стручок.

Рис. 32. ( )

Смородина бывает черной, красной и белой. Ягоды обладают целебными свойствами.

Рис. 33. ( )

Третья группа растений - травы. В отличие от деревьев и кустарников, у трав нет ствола и веток, стебель мягкий и сочный. Загадки помогут познакомиться нам с некоторыми представителями этой группы.

Ты растение это не тронь,
Жжется больно, как огонь.

Рис. 34. Крапива ( )

Горел в траве росистой, затем померк,
Потух и превратился в пух.

Рис. 35. Одуванчик ( )

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки,
Маленькие лапушки.

Рис. 36. Подорожник ( )

Стоят кругом сестрички
Желтые глазки, белые реснички.

Рис. 37. Ромашки.

А знаете ли вы, как цветы и травы получили свое название? Подорожник получил свое название, потому что растет у дороги. У одуванчика после цветения семена легко сдуваются. А цветок колокольчика напоминает колокол.

О многих цветах и травах написаны легенды. Богиня Флора раздавала имена растениям. В траве она не заметила маленький голубой цветок. Уходя, она услышала: «Не забудь меня!». Богиня Флора назвала этот цветок незабудкой. Так незабудка получила свое название и стала символом воспоминаний.

Рис. 38. Незабудки ( )

Давайте познакомимся с необычными травянистыми растениями.

На первый взгляд может показаться, что банан - дерево, однако у банана нет прочного ствола, покрытого корой. После созревания плодов банан погибает. Высота стебля достигает 7 метров. Банан считается одной из самых высоких трав в мире.

Рис. 39. ( )

Бамбук - самая быстрорастущая трава. За сутки может вырасти на один метр. А еще бамбук - любимая пища панды.

Рис. 40. ( )

Вы уже знаете, сколько бед в себе несет пожар в лесу или на лугу. После пожара, кажется, уже ничего не сможет вырасти. Но проходит время и на черной обуглившейся земле появляются первые росточки. Какое же растение смогло выжить после пожара?

Знакомьтесь, это кипрей. Заросли этого растения напоминают розовое поле. А еще это растение обладает полезными свойствами: его заваривают и пьют как чай. Второе название этого растения иван-чай.

Рис. 41. ( )

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я и ты -
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты
Если только я и ты -
Если мы сорвем цветы.

Мы живем с вами на удивительной зеленой планете, где растет огромное количество деревьев, кустарников и травы. Помните, что каждый сорванный цветок, сломанная ветка - это вред, который человек наносит природе.

На следующем уроке мы рассмотрим тему «Дикорастущие и культурные растения». В ходе занятия познакомимся с двумя группами растений - дикими и культурными.

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. М.: ВИТА-ПРЕСС.

1. Фестиваль «Открытый урок» ().

2. Сайт Лукьяновой Ирины Викторовны ().

3. Мамоновская средняя школа ().

1. Расскажите, какие бывают растения и чем они отличаются друг от друга.

2. Расскажите, какие легенды вы знаете о растениях.

3. Нарисуйте растения всех 3 групп.

4. * Отгадайте загадки про деревья.

1.
Что за дерево стоит,
Ветра нет,
А оно дрожит?
(Осина)

2.
И высок я, и могуч.
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)

3.
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна)

Цели урока:

1. Образовательные:

  • обобщить и пополнить знания о средствах художественной выразительности языка (литература);
  • обобщить знания об особенностях строения цветка как органа полового размножения растения (биология).

2. Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся нравственные качества, которые помогают ярче и образнее увидеть в поэзии совершенство и красоту цветов, а значит, и мира, почувствовать единство человека и природы, бережно относиться к природе, попытаться присоединиться к её божественной гармонии.

3. Развивающие:

  • развивать навыки работы с поэтическим текстом;
  • развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
  • совершенствовать культуру речи;
  • продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

  • частично-поисковый;
  • проблемный;
  • эвристический.

Структура урока:

  • актуализация знаний;
  • работа с терминологическим словарём;
  • анализ изобразительно-выразительных средств языка, используемых в поэтических текстах;
  • особенности строения и функционирования околоцветника и главных частей цветка;
  • особенности полового размножения цветковых растений;
  • закрепление знаний по темам.

Учитель литературы: Вы идёте по летнему лугу и видите среди разнотравья голубые колокольчики, нежные и неприхотливые цветы. Они чаруют своим изяществом и неброской расцветкой. Глядишь на колокольчики, и кажется, что у них есть душа, наивная, открытая, доверчивая… Что-то удивительно родное таится в этих нежных милых цветах.

На экране текст стихотворения.

Ученик читает наизусть стихотворение А.К. Толстого «Колокольчики мои …».Слайд 20

Учитель литературы: Что такое олицетворение?

Ученик: Олицетворение – это изображение неодушевлённых предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить. Слайд 21.

Задание 10

Учитель литературы: Найдите в стихотворении А.К. Толстого олицетворение

Ученик выходит к доске и подчеркивает олицетворение в стихотворении. «Колокольчики мои, что глядите на меня», «головой качая». Слайд 20.

Ученик: Олицетворения помогают наиболее ярко изобразить явление, предать изображаемому определённую эмоциональную окраску, выразить мысль о единстве мира и человека.

Учитель биологии: Вся удивительная красота растений, запах, сладкий нектар существует для одной единственной цели – опыление.

Актуализация опорных знаний (учитель биологии задает вопрос – ученик отвечает).

Учитель: Что такое опыление?

Ученик: Перенос пыльцы с тычинок одного растения на пестик другого.

Учитель: Что является женскими органами цветка?

Ученик: Пестик – это женский орган цветка.

Учитель: Что является мужскими органами цветка?

Ученик: Тычинки – это мужской орган цветка.

Учитель: Почему у растений не происходит самоопыление?

Ученик: У цветков растений разновременное созревание пыльцы и пестика.

(На экране SMART-BOARD рисунок цветков с пчёлкой. Слайд 22)

Ученик передвигает пчелку с цветка с недозревшей пыльцой на цветок с созревшей пыльцой

Вывод:

Учитель биологии: Что же такое цветок?

Ученик: Цветок – орган полового размножения растений, который состоит из главных частей (пестика и тычинки) и вспомогательных: (чашечки и венчика), а также привлекает насекомых для опыления.

Задание 11. На экране SMART-BOARD и у каждого ученика на парте поуровневое задание, после выполнения проверить. Слайд 23.

  • 1-й уровень на «3» – 1, задание;
  • 2-й уровень на «4» – 1-2 задание;
  • 3-й уровень на «5» – 1-3 задания.

Учитель биологии : Укажите правильный ответ.

Ученик выходит к доске и находит соответствие между заданием и ответом. Слайд 23.

На экране SMART-BOARD стихотворение А.А. Фет «Первый ландыш» читаетучитель литературы.

Задание 12 . На экране SMART-BOARD и у каждого ученика на парте поуровневое задание, после выполнения проверить. Слайд 24.

Укажите правильный ответ.

  • 1-й уровень на «3» – 3 задания;
  • 2-й уровень на «4» – 6 заданий;
  • 3-й уровень на «5» – 9 заданий.

Учитель литературы:

Ученик выходит к доске и находит соответствие между заданием и ответом. Слайд 24.

Учитель биологии: На пороге весна, потом лето. Мы ждём их с ярким солнцем и весёлыми дождями, с говором дубрав и ароматом цветов. Но теперь, когда попадутся нам на глаза цветы, не рвите их

Учитель литературы читает наизусть стихотворение Л. Чарской «Не рви цветов»

Учитель биологии: Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока… Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок – земля превратится в сад…

Урок завершается музыкой П.И. Чайковского «Вальс цветов».